Кахиб и Гоор. Башни и каменные солнца Вольной Аварии




Кахиб — один из древнейших аулов Дагестана. Старый Кахиб — Бакдаб и его боевые башни были построены в VIII-Х веках. Местности селения Бакдаб были заселены еще в каменном и бронзовом веках.

Кахиб — это общее название трех аулов и многих хуторов.

Слово «Кахиб» образовано от грузинского слова «Кахи», что означает скудная горная местность. В I764 г. был образован «Кахибский кантон». К XI веку Кахиб вошёл в число тринадцати крупных аулов, таких как Хунзах, Кумух, Ахты, Урада, которые были основными центрами торговли и хозяйственной деятельности. В Кахибе было развито производство холодного оружия, украшений, паласов, шуб, обуви, резьба по дереву, камню, выделка овчин. Развитию аула способствовало то, что он находился «На Великом пути народов» от Самура до Ведено.



Старый Кахиб был известен на всем Кавказе, как неприступное сооружение. История помнит лишь один прорыв захватчиков, и было это во времена нашествия татаро-монголов.

После этого печального события прямо над пропастью и над селом горцы возвели дозорные башни, которые датируются VIII-X веками. Такая защита была непреодолима для любого завоевателя. Только один мост через каньон горного ручья связывал Старый Кахиб с миром.

Дома в Старом Кахибе были построены в стиле горской архитектуры, где крыша одного дома служила двором для другого. Здесь собирался джамаат, нередко и свадьбы справляли. Улочки и переулки в селе были очень узки, а сакли прилегали друг к другу так тесно, что со стороны казалось, будто они растут из самого утеса.

Аул Старый Кахиб в Дагестане на карте:

Адрес: Россия, Дагестан, Шамильский район

GPS: 42.42856, 46.596184

Сельсовет Кахибский образован Декретом ВЦИК от 20.0I.I92I г. в составе Тилитль - Гидатлинского участка Гунибского округа, как Кахибский сельсовет. С I926 г. именуется МО «сельсовет Кахибский» с 2005 года.

Кахиб - одно из древнейших аулов Дагестана. Старый Кахиб - Бакдаб и его боевые башни были построены в VIII-Х веках. Местности селения Бакдаб были заселены еще в каменном и бронзовом веках. Доктор исторических наук О. М. Даудов, изучив археологические находки, найденные в окрестностях селения Бакдаб, утверждает, что они относятся к VII-IV векам до нашей эры. Ученный В. Г. Котович гробницу с. Верхнего Колоба относит к У-УН векам нашей эры.
В четырехтомной «Истории Дагестана» сообщается, что «вся территория края была освоена еще во II тысячелетии до нашей эры». Автор книги «Древний и новый Кахиб» кандидат наук Г. Г. Арипов утверждает, что аул Бакдаб вошел в научные труды не только дагестанских ученых, но и многих зарубежных авторов.
Аул построен на гребне скалистого массива, недоступного для вражеских набегов. Боевых башен было пять. Большая башня имеет высоту 20 м, ширину 4,6 м, толщину стен- I метр. Рядом с башней была построена большая мечеть, она располагалась на пятом этаже большого здания.
Кахиб - это общее название трех аулов и многих хуторов.
Слово «Кахиб» образовано от грузинского слова «Кахи», что означает скудная горная местность. В I764 г был образован «Кахибский кантон». К XI веку Кахиб вошёл в число тринадцати крупных аулов, таких как Хунзах, Кумух, Ахты, Урада, которые были основными центрами торговли и хозяйственной деятельности. В Кахибе было развито производство холодного оружия, украшений, паласов, шуб, обуви, резьба по дереву, камню, выделка овчин. Развитию аула способствовало то, что он находился «На Великом пути народов» от Самура до Ведено. В августе I886 года в Кахибе было 370 хозяйств, I6I0 жителей, 778 мужчин, 832 женщин.
Кахиб называют аулом Алимов. Шуайб-афанди в своём назму воспевает и названы имена двух Кахибцев: Умайди и Салман.Турецкие архивные источники сообщают об алиме Тидури ибн Илбузар (Кахибском). I886 г. арабистами названы имена I3 Кахибцев, в том числе и Хасан Хильми и Хабибула Хаджи. Ислам жители Кахиба приняли в I460 году, когда Удурат Хаджи Мачадинский вернулся из Аравии в Гидатль. Кахиб - родина трёх шейхов: Хасана Хильми афанди, Хабибула Хаджи, Мухаммадарифа-афанди. В Кахибе открыт мемориал - зиярат трёх названных шейхов. Традиции Кахибских устазов продолжает Мухаммадамин-хаджи.
Жители Кахиба всегда принимали активное участие в крупных событиях, которые происходили в Дагестане и во время нашествия Надыр-шаха, потом - в ходе борьбы четырёх имамов против царизма. В селении Гимры вместе с имамом Газимагомедом, по словам Гайдарбека Гиничутлинского был и алим из Кахиба. Второй имам Гамзат-бек в Кахиб отправил Ахбердилова Магомеда из Хунзаха, когда возникла ссора из-за земель. В войсках Гамзат-бека служили немало кахибцев.В войсках имама Шамиля постоянно служили 45-50 жителей селения Кахиб, из них - меткий стрелок из кремневого оружия - Пахута. За меткую стрельбу он заслужил награду имама. Наибом Шамиля был и житель с. Кахиб Каса Рамазан. Немало Кахибцев в I9I8 году по призыву Нажмудина Гоцинского собрались в поход на Темир-хан Шуру. Но, Хасан афанди, и Хабибула Хаджи по совету Сайфулла-Кади, своего учителя, уговорили их вернуться домой. Хасан афанди, Хабибула Хаджи выступали против гражданской войны в Дагестане. Кахиб был награждён грамотой ВЦИК.
В I923 году 20 ноября в Кахибе открылся съезд Алимов Дагестана. Председателем был избран шейх Хабибула Хаджи. На съезде приняли участие 76 делегатов. Делегаты осудили войну, начатую Нажмудином Гоцинским.
22 ноября I928 года был образован Кахибский район. В него вошли 47 поселений с I7952 жителями. Колхоз был образован в I93I году. Поголовье скота доходило до восьми тысяч.
В годы Великой Отечественной войны защищали Родину 345 Кахибцев. Из них I64 погибли. Погибшим на фронте в Кахибе построен прекрасный памятник. Сотни кахибцев участвовали в событиях в Афганистане, в Чехословакии, в Венгрии, на Кубе.
Первая школа в Кахибе была открыта в I924 году. Его посещали 29 учеников. В I940 году была открыта семилетняя школа, потом она была преобразована в среднюю. С I948 по I995гг. школу окончили I778 учащихся. Кандидатами различных наук стали Магомедов Арип, Расулова Заграт, Зайнулабидов Газимагомед, Гасанбегов Гитиномагомед, Арипов Гаджи, Дибиров Магомед, Расулова Патимат - доктор наук. Писателями стали Арипов Гаджи и Расулов Арип. Полковниками стали Рамазанов Халил, Асадулаев Сайпудин. Звание «Заслуженный учитель Республики Дагестан» получили Омарова Хадижат, Гитихмадибиров Хайбула, Шейхмагомедова Саидат, Шарипов Абдуразак, Абдулаев Наби. Звание «Заслуженный врач Республики Дагестан» получили Магомедов Гаджи, Магомедов Арип. Звание «Заслуженный работник муниципальной службы РД» получила Магомедаминова Хадижат Н.
Заброшены древние бакдабские аулы и хутора. Все жители переселились в Новый Кахиб, Ленинкент, Махачкала, Каспийск, Буйнакск. Переселение коснулось около I700 человек. Где бы Кахибцы не жили, они всегда помнят отцовский аул.
Жители селений Верхний, Нижний Колоб, Мокода, Хорода, Хамакал и Кииних являются выходцами из селения Кахиб. Ради облегчения жизни, учитывая, что место, где расположены эти села более благоприятные для содержания скота, полеводства и т.д., люди начали переселяться и занимать территорию,создавая хутора. Тухум Андалал в своё время были самыми большими в Кахибе, но мужчины этого тухума были очень эгоистичными и жестокими по отношению с людми других сёл и с тухумами своего села. Они присваивали себе крупный и мелкий рогатый скот, людей собирали налог с пастбищ не только в Кахибе, но и близлежащих сёл. Однажды Голотлинцы из Хунзахского ханства решили отомстить этому тухуму. Они собрались все и устроили засаду. Когда пришли собрать налог, Глотлинцы уничтожили у Андалала почти весь отряд, а остальных мужчин оставшихся в селе Кахиб были уничтожены в самом селении. Старики, женщины и дети переселили из Кахиба в другое место. От них было образованно селение Нижний Колоб. Так сложилось судьба одного их тухумов селения Кахиб.
Таким образом, образовались выше указанные села. Администрация расположено в сел. Кахиб, язык одинаковый, колхоз один, сохранились родственные узы. Когда в 30-е годы шла в стране коллективизация, в нашем селе также был создан колхоз им. РККА, который занимал I-е место в районе.
Люди трудолюбивые, хорошо трудились они и в прикутанном хозяйстве в Бабаюртовской зоне, который приносил колхозу большой прибыль.
В период Великой Отечественной войны 68 человек из села воевали на фронтах, многие из них остались на поле боя, а из вернувшихся никого не осталось в живых. Как и вся страна, Колобцы тоже встали грудью на защиту Великой Родины. Участникам войны в селе построили памятник.
ХIасанхIилми- апанди и МухIамадгIариф - апанди (къ.с) жили всел. Хорода,там же (къ.с) ХIусенил мухIамад- афанди из Уриба вручил ижазу от ХIасан ХIилми (къ.с) для проведения людей по линии тIарикъата.
В I96I году большая часть населения В/Колобцев (общее название сел. В/Колоб) было переселено на плоскость. Им выделили территорию в поселке Ленинкент. Обосновав в этом поселке, где теперь Колобцев более 500 хозяйств, живут в современных условиях жизни. В горах более I30 хозяйств. Самое большое село Хорода 60 хозяйств а раньше самым большим селом было сел. Н/Колоб более 70 хозяйствами. Из селения вышли профессор Зайнулабидов М., доцент Зайнулабидов Г., Магомедов Н., Дибиров М., полковник КГБ Асадулаев Сайпудин. Алимы АсхIабгIали, МухIумасанил МухIамад. Одна средняя с пришкольным интернатом, 2 начальные школы, врачебная амбулатория, 2 библиотеки сельские и школьные, действует медресе им. Асхабали-дибира из сел. Н/Колоб.
В 80е- годы в село провели линию электропередач и строили автомобильную дорогу. У людей возникли условия для лучшего проживания.

Магомедов Магомеднаби Магомедович , глава МО «с/с Кахибский» , образование- средне-специальное

Село Кахиб - очень интересное, загадочное место на территории Дагестана . По древности история старого Кахиба сопоставима с возрастом города Дербент. Историки датируют находки с этих мест периодом с 7 века до нашей эры, но не сопоставляют их напрямую с историей села Кахиб.

Находится Кахиб в Шамильском районе Дагестана, в 5 километрах от сегодняшнего районного центра Хебда . На пике крутого хребта левого берега реки Кахибтляр. Высота над уровнем моря 1775 метров .

После посещения Гамсутля я решил обязательно доехать и до этого села, а затем побывать и в селе призраке Гоор. Поездка состоялась примерно через год, хотя ехать мне было всего лишь из Дербента, дела понимаешь … Время в пути от Дербента займет, каких-то, 4 часа . Поэтому сделайте запас всего: еды, воды, времени и терпения. По пути обязательно останавливайтесь в попутных селах: Сергокала , Леваши , Гергебиль , Уриб и т.д. Так как путь не близкий ехать я решил летом и все равно путь не был легким.

На эффектном гребне скального массива, под надежной защитой от набегов возможных неприятелей когда-то возникло это село. , останки которого сегодня я посетил, датируются 8-10 веками . Что очень характерно для Кахиба в нем сохранились большие боевые башни, в которых жители укрывались при опасности. Всего боевых башен было пять. Самая большая из тех, что еще видна, имеет высоту 20м и ширину 4,6м , толщина стен равна одному метру. Сейчас осталось три башни. Если ссылаться на некоторые описания села Кахиб, то некоторые здания имели пять этажей. Кстати, архитектура тут типичная для Дагестана, т.е. крыша одного дома это одновременно и двор дома который расположен выше. И еще, раньше село называлось Бакдаб.

Кахиб упоминается во многих древних источниках, например, арабских, иранских и т.д. в те времена, когда Дагестан входил в сферу их политических и экономических интересов.

Население Кахиба принимали всегда активное участие в событиях, которые происходили на территории Дагестана. И во время нашествия Надыр-шаха, и вместе с имамом Шамилем , и в революционные годы, и в период великой отечественной войны кахибцы проявляли свое мужество, отвагу и верность.

Примерно в 1980 году до села дошло электричество ! В это же время появилась нормальная дорога. Вот по ней жители, видимо, и уехали жить в другие места к благам цивилизации.

Жители селений Мокода , Верхний и Нижний Колоб , Хорода , Кииних , Хамакал являются выходцами из селения Кахиб. Кто-то поехал дальше в большие города Дагестана. А кто-то почти остался. Рядом со старым Кахибом, спустившись с крутого склона на плато у реки находится Новый Кахиб .

Каждый день жители Кахиба, выходя из дома смотрят на . Не знаю, наверно это тяжело. Одно дело, когда это экзотика, и ты приезжаешь сюда на несколько часов. Тебя мало что связывает с этими стенами. И совсем другое, когда это все, до каждого камня является тебе родным.

Не сидите дома, настройтесь на позитив и путешествуйте!

Итак, второй рассказ из дагестанской поездки недавно прошедшего года - о памятниках вольных сел Аварии.

Как бы не были сильны и как бы высоко ни сидели на своем отвесном плато хунзахские нуцалы и ханы, которые в лучшие годы могли себе позволить осадить не только осадить Дербент, но и разорить Грузию, всю Аварию они покорить так и не смогли. Селения вольных обществ, предпочитавшие жить своим адатом, забрались самые на крутые склоны и грозно ощетинились боевыми башнями: враг не пройдет!

Шамильский район Дагестана, о котором я начал писать еще в прошлой серии - это бывшие земли Гидатля, самого известного вольного союза Аварии, и союзных ему селений. И, пожалуй, самый живописный в Дагестане заповедник горской башенной архитектуры.

ЯЗЫЧЕСКИЕ СОЛНЦА КАХИБА

Селение Кахиб, наша первая цель, устроилось в ущелье реки Кахибтляр, притока Аварского Койсу среди слоеных, будто рваных, выветренных гор. Правда, говоря строго, "Кахиб" - это название всей окрестной местности с выселками и хуторами. Древнее башенное село, ради которого мы тут оказались, называлось Бакдаб.

От райцентра Хебда в Кахиб недолгая, но довольно крутая дорога вверх по ущелью. Когда-то Кахиб был знаменит своими исламскими учеными и шейхами. И сейчас первое, что встретит здесь путешественника зиярат (святое место) с источником, посвященный трем здешним тарикатским шейхам начала XX века - Хасану-афанди, Хабибулле-хаджи и Мухаммадзарифу-афанди. Проезжие обязательно остановятся здесь, чтобы набрать воды в дорогу...

Современный Кахиб - узкие кривые дороги, сады, школа и аккуратная мечеть. Новому селу лишь несколько десятилетий: в пятидесятые жители древнего Бакдаба, измученные постоянными обвалами и оползнями, перебрались на более спокойный и удобный берег реки. Окончательно Бакдаб опустел в семидесятые - кто-то до последнего отказывался покидать родные стены.

В очередной раз удивляюсь своему везению попадать в нужное время к правильным людям: машина, подобравшая нас от Хебда, привезла нас прямиком в дом Ирайганат Магомедсаидовой , местного библиотекаря, учителя и краеведа. Конечно же, мы тотчас были приглашены на чай, а где в Дагестане чай - там и ночлег. В наше распоряжение отдали сельскую библиотеку, по совместительству краеведческий музей (в каждом уважающем себя селении в этих краях можно найти внушительную этнографическую коллекцию).

Пожалуй, кахибскую библиотеку я могу смело записать в личный топ самых запомнившихся мест ночевки.

Еще и беременная кошка нашлась в старинном резном сундуке!

Ирайганат Магомедсаидова и ее брат Пахрутдин, военный доктор, живущий в Мурманской области и бывающий на родине наездами - одно из лучших воспоминаний от горной Аварии в целом. Приняли нас действительно тепло и искренне. Обычно, учитывая, что гостеприимство на Кавказе - вопрос древнего этикета, все время спрашиваешь себя, не злоупотребляешь ли? У них дома этого ощущения не возникло ни разу.

К чаю - немного местного деликатеса, копченого курдюка. Много не съешь, но вообще-то весьма интересно. На чем же еще, думаете, наедают мышцу дагестанские борцы?

Отчаевничав и бросив рюкзаки, отправляемся с Пахрутдином на развалины Бакдаба.

Река Кахибтляр будто делит ущелье на две половины, мертвую и живую. С одной - нынешний Кахиб с его звуками и запахами, с другой - грозный скелет укрепленного аула на крутом склоне. А если серьезно - едва ли не самые живописные развалины, виденные мной на Кавказе.

Гости с живой стороны часто ходит на мертвую - собрать трав, поклониться могилам, да и просто пройтись. По пути на ту сторону минуем старинное кладбище...

На той стороне Кахибтляр, прямо на крутом склоне горы видим ряд памятников - как я понял, кенотафы кахибцев, погибших или умерших на чужбине (поправьте меня, знающие люди, если я неправ). Подобные памятники стали появляться здесь, говорят, еще в XV веке, когда Гидатль и окрестности были только обращены в ислам и их жители сами начали нести новую веру соседям саблей и огнем. Ставили такие стелы и воинам, сражавшимся под знаменами Шамиля против русских. Кому посвящены эти памятники, я спросить забыл.

В развалинах села сохранилось две боевые башни (каждую строил отдельный тухум - фамилия; в джамаате - сельском обществе могло быть несколько тухумов), да впечатляющие развалины мечети.

Мечеть Бакдаба и боевая башня рядом с ней. Мечеть, надо сказать, больше напоминает замок...

В ее основе явно более раннее строение - часть нижнего яруса выполнена в другой, более древней кладке.
В ней, в свою очередь, камни с языческими петроглифами...

А вот, опять же, в развалинах мечети - самый впечатливший меня кахибский петроглиф. Языческие олени несут солнца на рогах.

В поисках свидетельств давнего язычески-христианского прошлого Аварии по Бакдабу можно ходить долго - это очень увлекательное занятие!

Немало в Бакдабе-Старом Кахибе, конечно, и памятников арабской эпиграфики...

Единственная целая, восстановленная относительно недавно башня, композиционный центр селения:

Гулять в развалинах можно долго - но в наших планах еще попасть до темноты в соседний Гоор. Поэтому разворачиваемся и возращаемся в Новый Кахиб...

ГООР: БАШНИ НАД ПРОПАСТЬЮ

От Кахиба до Гоора - минут сорок пешего хода вверх по склону.

Гоор встречает нас собачьим лаем и пристальным вниманием местных: мужчины на годекане захотели увидеть наши документы: "время такое, кто знает, кто там может ходить?". Особенный ажиотаж вызвал голландский паспорт моего спутника...

Мы были в Гооре в первой половине июля. А в августе в этой местности силовики застрелили двух молодых чабанов, бодро отрапортовавшись об уничтожении террористов (погибших даже по этому случаю "снабдили" формой и автоматами). Во всех окрестных селах связь погибших парней с "ваххабистами" упорно отвергают. Впрочем, таких историй на всем Восточном Кавказе, увы, немало.

Но вернемся к нашим камням.

Говорят, на нынешнем месте гоорцы живут со времен прихода в Гидатль ислама; их предкам не раз приходилось менять место проживания из-за постоянных угроз вражеского нападения, покуда они не были вынуждены забраться на самый гребень горы.

Когда-то в Гооре жило несколько тухумов, каждый из которых выстроил башню на случай осады - всего их в селении было семь, до наших дней дошли всего три, еще одна рухнула относительно недавно.

Гоорские башни сразу впечатлили обилием петроглифов в кладке - здесь еще интереснее, чем в Кахибе!

Что вот, например, за всадник слева? Не святой ли Георгий, перекочевавший в кладку башни из какого-нибудь средневекового дома или часовни?

Неизбежные свастики, символ хода солнца по кругу...

На отшибе мечеть с зияратом местного святого шейха и древнее кладбище. В Гооре, пишут, сохранились стелы шахидов еще XV века...

А в мечети, пишут, до коллективизации хранилась книга - летопись селения, безвозвратно ныне утраченная...

Начинает темнеть. Коллега Airmiles Davis на башне и мир вокруг нас.

В какой-то момент, ближе к закату, посреди руин накрыло ощущение огромности мира и желание сесть на гребне и, не двигаясь, впитывать воздух, пейзажи и тишину вокруг. Меж тем, подошло время вечерней молитвы - и вот уже с минаретов окрестных сел далеко внизу начали один за другим раздаваться азаны.



Из оцепенения меня вывел шум мотора - отдохнуть у башен приехала целая семья на "приоре"; отец семейства, нельзя не признать, оказался асом художественной парковки...


Уже к самой темноте возвращаемся в Кахиб, где нас ждет ужин и приятная беседа, чтобы наутро двинуться в сторону