История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

 ИСТОРИЯ АРЗАМАСА

"АРЗАМАССКИЙ КРЕМЛЬ" - АВТОРСКИЙ САЙТ

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ОБ АРЗАМАССКИХ МОНАСТЫРЯХ

 

 

Вид Арзамаса с севера

 

«…Особенность Арзамасских церквей та, что каждая из них, - за исключением Благовещенской, Введенской, Свято-Духовской и кладбищенской Всехсвятской, в которых тёплый и холодный храм помещаются в одном здании, - состоит из отдельных каменных зданий – тёплого и холодного храма; так, что издали город, необширный по народонаселению, представляется как бы одним большим МОНАСТЫРЁМ со множеством церквей, церковных куполов и глав. Во сех Арзамасских монастырях, считая в числе их Алексеевскую общину, более 830 человек – монашествующих по увольнительным видам, что составляет почти 1/10 часть всего 9-10-тысячного народонаселения города Арзамаса, тогда как в Нижнем Новгороде при 50 -60-тысячном народонаселении, с его знаменитою всемирной ярмаркою, всего три монастыря с 330 – 350 монашествующими и проживающими по увольнительным видам (см. отчёты о благосостоянии монастырей Нижегородской епархии за 1885 -86 гг.)…»

  Четыркин И.Н Историко-статистическое описание Арзамасской Алексеевской общины. Арзамас, 1887. С.2.

    

 

 

Вид Арзамаса с эапада из-за реки Тёша 

 

 

 

Праздник души

 


 

 

 

           На примере небольшого города, в котором периодами наблюдался бурный всплеск стро­ительства, можно проследить разнообразные архитектурные стили, соответствующие раз­ным эпохам, начиная с русского деревянного зодчества до последнего дореволюционного стиля модерн.

           Арзамасская архитектура интересна и ценна еще и тем, что многообразие типов граж­данских зданий, церквей и монастырских комплексов собраны на сравнительно небольшом пространстве (примерно на одном квадратном километре) и размещены на живописном рель­ефе, с высокими перепадами, открывающимися далями и красивыми окрестностями.

          Приблизительно сорок храмовых зданий, двадцать колоколен, да на каждой колокольне не менее десяти колоколов. Двести колоколов, каждый со своим голосом, управляемые мастерами-звонарями своих колоколен, вливаясь в общий ансамбль, начинали одновременно звучать…! Трудно, но очень хочется себе представить эту симфонию звука, этот концерт во имя православного праздника.

         Через мощную и стройную колоннаду портиков Воскресенского собора просматриваются Затешин- ские луга и синеющий лес. Контраст рукотворного и созданного самой природой делает не­повторимым облик Арзамаса! Поэтому Арзамас имеет огромные потенциальные возможнос­ти стать одним из наиболее посещаемых центров духовной культуры, истории, архитектуры и туризма.

         Былины, сказания, предания и исторические события в сочетании с многочисленными памятниками культуры ставят его в один ряд с известными историческими городами «Золо­того кольца».

        Одухотворенный образ, уникальный по своей форме и силе эмоционального воздей­ствия среды обитания, формировал в человеке строгие основы благочестия, гордости за кра­соту и благополучие родного города.

        Роль монастырей для русского православного человека трудно переоценить — она ог­ромна. Здесь как нельзя более соединялись внешняя форма и внутреннее содержание. Это источники культуры, начало которых уходит в глубокую древность.

       Впервые письменность появилась в монастырях, вспомним святых Кирилла и Мефодия.

       Первые крупицы знаний об окружающем их мире получали дети от монахов-учителей. Функции опеки и призрения детей-сирот, больных и немощных людей.

      Многие ремесла по­явились и развивались в монастырях.

     Строгий монастырский уклад жизни служил высоким духовным примером мирянам.

     И, наконец, израненные в разнообразных жизненных перипетиях души лечили, уходя в монастырь, отрекаясь от земных благ, от мирской суеты, чтобы найти ответы у умудренных жизненным опытом старцев на свои неразрешимые вопросы.

      В заключение хочется сказать, что не раз Россия переживала тяжелые времена - вой­ны, революции; не раз судьба посылала ей тяжелые испытания, казалось, все, не восстать ей из пепла, однако проходила боль утрат, заживали раны, и становилось ясно, что не напрасно трудились наши предки над людскими душами.

      Удивительные люди, подвижники земли Русской и всего христианского мира, духовные отцы арзамасской Алексеевской общины — строитель Санаксарского монастыря Федор Уша­ков и игумен Вознесенского Высокогорского монастыря отец Антоний, впоследствии 45 лет руководивший Троице-Сергиевой лаврой. Много духовных сил отдало той же общине семей­ство Страгородских. Основатель Саровской пустыни игумен Арзамасского Введенского мо­настыря схимонах Исакий, основатель Никольского монастыря Феофилакт Яковлев, игумен Спасского монастыря о. Сергий. Нельзя не сказать о светоче мировой христианской культуры Преподобном Серафиме Саровском, который неоднократно бывал в Арзамасе. Много людей потрудились на ниве духовного просвещения — и знаменитых, и совсем неизвестных. К со­жалению, история не донесла до наших дней имен монахов Спасского монастыря, которые первыми начали распространять христианскую культуру по югу Нижегородского края.

       В настоящее время многие усиленно ищут национальную идею — кто по наивности, кто намеренно.

    Наши предки не мучались таким вопросом. У них была четкая и ясная наци­ональная идея: благочестие, православие, соборность, патриотизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Назад к содержимому | Назад к главному меню