История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

 

 ИСТОРИЯ АРЗАМАСА

АВТОРСКИЙ САЙТ

 

К 200 летию

со дня начала строительства

Воскресенского кафедрального собора

города Арзамаса

 

                АРХИТЕКТОР ПОВОЛЖЬЯ

 

 

 Арзамасский период творчества архитектора

М.П. КОРИНФСКОГО.

 

 

    К сожалению, до сих пор чётко не установлена точная дата рождения и дом в котором проживала семья Михаила Петровича Коринфского в Арзамасе.

   В своём историческом очерке арзамасский писатель-краевед Пётр Васильевич Еремеев приводит документы Арзамасского архива – так называемая справочная «Книга заявлений».

   21 августа 1791 года «Арзамасского посадского Петра Ивановича сына Коринского от жены его Матрёны Фёдоровны …» подано «Объявление»

   «…За отлучкой мужа моего объявляю, что он, а равно и предки его в прежние переписи  состоим в Арзамасском купечестве. А в минувшую четвёртую ревизию в поданных сказках написан в Арзамасском мещанстве в коем  и ныне находится… старожил, от роду ему тридцать четыре года, а мне тридцать пять лет, а в замужество я за него взята из Арзамасского купечества. Дети у нас имеются: Фёдор десяти лет, Михайла десяти и дочь Наталья шести лет. Недвижимого имения в здешнем городе за собою муж мой имеет домовое строение с огородом наследственно во второй части в приходе Ильинской церкви в улице Ореховой под № 83. Живём в городе, ремесло имеет мой муж столярное, в градских службах был мой муж речённый…».

    В сообщении о возрасте мальчиков явное несоответствие. Известно, что они были  не близнецы.  Тогда кто старше? Поэтому вопрос о точной дате рождения М.П. Коринфского 1781 год пока требует подтверждения из других источников. О  доме на Ореховой ныне ул. Красной Милиции, где родился Михаил Петрович, тоже нет определённости, так как улица расширялась, переименовывалась и порядок цифр на ней менялся. Ил.1 

 

 

                                                                                           Ил.1  

 

 

 

                                                                                         Ил.2

 

 

      Так или иначе, Ильинская слобода рядом со Спасским монастырём и была родным местом будущего архитектора Поволжья. Ил. 2

      Город Арзамас того времени переживал бурный подъём строительства храмов, купеческих домов, складов, лабазов и торговых лавок. Ил.3

 

 

 

                                                                                        Ил.3

                 

 Удачное географическое местоположение города на пересечении 10-ти международных трактов и близость всемирной Макарьевской, а затем и Нижегородской ярмарки оказывали на экономическое благосостояние горожан сильное благотворное влияние. За 75 лет «Золотого века» Арзамаса (1775-1850гг.) было построено 25 новых каменных храмов. Ил.4;5;6;7;8;9;10;11;12 

 

 

                                                                                   Ил.4  Ивановский храм.

 

 

 

                                                                                      Ил.5  Знаменский храм.

 

 

 

                                                                                 Ил.6. Рождественский храм.

 

 

 

                                                                           Ил.7. Владимирский храм.

 

 

           

                                                                                 Ил.8. Казанский храм.

 

 

 

                                                                           Ил.10. Богоявленский храм.

 

 

 

                                                                         Ил.11. Благовещенский храм.

 

 

 

                                                                              Ил.12. Вид на соборную площадь Арзамаса с севера.

                                                                              (фото М.П. Дмитриева. XIX в.)

 

Разбогатевшие Арзамасские купцы, соревнуясь между своими церковными приходами, приглашали для работы над проектами храмов и своих домов лучших и знаменитых архитекторов. Например, автора храма Христа Спасителя в Москве и Большого кремлёвского дворца в Кремле Константина Андреевича Тона, который по заказу арзамасца-миллионера  А.В. Заяшникова спроектировал храм Рождества Христова в Арзамасе. Ил.13

 

 

                                                          Ил.13. Рождественский храм.

 

     В городе работали множество местных и приезжих артелей; иконописцев, гончаров-керамистов, кузнецов, столяров, резчиков по дереву. Здесь даже были свои металлолитейные мастерские для изготовления колоколов, со временем сложились свои арзамасские стили разных ремёсел, а особенно домовой резьбы объёмный сложный и пышный как на иконостасах.  Ил.14;15;16;17;18

 

 

Ил.14

 

 

 

Ил.15

 

 

Ил.16

 

 

Ил.17

 

 

Ил.18

 

   И вполне естественно, что на такой благодатной почве проросли талантливые побеги творческих людей. В начале XIX в., 1802г., в городе начинает работать первая и единственная пока в России провинциальная школа живописи  под руководством Арзамасского  живописца выпускника Петербургской академии живописи, ваяния и зодчества А.В. Ступина.   Ил.19.

 

 

 

Ил.19

 

Впоследствии, заслужив своими работами высокое звание академика, Александр Васильевич воспитает ещё четырёх академиков для русского искусства. Заметив в молодом человеке большие творческие способности,  Ступин принял живейшее участие в дальнейшей судьбе будущего архитектора. В стенах художественной школы Михаил Коринский постигал азы графической грамоты, «набивал» руку, тренировал глазомер и чувство пропорций. Недаром впоследствии чертежи его отличались особым изяществом и вкусом. 

    В 1809 году А.В.Ступин привозит в столицу своих воспитанников. Сына Рафаила, лучшего ученика своей школы Ивана Горбунова и Михаила Коринского.  И здесь судьба благосклонна к Михаилу Петровичу, он  попадает под покровительство блестящего архитектора Андрея Никифировича Воронихина. Дерзость и смелость мысли,  широта и размах в творчестве великого мастера многое из этого перенял благодарный и прилежный ученик. В Петербурге на строительстве Казанского собора крепло и оттачивалось мастерство будущего зодчего Поволжья.

    Позже архитектор с законной гордостью вспомнит о себе «…После годичных занятий под руководством (Воронихина) по заданной от него и мною сделанной программе, я был Академией художеств экзаменован и признан оною в познаниях близким с воспитанниками Академии, девять лет уже в оной образовывшимися…»

   В конце  сентября 1812 года Михаил Петрович Коринский, с уже новой архитектурной фамилией-псевдонимом Коринфский, с аттестатом первой степени, со шпагой и чином 14 класса вернулся в родной Арзамас.

   Самый первый и, наверное, самый значительный объект в творческой деятельности Михаила Петровича Коринфского это арзамасский Воскресенский соборный храм.

   После победы над французами в  Отечественной войне 1812 года, во славу русского оружия патриотичные арзамасцы решили построить новый каменный Воскресенский собор. Роскошный проект величественного здания в классическом стиле под руководством знаменитого архитектора А.Н Воронихина разработал Михаил Петрович Коринфский.  Ил.20.

 

   

 

Ил.20

 

    Трудно и невозможно себе представить Соборную площадь Арзамаса без этого здания.

    Строился собор 28 лет. За это время произошло много разных событий. О строительстве этого величественного здания много написано. Историк Арзамаса Н.М. Щегольков посвятил этому целую книгу.

     Строительство началось на так называемые «кормовые» деньги, которые правительство выплатило арзамасцам за общегосударственные обязанности  в военное время.  

    В 1814 году первый камень в основание Собора заложил его настоятель Стефан Пименов.

    Создание собора закончено в 1842 году. Общая стоимость постройки по записям – 91500  рублей серебром (по деньгам того времени А.П.).  Ил.21.

 

 

 

Ил.21

 

    Говоря о Воскресенском соборе, постоянно вспоминаю свои очень сильные впечатления о первой встрече с этим удивительным образом. В 1971 году, мы с моим старшим товарищем были в городе  проездом. Арзамас – провинциальный закрытый городок советского времени, осенний серый день. В исторической части города покосившиеся деревянные домишки и каменные малоэтажные с облупившейся штукатуркой на фасадах – картина  привычная и скучная и вдруг двери автобуса открылись, как занавес в театре, и как удар или как эмоциональный взрыв – огромный  образ белоснежного храма на площади. Его строгие проверенные веками классические формы. Колонны, будто трубы огромного органа, зазвучали стройными и мощными аккордами как гимны Небесному Создателю и автору этого прекрасного здания. Ил.22.

    

 

Ил.22

 

  Храм поставлен на площади как Промыслом Божием, очень точно по своим пропорциям. Объём здания не мал и не велик, он главный, но не подавляет рядом стоящие здания, а гармонично сочетается с ними. Кроме того здание располагается недалеко от откоса и  видно с разных дальних видовых точек. А когда здание оборудовали подсветкой, то оно стало видно ночью даже с пролегающей в нескольких километрах железной дороги.  Проводники вагонов как экскурсоводы стали рассказывать пассажиром об этом пролетающем в темноте храме. Ещё один очень сильный эффект расположения здания на откосе это контраст огромных архитектурных элементов собора и тающих в дымке затёшинских речных  далей – леса, поля и реки.

    Трудно было предположить тридцать лет назад, что когда то и мне придётся трудиться на этой площади и этом храме. Проектировать реставрацию обветшавших ступеней западной паперти, проржавевших металлических дверей западного, северного и цокольных входов, а рядом на церкви Живоносного Источника менять крышу и главный барабан.

     Арзамасский Воскресенский собор явился для М.П.Коринфского молодого архитектора, первым «камнем», началом огромного творческого пути. Только в  родном городе Арзамасе за первые двенадцать лет своей творческой деятельности, М.П.Коринфский построил известные нам:

 

 

Ил.23

дом Анненковой Ил.23;  (крайний справа)

 

 

 

Ил.24

 

художественную школу Ступина Ил.24; 

 

 

 

Ил.25

 

каменный дом для сирот приюта купца И.А. Попова Ил.25,

 

 

 

Ил.26

 

 а его же деревянный дом перестроил и украсил колоннами Ил.26. 

 

 

 

 

Ил.27

(Рисунок архитектора А.А. Бажанова)

 

 На нижнем Хлебном базаре возвели по проекту Коринфского Мучной ряд и шестнадцать лавок с калачной Ил.27, 

 

 

 

 

Ил.28

 

здание Биржи Ил.28. 

 

 

 Ил.29

 

К сожалению не сохранились документы позволяющие определить авторство проектов, однако во многих жилых домах того времени постройки ясно угадывается рука и почерк академического архитектора Ил.29.  

Не сохранились также и чертежи памятника боярину Фёдору Ртищеву, который в XVII веке подарил арзамасцам огромный участок своей земли. За это благодарные горожане и хотели поставить ему памятник.

     Много  поработал  Михаил Петрович и в большом Арзамаском уезде. По его проекту  были сооружены: огромный высотой в 45 метров храм и рядом 65-ти метровая колокольня в имении Котлубицких.

 

 

 Ил.30

 

В селе Петропавловском, ныне деревня Костянка  Ил.30.

 

 

Ил.31

 

а также в селе Семёнове церковь на месте четвёртого стана Ивана Грозного  Ил.31.

 

 

 

 Ил.32

 

 В Сергачском уезде – Покровский  храм Ил.32., 

 

 

 

 Ил.33

 

а в знаменитой Саровской Пустыни – церковь  Иоанна Предтечи  Ил.33. 

 

 

 Ил.34

 

В Ардатовском районе в селе Автодееве – церковь  Живоначальной Троицы. Ил.34. 

 

 

Ил.35

 В самом Ардатове Нижегородской области – Уездное  училище Ил. 35.

      Для Нижнего Новгорода Коринфский спроектировал Дом дворянского собрания, проект этот, к сожалению, не был осуществлён.

     В 1823 году Михаил Петрович принимает предложение занять должность архитектора Симбирского дворянского собрания.

     Благолепный Троицкий собор на главной площади губернского города Симбирска (к сожалению, не сохранился), родной брат Арзамасского Воскресенского собора – оба  построены в честь славы и  силы русского оружия в войне 1812 года. За Троицкий Симбирский собор в 1825 году Советом Петербургской академии художеств архитектору М.П. Коринфскому присваивается звание академика.  Ил.36.37

 

  

 

                       Арзамас.  Ил.36                                                       Симбирск.  Ил.37

 

    Хочется закончить свой рассказ об Арзамасском периоде творчества нашего с Вами земляка, душевными словами Арзамасского поэта А.И. Плотникова.

 

   Поздновато мы обнаружили,

   Что времён разорвана нить.

   Слишком многое мы разрушили,

   То, что нужно было хранить.

   Храмов царственное величие,

   Всю старинную красоту.

   Наши дедовские обычаи,

   Христианскую доброту.

   Зря вычёркивали с надменностью

   И события, и имена –

   Пусть стыкуются с современностью

   Все Прошедшие времена.

                                                       А.И. Плотников.

 

 

 

Кандидат исторических наук, член Союза архитекторов России,

архитектор – реставратор  А.С. Петряшин.

 

 

P.S 

 

   27 сентября 2013 года  в городе Ульяновске состоялась Всероссийская конференция "Архитектор Михаил Коринфский: 225 лет со дня рождения".

 

 

  Место проведения историко - мемориальный музей заповедник

 

Организаторы: Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" и архитектурная мастерская "СИМБИРСКПРОЕКТ"

Целью конференции являлсь систематизация и популяризация информации о жизни и творчестве мастера русской архитектуры М.П. Коринфского,обсуждение вопросов сохранения его архитектурного наследия и увековечивание  памяти

 

 

     

                             Ульяновск                                                  Выставка работ М.Коринфского

 

  Для подготовки конференции организаторами была проделана огромная исследовательская работа в г. Арзамасе, Нижегородской,  Ульяновской областях, а также в Республике Татарстан  по выявлению неизвестных творений  М. Коринфского и сбору исторических документов в российских архивах подтверждающих подлинность его сооружений. Собранные материалы вошли в иллюстрированный католог. Великолепно оформленное издание получил каждый участник конференции.  В  2014 году по результатам работы конференции выходит в свет "Сборник материалов" , в  который вошли доклады с иллюстрациями участников Всероссийской научно-практической конференции.

 

 

Участники конференции

 

    Особую благодарность хочется выразить двум творческим людям, стараниями которых и состоялось это значительное событие для Русской Архитектуры: руководителю мастерской "СИБИРСКПРОЕКТ"  Александру Михайловичу Капитонову и его помошнице в этом деле Марине Борисовне Уральцевой.

 

 

                                                                Воскресенский собор

 

   

 

 

Воскресенский собор зимой.

 

 

 В 2014 году исполняется ровно 200 лет содня начала строительства главного произведения архитектора М.П. Коринфского - главного здания города Арзамаса - Воскресенского кафедрального собора.

 

                                                                                                                                                                                                                                                         Архитектор А.С. Петряшин

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Назад к содержимому | Назад к главному меню