Бессознательные эмоции можно и нужно контролировать. Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства




Влюбленность – это интенсивное, эмоциональное переживание, которое влюбленный «слепо» проецирует на объект своих чувств. Влюбленность — это иллюзия, потому что влюбленный любит не реального человека, а его образ в своем сознании. Влюбленность – это проекция одного из «механизмов» сознания на внешний мир. Что же это за механизм? Недавно , я кратко затрагивал эту тему. Здесь попробую описать сущность того, что собой представляет влюбленность подробней.

Бессознательная влюбленность

Начну немного издалека. Наше бессознательное представляет собой совокупность различных психических процессов, которые мы не осознаем. Все эти процессы являются причиной и основой того, что мы думаем и чувствуем в повседневности. Бессознательные процессы можно условно разделить на уровни, которые связаны с нашими прошлыми и будущими . «Низкоуровневые» процессы подсознания – содержат в себе «информацию» из нашего прошлого. Это – этапы развития, которые, условно говоря, восходят к нашему детству и далее к животному началу. «Высокоуровневые» процессы бессознательного – это наш потенциал, утонченная часть нашей , которой еще суждено проявиться, если мы не остановимся в своем развитии. А до тех пор, эти процессы проявляются опосредованно, краткими обрывками, время от времени, иногда как самые красивые, утонченные и светлые переживания, своеобразные психические бриллианты, которыми человек страстно желает овладеть. И т.к. природа возникновения этих «бриллиантов» нам неизвестна, мы по ошибке начинаем связывать их проявление с другим человеком, в обществе которого эти «драгоценности» нашего бессознательного проявились. Именно так возникает влюбленность. Мы просто проецируем самые светлые частички своей психики на человека, в обществе которого они всплывают из нашего бессознательного.

Любимый – это «ключ» к двери кладовой подсознания, за которой хранятся наши психические «бриллианты». Образ любимого – один из этих бриллиантов — гармоничная грань нашего нутра, которая подавлена под слоями переживаний глубоко в подсознании. Любимый – это и есть сам влюбленный, в той своей ипостаси, которую еще не способен в себе принять. Почему мы не можем быть собою без всяких иллюзорных проекций? Наше бессознательное неизмеримо больше того, что собой представляет повседневная сознательная часть психики. Высокоуровневые процессы бессознательного «содержат» в себе как «светлые» и упорядоченные переживания, так и переживания, которые принять и «переварить» человек пока не готов. Некоторые из этих переживаний могут проявляться как тоска, грусть, душевная боль, «пустота», печаль, тревога и др. Можно обозначить их как «блоки» на пути к психическим бриллиантам. В этом смысле человек часто, как бы странно это ни звучало, не способен быть собою, и поэтому проецирует свои психические процессы на внешний мир. Психический бриллиант подсознания воплощается в образе любимого. Душевная боль, вызванная «прохождением» через «блоки» подсознания, приписывается разлуке с объектом влюбленности. К подсознанию с его «уровнями» я еще возможно вернусь в какой-нибудь другой статье, а пока продолжим о наших влюбленных «слонах».

Иллюзия влюбленности

Рядом с объектом своей влюбленности, человек начинает принимать самого себя на глубоком уровне, и поэтому впадает в зависимость от любимого. Человек ощутил «вкус» и красоту психического бриллианта и теперь жаждет им овладеть. Этот бриллиант – словно психический магнит, который притягивает сознание, заставляет его прорываться через чащобы подсознания и переживать весь тот мрак, который стоит на пути. Влюбленность – иллюзия любви, которая оборачивается болезненной зависимостью, чувством собственника и ревностью. Иногда, если убрать все эти переживания, от любви уже ничего не остается. Влюбленность – это иллюзия еще и потому, что образ любимого, в отличие от других образов в голове, как правило, кардинально отличается от реального человека («объекта» влюбленности, на которого этот образ проецируется).

Влюбчивость говорит о том, что у человека есть связь со своим «сверхсознательным», но связь эта столь опосредованная, что принять психический «бриллиант» как грань собственной психики человек не способен. Тяга к этому бриллианту бывает страстной, слепое желание «овладеть» проявляется на всех уровнях: духовном, эмоциональном и телесном. Насколько сильно человек хочет завладеть своим психическим бриллиантом, настолько ему хочется владеть любимым, как «объектом» своей иллюзорной проекции. Любимый – лишь «инструмент», способ отразить происходящее в собственном сознании влюбленного. На самом деле, сам того не понимая, влюбленный жаждет единства с самим собою, т.к. именно это — и есть величайшее блаженство. И влюблен он в самого себя, т.к. только он сам и есть тот, в ком может произойти истинное единство.

Лжегуру иногда эксплуатируют вышеописанный психический «механизм» влюбленности. Они намеренно выстраивают образ, который очаровывает людей, пробуждая в них «божественные» переживания. И эти переживания проецируют на образ учителя. Лжеучителя приписывают своему «лжевлиянию» все высокие переживания своих адептов. А душевную боль на пути к высоким переживаниям они (на сей раз вполне справедливо) списывают на отработку собственной «кармы» учеников. Получается, если ученику хорошо – это «заслуга гуру», а если плохо – заслуга ученика. Главное — не перепутать. . Схожие процессы часто проявляются и в дружбе, и в отношениях вообще, когда нас тянет к человеку нечто из глубины нашего собственного сознания. Мы проецируем свою боль и свою радость на внешний мир.

Влюбленность – это большая иллюзия, поэтому ее и называют «опьяняющей», или даже «одурманивающей». Иногда такая иллюзия длится годами, особенно если нет возможности познакомиться получше с объектом своей иллюзии влюбленности. Поэтому часто (но не всегда) плотное общение, быт и совместная жизнь разрушают влюбленность, потому что так влюбленный лучше узнает объект своей «любви», и начинает замечать разницу между «надуманным образом» своей проекции и реальным человеком. Вот эта «разница» является причиной большинства разочарований в отношениях с людьми вообще. По этой причине люди, которые «наслаждаются» влюбленностью, бессознательно могут удерживать себя на расстоянии от объекта своих чувств, чтобы подольше не разочаровываться. Иногда это выливается во влюбленность к далекому кумиру, с которым в жизни общаться возможности нет. Но даже общение в реале при особо тяжелых случаях «одурманивания» не помогает, и влюбленный на фоне своего чувства, просто не замечает недостатков объекта, на который эти чувства проецируются.

При плотном общении с любимым, влюбленность не проходит сразу еще и в таких редких случаях, когда объект «влюбленности» действительно в чем-то, или даже во многом «совпадает» с образом в который человек влюблен. То есть – это парадоксальный случай, когда любимый реально обладает качествами, за которые его любят. Или, иначе говоря, в нем действительно активно проявлен тот уровень энергетики, с которым резонирует проекция влюбленного. В таком ключе человека любят за качество, которое в нем проявлено, а в самом себе еще покамест подавлено в бессознательном. В этом отношении влюбленность — это мощный катализатор развития личности. Но чаще всего такой реализм проекций проявлен не в пылкой влюбленности, а в уравновешенной любви, о которой я в ближайшее время намерен написать отдельную статью. Пройти влюбленность может либо, когда влюбленный сам достигнет этого «уровня энергетики», и обретет свой психический бриллиант, либо, когда эта подавленная в подсознании психическая энергия будет исчерпана, и перестанет давить болезненным желанием на карму стрессы подсознания, которые эту утонченную психическую энергию загораживают. В последнем случае на место «влюбленности» приходит опустошенность, потому что вчерашнему влюбленному сегодня уже нечем резонировать с энергетикой объекта своей вчерашней «любви».

Приближение к объекту влюбленности дает удовольствие, отдаление – страдание. А в страданиях душа, как известно, развивается. Это страдание – тот блок стрессов, через который человек постепенно прорывается к своему психическому бриллианту на глубине своей души. Влюбленность – это один из механизмов развития личности. Истинное приближение к внутреннему бриллианту без всяких попутных проекций дает ощущение самодостаточной удовлетворенности, словно Вы успешно продвигаетесь по карьерной лестнице души. Это – непростой и часто долгий путь к мудрости, которая терпеливо дожидается своего времени в глубине нашего нутра.

Случилось давать супервизию молодым, начинающим коллегам.

Обнаружился ярко выраженный культ чувств. «Давай, чувствуй уже чего-нибудь» - казалось, именно такой призыв звучал от терапевтов. Когда клиент что-то таки начинал чувствовать, у терапевта на лице читалось облегчение и удовлетворение, что-то вроде: «Фффух. Работа сделана».

Господа, ну не является это самоценностью - чувствовать чувства. Это лишь инструмент. Вспомогательный. Не более.

Если бы человек все время «шел за своими потребностями», он бы вообще не испытывал никаких чувств. Как? Ну, например, вот так .

Идет человек, никого не трогает. Вдруг - хоп - на него кто-то налетает, махает руками и громко ругается. Появляется потребность: восстановить безопасность. Методы (т.е. желания) - убежать, или уничтожить опасность. Если сразу, вслед за выстрелом адреналина, убежать или ударить (или иначе устранить орущего), - будут только разнообразные ощущения и эмоции. Чувства появятся, если свой порыв остановить. И это совершенно нормально, что мы себя останавливаем, - иначе всем вместе, в обществе, было бы трудно ужиться.

Вернемся к примеру. Предположим, что человек хотел бы убежать, но как-то было неудобно это сделать, кроме того, он был еще и зол, за то, что пришлось дослушать, и не удалось заткнуть. Дослушивая орущего до конца, он, конечно, не показал ни что напуган, ни что зол, и пошел дальше своей дорогой, стараясь поскорее забыть о неприятном инциденте (естественно, неприятно же, - даже стыдно!, - что взрослый человек - и боится!). У него это получилось - забыть. И осталось только ворчливо-злобно-раздраженно-тревожное возбуждение. В этом состоянии он пообщался с сыном, который ему почему-то нагрубил в ответ на простой вопрос, а потом - с женой, которая была чем-то недовольна, и вечером пришел к своему психотерапевту с таким вот текстом: «Мне сегодня жить тошно, никто меня не любит, и вы вот тоже сидите и ждете, пока я уйду».

Отлично, можно работать. Причем, в каком угодно направлении. Можно, полюбопытствовать - на кого тошнит клиента, или кто именно не любит, и что в нем такого есть, что терапевту обязательно захочется сбежать… Можно вообще не трогать «текст» и расспросить - как прошел, собственно, день. Не суть. Но тут легко завязнуть в отношениях с женой, сыном, и т.п., - а дело-то не в них. Вопрос же о чувствах позволяет локализовать проблему. Если бы в ответ на него клиент смог ответить, что испытывает стыд - то, поблуждав какое-то время промеж фигур, с помощью терапевта выбрел бы на свою злость и испуг после встречи с крикуном. При необходимости, что-то отреагировал бы, и стал бы работать всерьез над темой: как он делает себя таким беззащитным в подобных ситуациях и т.п.

Но.

Большинство специально не обученных распознавать свои чувства людей, а, наоборот, обученных их «забывать», будут сильно упорствовать, если терапевт попытается извлечь это «грязное белье» на свет белый. Они будут говорить: «Да я понятия не имею, что я чувствую, да я и не хочу это знать». Видимо, именно в этом месте у терапевта рождается желание убедить клиента, что знать свои чувства - это очень-очень важно. Просто жизненно необходимо. То есть, прямо стоит только что-то почувствовать, как сразу мир засияет новыми красками. А как его иначе мотивировать к этой непростой работе? Клиент ворчит, но верит, засучивает рукава, и начинает учиться чувствовать. Узнает о себе много разных малоприятных вещей (то есть до этого, он преимущественно считал, что это «мир такой», оказалось, что и он сам - такой же)… А терапевт поддерживает: «Лучше день потерять, потом за полчаса долететь» (С) мультик. Что-то меняется по ходу, но не критично.

И, вот, наконец- то клиент научается что-то устойчиво чувствовать.

И что вы чувствуете по этому поводу?

Ммм.. Я злюсь…

Ага. Побудьте с этим (вариант - «Побейте подушку»).

Все терапии конец. Катарсис.

Я сидела и думала, отчего в этом месте у некоторых терапевтов - точка? Не обучены долгосрочной работе? Может, их собственная терапия (обязательные 50 сессий) как раз в этом месте и закончилась, когда они свои чувства научился распознавать, а если, по ходу, и получалось что-то, то дальше «побудьте с этим» дело не шло? А потом, неожиданно, на одной из супервизий вышла, - да, именно через чувства, - на стыд и вину. Терапевту было, неловко, стыдно сказать клиенту, что «чувствовать чувства» - это не все. Это вообще всего лишь начало. Он чувствовал себя виноватым за то, что так напирал на чувства в начале работы, и так сильно поддерживал их чувствование и выражение. И останавливал свою активность, - тот же способ, кстати, - стараясь, игнорировать чувства - свои вину и стыд за ту, якобы, ошибку в начале (в смысле ошибка, что был такой сильный акцент на чувствах).

§ Но это же совершенно естественно - начать с одного важного, потом перейти к следующему важному! Не ожидают же люди, что выучив буквы или цифры (что для начала очень даже важно), они сразу станут писателями или математиками?

И дальше в своей собственной терапии, этому терапевту неплохо бы поработать с темой вины, с темой принятия своей способности к ошибкам, имеющей место быть и у любого другого человеческого несовершенного существа.

Ладно. Оставлю в покое терапевта с клиентом, и вернусь к чувствам.

Итак, некоторые чувства, очевидно, глушатся потому, что чувствовать их стыдно.

§ Злиться стыдно на того, кто слаб или желает добра, или обращается за помощью.

§ Стыдно пугаться, если ты мужчина или мужественная женщина.

§ Стыдно испытывать жалость, если ты не можешь помочь.

§ Стыдно быть добрым, потому, что нужно быть твердым, а доброта «мягчит».

§ Стыдно испытывать «неправильные» чувства, т.е. не те (или даже противоположные тем, которые ожидает увидеть собеседник).

§ Стыдно вообще чувствовать, потому, что чувства - это слабость и уязвимость.

§ Стыдно испытывать вину и стыд, потому что это значит, что мы недостаточно хороши! J

И т.д. список, как обычно, можете продолжить сами. Откуда он? Из детства, ясное дело. Наследство, так сказать. У каждого - свое (это важно).

Чем более стыдно чувствовать что бы то ни было, тем быстрее, полнее и качественнее человек научается «избавляться» от своих чувств. Забывать их, не видеть, игнорировать, рационализировать и так далее. Но от того, что человек их не распознает, они не перестают им управлять. Наоборот. Когда человек осознает, что именно он чувствует и к кому, он в состоянии контролировать выражение этих чувств. Если не осознает, - они контролируют его. Вы можете закидать меня тухлыми яйцами, но я скажу это: хуже всего сознают истинные мотивы своих действий и поступков эмоционально холодные, ничего-не-чувствующие люди. Ими управляют их неосознанные чувства. (К тем, кто захочет спросить меня в комментариях: «А что же делать с этими холодными людьми?» - у меня просьба: прежде всего, попробуйте определить, какие чувства они сами вызывают у вас, что вам хочется их изменить).

§ Если кто-то, прочитавший эти мои слова, испытает немедленно вину , за то, что не «просветлен» в достаточной мере, и попытается немедленно исправиться, - он будет действовать по описанной схеме, и будет изо всех сил стараться избавиться от той самой вины , а не «просветляться» .

Это не такое уж частое явление - даже для специально обученных людей, - что вдруг мгновенно приходит и осознание трудного чувства, и понимание того, к кому оно адресовано. Иногда, да, приходит все и сразу, иногда - лишь в отдаленных фантазиях, оговорках и в странных мыслях «не по делу». И чем больше человек узнает тех самых своих особенностей (о которых я парой абзацев выше сказала, что «это важно»), тем легче ему сориентироваться, распознать свои чувства, и сделать дальше свое поведение осознанным. Важно само стремление, намерение, желание идентифицировать свои переживания, а не «безошибочность и мгновенность» их определения.

Пример. Сидит, скажем, терапевт перед клиенткой, и хочется ему иронизировать и никак не удается с этим желанием справиться. Он знает про себя, что иронизирует тогда, когда избегает каких-то «неправильных чувств». Останавливается, набирается мужества, и осознает, что.. чувствует к ней нежность. И давно боится влюбиться в клиентку. То есть уже романтические чувства испытывает, сопротивляется им, а они им управляют! Но, как только осознал, - все прошло. Больше ему не хочется иронизировать, а хочется пойти на супервизию. J И даже испытываемые чувства уже не мешают работать, а даже добавляют вводную: интересно, что клиентка делает, чтобы он так реагировал? Есть ли в этом ее вклад? Какой?

Итак, снова оставлю в покое пример, и возвращусь к теме чувств.

Продолжение следует…

Доктор Кристофер Смит классифицировал и охарактеризовал бессознательные эмоции человека. Стыд и унижение, вина и обвинение, апатия и отчаяние, горе и сожаление, страх и тревога, вожделение и желание, злость и ненависть, гордыня и презрение - в каждом из пас присутствует полный их комплект. Это не плохо и не хорошо. Просто такова человеческая природа. Бессознательное развивалось с целью выживания. Оно помогает нам выживать во враждебном мире. Для человека, у которого эти эмоции выражены сильно, мир полой опасностей и угроз. А тот, кто поднялся над своим бессознательным, наслаждается миром, видит в нем только красот)" и счастье. Таким образом, от нас самих зависит: жить и радоваться, несмотря ни на что, или вечно трястись от страха и т.п. Чтобы не стать заложником бессознательного, необходимо знать своего врага в «лицо». Итак...

Стыд и унижение - самая вредная эмоция. Но как, ни крути, бессознательные эмоции можно и нужно контролировать. Она представляет собой фундамент для всех остальных. Может быть связана с сексуальным или физическим надругательством. Когда нам стыдно, мы вешаем голову и тихонько уходим. Стараемся быть невидимыми. Некоторые люди отстраняются от общества. Среди тех, у кого гипертрофирована эта эмоция, часто встречаются профессора. Они бросаются в научную жизнь, потому что не могут справиться с обществом, занимаясь другой работой. Стыд и унижение приводит к неврозам. У человека возникают импульсивные навязчивые расстройства. Кто-то постоянно моет руки, другой покупает бесчисленное множество рубашек, галстуков, носков и т.п. Импульсивные расстройства касаются многих аспектов жизни. Это оказывает неблагоприятное воздействие на эмоциональное и физическое здоровье. Низкая самооценка, непреклонность, нетерпимость к себе и к окружающим, одержимость какой-то идеей - различные проявления стыда и унижения.

Вина и обвинение
Следствием данной эмоции становится значительное подавление повседневной активности. Она используется для того, чтобы манипулировать людьми и наказывать их. Связана с неспособностью к эмоциональному прощению. «Я никогда не прощу вас за то, что вы сделали мне 10 лет назад!», - кричит человек под властью своего бессознательного. Спутники этой эмоции - чувство раскаяния, самообвинения, которое может вести к мазохизму, виктимизации (превращение в жертву), несчастным случаям, суицидальному поведению. И даже к самобичеванию. Сильно выражена эмоция вины и обвинения у девушек, которые режут вены на запястье, чтобы вернуть внимание родителей, особенно матерей. Наказание самого себя - это как призыв к помощи. Взгляд на жизнь - зло. Одна пациентка доктора Смита говорила: «Лучшее, что может случиться с миром, это если Господь уничтожит его». Женщина часто жаловалась на людей, которых не может простить. И у нее был рак толстой кишки. Можно обнаружить, что раковая опухоль всегда ассоциируется с эмоцией вины и обвинения. Может быть, это не первая эмоция, но она всегда присутствует в случаях рака. У многих женщин рак молочной железы развивается после эмоциональных проблем, особенно при распаде семьи. Они обвиняют себя, что могли бы сделать больше и сохранить семью. Родители могут очень сильно вкладывать в детей чувство вины.

Апатия и отчаяние
При этой бессознательной эмоции резко падает способность человека справляться с проблемами. Все представляется унылым и безнадежным. Нет желания жить. Все - кромешная тьма. Вы просыпаетесь с мыслью «опять на работу, как же мне все надоело!» Тогда есть повод задуматься. Обычно мы не видим в себе проявлений этих эмоций. На то они и бессознательные! Но спросите у своих близких, друзей, прислушайтесь, что говорят о вас окружающие. Можно узнать о себе много нового.

Горе и сожаление
Горе и сожаление - главная эмоция стяжателей, людей, которые держатся за свое имущество и не могут выбрасывать вещи. А вдруг понадобятся лет эдак через сто... правнукам! Под влиянием этой эмоции люди грустят, падают духом, переживают из-за своих неудач. Но проблема - не те события, что происходили в прошлом, пускай, и очень неприятные. Проблема - отпустить их. Человек держится за прошлое, как собака за кость. Горе и сожаление приводит к потере работы, и возможностей. Для попавших в плен этой эмоции жизнь - сплошная трагедия. Это как реакция на смерть человека. Мы не возвращаем этого человека, зато себя удерживаем в прошлом. Не следует вечно горевать по умершему. Через какое-то время нужно отпустить его и себя. Иначе, бесконечно фокусируясь на могиле, сам начинаешь чувствовать себя мертвецом. Умение отпускать - бесценный дар.

Страх и тревога
ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ ПРИ этой ЭМОЦИИ - ИСПУГ. Все ужасно, опасно, причиняет беспокойства. Может проявляться, как страх потерять любовь и безопасность. Чего мы желаем больше, чем любви и безопасности? У нас есть и то, и другое, но мы не признаем это. Так возникает навязчивость и ревность, высокий уровень стресса, паранойя, неврозы, и ограничивается духовный рост. Страх и тревога заразны. Паническая атака может распространяться среди людей. Если кто-то кричит «Пожар!» и бросается бежать, то паника возникает у всех. Чтобы преодолеть эту бессознательную эмоцию страха и тревоги, необходим сильный лидер. Эта эмоция также используется как инструмент контроля. Правительства в России и Америке поддерживали страх и тревогу в течение 30 лет во время Холодной войны. Одна сторона все время боялась другой. Теперь мы боимся, что метеорит упадет па землю или супервулкан проснется. Или может быть огромное землетрясение, из-за которого погибнем. Или глобальное потепление. Поводов для тревоги - предостаточно. Мы видим страх и тревогу каждый день в СМИ. Сообщения о голоде, о войне подпитывают наши страхи.

Любовь - осознанное явление или неосознанное? Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими- то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это - любовь по выбору. Если объект не оправдывает надежд и" имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются.39 Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. У кого элементы сенсорики и этики не развиты (все логические интуитивные), любят не потому, что выбрали. Они не выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит.

Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознанно (все интуитивно-этические). И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания (все сенсорно-логические) .

Все этические (этический элемент на первом месте или втором месте) отлично разбираются как в своих собственных чувствах, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они не стесняются, легко о них говорят (это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение) если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания - это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и умалчивают о них, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.

Все сенсорные хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью, грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера. Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен поверить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным.

Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как бы прячется за своей элегантностью. Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной, здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому.40

Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить, другие - быть любимыми, одни - желать, другие - быть желанными. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера. Потому что, когда оба одинаково инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера.

То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, для другого может быть лишь доказательством от сутствия чувств. Поэтому, если в дружбе появляются обиды (что часто неразумно скрывается), по- видимому, есть психическое несоответствие, о котором нужно думать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова или настроения. Это и есть тот «красный цвет», которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для него партнера. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются."51

У нормальных людей отход от истины и честности приводит к накоплению чувства вины, затем подавляемого из- за своей неприятности и болезненности. Таким образом, со временем чувством вины наполняется обширный резервуар, который таится от внимания и сознания и обнаруживается только при бесстрашных исследованиях. Это очень распространенное состояние, вносящее свой вклад в развитие социальных конфликтов. Моральным/этическим промахам часто находится оправдание при помощи рационализации, но подсознание не обмануть: оно знает, когда лгут ему или другим.

Распространенным источником социальных конфликтов является всепроникающая политизация всех аспектов общества, требующая рациональных объяснений. Это приводит к искажению свидетельств, которые могли бы ослабить из

бранные позиции. Примером может быть довод за то, чтобы публично не упоминать о религии или Божественном. Когда приводится цитата из Конституции: «не должно издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии», упускается «либо запрещающего свободное ее исповедание». Конституция деистическая, а не теистическая, вот в чем разница.

Прибегание к полуправдам ради получения положения рационализируется, и вина подавляется. Есть множество примеров противодействия социальным программам, о которых оппоненты намеренно не упоминают, или поддержки прав преступников при одновременном попрании прав жертв. Накопление социальной вины проявляется в публичных обвинениях или поношениях, которые затем требуют дальнейшего оправдания, создаваемого на основе тонких искажений и умелого использования риторики.

Вина и ненависть смягчаются принятием ограничений эго/ разума с его внутренней структурой и дефектами. Вместо ненависти приходит грусть при виде того, как люди разрушают свою собственную жизнь, а также жизни других. Также достаточно очевидно, что ненависть к ним не несет в себе никакой выгоды. Способность к прощению возникает из принятия с честным смирением ограничений, присущих человеческой природе, которая, в конце концов, опирается просто на кривую научения в эволюции сознания. Лишь в последние 20 лет общий уровень человечества поднялся над уровнем Истины 200, и 78% мировой популяции все еще находятся ниже 200 (49% в Америке).


ЧУВСТВО ВИНЫ И ПРОЦЕСС ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Духовные искатели часто спрашивают, как начинать внутреннюю работу и к чему стремиться. Во-первых, обычно существует период накопления духовного знания путем учения, посещения духовных групп или лекций, встреч и семинаров. Затем приходит сосредоточение на внутреннем путешествии к самопознанию, которое для того, чтобы быть успешным, должно иметь некое направление, а не состоять из хаотичных движений, что слишком часто приводит к разочарованию и отказу от проекта вообще.

Очень важно, прежде чем начать внутреннее моральное исследование, узнать больше о собственной совести и том, как она действует. Важно, чтобы она смягчилась и использовалась конструктивно, так как, если она не пересмотрена таким образом, она приводит к самообвинениям или нарастанию чувства вины, стыда или потере самоуважения. Должно быть отчетливо видно, что все дефекты присущи внутренней структуре самого эго - наивного и не умеющего отличить внешность от сущности. Оно не обладает способностью разделять истинное и ложное - ни в отношении мира, ни в отношении личного «Я».

Лучше всего говорить с внутренней совестью и убедить ее стать надежным союзником и учителем, а не мучителем. Важно решительно сделать ее целью научение. Человек должен принять решение, что зрелая совесть - это полезный инструмент и проводник, быть в согласии с которым человек решил по собственной воле. Волевым усилием затем совести можно запретить становиться потакающим своим желаниям, наполняющим чувством вины, парадоксально эгоистическим агрессором.

Важно осознавать, что одеваться в рубище и посыпать себя пеплом очень мелодраматично, но все это не несет пользы миру и не способствует духовной целостности и, на самом деле, является ловким потворством своим прихотям. Чувство вины может смениться сдержанным сожалением о природной человеческой ограниченности, в сравнении с которой совершенство является в равной степени нереалистичной идеализацией. Чувство вины облегчается принятием ограниченности, которая, в свою очередь, является позитивным следствием человеческого состояния. Таким образом, чувство вины может быть отброшено как еще одна форма потакания себе.

Честность с собой требует смелости, смирения, терпения и сострадания к незрелым аспектам совести, которые, в конце концов, оказываются заложенными еще в детстве. Следовательно, она обычно либо разрастается, либо от нее отказываются, если она препятствует проявлению импульсивности. Задача состоит в том, чтобы честно признать внутренние дефекты характера, не допуская приступов чувства вины в виде ненависти, гнева или сожаления о себе или других.

Эго/разум представляет собой набор приобретенных видов поведения, и конечной целью является преодоление его программы и функционирование посредством силы Сияния «Я», которое милосердно помещает жизнь в новый контекст. Присутствие «Я» переживается как сострадание ко всему живому во всех проявлениях, включая эволюцию личного «Я». В результате прощение сменяет порицание, и это является признаком того, что теперь, при отсутствии ненужного стресса, можно безопасно погрузиться в серьезное внутреннее исследование.

Описанный выше процесс представляет коллективную мудрость всех успешных 12-шаговых групп самопомощи. Он представляет также исходное допущение, за которым следует углубленный анализ, такой как психоанализ, где основное правило состоит в том, чтобы всегда подходить к исследованию внутрипсихических конфликтов со стороны суперэго. Полезно также помнить, что миру необходима мудрость, а не ненависть, порицания или чувство вины. На пути к внутреннему открытию человек встречается с воспоминаниями и событиями, которые заслуживают сожаления и просто приводят к решению впредь поступать лучше.

Другим очень полезным инструментом в духовной и терапевтической работе является чувство юмора, проявляемое в отношении изнанки мирового театра абсурда. Юмор является следствием способности видеть сквозь иллюзии парадокса.

В то время как великие учителя считали основным человеческим недостатком невежество, еще более полезно видеть человеческое ограничение в наивности. При достаточной подготовке внутренняя работа и честность перед собой могут быть безопасными и не вызывать стыда, отчаяния, безнадежности, самопорицания, депрессии или потери самоуважения. Как заметил пойманный с поличным преступник: «Что ж, мы все несовершенны, не так ли?»

В то время как в мировых религиях существуют формальные периоды покаяния и размышления, их часто разделяют и рассматривают также как нечто неприятное. Зрелая духовная работа приводит в результате к росту и обучению, а затем - к радости и счастью. Покаяние носит эпизодический характер; духовный рост - постоянен.


ТЕОЛОГИЯ И ЧУВСТВО ВИНЫ

Человечество представляет собой прогрессивно эволюционирующий вид, предки которого были весьма примитивными и ничего не знали о реальности. Теологические верования древних цивилизаций были рождены из мифов дремучего воображения, которое имело склонность к негативности, соответствовавшей низким уровням сознания. Иносказание об Адаме и Еве имеет уровень 70, а уровень истины идеи, что человек был «рожден в грехе», составляет всего 30. Божественное воспринималось как нечто подавляющее и пугающее.

Альтернативное представление, которое опирается на исследования сознания, гласит, что люди появились невинными, но невежественными, и имеет уровень 200. Существует также мнение, выраженное Сократом, что все люди внутренне невинны потому, что они могут сделать выбор лишь в пользу того, что воспринимают как добро, но они неспособны отличить истинное добро от ложных иллюзий мира (утверждение Сократа находится на уровне 700). Исследования, а также клинический и духовный опыт подтверждают мнение Сократа.

Так как человек не обладает способностью отличить истинное от ложного, была введена система добра и зла, которая была практической и имела социальную ценность для детей и большой части населения, уровень сознания которой был ниже 200. Так как неразвитые или незрелые не имеют чувства духовных/этических/моральных стандартов, их направляют «правила добра и зла». При уровне сознания ниже 200 забота о других отсутствует, и, следовательно, «нормы добра и зла» компенсируют недостаток осознанности. То, что вводит в искушение незрелого человека, бывает немыслимым для людей более развитых (например, убить кого-то ради денег и т. д.). Преступность напрямую связана с личным уровнем сознания (заключенные в тюрьмах обычно имеют уровень сознания 50). Таким образом, чувство вины выполняет важную функцию там, где это необходимо, в качестве социального противовеса выражению примитивных инстинктов.

Чувство вины играет сходную роль у детей, которые, не имея достаточного чувства реальности, не различают добро и зло (например, «плохо» тискать новорожденного котенка). В этом случае чувство вины имеет положительный аспект уравновешивания примитивных инстинктивных стремлений неразвитого, «нецивилизованного» эго.

Более зрелые люди могут неожиданно пережить прорыв примитивных инстинктов, преодолевающих защиты, в форме импульсивности, о которой впоследствии сожалеют или считают глупой ошибкой и, следовательно, полезным предупреждением, которое повышает осознание и внимательность. Взросление - это процесс длиною в жизнь, и, как гласит пословица: «Время вплетает серебряные нити в волосы». Некоторая степень сожаления о совершенных ошибках прошлого неизбежна и даже необходима для развития сострадания к себе и другим. Прощение ошибки человека свидетельствует о милосердной, реалистичной совести.


ДУАЛИЗМ НЕНАВИСТИ И ЧУВСТВА ВИНЫ

Последствия - как для себя, так и для других - чувства вины и ненависти, вне зависимости от того, направлены они внутрь или вовне, заслуживают серьезного внимания. Эти усилия окупятся ощущением счастья. Освобождение от чувства вины и ненависти - благо на всех уровнях жизни, так как эти позиции эго несут вред и для человека, их переживающего, и для других. Стойкость негативности объясняется тем тайным удовольствием, которое эго получает из нее.

Дуализм ненависти и чувства вины

Влечение Неприятие
Судить Оставлять право судить Богу
Наказывать себя или других Прощать себя или других
Отказываться от милосердия Принимать милосердие и сострадание
Оправдывать негативность Отказываться от тайного удовольствия
Проецировать чувства Принимать ответственность
Выбирать впечатление Выбирать суть
Закостенелое,узкое видение Гибкое всестороннее видение
Сожаление, потакание себе Служение другим
Приверженность своей позиции Прошение Бога о чудесах
Оправдывать Смягчаться, делать выбор
Выражать Выходить за пределы
Наслаждаться грубостью Наслаждаться милосердием к себе/другим
Действовать против себя и других Действовать, помогая себе и другим
Выбирать негативное Выбирать позитивное
Быть «правым» Ошибаться
Беспомощность, застревание Гибкость, рост
Поддерживать Выходить за пределы
Застревать в прошлом Жить в настоящем
Злоба, жестокость Мягкость, милосердие
Скупость Щедрость
Проецировать ответственность Выбирать авторство
Мстительность Прощение
Быть маленьким Быть «больше этого»
Накопительство Щедрость

АПАТИЯ (Уровень 50)

ВСТУПЛЕНИЕ

Уровень Апатии характеризуется небрежностью, равнодушием, бедностью и, на самых последних уровнях, отчаянием и безнадежностью. Мир и будущее выглядят тусклыми; основной темой жизни становится печаль. Это состояние беспомощности. Его жертвы не имеют не только ресурсов, но и энергии для того, чтобы воспользоваться тем, что доступно. Если окружающие люди не проявляют к ним заботы, в результате пассивного суицида может наступить смерть. Без воли к жизни погруженный в безнадежность человек равнодушно смотрит и не реагирует на стимулы. Глаза перестают моргать, и энергии не хватает даже на то, чтобы проглотить предложенную еду.

Это уровень бездомных и бродяг. Таковы судьбы и многих пожилых людей, а также тех, кого изолировала хроническая или прогрессирующая болезнь. Апатичные люди зависимы; они «тяжелы» и чувствуют себя бременем для окружающих. Они являются человеческим выражением тамас - одного из трех классических индуистских качеств: тамас (инерция, сопротивление), раджас (высокая энрегия) и саттва (умиротворение), которые существуют в этом мире.

Обществу часто не хватает достаточной мотивации для того, чтобы оказать реальную помощь культурам или отдельным людям на этом уровне, так как оно считает это расточительством ресурсов. Это уровень улиц в Калькутте, где отваживались бродить лишь святые - такие, как мать Тере-


Незамеченная апатия лежит в основе многих социальных, а также личных проблем. Неспособность бюрократических/государственных служб «позаботиться» и принять ответственность может привести к массовым катастрофам. Существует множество примеров неспособности действовать или функционировать, например, таких как неготовность к нападению на Перл Харбор, «слепота» во время Корейской войны, предупреждения перед террористическим актом 11 сентября и другими атаками Аль-Каиды, бездействие после нападения на американский эсминец «Коул», неготовность военных к боевым действиям в Ираке, запоздалая реакция на ураган «Катрина» и многое другое.

Апатия указывает на низкий уровень энергии и интереса. Она может быть присуща культурам и регионам, включая мегаполисы и бедные территории. Равнодушие может незаметно передаваться культурально разными способами. «Что толку?» - заразная позиция.

Леность является одним из семи смертных грехов, потому что представляет собой отказ от Божественного дара жизни и потакание себе в отсутствие любви. В этом состоянии не существует заботы о благополучии других или даже должной заботы о качестве собственной жизни. Такое же отношение часто проецируется на Бога, который считается отвергающим, недоступным и равнодушным. Пустая трата собственной жизни приводит к созданию концепции Бога как далекого, осуждающего и недоступного. Это вызывает безнадежность и пессимизм.

Апатия часто становится основой пассивности и самоосуждения, приводящих к низкой самооценке и отрицательному

образу себя. Чувство никчемности подкрепляет негативные социальные позиции и поведение, что порождает бедность и низкое качество жизни. Безнадежность ведет к дальнейшему спаду, который затем используется в качестве рационализации, призванной «сохранить лицо». Суть в том, что ответственность отвергается и сменяется хронической позицией жертвы, которая стремится избежать встречи с настоящими проблемами путем проецирования предполагаемого источника во внешний мир, который удобно винить как «причину». Двойственное разделение жертва/агрессор подкрепляется также и современными «постмодернистскими», релятивистскими теориями, которые поддерживают иллюзию.

Ошибки родительского воспитания, такие как недостаток любви и обычных мотивирующих поведенческих факторов, оказывают сильное влияние на формирование поведения в раннем возрасте. Все это приводит к неадекватной внутренней системе вознаграждения и низкой самооценке, а разочарование углубляет проблему. Хотя «эго-идеал» может развиваться, героические фигуры могут вызывать восхищение, из-за безнадежности и скептицизма существует внутреннее убеждение в том, что идеализируемое недостижимо. Нормальный человек получает некоторое признание за усилие и попытки, даже если они не оканчиваются успехом. Человек, переживающий безнадежность, не видит смысла в том, чтобы хотя бы попытаться действовать на более высоком уровне.

Энергетическое поле аттрактора апатии притягивает к себе другие выражения энергетического поля такого же низкого уровня (хорошо известный принцип «разбитого окна»). Оно может также стать причиной ипохондрии, хронического нездоровья и зацикленной на себе личности, которая пассивна, нефункциональна и стремится к зависимым отношениям. Пристрастие к наркотикам может также служить способом избегания внутренней бедности. Когда временная, вызванная наркотиками эйфория заканчивается, возвращение в прежнее состояние становится непереносимым, поэтому наркотическая зависимость - это не только зависимость, но и стиль жизни. Самоподдерживающаяся нисходящая спираль может привести к отчаянным попыткам выжить, включая проникнутые жестокостью отношения. Самопорицание проецируется на Бога и общество, на которое, таким образом, возлагается вина за существующее положение дел.

Сущностью расстройства является неспособность или отказ принять личную ответственность, что приводит к чувству вины, стыда и низкому уровню энергии и, в итоге, возможно, к бездомности, бродяжничеству и социальной зависимости. Недоразвитость жизненных навыков ведет к периодическим провалам в глубокую депрессию, которая может стать причиной суицида.


ПРЕОДОЛЕНИЕ АПАТИИ

Моменты или даже целые периоды апатии, когда охватывает уныние, могут случаться в жизни почти любого человека. Весь стиль жизни становится отрицанием ценности жизни и Божественности как ее истока.

Единственным выходом является Воля, только она имеет потенциальную силу компенсировать нехватку интрапсихиче- ской энергии. Волю, духовную по природе и происхождению, не стоит путать с «силой воли» - духовной и психологической. В состоянии апатии личная воля слаба и неэффективна. Из этого состояния можно выйти, только обратившись к Божественной Воле, которая имеет уровень 850 и обладает силой восстановления. В то время как эго/я привычно приписывает себе заслугу выживания, на самом деле она принадлежит присутствию Божественного как «Я». И именно благодаря «Я» эго способно быть самостоятельным. Оно только принимает жизненную энергию, а не является ее источником, как само считает.

Просьба к Божественному может привести к желаемому результату, а может и не привести, потому что для «Я» несчастье или даже физическая смерть может быть единственным способом побороть эго. Для «Я» отказ от личного мира или физического тела может быть необходим как трансформация души. Таким образом, в этом мнимом парадоксе разрушение эго/разума/тела является, на самом деле, жертвой временным - ради вечного (эволюция души) и, следовательно, кармическим приобретением.

В то время как личная воля находится на том же уровне, что и сам человек (крайне низком в состоянии апатии, примерно 30), Воля имеет очень могущественный уровень. Эти условия демонстрируют динамические силы, скрытые за истиной, «несчастье для человека - возможность для Бога».

Пробуждение для Божественного можно наблюдать на примере двенадцатишаговых групп, первые шаги в которых примерно таковы: «Мы приняли свое бессилие в жизни и то, что только Бог может вернуть нам здравомыслие». Признание личного бессилия и отказ от эго означают решение направить свою жизнь к Богу. Вслед за этим происходит бесстрашное моральное исследование и поиск помощи в молитве и установлении закономерностей духовной жизни («Двенадцать шагов и двенадцать традиций», 1996).

Описанный выше процесс оказался эффективным при работе со многими очень сложными и безнадежными человеческими проблемами миллионов людей по всему миру. Происходящие трансформации часто описываются как чудо из-за своего масштаба. Эта простая программа изначально родилась в Оксфорде (Англия) и была привезена в США Роландом, безнадежным пациентом известного шведского психоаналитика Карла Юнга, честность которого помогла Роланду достичь дна, когда он сказал: «Алас, ни я, ни мое искусство не можем помочь тебе, твоя единственная надежда - полностью отдаться духовной программе, так как в истории были случаи, пусть и редкие, когда выздоровление наступало при таких обстоятельствах». В конце концов, выздоровление Роланда положило начало парадигме того, что сегодня стало мировым 12-шаговым движением, а также другими основанными на вере программами, и доказало свою эффективность в 35% случаев закоренелых преступников.

Апатия лежит в основе кажущихся безнадежными состояний, которые человеческая воля и человеческое общество не в силах решить. Выходу из таких состояний способствует участие в духовных группах, так как их общая энергия находится на уровне 540, уровне Безусловной Любви, редком для популяции в целом (0,4%).

Другой не духовной, но сильной программой, посвященной восстановлению и улучшению человеческой жизни путем принятия ответственности, является ОСЭ (Обучающие Семинару Эрхарда), уровень которых составляет 400. Техника заключается в постоянной конфронтации с безответственностью и отказе от всех оправданий, рационализаций и уклонений.

В том, что кажется апатией, присутствует, на самом деле, упорное внутреннее противостояние завуалированно проявляющейся гордыни и эгоизма в виде «я не могу» или «я не хочу». Эго так упорно, что часто необходима масштабная катастрофа, такая как война или землетрясение, для того чтобы заставить его сдаться. Таким образом, через коллективную карму целые группы людей притягивают определенные ситуации, которые могут казаться катастрофическими, но несут незримое кармическое благо.


СЛУЧАЙНОСТИ

Бесконечное поле сознания Вездесуще, Всесильно и включает все Мироздание. Таким образом, ничто не может произойти вне его бескрайней сферы, потому что это Источник Мироздания. В его бесконечном поле существуют нисходящие уровни энергетических полей. По мере того, как они все в большей степени обретают выраженную форму (линейность), их относительная сила снижается до уровня индивидуума. Гигантское поле можно сравнить с колоссальным электростатическим полем, в котором индивидуум подобен заряженной частице, благодаря бесконечной силе поля непроизвольно ориентирующейся в нем в соответствии со своим индивидуальным «зарядом». Заряд кармического духовного тела задается намерением, решением и целенаправленной ориентировкой. Неискушенному восприятию кажется, что не имеющее интеллектуального объяснения является «случайным», особенно тогда, когда событие непредсказуемо. Так как бесконечное поле сознания не ограничено, ничто не может случиться вне его. Все, что происходит внутри, управляется его воздействием, и, следовательно, в Реальности нет ничего «случайного».


АПАТИЯ У ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ

Периоды апатии происходят, время от времени, в жизни практически каждого человека в качестве временного и преходящего феномена. Для тех, кто ориентирован духовно, проникновение в суть феномена ради понимания его происхождения приводит к положительному результату. Апатия у нормального обычного человека, как правило, касается определенных сфер жизни, в отношении которых проявлялось пренебрежение, самоустранение или же человек отказывался брать на себя за них ответственность. Все это выражается также и в неприязни, и в ощущении привлекательности, которые, как видно после изучения, основаны на иллюзиях. Почти любые сопротивление, отвращение или иллюзия могут исчезнуть благодаря полному и абсолютному отказу от них и готовности оставить иллюзорные цели. Практически это может быть описано как отказ от линейного (эго) ради нелинейного (Божественности).


ДИХОТОМИЯ ПАССИВНОСТИ/АГРЕССИВНОСТИ

Стыд, апатия и чувство вины являются формами агрессии, направленной на себя, выражающейся в ненависти к себе, обвинениях и осуждении. Альтернативные стороны этих механизмов используются в защитных маневрах проецируемых, экстернализированных обвинений и ненависти. Апатия также представляет собой форму сопротивления процессу взросления и является формой отрицания и отказа, то есть скрытого упрямства.

Этими механизмами личная ответственность вновь отвергается, и кажущиеся во всех остальных отношениях нормальными люди могут периодически проявлять крайнюю агрессию к другим. Когда червь ненависти к себе с нападения на «Я» переключается вовне, он выражается в брани, злобе, злорадстве, клевете и даже общественных злодеяниях.

Ненависть к себе, выражающаяся вовне, имеет очень низкий уровень, потому что представляет собой отрицание истины на глубоком уровне и является разрушительной для общества и его стандартов. Эта направленная вовне агрессия находит социальное одобрение и, следовательно, выражается в войнах, действиях преступных банд, терроризме, поджогах, давках, возникновении Ку Клукс Клана и тому подобном. Эти проекции возможны, только если совесть либо отсутствует, как в случае психопата, либо успокоена рационализациями (борцы за освобождение оправдывают месть, «священные» или политические войны и т. д.).

Нахождению оправдания способствует накопление недовольства, искаженная интерпретация общества и «накопление» несправедливостей. Когда этот психологический механизм действует через харизматичного лидера, тысячи или даже миллионы людей периодически умирают. Этот синдром называется «опасным мессианским нарциссизмом» и подробно описан в книге «Истина vs ложь» (см. главу 15). О крайности патологии таких людей свидетельствуют убийства их сограждан, на которых обращается ненависть и которые считаются «псами», пушечным мясом или «заслуживающими смерти». Такие извращенные личности презирают любовь (и, следовательно, женщин), считая ее слабостью и проявлением внутренне страшащей их уязвимости. Когда эти проецируемые механизмы не могут найти внешнего выхода, происходят внутренние конфликты в сознании, и такие мессианские лидеры часто лишают себя жизни.

Эти же механизмы действуют бессознательно, но более ограниченно и скрытно, в стремящихся к известности враждебных личностях, проявляясь в обвинениях и искажении событий.

С психоаналитической точки зрения происходит отрицание сильной негативности путем проецирования ради того, чтобы поддержать иллюзию «хорошего Я», несмотря на прозрачность такой маскировки. Следствием нечестности часто является высокое самомнение и представление о себе как о человеке, превосходящем других. Эго также в бастионах своей защиты использует духовные образы и концепции, которые, таким образом, превращаются в свою полную противоположность, оправдывающую убийства неверующих, язычников, еретиков и т. д., которые «заслуживают» смерти. Проекция презрения к себе за мнимую внутреннюю слабость была драматически осуществлена японскими солдатами в отношении американских заключенных и в Маньчжурии, и Китае, когда они предали смерти всех сдавшихся солдат.

Поля очень низкой энергии могут рационализироваться интеллектом, который затем считает псевдорелигиозные искажения истиной и странным образом приветствует мученичество и самоубийство. Харакири является классическим примером внешнего выражения и преувеличенного представления того, что в случае обычных здоровых людей было бы подавлено как внутренний конфликт.

Внутрипсихическое подавление неприемлемых побуждений и конфликтов истощает психическую энергию, приводя к ее нехватке для обычных адаптивных действий. Это вызывает апатию, выражающуюся в истощении, усталости и неспособности получать удовольствие от жизни (агедония).

Неспособность получать удовольствие от жизни нормальными способами может искусственным образом компенсироваться через различные зависимости. Когда бегство от жизни невозможно, внутренняя депрессия возвращается, что может привести к использованию отчаянных мер избегания. Многие предпочитают смерть встрече с внутренними конфликтами и признанию ответственности либо за сам конфликт, либо за поиск помощи в решении.

Нисходящая спираль часто в итоге приводит к таким социальным кризисам, как арест, развод, потеря работы, банкротство, госпитализация и бездомность. Следовательно, конфронтация является одним из положительных следствий того, что может казаться бедствием, а в действительности является скрытым спасением.

Статистически успешнее всего выход из разрушительного образа жизни происходит в условиях духовных групп, так как честность перед собой является сложным, если не невозможным процессом для большинства людей в отсутствие надежной поддержки. Восстановление требует наличия поддержки и опытных советчиков, и пример восстановившихся членов группы обычно воодушевляет, как и приверженность моральной честности и признанию негативных черт характера без ощущения вины. Кроме того, помощь другим благотворна и повышает самооценку.

Хотя исключительно психологические меры могут приносить временное облегчение, эти расстройства обычно имеют хронический характер, и восстановление требует духовных по своей природе программ, так как они работают с самой сутью, а психологические и поведенческие проблемы рассматривают как вторичные. Лежащая в их основе ненависть к себе требует вмешательства сознания очень высокого уровня, такого как уровень Безусловной Любви, составляющий 540. Психологическим мерам, которые имеют уровень 400, не хватает силы для того, чтобы произошло внутреннее исцеление. Процесс исцеления требует наличия советчика или консультанта, который будет наставлять и станет примером любви и уважения. За десятилетия работы таких групп было показано, что только выздоровевший и укрепившийся член группы обладает необходимым влиянием, которое вызывает уважение и, следовательно, терапевтический перенос или отождествление. Через этот механизм любовь возвращается в приемлемой форме, и ее принятие облегчается реалистичным, духовно искренним смирением.

Духовное смирение не стоит путать с его социальной интерпретацией - «унижением». Парадоксально, но духовная скромность не может быть унижена, и, следовательно, ошиб ки могут быть приняты без потери самоуважения. Принятие своих собственных недостатков позволяет уважать без осуж­дения других и сострадать всему человечеству.


АПАТИЯ И МОТИВАЦИЯ

Человеческое поведение может направляться инстинктами или же притяжением или мотивацией позитивных, идеализированных целей. «Эго-идеал» Фрейда представляет собой интернализацию качеств, достижений, героических персонажей, вызывающих восхищение и предоставляющих возможность для роста и развития. Вызывающие восхищение фигуры выбираются в соответствии с индивидуальным уровнем сознания, поэтому для каждого уровня существуют свои соответствующие лидеры. Отсутствие такой интернализированной фигуры может объясняться недостатком или отсутствием родительской заботы или низкой самооценкой, или недостаточным чувством собственного достоинства, что приводит к ожиданию провала, пессимизму и «синдрому отсутствия мотивации».

Построение уверенности в себе обычно лучше всего проводить поступательно, при поддержке и воодушевлении со стороны. Негативный образ себя мог сложиться под влиянием провалов прошлого или неодобрения сверстников или родителей, приводящего к ощущению того, что «я не могу» или «я не достоин этого». Старая поговорка: «Если успех не пришел сразу, пытайся снова и снова» не находит отклика потому, что апатия обычно защищена множеством рационализированных оправданий, помогающих избежать стыда. В некоторых своих проявлениях апатия может следовать за клинической депрессией, вызванной нарушением химии мозга и требующей применения антидепрессантов для коррекции дисбаланса в качестве, по крайней мере, временной меры для реорганизации психики.

Классическими противовесами апатии и негативного образа себя являются «вера, надежда и любовь». В обществе отчетливо видна польза помощи другим, осуществляемая в результате сознательного выбора, вдохновения или даже принуждения. Часто для того, кто упал очень низко, даже простая помощь животным может стать хорошим началом, о чем свидетельствуют программы дрессировки собак-поводырей, которые весьма успешно проводятся в среде заключенных- рецидивистов, и кто-то из них даже решает задержаться после освобождения, чтобы завершить работу со своими собаками. Апатичные пожилые люди оживляются при появлении собак в доме престарелых. Современные исследования показывают, что простое наличие в доме животного снижает уровень депрессии и напряжения и оказывает положительное воздействие на здоровье в целом. Следовательно, забота о другом живом существе приносит терапевтический эффект, что подтверждают случаи безнадежных алкоголиков, которые начинают помогать новичкам и подавленным спортсменам оставить позади пораженческие настроения, искренне подбадривая других членов команды.

В духовной работе участие в группе возвращает мотивацию как следствие внутренней духовной энергии группы. Таким образом, помогающие организации служат великой цели, как и наставники, инструкторы, мотивирующие ораторы, гуманитарные организации, духовенство и учителя. У среднего человека обычно имеются ограниченные зоны апатии, по крайней мере, на протяжении ограниченного периода времени, это зоны пренебрежения, возникающего из-за экономии времени, энергии или интереса.

Достаточно распространена также духовная апатия, являющаяся следствием избегания и нежелания встречи с внутренними конфликтами, что становится препятствием на пути прогресса и роста. Такие замедления можно преодолеть при помощи молитвы и вдохновения, присущего активным духовным группам. Мотивация практически в любом человеческом действии усиливается при наличии наставника, доверенного человека или друга. Апатия часто является результатом изоляции и излечивается вовлечением в позитивные отношения, являющиеся источником заботы. Апатия свидетельствует об отсутствии любви, которая и есть самое действенное противоядие. Это состояние может быть ситуативным или же являться следствием отвержения любви из-за эгоизма или низкой самооценки, возникающей из-за нехватки любви и заботы в детстве.

Выбор любви к Богу приводит в действие любовь Бога с помощью молитвы и служения. Следовательно, уныние может быть тем, что откроет путь к духовному интересу и развитию. Многие пришли к Богу только в тисках отчаяния и безнадежности. Эго настолько сильно, что иногда, лишь оказавшись «на дне», человек решает отказаться от господства эго. Если это происходит, дух внутри обновляется, и апатию сменяет надежда. «Непрестанная молитва» может быть единственным доступным способом выхода из тяжелых или длительных периодов кармического долга. Иногда его называют «проверкой веры», которую можно выдержать, помня о том, что «и это пройдет» и «те, что стоят и ждут, тоже служат».