Украинцами ли были украинские казаки? Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI–XVII веках.




· Майдан · Юрт · Паланка · Курень · Станица · Зимовник

Казачьи атрибуты Папаха · Нагайка · Шаровары ·Шашка

Украинские казаки - современное собирательное историографическое название казачества , проживавшего на территории нынешней Украины , под которым, прежде всего , понимается вольное казачество, появившееся в XV в. на южной Киевщине и восточной Подолии , позже называемое днепровским или запорожским . В украинском казачестве различают сечевых (низовых), реестровых (городовых ), надворных и слободских казаков. Термин малороссийские казаки официально появился в 1654 году для обозначения казаков, проживавших на Левобережной Украине (Гетманщине) после присоединения ее к России и имел широкое употребление в дореволюционный период.

История возникновения

Во времена Ордынского нашествия население разоренных земель Древней Руси спасалось от невзгод войны в малодоступных, пограничных землях. Так возникли первые казачьи общины, обитатели которых состояли как из простого люда, так и представителей старорусских княжеских и боярских родов.

С разрушением Монголами Киева, Чернигова, Галича и множества других сел и городов, знаменитейшая фамилия с немногими княжескими семействами удалились в Княжество Литовское, и вступили в родство с тамошними владетельными князьями и вельможами; Простой народ остался под игом завоевателей, и только горстке скитальцев безприютных, но не поддавшихся под власть Ханскую, удалилось с пепелищ своей родины на Днепровские острова, защищенные непроходимыми тростниками и никем не населенные, и в землю Древлянскую, именуемую ныне Полесьем. Там, без жен и детей, питаясь звериною и рыбною ловлею, тревожа набегами врагов веры и отечества, они приняли имя исчезнувшего, но знаменитого войска Казаков и Черкас. Эти имена напоминали им набеги, удальство и безприютность их предшественников. И когда некоторые из них, устаревшие в шуме тревог, возвращались в родные села свои, возникавшие из развалин, тогда, не снимая с себя звания казацкого, они приучали сыновей своих к такой же жизни свободной и боевой, и передавали им свое казачество. Так составилось славное впоследствии войско наше. Оно в то время не могло быть заметно, но чрез восемьдесят лет имело уже своих полководцев.

- Маркевич . История Малой России.

Запорожские казаки

Запорожские казаки, находящиеся на контролируемой Царством Русским территории Левобережной Украины , в ряде официальных документов, также, именовались малороссийскими казаками . Реестр малороссийских казаков в Московском царстве был ограничен 60 тыс. чел.

В результате расхождения политики руководства Гетманщины и кошевых атаманов Запорожской Сечи в конце XVII века , единство Войска Запорожского как целостного военно-политического организма было нарушено, что выразилось в появлении термина «Войско Запорожское Низовое », которым стали представляться сечевые казаки, обозначая непосредственно саму Сечь и подконтрольные ей территории.

Слободские казаки

Основная статья: Слободские казаки

Начиная с середины XVII века, покидая охваченной войной земли Правобережной Украины, значительная часть малороссийского населения Речи Посполитой и некоторые запорожские казачьи отряды переселились на приграничные пустующие южные окраины Московского государства (на территории современной северо-восточной Украины, а также смежных с ней приграничные регионы России), в результате чего возникло слободское казачество . Уже при царе Алексее Михайловиче эти переселенцы были причислены к Белгородскому разряду и стали именоваться «Слободскими украинскими казачьими полками », а край заселенный ими получил общее название «Слободской Украины » («Слободской украйны»), - в отличие от «Украины», состоявшей из Белгородского и Севского полков, - а её поселенцы, сохранившие свое казацкое устройство, гарантированное им жалованными грамотами московских государей, были названы слободскими казаками .

Надворные казаки

Среди казаков Украины в VIII веке известны надворные казаки . Так называли охрану польских магнатов и которые содержались за их счет (кошт). Надворные казаки нанимались из числа крестьян и, несмотря на свой статус, нередко принимали участие в народных восстаниях. Наиболее известным надворным казаком является Иван Гонта , уманский сотник надворных казаков графа Силезия Потоцкого .

Возрожденное казачество

Вольное казачество

В середине марта 1917 года крестьянин Смоктий из Русановки, на Белоцерковщине организовал Русаковскую сотню. Вскорости крестьяне решили собрать в Звенигородке казацкий съезд и там выработать статут организации. Этим занимался Ковтуненко, человек с высшим образованием. В начале апреля все выборные сотенные командиры прибыли на съезд и приняли статут организации под названием "Вольное казачество " (укр. "Вільне Козацтво" ) :

  1. Вольное Казачество организовывается для обороны вольностей украинского народа и охраны порядка;
  2. Вольное Казачество - территориальная военизированная организация, куда имеют право вступить граждане уезда не моложе 18 лет;
  3. В организацию не принимаются люди, "враждебные к Украине и люди, наказанные судом за уголовные преступления";
  4. Всеми делами организации ведают командиры и советы казачьей старшины;
  5. На командные посты старшина избирается народом. Избранные командиры сами назначают себе заместителей, писаря, казначея и библиотекаря.

Червоное казачество

Критика роли казачества

С казачеством движение за самостоятельность Украины связывал и такой критик идеи украинской нации, как Николай Ульянов , отрицательно оценивавший и украинское казачество: «казаки были воспитаны в духе отрицания государства… не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем и были в любую минуту готовы к „розносу“ гетманских пожитков», а «казачья „демократия“ была на самом деле охлократией … Не создав своего государства, казаки явились самым неуживчивым элементом и в тех государствах, с которыми связывала их историческая судьба» .

См. также

Примечания

  1. Голобуцкий В. А. Украинские казаки // .
  2. Голобуцкий В. А. Украинские казаки // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. - М .: Советская энциклопедия, 1973−1982.
  3. - статья из Большого Энциклопедического словаря
  4. Договоры и постановления Прав и вольностей войсковых между Ясне вельможным Его милости Паном Филиппом Орликом новоизбранным войска Запорожского Гетманом, и между Енеральными особами Полковниками, и тым же войском Запорожским с полною з обоих сторон обрадою Утверженные При вольной Елекции формальною присягою от того же Ясне вельможнаго Гетмана Потверженные Року от рождества Христова αψίМесяца Априля ε: (5 апреля 1710г.)
  5. Антонович В. Уманский сотник Иван Гонта // «Киевская Старина» - К. , 1882. - Кн. 11. - С. 250−276; «Руська історична бібліотека» - Львов, 1897. - Т. XIX. (укр.)
  6. Голобуцкий В. А. Слободские казаки // Большая советская энциклопедия .
  7. Маркевич Н. История Малой России - М .: В типографии Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1842. - T. 1. - Гл. 1.
  8. , Разд. 2.1. Реєстрові козаки на державній службі
  9. Шпиталев Г. Г. Запорожское войско периода Новой Сечи = Запорозьке військо періоду Нової Січі (укр.) // «Південна Україна» : Часопис. - Запоріжжя, 2002. - Т. 7. - С. 159−182.
  10. Запорожское войско // Данкир О., Кочиев Г., Ходов С., Юрив В. Казачий Порядник (Проверено 15 апреля 2012)
  11. «Ко Дню государственного флага Украины 23 августа 2010 года» // © ЦГЭА Украины (tsdea.archives.gov.ua) (Проверено 14 апреля 2012)
  12. Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией от 1 октября 1653 г. // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. - М ., Юридическая литература, 1985. - Т.3. Акты Земских соборов.
  13. Акты, относящіеся к исторіи Западной Россіи, собранные и изданные Археографическою коммиссіею - СПб. : Типографiя Эдуарда Праца, 1853. - Т. 5. «1633−1699». - С. 93, 99, 100, 111, 122, 123, 125, 131, 137.
    Акты, относящіеся к исторіи Южной и Западной Россіи, собранные и изданные Археографическою коммиссіею - СПб. , 1872. - Т. 7. «1657−1663. 1668−1669». - Например, на С. 197: «Иванъ Выговской, гетманъ съ войскомъ вашего царского величества Запорожскимъ».
  14. , C. 368, цитата: "В целом же, по подсчетам Дмитрия Багалия, к 1780-м гг. на территории Слободской Украины на пустынных до этого просторах, проживало свыше 990 тыс. человек, среди которых абсолютное большинство составляли колонисты из Украины, причём около половины считалось вольными войсковыми обывателями, то есть бывшими казаками"

С подачи современных украинских историков, cловосочетание "украинские козаки" прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: "самобытный национальный феномен", "исключительно – украинское явление" и т.д.

"Свидоми" не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на несколько лет раньше, чем в Запорожье, и уж если определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу. За одной передержкой следует другая: уже все казаки без исключения объявляются украинцами и на этом основании появляются карты "Этнографических границ Украины", включающих Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к "украинскому козацтву" – насколько оно было украинским?

В козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значится Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине прошло крупное козацкое восстание, которое возглавил гетьман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, козаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетьманом Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетьман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных козацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они скорее принадлежали к еврейской нации.

Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Многие историки, например, Костомаров, простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения – это поляки.

В 1641 упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е гг. полковник Филон Джалалий – по происхождению татарин. Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI – XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и украинской народностями, ибо они попросту еще не сформировались. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были "руськими" (слово "украинец" появилось лет на 200 позже). К тому же здесь мы сталкиваемся с проблемой источников. От Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, русифицировали их и для восстановления справедливости их надо обратно украинизировать. Вот так и получилось из летописного гетьмана Коленика Ондреева – Каленик Андриевич, а из первопечатника Ивана Федорова – Иван Федорович. Не будем отрицать возможность такого искажения, но в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди козацких лидеров были и великоросы. Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, есть примеры, когда в одном документе идут подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые козаки) или "Якушко Якимов да Филип Парашиленко". Источники сохранили нам достаточно чисто имена козаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.

Заметим, что никакого "железного занавеса" или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением; как свидетельствовал в 1626 г. полковник Шафран (да и многие другие) на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а "в запорогах" – донцов. Один из первых донских атаманов – Мишка Черкашин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).

Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди козаков все равно было полно Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство. Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в украинцы. Казачество – не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным.

Казаком мог стать любой – русский, украинец, белорус, татарин, еврей. Ничто не мешало украинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (в среде рядовых козаков инородцев еще больше). Поэтому делить козацтво на "украинское" и "русское" – глупо и бессмысленно. Козацтво было либо одно единственное как сословие, либо невероятной смесью – по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить – то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой. А тем, кто любит ставить знак равенства между козаками и украинцами, рекомендуем перечитать "Летописное повествование о Малой России" А.Ригельмана, где подробно перечисляются различия малороссиян (украинцев) от запорожских козаков: "Сечевские козаки сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали...каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильсвовал... многими своими самовольствами, бесчиниями. Бунтами и разбоями так имя свое оскаредили. Храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междоусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были при всем оном два устава которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем... Они козаки везде грубы были. Напроти того украинские черкасы или малороссийский народ, как – то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочне селения в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги. В обхождени приятны и ласковы. Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют...".

Юлий ФЕДОРОВСКИЙ – историк, доцент Восточно-украинского университета им. В.Даля, г. Луганск

Слово » казак » тюркского происхождения, впервые зафиксировано V половецкой словаре 1303 и в правительственных документах генуэзских колоний, а 1492 впервые появилось в Украине. Это название касалось свободных здобичникив и степных промышленников. Степные просторы Украины в те времена отличались большими природными богатствами, там водились олени, лоси, бобры, лисы, дикие лошади, козы, волки; реки и озера переполняли разная рыба, раки, водоплавающая птица. На уходах — так называли эти промыслы — ватаги промышленников добывали еще и мед, соль, селитру. на зиму большинство уходников возвращалась в родные места, сбывала в городах свою добычу, а весной снова собиралась в ватаги и отправлялась на низовья Днепра и степные реки. Но некоторые оставались в степи на постоянно устраивая зимовки, Бурдюги и хутора по островам, в балках и в оврагах. учитывая постоянную татарскую опасность уходники вынуждены были выходить в степь хорошо вооруженными. Да и пограничные крестьяне ежеминутно были готовы к отпору. Например, 1594 германский посол Лясота над Десной видел среди полей » много странных малых домов с бойницами, куда бегут крестьяне, когда на них внезапно нападают татары, и там обороняются, ибо каждый крестьянин, уезжая в поле, вешает на плечо ружье, а в стороны саблю или тесак: татары нападают очень часто, и покоя от них почти никогда нет «.

Степные промыслы приносили немалую добычу, но.. требовали от людей большой предприимчивости, мужества и выносливости. Со временем степные казаки переняли от татар все методы степной партизанской войны и от активной защиты начали тоже переходить к нападениям на меньшие татарские отряды, на татарских чабанов ли на купеческие караваны. Вообще же термин » казаки» в середине XV в. касался исключительно татар — легковооруженных всадников, которые выполняли сторожевую службу в Кафе и других южных генуэзских колониях, но позволяли себе и своевольные поступки. Но с конца века, когда это название сложилась за украинскими казаками, о татарских казаков документы не упоминают.

Итак, украинские казаки, уходники, как и жители приграничных городов и сел, стали той силой, которую полностью использовали окраинные старосты и властители для борьбы с татарами. Конечно, в первых исторических сочинениях о казачестве (Сарницкого, Бельского, Гваньини) сохранились лишь имена главарей — шляхтичей, довольно часто обычных любителей приключений, авантюристов, искавших в Диком поле острых ощущений, славы и добычи, а не настоящих вождей казачества. Поздние казацкие летописи переняли эту традицию и довольно часто называют этих феодалов казацкими вождями — гетманами.

Самым известным из первых главарей казачества был князь с Волыни Дмитрий Вишневецкий, потомок древнего украинского рода Несвицкой, которого в народе назвали Байдой. Вишневецкий был человеком незаурядных способностей, выдающимся воином и организатором и одновременно имел авантюрницьки наклонности. В 50-е годы XVI в. Байда собрал вокруг себя отряд из нескольких сотен казаков и довольно успешно воевал против татар. Поссорившись с великим князем литовским, который не поддерживал его планов экспансии на юг, Вишневецкий решил перейти к туркам и даже некоторое время жил в Стамбуле, но вернулся на Днепр. На острове Малая Хортица ниже порогов он построил небольшой замок, в котором дважды выдерживал татарскую осаду. В 1556 г. Байда перешел в Москву, и его казаки вместе с московским войском совершили поход на Низ, под Аслам — Кермен и Очаков. В ответ хан решил уничтожить казацкое гнездо на Хортице. Летом 1557 Хортицу окружили татары, Днепром подошла и турецкий флотилия. Не получив помощи, людей и оружия от короля, Вишневецкий вынужден был покинуть свой Хортицкий замок и отступить в Черкассы. Впоследствии он вместе с московским войском совершил еще один поход на Крым, и хан должен затаиться за Перекопом. Но потом Москва поссорилась с Литвой за Ливонию, и Вишневецкий, не дождавшись от нее поддержки, вернулся в Украину. 1563 он вмешался в молдавские усобицы, планируя стать господарем Молдавии, но попал в плен и погиб в Константинополе 1563 мученической смертью на крюках, а в устной традиции стал Байдой — запорожцем, славным рыцарем, которого пытался привлечь на свою службу сам султан.

Хотя Вишневецкий погиб, не осуществив своих замыслов, его деятельность имела большое значение для дальнейшего развития казачества, а идею Вишневецкого о проведении самостоятельной казацкой политики с использованием самостоятельно христианских государств вскоре развили уже действительно казацкие предводители. После Вишневецкого казаки имели еще одного вождя княжеского рода, Богдана Ружинского, который также несколько раз ходил на Крым и погиб, подрывая укрепления Аслам — Кермен в устье Днепра 1577

Со второй половины XVI в. казачество начало ИВАН ПОДКОВА вмешиваться в молдавские дела. После Вишневецкого новым претендентом на молдавский престол 1577 выступил запорожец Иван Подкова. Во главе казацкого отряда он ушел в Молдавию и при поддержке части местных бояр и народа получил Яссы и стал хозяином. Но потом, не имея достаточно сил для борьбы с турками, Подкова вернулся в Украину, где его коварством захватил Я. Збаражский. Летом 1578 по решению польского правительства (по требованию Турции) Подкова казнили во Львове.

Количественному росту казачества и формированию его как мощного состояния украинского общества способствовали социально — экономические изменения после унии 1569 г. На украинские земли хлынул мощный поток польских феодалов, благородно — магнатское хозяйство развилось в полную силу. Шляхта использовала широкую власть, полученную во время бескоролевья 1573, и с бездумным рвением бросилась уничтожать остатки сельского самоуправления и хозяйственной самостоятельности мелких землевладельцев: ликвидировалось русское и валашское право, господа назначали своих тивунив и атаманов, отменяли сельское судопроизводство, чтобы неограниченно эксплуатировать населения. Крестьянство, особенно в княжеством, ревностно отстаивали свои права, но выиграть судебные процессы в королевских судах удавалось редко, впрочем, шляхта просто не признавала невыгодных для себя приговоров и прибегала к силе. Изредка крестьяне решались на вооруженные выступления против отдельных феодалов, а преимущественно прибегали к пассивному сопротивлению. Города, за всевластие шляхты также были изолированы друг от друга и должны постоянно бороться за свои куцые права, в значительной степени были подчинены большим магнатам. В них шла острая борьба между католическим патрициатом и широкими массами ремесленников, мелких торговцев, очень ограниченными в правах предмещане. Положение обострялось еще и религиозными преследованиями. Все это заставляло народные массы к бегству на восток, куда еще не достигла рука магнатов.

Выбор места для Сечи обуславливалось природными. условиями, удобствами ее обороны, обязательно привязывался к Днепру — главной водной артерии Украины и самого пути для морских походов против турок и татар. Сечь как военный и политический центр казачества, его столица, в течение второй половины XVI в. находилась на о. Томаковке, с 1593 — на о. Базавлуке (Чертомлыкская, или Старая Сечь). Чертомлицку января 1594 посетил посол германского императора Э.Лясота, который достаточно подробно описал обычаи и уклад Сечи. Несколько тысяч казаков жили в Сечи в простых шалашах из хвороста, накрытых от дождя лошадиными шкурами. Впоследствии, в XVII -XVIII вв., Курени, как и служебные помещения — пушкарня, казна, пекарни, строились из дерева. Каждая января обязательно должна церковь, а вокруг нее — большая площадь. Во времена расцвета казачества Сечь была большим городом с пригородами, на котором жили тысячи ремесленников, торговцев, специальная здание предназначалось для проживания иностранных послов.

Суровые условия жизни казаков, борьба с постоянной нехваткой голодом отсутствие за порогами какого-либо влияния польской администрации и благородного строя вообще повлияли на формирование в Запорожье демократического строя. Вся полнота власти в Сечи принадлежала общем совете, все казаки считались равными и имели одинаковые права. Преимущество имели бы опытные казаки, » деды сивоусые «, как и те, кто имел самые способности и боевые заслуги. В мирное время самым высоким начальником у казаков был кошевой атаман (сначала его звали гетманом) и старшина — есаула, судьи, писарь, обозный, курении атаманы. Все эти должности были выборными, и старшина отчиталась перед советом ежегодно. Если же в действиях кого-то из старшины ли кошевого казаки видели какое-то нарушение своих прав и вольностей, безответственность или вред для общества, то совет в любое время могла лишить их правительства, а иногда даже казнить. Совет, особенно V ответственные исторические моменты, созывался часто, порой даже по несколько раз в день. Решение принималось большинством голосов и ему должна подчиняться меньшинство. В более поздние времена демократические традиции казачества были несколько ограничены ростом значения казацкой старшины, новой украинской аристократии, а с конца XVII в. на выборы старшины влияла и царская администрация.

На начальном этапе существования хозяйство Запорожье мало здобичницький характер. Казаки занимались охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, добычей соли и селитры. Они выступали постоянными посредниками в торговле с Крымом и Турцией. Здобичницьки ватаги основывались на принципах союза, артели, но ведущую роль в них играли зажиточные казаки, владельцы лодок, неводов и других орудий труда, владельцы капитала. Они повлияли на решение совета в Сечи.

Запорожское войско формировалось на принципах добровольности, а также достаточно жесткого отбора желающих; молодежь, придя в Сечь, несколько лет была неполноправных, проходила большую школу закалки и военной подготовки. Основу войска составляла запорожская пехота. Конница была менее многочисленной, хотя каждый из казаков должен был уметь ездить верхом, а во время похода все войско часто передвигалось на лошадях или на лодках. Запорожцы были умелыми стратегами, применяя передовые на то время методы ведения крупных операций, часто комбинированных с партизанскими действиями малых отрядов, широко использовали военную разведку, различные средства дезинформации врага. Запорожская пехота в лагере с повозок, которые обязательно сопровождали их в походе, была непобедимой и могла успешно выдерживать натиск десятикратно превосходящих войск противника. Большое мастерство проявляли казаки в штурме и осаде крепостей, в фортификационных земляных работах, имели опытных саперов. Всеобщее восхищение современников вызывала совершенство казаков во владении огнестрельным оружием, артиллерией. В отличие от мирного времени, во время войны в армии царили строгая дисциплина и послушание. Кошевой, гетман или полковник, возглавлявший поход, имел неограниченную власть и мог наказывать виновных смертью.

Литовский, а впоследствии и польское правительство сначала пытался с помощью своей пограничной администрации удержать казаков под своим контролем. Но старосты, из владений которых отправлялись в походы казаки, были

заинтересованы в получении своей доли добычи, они продавали казакам порох и продовольствие, так, стояли ближе к казакам, чем к королю. Вторым способом подчинить себе казачество попытки организовать из среды казаков отдельные части, которые находились на государственной службе, получали бы плату из казны и подлежали предназначенном правительством начальству.

Первым такое предложение выдвинул черкасский староста А. Дашкевич еще 1533 Его проект предусматривал создание на Днепре двухтысячного отдела казаков для охраны границы от татар. По Жигмонта 1 в 1541 г. было приказано сделать перепись казаков Киевщины, Каневщины и Черкасской. 1568 Жигмонт

11 Август совершил первую реальную попытку привлечь казаков на государственную службу. 300 казаков были записаны в реестр и с тех пор возникла и название правительственных казацких формирований — реестровые. В 1578 г. король Стефан Баторий, начиная войну с Москвой, решил использовать для нее и казаков, которые до сих пор наносили польскому правительству много хлопот, то и дело дергая турок и татар. Осенью 1578 во Львове с пятью уполномоченными от казаков был заключен » постановление по низивцямы «. По этому постановлению начальником всех низовых казаков должен был быть черкасский староста Михаил Вишневецкий, которому подчинялись » гетман » и вся казацкая старшина. Полк состоял из 500 казаков, которым выплачивали по 6 коп литовских грошей и выдавали сукно на кафтан. Центром казаков определялось город Трахтемиров ниже Киева. Действие постановления касалась всего периода войны с Москвой. » Старшим «, или гетманом (как называли его казаки), полка стал шляхтич Ян Оришовський, а его помощником и писарем Бегер. В 1581 г. был составлен реестр этого полка, что дает возможность установить национальный состав реестровых: более 80 % украинского и белорусов, 10 % поляков, а кроме них были московиты, молдаване, двое черкесов, Сербии, немец, татарин. Новый набор казаков состоялся 1583 (600 человек), 1590 на службу приняли тысячу казаков. Польское правительство привлекал казаков на государственную службу во время войн, когда же война заканчивалась, военный люд возвращался в укрепительных. Король, нанимая казаков на службу, способствовал пробуждению в казачестве сознания своей обособленности от других сословий в государстве, выработке своего рода иммунитета, который заключался в неподчинением обычной власти, а только своим старшинам, освобождении от налогов, праве свободно распоряжаться своим имуществом.

Со второй половины XVI в. запорожцы, кроме походов суше под татарские замки на переправах, под

Перекоп, Очаков, Бендеры, Аккерман, Килия, начали организовывать и походы на Черное море, используя для этого чайки — небольшие суда длиной 20 и шириной С -4 м, которые приводились в движение веслами и имели паруса. Чайки вмещали по 50-70 казаков, каждый из которых был вооружен ружьем, и имели несколько легких пушек. Изначально в походах, преимущественно под Очаков и на побережье Черного моря (Крым), участвовало по несколько лодок, но уже в конце XVI в. флот вырос до нескольких сотен чаек, и походы осуществлялись и на турецкие города, даже на Константинополь. Кроме чаек казаки широко использовали трофейные турецкие суда: галеры, сандали и др.. На переломе XVI -XVII вв. казацкие флотилии уже решались вступать в открытый бой с мощными турецкими эскадрами, использовались для высадки десанта, морской блокады, огневой поддержки сухопутных войск. Как отмечал Крип’якевич, выход казацкого флота в Черное море имел историческое значение: » Украина пробила турецко — татарскую морскую блокаду, что запирала ей путь в Европу, и снова начинала период морской экспансии «. Кроме того, морские операции казацкого флота в значительной мере влияли на европейскую политику, способствовали утверждению Украины как самостоятельного фактора мировой политики.

Распространение казачества в последние десятилетия XVI в. было обусловлено массовым » покозачення » свободного сельского и городского населения украинских земель Литвы. Крестьянство, недовольное установленными Польшей социально — экономическими порядками, привнесло в казацкое движение новые настроения. Между казачеством и крестьянством как многочисленным состоянию Украине возникает чувство взаимопонимания и определенной общности интересов, и оказалось в первых конфликтах казачества с польским государством.

Первое казацкое восстание 1591-1593 гг связано с именем » заслуженного казака «, шляхтича с

Подляшье Кшиштофа Косинского. В 1591 за военные заслуги он получил имение в Киевской, но эту землю отобрал белоцерковский староста Януш Острожский. Возмущенный Косинский собрал казаков, напал конце 1591 на Белую Церковь и другие имения Острожского. Повстанческое движение охватило Волынь и Подолье. Украинские господа, видя нерешительность правительства, решили собственными силами обуздать Косинского. Во главе шляхетского ополчения Волынского воеводства стал сам Константин Острожский. Под городком Пятка 23 января 1593 состоялся кровавый бой, в котором повстанцы потерпели поражение, потеряв от двух до трех тысяч убитыми, 26 пушек и несколько коругов. Косинский должен сдаться и заключить соглашение, что последует за пороги и не будут устраивать бунтов, казаки должны были вернуть все награбленное имущество, а крестьяне, присоединившихся к восстанию, должны были вернуться к своим господам. Но Косинский не успокоился. Отступив с казаками на Запорожье, он уже в мае 1593 снова пришел под Черкассы с пушками и двумя тысячами казаков, но погиб в схватке.

Дальнейшему развертыванию восстания помешали международные события. В начале 90 — х годов в Европе возникла идея большой антитурецкой коалиции. В Украине эти планы поддержали киевский католический епископ И. Верещинский и князь Острожский, которые, очевидно, хотели обратить энергию казаков на войну с турками и спасти таким образом свои имения. Осенью 1593 папа выслал к казакам специального посла Ю. Комуловича (Комулео), который в Каменце- Подольском встретился с двумя казачьими предводителями, одним из которых был Наливайко, и передал им в качестве задатка 12000 золотых дукатов. Посол германского императора Лясота передал казакам трубы, бубны, хоругви и 8000 дукатов.

Северин Наливайко происходил из Гусятин, но родился в Сатанове, откуда его родители — мещане

впоследствии переехали. Отца казацкого вожака поразил до смерти господин Калиновский, поэтому в действиях С. Наливайко можно видеть и личные мотивы. Брат Северина Демьян был священником и активным деятелем Острожской ячейки. Сам Северин с молодых лет был казаком, замечательным артиллеристом, затем служил в армии князя Острожского и воевал против Косинского. Но после битвы под Пятой Наливайко покинул Острожского и возглавил казачий отдел, действовал против турок на нижнем Днестре. Как вспоминает Лясота, 1 июля 1594 посланцы Наливайко прибыли в Сечь и предложили запорожцам свою дружбу и полторы тысячи отраженных в татар лошадей. Так, к Наливайко ушло несколько тысяч казаков во главе с гетманом Григорием Лободой. Впоследствии поляки всячески старались подчеркнуть разницу между » степенным » старшиной Лободой и » Лотр » Наливайко, что отразилось и в казацких летописях. На самом же деле Григорий Лобода обнаружил в следующей казацко — польской войне большой стратегический талант и личное мужество.

Объединенное войско Лободы и Наливайко осенью 1594 отправилось на Молдавию, разбило хозяина Арона, получило Яссы, и Арон присягнул на верность императору. Впоследствии вместе с войском Арона Лобода и Наливайко ходили в начале 1595 на Тягиню, Белгород и Килию, а весной вернулись в Украину, расположились в шляхетских владениях и требовали » стаций » или забирали продовольствие и фураж силой. Наливайко поддержал мещан Брацлава, которые еще ​​весной 1594 получили городской замок, выгнали благородную администрацию и провозгласили себя » свободным казацким городом «.

Далее Наливайко ушел на Волыни, в Белоруссию, приобретая города и беря с них контрибуцию. Отразившись от литовского войска, казаки вернулись на Волынь. В то же время Лобода со своими казаками стоял на Полесье, так же собирая » стации » из местной шляхты, а один казацкий отряд под предводительством Шаулы пошел к Наливайко. Фактически в настоящее время почти вся Волынь и Киевщина были заняты казаками, имело огромное влияние и на все низшие слои украинского народа. Все это в конце заставило польское правительство к активным действиям.

Обуздать казаков оружием было поручено Станиславу Жолкевскому, в то время польному гетману. Жолкевский, выдающийся политик и полководец того времени, выступил весной 1596 с отборным войском и значительной артиллерией. К нему присоединились украинские господа, в частности, князь Кирик Ружинский со своим войском. Опытный стратег, Жолкевский хотел разбить казаков частями и сначала ударил на войско Наливайко. Но Наливайко, удачно маневрируя, сумел избежать неравного боя, пройти маршем под защитой лагеря из телег от Кременца до Подолья и спрятаться в уманских лесах.

Пока Жолкевский совершал расправу над Брацлавом, Наливайко поспешил к Белой Церкви и соединился с запорожцами Шаулы, которые имели артиллерию. Здесь они нанесли поражение Ружинском, возглавлявший авангард польского войска, но перед Жолкевским отступили. Возле урочища Острый Камень Жолкевский догнал казаков, но жестокий бой (в нем Саул оторвало ядром руку) не принес полякам победы. Жолкевский отошел к Белой Церкви, ожидая подкреплений, а казаки пошли в Переяславль. Там состоялся совет, на которой вместо Наливайко гетманом избрали Лободу. С тех пор казацкое войско оказалось в затруднительном положении: к нему присоединилось много городовых казаков с женщинами, детьми и всем имуществом. Впоследствии это затруднило продвижение войска и стало одной из причин капитуляции повстанцев.

Жолкевский, получив подкрепление из Польши и Литвы, снова пошел на казаков, заповзявшись уничтожить » ребелии » любой ценой, а Лобода повел казаков вглубь степи. На Солонице под Лубны им было отрезали путь к отступлению, и казаки в конце мая должны были построить мощный лагерь. В нем во время осады начались несогласия и споры, во время одной из которых убили Лободу. Но гетманом выбрали не Наливайко, а Кремпского. Под горячим солнцем и постоянным обстрелом, не имея корму скота и воды для детей и женщин, казаки стойко выдерживали осаду, нанося метким огнем из окопов и смелыми вылазками значительных потерь полякам. Жолкевский, услышав, что к казакам идет подмога из Запорожья, сделал последнюю отчаянную попытку заставить их к капитуляции. После двухдневной непрерывной канонады и умелых дипломатических действий Жолкевского отрезаны от мира казаки, ничего не зная о близком спасении, вынуждены были согласиться на переговоры. Жолкевский потребовал выдать главарей, пушки и все клейноды. Казаки подверглись, но после принятия оружия польские воины бросились на беззащитных казаков, положив на месте несколько тысяч. » Так их рубили немилосердно, что на милю или больше труп лежал на трупе «, — писал один из поляков. Только Кремпского части казаков удалось прорваться на Запорожье. Наливайко доставили в Варшаву и почти год пытали в тюрьме, а в конце отрубили голову и четвертовали. Так же казнили и Шаулу (21 апреля 1597).

,

С подачи современных украинских историков, cловосочетание "украинские козаки" прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: "самобытный национальный феномен", "исключительно - украинское явление" и т.д.

"Свидоми" не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на несколько лет раньше, чем в Запорожье, и уж если определяться: донцы - русские, запорожцы - украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу. За одной передержкой следует другая: уже все казаки без исключения объявляются украинцами и на этом основании появляются карты "Этнографических границ Украины", включающих Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к "украинскому козацтву" - насколько оно было украинским?

В козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значится Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине прошло крупное козацкое восстание, которое возглавил гетьман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, козаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетьманом Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетьман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных козацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они скорее принадлежали к еврейской нации.

Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Многие историки, например, Костомаров, простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения - это поляки.

В 1641 упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е гг. полковник Филон Джалалий - по происхождению татарин. Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI - XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и украинской народностями, ибо они попросту еще не сформировались. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были "руськими" (слово "украинец" появилось лет на 200 позже). К тому же здесь мы сталкиваемся с проблемой источников. От Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, русифицировали их и для восстановления справедливости их надо обратно украинизировать. Вот так и получилось из летописного гетьмана Коленика Ондреева - Каленик Андриевич, а из первопечатника Ивана Федорова - Иван Федорович. Не будем отрицать возможность такого искажения, но в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди козацких лидеров были и великоросы. Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, есть примеры, когда в одном документе идут подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые козаки) или "Якушко Якимов да Филип Парашиленко". Источники сохранили нам достаточно чисто имена козаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.

Заметим, что никакого "железного занавеса" или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением; как свидетельствовал в 1626 г. полковник Шафран (да и многие другие) на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а "в запорогах" - донцов. Один из первых донских атаманов - Мишка Черкашин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).

Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди козаков все равно было полно Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство. Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в украинцы. Казачество - не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным.

Казаком мог стать любой - русский, украинец, белорус, татарин, еврей. Ничто не мешало украинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (в среде рядовых козаков инородцев еще больше). Поэтому делить козацтво на "украинское" и "русское" - глупо и бессмысленно. Козацтво было либо одно единственное как сословие, либо невероятной смесью - по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить - то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой. А тем, кто любит ставить знак равенства между козаками и украинцами, рекомендуем перечитать "Летописное повествование о Малой России" А.Ригельмана, где подробно перечисляются различия малороссиян (украинцев) от запорожских козаков: "Сечевские козаки сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали...каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильсвовал... многими своими самовольствами, бесчиниями. Бунтами и разбоями так имя свое оскаредили. Храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междоусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были при всем оном два устава которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем... Они козаки везде грубы были. Напроти того украинские черкасы или малороссийский народ, как - то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочне селения в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги. В обхождени приятны и ласковы. Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют...".

Юлий ФЕДОРОВСКИЙ
- историк, доцент Восточно-украинского университета им. В.Даля, г. Луганск

(окончание)

II. Казачество на окраинах Литовско-Польского государства формировалось довольно давно. С появлением Крымской Орды на степных границах литовско-польских стали появляться вольные общины казаков, как бы пограничная милиция для борьбы с татарами. Казаки не только отбивали татарские набеги на Литву и Польшу, но и сами нападали на Крым и Турцию . Они считались подданными Литвы и Польши, но не повиновались своему государству. Их борьба с татарами вообще была полезна для государства, но их разбои на Черном море вели к крупным неприятностям для Польши со стороны Турции и Крыма. И то и другое обстоятельство заставляли польское правительство в XVI в. серьезно думать о том, чтобы забрать казаков под надзор и контроль государства. Польские власти старались образовать из казаков свои правительственные отряды и с их помощью понемногу водворить порядок на степной окраине. В то же время они поощряли шляхетскую колонизацию Украины, благодаря которой свободное население Украины – "казаки" – обращались в "хлопов" или крепостных крестьян, и на Украине водворялся обычный для Польши общественный порядок. Благодаря мероприятиям королей XVI в., у казаков, поверстанных на службу, развилось к концу XVI столетия известное самоуправление: они выбирали гетмана, войсковую старшину (судья, писарь, полковники и др.) и разделялись на полки (округи), но в полках было лишь определенное число (600) полноправных казаков, называемых реестровыми, т. е. занесенными в списки (реестры). Остальное население Поднепровья считалось как бы простыми крестьянами. В 1590 г. против него были приняты особые стеснительные меры с целью обуздать его своеволие; нереестровых казаков включили в хлопство и начали вместе с землями отдавать польской шляхте, селившейся в казачьей Украине. А между тем от этого самого хлопства, от усилившегося гнета Польши и панов крестьянство спасалось именно на Днепре, выходя из Польши и Литвы.

Особенности польского строя водворились в Украине после Люблинской унии в 1569 г. , когда она стала польской областью. Но в то же время эти особенности стали торжествовать и во всем Литовском государстве, а в самой Польше аристократический дворянский порядок обозначался все более и более резкими чертами. Эти обстоятельства вызывали усиленное выселение недовольных людей из середины государства в южную степь, а польское правительство усиленно старалось завладеть этой степью . Таким образом, Украина переставала быть убежищем недовольных как раз тогда, когда число их возросло, и это вызвало крупные общественные беспорядки. Нереестровые казаки от панских рук уходили все южнее, ближе к татарам, и образовали за порогами Днепра своеобразный оплот казачества – Сечь Запорожскую . Там окрепла казаческая традиция, продолжалась борьба с магометанским миром, туда стремились все недовольные государственными порядками в Польше и Украине. Когда же Польша задумала наложить руку на Запорожье, поднялся ряд известных казачьих восстаний. Под предводительством своих гетманов (Косинский , Лобода, Наливайко , Тарас, Павлюк , Остраница) казаки бросались на Польшу , действуя во имя религиозной и гражданской независимости русской народности. Эти восстания не удавались, и поляки разоряли даже Сечь, забирали крепче и крепче Украину, больше и больше давили народ. После усмирения возмущения обыкновенно усиливался прилив польского элемента – панов и ксендзов – в Украину, и казачество обращалось в холопов этих пришельцев. Такой порядок, конечно, не мог удовлетворить жителей Украины, общая беда теснее связывала казаков с хлопами; восстания принимали характер не исключительно казачьих, а земских, и поддерживались крестьянами всей западной Руси.

К половине XVII в. недовольство не только за порогами, но и во всей Украине возросло до крайней степени. Когда в 1648 г. с помощью крымских татар войсковой писарь Богдан Хмельницкий поднял новое восстание казачества , на его сторону стала вся Украина – и казачья, и крестьянская. Поднялась вся народность за народную свободу и веру. Сказались, словом, результаты религиозного и общественного польского режима. С помощью татар Хмельницкий победил поляков и под Зборовом заставил короля Яна Казимира согласиться на возвращение казачеству его прежних вольностей. Число реестровых казаков было доведено до 40 000. Но это не могло удовлетворить Украину, потому что восстала вся Украина, а улучшилось положение одних казаков, остальные же русские и православные люди должны были снова стать под власть поляков. Поэтому восстание поднялось снова, и во главе опять был Хмельницкий. Союзник казаков, крымский хан, изменил Хмельницкому, и под Белой Церковью был заключен с поляками невыгодный для казачества договор, уменьшивший число казаков на 20 000. Для Хмельницкого было ясно, что этим дело не кончится: но ясно было и то, что у Украины нет сил одной бороться против Польши. Естественнее всего было искать помощи в единоверной Москве.

В 1651 г. Хмельницкий обратился к царю Алексею с просьбой принять "Малороссию под свою руку". В Москве не решились сразу на присоединение этой польской области и, стало быть, на войну с Польшей. Царь Алексей дипломатическим путем заступился за Малороссию, но это не привело ни к чему. Хмельницкий был вынужден снова воевать и снова просил Москву о подданстве . Тогда Земский собор в Москве решил в 1653 г. принять Малороссию , и 8 января 1654 г. Украина присягнула царю Алексею . Число реестровых казаков определено было в 60 000. Малороссии оставлено было ее общественное устройство и самоуправление, гетману – право дипломатических сношений (кроме польских и турецких). Соединенные силы Украины и Москвы нанесли полякам в 1654–1656 гг. ряд сильных поражений , поставивших Польшу на край погибели, тем более что на нее одновременно наступали и шведы. Но Польша была спасена раздором России и Швеции и добилась перемирия с Россией, уступив малорусские и белорусские земли.

Переяславская рада 1654 г. Соединение Украины с Россией. Картина М. Хмелько, 1951

Так приобрела Москва русские земли, давно утерянные Русью. Но удержать эти земли было нелегко при тех затруднениях, какие создавались и самой Малороссией, и ее соседями. В Малороссии вся вторая половина XVII в. была временем смуты; в этой прежде неустроенной казачьей Украине в XVI и XVII вв. под влиянием Польско-Литовского государства сложился известный общественный порядок; рядом с казачеством, вольным, записанным в реестры, появляется польское панство, закабалявшее себе казаков, не записанных в реестры; умножается городское население, получавшее особые права из среды самого казачества, выделяется класс более зажиточных и влиятельных людей – "старшина ", которая стремится отождествить себя с дворянством. Когда произошло отделение Украины от Польши и исчезло польско-литовское дворянство из Малороссии, новые владетели дворянских земель ("старшина") стремятся выделиться из казачества "или в виде шляхты Польской, или в виде дворянства Московского", по выражению С. М. Соловьева. Такое стремление их к преобладанию в стране встречает отпор в остальной массе освободившегося от панства казачества. Между казачеством демократическим и старшиной идет глухая борьба. Города малороссийские заботятся лишь об утверждении Москвой их прав, и там, где их интересы сталкиваются с казачьими, не жалеют последних. Духовенство поступает, как города. В Малороссии все идет врозь и каждая общественная группа добивается у Москвы лучшего обеспечения исключительно своих интересов в ущерб другим. В этой "войне всех против всех" Москве приходилось играть роль примирительницы и умиротворительницы, удовлетворяя одних и возбуждая недовольство других. Медленно справлялась Москва со своей задачей в Малороссии, не имея твердой опоры в стране и утверждая свое влияние лишь на симпатии демократических слоев, тогда как верхние слои населения большей частью тянули к Польше с ее аристократическим складом. Несмотря на постоянные смуты – "измену" малороссиян Москве, Москва крепко держится за Малороссию и все крепче и крепче привязывает ее к себе (особенно левый берег Днепра). Уже и в 1657 г. казачья старшина стала давать себя знать Москве. По смерти Богдана Хмельницкого гетманство было захвачено писарем Иваном Выговским , человеком польских симпатий, представителем казачьей старшины. Но против него встал полтавский полковник Мартын Пушкарь , простое казачество и Запорожье.

Началось междоусобие, в котором погиб Пушкарь и восторжествовал Выговский. В 1658 г. Выговский передался Польше и нанес в 1659 г. страшное поражение московским войскам под Конотопом . Но он был свергнут самими казаками, и гетманом стал Юрий Хмельницкий (сын Богдана), который присягнул Москве, но, когда началась вторая война у Москвы с Польшей , передался полякам. Однако левая сторона Днепра осталась верной Москве и избрала в 1662 г. особого гетмана, запорожца Брюховецкого . По Андрусовскому перемирию в 1667 г. между Польшей и Московским государством, левобережная Украина осталась навеки за Москвой. Брюховецкий явился покорным подданным и сам хлопотал об уменьшении малороссийской автономии. Но это вызвало общее недовольство на Украине, которое увлекло самого Брюховецкого в 1668 г. к отпадению от Москвы. Не имея твердой политики, Брюховецкий скоро погиб в смутах, и население левого берега снова потянуло к Москве, не желая польских порядков. Представителем этих демократических симпатий явился гетман Многогрешный, которого старшина успел свергнуть, оклеветав в Москве. Только с 1672 г., с гетманством Ивана Самойловича , наступило внутреннее спокойствие на левом берегу Днепра. Зато явилась внешняя опасность. Правая польская сторона Днепра от Польши передалась Турции. Турецкий султан Магомет IV в 1672 г. предпринял поход для покорения всей Украины, таким образом началась война Москвы с турками, продолжавшаяся до 1681 г. ; театром ее был правый берег Днепра, который Москве не удалось приобрести, зато она крепко завладела левым берегом. И в этом заключался уже громадный успех. Присоединение Малороссии было первым важным наступательным шагом Московского государства относительно Польши. До сих пор Москва почти всегда оборонялась, и перевес сил был по большей части на стороне Польши; с этого же момента отношения соседок окончательно меняются. Москва, ясно, сильнее Польши и наступает на нее, мстя за прежние обиды и возвращая старинные свои земли. Вместе с тем, еще недавно обессиленная смутой, она теперь с каждым годом вырастает в глазах прочих своих соседей и получает все больший и больший дипломатический вес, несмотря на внутренние свои затруднения. Московские дипломаты , действовавшие в то время, могли быть вполне довольны своей деятельностью.