Особенности диагностики в психологическом консультировании. Психодиагностика в психологическом консультировании




Что сдерживает людей от той жизни, которую они на самом деле хотят?

Наверное, одна из самых распространенных и самых разрушительных причин — это то, что они слишком много думают. Они так много думают над каждой маленькой проблемой, что она становится больше и страшнее, чем на самом деле. Эти люди долго обдумывают положительные вещи, пока они не становятся менее привлекательными.

Или слишком много анализируют и детализируют, отчего счастье и радость от повседневных мелочей просто исчезает.

Ну конечно, способность продумать некоторые свои поступки — положительная вещь. Но, если вы будете впадать в крайности, то станете человеком, который не развивается, а стоит на месте. Вы будете сами саботировать хорошие вещи, которые случаются с вами в жизни.

Все мы порой слишком много думаем, и это сдерживает нас, делает жизнь неинтересной.

Но есть способ сделать это вопрос настолько незначительным, что он будет возникать чрезвычайно редко. А если и появляться, то это можно легко преодолеть.

В этой статье мы расскажем вам о 9 привычках, которые могут помочь вам научиться проще и конструктивнее мыслить, стать счастливым и не бояться жить.

1. Рассматривайте все в более широкой перспективе.

Очень легко попасть в ловушку, думая слишком много о незначительных вещах в жизни. Итак, когда вы думаете о чем-то, спросите себя: будет ли это важно через 5 лет? Или, даже, через 5 недель?

Расширение перспективы с помощью этого простого вопроса может быстро прекратить эти ненужные размышления и помочь вам забыть об этой ситуации, сосредоточив все время и энергию на том, что действительно важно.

2. Установите сроки для принятия решения.

Если у вас нет определенного срока для принятия решения и осуществления соответствующих шагов, то вы можете просто по кругу обдумывать все аргументы за и против, рассматривать их со всех сторон на протяжении очень долгого времени.

Учитесь эффективнее принимать решения и , установив соответствующие временные рамки в вашей повседневной жизни. Неважно, какое это решение: незначительное или большое.

Что касается малых решений, вроде помыть посуду, ответить на электронное письмо или заняться физкультурой, вам хватит всего 30 секунд на размышления.

Для немного более важных решений, обдумывание которых заняло бы у вас, обычно, несколько дней или недель, выделите время от 30 минут до конца рабочего дня, не более.

3. Станьте человеком действия.

Если вы знаете, как каждый день начинать работу с соответствующих постепенных шагов, то будете меньше времени тратить на собственные решения.

Установление временных границ — одна из тех привычек, которая поможет вам стать именно человеком действия.

Делать небольшие шаги вперед и фокусироваться только на выполнении одного маленького задания — еще одна хорошая привычка.

Это действительно действенно, потому что вы не чувствуете себя уставшим и не хотите медлить. И, даже, если вы боитесь, всего один маленький шаг — это незначительная вещь, за которую вас не парализует страх.

4. Поймите, что вы не можете контролировать все.

Желание обдумать все уже 50-ый раз может быть на самом деле попыткой полностью контролировать ситуацию. Вы хотите охватить все возможные случаи, чтобы избежать риска, не сделать ошибку и не выглядеть дураком.

Но это часть реальной жизни, а вы всего лишь пытаетесь растянуть свою зону комфорта. Все, кем вы играете и кто прожил жизнь, которая вдохновляет вас, ошибались и имели собственные неудачи.

Но, в большинстве случаев, они воспринимали эти ситуации, как ценную обратную связь, которая может их чему-то научить. Те вещи, которые могут выглядеть негативными, на самом деле научили их многому и сделали бесценный вклад в их .

Поэтому перестаньте пытаться контролировать все. Никто не может предусмотреть все возможные сценарии заранее.

Это, конечно, легче сказать, чем сделать. Поэтому идите к цели постепенными шагами.

5. Остановите себя, когда осознаете, что не можете думать ясно.

Иногда, когда вы голодны или лежите в постели и пытаетесь заснуть, негативные мысли начинают витать в вашей голове.

Они могут принести вред. Вы должны научиться быстро улавливать их и говорить себе: «Нет, нет, мы не будем думать об этом сейчас».

Если вы голодные или сонные, то ваш ум, как правило, не способен мыслить ясно и поддается негативным мыслям.

Поэтому повторяйте фразу «нет, нет…» и пообещайте себе, что рассмотрите эту ситуацию или проблему тогда, когда ваш ум будет работать намного лучше.

Например, после того как что-то съели или утром, после того как хорошо выспались.

Вам понадобится немного практики, чтобы все получалось, но со временем вы научитесь откладывать такие мысли до лучших времен. Поверьте, когда вы повторно взглянете на ситуацию с уравновешенным мышлением, то поймете, что в 80% случаев вопросы или очень незначительные, или несуществующие вообще.

А если есть действительно реальная проблема, то ваш ум готов справиться с этим гораздо лучшим и более конструктивным методом.

6. Не запутайтесь в непонятных страхах.

Другая ловушка, в которую вы, наверняка, попадали много раз и которая подталкивает вас к чрезмерным размышлениям, заключается в том, что вы начинаете блуждать в непонятных опасениях по поводу различных жизненных ситуаций. Ваш ум может немного разойтись и создать ужасные картинки катастроф, которые могут произойти, если вы что-то сделаете.

Научитесь спрашивать у себя: «Если честно, что худшее может случиться со мной?»

И когда вы поймете, что же самое страшное может с вами произойти, выделите еще несколько минут и подумайте, что вы можете сделать в этой маловероятной ситуации.

Вы увидите: самое худшее, что может реально произойти, как правило, не такое страшное, как то, что может создать ваш креативный разум.

Поиск правды в этом случае, как правило, занимает всего несколько минут и немного энергии, но помогает вам сэкономить много времени и нервов.

7. Занимайтесь спортом.

Это может звучать немного странно, но физические упражнения (особенно тяжелая атлетика) может помочь избавиться от внутреннего напряжения и тревоги.

Спорт заставит вас , и если вы способны перейти границу с размышлениями, то это поможет вам настроить мышление на более конструктивный лад.

8. Живите сейчас.

Если вы меньше времени будете думать о прошлом или возможном будущем, то все больше и больше времени будете тратить не на лишние мысли, а на мгновенные радости.

Три способа, которые можно использовать, чтобы оставаться мыслями «здесь и сейчас»:

‘Не так быстро». Что бы вы не делали сейчас, делайте это медленнее. Двигайтесь медленнее, говорите медленнее или езжайте на велосипеде медленнее. Таким образом, вы будете знать больше о том, как вы используете ваше тело, и то, что происходит вокруг вас сейчас.

Скажите себе: «Теперь я…». Выглядит это примерно так: «Теперь я X. И X может чистить зубы, гулять в лесу, мыть посуду». Это простое напоминание поможет вашей голове остановить ненужные размышления и сосредоточить внимание на том, что происходит в этот момент.

«Выключите и включите». Если вы чувствуете, что заблудились в собственных рассуждениях, тогда разрушьте эту мысль, крикнув себе (мысленно, конечно): «СТОП!» Потом снова почувствуйте связь с настоящим моментом, сосредотачиваясь в течение всего 1-2 минут на том, что вас окружает. Используйте все свои чувства: прикоснитесь, послушайте, почувствуйте запах.

9. Проводите больше времени с людьми, которые не имеют привычки чрезмерно все обдумывать.

Ваше социальное окружение играет большую роль. И не только люди, близкие вам в реальной жизни. Но и то, что вы читаете, слушаете и смотрите. Блоги, книги, форумы, фильмы, подкасты и музыка в вашей жизни тоже на это влияют.

Поэтому подумайте, есть ли в вашей жизни источники, которые поощряют и способствуют чрезмерным размышлениям. Подумайте также о людях или вещах, которые имеют противоположное влияние на вас.

Найдите способы уделять больше собственного времени и внимания людям и вещам, которые имеют положительное влияние на ваше мышление, и меньше контактировать с теми, которые могут вынуждать вас к долгим ненужным размышлениям.

Программа профессиональной переподготовки
«Психологическое консультирование и психодиагностика личности»

Руководитель программы. Кандидат психологических наук, доцент .

Контакты. Тел. +7 985 615-89-93.

Цель программы. Подготовка высококвалифицированных психологов-практиков, сочетающая достаточно высокий теоретический уровень с умениями анализировать и решать на практике широкий круг проблем: личные, межличностные, семейные, сексуальные, детские, родительские и др.

Преподаватели. Ядром преподавательского состава являются ведущие профессора и доценты факультета психологии МГУ. Для проведения практических занятий привлекаются известные в России и за рубежом специалисты-практики в сфере психотерапии, психоанализа, психодиагностики и других своевременных направлений психологической помощи.

Слушатели программы. Лица, имеющие высшее образование, желающие получить систематизированные знания и навыки для работы в центрах психологической помощи, в области частной практики, в медико-психологических центрах и сфере консультативных услуг широкого профиля.

Выдаваемый документ. Диплом о прохождении профессиональной переподготовки в МГУ, дающий право на ведение профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования и психодиагностики личности.

Сроки обучения. Объём программы - 702 ак. часа. Продолжительность обучения - 2 учебных года (4 учебных семестра). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Время занятий: в рабочие дни с 18:30 по 21:40, суббота - в дневное время. Начало занятий с 1 октября.

Оплата. Стоимость обучения в 2018/2019 учебном году составляет 500 000 рублей за два года обучения. Оплата обучения производится по семестрам строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.

Условия приёма. По результатам собеседования. Собеседование проводится строго по записи с 27 августа по 1 октября 2018 года в рабочие дни с 15:00 до 19:00.

Перечень документов: паспорт и его ксерокопия, диплом о высшем образовании и его ксерокопия, две фотографии 3х4. Если было изменение фамилии или имени после получения диплома о высшем образовании необходим документ, подтверждающий этот факт.

Учебный план.

Наименование дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

Семестр 1
Общая психология личности
Психология характера и индивидуальных различий
Возрастная психология и психология развития
Психологическая помощь в истории культуры
Основы психодиагностики и тестологии
Семестр 2
Концепции и методы психологического консультирования и психотерапии
Семейная психотерапия
Практикум по психодиагностике: личностные тесты и опросники
Проективные рисуночные методики психодиагностики
Юнгианский психоанализ
Психология детско-родительских
отношений
Семестр 3
Общая психопатология
Гуманистическая психотерапия
Клиническая психология
Практикум по семейной психотерапии
Введение в психотерапевтическую
практику
Семестр 4
Гештальт-терапия
Психотерапия пищевой зависимости
Введение в сексологию
Практикум по индивидуальному консультированию
Нейропсихология
Основы психосоматики
Дипломная работа

ИТОГО:

Итоговая аттестация: защита дипломной работы.

Описание

Психологическое образование в последние годы очень популярно: российское общество осознало необходимость и безусловную пользу профессиональной психологической помощи, стали создаваться рабочие места и возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах. Однако большинство образовательных программ были теоретического толка, а знание фундаментальных основ теоретической психологии хоть и само по себе полезно в практическом консультировании, но его явно недостаточно для оказания полноценной помощи и поддержки.

Практический психолог ведёт свою работу сразу по нескольким направлениям. Это консультации, психодиагностика, психопрофилактика и коррекция, просветительская деятельность и психологическая работа. Но основными определяющими качество психолога как специалиста, являются консультативные и диагностические навыки.

Эта программа для вас, если вы...

  • Стремитесь познать тайны человеческих переживаний и эмоций;
  • Готовы к ответственной интересной работе;
  • Планируете развиваться в одной из самых сложных и нужных сфер - психологии.

Цель программы

Обучение всем видам психологического консультирования. По завершении обучения вы будете компетентны в вопросах общей и возрастной психологии, семейного и корпоративного бизнес-консультирования, то есть, станете универсальным специалистом, способным реализовать свои компетенции в самых разных условиях.

Развитые навыки психодиагностики помогут вам выполнять свою работу с высоким качеством. Комплекс профессиональных методик и приёмов будет особо полезен в работе с клиентами, не способными прямо выражать свои чувства и переживания, в том числе с детьми. Корректная психодиагностика позволяет выстроить психологическую работу оптимальным образом и добиться положительной динамики, поэтому изучение этого раздела является неотъемлемой частью образования психолога-практика.

Задачи дистанционной подготовки:

  • Подготовить слушателей к практическому консультированию посредством формирования ряда практических компетенций;
  • Развить коммуникативные психодиагностические навыки;
  • Сформировать представление о современных подходах и методах психологического консультирования;
  • Подтвердить знания и умения выпускников документально.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 месяцев (620 ч.).

Методы обучения

Методики дистанционного обучения несколько отличаются от привычных традиционных форм. Вы будете так же посещать занятия, но видеть преподавателя не перед собой, а на мониторе. Вам так же будут читать лекции, но теперь вы можете послушать их и в записи. Вам будут доступны также материалы прошлых выпусков и обширная библиотека знаний, включающая не только тексты, но и многочисленные графические материалы, аудио, видео и прочие форматы информации. За ходом обучения следит тьютор - прикреплённый к вам преподаватель. Он контролирует процесс и сопровождает вас с первого дня и до получения диплома.

Результат обучения:

Ваши перспективы

После завершения курса профпереподготовки вы можете работать психологом в социальных службах и центрах реабилитации, в корпоративных психологических центрах и др. Безгранична потенциальная сфера реализации профессиональных возможностей в индивидуальном консультировании - ваше образование более всего располагает именно к такому направлению работы.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Вопросы:

1. Особенности использования методов психодиагностики в процессе консультирования.

2. Анализ речи клиента в целях психодиагностики причин его затруднений.

Вопрос 1. Особенности использования методов психодиагностики

В процессе консультирования

Использование методов психодиагностики в процессе консультирования целесообразно в том случае, если они способствуют повышению познавательного интереса клиентов и их интереса к самим себе, обусловливают достижение инсайта и терапевтические эффекты, обеспечивают отслеживание динамики изменения личности в трудной жизненной ситуации и оценку эффективности психологической помощи.

В целях получения достоверных представлений о клиенте консультант

может применять диагностику трёх уровней:

1) симптоматического , т.е. выявлять особенности клиента, не указывая на

их причины и место в структуре личности;

2) этиологического - определять причины социально-психологического

неблагополучия;

3) типологического - она позволяет охарактеризовать место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности. Возможно изучение личности клиента методами психодиагностики всех трёх уровней, однако следует руководствоваться принципом целесообразности и критериями эффективности оказанной помощи, иначе психодиагностика превратится в злоупотребление временем жизни клиентов.

Стоит отметить, что диагностическая функция - одна из важнейших функций психолога, которая выполняется им в соответствии с национальными стандартами РФ «Социальное обслуживание населения»: «Качество социальных услуг. Общие положения» ГОСТ Р 52142-2003, «Основные виды социальных услуг» ГОСТ Р 52143-2003, «Контроль качества социальных услуг» ГОСТ Р 52496-2005. В них установлено, что психологическая диагностика и обследование личности клиента является одним из видов социальных услуг, определено назначение этой услуги, указаны критерии контроля их качества. «Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий» (ГОСТ Р 52142-2003, п. 4.4.2.).



Специфика этого вида социальных услуг заключается в упорядочении сбора информации о клиентах с помощью самих клиентов и по их заказу, процесса её обработки и сообщения «заказчикам».

Прежде, чем применять методы психодиагностики, психологу важно определить, на какой стадии готовности находится клиент. Готов ли он добровольно, откровенно и искренне к самоисследованию. Кроме того, клиенту необходимо разъяснить, что психолог несёт ответственность за достовер­ность информации и форму её сообщения клиенту, за конфиденциальность полученной информации (в связи с тем, что в ней имеют место персональные данные клиента). Кли­ент сам определяет отношение к этой информации и сам принимают решение о том, как её использовать.

В целях психодиагностики в консультировании могут применяться тесты достижения, интеллекта, креативности, личностные - они выявляют установки, ценностные ориентации, отношения; эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения; ситуационные тесты или тесты действия; «чисто» социально-психологические тесты - социометрия, тесты диагностики коммуникативной компетентности, различных сторон общения, взаимоотношений между людьми и др.

Кроме стандартизированных тестов, могут использоваться проективные тесты, различные виды опроса (интервью и анкетирование); биографический метод (анализ событий жизненного пути клиента, свидетельств и др.); метод анализа продуктов деятельности (анализ рисунков, творческих работ).

Социально-психологическая диагностика личности и малых групп представлена Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым (2002).

Актуальный психодиагностический инструментарий дан в работе «Основы

социально-психологических исследований» (под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007.- С.99-131).

Методики диагностики социально-психологических особенностей личности (методика личностного дифференциала, диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман), диагностика уровня самооценки, диагностика волевого потенциала личности, психологическая типология личности (К.Г. Юнг), диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман), диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан);

Методики диагностики групповой психологии (диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов, определение индекса групповой сплочённости Сишора, изучение сплочённости группы, методика изучения психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе, диагностика уровня развития малой группы, тест Б.Д. Парыгина «Климат»;

Методики диагностики коммуникативных характеристик личности и группы (диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности, исследование коммуникативно-характерологических тенденций (тест Т. Лири), диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников), диагностика манипулятивного отношения;

Методики диагностики кризисных состояний, отклоняющегося поведения и конфликта (типологии диагностики личностных деформаций, определение психического выгорания (тест А.А. Рукавишникова), диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой), определение уровня конфликтоустойчивости, диагностика ролевого конфликта в деятельности руководителя (С.И. Ерина), диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации, самооценка конструктивного поведения в конфликте, диагностика личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв), диагностика комплекса неполноценности, диагностика форм агрессивного поведения, определение уровня депрессии (Т.И. Балашова), диагностика неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко), диагностика уровня личностной невротизации (В.В. Бойко).

Как отмечают авторы второго труда, современная практическая социально-психологическая диагностика обращается к использованию нетрадиционных для отечественной социальной психологии методов и методик (например, это визуальная психодиагностика, методики изучения жизненного пути личности, моделирование (построение сценария), метод фокус-групп и др.). «Практика заставила перейти к экспересс-методикам, компьютерным вариантам, компактным, но информационно ёмким методикам» (2007. С.119).

Названные методы диагностики используются в целях обследования личности клиента, определения её социально-психологических качеств и свойств, социально-психологического типа личности, характера межличностных отношений, особенностей поведения в трудных жизненных ситуациях, характеристик тех социальных групп, куда клиент включился по мере расширения социализации, а также для отслеживания динамики происходящих изменений.

В ряде случаев индивидуальное психологическое консультирование предусматривает процедуру оформления «социальной истории» клиента, т.е. требует сбора информации об особенностях его личности и образа жизни, о социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения.

«Социальная история клиента » оформляется на основе следующих данных:

1. Идентификация: имя, адрес, возраст, дата рождения, место проживания, религия; семейное положение: сведения о супруге, детях, близких родственниках; образование, место работы.

3. Индивидуальность.

При описании индивидуальности клиента пригоден опыт Г. Олпорта и С.А.

Будасси, учитывающих:

1. Физическое функционирование : а) общий контакт: поведение, двигательный стиль, направленность общения, особенности речи; б) гностическая область: память, внимание, мышление; в) эмоциональные проявления (тимосфера): общий эмоциональный настрой, наблюдаемые эмоциональные реакции; г) мотивационное управление: общая направленность, возможности целеполагания.

2. Интеллектуальное функционирование - интеллектуальный уровень развития, информативность, познавательный стиль, созидательность и творчество, характеристики и отзывы окружающих, ориентации в познании.

3. Эмоционально-экспрессивное функционирование - темперамент (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик); характерные черты: сензитивность, стеснительность, завистливость, самолюбие, пунктуальность, ригидность, наличие – отсутствие чувства юмора, шизоидность, интравертность - экстравертность; совесть, эмоциональная агрессия - стабильность, эмпатия; директивность, спонтанность, автономность, инициативность; доминирующие эмоциональные реакции, оптимизм - пессимизм, депрессия, ярость, тревожность, страх.

4. Социальное функционирование . Интерперсональные образные реакции: толерантность, доверие, доброжелательность, враждебность и т.д. Социальный статус, ролевые концепты, паттерны поведения: ребенок, муж-жена, родственник, бабушка-дедушка; социо-экономический статус; кризисные индивидуальные жизненные циклы; социальные роли: норма - социальная девиация; компетентность в решении проблем, роли в решении проблем: активный лидер, «гармонизатор», «слуга», «жертва», индивидуальные проблемные ситуации; «Я»-концепция: самоидентификация, самопринятие, самоуважение, самосознание, социальная и личностная конгруэнтность, самоидентификация нормы, конформизм, девиации, заблуждения, отчуждения и т.д. (Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю., 1999. - С.338-355).

Целостный субъект-субъектный феноменологический подход к анализу проблем клиента предполагает применение клинико-психологического метода, синтезирующего наблюдение, естественный эксперимент и специальные приёмы психологической коррекции.

Для психолога-консультанта важны те методы социально-психологической

диагностики, в которых диагностические возможности соче­таются с просветительскими, развивающими и коррегирующими воздействиями.

Примечание. Подборка диагностического инструментария

*См. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2008.