История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

ИСТОРИЯ АРЗАМАСА 

"Арзамасский кремль" - авторский сайт

 

Письма Ивана Грозного

 

 

   Вознесенский храм

в г. Коломна построенный в честь рождения Иоанна Грозного в 1530-1532 гг.

     

 

 

      Изучение жизнедеятельности Ивана IV Грозного занимались многие учёные, однако до сих пор описание времени его царствования, его яркого характера и событий, происходивших в тот период, оставили больше неясных и  спорных моментов, чем твёрдых и доказанных ответов. Тем более, что доказательная база или фактологический материал для исследования  оказываются малы для такой мощной и огромной фигуры как Грозный. Намеренно или естественным образом (утраты из-за пожаров и т.д.) архивных подлинных документов сохранилось очень мало.  Поэтому, как мне кажется,  для понимания дел и событий, будет правильным ещё раз проанализировать его личные письма, которых в отличие от первых документов сохранилось, гораздо больше потому, что Иван Васильевич как человек эрудированный, с великолепной памятью, хорошо знавший историю, очень много писал писем и посланий.  Живое слово государя, его мысли изложенные на бумаге, уверен, помогут в этом деле.

 

 

      Исследование личности  Грозного по его письмам,  по мнению  доктора филологических наук профессора Б.С. Кондратьева «…пока ещё не стало предметом серьёзного научного изучения. Может возникнуть вполне правомерный вопрос: а можно ли доверять этим письмам? Поэтому определю лишь свою позицию: сам стиль писем, их образность, интонационный строй вполне позволяют говорить об искренности их  автора. Иван IV предстаёт в своих письмах как идеолог русской самодержавной государственности, как православный мыслитель и талантливый писатель – это в первую очередь.

     Но письма – это  глубоко личный автобиографический документ, дающий представление о человеке трагически сложном и противоречивом. Одним словом, как у Достоевского: «тут крайности сходятся»

     «…Содержание писем  говорит, прежде всего, о русско-православном сознании их автора. Вслед за первым митрополитом  Илларионом царь Иван в первом послании к Курбскому утверждает верховенство духовного служения для русского человека в противовес себялюбию и самоутверждению в земной жизни: 

    «Ты  же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против Бога восстал… даже если ты приобретёшь весь мир, смерть напоследок всё равно похитит тебя; зачем ради тела душой жертвовал? Ради преходящей славы, себялюбия, радостей мира сего всё своё душевное благочестие, вместе с христианской верой и законом ты попрал».

  «На этом нравственном основании строится, по сути дела, и понимание Иваном Грозным самодержавия как национально – православной формы власти:

   « Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи... Посмотри на всё это и подумай, какое управление бывает при  многоначалии и многовластии… И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не удерживать в узде. И отдаться на разграбление иноплеменникам?... Подданным своим воздаём добром за добро и наказываем злом за зло, не желая этого, но по необходимости, по злым их преступлениям. Никаких козней для истязания христиан мы не придумываем, а, напротив, сами готовы пострадать ради них в борьбе с врагами не только до крови, но и до смерти. Ибо одно дело пролить кровь за православие, а другое – желая чести и богатства…»

    (Кондратьев Б.С. // Доклад на межвузовской конференции Арзамасского государственного педагогического института. Арзамас. 2002г.)

   Смысл этих строк письма князю Курбскому говорит о мудрой внешней и внутренней политике великого русского православного царя Иоанна IV Васильевича Грозного.

   Многие «нравственные доброжелатели» обвиняют Ивана Грозного в необузданной жестокости и деспотизме к покорённым народам. Реальные дела его говорят об обратном. Приведём пример основанный на летописании военного похода на Казань в 1552 г. Всю зиму 1551 года в Москве принимали по 500-600 человек: мордовских, черемисских (марийских) и чувашских посольств. Тех народностей, по территории которых и планировался пройти летом 1552 года. В столице их угощали – поили, кормили, одаривали царскими подарками, то есть заключали дружеские договоры. В результате этой огромной подготовительной работы русское войско в 100 тыс. человек летом 1552 года прошло 800 км. по дружественной территории. Народы, по территории которых проходило войско, снабжали русских воинов  «…и говяды, и мёды, и зеленаху...» - продовольствием в достаточном количестве, которое не просто так, а покупалось за деньги у местного населения.  Политика государя к отношениям с соседними народами была очень тонкая и дальновидная.  Об этом не могли не знать его ближайшие вельможи. Поэтому действия «великого  воеводы» князя Курбского были не просто какими-то невольными ошибками, а злонамеренными действиями против мудрой политики молодого государя.  В своём письме Курбскому после взятия Казани, царь с горечью выговаривает князю:

   « Когда же город по божьему милосердию был взят, вы не занялись установлением порядка, а устремились грабить! Таково ли покорение прегордых царств… И так подчинили вы нам эти царства, что более семи лет между ними и нашим государством не прекращались ожесточённые боевые стычки! Так-то вы громили и подчиняли нам прегордые царства»

  Грозного продолжают обвинять во всех смертных грехах до сих пор. Так исследователь Г. Благовещенский пишет о царе: « …Он нещадно терзал свою страну. Он создал особую карательную службу – опричнину – и, обрядив этих служивых на сатанинский лад, предоставив им полное право казнить и миловать. Опричники утопили Русь в крови…».  

   К сожалению, у Грозного не было «стилистов»  и, надо думать, он придумывал форму своей, вновь образованной армии, сам. Здесь следует подчеркнуть, что Грозный впервые в истории России создал регулярную армию, основой которой являлись стрельцы. Так вот у опричников была такая же форма, как и у стрельцов, только чёрного цвета, в подражание монашескому чёрному цвету. Так, что же тут сатанинского. 

                                                                      Александровска  слобода


 

    Последнее утверждение «…утопили Русь в крови…». Нам с вами известно уже из нашей истории, и можно привести множество примеров (семибоярщина, семибанкирщина и т.д.), о том при каких обстоятельствах Русь тонула в собственной крови. Когда ослабевала центральная власть и к внутренним раздорам тут же присоединялись внешние враги, которые начинали рвать страну, как изнутри так и снаружи. «Опричнина», наоборот, сохранила целостность страны и уберегла её от истинного кровопролития.

     Далее Г. Благовещенский продолжает обличать царя, так, как будто находился рядом с Грозным, в одном пыточном подвале и подавал ему орудия пыток. «…Он до умопомрачения обожал физические пытки, никто не мог сравниться с ним в искусстве истязания плоти человеческой. Он был способен непрерывно пытать человека на протяжении 8 часов! При этом он словно бы знал, к кому какую пытку применить. В поисках особого вдохновения он обращался к богословским книгам и выискивал в них подробности истязания душ грешников в аду. Почерпнутые познания он немедленно применял на практике, поистине это был палач виртуоз!..»

     После этих слов так и представляешь себе соревнования по применению пыток. За столом с цветочками сидит солидное жюри, секундомером засекают время. Зрители аплодируют участникам, особенно тем, кто сильнее закричит от боли. Потом на подиум поднимаются победители в соревнованиях, девушки в кокошниках дарят им букетики цветов, хохломские кубки, а старые заслуженные палачи жмут руки и троекратно лобызают победителей. В этих соревнованиях, конечно же, всегда побеждал «палач виртуоз – царь Иван»… Бред сивой кобылы! Ахинея!

    И ещё одно. По Г. Благовещенскому выходит, что богословские книги являются учебниками по применению пыток?!

   Затем Г. Благовещенский «собирает очки» перед лучшей половиной человечества – перед  женщинами, как бы защищая их от изверга Грозного.

       «… Он был также диким сладострастником, но при этом и отвратительным мучителем женщин, поскольку не ведал о том, как с ними обращаться, в сущности даже и за людей их не считая…» 

   Иван Васильевич был женат четыре раза (третья супруга умерла от болезни сразу же после свадьбы так и не став законной женой государя)  и имел трёх разрешённых церковными канонами жён.  Горю царя не было конца, когда умерла его первая любовь Анастасия Романовна, которая подарила ему первенца царевича Дмитрия. Даже в Казанском походе царь, сохраняя в памяти и сердце милый образ, называет именем любимой жены  крепостные сооружения. Подтверждение тому одна из проездных башен Арзамасского кремля, которую начали строить при Грозном, во время Казанского похода носила название – Настасьинская. На обратном пути, возвращаясь с победой над Казанским ханством, Грозному приносят радостную весть о рождении наследника. Радость молодого государя от этих двух событий воплотилась и материализовалась в памятник, который до сих пор удивляет своей красотой и своим величием – собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. 

 

 

Москва,Красная плошадь, Храм Покрова на Рву или Василия Блаженного.

 

«…Не ведал о том, как следует с женщинами обращаться…» Эту галиматью,  как то даже и неловко комментировать.  Чтобы родились все его дети царь, конечно же, приглашал в спальню жены кого то, кто бы умел обращаться с женщинами… Полная чушь!

   Конечно, эти мягко говоря, нелестные характеристики Г. Благовещенский не сам придумал, чувствуется капающий с пера на бумагу яд предателя Курбского или его подражателей. Его  стиль, его мыли. Только зачем повторять через четыре столетия эти глупости за Курбским, не лучше ли руководствоваться здравым смыслом. «…Чем нелепее ложь, тем быстрее в неё люди поверят…» Где то мы уже это слышали, какой-то доктор Гебельс говорил.

   Далее, характеризуя царя, Г. Благовещенский меняет свою точку зрения на диаметрально противоположную. «…При этом ему (царю – А.П) была присуща истинная государственность – в минуты просветления. Он словно пронизал мысли иноземных послов и не позволял им глумиться над державой русской... …Именно благодаря мудрой дипломатии Грозного иезуитскую миссию Антонио Поссевино, желавшего насадить на Руси католическую веру, постигла полная неудача. То, что Крым стал почти русским и была присоединена Сибирь, - всё это тоже заслуги Иоанна Грозного, явившего себя подлинным владыкой!

   Он был исключительно талантливым композитором. Его «Стихиры» поражают величием. Они подобны древним медитативным гимнам, повергающим незрелые души в смятение…

  Он был ещё и замечательным писателем. Одна лишь переписка с Андреем Курбским – блестящее тому свидетельство…» (Благовещенский  Г. Иоанн IV Грозный. «Астрель – СПб». Санкт – Петербург. 2010 г.  С-3 – 5.)

    Как же вдруг изменился «палач виртуоз», который только тем и занимается, как по 8 часов в день пытает невинных жертв. А если не пытает, то  тренируется по богословским книгам, готовясь к соревнованиям. И когда только этот «дикий сладострастник» и  отвратительный мучитель женщин» всё успевал.

    Однако последние утверждения Г. Благовещенского о том, что Россия осталась Православной, а не католической как хотелось папе Римскому и Антонию Поссевино ничего не обрыбилось, и про Крым, и про Сибирь,  и про «Стихиры», и про талант писателя – сущая  правда, так как это факты,  которые даже не требуют доказательств. Стоит только зайти в любой Православный храм  в Сибири или в Крыму.

    И здесь надо заметить, что это были  очень сложные дела, которыми и занимался государь. У него просто не было времени на те глупости, которые ему голословно, без каких либо доказательств, приписывают.

   И всё же вернёмся к письмам. Для покорения  Казанского ханства в 1552 г. была проведена огромная подготовительная работа. Но и взятие Астрахани 1556 г. было тоже  не простой прогулкой с ветерком на кораблике. Обстановка в этом бурлящем котле осколков «Золотой орды» была очень напряжённой.  И только мудрая дипломатическая политика 26-ти летнего государя могла стабилизировать обстановку и навести порядок среди этих кочевых племён.

   Ногайский хан Измаил,  который возгордившись, прежде хотел писать себя «отцом» Грозного, но ему разъяснили его же соплеменники, что не надо этого делать, тогда он стал выпрашивать у Грозного «подарки». В 1562 году Измаил писал царю: «…Прежде братство и дружба твоя к нам была; прежде ты нам говорил, что если возьмешь Казань, то нам её отдашь; ты Казань взял, а нам её не отдал. Потом Астрахань взял, хотел и её также нам отдать и не отдал. Волга пала в море 66-ю устьями, и этими реками всеми ты владеешь: бью челом, дай мне одну из них, Бузан! Станут говорить: у друга своего, белого царя, одной реки не мог выпросить! И твоему и моему имени добрая ли то слава? Твоим жалованьем держу у себя слуг своих. Голодны мы и в нужде большой, неоткуда нам деньгу взять: пожаловал бы ты, прислал 400 рублей…»

  Царь отвечал: «…Того слова не бывало, что будто мы хотели тебе Астрахань отдать. А о Бузане мы сыскивали и нашли, что исстари по Бузан был рубеж астраханский; и ты б велел людям своим кочевать по своей стороне Бузана, а за Бузан не переходить…».

  Измаил просил, чтобы царь вывел из Астрахани враждебных ему князей; Иоанн отвечал: «…Этих князей скоро вывести нельзя потому: как взяли мы Астрахань, то астраханским князьям своё жалованное слово молвили, чтоб они от нас разводу и убийства не боялись. Так чтоб в других землях не стали говорить: вера вере недруг и для того христианский государь мусульман изводит. А у нас в книгах христианских писано: не велено силою приводить к нашей вере. Бог судит в будущем веке, кто верует право или неправо, а людям того судить не дано…». (Благовещенский  Г. Иоанн IV Грозный. «Астрель – СПб». Санкт – Петербург. 2010 г.  С-133.)

   Прочитав эти письма, хочется спросить тех крикунов и обличителей Грозного: смог бы психически ненормальный тиран и деспот, каким  его рисуют,  проводить такую гибкую, и тактичную политику?  Грозный с его мощью мог бы прихлопнуть ногайского хана Измаила как муху на ладони. Хан своим нытьём и шантажом переметнуться к Крымскому шаху, постоянным попрошайничеством, достал царя, что называется «до печёнок». Другой правитель послал бы этого хана куда подальше. Но Грозный терпеливо и вежливо, но в то же время твёрдо, разъясняет и отстаивает интересы своего государства.

   Опять же вопрос к лжеобличителям. Как там насчёт того, что Грозный часто впадал в ярость: то беременную невестку палкой отлупит, то острым посохом сына ударит, а то тем же посохом угли подгребает под тело пожилого и верного ему полководца.

  Письма говорят о многом и их можно приводить много. Они как раз и разоблачают очернителей великого русского царя. И ещё раз доказывают несостоятельность обвинений выдвигаемых против Иоанна IV Грозного. В этих письмах Грозный проявляет свои лучшие черты православного русского человека, мудрого правителя, собирателя и устроителя России. 

   Недаром авторитетный церковный деятель, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн назвал Грозного Игуменом всея Руси.

                                                                                                                                                                                                                                                            кандидат исторических наук,

                                                                                                                                                                                                                                                                 член Союза архитекторов,

                                                                                                                                                                                                                                                                   архитектор – реставратор

                                                                                                                                                                                                                                                                                        А.С. Петряшин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Назад к содержимому | Назад к главному меню