Актуальные вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации. Механизмы реализации программы
Николайцева Лариса Николаевна, учитель математики МКОУ «Безголосовская СОШ»
Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.
В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.
Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ГИА являются следующие:
- организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
- мониторинг качества;
- психологическая подготовка к ЕГЭ.
ЕГЭ - серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.
Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
- Первый принцип - тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
- Второй принцип - логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
- Третий принцип - тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
- Четвёртый принцип - индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
- Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
- Шестой принцип - контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.
В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
- нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;
- о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в городе и крае;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:
- проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА;
- творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
- психологические особенности 9,11-классников.
3) Педагогический совет «ЕГЭ и ГИА - методические подходы к подготовке учащихся».
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.
- информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА;
- пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ГИА.
2) Индивидуальное консультирование родителей.
Мониторинг качества образования
Мы работаем в сельской малокомплектной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Мониторинг - отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования - «следящая» и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.
Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА
Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся - со всем классом или выборочно.
Устный счет - один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет», хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
- воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
- контроль состояния знаний учащихся;
- автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
Если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах - это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам.
7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.
8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.
9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.
10 класс:
1) Вычисление производных.
2) Простейшие тригонометрические неравенства.
3) Тригонометрические формулы.
4) Простейшие тригонометрические уравнения.
5) Функции, обратные тригонометрическим.
6) Преобразование графиков функций.
11 класс:
1) Вычисление первообразных.
2) Свойства логарифмов.
3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.
4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.
Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.
Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
- деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- создание уроков с помощью программы «Notebook», «PowerPoint»
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
- возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).
При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача - закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:
- стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
- повышению мотивации учащихся;
- развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
- развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
- осуществлению дифференцированного подхода;
- формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
- развитию вычислительных навыков учащихся;
- формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
- реализации межпредметных связей;
- включению у учащихся всех каналов восприятия информации.
Применение информационных технологий помогают:
- создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
- развить познавательный интерес к предмету;
- первично закрепить знания учащихся;
- проверить прочность усвоения знаний.
Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.
Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
www.mega.km.ru - виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».
На уроках закрепления знаний хорошо применять программы - тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика - семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.
Система работы школы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации
С1 Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня целью моего выступления является познакомить вас с той системой подготовки учащихся к ГИА, которая сложилась у нас в школе.
С2 С введением независимой оценки качества образования учащихся в 9,11-х классах привело к тому, что перед школой встала задача организации подготовки к государственной итоговой аттестации не только учащихся школы, но и всех участников образовательного процесса: учителей, родителей выпускников.
На протяжении всего учебного года так или иначе затрагиваются вопросы, касающиеся экзаменов: это подготовка к ним, проведение, анализ полученных результатов.
Решая эту задачу, была организована следующая работа:
С3 Работа с учителями.
Если говорить о системе работы с учителями, то старт начинается ещё в августе на педагогическом совете. Директор школы Ольга Владимировна и я подводим анализ итогов прошедшего учебного года, в том числе и результатов ГИА: качество, успеваемость, сравнение результатов со средними по городу.
Верхняя стрелка на слайде
С4 Анализируя таким образом полученные результаты, здесь же намечаются пути их корректировки, например, планируются мероприятия для ВШК. Так в школе традиционно проводится контроль «Подготовка учащихся 9-х классов к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и 11-х классах к сдаче ЕГЭ», планируются предметные контроли для выяснения причин невысоких результатов ГИА.
Нижняя стрелка на слайде
Для повышения качества образования по предметам русский язык и математика в учебном плане школы выделены дополнительные часы на подготовку к государственной итоговой аттестации учащихся. В 9 классе это так называемые спецкурсы «Подготовка к ОГЭ по математике», «Подготовка к ОГЭ по русскому языку». В 10,11-х классах – «Анализ художественного текста», «Решение математических задач». Подобные часы выделяются и по другим предметам, которые традиционно лидируют среди выбираемых для прохождения ГИА: обществознание, физика.
Данные курсы разработаны учителями школы и прошли внутреннюю экспертизу. На этих предметах учащиеся целенаправленно готовятся к экзаменам: повторяют ранее изученные разделы, а главное знакомятся со структурой экзаменационных работ и методами решения заданий (учатся отсекать заведомо неверные решения, рассматривают различные способы решения и выделяют наиболее эффективные для заданий данного типа).
Естественно, эти курсы оформились не сразу и сейчас претерпевают изменения в зависимости от структуры и содержания КИМов.
Кроме того зам.директора по УВР, курирующий ГИА, проводит совещания с учителями, где знакомит их с нормативно – правовой базой итоговой аттестации. Учителя систематически посещают семинары, касающиеся подготовки к итоговой аттестации учащихся, организуемые СОИРО и методическим отделом управления образования.
Нижняя стрелка на слайде
Работа с учащимися.
Помимо посещения учащимися уже перечисленных курсов в школе, с учащимися проводится работа по ознакомлению их с нормативно – правовой базой. В течение года (начиная с октября) зам.директора по УВР, курирующий вопросы государственной итоговой аттестации, инструктирует учащихся по разным вопросам: это Положения проведения ГИА в 9,11-х классах, права и обязанности учащихся на экзаменах, правила заполнения бланков и т.п. Для отработки практических навыков, а также психологической готовности с учащимися проводятся с согласия родителей тренировочные экзамены по обязательным предметам и предметам по выбору в рамках внутришкольного контроля.
Чтобы организовать эту работу проводится анкетирование учащихся и в соответствии с запросами составляется расписание. На этих экзаменах учащиеся попадают в обстановку, максимально приближенную к реальной. Они рассаживаются в аудиториях согласно списку, при себе обязаны иметь паспорт, черную гелевую ручку. В аудиториях присутствуют организаторы, которые следят за дисциплиной (может быть даже строже, чем на настоящем экзамене). Время проведения экзамена отводится в соответствии со временем реального экзамена. При проверке работ расставляются акценты, как на оформлении бланков, так и на их содержании.
Анализ оформления бланков я стараюсь провести на следующий день, после написания экзамена. Практика показывает, что каким бы ни был подробный инструктаж о заполнении бланков ответов, учащиеся в массовом порядке допускают типичные ошибки: написание символов не по образцу, исправления в полях ответов, компановка ответов, если они не вмещаются в поле, отведённое для него и т.п. Иногда можно насчитать до 20 ошибок заполнения при массовости до 60%.
Естественно после подобной встряски учащиеся задумываются над мыслью, что даже при наличии правильного ответа из-за неточностей оформления могут не заработать необходимых баллов. Это является мощным стимулом для более ответственного подхода к экзаменам.
Таким образом, ребята получают положительную практику работы с экзаменационными материалами, окунаются в атмосферу, которая царит на экзаменах (в том числе и наличие телефонов), получают возможность рассчитать свои силы для настоящего экзамена, морально настроиться на них.
С выпускниками ведется и информационная работа: до их сведения доводится информация об организуемых курсах по подготовке к экзаменам в форме ОГЭ, ЕГЭ, о проводимых РЦОИ тестированиях.
Все новшества, все нормативные документы размещаются на сайте школы. Учащиеся и их родители могут в оригинале ознакомиться с нормативными документами.
Кроме того, в учебных кабинетах и рекреациях школы размещены демоверсии материалов по предметам, советы специалистов по психологической готовности учащихся, нормативные документы.
Работа с родителями учащихся.
Так как учащиеся являются несовершеннолетними людьми, ответственность за низ несут родители или законные представители, потому необходимо вести работу и сними. В основном эта работа сводится к информированию о нормативно – правовой базе, касающейся не только самой процедуры проведения государственной итоговой аттестации, но и процедуры поступления в профессиональные учебные учреждения. С этой целью проводятся общие родительские собрания в 8-11-х классах, где разъясняются права и обязанности всех участников ГИА, правила допуска к ГИА в 11 классе (написание итогового сочинения).
Эффективность работы, проводимой по подготовке к государственной итоговой аттестации, конечно же отражается на результатах учащихся. На диаграмме представлены результаты успеваемости учащихся на ГИА по предметам.
С9 Спасибо за внимание!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Проект
« Создание условий для эффективной и качественной
подготовки к государственной итоговой
аттестации выпускников школы»
Подготовила:
Астафурова Т.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Паспорт проекта....................................................................... | ||
Пояснительная записка............................................................. Проблема проекта; Актуальность; Цель проекта и задачи. | ||
Этапы реализации проекта............................................................ | ||
План мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» ................................................................................... | ||
Критерии и показатели эффективности проекта ……………... | ||
Основные риски проекта ……………………………………….. | ||
Список литературы........................................................................ | ||
Приложение ……………………………………………………... |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы» |
Заказчики проекта | администрация и педагоги школы; обучающиеся и родители (законные представители). |
Разработчик проекта | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» |
Основание для разработки | Федеральный уровень Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; Приказ Минобрнауки России № 306 от 24.03.2016 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400»; Приказ Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 24.03.2016 № 305 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394»; Приказ Минобрнауки России от 29.07.2016 № 926 «О внесении изменений в приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2016 № 34 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при проведении в 2016 году» и от 05.02.2016 № 72 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при проведении в 2016 году»; Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе». Региональный уровень Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений ЯНАО с русским языком обучения, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, от 11.05.2006 № 500 (далее БУП ЯНАО – 2006); с изменениями, внесёнными приказами от 26.09.2008 № 738, от 20.09.2010 № 916, от 12.04.2011 № 681, № 689, от 17.06.2011 № 1012, от 26.08.2011 № 1185; Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2016 № 898 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году»; Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2016 № 933 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году»; Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2016 № 973 «Об утверждении комплекса мер («дорожной карты») по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017 году» Муниципальный уровень Приказов Департамента образования Надымского района от 17.08.2016 № 657 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в системе образования Надымского района в 2016 году»; Приказов Департамента образования Надымского района от 29.08.2016 № 671 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в системе образования Надымского района в 2016 году»; Приказ Департамента образования Надымского района от 30.08.2016 № 677 «О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9,11(12) классов муниципальных общеобразовательных организаций Надымского района в 2016/2017 учебном году»; Приказ Департамента образования Надымского района от 15.09.2016 № 743 «Об утверждении комплекса мер по повышению качества образования учащихся общеобразовательных организации Надымского района в 2016/2017 учебном году». Институциональный уровень Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»; Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» на период 2015-2017 годы, утверждена 20.12.2014; Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» на 2013-2018 гг. (решение ПС от 11.01.2013 протокол № 4); Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» для 9 классов (решение ПС от 22.03.2016 протокол № 5); Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» (решение ПС от 22.03.2016 протокол № 5); Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 25.08.2016 № 173/1 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» в 2016 году»; Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 01.09.2016 № 210 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» в 2016 году»; Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 31.08.2016 № 188/1 «О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов в 2016/2017 учебном году»; Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 31.08.2016 № 205 «Об утверждении состава институциональных творческих групп, участвующих в реализации проектов»; Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 31.07.2015 № 2433. |
Проблема | Необходимость создания условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» в связи с неудовлетворенностью администрации школы, педагогического коллектива школы, родителей и учащихся результатами государственной итоговой аттестации 2016 года, а также низким рейтингом по итогам ОГЭ и ЕГЭ 2016 года в сравнении с рейтингом других школ Надымского района. |
Цель и задачи проекта | Цель: создание условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации, повышение качества подготовки выпускников школы. |
Основные направления | Создание условий для повышения качества образования в школе. Организация работы с учащимися «группы риска» на уроках и во внеурочное время. Модернизация методов и форм работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования. |
Управление и контроль за реализацией проекта | Управляет реализацией проекта методический совет. Контролирует реализацию проекта Управляющий совет школы |
Сроки и этапы реализации | Сроки реализации – 2 года. Этапы: июль – сентябрь 2016 года. 2 этап - практический (содержательно-деятельностный) – Непосредственная реализация мероприятий Проекта. В конце учебного года – анализ результатов, корректировка дальнейших планов действий. 3 этап - заключительный (аналитико-обобщающий этап) – июль 2017 года – август 2018 года. |
Участники проекта | Директор; учащиеся 9, 11 класса; |
Источники финансирования | Текущий бюджет |
Критерии эффективности реализации проекта | Результаты образовательной деятельности: повышение качества обученности. Количество медалистов. Количество призеров и победителей олимпиад, учащихся, выполняющих задания на творческом уровне, участвующих в районных, региональных и федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах. Поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения. Число выпускников школы, демонстрирующих сформированность социальной компетентности (социальная зрелость и успешность выпускников школы). Количество педагогов, повысивших квалификацию. Качество и эффективность уроков и мероприятий, проводимых в школе. |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
Пояснительная записка
Пусть школа, точно так же как и медики, не забывает, что она не может дать человеку жизненных сил, а может только устранить препятствия для правильного развития этих сил и предложить здоровую и полезную пищу вместо вредной.
К. Д. Ушинский
Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.
Итоговая аттестация - серьёзная проверка освоения учащимся основной образовательной программы. При подготовке к государственной итоговой аттестации обучающемуся необходимо успеть повторить пройденное по обязательным предметам и определиться с предметами по выбору для успешной их сдачи. Выпускник должен проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к экзаменам с использованием различных форм: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль как для общества в целом, так и для школы, педагогического коллектива, и для самих учащихся в частности. Государственная итоговая аттестация даёт возможность педагогическому коллективу подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесс школы.
Результаты ГИА стали уже не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательной организации. Поэтому цель учителя – дать качественные знания по предмету.
Проблемами к созданию проекта послужили неудовлетворенность администрации школы, педагогического коллектива школы, родителей и учащихся результатами государственной итоговой аттестации 2016 года, а также низкий рейтинг по итогам ОГЭ и ЕГЭ 2016 года в сравнении с рейтингом других школ Надымского района.
Сравнительный анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ выпускников школы за последние три года выявил, что в 2016 году по ряду предметов наблюдается отрицательная динамика.
Предмет | Средний балл | Оценка | Динамика |
|
Русский язык | Отрицательная |
|||
Математика | Отрицательная |
|||
Русский язык (ГИА-11) | Нестабильный показатель |
|||
Математика (ГИА-11) | ||||
Математика (база) | Отрицательная |
|||
Математика (профиль) | Положительная |
|||
Основной идеей, которая легла в основу проекта, является идея создания в образовательной организации условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.
Актуальность проекта обусловлена его направленностью на решение задач, сформулированных в основополагающих документах в сфере образования:
образование в школе «…должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным»;
нацеленность образования на «…становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации… образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору…» (Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Концептуальная идея проекта: образовательная среда, созданная в школе, должна обеспечивать удовлетворение потребности в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, способностями и интересами в условиях школы.
Реализация проекта позволит:
Учащимся:
осуществить образование в основной и старшей школе в соответствии со своими потребностями;
отслеживать индивидуальные достижения через систему мероприятий, предлагаемую школой.
Родителям:
содействовать качественному образованию ребёнка в условиях образовательных услуг школы.
Образовательному учреждению:
максимально соответствовать общественному запросу учащихся и их родителей (законных представителей).
быть конкурентоспособным.
С целью повышения результативности государственной итоговой аттестации намечены следующие цели и задачи.
Цель: создание условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации, повышение качества подготовки выпускников школы.
Задачи:
Создание системы методического и информационного сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, направленной на реализацию требований государственных образовательных стандартов и формирование ключевых компетенций учащихся.
Формирование принципиальной управленческой стратегии, направленной на поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для повышения уровня качества образования в школе.
Осуществление мониторинговых мероприятий и диагностики учебных результатов в целях получения объективной картины подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, выявления причин низких результатов и их устранения.
Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации у слабоуспевающих учеников.
Совершенствование кадровых условий.
Обеспечение педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) своевременной информацией по вопросам подготовки и организации государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования.
Создать психолого-консультационную службу для оказания психологической помощи выпускникам школы и их родителям (законным представителям) по вопросам организации и проведения ГИА.
Развитие материально-технической и учебно-методической базы школы.
Дальнейшее формирование конкурентоспособной образовательной среды и положительного имиджа образовательной организации.
Целевые группы, на которые направлен проект:
директор;
заместители директора по УВР, воспитательной работе;
социально-психологическая служба;
учителя-предметники, методист;
классные руководители 9, 11 классов;
учащиеся 9, 11 класса;
родители (законные представители) учащихся 9,11 классов.
Условия реализации проекта
Нормативно-правовое обеспечение (имеющиеся и разрабатываемые нормативные документы).
Ресурсное обеспечение (наличие в организации кадровых, научно-методических, информационных, финансовых ресурсов).
Организационные условия (наличие структур, определяющих деятельность в проекте).
Наличие стимулирующих механизмов (система материальных и моральных стимулов участников проекта).
Этапы реализации проекта
Проект реализуется поэтапно через запланированные мероприятия.
Сроки реализации проекта – 2 года.
1 этап - подготовительно-проектировочный – июль – сентябрь 2016 года.
Определение стратегии и тактики деятельности. Создание условий, необходимых для обеспечения внедрения Проекта.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации в сравнении с муниципальными и региональными показателями. Детальный анализ причин неуспешности сдачи экзаменов обучающихся, не преодолевших минимальный порог по обязательным учебным предметам.
Планирование работы с обучающимися «группы риска», получившими неудовлетворительный результат по ОГЭ и продолживших обучение в 10 классе (составление индивидуальных образовательных маршрутов по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся).
Разработка плана мероприятий по повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся 9, 11 классов (на основе учета результатов экзаменов, мониторинга учебных достижений обучающихся).
Организация работы с реестрами затруднений по результатам ОГЭ и ЕГЭ, разработка рекомендаций для учителей-предметников.
Разработка плана мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов 2017 году.
Обеспечение функционирования на сайте школы рубрики «ГИА».
Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.
Создание или приведение в соответствие нормативно-правовой базы, необходимой для реализации проекта.
Создание временной творческой группы из числа администрации, специалистов школы, учителей-предметников для реализации проекта и координации деятельности.
Разработка механизма отслеживания результатов деятельности; планирование и организация (на институциональном уровне) обучающих семинаров, педагогических советов по проблемам подготовки выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.
2 этап - практический (содержательно-деятельностный этап) – октябрь 2016 года – июнь 2017 года.
Непосредственная реализация мероприятий Проекта. Работа творческой группы по направлению «Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы» для оценки достижений учащихся в процессе освоения индивидуальных образовательных маршрутов; повышение квалификации педагогов через курсовую переподготовку и самообразование; распространение педагогического опыта на различных уровнях.
Информационно-методическая поддержка педагогов школы (инструктивно-методическое совещание педагогического коллектива, по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (по педагогическим затруднениям), практические, теоретические семинары по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (в рамках ШМО), участие педагогов в краткосрочных дистанционных курсах, вебинарах, семинарах по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, контроль деятельности учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА).
Информационная поддержка учащихся школы (оформление информационных стендов в учебных кабинетах «Готовимся к ГИА», обновление информационного стенда «Выпускникам 9, 11 классов - о проведении государственной итоговой аттестации в 2017 году», ознакомление с WEB -ресурсами (вебинары, он-лайн тестирование, банк открытых заданий, электронные пособия; работа учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА: знакомство учащихся с процедурой проведения аттестации; знакомство учащихся со структурой содержания КИМов; работа по КИМам; индивидуализация процесса обучения (дифференциация); обучение учащихся заполнению бланков; развитие навыков контроля и самоконтроля. Проведение тренировочных и диагностических работ по русскому языку, математике, предметам по выбору в 9, 11 классах. Анкетирование учащихся после проведения тренировочных и диагностических работ с целью выявления трудных моментов, вопросов по организации экзамена. Составление реестра затруднений. Групповые и индивидуальные консультации для учащихся по ликвидации пробелов. Работа социально-психологической службы с выпускниками по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации по плану).
Готовность выпускников к сдаче ГИА измеряется по трем направлениям:
информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).
психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Информационная поддержка родителей (законных представителей) (организация и проведение родительских собраний по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 2017 году, о нормативно-правовых документах по проведению государственной итоговой аттестации в 2017 году, организация встреч родителей с педагогами школы, консультации для родителей по работе с Интернет-ресурсами, сайтами Решу ЕГЭ РФ, участие в вебинарах, своевременное информирование родителей о результатах тренировочных, диагностических тестирований, разработка рекомендаций для родителей по созданию условий для подготовки ребенка к ГИА, контроля за соблюдением режима дня и правильного питания, эмоциональной и психологической поддержке.
В конце учебного года – анализ результатов, корректировка дальнейших планов действий.
3 этап - заключительный (аналитико-обобщающий) – июль 2017 года – август 2018 года.
Организация мониторинга оценки и самооценки деятельности. Интерпретация данных 1 и 2 этапов проекта. Анализ состояния качества образования по всем показателям. Систематизация результатов, полученных на предыдущих этапах.
Оценка состояния и качества нормативно-правового обеспечения учебного плана (рабочие программы, календарно-тематическое планирование, планирование работы по подготовке к ГИА).
Организация текущего контроля за качеством обучения.
Система контроля и учета знаний по предметам, выбранным выпускниками для государственной итоговой аттестации.
Оценка эффективности работы учителя по подготовке к государственной итоговой аттестации.
Подведение итогов работы по созданию условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы, анализ полученного опыта и определение перспектив его применения.
План мероприятий
по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации
выпускников 9, 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Исходя из поставленных целей и задач, разработан план мероприятий , который состоит из шести разделов, включающих основные направления работы.
Ответственные |
|||
Организационно-управленческая, организационно-исполнительская деятельность |
|||
Формирование рабочей группы по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в 2017 году | Сентябрь 2016 | ||
Обеспечение участия обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию в основные сроки, ГИА-9 и ГИА-11 в сентябре 2016 года | |||
Изучение нормативно-правовой базы и распорядительной документации, регламентирующей подготовку и проведение государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в 2017 году | В течение года | ||
Корректировка и обновление содержания нормативно-правовой и распределительной документации, регламентирующей подготовку и проведение ГИА выпускников 9, 11 классов в 2017 году | В течение года | ||
Формирование базы данных о выпускниках 9, 11 классов, проходящих государственную итоговую аттестацию в 2017 году | Сентябрь - октябрь 2016 | ||
Формирование баз данных: Участников экзамена; Аудиторного фонда; Сотрудников ППЭ | |||
Согласование с Департаментом образования Надымского района: Составов лиц, обеспечивающих организацию и проведение ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году (школьных координаторов, членов ГЭК, уполномоченных представителей ГЭК, экспертов предметных комиссий, организаторов ППЭ, экзаменаторов-собеседников при проведении экзамена по иностранным языкам (ГИА-9). | |||
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в основной и дополнительные сроки: Приём заявлений от выпускников текущего года на участие в итоговом сочинении (изложении); Планирование проведения и распределение участников итогового сочинения (изложения) по помещениям, выделенным для проведения итогового сочинения (изложения); Разработка распорядительной документации по организации и проведению итогового сочинения (изложения); Анализ проведения итогового сочинения (изложения). | В зависимости от даты проведения; декабрь 2016 года – январь 2017 года | ||
Формирование банка экспертов, привлекаемых для проверки работ участников ГИА-9 и ГИА-11. | Октябрь 2016 года | ||
Формирование банка общественных наблюдателей на участие в основной период проведения ГИА в 2017 году. | Январь-февраль 2017 года | ||
Организация общественного наблюдения за процедурой проведения государственной итоговой аттестации: Информационная работа по привлечению граждан в качестве общественных наблюдателей; Приём заявлений и аккредитация от общественных наблюдателей; Обеспечение общественных наблюдателей памятками, разработанными специалистами департамента образования ЯНАО; Дистанционное обучение в рамках семинара для общественных наблюдателей «Права и обязанности общественного наблюдателя в период проведения ЕГЭ-2017»; Инструктивный семинар для общественных наблюдателей. | За месяц до каждого этапа март-май 2017 года | ||
Взаимодействие заместителей директора по УВР, курирующих вопросы подготовки ГИА-9, ГИА-11, с муниципальным координатором подготовки и проведения ГИА в 2017 году | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Деятельность по нормативному правовому, инструктивному обеспечению ГИА-9 и ГИА-11 |
|||
Изучение нормативной правовой базы, методических рекомендаций и инструкций по подготовке к проведению ГИА-9, ГИА-11 федерального и регионального уровней. | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Приведение нормативной правовой документации в соответствие с региональными и федеральными нормативными правовыми актами | |||
Участвовать в совещаниях с Департаментом образования Надымского района по вопросам подготовки к проведению ГИА в 2017 году | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Повышение квалификации педагогов через: отработку технологии и методики проведения ГИА НМС, ПС, школьного МО; курсы повышения квалификации; участие в семинарах, вебинарах, конференциях, творческих встречах. | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Обсуждение вопросов организации и проведения ГИА-9, ГИА-11 в 2017 году, вопросов повышения качества подготовки выпускников к сдаче ГИА: На заседаниях научно-методического совета школы; На заседаниях школьных МО; На педагогических советах. Вопросы для обсуждения: - Подготовка учителей и учащихся к проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов. Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различных уровней сложности. - Педагогические условия обеспечения качества государственной итоговой аттестации. - Уровень преподавания в выпускных классах, подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, эффективность спецкурсов, элективных курсов. Анализ результатов мониторинга качества образования в 9, 11 классах (четверть, полугодие 2016/2017 учебного года). - Информационно-просветительская работа по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов; Уточнение и согласование перечня общеобразовательных предметов, выносимых на государственную итоговую аттестацию; Дидактико-методическая подготовка учителя к процедуре проведения ГИА-2017 оценки качества школьного образования; Инспекционно-контрольная деятельность в школе по подготовке к государственной итоговой аттестации. | |||
Обеспечение стабильного развития системы дополнительных образовательных услуг для подготовки учащихся к ГИА через: Тест-классы; Индивидуальные консультации; Элективные курсы; Учебные практики; Подготовительные курсы; Заочные (дистанционные) школы; Компетентностные олимпиады и др. | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Подготовка памятки для выпускника, участвующего в ГИА. | Апрель 2017 | ||
Подготовка приказа о допуске учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации. | Май 2017 года | ||
Деятельность по внесению сведений в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА (РИС ГИА) |
|||
Организация работы по согласованию, формированию и внесению сведений в РИС ГИА-9, ГИА-11: Планирование и распределение участников проведения итогового сочинения (изложения) по помещениям, выделенным для проведения итогового сочинения (изложения); Допуск выпускников к прохождению ГИА; Членов предметных комиссий; Об участниках проведения итогового сочинения (изложения), об участниках ЕГЭ, ОГЭ всех категорий, общественных наблюдателях. | Согласно установленных сроков | ||
Передача по установленным каналам связи данные: Об участниках и результатах ГИА; Об участниках и лицах, обеспечивающих проведение ГИА-9, ГИА-11. | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Деятельность по обеспечению контроля за подготовкой и проведением ГИА-9 и ГИА-11 |
|||
Изучение спроса выпускников 2016/2017 учебного года по определению количества и перечня учебных предметов для сдачи ГИА-9, ГИА-11, форм сдачи экзаменов и сроков участия в ГИА | Октябрь-ноябрь 2016 года | ||
Разработка и реализация комплекса мер по повышению качества образования учащихся школы в 2016/2017 учебном году | Сентябрь 2016 года – апрель 2017 года | ||
Мониторинг качества образования выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации выпускников | Октябрь 2016 года – апрель 2017 года | ||
Тренинги с обучающимися и педагогами по заполнению бланков ГИА. | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Информирование участников образовательных отношений о работе телефонов «горячей линии» | Январь – май 2017 года | ||
Совершенствование системы информационного обеспечения через: Информационный стенд для учащихся выпускных классов и их родителей «Единый государственный экзамен»; родительские собрания; страницы сайта школы, посвящённые организации и проведению государственной итоговой аттестации; средства массовой информации. | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Деятельность по анализу и рефлексии результатов ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году |
|||
Анализ результатов ГИА-9, ГИА-11 в 2017 году, выявление проблем в освоении федеральных государственных образовательных стандартов, выработка предложений по совершенствованию работы школы по подготовке учащихся к ГИА в 2018 году. | Август – сентябрь 2017 года | ||
Представление итогов ГИА-9, ГИА-11 с анализом проблем и постановкой задач на школьных МО. | Сентябрь - октябрь 2017 года | ||
Проведение педагогического совета школы: Анализ результатов ГИА выпускников 9, 11 классов в 2017 году; Принятие решений по совершенствованию работы школы по подготовке к ГИА, обеспечению стандарта, контроль качества преподавания отдельных учебных предметов и корректировка образовательных траекторий учащихся школы. | Сентябрь 2017 года | ||
Подготовка информационных, аналитических материалов результатов ГИА-9, ГИА-11 для предоставления в ДО. | Июнь - сентябрь 2017 года | ||
Деятельность по обеспечению информационного сопровождения участников образовательного процесса, общественности о проведении ГИА-9, ГИА-11 |
|||
Информирование о процедуре проведения ГИА-9, ГИА-11 всех участников экзаменов, их родителей (законных представителей) | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Организация и проведение родительских собраний, классных часов, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам проведения ГИА-9 и ГИА-11. | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Профориентационная работа с выпускниками и их родителями (законными представителями) по выбору предметов для сдачи ГИА | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Организация работы школьных психологов и социального педагога по сопровождению выпускников 9, 11 классов и их родителей (законных представителей) в процессе подготовки к экзаменам | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Освещение информации по вопросам ГИА-9, ГИА-11 через СМИ, официальный сайт школы | В течение 2016/2017 учебного года | ||
Информирование под роспись обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет о порядке проведения ГИА, в том числе подачи апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ГИА, а также о времени и места ознакомления с результатами ГИА | Апрель 2017 года | ||
Публикации информации: О сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА, итоговое сочинение (изложение); О сроках проведения ГИА в досрочный период; О сроках проведения ГИА в основной период; О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций (досрочный период); О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций (основной период); О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА (досрочный период); О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА (досрочный период). | В сроки установленные Порядками ГИА-9, | ||
Информирование участников о персональных результатах: В местах подачи заявлений на ЕГЭ, ОГЭ; Через систему «Сетевой регион. Образование» | Июнь 2017 года | ||
Пополнение медиатеки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» по подготовке выпускников 9, 11 классов к ГИА. | В течение 2016/2017 учебного года |
В результате реализации проекта произойдут следующие позитивные изменения:
Повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Повышение результативности учебной работы учащихся образовательной организации.
Создание системы методического и информационного сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.
Достижение качества образования обучающихся образовательной организации, удовлетворяющее социальным запросам.
Успешная сдача единого государственного экзамена и основного государственного экзамена каждым выпускником школы.
Соответствие результатов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена потенциальным возможностям выпускников.
Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА
Критерии и показатели эффективности проекта
Критерии | Показатели |
Уровень обученности | |
Качество знаний обучения | |
Результаты ОГЭ и ЕГЭ | На уровне показателей района |
Количество выпускников, продолживших образование | |
Результаты призовых мест в олимпиадах конкурсах | Положительная динамика в получении призовых мест. |
Динамика достижений в учебной деятельности разных групп обучающихся с учетом индивидуальных возможностей | Положительная |
Качество рабочей программы по предметам | Соответствие образовательным Стандартам |
Применяемые технологии, уровень профессиональной компетентности, повышение квалификации учителей, основанные на индивидуальных планах профессионального развития | Повышение качества преподавания |
Повышение мотивации родителей к результатам обучения детей | Повышение количества родителей, участвующих в жизни школы |
Степень удовлетворенности образовательными услугами | Увеличение количественного состава обучающихся в школе |
Укрепление материально-технической базы, комфортные условия в школе. | Положительная динамика оснащения учебно-лабораторным оборудованием |
Основные риски проекта
Возможные риски | Меры, способствующие минимизации рисков |
|
Конкуренция среди школ | Пропаганда достижений школы в СМИ, на родительских собраниях, на официальном сайте школы |
|
Низкий уровень мотивации педагогов | Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных и материальных (из надтарифного фонда) стимулов |
|
Недостаточный методический уровень педагогов | Курсовая переподготовка, научно-методические и практико-ориентированные семинары |
|
Отсутствие достаточных умений, инертность педагогов | Курсовая переподготовка педагогов школы. Привлечение молодых специалистов, обновление педагогического состава |
|
Недостаточная учебно-методическая база | Использование ресурсов Интернет-пространства |
|
Невысокий образовательный уровень части родителей | Просвещение родителей |
|
Недостаточная активность родителей | Привлечение родителей к проведению школьных мероприятий |
Список литературы
Антонова Р.С. «План мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов». (Практика административной работы, 2012, № 4).
Дынник Л.Г., Балашова Ю.Д. «Комплексно-целевая программа подготовки школы к ЕГЭ» (Управление современной школой. Завуч, 2011, № 2).
Готовимся к ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2012. №1.
Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2014. №4.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План
психологической подготовки учащихся 9, 11 классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
к государственной итоговой аттестации в 2017 году
Мероприятие | Дата | Форма |
|
Психологическая подготовка выпускников |
|||
Диагностические мероприятия: анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова), тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова), тест на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика «Способность самоуправления» (тест ССУ; Н.М. Пейсахов | Сентябрь | Индивидуальная и групповая диагностика |
|
«Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней» | Дискуссия |
||
«Как подготовиться к экзаменам» | Психологический практикум |
||
«Экзменационный стресс и пути его преодоления» | Деловая игра |
||
«Шаги к успеху», Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска». | Январь-апрель | ||
«Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ГИА?» | Индивидуальные и групповые консультации Распространение памятки |
||
Консультации в период сдачи ГИА | Индивидуальные |
||
Психологическая подготовка родителей выпускников |
|||
«Подготовка к ЕГЭ» (памятки, буклеты) | Сентябрь | Размещение информации о психологической подготовке к экзаменам на информационном стенде, на школьном сайте |
|
«Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены | Родительское собрание |
||
«Создание условий для эффективной подготовки ребёнка к экзаменам» | Занятие-практикум |
||
Индивидуальные и групповые консультации Беседы на Совете профилактики с родителями учащихся «группы риска» | Декабрь, март | Заседание |
|
«Роль родителей в подготовке к сдаче ГИА» | Родительское собрание |
||
«Психологическая готовность к ГИА родителей» | Тренинговое занятие |
||
«Психологический комфорт в семье во время экзаменов» | Родительское собрание |
||
«Помощь и поддержка в период сдачи ГИА» | Индивидуальные и групповые консультации |
Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.
Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.
И дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ– одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива.
Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.
Принципиально важно наличие м одели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В нашей школе она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ. В начале учебного года в школе разрабатывается п лан-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся , в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.
И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому наш педагогический коллектив ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.
Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение педагогами нашей школы информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.
При подготовке учащихся к выпускным экзаменам на начальном этапе каждому ученику определяем планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как учителю, так и ученику.
Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, физики. химии, поэтому необходимо было нам выстроить новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это - элективные курсы (1 час в неделю).
С девятиклассниками мы начинаем подготовительную работу уже в середине сентября с входного тестирования. Входной мониторинг помогает разделить класс на 3 группы: 1 группа- учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3» и 3 группа- группа «риска».
Например, в 2015 году в 9 классе было - 16 учеников. 9 из них–учились на «4» и «5». 3 ученика на «3», 4 ученика –группа риска. Учителя математики и русского языка для каждой группы составили план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставили основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой –отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой- повышенный и высокий. После уроков учителя занимались с группами ребят по индивидуальной программе: одни повторяют темы седьмого класса, а другие решают задачи повышенной сложности.
Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно.
Поэтому мы организуем и другие виды работ:
Сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену.
Дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена ( http://uztest.ru/);
Знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами.
В электронном образовании создаем виртуальные факультативы для подготовки к экзаменам
Для домашней самоподготовки и для подготовки к ГИА учитель математики разрабатывала электронные учебные пособия “Мультимедийный обучающий проект по построению графиков функции ”.
В целях повышения эффективности подготовки к ОГЭ ежемесячно проводим диагностические, тренировочные работы в системе «СтатГрад». Ведем мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. Детально знакомим учащихся и их родителей с результатом выполненной работы, указываем темы на которые стоит обратить внимание ученику при самостоятельной подготовке.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ,и ЕГЭ является работа кабинетов. В каждом кабинете оформлены информационные стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы по предметам: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ГИА, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинетах собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ГИА.
Результаты ГИА наших выпускников полностью удовлетворяют ожидания. Например, в 2015 качество по математике и русскому языку в 9 классе составляет 93,8% при 100 процентной успеваемости. Средний балл в 9 классе -23, средняя оценка, 4, 44. Это выше республиканского и районного уровней. По математике -2-е место по республике, по русскому языку -1-е место по РТ. В 2017 году все показатели ЕГЭ выше республиканского и районного уровней. Средний балл по математике 74, (наибольший 84 б.), по русскому языку 81 б. (наибольший -93б.). по физике средний балл -68 (наибольший 78б.) , по обществознанию -69 б.(наибольший -70), по биологии- 77 (наибольший -84).
Итогом системной работы по подготовке к экзаменам является успешное сдача ЕГЭ и поступление учащихся в Вузы на бюджетные места.
Только совместная работа учителя и учащихся при поддержке администрации и родителей может привести к успеху.