Что известно о сатанизме и сатанистах (16 фото). Как выглядит дьявол Кто такая сатана и ее фотки




Зачастую, изображая и используя какие-либо символы, многие не задумываются, откуда они произошли, какое несут значение. Ниже представлена расшифровка некоторых символов и знаков, относящихся сфере сатанизма. Советуем ознакомится, так как ношение и изображение подобных вещей может быть очень опасно...

Перевернутая пиктограмма, образующая козлиную голову. Эту эмблему можно найти на обложке «Сатанинской Библии». Присутствует в символике таких метал-групп как Slayer, Venom и т.д. Это весьма серьезный знак, который практически всегда говорит о вовлечении в сатанизм.

Слово «Пентаграмма» происходит от двух греческих слов – «пять» и «линия». И на самом деле она является правильным пятиугольником, на каждой стороне которого построены равнобедренные треугольники, равные по высоте. Пентаграмма – это один из древнейших религиозных символов, известных человечеству. Первые изображения были найдены на предметах, принадлежащих цивилизации шумеров. Ее использовали древние египтяне, персы, греки, вавилоняне, китайцы и кельты. У всех народов изображение пентаграммы было связано с магией. По основным теориям пентаграмма является графическим изображением или же формулой для правильного взаимодействия мага и стихий.
Пентаграмма как графическая фигура обладает немаленьким набором свойств – это и обладание пятилучевой симметрией, и построение по правилам золотого сечения. И, конечно же, то, что пентаграмма является простейшей формой звезды, которую можно изобразить ни разу не оторвав перо от бумаги и при этом ни разу не проведя линию дважды. Существует 10 различных способов изобразить пентаграмму. В практике магии способ начертания пентаграммы очень важен и влияет на тип магического воздействия. Если линии начинались чертиться по часовой стрелке – то это созидающая магия, если против – то это разрушающая.
Наряду с направлением линий важным является и направление луча, символизирующего «дух». Если луч направлен вверх – то это предполагает подчинение духа стихиям и участие в жизни окружающего мира. Направление же луча вниз – это попытка направить все стихии в сторону «духа», как бы собрать их в кулак, чтобы изменить текущий мир.
Изначально перевернутая пентаграмма не была символом зла. В древних трудах каббалы перевернутая пентаграмма – это так называемый «Малый лик» Господа. И у римского императора Константина – на печати стоит перевернутая пентаграмма.
Но с течением времени этот могущественный оккультный символ стал обретать негативную окраску и чаще использоваться в практике черной магии. Из Пифагорейской традиции пришло изображение головы козла или овна, вписанного в пентаграмму. Это была отсылка к Козлу Мендеса, символу египетского бога Нетер Амона (Сета). Сет описывался как скрытая сила, которая пронизывает всю природу и суть ее явлений.
Закрепил за перевёрнутой пентаграммой значение символа Сатаны известный оккультист Элифас Леви. В своей книге «Учение и ритуал Высшей магии» он написал: «Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет Сатану в виде козла на шабаше».
А окончательно сформировать образ символа сатанизма удалось относительно недавно. В 1966 году Антон Лавей зарегистрировал Церковь Сатаны. И основным символом был выбран Сигил Бафомета. В настоящее время этот символ – это уже зарегистрированный товарный знак, обозначающий сатанизм. Он используется в обрядах черной магии с целью усиления ритуала и/или получения выгоды от высших демонов.Сильная черная магия невозможна без использования символа перевернутой пентаграммы в исконном виде,

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КРЕСТ
Он обозначает насмешку и ненависть к кресту Иисуса Христа. С этим символом ходят многие сатанисты. Присутствует на обложках альбомов Danzid Ozzy и Osborne. Это также серьезный символ, обозначающий веру в сатану.

Крест Святого Петра (также известный как перевёрнутый крест) - обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско-католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест святого Петра с 4 века является одним из символов святого Петра, который, по церковному преданию, был распят головой вниз в 67 году н.э. во время правления в Риме императора Нерона.Происхождение данного символа связывается с церковным преданием о том, что апостол Пётр был распят на кресте вниз головой по своей собственной просьбе, поскольку считал себя недостойным умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. В связи с тем, что Пётр считается основателем Католической Церкви, данный символ изображён на троне папы римского. Например, во время своего визита в Израиль папа Иоанн Павел II сидел на троне с вырезанным в спинке крестом
Христианский крест в перевёрнутом виде может пониматься как антихристианский символ. В силу этого перевёрнутый крест получил широкое распространение в современной массовой культуре как символ сатанизма. В популярной культуре, включая такие фильмы как «Шесть демонов Эмили Роуз», «Омен», «Сверхъестественное», перевёрнутый крест часто показывается как символ Сатаны. Наряду с перевёрнутой пентаграммой, перевёрнутый крест иногда используется музыкантами, играющими блэк-метал.

В любом случае в римском католицизме крест Св. Петра не рассматривается как сатанинский символ. Однако перевёрнутое распятие несёт смысл крайнего непочтения к христианской религии и может использоваться для представления сил Сатаны. Различия между крестом Св. Петра и перевёрнутым распятием иногда затеняются, что приводит к путанице в вопросах приемлемости каждого символа. Подобная неразбериха возникла после вышеупомянутого визита папы в Израиль. Фотография папы, сидящего на троне с крестом Св. Петра, курсировала по Интернету и использовалась в попытках "доказать", что католическая церковь связана с сатанизмом

Число́ зве́ря - особое число, упоминаемое в Библии, под которым скрыто имя апокалиптического зверя; нумерологическое воплощение ставленника сатаны. Число зверя равно 666. Число 666 - очень часто используемый элемент сатанинской атрибутики, наряду с перевёрнутым крестом и перевёрнутой пентаграммой.

Часто считалось, что под видом апокалиптического зверя в Библии изображён антихрист. Поскольку в Откровении Святого Иоанна сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое», потому в имени или облике всякого лица, в котором видели антихриста, старались отыскать число 666. Эти поиски активно продолжаются по сей день.

При исследованиях, связанных с «числом зверя», часто делается ошибка: число разлагается на десятичные разряды и представляется в виде трёх цифр 6, с которыми и отождествляется. Однако во времена написания Апокалипсиса не существовало десятичной позиционной системы счисления, которая возникла в Индии лишь в VI веке н. э. Оригинальная греческая запись состоит из трёх слов «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» и не позволяет произвести описанного разложения. Другим распространённым следствием ошибочного отождествления числа с его десятичной позиционной записью является ассоциация цифр «666» с бесконечной десятичной дробью 0,6666…, равной двум третям.В Библии число «666» употребляется четыре раза. Из них один раз упоминается в Новом завете в качестве числа, под которым скрыто имя апокалиптического зверя:

Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Оригинальный текст (др.-греч.) [показать]

Иоанн Богослов, Отк. 13:18, 15:2

Помимо того, что числа: 666 и 13 – попадают на 13 главу Откровения Библии (Иоанна Богослова), где описывается о числе 666 (= 18) в 18 стихе, что уже удивит непосвящённых, эти числа имеют буквенное родство. Числа мы произносим всегда в звуках, символом чего являются буквы, формирующие Слово.
Так в Номерологии число Слов: ТРИНАДЦАТЬ = 144 и ШЕСТЬСОТ (156) + ШЕСТЬДЕСЯТ (184) + ШЕСТЬ (101) = 441.
Это числа: 18 и 45, т.е. 9.
Слова: ЛЕСТНИЦА 108 ПРАВДЫ 45. ПРАВДивый 45 ЧЕЛОВЕК 81.

Мы имеем особое отношение к этим числам, которые слышали от многих людей, настроенных на ожидание чего-то плохого от этих чисел.
Могут ли числа от 1 до 9 быть плохими или хорошими? Могут ли буквы от «А» до «Я» быть одна лучше другой. Нам может лишь нравиться какое-то число или буква, может и не нравиться… Но это вовсе не значит, что непонравившееся – плохое, а понравившееся - хорошее. Каждый символ – просто имеет своё личное значение.
Кому-то не понравилось число, составленное из двух цифр – 13, кому-то из трёх – 666. Попробуем разобраться в этих числах, чтобы иметь хоть какую-то определённость и своё отношение к ним.

Число 13 = 4, а число 666 (18) = 9. Получены две «корневые» цифры: 4 и 9, что в сумме всё равно число 13, т.к. число 9 = 0 и не меняет любое число. Девятка может прятаться в любом числе. Число 6 (похоже на число 9), взятое три раза, также даёт сумму – 9.
Полученные два числа выделяются от всех чисел тем, что при увеличении одной цифры до двух всех чисел от 1 до 9, подставляя Ноль (0), не остаются прежними при произношении только два этих числа: 4, как «Сорок» и 9, как «Девяносто».
После произношения однозначных чисел, мы произносим: «Десять», сохраняя это число в окончании произношения чисел в звучании, как «Десят» (10) и «Дцать» – «Два-Дцать» (20), «Три-Дцать» (30), «…» (40), «Пять-Десят» (50), «Шесть-Десят» (60), «Семь-Десят» (70), «Восемь-Десят» (80) и «…» (90).
«…» – под пропуск попадают звучания чисел в словах: «Сорок» и «Девяносто». Куда подевались «Дцать» или «Десят»?

Нумерология слова Девяносто в самом имени скрывает это число – ДЕвЯноСТо (ДЕ Я СТ) – ДЕСЯТ, а оставшиеся буквы (в но о) – «ново», указывают на что-то новое.
Значит, окончено СтаРОе, чему пришёл Конец, КОнец – СРОК, СОРОК.
Эти числа означают конечность какого-либо срока, а значит, грядут перемены. Люди боятся этих чисел, т.к. не всегда угодны перемены – лучше пусть будет как есть, так спокойнее. А если эти люди – эзотерики...? Как им относится к этим числам, если они по законам Космоса готовы выйти из Круговорота рождений и смертей, для чего и нужна эта перемена. Они будут рады этим числам, они будут их притягивать, а не сторониться и опасаться, как обыватели.

Число 666 = 9. Девятки в числе 666 повторяют девять раз число 74, а это слово ВРЕМЯ. Значит, БУДУЩЕЕ 88 = 16 = 7 уже состоялось и должно уйти в ПРОШЛОЕ 112, что есть число 13 = 4. Поэтому очень СКОРО (Сорок, Срок) надо ждать того, что будет КОНЦОМ 73 после прожитой ЖИЗНИ 72, когда будет уже всё отмерено – ВРЕМЯ 74. Конец не обязательно человеческой жизни, но и события: либо плохого, либо хорошего. И если мы хотим освободиться от надоевшего заболевания, то число 666 будет для нас выгодным. Оно приводит после ВРЕМЕНИ 74 к КРЕСТУ 75 (следующее число после 74), чтобы можно было «откреститься» от какого-то события. Затем появляется ВЫХОД 76, чтобы можно было обрести ИСТОК 77 другого, нового события (например, выздоровления, если было заболевание).
Итак, получается: 70 или 79 – ОСНОВА или КОРЕНЬ.
71 – НАЧАЛО (жизни).
72 – ЖИЗНЬ.
73 – КОНЕЦ (жизни).
74 – ВРЕМЯ (всё, срок отмерен).
75 – КРЕСТ.
76 – ВЫХОД.
77 – ИСТОК.
78 – СУДЬБА.
= 666.

7 (семёрок) – количество 9, сумма (7 х 9) = 63 = 9.
Числа от 1 до 8 (9 = 0) в сумме = 36 = 9.
Числа 63 и 36 –––> 6336 = 666.
Три 3 шестёрки 6 –––> 666. Слова с числом 36: РАЗУМ 63, ДВИЖЕНИЕ 63, ЛИЦО 63, ИЗНАНКА 63, ЭВОЛЮЦИЯ 162 (ЖИЗНЬ 72) = 36, ИСТОРИЯ 126, ТОРЖЕСТВО 126 = 36.

С чисел: 77 и 78 – начинается ИСТОК новой СУДЬБЫ.
Кое-что о числе 666 можно прочесть на сайте в статье №13 «ИМЯ» (каталог статей).

Одна история.

Два человека поженились так, что об этом не знали их родители (или одна из сторон). Они тщательно скрывали свои паспорта, чтобы не заметна была печать, а жили врозь, встречаясь у одного или у другого в квартире (видимо, родители были против этого союза). Летом жили выходные на его даче. Она была не против того, чтобы всё открыть, но на этом настаивал Он, чьё желание Она не нарушала. Так прошло какое-то время, а на третьем году их тайного брака, а семилетнего общения, произошло раскрытие тайны.
Вдруг, Он, будучи с ней на даче, вспоминает, что оставил паспорт дома…
Собираясь домой, Они отправляются в дорогу. По пути их всё время обгоняли машины с разными номерами, но три раза попались номера с тремя шестёрками – 666. Они, наслышанные об этом числе, понимали, что что-то должно произойти, тем более был забыт паспорт. Может быть, они не встретили бы это число или не обратили внимания, если бы не опасались разоблачения тайны?!
И, действительно, Его мать обнаружила в паспорте запись с печатью о браке...
Дальше развитие событий уже не настолько важны, главное, что ими был получен Знак уже происходящих событий. Произошёл КОНЕЦ сокрытию тайны и «рождено» новое НАЧАЛО – явь.
Завершиться может всё, что угодно, т.к. разные люди живут разными опасениями и страхами. А кто-то, наоборот, желает что-то начать…
Можно предположить, что у матери, перед тем, как обнаружить паспорт, мог быть знак в числе 13, т.к. это знак ПЕРЕМЕНЫ (СМЕРТЬ – 13-й Старший Аркан в картах ТАРО). Она могла его не заметить из-за своей не наблюдательности. Ей открылась Тайна, став Явью.

ЦЕРКОВЬ САТАНЫ
Это символ сатанинской Церкви в г. Сан-Франциско. Также он находится в «Сатанинской Библии» в «Девятой сатанинской заповеди». Этот знак обнаружен на нескольких рок- и металл-альбомах, например как «Seven and the Ragged Tigen» у группы Дюран Дюран. Эта эмблема всегда говорит о причислении к сатане.

Церковь Сатаны (англ. The Church of Satan) - контркультурная группа, основанная в США Антоном ЛаВеем и которая «провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства». Первая официально зарегистрированная организация, заявившая о сатанизме в качестве своей идеологии. Большая энциклопедия «Терра» отмечает, что Церковь сатаны «хронологически первая из сатанинских сект». При этом нынешний лидер организации Питер Гилмор говорит, что «атеизм первичен, а сатанизм вторичен»
Официальным символом Церкви Сатаны является печать Бафомета.
Церковь Сатаны была основана в Вальпургиеву ночь (30 апреля) 1966 года в Сан-Франциско Антоном Шандором ЛаВеем, впоследствии автором «Сатанинской библии» (1969). 1966 был назван им первым годом сатанинской эры. ЛаВей являлся верховным жрецом Церкви Сатаны до своей смерти (1966-1997).
Антон Шандор ЛаВей, основатель Церкви Сатаны.

Из предыстории: в 1950-х Антон ЛаВей организовал сообщество Орден Трапезоида, который впоследствии стал управляющим органом Церкви Сатаны. Среди тех, кто участвовал в мероприятиях ЛаВея, были «баронесса» Карин де Плессен, выросшая в королевском дворце в Дании, д-р Сесил Никсон, эксцентричный фокусник и изобретатель, Кеннет Энгер, создатель андеграундных фильмов, Рассел Волден, городской юридический советник, Дональд Уэрби, один из наиболее влиятельных частных собственников Сан-Франциско, антрополог Майкл Харнер, писательница Шана Александер и другие. Также товарищами ЛаВея в тот период времени были писатели в жанрах научной фантастики и ужасов Энтони Бучер, Огуст Дерлет, Роберт Барбор Джонсон, Реджинальд Бретнор, Эмиль Петайа, Стюарт Палмер, Кларк Эштон Смит, Форрест Дж. Экерман и Фриц Лейбер.

1 февраля 1967 Антон ЛаВей провёл церемонию открытой сатанинской свадьбы радикального журналиста Джона Рэймонда и Джудит Кэйс, чем привлёк к Церкви Сатаны значительное внимание со стороны средств массовой информации. Фотографом на церемонии был работавший в «San Francisco Chronicle» Джо Розенталь (Joe Rosenthal), автор ставшей знаковой фотографии поднятия флага американскими войсками на горе Сурибати во время Второй мировой войны. Фотографии сатанинской свадьбы были напечатаны в нескольких авторитетных изданиях.

В мае того же года происходит церемония «сатанинского крещения» трёхлетней дочери ЛаВея Зины Галатеи. Журналисты, прибывшие задолго до начала церемонии, были очарованы ангельской улыбкой девочки, которой предстояло быть посвящённой дьяволу. «Сатанинское крещение» было составлено таким образом, чтобы доставить удовольствие ребёнку.

Другим важным событием (декабрь 1967) стало проведение открытых сатанинских похорон члена Церкви Сатаны морского офицера Эдварда Олсона по просьбе его жены, при этом сатанизм был вскоре внесён в реестр официально признаваемых религий США.

В июне 1967 в автокатастрофе погибла Джейн Мэнсфилд, по утверждению ЛаВея, имевшая близкие отношения с ЛаВеем и являвшаяся жрицей Церкви Сатаны. Несмотря на то, что эти утверждения были ложными[источник не указан 638 дней], бульварная пресса объявила смерть актрисы побочным следствием проклятия, которое ЛаВей, якобы, наслал на партнёра Мэнсфилд Сэма Броди.

Церковь Сатаны упоминалась во многих книгах, журналах и газетах в 1960-х и 1970-х. Также в 1970 вышел полнометражный документальный фильм «Satanis». Антон ЛаВей играл в фильме Кеннета Энгера «Invocation of my Demon Brother», был техническим консультантом для фильма «Дьявольский дождь» («The Devil’s Rain»), в котором снимались Эрнест Боргнайн, Вильям Шатнер и (впервые) Джон Траволта. Утверждалось также, что ЛаВей неофициально играл роль Дьявола в фильме «Ребёнок Розмари» («Rosemary’s Baby»), однако позже это утверждение было опровергнуто. Церковь Сатаны также фигурировала в фильме Луиджи Скатини «Angeli Blanca, Angeli Negra» (в американском кинопрокате известном как «Witchcraft ‘70»).

В 1975 ЛаВей начал видоизменять систему «гротто» Церкви Сатаны, избавляясь от людей, которые, как он считал, стремились преуспеть в организации лишь ради компенсации своих неудач во внешнем мире. Впоследствии реальный успех в жизни стал одним из критериев для продвижения внутри Церкви Сатаны. В тот же период Антон ЛаВей стал более избирателен при раздаче интервью. Данный переход к «закрытой» деятельности стал причиной слухов о распаде организации и даже о кончине ЛаВея.

В 1980-е прокатилась новая волна массовой истерии, теорий преступного заговора и страха перед сатанизмом, начатая протестантскими фундаменталистами, некоторыми медиками и СМИ. В этот период такие члены Церкви Сатаны, как Питер Гилмор, Пегги Надрамиа, Бойд Райс, Адам Парфрей, Диаболос Рекс и рок-музыкант Кинг Даймонд, активно выступали в средствах массовой информации с опровержениями ложных обвинений в криминальной деятельности Церкви Сатаны, выдвигавшихся христианскими евангелистами. Впоследствии ФБР опубликовало официальный отчёт, опровергающий все теории преступного заговора того периода. Данный социальный феномен получил название «Сатанинской паники».

В 1980-е и 1990-е Церковь Сатаны и её члены весьма активно участвовали в выпуске фильмов, музыки и журналов, посвящённых сатанизму. В качестве наиболее значимых можно отметить издательство Адама Парфри «Feral House», музыку Бойда Райса, фильмы Ника Бугаса (в том числе и документальный фильм «Speak of the Devil: The Canon of Anton LaVey»). Церковь Сатаны и Антон ЛаВей фигурировали во многих журналах и новостных статьях того времени.

В 1997 году после смерти Антона Шандора ЛаВея главой Церкви Сатаны стала Бланш Бартон, его гражданская жена. Хотя и по сей день Бартон участвует в деятельности Церкви Сатаны, в 2001 году она уступила свой пост Питеру Гилмору и Пегги Надрамиа, которые сегодня являются верховными жрецом и жрицей данной организации и издают «The Black Flame» - официальный журнал Церкви Сатаны. Центральный офис Церкви Сатаны также переместился из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где они проживают.

Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста - сержанта технической службы Криса Кранмера, служащего на фрегате «Камберленд» Адмирал Джон «Сэнди» Вудвард по этому поводу сказал, что

Моими первыми словами, когда я услышал об этом случае, были: «Боже, что, чёрт побери, здесь происходит? Когда я служил во флоте, одни сослуживцы были англиканами, другие католиками, ни о каких сатанистах я и не слышал никогда. По-моему, это в высшей степени странно»


Сатанисты заработали себе весьма сомнительную репутацию, притом, что настоящие последователи этого учения даже не совершают жертвоприношений и не занимаются колдовством. Многие из них даже не поклоняются дьяволу. Чаще всего сатанист просто хочет жить мирной жизнью и получать желаемое. Эти 15 малоизвестных фактов приоткроют завесу тайны над этой идеологией.

15. Антон ЛаВей, основатель Церкви Сатаны

Антон Шандор ЛаВей родился 11 апреля 1930 года в Чикаго, штат Иллинойс. В 1966 году он основал Церковь Сатаны и провозгласил себя верховным жрецом. В последующие годы ЛаВей написал "Сатанинскую библию", "Сатанинские ритуалы" и "Совершенную ведьму". Критики считают всю жизнь этого жреца сплошной ложью, а его дочь Зина утверждала, что у отца были проблемы с самооценкой, и он создал Церковь, стремясь самоутвердиться и заработать денег.

14. Сатанисты не совершают жертвоприношений

Сатанизм выступает против церемониальных жертвоприношений. Убить животного разрешается лишь в том случае, если человек собирается употребить его в пищу, или же оно представляет смертельную угрозу. В "Сатанинской библии" сказано: "Ни при каких обстоятельствах сатанист не приносит в жертву животное или ребенка".

13. Разные типы сатанистов

Существуют три основных разновидности сатанизма: теистический, люцеферианство и сатанизм ЛаВея. Наиболее известна последняя: ее сторонники следуют учениям Антона Лавея. Согласно этому мировоззрению, Сатана - это образ, символизирующий любовь ко всему земному и отрицание Христа. Большинство последователей ЛаВея считают себя агностиками и атеистами.
Теистический сатанизм основан на вере в то, что дьявол является божеством, достойным почитания или поклонения.
Люциферианцы поклоняются Люциферу как Ангелу Света.

12. Кто же придерживается взглядов сатанизма?

Большинство сатанистов обычно подростки, которые хотят противостоять своим родителям даже в выборе веры. Одних привлекают оккультные ритуалы, других – атеистическое мировоззрение.

11. Преступления во имя Сатаны

Все же нашлись и те, кто совершил преступления во имя дьявола. Так, в 1985 году Шон Селлерс застрелил клерка в магазине, объяснив свои действия одержимостью демоном по имени Эзурате. В 1999 году его казнили. А группа итальянских единомышленников, называвшая себя "Зверями Сатаны", в 1998 году убила двух друзей ради жертвоприношения. Через 6 лет сатанисты заживо закопали свою подружку, которая слишком много знала.Тогда-то группу и арестовали.

10. Сделка с дьяволом

Истории известно немало личностей, заключивших договор с самим дьяволом. Так, гениальный композитор Джузеппе Тартини во сне пообещал служить злому духу, а на утро написал знаменитую "Дьявольскую сонату".

9. Сатана и Средние века

В средневековье церковь настолько контролировала сексуальную жизнь, что указывала разрешенные месяцы и позы, в которых добропорядочным христианам разрешено было вступать в интимные отношения. Все те, кто нарушали предписания, автоматически становились сатанистами.

8. Девять Сатанинских Грехов

Сатанисты определили для себя 9 грехов, которые они должны избегать: глупость, претенциозность, солипсизм, самообман, стадное соглашательство, отсутствие широты взглядов, забывчивость об ортодоксиях прошлого, гордость, мешающая работе, отсутствие эстетического начала.

7. "Сатанинская библия"

Антон ЛаВей написал "Сатанинскую Библию" в 1969 году, она разделена на четыре раздела под следующими названиями: "Книга Сатаны", "Книга Люцифера", "Книга Велиала", "Книга Левиафана". По мнению автора, загробной жизни не существует, поэтому надо спешить наслаждаться земными радостями.

6. Сатанисты VS. Право

Верховный суд США разрешил сатанистам вести просветительскую деятельность, в том числе и в образовательных учреждениях. В России сатанизм относится к числу "радикально агрессивных" религиозных учений, а в Беларуси Церковь Сатаны официально признана деструктивной сектой.

5. Сатанисты и магия

В Сатанинской библии Лавей указывает 11 правил, в том числе и о магии: "Признайте силу магии, если она была успешно вами применена для достижения ваших целей. Если вы отрицаете силу магии после того, как с успехом ею воспользовались, вы лишитесь всего достигнутого". Сатанисты утверждают, что владеют Малой и Большой магией.

4. Знаменитые сатанисты

Одним из самых известных последователей сатанизма является Мэрилин Мэнсон, в почетные члены Церкви Сатаны его посвятил сам ЛаВей. По слухам, голливудская актриса Джейн Мэнсфилд тоже увлекалась сатанизмом и даже состояла в отношениях с верховным жрецом.

3. Фундаментальный индивидуализм

Центральная идея сатанизма, унаследованная от Ницше, состоит в том, что индивидуум должен своими силами найти для себя цель и смысл жизни и преодолеть массовый конформизм. Сатанисты являются сторонниками социального разнообразия, раскрытия и развития сексуальности, личностного развития, нахождения индивидуального смысла жизни и достижения целей.

2. Сатана и атеисты

Сатанизм по своей природе атеистичен. Сатанисты не практикуют жертвоприношения не только потому, что считают такие обряды варварскими. Они просто не поклоняются мифам, и уж тем более не приносят им жертв. Они даже не верят в Сатану как в существо.

1. Сатана и паранойя

Сатанизм по-прежнему окутан мифами и ложными обвинениями. Учению приписывают пропаганду жестокого обращения с детьми и сексуального извращения. На самом же деле, в "Сатанинской библии" сказано не обижать детей и не делать попыток сексуального сближения без приглашающего сигнала.

Ужас, как люблю всякие страшные сказочные картинки! С детства. В детских книжках в первую очередь жадно рассматривала изображения ведьм, баб яг, чертей и прочей нечисти. Естественно, когда бабушка украдкой приводила меня в детстве в церковь, на фресках и иконах я всегда с любопытством рассматривала сцены Страшного суда. Это со мной что-то или вы все так?

Древнегреческие философы Пифагор и Порфирий посредством гидромантии вызывают дьявола.
Франция 1490-е.
Официальная церковь порицала вошедшее в моду увлечение трудами античных философов.

Сейчас я увлеклась средневековой книжной миниатюрой - благо, нынче этого оцифрованного добра в Сети хоть пруд пруди - и обнаружила, что среди миниатюр полно моих любимых страшных картинок. Изучая их, я заметила, что авторы следовали нескольким стандартным сюжетам, в которых присутствовали чудовища, черти и другие представители темных сил. И набор этих сюжетов не так уж велик, хотя фантазия некоторых средневековых художников не ограничивалась обычным набором - бесы на их миниатюрах иногда появлялись в самых неожиданных местах, что вполне закономерно - дьявол-то вездесущ, он не дремлет! Тем не менее, я попыталась скомпоновать миниатюры из манускриптов по разным принципам, и ниже покажу вам, что получилось.


Группа евреев, наущаемых дьяволом.
Франция, 14 век.
Еще в Средние века было принято "демонизировать" образ врага. А кто же не первый враг, как не евреи?!

Оказалось, что отбирать картинки по хронологии и их происхождению совсем не интересно. Нас, конечно, интересует история искусств, но не в таких деталях. По сюжетам будем, конечно!

Очень много картинок, показывающий Ад и Страшный суд. Ужас ужасный, но довольно однотипно. Есть картинки, посвященные демонам и их предводителю - Сатане, таких меньше, они все-таки чаще встречаются в каком-либо контексте. Еще одна излюбленная тема - первородный грех и Змей-искуситель. И, конечно, Апокалипсис и падение мятежных ангелов. Ну, и еще пара сюжетов.


Лилит искушает Еву.
Нидерланды, 14 век.

Взялась немного книжек почитать и научно-популярных фильмов посмотреть, стало интересно. Углубляясь в тему, я с удивлением поняла, что уже известные мне факты о темной стороне загробного мира дают весьма поверхностное о ней представление, да и сами факты не всегда так интересны, как их происхождение.

Похоже, Сатана был так ненавидим и так опасен, что в священных текстах его упоминали вскользь и нечасто (так и вижу, как писец при каждом таком случае опасливо сплевывает три раза через левое плечо). Зато малевать его «звероподобную образину» брались практически все миниатюристы и делали это, судя по результатам, с большим вдохновением.


Грехопадение
Нидерланды. 15 век.

И еще одна мысль пришла мне в голову: тема зла в Библии освещена так противоречиво и иногда запутанно, словно тщательно обминаются ответы на некоторые вопросы: как допустили? Откуда такое зло, раз все создал Бог? Изуверские адские наказания, хоть и заслуженные - добро или не совсем? Как в аду могут гореть бестелесные души? Не души, - тела? Почему тогда бесконечно, должны же довольно быстро сгореть? Телесен ли дьявол? Появляется в каком-то обличие? Значит, телесен? И смертный покрепче может его побороть? Или как?

Очень, очень много вопросов, над которыми, подозреваю, сломало копья ни одно поколение христианских теологов. И сами вопросы эти каверзные такие, провокационные, словно задает их сами знаете кто (тьфу, тьфу, тьфу). И еще один момент - только в христианстве Сатана имеет такую власть, и он такой мощный и заклятый враг Бога, в других религиях нет. Да и то, похоже, такая концепция появилась не сразу. Может, нам больше всех нужен кто-то, на кого можно свалить свою слабость и нечистоту?


Грехопадение (?)

И все равно интересно! Пришлось мне даже почитать некоторые отрывки из «Иезекиля», и «Исайи», и «Иова» - ведь в этих ветхозаветных источниках впервые упоминается Сатана, или Люцифер. Даже если брать имя - как правильно: Сатана или Люцифер? Оказывается, «Люцифер» - это имя ангела, который восстал против Бога-отца и был низвергнут на землю, означает оно «сын зари», а вовсе даже не «князь тьмы».

В «Иезекиле» говориться, что был он в «чине» херувима, был прекрасен собой и носил роскошные одежды, «доколе не нашлось в тебе беззакония». Причем как-о так обтекаемо говориться, исследователи только предполагают, что речь идет о Люцифере. Двигала прекрасным ангелом гордыня, он захотел стать равным Богу и восстал против своего Создателя, подняв войско. Правда, проиграл, и, в этот момент, по-видимому, стал сразу страшным и некрасивым (злость никого не красит) и был низвергнут на землю, чтобы искушать род человеческий и делать всякие пакости. Об этом теологи договорились также не сразу. Первые толкования и пояснения по этому поводу мелькают в трудах Оригена, богослова 3 века. Суть его работ, толкующих Писание: «Если вы не поняли, объясняю доходчиво» (я тоже по диагонали пробежалась по переводам).



Первородный грех
Германия. 15 век
Мужчины, заметьте: Ева стала "заниматься фигней", когда Адам был занят собой и своими делами! Вот нечего нас оставлять без внимания!

Однако, оказывается, Люцифер - не первое существо, взбунтовавшееся против Бога. Первой была Лилит - предшественница Евы, первая супруга Адама (как видите, и в библейские времена нередко ранние браки для мужчин были чем-то вроде «черновичка» перед настоящей большой любовью на всю жизнь. Лилит, увидев впервые своего предполагаемого мужа Адама, заявила, что равна ему, как творение божье, и подчиняться никому не собирается («И вообще никакого ужина, там сейчас очередная серия «Физрука» начинается!»).

То есть Лилит воспротивилась воле Бога и отказалась быть полноценной женой Адама, и вообще, какой-либо его женой. Ее дальнейшая судьба описана в иудейских источниках туманно, в Библии же она мельком упоминается всего один раз - как ночное привидение, обитающее на руинах в пустыне (все у того же «Исайи»). В общем, похоже, девушке все сошло с рук: стала она демоницей-обольстительницей, морочащей головы мужикам и убивающим детей (аборты?). Чем не знамя современного феминизма?!


Грехопадение
Нидерланды. Хуго ван дер Гус. 1470-е. Створка диптиха.
Это не манускрипт, а живописная работа. Но как же хороша, не смогла не поместить здесь!

Интересно, что в средневековых манускриптах змея-искусителя изображают в женском обличии - с грудью, все как положено. Предполагается, что изначально змей отождествлялся с Лилит - ведь в Ветхом завете нигде не сказано, что змей - это дьявол, сатана. Написано просто - змей, самое хитрое и пронырливое из животных. Это уже позже, по умолчанию, приняли версию, что простоватую нашу прародительницу искусил Нечистый - а кто же еще?!

А ведь возможно, это была как раз Лилит, была и такая версия. Знаете, как бывает: первая жена вдруг начинает «вытирать сопли» разобиженной чем-то на благоверного второй, «действующей» супруге - ведь и тогда, как видите, как и сейчас, на одного полноценного мужика приходилось две здоровые бабы, нужно было как-то объединяться. «Раздавят» такие на двоих бутылку «Бейлиса» и давай своему общему «половину» кости перемывать. Та, что поопытней, бывшая, ну науськивать: да какой борщ, какой футбол?! Что он тебе всё «баки забивает» - о работе своей да о работе! Тебе от мужика что надо? Во, и я говорю! Пеньюар прозрачный нацепила, свечи там, винишко, помадой подмажься, а то вишь, какая бледная, совсем издергалась на этой кухне. И вперед: рот ему яблоками набила - и бегом в койку!


Адам и Ева каются в Иордани после изгнания из Эдема, Сатана их опять искушает.
Франция 15 век.
Такого в Библии, насколько я помню, не было, но художник, наверное, правильно угадал дальнейшее развитие событий: Адам такой: "Ну давай, чего уж там... Помнишь, как под яблоней?... Все равно уж выгнали, давай еще разочек!"

Ну, продолжение истории вам известно. Это был первый урок девушкам, что не стоит обращаться за советами к «бывшим» своих возлюбленных. К сожалению, до некоторых до сих пор не дошло.

Пошли дальше. Больше подобные харизматичные женские персонажи на дьявольской сцене не появлялись. В дальнейшем дамы выступали либо жертвами соблазнений и искушений, либо фигурировали в противоположном качестве - святых-победительниц демонов.


Ангел с мечом останавливает Валаама и ослицу (?)

Следуем дальше. Если рассматривать иудейскую религиозную традицию, во многом перенесенную в Ветхий Завет, там мы вообще не встретим упоминания Сатаны, как Царя, Князя тьмы, антипода Бога; он всего лишь слуга Создателя, такая себе темная личность, не брезгующая браться за грязную работу, и появляющаяся крайне редко. Некоторые исследователи предполагают, что таким темным ангелом мог быть даже тот, что явился Валаамовой ослице («Книга Чисел»), а потом и самому Валааму.


Бог дает позволение Сатане испытать благочестие Иова
Франция, 14 век


Бог и Сатана обсуждают Иова
Англия. 16 век. Оксфордский часослов

Но более четко «рабская» сущность сатаны освещена в «книге Иова»: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее». Такой себе доклад Министра иностранных дел. Далее разговор идет о благочестивом Иове. Господь спрашивает, так же он благочестив, как обычно.


Иов и Сатана
Нюренбергская хроника, 1493. Ксилография, раскрашенная от руки.

Сатана отвечает, что благочестие его объяснимо - не задаром же, сам, мол, ты ему все дал, с чего бы Иову не быть хорошим парнем. Тогда Создатель заключает что-то вроде пари с сатаной - помучить немного Иова, чтобы испытать его благочестие (как по мне, то довольно спорная такая идея), только физического вреда не наносить. И тут Нечистый начинает изгаляться над бедным Иовом, как только может - враги отбирают у того все имущество, разрушается его дом, пропадают все овцы, верблюды, а потом еще под развалинами шатра гибнут все его дети! Но Иов упорен: «Такова Божья воля, Бог дал - Бог взял!».


Иов и Сатана.
12 век

Тогда Создатель разрешает сатане еще и физически его слегка помучить - и сатана насылает на несчастного проказу. Сидит тот голый, весь покрытый гнойными бубонами, соскребает струпья глиняным черепком, в придорожной пыли и пепле, и даже жена уже говорит Иову: «Ну, скажи уже на Бога какую-нибудь гадость, авось он тебя убьет, не будешь больше мучится», а тот плачет, причитает, жалеет себя, но все одно твердит: «Бог велик, такова его воля!».

Потом все хорошо закончилось, и было Иову счастье, но паршивая дьявольская сущность в этой истории в сатане проявилась отчетливо: исказить благость хорошего человека, поставить под сомнение его благочестие, искать в его действиях корысть, а потом с удовольствием и особой тщательностью мучить и травить беднягу - какая чертовщина! «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» («Иоанна»).


Иов, его жена и Сатана
15 век, Нидерланды
Заметьте, при всех несчастьях, постигших бедного Иова, супруга его выглядит вполне "в шоколаде"!


Иов, его жена и Сатана
Франция, 16 век.
У супруги уже совсем другая одежда. Обратите внимание, дьявол изображен с двумя ликами - там где надо и на животе. Это частые прием. Еще кое-где лицо изображали иногда.

Теперь вернемся к Оригену и восстанию ангелов. Как уже говорилось, Люцифер был в большом почете у Бога, пока вел себя хорошо - весь такой роскошный, и собою хорош невыразимо, первый помощник Господа, буквально правая рука. Звали его «Сын Зари» (Люцифер), а еще - Денница, реже это имя упоминается. От такого признания ангел возгордился и захотел стать вровень с Богом. Вообще тема гордыни возникает в Писании очень часто. Это первый из главных грехов, и, пожалуй, самый распространенный.




Франция, 1420-е



Франция, 15 век

Заметьте, главные грехи - это не поступки, а свойства характера: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние. Даже если вы ничего не крадете и никого не убиваете, но в вас есть что-то из перечисленного или все сразу (я, например, с ужасом об этом думаю!) - вы грешник с очень грустными перспективами! И да, конечно, виноват в этом только Сатана!


Низвержение восставших ангелов
Франция, Винсент Бове, 1463

Но мы отвлеклись немного. Катализатором мятежа стало создание Богом человека. Господь был занят своим созданием, гордился им и, видимо, Денница приревновал. Естественно, здесь на него весьма конгруэнтно ложится роль врага человека. И поздняя трактовка сущности эдемского змея - ведь в первых библейских текстах это был просто змей (проклятие змея Богом звучало примерно так: будь ты проклят навеки со всеми потомками, и ползать тебе во прахе на пузе, и грызться все время с женой). Тут самое время приползти, науськать и потом радостно наблюдать из кустов, как беззащитно голых людей изгоняют из Эдема.


Низвержение восставших ангелов
1480



Низвержение восставших ангелов
Франция, 16 век

Естественно, такая выходка могла вызвать гнев Господа. Возникла настоящая война. Люцифер поднял войско, поведя за собой примерно треть ангелов, и были они побеждены и свергнуты на землю. Лишились блестящих одежд и привлекательной внешности, скукожились, обросли хвостами, рогами и шерстью - это вы знаете, этот сюжет с огромным удовольствием изображали миниатюристы - как-никак апофеоз справедливости! Хотя, чему тут радоваться?! Их же к нам, на землю сбросили.


Сатана и царь Давид
Требник Иоанна Смелого и Маргариты Баварской, 1420
Это иллюстрация библейской истории о том, как царь Давид решил сделать перепись населения без божьего благословения, чем вызвал гнев Создателя. Казалось бы - что такого?! А гордыня взыграла у царя - хотелось пересчитать, сколько народища у него в подчинении. В Библии о присутствии Сатаны не говориться, это фантазия художника, ибо кто же, как не Он?!

Правда, с этим тоже неувязочка: чаще всплывает вариант, что не на землю, а сразу под землю, в ад. А есть еще версия - в ад их ввергнут во время Апокалипсиса и самих там начнут жарить на сковородках, и святой Андрей в облике ангела запрет их там всех навеки на ключ. В любом случае, как это происходило (будут происходить) вы можете полюбоваться, глядя на средневековые миниатюры.



Искушения Христа.
Англия, 1250.
Изображается вознесение на скалу и искушение голодом (горсть камней в руках дьявола, которую предлагалось превратить в хлеб).
Обратите внимание, как изобразительная традиция того времени еще сходна с православной.

Гораздо чаще имя Сатаны начинает мелькать в Новом завете. Если дьявол - враг человека, то Христос, Спаситель человечества, не мог не вызвать у него настоящую ярость.


Искушение Христа (голодом и гордыней)
Нидерланды (Франция?) 15 век


Искушение Христа
Франция, 12 век (опять на наше похоже!)


Искушение Христа
Франция, Служебник Фуке, 1470-е
Художник довольно буквально изобразил вознесение Христа Сатаной на скалу.


Искушение Христа
Франция. Псалтырь. Буквица. 12 век
Довольно схематичный рисунок раннего художника. На искушение указывает перст Сатаны, направленный на кучу камней.

Первый сюжет - Искушение Христа. Как известно, после крещения Иисус 40 дней постился в пустыне, а после этого приступил к нему Сатана и стал искушать. Первое искушение - голодом. Христу бес предложил превратить горсть камней в хлеба, раз он всемогущий сын Божий. Второе - гордыней. Предложено было броситься с крыши Иерусалимского храма - раз он сын Бога, Господь не даст ему погибнуть, и все сразу увидят, кто он. Третье искушение - верой. Сатана вознес Христа на вершину скалы, чтобы виден был весь цивилизованный мир, и предложил все царства, а за это он должен был преклониться пред Сатаной.


Искушение Христа (опять камни, а сзади - скала и храм)
Нидерланды, 15 век


Искушение Христа.
Франция. Мастер Библии Жана де Си. 14 век

Ни в одном из Евангелий не описывается, как выглядел при этом Сатана, но средневековые художники-миниатюристы единодушны - страшный, мерзкий, рогатый. В эпоху Возрождения, уже в «большой» живописи появились варианты - приятный юноша или пожилой монах.


Искушение Христа.
Нидеранды. Симон Бенинг. 16 век
В более поздних манускриптах миниатюристы стали отходить от "зверского" способа изображения Сатаны. Здесь мы видим его в виде пожилого монаха, правда, с некоторыми ортопедическими проблемами.

Еще один из популярных сюжетов, в котором нередко изображалась нечисть - Христова притча о Лазаре и Богаче - Иисус рассказывает ее в Евангелии от Луки. Говорится о нищем Лазаре, который грязный весь, в рубище и противных вавках валяется вместе с бродячими собаками у ворот роскошного дворца некоего Богача, и никто ему даже корки хлеба не кинет. А потом раз - и умерли оба! И вот горит Богач в аду, плохо ему, грустно, а тут еще голову вверх поднимает и видит там среди облаков Господа, а рядом с ним - румяный и благополучный Лазарь.


Притча о Лазаре и Богаче.
Книга проповедей папы Григория
Душа Лазаря изображена в виде младенца в руках Создателя.

Взвыл богач, попросил, чтобы спустили к нему Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и хотя бы губы ему смочил, - но вот нетушки! Дескать, тебе при той жизни было чересчур хорошо, помучайся теперь в этой. Вот в этой финальной сцене обычно и изображается сатанинская гвардия - злополучного Богача тащат в ад или поджаривают его с особой жестокостью.


Притча о Лазаре и Богаче.
Франция, 1372


Притча о Лазаре и Богаче.
Германия. Мюнхенский золотой псалтырь.Нач. 13 века


Притча о Лазаре и Богаче.
Римский часослов. 16 век.
Здесь Богач указывает перстом на свой рот, прося у Лазаря вымолить для него хоть каплю воды.

Бесы в Новом завете еще упоминаются в контексте бесноватых - например, описание чудес Христовых в Ев. От Матфея. Речь идет об исцелении бесноватого, в которого вселился целый легион бесов. Несчастный жил за городом, спал на кладбище («в гробах») и был ежечасно мучим бесами. Христос по просьбе несчастного изгнал бесов, которые вселились в стадо свиней, которое паслось неподалеку. Свиньи, почувствовал неожиданный прилив враждебных сил, возбудились и попрыгали в море.


Христос загоняет бесов в стадо свиней (?)

Теперь поговорим о популярной даже сейчас (в киноискусстве, например), темы контрактов с дьяволом. Первым, как оказалось, был не Фауст. В 6 веке жил такой священник Феофил (Теофил) из Адана, который как-то уж очень стремительно сделал духовную карьеру. Это дало повод подозревать его во всяких нехороших вещах (как это обычно бывает в случаях небывалого успеха) и породило легенду о сделке Феофила с дьяволом.


Нашелся даже желающий эту легенду записать - некий Евтихий, вроде бы даже коллега Феофила. Якобы, тот продал свою душу Сатане в обмен на карьеру. Правда, потом, вроде бы раскаялся. Так что, если вы видите в манускрипте на миниатюре священника, шепчущегося с чертом или подписывающего с ним какую-то бумагу, знайте, что это, скорее всего, и есть Феофил.


Феофил, заключающий сделку с дьяволом.

Сохранилось не так много манускриптов и живописных источников раннего средневековья, а тем более раннехристианских времен, однако даже по тем немногочисленным, которые дошли до нас, можно заключить, что тема Сатаны, бесовства, Зла, в ранних миниатюрах поднимается не так часто. Зато в 14, а особенно 15 и начале 16 века начинается настоящая «демономания» и «демонофобия»!


Самоубийство Иуды.
Италия. Джованни Канавезио. 1493
Довольно редкий сюжет: дьявол буквально выцарапывает душу из удавившегося грешника .

Это объясняется многими причинами - народу в Европе стало много, а похолодало как-то за последние 150 лет, еды мало, жить стало тяжело, к тому же в 1500 году ждали Конца Света (на Руси - в 1495). Назревала Реформация, появились всякие новые религиозные течения, которые приписывались официальной церковью козням Сатаны. Охота на ведьм в это же время началась.


Дьявол играет на Мартине Лютере, как на волынке.
16 век. Ксилография.
Сатирическое изображение нарисовано явно католическим художником.

Вот тут уж художники развернулись - ни одного иллюминированного часослова или псалтыря не выходило из-под их кисти без нескольких миниатюр с изображением жутких чертей и чудовищ. А мы теперь можем не без внутреннего содрогания полюбоваться ими.


Сатана и его слуги, ожидающие Страшного суда.

Манускрипты утверждали, что дьявол был, есть и будет - вплоть до Апокалипсиса и Страшного суда. Сидит он со своими чертями в аду, среди припасенных заранее и начищенных до блеска сковородок и ждет полчищ грешников.

Ну что, продолжаете ругаться из-за политики, обжираться и сплетничать? Ну-ну!

Продолжение следует

Инструкция

Естественно, облик дьявола в представлении людей менялся от эпохи к эпохе.
Сатана, Вельзевул, Люцифер, нечистый, исчадие ада, мирового зла… Библия просто именует его Зверем, подчёркивая античеловеческую сущность. В средние века рога, копыта и хвост, отвратительная внешность были непременными атрибутами самых древних дошедших до нас изображений дьявола.

Может быть, произошёл определённый визуальный казус: рога, копыта и хвост достались средневековому дьяволу в наследство от древнегреческих сатиров, которые тоже изображались с рогами, копытами и хвостом. Разница в том, что сатиров аж никак не назовёшь повелителями зла: эллины изображали их безобидными бездельниками-пьянчужками, которые только тем и занимались, что круглосуточно играли на свирелях и ухаживали за нимфами на олимпийских лужайках…

Естественная и великая эпоха возрождения вознесла искусство на небывалую в истории человечества высоту. Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти тоже задумывались о том, . И оба нашли свой способ обойти церковный запрет и донести до потомков своё видение облика дьявола. Великий флорентиец зашифровал изображение дьявола в группе, где центральными персонажами были с младенцем. Вы его не видите, но дьявол здесь, он всегда здесь! – как бы говорил Леонардо. Чтоб увидеть дьявола, понадобится зеркало. Поднесите зеркало к фигуре мадонны – и на вас взглянет дьявол.

Ренессанс... Великий скульптор Микеланджело создал гениальную статую, вокруг которой по сей день ломают копья искусствоведы. Речь о фигуре Моисея – то есть как бы Моисея, который на самом деле совсем не Моисей. Вселенская мощь, жестокость и злоба, которыми дышит эта фигура, никак не вяжутся с образом библейского героя, который спас от гибели целый народ. И главное: небольшие аккуратные рожки на голове персонажа. Последний атрибут, безусловно показывающий, что изображён не Моисей: изображён дьявол, каким видел его Микаланджело. Моисей невинно пострадал? – Конечно. Просто великий скульптор не нашёл другого способа обойти запрет церковников.

Царедворский, идолопоклоннический девятнадцатый век. Век буржуазных революций – а значит, сопротивления единоначалию. Гений российской словесности Михаил Юрьевич Лермонтов в целой серии произведений перевернул представление людей о дьяволе. «Печальный демон, дух изгнанья» не вызывал страха или ненависти, он вызывал сочувствие. Лермонтов заставил вспомнить, что та же самая Библия утверждала, что дьявол – это , хотя и падший. Это любимый сын Бога, хотя и изгнанный. Это мятежный и страдающий дух. Дух мировой скорби. Именно такой облик прекрасного мятежного и страдающего дьявола – Демона – воплотил в своих картинах по мотивам произведений Лермонтова другой гений русского искусства – великий художник Михаил Александрович Врубель.

А двадцатый век – век переосмысления ценностей. Михаил Афанасьевич Булгаков создаёт эпохальный роман «Мастер и Маргарита», в котором дьявол снова меняет облик и смысл. Воланд из «Мастера и Маргариты» Булгакова – это высочайший интеллект, всесильная власть, благородная внешность и… зло во имя добра. Воланд злом наказывает зло, насилием – насилие, буквально выжигая мерзость человеческую. Воланд превыше всего ставит Бога и свет. Своими дьявольскими средствами – жестокости и насилия – он постоянно и неизменно борется за дело света. Он ироничен, остроумен, и выглядит, как состоятельный джентльмен. Никаких рогов и копыт.

Люди несовершенны, но Богу-творцу не пристало вершить насилие над своими чадами. А если они того заслуживают? Если они совершают надругательства на земле над своими же братьями и сёстрами? Если они творят беспредел, нарушают божьи и человеческие законы, законы гуманности и человеколюбия? – Они заслуживают самого жестокого возмездия. И Воланд вершит правосудие. Он, скорее, шеф тайной полиции небес, а не злобное исчадие ада.

12.2 Сатана в изобразительном искусстве: ужасный и обаятельный

Все изображения Сатаны соответствуют новой биографии , трактующей Дьявола как впавшего в немилость, наказанного ангела, - сценарию, который прочно утвердился после IV века. В таком контексте было вполне естественно изображать Дьявола как неполноценного ангела - поэтому если у ангелов были крылья, то они были и у Дьявола.

Примером этому могут послужить иллюстрации к первым двум эпизодам в Ветхом Завете, которые мы рассматривали в начале нашей истории, - а именно к истории о Валааме и его ослице и к испытанию Иова. В первом эпизоде «сатанинский характер» Ангела Яхве, который, согласно древнееврейскому тексту «приходит, как сатана» перед Валаамом, «утерян при переводе»: латинская Вульгата просто сообщает: «...стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему [Валааму]», говоря ему: «Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе]» (LVB Числ. 22:22, 32). Версия Короля Якова: «Ангел Господень стал на его пути, как противник (враг)», «Я вышел противостоять [тебе]» [Древнеевр .: «чтобы быть противником тебе»] (KJV Числ. 22:22, 32 и примечания).

Иллюстрации к этой сцене всегда показывают ангела во всей его небесной славе (см. илл. 1).

Иллюстрации к книге Иова, напротив, лишают Сатану всех его небесных регалий, даже невзирая на то, что текст предполагает, что Сатана является «одним из окружения» Бога: «И был день, когда пришли Сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и Сатана [древнеевр . «противник»]» (KJV Иов 1:6 и примечания). Мы видим, например, на известной иллюстрации Уильяма Блейка, что Сатана изображён как мускулистый человек с тёмной кожей (см. илл. 2а); в другой версии (см. илл. 2b) он несколько светлее, зато имеет большие крылья, похожие на крылья летучей мыши. Подобный контраст мы видим и на иллюстрациях Гюстава Доре к сцене с Валаамом и к искушению Иисуса (см. илл. 3 и 4).

Единственное конкретное описание внешности Дьявола в Библии представлено в «воображаемом» видении Иоанна Богослова в Откровении (12:3): там он - гигантский красный змей (дракон). Это может означать, что весь он состоит только из головы и хвоста, - вспомним, что в те времена драконы считались безногими (см. 6.2). Но, согласно весьма символическому видению Иоанна, здесь Дьявол имеет семь голов и десять каким-то образом распределённых между этими головами рогов.

Ранние иллюстраторы Откровения стремились точно следовать указанному Иллюстрации Альбрехта Дюрера к изданию Откровения 1498 года являются поздним примером буквального следования библейским текстам (см. илл. 5). Однако «Апокалипсис из Сен-Севера» (середина XI века) содержит другое изображение Сатаны, основанное на другой главе Откровения, а именно 9-й, в которой говорится о саранче. Согласно библейскому тексту, царём саранчи является Авадон (см. 6.2), но здесь он ясно помечен буквами SATAN , написанными на его плечах. Он выглядит как высокий человек с тёмными крыльями, сгоняющий саранчу длинным посохом (см. илл. 6).

Дьявола ассоциировали также с Левиафаном, огромным морским чудовищем, скорее всего имевшим только одну голову. Ад изображался в виде подобного же монстра, но находящегося в земле, так что на поверхности была видна только голова и огромный раскрытый рот.

Идея Сатаны, скованного в аду и питающегося душами проклятых, прослеживается в итальянских фресках, возможно вдохновивших Данте на его описание. Эта идея отчасти базировалась на более ранних «литературных путешествиях» в подземный мир. Но многие мотивы, вероятно, были позаимствованы из художественных образов последних страниц Апокалипсиса: Дьявол, вверженный в огненное озеро, как и Зверь, Лжепророк; Смерть, Гадес и все, кто не был записан в Книге Жизни (Откр. 20:10-15).

Когда Эдемского Змея стали ассоциировать или даже идентифицировать с Сатаной, появился ещё один вариант его изображения в виде рептилии, а именно змеи с ногами или, по крайней мере, способной передвигаться вертикально; ранее же Змей изображался в виде обычной змеи, которая может только ползать по земле или обвиваться вокруг стволов и ветвей деревьев. Библейское проклятие Змея хорошо просматривается в описанной выше странной художественной эволюции, давшей всем змеям, включая драконов, пару или две пары ног (не говоря уж о собачьей голове, а также птичьих крыльях и перьях). Традиция, относящаяся именно к Эдемскому Змею, предполагала изображение его с человеческими чертами, обычно с женской головой и часто с женским торсом и грудью (например, см. илл. 9).

В «житиях святых», как показывают главы «Золотой легенды», эта библейская информация получила дальнейшее развитие. Дьявол и его демоны могут появляться в любом облике, в каком захотят, - как пугающие монстры (обычно рептилии) или как обычные люди (в том числе как прекрасные и соблазнительные женщины). Но, когда демоны появляются в своём собственном виде, они обычно характеризуются как «эфиопы», то есть чернокожие африканцы. В легенде о св. Матфее мы отмечали одно особенно гротескное описание демона, обитавшего в идоле, а в легенде об Обретении Креста - описание Сатаны, где он выглядит как огромный эфиоп (см. 6.2). Существует заметная тенденция изображать демонов (особенно низших - искушающих и наказывающих) в виде чёрных и волосатых человекоподобных существ, часто с когтистыми птичьими ногами, с дополнительными лицами на груди, животе, гениталиях, ягодицах, коленях и/или с хвостом.

В качестве примера разнообразия изображений дьявольских сил в Средние века давайте рассмотрим известный «Великолепный Часослов», замечательный манускрипт, изначально созданный братьями Лимбург в 1415 году и законченный в 1485 году Жаном Коломбом.

Там есть великолепная иллюстрация падения ангелов, всё ещё сохранивших золотые крылья и облачённых в небесно-голубое. Все они, вместе с первым падающим Люцифером, - с коронами на головах. Добрые ангелы старательно подталкивают павших, отныне злых ангелов (см. илл. 7).

Мы видим Сатану, всё ещё в короне, но уже без крыльев, с огромными рогами и большими ушами, обнажённого, с волосатыми бёдрами и крупными тестикулами, лежащего на раскалённой решётке, подогреваемой мехами, которые раздувают другие демоны. Сатана проглатывает проклятые души и затем выплёвывает их в огненных струях. Кажется, что он хорошо проводит время, и его страдания от жара незаметны. Он не привязан к решётке, и у нас создаётся впечатление, будто он может в любой момент прервать это увеселение и отправиться по другим загробным делам или же творить бедствия на земле - в любое время, когда захочет (см. илл. 8).

Сцена в Эдемском саду показывает Змея, обвившегося вокруг дерева; у него женские торс и голова (удивительно похожие на торс и голову Евы) и тело змеи с парой «крокодильих ножек» (см. илл. 9). Битва Михаила с Сатаной-Драконом изображена как единоборство; дракон не красного, а золотого цвета, весьма скромных размеров (по сравнению с Михаилом) и с единственной головой. Сражение происходит над горой Сен-Мишель, расположенной в северной Франции (см. илл. 10). В другом месте книги изображена небольшая сцена Страшного Суда, где проклятые падают в раскрытую пасть ада (см. илл. 11). Однако, когда Жан Коломб изображает ворота ада, он показывает только огненный ландшафт (см. илл. 12). На этой иллюстрации (см. илл. 13) нет демонов, а только души, наказываемые в чистилище и освобождаемые оттуда. Наконец, я должен упомянуть миниатюру Коломба, занимающую всю страницу и изображающую мёртвых, приходящих на помощь (см. илл. 14); её часто принимали за изображение четвёртого всадника Апокалипсиса - Смерти (см. 2.3, 6.2 и 10.3). Но скорее это иллюстрация известной истории о Благодарных Мертвецах (да, той самой истории, которая дала имя известной рок-группе). Версия этой истории подробно изложена в «Золотой легенде» (GL 163). Человек, молившийся за умерших каждый раз, когда он проходил по кладбищу, однажды подвергся преследованию со стороны своих врагов - и вдруг все умершие восстали из своих могил (при этом каждый был вооружён своими прижизненными орудиями труда) и встали сильным и устрашающим войском против преследователей.

Далёкие от того, чтобы быть демонами ада или прислужниками Дьявола, эти скелетообразные фигуры представляют души умерших, переносящие искупительное очищение. Такое очищение, как говорит нам Яков Ворагинский в соответствующей главе «Золотой легенды», совершается в определённом месте, то есть в чистилище, или в специально отведённых местах на земле.

Наказаниями в чистилище ведают падшие ангелы, но, замечает Яков, иногда эти страждущие души посещают добрые ангелы и укрепляют их в том, чтобы смиренно и терпеливо переносить страдания.

Изображение Дьявола в виде козла «входит в моду» в качестве наглядной иллюстрации, как именно поклоняются Сатане колдуны - Malefici и Maleficae .

Козлиный» облик Дьявола, часто в сочетании с человеческим лицом и торсом, испытал сильное влияние классического образа сатира - полукозла-получеловека. Так же стал выглядеть Дьявол как инкуб, то есть демон, насилующий женщин. Отцы Церкви, включая св. Августина, верили, что демоны способны вступать в половую связь с людьми (см.: Августин . О Граде Божием, 15.23; NPNF1, vol. 2), что, конечно, выглядело некоторой насмешкой над более древней интерпретацией текста Книги Бытия (6:1-4), где ангелы («сыновья Божии») порождали титанов от земных женщин (см. 2.1, 2.2, 5.4, 8.1).

Однако с некоторых пор стало общим верованием, что падшие ангелы, как и добрые ангелы, являются «исключительно духовными», так что такие связи невозможны. Но, как объясняет св. Фома, демон может сделать женщину беременной, используя «искусственное осеменение». Для этого он должен сначала иметь секс с мужчиной, представ в виде суккуба (что достигается с помощью оживления женского трупа или формирования женского тела для себя из четырёх стихий), а затем, трансформировавшись в инкуба, вступить в связь с женщиной и передать ей полученную ранее сперму (Sum. Theol. 1.51.3; ответ на возражение 6).

Распространённые современные изображения Сатаны, одетого в смокинг (или, ещё лучше, во фрак с белым галстуком), с небольшими рожками и узким остроконечным хвостом, несомненно, появились под влиянием облика Мефистофеля в операх Берлиоза, Буато и Гуно о Фаусте.

Но теперь мы находимся в мире чистого воображения, и пора уже обратиться к современному миру.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ужасный ответ за всякое внутреннее движение монаха Ибо в такой душе всходят семена греховности, колосья любви к миру и свойства беззакония: блуд, прелюбодеяние, убийство, воровство, отвращение к обетам, даже и отвержение их, ненависть ко Христу, ненависть к отеческому

В искусстве мудрость прозевая Стремление к активному освоению античной и византийской образованности-характерная черта русской средневековой культуры. Мыслящие люди Древней Руси хорошо понимали, что без образования, без наследования культурных традиций древности

Об искусстве хорошо умирать Нетрудное дело, возлюбленные о Христе Иисусе, доказать человеку, что ему предстоит умереть, потому что, помимо всего прочего, самый ежедневный опыт это показывает. Но весьма трудно склонить человека к мысли о смерти, так чтобы он утвердился в

Я ходила в секту и там была крещена. Если я покаюсь, простится ли мне этот ужасный грех? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряСвятые отцы называют покаяние вторым крещением. Искреннее кающийся получает полное прощение грехов. Грех Ваш очень

Ужасный бог Шива Параллельно поклонению Вишну индуизм практикует поклонение богу Шиве, занимающему третье место в индусской триаде. Шива более грозен и сложен, чем Вишну. Он исполняет много ролей и характеризуется как творец и разрушитель, аскет, бог плодородия, безумный

Обаятельный герой-страдалец? (по Э. Ренану) Во второй половине прошлого века облик Христа в общественном мнении европейской интеллигенции преломлялся сквозь призму того изображения, которое дал французский ученый и писатель Эрнест Ренан в своей книге «Жизнь Иисуса»,

Образ свт. Игнатия в художественной литературе и изобразительном искусстве 956. Лесков Н. С. Инженеры-бессребреники // Рус. мысль. - 1887. - № 11.Др. изд.: Лесков Н. С. Избранное: В 2 т. Л., 1977.Т. 2. С. 390–445; На краю света. Л., 1985. С. 323–376; Собр. соч.: В 12 т. М., 1989.Т. 2. С. 136–188; К Свету. 1994.