История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

 

 

ИСТОРИЯ АРЗАМАСА

"Арзамасский кремль"- авторский сайт  

 ЧЁРНЫЙ  ДЕНЬ.                                                                                         

Посвящается

землякам – арзамассцам трагически        

погибшим при взрыве 4/06/1988 г.,

в городе Арзамасе на ж/д. станции-I,

а также человеку много сделавшему

для восстановления разрушенного города

Ивану Петровичу Склярову.

                                                                                                             Светлая им память.

 

 

 

 

 

 

 

 

Почернел от горя красный день календаря

Вздыбилась скалою тёмная земля

Вырос гриб до неба чёрный, страшный, злой

Взрыв потряс бедою город мой родной

 

Разлетелись рельсы острыми кусками

Порванные трубы вспыхнули кострами

И волной накрыло мирные дома

Жуткой силы взрыва, взрыва без ума

 

И вдруг стали окна грозными стволами

Выстрелив в хозяев стёклами с цветами

Расщепило брёвна страшною волной

Никогда уж больше не прийти домой

 

Не понять никак спросонья почему земля,

Как-то побелела, поседела вся?

Отцвели деревья, высохли кусты,

Сразу в одночасье улицы пусты

 

Ветки протянули к небу тополя

Стонами покрылась мирная земля

Кровь и боль повсюду, дым и гарь вокруг

Взрывом всё смешало, разломало вдруг

 

Что же это было не понять сейчас

То ли разгильдяйство, то ли смерти час

Приготовил кто-то с чёрною душой

Взрывом изувечив город небольшой

 

 Разлетелось эхом по большой стране

Не было в то время горя в стороне

Охнул каждый город от печальной вести

Ведь тогда мы были душами все вместе

 

Киев и Тбилиси, Баку и Ереван,

Рига, Львов и Вильнюс, даже Андижан,

Мурманск, тёплый город Фрунзе –

Жили мы тогда в дружеском Союзе

 

Всем поклон, спасибо за тепло сердец

Горю арзамасцев всё же не конец

Запеклась на сердце рана на века

Сколько б не катилась времени река.

                                                                                        А.С. Петряшин

 

 

 

 

   « 4 июня 1988 года в городе Арзамасе случилась страшная беда: взрыв на железнодорожной станции унёс жизни многих людей, стёр с лица земли жилища сотен горожан, причинил огромный материальный ущерб.

  Боль этой трагедии не утихает до сих пор. Она  напоминает о себе и тем,  кто способствовал скорейшей ликвидации катастрофы  - всех арзамасцев, жителей других городов Нижегородской области, да, пожалуй, и всей России.

    Трагические летние дни и ночи 1988 года научили людей действовать сообща в экстремальной ситуации. Они оказались своеобразной школой выживания, самоотдачи, терпения и выполнения долга для непосредственных участников событий.

    В тоже время арзамасский взрыв послужил и служит для нас грозным напоминанием о том, что в трудную минуту испытаний и тревог крайне необходимы единство усилий, вера в лучшее, способность восстановить разрушенное и созидать. Если мы окажемся способными понять друг друга и реально ощутить себя гражданами великой державы, то нам по плечу преодоление любых преград.

   Воля к жизни, возрождение из руин наперекор всему, всегда были замечательной чертой россиян, показателем их жизнестойкости. И ликвидация последствий взрыва 4 июня 1988 года на железнодорожной станции Арзамас – I убедительно подтверждает неиссякаемое желание достойных граждан России – созидать».

                                                                                                          Иван Скляров

  « …Особую роль в ликвидации последствий взрыва сыграл тогда глава города Арзамаса …, затем Нижегородский городской голова, а ныне губернатор Иван Петрович Скляров, который проявил способности руководителя, выдержку и отсутствие какой-либо растерянности перед этой трагедией.

   Было сделано всё возможное, чтобы не создалась паника – это его заслуга; было сделано всё возможное, чтобы как можно быстрее всем пострадавшим предоставить кров и необходимую медицинскую помощь – это тоже его заслуга; принимались все меры к тому, чтобы последствия этой страшной катастрофы были ликвидированы как можно быстрее.

   Заслуги Ивана Петровича были отмечены правительственной наградой, …и, вспоминая это печальное событие, мы всегда вспоминаем его как человека, чьими трудами удалось быстро ликвидировать все ужасные последствия арзамасского взрыва».

 

                                  Митрополит Нижегородский и Арзамасский   НИКОЛАЙ

                                                                                                                 Май 1998 г.

____________________________________________

Колобов О.А. Рыбаков Н.И. «ВЗРЫВ» Н.Н. 1998. С 3-4.

 

 

   Безмятежное утро.

 

 

  Чёрный гриб над городом.

 

 

   Последний автобус.

 

 

    Место взрыва.

 

 

    У родного дома.

 

 

     К счастью дети были дома

 

- была суббота.

 

 

     Свадебные цветы...

 

 

    Что с хозяином???

 

 

    Белый фронт.

 

 

    Всё, что осталось...

 

 

    Руководитель спасателей.

 

Начальник городского штаба гражданской  обороны, председатель

горисполкома г. Арзамаса И.П. Скляров.

 

   Восстанавливали все

            

       вместе - всем Союзом

                                   Советских

                                   Социалистических

                                   Республик.

          

     Дни и ночи архитекторов.

    

 

 Скромная мощь...

 

         (Министерство среднего машиностроения - Министерство атомной паромышленности)

 УС -909

 

    Мир праху твоему...

 

 

    34-й визит за день.

 

 Из воспоминаний И.П.Склярова:  "Самая драматическая часть всех

 событий - это состоявшиеся похороны.  Жутко было входить в дом - у каждого

 порога стояла Беда. Ту неприподъёмную ношу - организацию захоронения

погибших - взял на себя   Ю.Н.Галкин".

 

     Здесь был

     родной дом. Посёлок "Жилкоп"

 

  Парк памяти.

                                                       

 

                Хочется ещё раз напомнить, что восстанавливать разрушенное взрывом

          и залечивать раны Арзамасу помогала вся страна –

    Великий Советский Союз.

 

 

 

 

 

 

    В первые, самые трагические минуты Арзамасский горком коммунистической партии – первый секретарь Михаил Фёдорович Балакин и горисполком – председатель Иван Петрович Скляров решительно взялись за устранение последствий трагедии. Мужественно и отважно работали пожарные и военные, самоотверженно спасали раненых от смерти врачи. Все заводы и организации города помогали, кто чем мог, день и ночь работая в районе взрыва, разбирая завалы и извлекая раненных.

    4 июня решением Совета Министров СССР была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР Геннадием Георгиевичем Ведерниковым.

   Её состав:

    1. Ведерников Г.Г.  -                       зам. пред. Совмина СССР
    2. Горшков Л.А   -                              зам. пред. Совмина  РСФСР
    3. Конарев Н.С.   -                             министр путей сообщения СССР
    4. Агеев Г.Е.         -                             зам. пред. КГБ СССР
    5. Котов Ф.Я.        -                             первый зам. мин. машиностроения СССР
    6. Катусев А.Ф.    -                            зам.  ген. прокурора СССР
    7. Говоров В.Л     -                            зам. мин. обороны СССР,  нач. ГО
    8. Демидов Н.И.   -                            зам. мин. В.Д. СССР
    9. Аржанов С.А.   -                            зам. пред. В.П.К. сов. мина СССР
    10. Потапов А.И.    -                            мин. здравоохранения РСФСР
    11. Мишин В.М.       -                           секретарь ВЦСПС
    12. Гогочашвили Т.А.  -                     зам. мин. тр. стр-ва СССР
    13. Кулаев А.Ф.  -                               зав. отд. транс. и связи ЦК КПСС
    14. Казаков А.Ф.    -                            зам. мин. электрон. прм-ти. СССР
    15. Соколов А.А.     -                           пред . Горьковского облисполкома.

    А также срочно были сформированы оперативные группы по руководству ликвидации аварии.

 

 

Памятный знак из подлинных фрагментов 

 

 

     4 июня 2014 года возле часовни и памятного знака, на месте взрыва в Арзамасе, торжественно совершался молебен  по погибшим, в очередной раз вспоминали об этом трагическом событии. Прошло уже 26 лет. К сожалению, нет уже многих ликвидаторов той трагедии, нет и И.П. Склярова.

     По какой же причине произошёл этот ужасный взрыв, унёсший столько жизней. Так, что  же это было: наше пресловутое разгильдяйство или всё-таки диверсия?

     До сих пор ясного ответа нет!

     Много ходит разговоров, но ничего определённого. Рядом с железной дорогой, по которой этот роковой товарняк приближался к переезду - к месту взрыва, расположены садовые участки. Кто-то видел дымящийся бикфордов шнур, который из вагона волочился по ж/д. насыпи. Говорили также, что были нарушены правила перевозки  взрывчатых веществ. Складировали якобы в вагонах не по правилам, да и сами вагоны не так были составлены… Так или иначе, а взрыв трёх вагонов с «ВВ» уничтожил все следы. Взорвавшиеся сотни тонн взрывчатки, это не 500 грамм в урне, беды натворили много. А могли бы натворить ещё больше. Может быть, наша русская необязательность и спасла город от уничтожения. Поезд опоздал на несколько минут. Взрыв произошёл на переезде, состав не дотянул  до станции  полторы сотни метров. А рядом со станцией располагалось, ещё с давних времён, хранилище горючего. Несколько надземных танков (приземистые огромные цилиндры) в которых хранилось большое количество бензина и дизельного топлива. Но и это не самое страшное. На станции, очевидно ожидая разъезда, стоял другой товарный поезд, который охраняли крепкие ребята в форме морских пехотинцев. Что он вёз?  Неизвестно, но явно не картошку. Взрывной волной многих ребят смертельно ранило, но поезд, который они охраняли, УЦЕЛЕЛ.  К великому счастью для всего живого на многие сотни километров вокруг.

    И ещё одно очень важное обстоятельство, вроде как случайное совпадение.

    В Арзамасе в этот день - 4 июня 1988 года собрались на совещание главные конструкторы авиационной промышленности всего Советского Союза. Триста человек, лучшие умы, цвет нации всей страны.  Совещание предполагалось проводить в здании арзамасского филиала Московского авиационного института, которое находится на пл. 1-го Мая. Это примерно 1,5 км.  от ж/д. вокзала.  Однако  из-за жаркого летнего дня решили перенести место проведения за город, в профилакторий Арзамасского приборостроительного завода.

   С трудом верится в случайные совпадения – таких..., их просто не бывает.  

   Если бы поезд проехал эти последние 150 метров, то трудно себе представить масштабы трагедии…!

  По телевидению как-то прошла информация, что спецслужбы четыре года проводили испытания на полигоне Капустин Яр, пытались понять причины трагедии в Арзамасе, но так и не определили от чего же всё-таки произошёл взрыв.  По крайне, мере официальных сообщений не было.

  В заключении  хочется сказать, что ни нам, ни нашим правителям расслабляться, никак нельзя. А если судить по тому, что в настоящее время происходит на Украине, то подтверждается та истина, что у России настоящие,  один Друг и одна Подруга – Флот и Армия.  

 

                                                                                                  14. июня 2014 года.

                                                                                                             А.С. Петряшин

 

 

 http://www.newarzamas.ru/history/arzamaskaja-zheleznodorozhnaja-katastrofa.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Назад к содержимому | Назад к главному меню