Притчу о волшебной смеси вадима артуровича петровского. Государственные и профессиональные награды





В книге доктора психологических наук, профессора Государственного университета «Высшая школа экономики» В.А.Петровского представлена модель рефлексивного синтеза категорий общей персонологии: индивид —> субъект —> «я» —> личность —> индивидуальность.

Давая оригинальную трактовку каждой из категорий, автор знакомит читателя с собственными моделями логико-математической интерпретации активности человека. Среди них: импликативная модель триумвирата субъектов, импульсная модель экзистенциального выбора, модель четырех ресурсов состоятельности, модель гедониста, а также — «парадокс адюльтера», булева типология смысловых миров, «алгебра когито» и др.

Логико-философские и математико-логические разработки автора находят свое развитие в «персоно-логике», объединяющей в себе академический и практико-ориентированные разработки в области персонологии — «науки личности».

Книга будет интересна профессиональным психологам, философам, логикам, экспертам по междисциплинарным исследованиям.

Психология неадаптивной активности

Действительно ли поведение человека всегда отвечает таким мотивам, как наслаждение, выгода, успех? Можно ли, предельно расширив представления об адаптивности, «сообразности» во взаимоотношениях человека с миром, объяснить истоки активности? Или, если человек выходит за границы своих собственных, даже очень глубоких побуждений, то в какие пространства он вступает?

Эти в другие вопросы обсуждаются в книге на основе разработки категории деятельности, идеи ее самодвижения и анализа феноменов неадаптивности, таких как риск, возгонка уровня трудности решаемых задач, активность самосознания и т.д.

Человек над ситуацией

В книге «Человек над ситуацией» одного из ведущих отечественных психологов представлена авторская концепция надситуативной активности человека — свободной причинности «Я».

Формулируется принцип активной неадаптивности: осознанной постановки целей с непредрешенным результатом достижения (риск, познание). Рассматривая субъектность («я») как определяющую характеристику личности, автор предлагает логико-математическую типологию смысловых миров, соприсутствующих в личности. Вводится понятие «состоятельность» (единство «хочу» и «могу»), описывающее уровень благополучия и дееспособности человека; предлагается ее математическая модель.

Рассмотрены модели «субъектных сборок», позволяющие человеку достичь оптимума своей состоятельности. Книга будет с интересом прочитана профессиональными психологами, философами, логиками, специалистами в области моделирования поведения и сознания.

Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно

Эта книга о том, как эффективнее общаться, вести переговоры, выходить из непростых ситуаций, используя ЭНКОДЫ — веселые, неожиданные, многозначительные, ошарашивающие фразы. Овладевший искусством использования энкодов сможет:

блокировать любую словесную агрессию;
заставить собеседника досрочно раскрыть свои намерения;
установить благоприятную почву для плодотворного диалога;
подстроиться к собеседнику, создавая для него комфортную ситуацию;
подняться над ролью, навязанной общением, стать самим собой.

Энкоды можно использовать в быту и на работе, для знакомства и флирта, для входа в разговор и выхода из него. В конце концов — это и весело, и полезно. Перед вами может быть друг, деловой партнер, родственник, незнакомец или манипулятор, желающий вас использовать, — для любого из них у вас всегда найдется подходящая фраза-ЭНКОД — инструмент из арсенала острослова-прагматика.

  • Ученое звание: Профессор
  • Доктор психологических наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Феномен субъектности в психологии личности
  • Кандидат наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Активность субъекта в условиях риска
  • Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, специальность «Психология»

  • Член-корреспондент РАО

Профессиональные интересы

Автор концепции надситуативной активности субъекта, теории персонализации, которая рассматривается как процесс идеального "представливания" личности в других людях ("отраженная субъектность"), мультисубъектной теории личности

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 1-й курс, 3 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Консультативная психология. Персонология"; 2-й курс, 1 модуль)Рус

Публикации 35

    Глава книги Петровский В. А. // В кн.: Поколения ВШЭ. Учителя об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 99-101.

    Глава книги Петровский В. А. // В кн.: Методология психологии: проблемы и перспективы / Под общ. ред.: ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 305-362.

  • Глава книги Петровский В. А. // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / Сост.: Т. Г. Щедрина , Б. Мещеряков ; науч. ред.: Т. Г. Щедрина . М. : РОССПЭН, 2011. С. 200-215.

Исследовательские гранты

  • 2011-2012 гг. Коллективный грант «Учитель-Ученики» по конкурсу Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» 2011-2012 гг. (№ 11-04-0034) на выполнение исследовательского проекта «Сценарные модели мира: рефлексия и динамика мировосприятия» (руководитель) Техническое задание Промежуточные итоги: тексты ...", .
  • 2008. Индивидуальный исследовательский грант Научного фонда ГУ-ВШЭ (№ 08-01-0143) на выполнение исследования по теме "Идеи и методы мультисубъектной персонологии", 2008 г.

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

  • Сизикова М. В. Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности , 2018
  • Шмелев И. М. Соотношение типов религиозности и способов разрешения трудных жизненных ситуаций , 2017
  • Чернышкова Е. Ю. Рефлексия как условие динамики фрустрационного реагирования , 2012
  • Белорусец А. С. «Ландшафтная аналитика»: методологический анализ психотерапевтической практики (aспирантура: 1-й год обучения)
  • Коваленко Е. Ю. Модель рефлексии испытуемым результатов имплицитного исследования личности (aспирантура: 1-й год обучения)
  • Чукарин Б. А. Динамика ценностных переживаний личности в зависимости от способов их репрезентации (aспирантура: 2-й год обучения)
  • Хохлачёва А. В. Динамика эмоциональной близости в романтических отношениях (aспирантура: 2-й год обучения)
  • Акопян К. Г. Предикторы нетранзитивности в ситуации выбора (aспирантура: 2-й год обучения)
  • Андреева А. И. Тривиальность-нетривиальность как характеристика психологических знаний (aспирантура: 3-й год обучения)

Опыт работы

ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович (р. 1950) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии - "науки личности" и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. "Активность субъекта в условиях риска". Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР.

С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984-1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК "Школа", где руководил разработкой "Концепции дошкольного воспитания", которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с "природой", "культурой", "другими людьми", "самим собой". С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией "Личностно-ориентированной дидактики" Института педагогических инноваций РАО.

С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией "Персонологии развития" Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых ("Воспитателю о личностном общении", М., 1992, в соавт.; "Построение развивающей среды в дошкольном учреждении", М., 1993, в соавт.; "Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада", М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) ("Одаренные дети: экология творчества", Челябинск - Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности ("Психология неадаптивной активности", М., 1992; "Личность: феномен субъектности", Ростов-на-Дону, 1993).

В 1994 г. он защищает докт. дис.: "Феномен субъектности в психологии личности", основные положения которой были представлены в учебном пособии "Личность в психологии: парадигма субъектности" (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное "Я"; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное "Я"; 3)персонализации, трактующей отраженное "Я"; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное "Я". В данной теории впервые выделен и критически проанализирован "постулат сообразности" (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе "Я в себе и для себя" и "Я в другом и для другого" как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия "активная неадаптивность", "бескорыстный риск", "избыточные возможности как источник активности, "самотрансценденция", "отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)", "Я как причина себя", "кольцо самоподражания", "действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)", "Мое Я" и "Мое Ты" и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи "инобытия" индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных П. методов "виртуальной", "отраженной" и "возвращенной субъектности", представленных многочисленными экспериментальными методиками ("Экспериментальные методы исследования личности в коллективе" / под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований П. - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского "Теоретическая психология", М., 2001). В этом русле П. предложена идея персонологии - "науки личности", объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности ("К построению алгебры когито", 1998; "Трансактная модель рефлексивного выбора", 2001; "Импульсная модель экзистенциального выбора", 2002). П. также автор монографий: "Личностно-развивающее взаимодействие", в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; "Воспитатели и дети: источники роста" (отв. ред. и автор), М., 1994; "Психология воспитания" (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.

Л.А. Карпенко

Студенты магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» (трек «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование») получили международный сертификат «Coach in Transactional Analysis» в International Coaches Union (ICU). Тем самым они стали первыми специалистами в области транзактно-аналитического коучинга в России, выполнившими серьезные сертификационные требования ICU. Поздравляем!

Петровский Вадим Артурович (1950) - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией персонологии развития Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской Академии Образования, профессор кафедры психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор ГУ Высшая школа экономики, ректор Института системного консультирования. Основные направления работы: психология личности, социальная психология, психология развития, математическое моделирование рефлексивных процессов, психологическое консультирование.

Публикации

  1. + - Идея свободной причинности в психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.psyho.ru/books/psyhoanalys/book31.htm

  2. + - Феномен субъектности в психологии личности

    На основе сопоставления адаптивной и неадаптивной трактовок активности поставлен ранее не поднимавшийся вопрос о самой правомерности понимания человеческого индивида как субъекта возможности интерпретации его как causa sui ("причины себя"). Выдвинуто предположение о существовании активно-неадаптивных действий, в которых человек свободно и вместе с тем ответственно выходит за границы предустановленного. Разработан метод анализа активной неадаптивности человека метод "виртуальной субъектности", реализованный в оригинальных методиках. На основе данного метода очерчен круг явлений активной неадаптивности: "бескорыстный риск", "презумпция существования решения", "выход за границы прогнозируемого" и др., в которых человек объективно полагает себя как субъект. Поставлен вопрос о возможностях и формах существования человека как субъекта активности за пределами его собственной жизнедеятельности. Разработан метод исследования эффектов идеальной представленности человека в других людях метод "отраженной субъектности". С опорой на этот метод установлен класс ранее неизвестных феноменов: возрастание оригинальности мышления в присутствии творческой личности; изменение уровня бескорыстного риска при актуализации образа рискующего человека; возрастание флексибильности учащихся в присутствии "гибких" учителей. Феномены отраженной субъектности не исчерпываются эффектами репродукции. Охарактеризованы парадоксальные формы идеального участия одного человека в жизни другого: изменение порога возникновения зрительных иллюзий в присутствии "значимого другого"; стимуляция слабыми учениками сильных в решении задач на сообразительность; изменение типа и направленности фрустрационного реагирования при актуализации образа другого. Установлены факты несовпадения личностных влияний в общении с ролевыми и, в частности, эфект обезличенного влияния роли ("эффект нейтрино").

Психолог Вадим Петровский разрабатывал математические модели принятия решений, занимался мультисубъектной теорией личности, стал экспертом в области трансактного анализа. Основы успешной академической карьеры были заложены в семье — его отцом и главным учителем был Артур Петровский, первый президент Российской академии образования. Сегодня доктор психологических наук Петровский — ректор Института системного консультирования, профессор Высшей школы экономики. С 2003 года развивает проект общей персонологии. Старается сохранить карнавальное ощущение жизни и верит, что смех способен объединить общество. Другим средством объединения и раскрепощения считает дружбу. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

День рождения

Где родился

Москва

У кого родился

Отец - Артур Владимирович Петровский, социальный психолог, историк психологии, профессор. Основатель, первый президент и академик Российской академии образования.

«Мой первый и главный учитель - это мой отец... Завидую себе белой завистью: мне повезло в жизни - быть его сыном, учиться у него, сотрудничать с ним... Мой отец - человек, умеющий слышать людей, и мне посчастливилось быть среди тех, кого он слышит и ценит».

Где и чему учился

Окончил факультет психологии МГУ. Учился в аспирантуре Института психологии АПН СССР.

Где и как работал

Профессор Московского психолого-педагогического университета, ректор Института системного консультирования, профессор ГУ Высшей школы экономики.

В Московском психолого-педагогическом институте вел курс «Персонологическое консультирование и трансактный анализ».

Работал в НИИ общих проблем воспитания, в НИИ проблем высшей школы, в НИИ общей и педагогической психологии, в НИИ дошкольного воспитания, в Институте педагогических инноваций, в Институте дошкольного образования.

Ученые степени и звания

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

«Помыслы о такой работе возникли более тридцати лет назад, в девятом классе Второй матшколы, на экзамене... по курсу "комплексные числа". Получил пять баллов и вышел с экзамена с мечтой о том, что когда-нибудь "укореню" мнимое число i в чем-нибудь земном и реальном».

Достижения

«1965 год. Получаю "отлично" на собеседовании во Второй математической школе при мехмате МГУ. В семье - ни одного математика, инженера, ни одного человека, способного отличить синус от косинуса. Поступление в школу рассматриваю как свое личное достижение».

Общественное признание

Почетный профессор кафедры психологии личности МГУ. Обладатель медали К.Д. Ушинского от Министерства образования и науки РФ.

Удачные проекты

С 2003-го развивает проект «Общая персонология».

Известен тем, что…

Является признанным экспертом в области трансактного анализа.

Мне интересно

поэзия

«...есть поэтический мир, в котором я жил...Я бы хотел издать книжку своих стихов, я думаю об этом...Время от времени пишу...Есть какие-то поэтические строчки, но не могу найти концов...Есть имена поэтов, которые я помню, но давно не видел нигде их сборников. ...Есть имена, которые во мне живут...Если бы я мог обратиться к небесам, я бы хотел получить какую-то информацию об этих людях».

творчество Михаила Жванецкого

«Не знаю, как в терминах уважения, почитания, любви, но у меня есть ощущение счастья от того, что он существует... Счастлив, что живу в эпоху Жванецкого... что он жив, что он существует, пишет, выступает... Он часть моего ментального поля. ...был бы рад подарить ему книжку - не свою - а "Игры, в которые играют люди" Берна, психолога, который существет в перекличку с ним. Чтобы от меня он получил эту книжку с моим предисловием».

Мечта

«Хочу поехать в Болгарию. У меня есть там возможность хорошо отдохнуть, мечтаю забыться глубоким сном».

Семья

Жена - Марина Владимировна Бороденко-Петровская, кандидат психологических наук.

«1985 год. Встречаю автора идеи "контрзнака" - независимую, критичную, теоретически мыслящую студентку психфака, свою будущую жену, Марину. С этого момента моя научная жизнь, не говоря уже о личной, - это непрерывный диалог с ней».

Дочь от первого брака - психолог.

«Я искренне горжусь своей дочерью. Я восхищаюсь ею. У нее много друзей... У нее прекрасный муж. Она воспитывает сына. Она закончила Московский университет. Мы хорошо понимаем друг друга».

Дочери от второго брака.

«Дочка прогуляла школу в первый раз... в пятом классе. Для меня это вот такое целое событие... Любопытна вся эта история вокруг этого первого в жизни прогула. Побудила подруга - взяла на "слабо". Подружку наказали лишением телевизора и компьютера. А мы поняли и простили, потому что мы общаемся иначе, пошли по пути, проложенному трансактным анализом».

И вообще…

«Чертовски хочется помогать людям!»

«Спектр желаний сужается и уплотняется. Сейчас очень-очень хочется дать детям, и не только своим. Помышляю о создании такой институции, как "высшая школа ребенка". Чтобы собирались дети с продвинутыми родителями и что-то вместе делали».

«Смех - это единственная сила, которая может объединить. Нас разделяют на богатых и бедных, тех, кто извлекает что-то, и тех, кто является донором для этого извлечения, умных и необразованных, молодых и старых... Юмор - один на всех, и карнавальное ощущение жизни даровано нам исключительно смехом... В нашем обществе, которое все больше и больше расслаивается, есть нечто такое, что позволяет нам объединиться».

Они опять победили. Переспорили. Переубедили. Как научиться достойно отвечать манипуляторам или агрессивным собеседникам, чтобы решать исход беседы в свою пользу? Для начала обескуражить их, сбить с толку. Как? С помощью универсальных фраз-энкодов. С их же помощью можно легко перейти в наступление и договориться на тех условиях, которые выгодны именно вам. Прочитав эту книгу, вы научитесь предупреждать конфликт и управляться с теми, кто всегда прав.

От издателя

Эта книга об эффективной коммуникации и легкости в общении, которая достигается благодаря особым фразам – энкодам. Неожиданные, многозначные, ошарашивающие, энкоды подскажут читателю, как не попасться на «крючки» манипуляторов, правильно вести себя в конфликтной ситуации и эффективно взаимодействовать с теми, кто всегда прав.

Почему эта книга достойна прочтения

Авторы этой книги – психолог Вадим Петровский и журналист Алексей Ходорыч – не только собрали коллекцию «фраз на все времена», но и подробно описали ситуации, в которых их можно употреблять.

Энкоды можно использовать:
в сражении при равноценном конфликте;
на этапе сложных переговоров;
при знакомстве и «притирке»;
в шуточном общении в компании друзей, в том числе новых.

С помощью энкодов можно:
нападать и защищаться,
блокировать наступление собеседника и перехватывать инициативу,
флиртовать и отшивать,
вести дела и ускользать,
всех смешить и вводить в ступор.

Цитата из книги

«Энкод - это не волшебная палочка, но и не просто фраза! При умелом применении он может горы свернуть, но вот ждать от него стопроцентного эффекта в каждом случае - не стоит. Энкод лишь позволяет всем участникам диалога проявиться максимально выпукло. Это смазка для общения, позволяющая извлечь максимум из того, что есть, но не волшебный эликсир, приумножающий ваши силы. Если предпосылок для взаимовыгодного и адекватного общения нет вообще, то никаким энкодом не помочь».

Эта книга для тех, кто:
- устал проигрывать в споре, прогибаться под собеседников;
- хочет научиться общению на равных и отстаиванию своих границ;
- обрести влияние на коллег и друзей;
- мечтает найти свой идеальный аргумент, а еще пошутить и поиграть.

Вадим Петровский – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, психолог-консультант, эксперт в области транзактного анализа, лауреат премии «Золотая Вышка» НИУ «Высшая школа экономики» (в номинации «Вклад в науку»).

Алексей Ходорыч - журналист, главный редактор детского издания «Классный журнал», ведущий программ «Классное детство» на радио «Медиаметрикс», в прошлом - редактор журнала «Коммерсантъ-Деньги».

Отзывы

«Идеальный аргумент» - увлекательное пособие по самозащите личности, про которое один более чем известный исторический деятель как будто бы уже и сказал однажды: «Оч-чень своевременная книга!» Этот труд авторов не хочется расценивать как просто собрание эффективных и проверенных лайфхаков общения. Книга не только оснащает, но и просвещает. А еще это хорошее чтение, способное подарить читателю радость сравнения с собственным жизненным опытом. Берусь утверждать все это не только как автор созвучных наработок, попавших в переплет собственной «Книги№1 «Ноус-Хаус», переизданной в этом же уважаемом издательстве, но и как один из вас, то есть тех, кто все еще себе не безразличен».
Владимир Вишневский, поэт

«Концепцию энкодов Алексея Ходорыча знают многие, поскольку трудно найти человека более коммуникабельного и фейсбучного. Благодаря книге энкоды стали не только обиходом тусовки, но и фактом культуры. А сотрудничество с соавтором - профессиональным психологом Вадимом Петровским - позволило придать концепции энкодов научное обоснование».
Андрей Мирошниченко, медиа-аналитик

«Как говорил Сартр, «ад - это другие». В этом смысле книга про энкоды - это реальное воскрешение из этого ада, настоящее чудо антиказусной лингвистики. Авторы - гении коммуникативного дзюдо. Эверетт Шостром, написавший «Человек – манипулятор», по сравнению с ними попросту отдыхает. Эта книга оказывает помощь людям - в том числе в случаях, когда они находятся на грани катастрофы. Это пособие по медиации в критических ситуациях (в том числе криминальных) открывает другую этическую реальность. Постоянно ношу эту книгу с собой и всем про неё рассказываю. Потенциально это мировой бестселлер, который может продаваться миллионными тиражами во благо миллионов людей по всему миру».
Константин Лисецкий, декан психологического факультета Самарского университета, доктор психологических наук, профессор