История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

  

ИСТОРИЯ АРЗАМАСА
"Арзамасский кремль" - авторский сайт

 

 

 

Ансамбль Соборной площади

города Арзамаса

 

 

 

   Основой, базой для формирования планировочной структуры и  архитектурного облика главной площади Арзамаса послужила, схема сохранившаяся с давних времен. Планировочная схема Арзамаского кремля продиктованная рельефом местности  и придуманная первыми строителями города. К центральной площади сходились лучами улицы, из Стрелецкой и Пушкарской слобод.

 

 

 

Ил. 1

 

    После упразднения кремля и  разборки старых обветшавших крепостных сооружений, город из оборонного узла постепенно превращается в торговый центр. Этому также способствовало ещё и то обстоятельство, что город находился на пересечении многих торговых дорог. Торг, размещавшийся ранее только на посаде, за пределами кремля на Благовещенской площади, со временем  расширяется и постепенно занимает территорию Соборной площади. См. чертёж Ил.1. Одновременно начинает образовываться и оформляться каменными лавками целая торговая улица Гостиный ряд. Интенсивная торговля в городе Арзамасе продолжалась вплоть до революции 1917 года.

      Вот как красочно описывает арзамасские торги уже в XX веке один из очевидцев этих великолепных ярмарок учащийся Арзамасского Реального училища В.А. Весницкий. Ил.2

 

 

Арзамасский торг. Вид на Благовещенский храм. 

(Фото из коллекции Арзамасского историко-художественного музея)

Ил.2

 

         «…В воскресные дни, особенно в осенне-зимний период, на двух поч­ти совмещающихся площадях - Соборной и Благовещенской, проходи­ли большие базары. На первый взгляд, это была многолюдная толчея, через которую трудно не только пройти, но и руку протянуть. Одна­ко, присмотревшись внимательно, в кажущемся хаосе наблюдался определенный порядок. Многочисленные ряды телег или саней с под­нятыми вверх оглоблями, ряды высоких столов с навесами, низких скамеек и просто сидящих торговцев, длинными рядами на “собствен­ном инвентаре” (корточках), - все    отражало деловую организован­ность базара.

       А на базаре, и особенно на ярмарках, действительно всего было сколько угодно, тем более, что Арзамасский уезд включал в себя ряд волостей с развитыми кустарными промыслами и производствами: са­пожное, шорное, войлочное и др. Интересна сама картина базара: над возами висят бараньи туши, говяжьи бока, красные ливеры кусаки, гуси, утки и куры, копченые окорока и поросячья молодь, бруски сала и копченая колбаса кружка­ми. Сани с освежеванными зайцами, бочки с соленой тарашкой, сем­гой и красной икрой. Икру крестьяне покупали по 10 фунтов (Фунт примерно 400 гр. А.П.), из бочек ее накладывали лопатой.

     На столах стояли кадочки с медом, мешки мороженых ягод, горки пряников, конфет, бутылки “баварского” кваса – медовые  кваски шипели и пенились, точно шампанское.

    Висели огромные связки кренделей, диаметром от луковой голо­вки до детской головы. Сушки, крендели простые и кислые, с маком и тмином, сахарные и соленые.

     Ягоды: вишня, смородина, яблоки, — продавались в возах.  Яйца — в лукошках, молоко — в берестяных бураках.

    Кожевенные изделия и валяная обувь висели на плечах торговцев, лапти в возах или кучей на земле.

     Капуста, картофель в возах и на земле горками. Капустные горки достигали, порой, высоты 1,5 метра. Знаменитый золотой арзамас­ский лук — в мерках, косах и мешках, его вагонами в огромных коли­чествах вывозили за пределы Нижегородской губернии.

    Там же, на земле, лежали корыта и лопаты, топорища, решета, санки, грабли, серпы, косы, вилы, бочки и кадки, вальки и скалки, дуги, оглобли и хомуты, гончарные изделия.

     Немного в сторонке живой скот: коровы, овцы на привязи, порося­та в корзинах, куры и утки. А еще дальше — гордые белые арзамас­ские гуси, шипящие и гогочущие на подходящих к ним покупателей.

     И все это звенело, стучало, визжало, невольно стремясь стать “ли­цом” к покупателю. И если уж он заинтересовался товаром и взял его в руки, то продавец всеми силами старался не выпустить покупателя из рук, расхваливая товар. И поговорка “не похвалишь — не про­дашь” на базаре всегда была на вооружении.

    Все продукты и вещи, в основном, привозились из сельской мест­ности. Ярмарочные торжища часто растягивались на три дня: поутор-жье, торжище и послеторжье, отличались от базаров большим объемом товаров и приурочивались к церковным праздникам: Никола вешний, Никола зимний, Покров, Казанская и др.

     Да и гуляли на ярмарках эх и весело! И уж если гулять, так гулять до конца! Какая ярмарка без “обжорки”. Не поешь там или не погла­зеешь, то и на ярмарке не побываешь!

    Чем только не угощали народ стряпухи. Вот тянет утробным запа­хом горячей брюхавицы, рубца и кишок, набитых гречневой кашей. А вот сидит “армяк”, колени на земле, а зад на пятках: борщом наслаж­дается, от усердия потом обливается.

    У соседки дымит паренка, а рядом — гуляш и печенка, мужики их едят да стряпуху поминают, ведь аппетиты-то велики, а чашки малы.

    Ну а после этого, последний семишник из кармана вынешь и у со­седки “баварского кваса” выпьешь, а квасок медовый, ой бедовый!

    Закусили — теперь можно покурить, а попутно и пошутить.

— Эй, мужик! “Кабыздоха” продаешь или так отдаешь?

—  Купи, дядек, не прогадаешь. Зайцев не знай, а кошек мимо го­няет,

— Эй, тетка! Где здесь на грош пятаков купить можно?

—  Не знаю, родимый, я нетутошняя.

      А вот семечки по воробью, подходи, карман набью!

     Папиросы черные, есть “Шуры-Муры”, “Тары-Бары” и “Трез­вон”, а для господ “Сафо”, “Дядя Костя” и “Наполеон”…»   (1)

 


 

Ил. 3

(художник Б. Кустодиев. Ярмарка)

 

       Арзамасский торг и эти обильные ярмарки были своего рода «Выставками Достижения Народного Хозяйства – ВДНХ», были, подведением итогов, результатом той отлаженной гармоничной жизни, которая сложилась в Арзамасском крае и продолжалась вплоть до 1917 года. Сбалансированные силы между производством – местными крестьянами, а также ремесленниками производившими товары в достаточном количестве и купечеством которое передвигало эти товары и равномерно распределяло между потребителями, складывались годами. Причём товары и продукты питания в подавляющем большинстве своём были местного производства, то есть чистыми  и свежими. В небольшом городе многие люди, если были не родственники, то наверняка знали друг друга, а, следовательно, дорожили своим именем и качеством продаваемого товара. При этом у ремесленников и купцов были свои давние многовековые устои и традиции. Недаром ходили легенды о «честном купеческом слове». При обилии и многообразии товаров цены были низкие. Богатеющее купечество с твёрдым христианским укладом жизни искренне считало родной территорией не только свой жилой дом, но весь город, улицу и храм. Храм, в котором крестились, венчались и отпевались их предки и родители. Храм для арзамасцев был вторым домом. Поэтому богатое купечество так щедро вкладывалось в строительство не только своих домов, но и в создание церковных и общественных зданий, благоустройство родного города. Следовательно, у прежней красоты города были не только прочные экономические устои,  но и сильнейшая духовная составляющая. Ил.4

 

 

Ил.4

 

      Весь этот великолепный ансамбль Соборной площади, с главной доминантой Воскресенским собором, сложился в основном, в наивысший экономический расцвет города в, так называемый, «Золотой век» Арзамаса примерно с 1775 по 1850 гг. из окружавших собор зданий, но корни образования уходят в глубь веков.

 

Деревянный Воскресенский собр

 

    При основании города в 1552 г. первым строением в нём был, конечно же, храм, построенный руками воинов армии Ивана Грозного. В исторических записках он называется во имя Архистратига Михаила – в этом  случае покровителя русского воинства.

     Русские деревянные города на Руси часто страдали от опустошительных пожаров, не обошла эта беда и город Арзамас. Почти через сто лет, по описи  1643 г. в крепости находится соборный храм уже во имя Воскресения Христова с двумя приделами: Вознесения Господня и Великомученника Фёдора Стратилата «…Храм этот был деревянный клет, верх шатром, паперти на стрелех…». (2)

       По сообщению Н.М. Щеголькова «…Арзамас пользовался ви­димым благоволением (царя) Михаила Федоровича, который в особенности заботился о духовных нуждах этого города... он в сентябре 1628 года дал Воскресенскому собору свою царскую грамоту, на владение полянами Осиновкой и Никифоровкой, а в 1641 году еще полянкой Становою…»..   (3)

      В 1650 году в центре города случился сильнейший пожар во время которого сгорел и Воскресенский собор о котором упоминается в описи 1643 года.  На его месте в 1652 году построили новый дубовый собор. 

      В 1742 году в городе затеялись строить, более просторный, каменный Воскресенский собор, на том же месте в центре города. Старый дубовый, в том же году продали сельскому обществу в село Водоватово Арзамассккого же района. Ил. 5

 

 

Ил. 5

 

   В 1904 году в селе Водоватово строят под руководством архитектора А.Никитина новую из красного кирпича церковь,  а старый Воскресенский собор, изрядно перестроенный под надзором  архитектора А.Полтанова разбирают и переносят в село Костылиху.  Ил. 6  Водоватово также как и костылиха принадлежали арзамасскому помещику Чемоданову.

 

 

Ил.6 

 

    Этот деревянный Восресенский собор, пережив многие перестрой­ки и переезды, сохранился до сих пор в селе Костылиха Арзамас­ского района. Уникальное явление для центральной части России. Конструктивная схема собора «о двадцати стенах» традиционна для русского зодчества. 

      В 1999 году удалось сделать простые обмеры. Ил.6.  А в 2000 году, руководствуясь обмерными чертежами и опираясь на традиции русского деревянного зодчества, внешний облик этого ценнейшего памятника архитектуры был графически реконструирован  Н.Ф. Филатовым и А.С. Петряшиным. Ил.7.  

 

    

 

Ил.7

 

       К центральному объёму храма, представляющему из себя восьмигранный сруб – «восьмерик», примыкают два прямоугольных придела со своими алтарными частями. Прямоугольные срубы традиционно продолжались вверх восьмигранными срубами. Типичная связка «восьмерик на четверике». Далее вверх восьмигранный сруб удобно и очень часто перекрывался шатровой крышей, которая в свою очередь завершалась шейкой, маковкой и крестом. Многоугольные алтарные части также традиционно покрывались бочкообразной крышей с шейкой, маковкой и крестом. Западную же часть храма опоясывала галерея – «гульбище» «…на стрелех…», на выпусках из основного сруба брёвен.

   Со временем, при переездах и неграмотных ремонтов, храм потерял свою былую красоту два маленьких шатра и «гульбище», однако, главный шатёр сохранился даже до XX века. Ил.8

 

 

Ил.8

 

    Храм в селе Костылиха долгое время был заброшен и только чудом не сгорел как и многие другие. В 2002 году деревянный Арзамасский Воскресенский  храм подремонтировали местными плотниками. Ил.9; Ил.10

 

     

                                   

                                           Ил.9                                                                               ил.10

 

Воскресенский собор 1814 -1842 гг.

Автор М.П. Коринфский

 

     После победы над французами в  Отечественной войне 1812 года, во славу русского оружия, патриотичные Арзамасцы решили построить новый величественный каменный Воскресенский собор. Роскошный проект величественного здания в классическом стиле разработал, ученик знаменитого архитектора А.Н Воронихина арзамасец Михаил Петрович Коринфский. Ил.11; Ил.12

 

          

 

                                        Ил.11                                                                    Ил.12

 

    Строился собор 28 лет. За это время произошло много разных событий. О строительстве собора много написано. Историк Арзамаса Н.М. Щегольков посвятил этому целую книгу. Коротко можно отметить основные моменты, связанные со строительством собора.

     Строительство началось на так называемые «кормовые» деньги, которые правительство выплатило арзамасцам за общегосударственные обязанности  в военное время.  

    В 1814 году первый камень в основание Собора заложил его настоятель Стефан Пименов.

     Основной строительный материал – красный кирпич  горожане заготавливали своими руками, добывая глину и обжигая формованный сырец на небольших печах в  берёзовой роще, на территории нынешнего парка им. А.П. Гайдара.  

    В 1820 году при участи архитектора С.И. Соколова закончены фасады с лепниной.

    А в 1821 году и вся кирпичная кладка огромного здания собора была завершена.

    В 1823 году Арзамас постигло большое бедствие. Сильнейший пожар охватил город. Только в нижней части сгорело 120 домов. Для восстановления строений и назначают нового городового архитектора Семёна Ивановича Соколова.  На главной стройке города тоже случилось непредвиденное обстоятельство. Юго-западная колонна дала трещину, что вызвало тревогу и смятение среди многих горожан. Однако выдержка и опыт главного строителя собора помогли исправить положение. Соколов С.И. вместе  с «плотником и подрядчиком по каменным делам» Егором Михайловым надёжно укрепили и стабилизировали колонну.

     О городовом архитекторе следует сказать особо. После отъезда в 1823 году  М.П. Коринфского в Симбирск, заботы о строительстве собора легли на плечи С.И. Соколова. Это он вёл надзор за строительством, «сочинял собственноручно» детали проекта, планы и благоустройство территории,  проекты ажурной ограды, фасады с лепниной и т.д.  Поэтому можно определённо сказать, что и С.И. Соколов может по праву считаться соавтором этого величественного здания.

    Разные были времена для строительства собора, были спады и подъёмы. Строительство требовало огромных средств. К чести арзамасцев в трудные времена они помогали общему благородному делу. Некоторые анонимно жертвовали большие суммы денег на строительство. А староста собора пятый по счёту Быстров Сергей Васильевич, когда случилась задержка в поставках строительных материалов, разобрал пол своего дома и доски принёс в собор. Особенно много помогали строительству зажиточные арзамасские купцы: И.А.Попов; В.И. Скоблин; П.И.Подсосов; Г.И.Сурин и многие другие. Ил.13

 

 

Ил.13

 

   Росписал внутренние стены собора Осип Иванович Серебряков с сыном Александром – ученики  А.В.Ступина.  

    Сам Алксандр Васильевич Ступин (по данным краеведа Арзамаса П.В. Еремеева) в августе 1840 года расписал четыре внутренних поверхностей (тимпанов) фронтонов Воскресенского собора.

   Николай Михайлович Алексеев тоже выпускник Ступинской школы написал две местные иконы: Спасителя и Божьей Матери.

   Иконостас сработали Василий Алексеевич Ломакин и его сын Клим.

   Позолоту производил Алексей Васильевич Студенцов.

   Медники города – братья Лысковцевы выполнили три больших паникадила.

   Кузнец – Алексей Алексеевич Еремеев сковал красивые решётки для всех окон и сделал все двери.

   Золотошвеи Арзамаса преподнесли облачение малинового бархата, шитое золотом, с воздухами, стоившее 3000 рублей серебром.  В собор «…вышита золотом по бархату больших размеров плащаница, украшенная сибирскими самоцветами и французскими сразами…»

 Создание собора закончено в 1842 году. Общая стоимость постройки по записям 91500 рублей серебром. (по деньгам того времени А.П.) (4)  Ил.13; 14

 

 

Ил.14

 

Южная граница Соборной площади.

Богоявленский храм.

 

      С южной стороны Соборную  площадь ограничивает живописная стена Никольского монастыря. Ил.15 

 

 

Ил.15

 

     Главным объёмом в этой архитектурной линии служит Богоявленский храм, выходящий своим северным фасадом  на площадь. Храм был построен в 1813 году. Ил.16

 

 

     

 

                              Ил.16                                                                                    Ил.17

 

     Здание Богоявленской церкви относится к тому редкому типу крестовокупольных храмов, которые нечасто встречаются в средней полосе России. Этакая «Базилика».  Постепенно вырастающее от основания: сначала высокий цоколь, затем первый парадный этаж (бельэтаж), далее поднимаются стены среднего объёма. Всё здание, его центральная часть оживляется средней – мезонинной частью, которую завершает барабан, покрытый фасонным куполом и крестом на изящной шейке. Плоскости стен декорированы спаренными колоннами, поясками и круглыми окнами (люкарнами). Входы в обитель были оформлены одностилевыми со зданием воротами, ритм которых, в свою очередь с левой стороны, поддерживала аркада торговых рядов. Ил.17

     Западная граница Соборной площади проходила по линии, где в XVI – XVIII вв. стоял частокол ограждавший часть Арзамасского кремля – «Малый острог».  Это была самая ценная и наиболее охраняемая территория, на которой находились главные административные здания города: «Канцелярия», «архив», «подушная», «двор воевоцкой» (дом воеводы города Арзамаса). 

   Со временем строительная ситуация изменилась, деревянные здания сменились на каменные, которые в свою очередь тоже претерпели, к сожалению не самые лучшие изменения.  С того давнего времени и до нашего не сохранилось по этой линии ни одного из тех зданий. Лишь архивные чертежи сохранили облик провинциальной канцелярии. Ил.18

 

 

 Ил. 18

 

   В этом месте заслуживает внимания и, конечно же, относится к памятникам архитектуры начала XIX века, здание под № 16 как яркий представитель «образцовой» архитектуры для застройки провинциальных городов. Небольшое по объёму жилое здание  спокойно и в то же время нескучно оформлено рустом первый этаж и довольно живописно проработан второй этаж. Ил.19

 

      

 

                                               Ил.19                                                           Ил.20

 

     В этом же ряду,   по красной линии улицы расположены, добротные каменные здания  того же благоприятного для Арзамаса периода XVIII – XIX века, когда и сформировалась площадь. Это и высшее начальное училище, и угловой дом Анненковых, который построил арзамасский архитектор М.П.Коринфский. Ил.20

    Северная граница Соборной площади проходит по тому месту, где в ранние годы города и арзамасского кремля проходил ров – «канал» ограждавший территорию среднего острога от большого – ул. Владимирского (переходящая в бывший Шевяков переулок).  К этой части площади подходят как лучи три большие, исторически сложившиеся улицы: Советская (Стрелецкая - Прогонная), Кирова (Новая) и ул. К.Маркса (Пушкарская - Сальникова). В этом месте, так же  располагались административные здания «Духовное правление» и   «Дворцовый приказ».

    «…В 1883 году Никольским монастырём  приобретено было место на северо-западном углу Соборной площади и Стрелецкой улицы, там, где  стояли сгоревшие дома монастырских протоиереев Иоанна Покровского (архимандрита Иоакима) и Авраамия Некрасова. На этом месте построен двухэтажный каменный дом, в нижний  этаж которого переведена из монастыря просфорная, а в верхнем этаже устроено помещение для почётных гостей Николаевского монастыря. В этом помещении обычно останавливался правящий архиерей. В следующем 1884 году по желанию арзамасских граждан рядом с этим домом на средства благотворителей была построена часовня...»  Ил.21; 22

 

   .   

 

                                                     Ил.21                                                              Ил.22

 

       Далее по улице Владимирского расположены дома того же исторического периода, до революции в них размещались: внизу купеческие лавки, а в верхних этажах располагались жилые помещения. В другой, более поздний период, в одном из них размещалась местная пожарная часть.   В  солидном двухэтажном доме из красного кирпича  на углу ул. Карова располагалась ранее до революции аптека арзамасского провизора Москвина. В настоящее время в это здание готовится переехать из помещения бывшей Ильинской церкви Арзамасский историко – художественный музей. Ил.23.

 

   

 

                                            Ил.23                                                             Ил.24

 

   На противоположном углу двухэтажный небольшой дом принадлежал до революции купцам Сухановым. Следующий по улице огромный и представительный дом, в котором в настоящее время располагается Арзамасское медицинское училище, до революции принадлежал первым богачам Арзамаса: с 1863-1898 гг. Судьину Я.Е., а с 1898 по 1917 год Василию Николаевичу Бебешину. Ил.24

          Восточная граница площади застроена жилыми домами – яркими примерами той же «образцовой» застройки.

    В конце XVIII века многие губернские города получили регулярную планировку и   должны были застраиваться единообразно в стиле классицизма. Первые годы каменные дома строились в небольшом количестве. Их интенсивное строительство в Арзамасе, как и в других городах Российской империи, приходится на начало – первую треть,  XIX в.

      В формировании единого стиля массового жилищного строительства важную роль играли издававшиеся в 1809-1812 гг. гравированные альбомы «образцовых» - типовых фасадов жилых домов. Они служили теми рекомендациями, по которым архитекторы губернских и уездных городов могли на основе использования и переработки одного из 224 фасадов снабдить застройщика «апробированными» документами для строительства. Ил. 25

 

    

 

                                                 Ил.25                                                      Ил.26

 

 

 Ил.27

 

     При всём единообразии и строгом соблюдении канонов классической архитектуры наружного облика здания, напротив внутренняя планировка могла свободно трансформироваться по желанию заказчика.

    Такими в этой части Соборной площади можно видеть дома, которые в последнее время до революции принадлежали купчихе Будылиной. Они так и называются "дома близнецы". Одинаковые здания с наружи, но разные по планировке внутри. Ил.26

     Замыкает периметр ансамбля Соборной площади  Дом Кочешкова – Орлова. Монументальный и основательный купеческий дом тоже в классическом стиле. Ил.27  Разновеликие по высоте и объёму и декору здания Соборной площади создают тот удивительный и неповторимый архитектурный ансамбль, который радует глаз.

  Конечно, этот архитектурный приём, когда улица или дорога завершается какой либо доминантой – вертикалью широко применяется во многих местах, однако, в Арзамасе он выражен очень ярко. Высшие точки вертикалей храмов Соборной площади сориентированы на три луча улиц (Советская, Кирова и К.Маркса) вливающихся, в пространство площади. 

Ещё раньше огромного Воскресенского собора была построена церковь этого храмого комплекса – во имя Пресвятой Богородицы – Живоносного  Источника в 1794 году Ил.29  Рядом с этим храмом уже в XX веке в 90-х годах была возведена по проекту архитекторов А.В. Хохлова и А.Н. Столяренко небольшая крестильная собора, которая тактично дополнила храмовый ансамбль. Ил.30

 

       

 

                                   Ил.28                                                                                Ил.29

    В юго-восточной части площади расположено здание арзамасского магистрата. Памятник архитектуры XVIII в., (год постройки примерно 1740-1750 гг.). Это одно из редких, отдельностоящих зданий сохранившихся в Росси. Ил. 30 Городской магистрат как административно-полицейский, судебный и налоговый выборный орган появился в Арзамасе на основании "Регламента  Главного Магистрата" от 16 января 1721 г.  Для финансирования администрации  первый этаж здания сдавался в аренду под торговые организации.

 

      

 

                              Ил.30                                                                    Ил.31        

 

     На верхнем этаже  с отдельным входом с северной стороны находились помещения Городского головы, бургомистра, ратманов, а также канцелярии и суда по гражданским и уголовным делам. В 30-х годах XIX в. все городские учреждения Арзамаса, в том числе и магистрат, были размещены в приобретённом для присутственных мест особняке помещицы Бутурлиной. В освободившемся здании на Соборной площади каое-то время  размещались два приходских училища. Во второй половине XIX в. его занимала пожарная часть. Для неё по проекту помошника архитектора Николаева над вторым этажом здания Возвели трёхярусную наблюдательную пожарную каланчу. Ил.31. Вероятно, в то же время к зданию с северной стороны пристроили одноэтажную  каменную пристройку - пожарное депо. Со временем пожарная часть перехала в более просторное помещение, а  пожарную каланчу разобрали в первой четверти XX в. Затем в здании размещались различные и торговые и общественные организации, которые своей варварской эксплуатацией сильно изуродовали облик этого прекрасного здания.

    Многочисленные арзамасские уникальные общественные и храмовые здания - памятники, созданные великими российскими зодчими - такими как: К.А. Тон, М.П.  Коринфский и др. в конце XX в.в Арзамасе лежали в развалинах и совсем исчезали с карты города под более поздней застройкой. 

    В 1985 году было принято решение об организации в городе Арзамасской реставрационной мастерской.  Здание магистрата и было первым обьектом в возрождении города, его былого величия и красоты.  Этим зданием, очищенным от уродливых наслоений и уже с красно-белым нарядным декором,  хотелось показать жителям города каким богатством они обладают, что таится в облике многих зданий города, под шелухой времени.

    В первые годы после Октябрьской революции, когда обширный и обильный Арзамасский торг был разрушен и прекратил своё существование, по инициативе революционно настроенных граждан освободившуюся территорию Соборной площади решили облагородить. Разрушили, древнейший XVII века монастырский Введенский храм, разобрали замощение большей северной части площади и разбили регулярный парк, назвав его «Ленинский садик». В центре сквера установили скульптуру В.И. Ленина – произведение местного умельца – энтузиаста. Скульптура Ленина в полный рост была выполнена из дерева. Ил.32 Затем её заменили на цементную, работы уже профессионального скульптора. Саму же площадь Соборную переименовали в площадь Ленина.

 

 

Ил.32

 

  По поводу памятника можно сказать следующее. По мнению многих специалистов сравнительно небольшая скульптура В.И.Ленина на фоне огромного православного Воскресенского собора смотрится непропорционально и нелепо. Памятник как составляющая часть ансамбля должен  «жить» в  соответствующей городской среде. Поэтому в 80-х годах силами Арзамасской реставрационной мастерской была сделана точная копия из меди и после этого скульптуру Ленина торжественно установили на площади Мира среди современной застройки.

    В середине Соборной площади – самом  ценном и заповедном месте Городским Советом народных депутатов в 80-х же годах было принято решение увековечить нашу «родную»  героиню народного Разинского движения 1670 годов Алёну Арзамасскую. Проект серьёзно обсуждался. Ил.33.  Автор известный скульптор В.М. Клыков. Однако горбачёвская перестройка затем техногенная катастрофа - «Взрыв», Внесли свои изменения в эти планы.

 

 

Ил.33

 

    В заключении и на основании выше изложенного можно сказать, что тонкий слой городской культуры и хрупкую конструкцию неповторимого ансамбля  Соборной площади, ансамбля которым восхищаются все неравнодушные люди, можно легко разрушить. При этом надо сказать, что архитектурные ошибки трудно исправимы и оставляют дурную память об их авторах. Ил.34

 

 

                                                                Ил.34                                                                                                                                              

 

 

 

Список используемой литературы и источники:

 

1. Ерофеева З.Е. Казачок М.В. Кондратьев Б.С. Рыбаков Н.И. Встречи с прошлым. Арзамас. АГПИ. 1994.С-54-55.

2. Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе. Арзамас.. 1911. С-22.      

3. Щегольков Н.М исторические сведения о городе Арзамасе. Арзамас.. 1911. С -28

4. Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе. Арзамас. 1911. С-160.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Назад к содержимому | Назад к главному меню