Актуальные вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации. Механизмы реализации программы




Николайцева Лариса Николаевна, учитель математики МКОУ «Безголосовская СОШ»

Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ГИА являются следующие:

  • организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • мониторинг качества;
  • психологическая подготовка к ЕГЭ.

ЕГЭ - серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

  • Первый принцип - тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
  • Второй принцип - логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
  • Третий принцип - тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
  • Четвёртый принцип - индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
  • Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
  • Шестой принцип - контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА

Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

  • нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;
  • о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в городе и крае;

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

  • проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА;
  • творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
  • выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
  • психологические особенности 9,11-классников.

3) Педагогический совет «ЕГЭ и ГИА - методические подходы к подготовке учащихся».
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков;
  • расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.

  • информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
  • информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА;
  • пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ГИА.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

Мониторинг качества образования

Мы работаем в сельской малокомплектной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Мониторинг - отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования - «следящая» и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся - со всем классом или выборочно.

Устный счет - один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет», хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

  1. воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
  2. контроль состояния знаний учащихся;
  3. автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах - это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам.

7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.

8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.

10 класс:
1) Вычисление производных.
2) Простейшие тригонометрические неравенства.
3) Тригонометрические формулы.
4) Простейшие тригонометрические уравнения.
5) Функции, обратные тригонометрическим.
6) Преобразование графиков функций.

11 класс:
1) Вычисление первообразных.
2) Свойства логарифмов.
3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.
4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • создание уроков с помощью программы «Notebook», «PowerPoint»

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача - закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

  • стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • повышению мотивации учащихся;
  • развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
  • осуществлению дифференцированного подхода;
  • формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
  • развитию вычислительных навыков учащихся;
  • формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
  • реализации межпредметных связей;
  • включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Применение информационных технологий помогают:

  • создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
  • развить познавательный интерес к предмету;
  • первично закрепить знания учащихся;
  • проверить прочность усвоения знаний.

Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.

Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
www.mega.km.ru - виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

На уроках закрепления знаний хорошо применять программы - тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика - семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.

Система работы школы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

С1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня целью моего выступления является познакомить вас с той системой подготовки учащихся к ГИА, которая сложилась у нас в школе.

С2 С введением независимой оценки качества образования учащихся в 9,11-х классах привело к тому, что перед школой встала задача организации подготовки к государственной итоговой аттестации не только учащихся школы, но и всех участников образовательного процесса: учителей, родителей выпускников.

На протяжении всего учебного года так или иначе затрагиваются вопросы, касающиеся экзаменов: это подготовка к ним, проведение, анализ полученных результатов.

Решая эту задачу, была организована следующая работа:

С3 Работа с учителями.

Если говорить о системе работы с учителями, то старт начинается ещё в августе на педагогическом совете. Директор школы Ольга Владимировна и я подводим анализ итогов прошедшего учебного года, в том числе и результатов ГИА: качество, успеваемость, сравнение результатов со средними по городу.

Верхняя стрелка на слайде

С4 Анализируя таким образом полученные результаты, здесь же намечаются пути их корректировки, например, планируются мероприятия для ВШК. Так в школе традиционно проводится контроль «Подготовка учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и 11-х классах к сдаче ЕГЭ», планируются предметные контроли для выяснения причин невысоких результатов ГИА.

Нижняя стрелка на слайде

Для повышения качества образования по предметам русский язык и математика в учебном плане школы выделены дополнительные часы на подготовку к государственной итоговой аттестации учащихся. В 9 классе это так называемые спецкурсы «Подготовка к ОГЭ по математике», «Подготовка к ОГЭ по русскому языку». В 10,11-х классах – «Анализ художественного текста», «Решение математических задач». Подобные часы выделяются и по другим предметам, которые традиционно лидируют среди выбираемых для прохождения ГИА: обществознание, физика.

Данные курсы разработаны учителями школы и прошли внутреннюю экспертизу. На этих предметах учащиеся целенаправленно готовятся к экзаменам: повторяют ранее изученные разделы, а главное знакомятся со структурой экзаменационных работ и методами решения заданий (учатся отсекать заведомо неверные решения, рассматривают различные способы решения и выделяют наиболее эффективные для заданий данного типа).

Естественно, эти курсы оформились не сразу и сейчас претерпевают изменения в зависимости от структуры и содержания КИМов.

Кроме того зам.директора по УВР, курирующий ГИА, проводит совещания с учителями, где знакомит их с нормативно – правовой базой итоговой аттестации. Учителя систематически посещают семинары, касающиеся подготовки к итоговой аттестации учащихся, организуемые СОИРО и методическим отделом управления образования.

Нижняя стрелка на слайде

Работа с учащимися.

Помимо посещения учащимися уже перечисленных курсов в школе, с учащимися проводится работа по ознакомлению их с нормативно – правовой базой. В течение года (начиная с октября) зам.директора по УВР, курирующий вопросы государственной итоговой аттестации, инструктирует учащихся по разным вопросам: это Положения проведения ГИА в 9,11-х классах, права и обязанности учащихся на экзаменах, правила заполнения бланков и т.п. Для отработки практических навыков, а также психологической готовности с учащимися проводятся с согласия родителей тренировочные экзамены по обязательным предметам и предметам по выбору в рамках внутришкольного контроля.

Чтобы организовать эту работу проводится анкетирование учащихся и в соответствии с запросами составляется расписание. На этих экзаменах учащиеся попадают в обстановку, максимально приближенную к реальной. Они рассаживаются в аудиториях согласно списку, при себе обязаны иметь паспорт, черную гелевую ручку. В аудиториях присутствуют организаторы, которые следят за дисциплиной (может быть даже строже, чем на настоящем экзамене). Время проведения экзамена отводится в соответствии со временем реального экзамена. При проверке работ расставляются акценты, как на оформлении бланков, так и на их содержании.

Анализ оформления бланков я стараюсь провести на следующий день, после написания экзамена. Практика показывает, что каким бы ни был подробный инструктаж о заполнении бланков ответов, учащиеся в массовом порядке допускают типичные ошибки: написание символов не по образцу, исправления в полях ответов, компановка ответов, если они не вмещаются в поле, отведённое для него и т.п. Иногда можно насчитать до 20 ошибок заполнения при массовости до 60%.

Естественно после подобной встряски учащиеся задумываются над мыслью, что даже при наличии правильного ответа из-за неточностей оформления могут не заработать необходимых баллов. Это является мощным стимулом для более ответственного подхода к экзаменам.

Таким образом, ребята получают положительную практику работы с экзаменационными материалами, окунаются в атмосферу, которая царит на экзаменах (в том числе и наличие телефонов), получают возможность рассчитать свои силы для настоящего экзамена, морально настроиться на них.

С выпускниками ведется и информационная работа: до их сведения доводится информация об организуемых курсах по подготовке к экзаменам в форме ОГЭ, ЕГЭ, о проводимых РЦОИ тестированиях.

Все новшества, все нормативные документы размещаются на сайте школы. Учащиеся и их родители могут в оригинале ознакомиться с нормативными документами.

Кроме того, в учебных кабинетах и рекреациях школы размещены демоверсии материалов по предметам, советы специалистов по психологической готовности учащихся, нормативные документы.

Работа с родителями учащихся.

Так как учащиеся являются несовершеннолетними людьми, ответственность за низ несут родители или законные представители, потому необходимо вести работу и сними. В основном эта работа сводится к информированию о нормативно – правовой базе, касающейся не только самой процедуры проведения государственной итоговой аттестации, но и процедуры поступления в профессиональные учебные учреждения. С этой целью проводятся общие родительские собрания в 8-11-х классах, где разъясняются права и обязанности всех участников ГИА, правила допуска к ГИА в 11 классе (написание итогового сочинения).

Эффективность работы, проводимой по подготовке к государственной итоговой аттестации, конечно же отражается на результатах учащихся. На диаграмме представлены результаты успеваемости учащихся на ГИА по предметам.

С9 Спасибо за внимание!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Проект

« Создание условий для эффективной и качественной

подготовки к государственной итоговой

аттестации выпускников школы»

Подготовила:

Астафурова Т.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Паспорт проекта.......................................................................

Пояснительная записка.............................................................

Проблема проекта;

Актуальность;

Цель проекта и задачи.

Этапы реализации проекта............................................................

План мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

п. Пангоды» ...................................................................................

Критерии и показатели эффективности проекта ……………...

Основные риски проекта ………………………………………..

Список литературы........................................................................

Приложение ……………………………………………………...

    Паспорт проекта

Наименование проекта

«Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы»

Заказчики проекта

    администрация и педагоги школы;

    обучающиеся и родители (законные представители).

Разработчик проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Основание для разработки

Федеральный уровень

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);

    Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

    Приказ Минобрнауки России № 306 от 24.03.2016 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400»;

    Приказ Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

    Приказ Минобрнауки России от 24.03.2016 № 305 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394»;

    Приказ Минобрнауки России от 29.07.2016 № 926 «О внесении изменений в приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2016 № 34 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при проведении в 2016 году» и от 05.02.2016 № 72 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при проведении в 2016 году»;

    Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе».

Региональный уровень

    Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений ЯНАО с русским языком обучения, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, от 11.05.2006 № 500 (далее БУП ЯНАО – 2006); с изменениями, внесёнными приказами от 26.09.2008 № 738, от 20.09.2010 № 916, от 12.04.2011 № 681, № 689, от 17.06.2011 № 1012, от 26.08.2011 № 1185;

    Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2016 № 898 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году»;

    Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2016 № 933 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году»;

    Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2016 № 973 «Об утверждении комплекса мер («дорожной карты») по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017 году»

Муниципальный уровень

    Приказов Департамента образования Надымского района от 17.08.2016 № 657 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в системе образования Надымского района в 2016 году»;

    Приказов Департамента образования Надымского района от 29.08.2016 № 671 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в системе образования Надымского района в 2016 году»;

    Приказ Департамента образования Надымского района от 30.08.2016 № 677 «О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9,11(12) классов муниципальных общеобразовательных организаций Надымского района в 2016/2017 учебном году»;

    Приказ Департамента образования Надымского района от 15.09.2016 № 743 «Об утверждении комплекса мер по повышению качества образования учащихся общеобразовательных организации Надымского района в 2016/2017 учебном году».

Институциональный уровень

    Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»;

    Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» на период 2015-2017 годы, утверждена 20.12.2014;

    Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» на 2013-2018 гг. (решение ПС от 11.01.2013 протокол № 4);

    Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» для 9 классов (решение ПС от 22.03.2016 протокол № 5);

    Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» (решение ПС от 22.03.2016 протокол № 5);

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 25.08.2016 № 173/1 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» в 2016 году»;

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 01.09.2016 № 210 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» в 2016 году»;

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 31.08.2016 № 188/1 «О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов в 2016/2017 учебном году»;

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 31.08.2016 № 205 «Об утверждении состава институциональных творческих групп, участвующих в реализации проектов»;

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 31.07.2015 № 2433.

Проблема

Необходимость создания условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» в связи с неудовлетворенностью администрации школы, педагогического коллектива школы, родителей и учащихся результатами государственной итоговой аттестации 2016 года, а также низким рейтингом по итогам ОГЭ и ЕГЭ 2016 года в сравнении с рейтингом других школ Надымского района.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации, повышение качества подготовки выпускников школы.

Основные направления

    Создание условий для повышения качества образования в школе.

    Организация работы с учащимися «группы риска» на уроках и во внеурочное время.

    Модернизация методов и форм работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.

    Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.

Управление и контроль за реализацией проекта

Управляет реализацией проекта методический совет.

Контролирует реализацию проекта Управляющий совет школы

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации – 2 года.

Этапы:

    июль – сентябрь 2016 года.

    2 этап - практический (содержательно-деятельностный) –

Непосредственная реализация мероприятий Проекта. В конце учебного года – анализ результатов, корректировка дальнейших планов действий.

    3 этап - заключительный (аналитико-обобщающий этап) – июль 2017 года – август 2018 года.

Участники проекта

    Директор;

    учащиеся 9, 11 класса;

Источники финансирования

Текущий бюджет

Критерии эффективности реализации проекта

    Результаты образовательной деятельности: повышение качества обученности.

    Количество медалистов.

    Количество призеров и победителей олимпиад, учащихся, выполняющих задания на творческом уровне, участвующих в районных, региональных и федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.

    Поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения.

    Число выпускников школы, демонстрирующих сформированность социальной компетентности (социальная зрелость и успешность выпускников школы).

    Количество педагогов, повысивших квалификацию.

    Качество и эффективность уроков и мероприятий, проводимых в школе.

Ожидаемые результаты реализации проекта

    Пояснительная записка

Пусть школа, точно так же как и медики, не забывает, что она не может дать человеку жизненных сил, а может только устранить препятствия для правильного развития этих сил и предложить здоровую и полезную пищу вместо вредной.

К. Д. Ушинский

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.

Итоговая аттестация - серьёзная проверка освоения учащимся основной образовательной программы. При подготовке к государственной итоговой аттестации обучающемуся необходимо успеть повторить пройденное по обязательным предметам и определиться с предметами по выбору для успешной их сдачи. Выпускник должен проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к экзаменам с использованием различных форм: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль как для общества в целом, так и для школы, педагогического коллектива, и для самих учащихся в частности. Государственная итоговая аттестация даёт возможность педагогическому коллективу подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесс школы.

Результаты ГИА стали уже не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательной организации. Поэтому цель учителя – дать качественные знания по предмету.

Проблемами к созданию проекта послужили неудовлетворенность администрации школы, педагогического коллектива школы, родителей и учащихся результатами государственной итоговой аттестации 2016 года, а также низкий рейтинг по итогам ОГЭ и ЕГЭ 2016 года в сравнении с рейтингом других школ Надымского района.

Сравнительный анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ выпускников школы за последние три года выявил, что в 2016 году по ряду предметов наблюдается отрицательная динамика.

Предмет

Средний балл

Оценка

Динамика

Русский язык

Отрицательная

Математика

Отрицательная

Русский язык (ГИА-11)

Нестабильный показатель

Математика (ГИА-11)

Математика (база)

Отрицательная

Математика (профиль)

Положительная

Основной идеей, которая легла в основу проекта, является идея создания в образовательной организации условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.

Актуальность проекта обусловлена его направленностью на решение задач, сформулированных в основополагающих документах в сфере образования:

    образование в школе «…должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным»;

    нацеленность образования на «…становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации… образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору…» (Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Концептуальная идея проекта: образовательная среда, созданная в школе, должна обеспечивать удовлетворение потребности в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, способностями и интересами в условиях школы.

Реализация проекта позволит:

Учащимся:

    осуществить образование в основной и старшей школе в соответствии со своими потребностями;

    отслеживать индивидуальные достижения через систему мероприятий, предлагаемую школой.

Родителям:

    содействовать качественному образованию ребёнка в условиях образовательных услуг школы.

Образовательному учреждению:

    максимально соответствовать общественному запросу учащихся и их родителей (законных представителей).

    быть конкурентоспособным.

С целью повышения результативности государственной итоговой аттестации намечены следующие цели и задачи.

Цель: создание условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации, повышение качества подготовки выпускников школы.

Задачи:

    Создание системы методического и информационного сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, направленной на реализацию требований государственных образовательных стандартов и формирование ключевых компетенций учащихся.

    Формирование принципиальной управленческой стратегии, направленной на поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для повышения уровня качества образования в школе.

    Осуществление мониторинговых мероприятий и диагностики учебных результатов в целях получения объективной картины подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, выявления причин низких результатов и их устранения.

    Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации у слабоуспевающих учеников.

    Совершенствование кадровых условий.

    Обеспечение педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) своевременной информацией по вопросам подготовки и организации государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования.

    Создать психолого-консультационную службу для оказания психологической помощи выпускникам школы и их родителям (законным представителям) по вопросам организации и проведения ГИА.

    Развитие материально-технической и учебно-методической базы школы.

    Дальнейшее формирование конкурентоспособной образовательной среды и положительного имиджа образовательной организации.

Целевые группы, на которые направлен проект:

    директор;

    заместители директора по УВР, воспитательной работе;

    социально-психологическая служба;

    учителя-предметники, методист;

    классные руководители 9, 11 классов;

    учащиеся 9, 11 класса;

    родители (законные представители) учащихся 9,11 классов.

Условия реализации проекта

    Нормативно-правовое обеспечение (имеющиеся и разрабатываемые нормативные документы).

    Ресурсное обеспечение (наличие в организации кадровых, научно-методических, информационных, финансовых ресурсов).

    Организационные условия (наличие структур, определяющих деятельность в проекте).

    Наличие стимулирующих механизмов (система материальных и моральных стимулов участников проекта).

    Этапы реализации проекта

Проект реализуется поэтапно через запланированные мероприятия.

Сроки реализации проекта – 2 года.

1 этап - подготовительно-проектировочный – июль – сентябрь 2016 года.

Определение стратегии и тактики деятельности. Создание условий, необходимых для обеспечения внедрения Проекта.

    Анализ результатов государственной итоговой аттестации в сравнении с муниципальными и региональными показателями. Детальный анализ причин неуспешности сдачи экзаменов обучающихся, не преодолевших минимальный порог по обязательным учебным предметам.

    Планирование работы с обучающимися «группы риска», получившими неудовлетворительный результат по ОГЭ и продолживших обучение в 10 классе (составление индивидуальных образовательных маршрутов по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся).

    Разработка плана мероприятий по повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся 9, 11 классов (на основе учета результатов экзаменов, мониторинга учебных достижений обучающихся).

    Организация работы с реестрами затруднений по результатам ОГЭ и ЕГЭ, разработка рекомендаций для учителей-предметников.

    Разработка плана мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов 2017 году.

    Обеспечение функционирования на сайте школы рубрики «ГИА».

    Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.

    Создание или приведение в соответствие нормативно-правовой базы, необходимой для реализации проекта.

    Создание временной творческой группы из числа администрации, специалистов школы, учителей-предметников для реализации проекта и координации деятельности.

    Разработка механизма отслеживания результатов деятельности; планирование и организация (на институциональном уровне) обучающих семинаров, педагогических советов по проблемам подготовки выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.

2 этап - практический (содержательно-деятельностный этап) – октябрь 2016 года – июнь 2017 года.

Непосредственная реализация мероприятий Проекта. Работа творческой группы по направлению «Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы» для оценки достижений учащихся в процессе освоения индивидуальных образовательных маршрутов; повышение квалификации педагогов через курсовую переподготовку и самообразование; распространение педагогического опыта на различных уровнях.

    Информационно-методическая поддержка педагогов школы (инструктивно-методическое совещание педагогического коллектива, по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (по педагогическим затруднениям), практические, теоретические семинары по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (в рамках ШМО), участие педагогов в краткосрочных дистанционных курсах, вебинарах, семинарах по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, контроль деятельности учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА).

    Информационная поддержка учащихся школы (оформление информационных стендов в учебных кабинетах «Готовимся к ГИА», обновление информационного стенда «Выпускникам 9, 11 классов - о проведении государственной итоговой аттестации в 2017 году», ознакомление с WEB -ресурсами (вебинары, он-лайн тестирование, банк открытых заданий, электронные пособия; работа учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА: знакомство учащихся с процедурой проведения аттестации; знакомство учащихся со структурой содержания КИМов; работа по КИМам; индивидуализация процесса обучения (дифференциация); обучение учащихся заполнению бланков; развитие навыков контроля и самоконтроля. Проведение тренировочных и диагностических работ по русскому языку, математике, предметам по выбору в 9, 11 классах. Анкетирование учащихся после проведения тренировочных и диагностических работ с целью выявления трудных моментов, вопросов по организации экзамена. Составление реестра затруднений. Групповые и индивидуальные консультации для учащихся по ликвидации пробелов. Работа социально-психологической службы с выпускниками по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации по плану).

Готовность выпускников к сдаче ГИА измеряется по трем направлениям:

    информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).

    предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).

    психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

    Информационная поддержка родителей (законных представителей) (организация и проведение родительских собраний по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 2017 году, о нормативно-правовых документах по проведению государственной итоговой аттестации в 2017 году, организация встреч родителей с педагогами школы, консультации для родителей по работе с Интернет-ресурсами, сайтами Решу ЕГЭ РФ, участие в вебинарах, своевременное информирование родителей о результатах тренировочных, диагностических тестирований, разработка рекомендаций для родителей по созданию условий для подготовки ребенка к ГИА, контроля за соблюдением режима дня и правильного питания, эмоциональной и психологической поддержке.

В конце учебного года – анализ результатов, корректировка дальнейших планов действий.

3 этап - заключительный (аналитико-обобщающий) – июль 2017 года – август 2018 года.

Организация мониторинга оценки и самооценки деятельности. Интерпретация данных 1 и 2 этапов проекта. Анализ состояния качества образования по всем показателям. Систематизация результатов, полученных на предыдущих этапах.

    Оценка состояния и качества нормативно-правового обеспечения учебного плана (рабочие программы, календарно-тематическое планирование, планирование работы по подготовке к ГИА).

    Организация текущего контроля за качеством обучения.

    Система контроля и учета знаний по предметам, выбранным выпускниками для государственной итоговой аттестации.

    Оценка эффективности работы учителя по подготовке к государственной итоговой аттестации.

Подведение итогов работы по созданию условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы, анализ полученного опыта и определение перспектив его применения.

    План мероприятий

по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации

выпускников 9, 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Исходя из поставленных целей и задач, разработан план мероприятий , который состоит из шести разделов, включающих основные направления работы.

Ответственные

    Организационно-управленческая, организационно-исполнительская деятельность

Формирование рабочей группы по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в 2017 году

Сентябрь 2016

Обеспечение участия обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию в основные сроки, ГИА-9 и ГИА-11 в сентябре 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы и распорядительной документации, регламентирующей подготовку и проведение государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в 2017 году

В течение года

Корректировка и обновление содержания нормативно-правовой и распределительной документации, регламентирующей подготовку и проведение ГИА выпускников 9, 11 классов в 2017 году

В течение года

Формирование базы данных о выпускниках 9, 11 классов, проходящих государственную итоговую аттестацию в 2017 году

Сентябрь -

октябрь 2016

Формирование баз данных:

Участников экзамена;

Аудиторного фонда;

Сотрудников ППЭ

Согласование с Департаментом образования Надымского района:

Составов лиц, обеспечивающих организацию и проведение ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году (школьных координаторов, членов ГЭК, уполномоченных представителей ГЭК, экспертов предметных комиссий, организаторов ППЭ, экзаменаторов-собеседников при проведении экзамена по иностранным языкам (ГИА-9).

Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в основной и дополнительные сроки:

Приём заявлений от выпускников текущего года на участие в итоговом сочинении (изложении);

Планирование проведения и распределение участников итогового сочинения (изложения) по помещениям, выделенным для проведения итогового сочинения (изложения);

Разработка распорядительной документации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);

Анализ проведения итогового сочинения (изложения).

В зависимости от даты проведения; декабрь 2016 года – январь 2017 года

Формирование банка экспертов, привлекаемых для проверки работ участников ГИА-9 и ГИА-11.

Октябрь 2016 года

Формирование банка общественных наблюдателей на участие в основной период проведения ГИА в 2017 году.

Январь-февраль 2017 года

Организация общественного наблюдения за процедурой проведения государственной итоговой аттестации:

Информационная работа по привлечению граждан в качестве общественных наблюдателей;

Приём заявлений и аккредитация от общественных наблюдателей;

Обеспечение общественных наблюдателей памятками, разработанными специалистами департамента образования ЯНАО;

Дистанционное обучение в рамках семинара для общественных наблюдателей «Права и обязанности общественного наблюдателя в период проведения ЕГЭ-2017»;

Инструктивный семинар для общественных наблюдателей.

За месяц до каждого этапа

март-май 2017 года

Взаимодействие заместителей директора по УВР, курирующих вопросы подготовки ГИА-9, ГИА-11, с муниципальным координатором подготовки и проведения ГИА в 2017 году

В течение 2016/2017 учебного года

    Деятельность по нормативному правовому, инструктивному обеспечению ГИА-9 и ГИА-11

Изучение нормативной правовой базы, методических рекомендаций и инструкций по подготовке к проведению ГИА-9, ГИА-11 федерального и регионального уровней.

В течение 2016/2017 учебного года

Приведение нормативной правовой документации в соответствие с региональными и федеральными нормативными правовыми актами

Участвовать в совещаниях с Департаментом образования Надымского района по вопросам подготовки к проведению ГИА в 2017 году

В течение 2016/2017 учебного года

Повышение квалификации педагогов через:

    отработку технологии и методики проведения ГИА НМС, ПС, школьного МО;

    курсы повышения квалификации;

    участие в семинарах, вебинарах, конференциях, творческих встречах.

В течение 2016/2017 учебного года

Обсуждение вопросов организации и проведения ГИА-9, ГИА-11 в 2017 году, вопросов повышения качества подготовки выпускников к сдаче ГИА:

На заседаниях научно-методического совета школы;

На заседаниях школьных МО;

На педагогических советах.

Вопросы для обсуждения:

- Подготовка учителей и учащихся к проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.

Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различных уровней сложности.

- Педагогические условия обеспечения качества государственной итоговой аттестации. - Уровень преподавания в выпускных классах, подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, эффективность спецкурсов, элективных курсов.

Анализ результатов мониторинга качества образования в 9, 11 классах (четверть, полугодие 2016/2017 учебного года).

- Информационно-просветительская работа по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов;

Уточнение и согласование перечня общеобразовательных предметов, выносимых на государственную итоговую аттестацию;

    Дидактико-методическая подготовка учителя к процедуре проведения ГИА-2017 оценки качества школьного образования;

Инспекционно-контрольная деятельность в школе по подготовке к государственной итоговой аттестации.

Обеспечение стабильного развития системы дополнительных образовательных услуг для подготовки учащихся к ГИА через:

Тест-классы;

Индивидуальные консультации;

Элективные курсы;

Учебные практики;

Подготовительные курсы;

Заочные (дистанционные) школы;

Компетентностные олимпиады и др.

В течение 2016/2017 учебного года

Подготовка памятки для выпускника, участвующего в ГИА.

Апрель 2017

Подготовка приказа о допуске учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.

Май 2017 года

    Деятельность по внесению сведений в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА (РИС ГИА)

Организация работы по согласованию, формированию и внесению сведений в РИС ГИА-9, ГИА-11:

Планирование и распределение участников проведения итогового сочинения (изложения) по помещениям, выделенным для проведения итогового сочинения (изложения);

Допуск выпускников к прохождению ГИА;

Членов предметных комиссий;

Об участниках проведения итогового сочинения (изложения), об участниках ЕГЭ, ОГЭ всех категорий, общественных наблюдателях.

Согласно установленных сроков

Передача по установленным каналам связи данные:

Об участниках и результатах ГИА;

Об участниках и лицах, обеспечивающих проведение ГИА-9, ГИА-11.

В течение 2016/2017 учебного года

    Деятельность по обеспечению контроля за подготовкой и проведением

ГИА-9 и ГИА-11

Изучение спроса выпускников 2016/2017 учебного года по определению количества и перечня учебных предметов для сдачи ГИА-9, ГИА-11, форм сдачи экзаменов и сроков участия в ГИА

Октябрь-ноябрь 2016 года

Разработка и реализация комплекса мер по повышению качества образования учащихся школы в 2016/2017 учебном году

Сентябрь 2016 года – апрель 2017 года

Мониторинг качества образования выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации выпускников

Октябрь 2016 года – апрель 2017 года

Тренинги с обучающимися и педагогами по заполнению бланков ГИА.

В течение 2016/2017 учебного года

Информирование участников образовательных отношений о работе телефонов «горячей линии»

Январь – май 2017 года

Совершенствование системы информационного обеспечения через:

Информационный стенд для учащихся выпускных классов и их родителей «Единый государственный экзамен»;

    родительские собрания;

    страницы сайта школы, посвящённые организации и проведению государственной итоговой аттестации;

    средства массовой информации.

В течение 2016/2017 учебного года

    Деятельность по анализу и рефлексии результатов ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году

Анализ результатов ГИА-9, ГИА-11 в 2017 году, выявление проблем в освоении федеральных государственных образовательных стандартов, выработка предложений по совершенствованию работы школы по подготовке учащихся к ГИА в 2018 году.

Август – сентябрь 2017 года

Представление итогов ГИА-9, ГИА-11 с анализом проблем и постановкой задач на школьных МО.

Сентябрь - октябрь 2017 года

Проведение педагогического совета школы:

Анализ результатов ГИА выпускников 9, 11 классов в 2017 году;

Принятие решений по совершенствованию работы школы по подготовке к ГИА, обеспечению стандарта, контроль качества преподавания отдельных учебных предметов и корректировка образовательных траекторий учащихся школы.

Сентябрь 2017 года

Подготовка информационных, аналитических материалов результатов ГИА-9, ГИА-11 для предоставления в ДО.

Июнь - сентябрь 2017 года

    Деятельность по обеспечению информационного сопровождения участников образовательного процесса, общественности о проведении ГИА-9, ГИА-11

Информирование о процедуре проведения ГИА-9, ГИА-11 всех участников экзаменов, их родителей (законных представителей)

В течение 2016/2017 учебного года

Организация и проведение родительских собраний, классных часов, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам проведения ГИА-9 и ГИА-11.

В течение 2016/2017 учебного года

Профориентационная работа с выпускниками и их родителями (законными представителями) по выбору предметов для сдачи ГИА

В течение 2016/2017 учебного года

Организация работы школьных психологов и социального педагога по сопровождению выпускников 9, 11 классов и их родителей (законных представителей) в процессе подготовки к экзаменам

В течение 2016/2017 учебного года

Освещение информации по вопросам ГИА-9, ГИА-11 через СМИ, официальный сайт школы

В течение 2016/2017 учебного года

Информирование под роспись обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет о порядке проведения ГИА, в том числе подачи апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ГИА, а также о времени и места ознакомления с результатами ГИА

Апрель 2017 года

Публикации информации:

О сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА, итоговое сочинение (изложение);

О сроках проведения ГИА в досрочный период;

О сроках проведения ГИА в основной период;

О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций (досрочный период);

О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций (основной период);

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА (досрочный период);

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА (досрочный период).

В сроки установленные Порядками ГИА-9,

Информирование участников о персональных результатах:

В местах подачи заявлений на ЕГЭ, ОГЭ;

Через систему «Сетевой регион. Образование»

Июнь 2017 года

Пополнение медиатеки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» по подготовке выпускников 9, 11 классов к ГИА.

В течение 2016/2017 учебного года

В результате реализации проекта произойдут следующие позитивные изменения:

    Повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

    Повышение результативности учебной работы учащихся образовательной организации.

    Создание системы методического и информационного сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.

    Достижение качества образования обучающихся образовательной организации, удовлетворяющее социальным запросам.

    Успешная сдача единого государственного экзамена и основного государственного экзамена каждым выпускником школы.

    Соответствие результатов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена потенциальным возможностям выпускников.

    Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА

    Критерии и показатели эффективности проекта

Критерии

Показатели

Уровень обученности

Качество знаний обучения

Результаты ОГЭ и ЕГЭ

На уровне показателей района

Количество выпускников, продолживших образование

Результаты призовых мест в олимпиадах конкурсах

Положительная динамика в получении призовых мест.

Динамика достижений в учебной деятельности разных групп обучающихся с учетом индивидуальных возможностей

Положительная

Качество рабочей программы по предметам

Соответствие образовательным Стандартам

Применяемые технологии, уровень профессиональной компетентности, повышение квалификации учителей, основанные на индивидуальных планах

профессионального развития

Повышение качества преподавания

Повышение мотивации родителей к

результатам обучения детей

Повышение количества родителей,

участвующих в жизни школы

Степень удовлетворенности

образовательными услугами

Увеличение количественного состава обучающихся в школе

Укрепление материально-технической базы, комфортные условия в школе.

Положительная динамика оснащения учебно-лабораторным оборудованием

    Основные риски проекта

Возможные риски

Меры, способствующие минимизации рисков

Конкуренция среди школ

Пропаганда достижений школы в СМИ, на родительских собраниях, на официальном сайте школы

Низкий уровень мотивации педагогов

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных и материальных (из надтарифного фонда) стимулов

Недостаточный методический уровень педагогов

Курсовая переподготовка, научно-методические и практико-ориентированные семинары

Отсутствие достаточных умений, инертность педагогов

Курсовая переподготовка педагогов школы. Привлечение молодых специалистов, обновление педагогического состава

Недостаточная учебно-методическая база

Использование ресурсов Интернет-пространства

Невысокий образовательный уровень части родителей

Просвещение родителей

Недостаточная активность родителей

Привлечение родителей к проведению школьных мероприятий

Список литературы

    Антонова Р.С. «План мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов». (Практика административной работы, 2012, № 4).

    Дынник Л.Г., Балашова Ю.Д. «Комплексно-целевая программа подготовки школы к ЕГЭ» (Управление современной школой. Завуч, 2011, № 2).

    Готовимся к ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2012. №1.

    Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2014. №4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

План

психологической подготовки учащихся 9, 11 классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

к государственной итоговой аттестации в 2017 году

Мероприятие

Дата

Форма

Психологическая подготовка выпускников

Диагностические мероприятия: анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова), тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова), тест на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика «Способность самоуправления» (тест ССУ; Н.М. Пейсахов

Сентябрь

Индивидуальная и групповая диагностика

«Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней»

Дискуссия

«Как подготовиться к экзаменам»

Психологический практикум

«Экзменационный стресс и пути его преодоления»

Деловая игра

«Шаги к успеху»,

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска».

Январь-апрель

«Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день

сдачи ГИА?»

Индивидуальные и групповые консультации Распространение памятки

Консультации в период сдачи ГИА

Индивидуальные

Психологическая подготовка родителей выпускников

«Подготовка к ЕГЭ» (памятки, буклеты)

Сентябрь

Размещение информации о психологической подготовке к экзаменам на информационном стенде, на школьном сайте

«Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены

Родительское собрание

«Создание условий для эффективной подготовки ребёнка к экзаменам»

Занятие-практикум

Индивидуальные и групповые консультации

Беседы на Совете профилактики с родителями учащихся «группы риска»

Декабрь, март

Заседание

«Роль родителей в подготовке к сдаче ГИА»

Родительское собрание

«Психологическая готовность к ГИА родителей»

Тренинговое занятие

«Психологический комфорт в семье во время экзаменов»

Родительское собрание

«Помощь и поддержка в период сдачи ГИА»

Индивидуальные и групповые консультации

Рейтинг: / 2

ПлохоОтлично

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.

И дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ– одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива.

Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

Принципиально важно наличие м одели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В нашей школе она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ. В начале учебного года в школе разрабатывается п лан-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся , в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому наш педагогический коллектив ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение педагогами нашей школы информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

При подготовке учащихся к выпускным экзаменам на начальном этапе каждому ученику определяем планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как учителю, так и ученику.

Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, физики. химии, поэтому необходимо было нам выстроить новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это - элективные курсы (1 час в неделю).

С девятиклассниками мы начинаем подготовительную работу уже в середине сентября с входного тестирования. Входной мониторинг помогает разделить класс на 3 группы: 1 группа- учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3» и 3 группа- группа «риска».

Например, в 2015 году в 9 классе было - 16 учеников. 9 из них–учились на «4» и «5». 3 ученика на «3», 4 ученика –группа риска. Учителя математики и русского языка для каждой группы составили план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставили основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой –отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой- повышенный и высокий. После уроков учителя занимались с группами ребят по индивидуальной программе: одни повторяют темы седьмого класса, а другие решают задачи повышенной сложности.

Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно.

Поэтому мы организуем и другие виды работ:

Сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену.

Дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена ( http://uztest.ru/);

Знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами.

В электронном образовании создаем виртуальные факультативы для подготовки к экзаменам

Для домашней самоподготовки и для подготовки к ГИА учитель математики разрабатывала электронные учебные пособия “Мультимедийный обучающий проект по построению графиков функции ”.

В целях повышения эффективности подготовки к ОГЭ ежемесячно проводим диагностические, тренировочные работы в системе «СтатГрад». Ведем мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. Детально знакомим учащихся и их родителей с результатом выполненной работы, указываем темы на которые стоит обратить внимание ученику при самостоятельной подготовке.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ,и ЕГЭ является работа кабинетов. В каждом кабинете оформлены информационные стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы по предметам: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ГИА, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинетах собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ГИА.

Результаты ГИА наших выпускников полностью удовлетворяют ожидания. Например, в 2015 качество по математике и русскому языку в 9 классе составляет 93,8% при 100 процентной успеваемости. Средний балл в 9 классе -23, средняя оценка, 4, 44. Это выше республиканского и районного уровней. По математике -2-е место по республике, по русскому языку -1-е место по РТ. В 2017 году все показатели ЕГЭ выше республиканского и районного уровней. Средний балл по математике 74, (наибольший 84 б.), по русскому языку 81 б. (наибольший -93б.). по физике средний балл -68 (наибольший 78б.) , по обществознанию -69 б.(наибольший -70), по биологии- 77 (наибольший -84).

Итогом системной работы по подготовке к экзаменам является успешное сдача ЕГЭ и поступление учащихся в Вузы на бюджетные места.

Только совместная работа учителя и учащихся при поддержке администрации и родителей может привести к успеху.