Приоритетные направления в развитии дошкольного образования. Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках фгос




Детей (образовательные области)

Направления развития и образования детей

(образовательные области)

Задачи по их реализации

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Владение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Физическое развитие

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) .

Источник

Источник edu.mari.ru

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО

Требования ФГОС

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей возраста и направлена на

Формирование общей культуры,

Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Интегративные качества

Целевые ориентиры - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Принципы

Научной обоснованности и практической применимости;

Полноты, необходимости и достаточности;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

Интеграции образовательных областей;

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

П.1.2. (законодательство РФ) :

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…

П.1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1.полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2.построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3.содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.сотрудничество Организации с семьей;

6.приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8.возрастная адекватность дошкольного образования;

9.учет этнокультурной ситуации развития детей

Структурирование содержания

4 линии развития детей, 10 образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие;

Ранний и дошкольный возраст

Мониторинг результативности образовательной деятельности

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (оценка итоговых и промежуточных результатов освоения Программы) , позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга

П.3.2.3. .

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) .

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) , которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи) .

Структура образовательной программы

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ;

Принципы и подходы к формированию Программы.

Пояснительная записка:

1.цели и задачи реализации Программы (п.2.4)

2.принципы и подходы к формированию Программы (п.1.4)

3.характеристики, значимые для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений отражает:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях…(кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья) ;

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

1. Обязательная часть ОП: в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;

-Часть, формируемая участниками образовательных отношений: может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей , специфики их образовательных потребностей и интересов.

-Часть, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

u специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

u выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

Организационный раздел

Если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

- Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений , может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы (п.2.12) .

Дополнительный раздел

Текст краткой презентации ОП, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления:

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

Используемые Примерные программы;

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Условия реализации ООП

Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми

Сохранение психического здоровья воспитанников

Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса

Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста

Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования

Построение взаимодействия с семьями воспитанников

Создание системы организационно-методического сопровождения ОП

Разделение воспитанников на возрастные группы

Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников

Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения с родителями

3.2.1. Психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) ;

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий..

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей . Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач.

3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста….

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

консультативной поддержки педагогических работников и родителей…

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий..

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки..

Кадровые условия

Уровень квалификаций педагогических и иных работников

Непрерывность профессионального развития педагогических работников

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

Материально-технические условия

Материал perm371.ru

1. Перечислите приоритетные направления развития системы дошкольного образования.

2. Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

3. Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

4. Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в ?

5. Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

1 .Перечислите приоритетные направлени я развития системы дошкольного о бразования

Ответ:

Правительство России в настоящее время уделяет много внимания дошкольному образованию. Об оэтом свидетельствуют действующие программы ФЦПРО – 2011-2013, 2011-2015, созданные 2015 -2017, 2020, 2025. Государственная политика приоритетными функциями в стратегическом развитии наделила строительство новых ДОУ по новым типовым проектам, вариативное дошкольное образование, включая вариативные формы- детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения “Начальная школа - детский сад”, группы «десант», адаптационные группы «ясли + мама», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях и т.д

Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования и его нового качества – важнейшие направления модернизации российского и регионального образования. Доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, его качество – возможностями и способностями ребенка к освоению образовательных программ на последующих уровнях образования.

Разработана стратегия развития системы дошкольного образования, реализуемая в нескольких направлениях.

Первое направление – планирование реконструкции зданий и увеличения количества групп, строительство и ввод в эксплуатацию новых детских садов. Перепрофилирование объектов, используемых в образовании не по назначению.

Второе направление – введение в ДОУ платных дополнительных услуг в соответствие социального запроса: оздоровительных, развивающих, образовательных, организационных и др.

Третье направление – увеличение количества групп в действующих ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности, оснащения групп специализированным оборудованием, что позволит осуществлять коррекцию на ранних стадиях выявления проблем и способствовать созданию равных стартовых условий для ребенка.

Четвертое направление – организация работы групп кратковременного и круглосуточного пребывания детей в ДОУ.

Пятое направление – поиск новых вариативных форм работы с неорганизованными детьми – комбинированной, компенсирующей и оздоровительной направленности, оказание услуг на дому, дистанционное обучение детей с ОВЗ. Апробация инновационных моделей – группа комфортного пребывания детей на хозрасчетной основе.

Вышеназванные направления будут способствовать доступности и качеству образовательных услуг, снимут существующие различия в готовности к освоению программ дошкольного и школьного образования

2. Назовите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.

Ответ:

«Закон об образовании» РФ.

Постановление Правительства Ставропольского края от 16.12.09 №303П «О краевой целевой программе «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 гг.» (в редакции постановлений Правительства Ставропольского края от 20.01.10 №14П, от 18.08.10 №272П, от 15.12.10 №444П, от 04.04.11 №110П, от 16.06.11 №221П, от 21.09.11 №382П, от 26.10.11 №433П) принята подпрограмма по дошкольному образованию, которая стала руководством к действию по модернизации региональной системы дошкольного образования.

3. Что является важнейшим направлением модернизации российского и регионального образования?

Ответ:

Модернизация дошкольного образования в регионе связана с демографическим фактором и проблемой устройства детей в детские сады. Существует затрудненность доступа в ДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) . С учетом проблем органами самоуправления субъектов РФ разработана стратегия развития системы дошкольного образования, реализуемая в нескольких направлениях.

Обеспечить доступность населению качественных образовательных услуг, повышение квалификации слушателей-стажеров курсах повышения квалификации (КПК) в области модернизации дошкольного образования на основе современных моделей управления и распространить положительный опыт системы дошкольного образования муниципалитетов Ставропольского края в субъекты РФ

4. Почему в сфере дошкольного образования не утверждали стандарт дошкольного образования, как в школе?

Ответ:

Стандарты – реалии современного дошкольного образования, определяют некую общую матрицу – содержание требований к образовательным услугам, качеству, целям и результатам дошкольного образования. Относительно дошкольного детства и возраста ребенка, на первый взгляд, стандарт не может быть приемлем (такое ощущение первое было при разработке Временных требований) . Но в процессе их апробации появился вкус творчества, а по мере дальнейшей аттестации, аккредитации, лицензирования ДОУ с течением времени приобрел, мягко говоря, искаженный формализованный характер.

Стандарты не могут снизить вариативность ДОУ и навязать единую образовательную программу. Философия новых образовательных стандартов в ДОУ, общеобразовательной и профессиональной школе как раз и состоит в расширении образовательных свобод и услуг, обеспечении образовательной среды для индивидуальной траектории развития личности, для выбора содержательного и технологического контента самореализации, накопления опыта учиться и работать.

5. Назовите основные 6 направлений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Ответ:

Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

Дети - участники реализации Национальной стратегии.

See also:

Материал с сайта aplik.ru

Современные проблемы дошкольного образования,

I фаза «Вызов»

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Обратите внимание на название темы урока Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования (на экране)

и ответьте на вопрос: Актуален ли этот вопрос для выпускников колледжа? Почему?

Фронтальная беседа

1. Когда появилась в нашей стране единая программа для детских садов?

В начале 60-х гг. XX в. была создана единая комплексная программа воспитания детей в детском саду, ста вшая обязательным документом в работе дошкольных образовательных учреждений СССР. Над содержанием этой программы работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания страны и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

2. Каковы достоинства советской системы дошкольного образования?

И хотя советское дошкольное образование было ориентировано на запросы системы, оно имело свои достоинства: системный характер, общедоступность, государственное финансирование.

3. Какие изменения произошли в конце 80х-начале 90х годов прошлого века?

На пороге ХХI века возникла Концепция дошкольного воспитания, авторами которой стали педагоги Давыдов В. и Петровский В .

В этой Концепции содержатся основные принципы дошкольного образования России:

  • Гуманизация (воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, природе) .
  • Развивающий характер образования (ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи) .
  • Деидеологизация дошкольного воспитания (приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада) .
  • Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения (развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями) .

- Появились разнообразные вариативные или альтернативные программы дошкольного воспитания.

Сегодня мы познакомимся с теми вопросами, которые волнуют каждого педагога ДОУ, родителей дошкольников, ученых, чиновников, имеющих непосредственное отношение к дошкольному образованию. Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования.

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно) .(см. Приложение 2)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Эдвард де Боно(англ.Edward de Bono ; род. 19 мая1933, Мальта) - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицины, создатель концепции «нестандартного мышления».

Студенты ведут краткую запись материала, делают пометки в табличках по методике ПМИ(плюс-минус-интересно)

Тема: Современные проблемы дошкольного образования, тенденции его развития и направления реформирования

1. Современные проблемы дошкольного образования . В первую очередь обсудим проблемы. Прошу подсказывать, думаю, что все эти проблемы вам знакомы:

1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается явный дефицит дошкольных образовательных учреждений.

Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт.

В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах . Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной и опыта работы с детьми.

3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья : в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.

4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества -это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства ; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.

5. Необходимость диверсификации** (задание студентам - понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно». посмотреть в словаре) , т. е. требуется достаточное разнообразие типов и видов учреждений , образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышенияметодической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.

7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей , их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей .

Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

9. Педагогов смущает отсутствиежесткой предметности , необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности .

10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый . Что бы это была именно игра, а не ее имитация.

11. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.

Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.

2. Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе

Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования . В его качестве выступают стандарты. В каком направлении велась работа в области дошкольного образования?

1. "Федеральные государственные требования к структуре основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано: 5 марта 2010 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5125 Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2. "Федеральные государственные требования к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано:21 ноября 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5637 Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования , что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) - документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение . Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты»* на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение , так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования.

Задание студентам - выяснить значение понятия «Дорожная карта» (интернетhttp://ru.wikipedia.org) Понятие заносится в табличку «ПМИ», графа «Интересно».(см. Приложение 3)

В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.

Просмотр фрагмента презентации в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.http://pressria.ru/media/20130614/601783488.html 14 июня 2013

Сегодня вы познакомитесь с последним вариантом проекта ФГОС, который, по словам специалистов, и был утвержден 28 августа.

Выберите, пожалуйста, на каком носителе информации вам удобнее работать - на бумажном или в электронном виде. Преподаватель предлагает материалы - проект ФГОС на бумажном носителе или на сайте http://минобрнауки.рф.pdf.

Вопросы для ознакомления с ФГОС дошкольного образования:

1. Основные компоненты образовательного стандарта, структура (использовать сокращения ФГОС ДО, ООП ДО) .

2. Базовые ценности российского дошкольного образования.

3. Принципыдошкольного образования.

Материал с сайта ext.spb.ru

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

  • · гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности
  • · демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
  • · диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

  • · принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности).
  • · принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
  • · принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

  • · демократизации и гуманизации;
  • · системности и целостности управления;
  • · централизации/децентрализации;
  • · взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
  • · единоначалия и коллегиальности;
  • · объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • Ш совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • Ш раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • Ш несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • Ш потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • Ш потребность в новых педагогических кадрах;
  • Ш приспособление новшеств к новым условиям;
  • Ш проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • Ш проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение основных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 2007).

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании». Компоненты системы дошкольного образования в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования (анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие ДОУ: Национальная доктрина РФ, «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года», Дорожная карта развития системы дошкольного образования в РФ до 2020 года, «Наша новая школа» и т.д.). Основные направления развития системы дошкольного образования в РФ: доступность и качество дошкольного образования; развитие педагогических кадров и повышение социального статуса педагогической деятельности; государственно-общественный характер управления образованием; повышение экономической эффективности дошкольного образования.

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании».

Представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;

Решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

Реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями потребителей (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

Предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

Создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

Взаимодействует с семьёй по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

Встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

Развивается в условиях социального партнерства.

Учитывает региональные особенности развития образования.

Преимущественные черты системы дошкольного образования на современном этапе

Целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер, «допредметное» содержание образования.

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики.

Наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной, развивающей ребенка образовательной среды. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

Государственная политика в области образования обеспечивает:

Создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

Индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

Конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

Общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

Обязательное и бесплатное основное общее образование;

Общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

Общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

Бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

Бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

Дополнительное образование, для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;

Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оплата труда педагогических работников

Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по срав-нению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и поэтапно приблизить оплату труда:

Учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;

Иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение

Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.

Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.

При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.

Социальное обеспечение обучающихся, вопитанников, студентов и аспирантов

Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:

Защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;

Адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;

Содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

Финансирование системы образования

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе (до 2004 года) - темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 года) - следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 года) - при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования

Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года.

Необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения, увеличение рождаемости не возможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки.

Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался не решенным целый комплекс проблем, в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2012-2020 годы. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Реализация Государственной Программы будет осуществляться в 2 этапа:

этап: 2012-2015 годы

этап: 2016-2020 годы

Одна из подпрограмм, которая будет реализована в рамках Программы:

Подпрограмма 1. Повышение доступности и качества дошкольного и общего образования.

Так же федеральный закон "Об образовании" находится на завершающем этапе принятия. После нескольких этапов профессиональных и экспертных обсуждений в нем отражены основные механизмы модернизации системы образования.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы (таблица № 5):

  • * гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что "составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе" и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается "самоопределение личности в культуре", ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  • * демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
  • * диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

  • · принцип человекосообразности (единство культуро - и природосообразности);
  • · принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
  • · принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

  • · демократизации и гуманизации;
  • · системности и целостности управления;
  • · централизации/децентрализации;
  • · взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
  • · единоначалия и коллегиальности;
  • · объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • * совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • * раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • * несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • * потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • * потребность в новых педагогических кадрах;
  • * приспособление новшеств к новым условиям;
  • * проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • * проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х - начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы. В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в "Содружество". Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство - это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся "ускорить" развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности - прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое. Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • * создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • * воспитание через подражание и пример;
  • * культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • * создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • * организация здорового ритма жизни группы;
  • * занятия различными видами трудовой деятельности ("педагогика руки") и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями "программы" работы детского сада или методическими "приемами", а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу "учебного заведения".

Начиная с 1992 г., в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. Это имеет большое значение при подготовке ребенка к поступлению в православные образовательные учреждения: гимназии, прогимназии и лицеи, для обеспечения преемственности в вопросах воспитания и обучения.

За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержательной деятельности дошкольных учреждений и групп данного профиля.

Основными направлениями системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются: духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях; развитие сети православных дошкольных групп и детских садов; становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста; возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

В большинстве епархий Русской Православной Церкви открыты церковные детские сады и православные группы: в каждой из 130 епархий сегодня насчитывается от 2 до 15 таких учреждений. На базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православной ориентацией, расширяется сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Основные направления развития дошкольного образования: сравнительный анализ ФГТ и ФГОС Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и вступит в силу с 1 января 2014 года. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. ФГОС начнет активно работать только в 10 регионах страны, в остальных субъектах РФ ФГОС начнет реализоваться в 2016 году. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» п.6, ст. 2 дается определение «Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». Почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений? Это требование нового закона «Об образовании» - дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т.к все уровни образования стандартизируются. Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. ФГОС дошкольного образования дает право на получение качественного дошкольного образования. В ФГТ проблема качества дошкольного образования сужена до проблемы качества условий осуществления образовательного процесса. Таким образом, государство, общество и родители воспитанников направляют свои моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников вне зависимости от достижения результата. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации. По данным мониторинга состояния и развития системы 1 дошкольного образования (мониторинг проводился Министерством образования и науки РФ), на сегодняшний день российское дошкольное образование функционирует в системе непрерывного образования РФ по «остаточному принципу» обеспечения всеми группами ресурсов (кадрами, финансами, нормативными документами, программно-методическими комплектами и др.): - сеть дошкольных учреждений только на 60% по стране удовлетворяет потребность населения РФ и, таким образом, не обеспечивает конституционное право всех желающих граждан России на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Стандарт призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования; - в финансировании отмечается высокая региональная и муниципальная дифференциация (муниципалитеты, будучи на 80% дотационными, не могут ресурсно обеспечить нормальное функционирование системы и, соответственно, равные условия получения дошкольного образования на всей территории РФ); - педагогические работники системы дошкольного образования России имеют в целом более низкий образовательный уровень, чем их коллеги из общего образования (для сравнения: в системе дошкольного образования трудятся около 40% работников с высшим педагогическим образованием, в системе общего – более 90%); - средняя заработная плата педагогов-дошкольников составляет лишь 70% от средней заработной платы педагогических работников системы общего образования; - оценка труда работников дошкольного образования в виде награждения отраслевыми и государственными наградами осуществляется также по остаточному принципу как в количественном, так и в «качественном» отношении (удельный вес педагогов ДОУ, получивших указанные награды, во много крат меньше, чем их коллег – учителей школ; педагоги ДОУ, официально не являясь работниками системы общего образования, получают «не свои» награды – например, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»). Разработанные новые стандарты должны изменить сложившуюся ситуацию, т.к. они определяют требования к материально-техническим, финансовым и кадровым условиям. ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика 2 дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра. Дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. Основной принцип этого документа: сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. Государственный образовательный стандарт регламентирует содержание образования, определяя его минимум. Дошкольное образование стало элементом государственной гарантии. До сих пор к дошкольному образованию предъявлялись федеральные государственные требования. Отличие в том, что стандарты, помимо требований к структуре программы и условиям ее реализации, содержат и требования к результатам ее освоения, это принципиальное новшество. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте для дошкольных учреждений четко прописаны требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Раздел: требования к структуре основных образовательных программ. Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые разрабатываются опытными специалистами и будут размещены в федеральном реестре. 3 Стандарт предлагает внятное разъяснение относительно двух предписанных законом частей образовательной программы (п.II.5). Дело в том, что закон требует различать в основной образовательной программе «обязательную часть» и «часть, формируемую участниками образовательных отношений» и эти разъяснения представлены в терминах, хорошо знакомым дошкольным педагогам: - обязательная часть программы – это еѐ комплексная часть. - «часть, формируемая участниками образовательных отношений» – это те парциальные программы, которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно. Мера соотношения этих двух частей установлена не жѐстко, а в виде диапазона (60% и 40%), в пределах которого каждый детский сад сможет определить более подходящее для себя соотношение (п. II.6). В стандартах определен порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы, т.е перечислены требования к разделам основной общеобразовательной программы(п. II.7). Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу, а разрабатываться самостоятельно (это право определено законом) и тогда она должна быть представлена развѐрнуто. Если излюбленная примерная программа будет включена в федеральный реестр – то детский сад сможет просто сослаться на неѐ, т.е можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную программу (п. II.8). Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учетом предложенной структуры основной образовательной программы в соответствии с еѐ спецификой. Это важный момент, учитывая принципиально разные подходы к взаимосвязям содержательного материала в разных дошкольных программах. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, так же может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу. Этот момент не выглядит принципиальным, но хоть как-то снижает «бумажное» давление на детские сады. Еще одно новшество, необходим дополнительный раздел Программы. Этот раздел включает текст Программы и еѐ краткую презентацию. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления (п. II.9). Необходимо также отметить, что новый стандарт направлен на снижение образовательной нагрузки на детей. В нем предусмотрен 4 индивидуальный подход к каждому ребенку. Другими словами, детей не будут загонять под одни требования. Решение задач развития детей будет происходить в пяти образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребѐнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребѐнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребѐнка дошкольного возраста. Дошкольный ребѐнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребѐнка через «ворота детской игры». «Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства». Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями. Раздел: условия реализации основных образовательных программ. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы выглядят продуманными, тщательными и системными. Инновационное: (п.III.4) в группе может проводиться оценка развития детей…педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психологопедагогической диагностики (или мониторинга). Участие ребѐнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей) Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. III.5), жаль, 5 что Совет Министерства образования не учел мнения разработчиков стандартов. На дискуссионных встречах они доказывали, что на одного взрослого должно быть не более 15 детей. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.В стандарте отражены и требования к самим педагогам дошкольного образования. Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей. Намечен гуманистический аспект их деятельности. Ключевая позиция разработанных стандартов – воспитатель должен не только обладать знаниями, но и уметь общаться с детьми – перекликается с позициями «Профессионального стандарта педагога». У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Перечисленные формулировки (п. III.6) выглядят замечательно и вполне отражают как характерные родительские ожидания от профессии воспитателя, так и научно-педагогические представления о грамотной организации его деятельности. Однако во многом они не соответствуют ни фактическому положению дел в большинстве садов, ни той подготовке, которую педагоги получили в институтах и училищах. В этом и заключается основная сложность – нужно сломать стереотипы, ментальность, которая была задана всей системой профессиональной подготовки наших воспитателей. «Каждая группа должна непрерывно сопровождаться воспитателем в течение всего времени пребывания воспитанников» (п. III.15.1) – это соответствует минимуму кадрового обеспечения сейчас. Также «реализация программы осуществляется иными педагогическими работниками» (п. III.15.2) – это лишь подчѐркивает, что хоть какие-то педагоги-специалисты кроме воспитателей «на группе» должны участвовать в реализации образовательной программы. Какая-либо мера их численности не уточняется. Это хуже нынешнего положения дел, когда всѐ-таки ещѐ действуют некоторые нормативы относительно музыкальных руководителей, руководителей физической культуры, логопедов и т.д. «В создании условий, необходимых для реализации образовательной программы, принимают участие помощники воспитателя» (п. III.15.3) – т.е. деятельность помощников воспитателя также должна рассматриваться в связи с образованием, а не уходом и присмотром (хотя в полной ли мере или только отчасти – неочевидно из текста). 6 Перечислены требования к развивающей предметнопространственной среде. Основными понятиями стандарта являются термины «индивидуализация» и «социализация». На данном этапе развития у ребенка формируется особая позиция к миру: создается его система общения, усваиваются этические нормы, поэтому в дошкольных учреждениях должна создаваться специальная образовательная среда. Развивающая предметнопространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Эти требования выглядят действительно адекватными позитивным перспективам развития дошкольного образования. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования предполагает выполнение СанПин. В Требованиях к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Реализация Программы требует от Организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учѐта, финансовохозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимого медицинского сопровождения» (п.III.15.4) – этот пункт подчѐркивает, что соответствующие статьи расходов рассматриваются как необходимые для реализации образовательной программы, должны финансироваться государством и не могут быть переложены на плечи родителей. Четко прописаны в новом стандарте и затраты на пребывание ребенка в детском саду. Государство берет на себя все расходы по образованию детей, оставляя на родителей затраты на уход и присмотр. Другими словами, при желании родители смогут немного сэкономить на оплате детского сада. Например, если родители выберут кратковременную форму пребывания ребенка в детском саду, которая включает в себя только образовательную часть. В этом случае, родителям можно будет вообще не платить за детский сад, поскольку ребенку не нужно будет готовить, убирать и стирать за ним. Так же подчеркивается, что должны предусматриваться расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности (п.III.20), главное чтобы эта статься расходов обеспечивалась необходимым финансированием. 7 Раздел: «Требования к результатам освоения программы…» Здесь можно сказать о главном достоинстве этого раздела – о трактовке результатов дошкольного образования как целевых ориентиров. Такая позиция соответствует и мировому опыту нормирования дошкольного образования: не требования к результатам детей, а ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников. Если к целевым ориентирам дошкольного образования отнести «характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования», то по содержанию перечень этих характеристик выглядит достаточно цельно, в нѐм выделены не внешние, а те сущностные черты, которые не противоречат бесконечной множественности вариантов развития детей-дошкольников. Дискуссионной можно считать форму подачи: оправдано ли целевые ориентиры представлять в виде «психологического портрета идеального ребѐнка» (это всѐ-таки косвенно настраивает педагогов на то, что их целью является не многообразие раскрытия личностных возможностей детей – а приближение к некоему единому идеалу). В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. При этом отмечается, что заниматься этим может только специально подготовленный педагог-психолог и только с согласия родителей. Александр Асмолов отметил, что "Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребѐнку. Никакого тестирования, аттестации, проверки знаний дошкольника не будет". Таким образом, разработанный стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. 8 9