Эффективные приемы обучения немецкому языку. Активные методы в обучении немецкому языку




На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

Игра в мяч на закрепление грамматических форм

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение

б) - на интонацию

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. на обдумывание

Опрос по цепочке

Диктант

Тест

Карточки

Параллельный опрос

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- элементы частично – поискового метода, что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Чтение про себя;

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

(10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

(5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)

Игра в мяч на закрепление грамматических форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу (например, составить диалог по образцу)

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)

б) - на интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание

Опрос по цепочке (пересказ текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)

Диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)

Тест (лексико-грамматический 10 – 11 кл.)

Карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)

Параллельный опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики зачитывают составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.


Нетрадиционные методы обучения на уроках немецкого языка.

Учитель немецкого языка

Шапошникова Л.В .

Нетрадиционные методы обучения основаны на активности и интенсификации деятельности учащихся, базируются на принципе активности обучаемого в процессе обучения. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким методам можно отнести игровые методы, проблемное обучение, коммуникативный метод.

Интерес к активным методам обучения вызван потребностью в изменениях дидактической системы, направленных на сокращение учебной нагрузки учеников за счёт мастерства педагога. Особое место новые нетрадиционные методы находят в преподавании иностранных языков.

К активным методам относят такие, которые позволяют вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, “погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми”.

Современные педагогические технологии требуют от педагога умений конструировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения. Особое внимание уделяется интерактивным методам – методам обучения, осуществляемым через общение. В интерактивном обучении делается опора на личный опыт, самостоятельность в принятии решений, смену деятельности и самостоятельный поиск ошибок и ответов, возможность реализовывать собственный опыт.

Активные методы позволяют погрузить обучаемых в контролируемое общение, позволяют участникам включиться в реальные события. Активные методы позволяют учителю создать условия, в которых обучаемые вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и школьным дисциплинам. Соединение в сознани человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию – новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

Интерактивные методы позволяют оценить общение как язык образования, научить слушать, передавать и структурировать информацию.

Специалисты по активным методам обучения не однозначно оценивают их эффективность. Неоспоримым остается результат –

новые подходы в обучении позволяют более эффективно усваивать учебный материал. Активные методы обучения приносят не только удовольствие от процесса познания, но и раскрывают путь к решению проблемы.

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т. е. пользоваться полученными знаниями. Поэтому использование проектной методики, позволяющей применять речевые навыки и умения на практике, очень важен. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

    занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

    учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

    в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

    в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на ученика: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

    усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

    совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и отработать статистические данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников.

Работа над проектом имеет следующие этапы:

    Подготовительный: планирование учителем проекта в рамках тем программы, выдвижение идеи учителем на уроке, обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.

    Организация работы: формирование микрогрупп, распределение заданий в микрогруппах, практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

    Завершающий этап: промежуточный контроль, обсуждение способа оформления проекта, презентация результатов проекта всей группе на вечере, на пленуме и т.д., подведение итогов выполнения проекта; обсуждение результатов, выставление оценок.

    Этап практического использования результатов проекта /в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д./.

В зависимости от продолжительности работы проекты подразделяются на минипроекты и большие проекты.

Проект “Schuleralbum ” , например, органично вписывается в тему “Die Schule ”. На первом уроке по этой теме учитель выдвигает идею проекта. Потом эта идея обсуждается учащимися. Формируются группы, распределяются роли и задания в группах: кто что делает. Учащиеся получают задание обдумать проект и предложить свои идеи. На следующем уроке обсуждаются идеи и то, какие трудности встретились. Обсуждается также форма презентации, например, комментарии к каждой странице альбома. Подбираются различные рубрики для альбома, например: из истории школы; наша школа в настоящее время; наша школа в будущем. Презентация альбома проходит на заключительном уроке по теме “Школа”. Учащиеся сами анализируют свой проект, делают выводы: что удалось, что не очень и почему.

Метод проектов может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств для ее разработки и решения.

Игру как метод обучения использовали с древности. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Таким образом, игра – это:

Деятельность;

    мотивированность;

    индивидуализированная деятельность, личная;

    обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

    развитие психических функций и способностей;

    учение с увлечением”.

Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

    Формирование определенных навыков, например:

    Отгадайте, куда мы пойдем?

    Вы пойдете в кино? – Нет.

    Вы пойдете в парк? – Нет. И т.д.

    Развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы “Квартира” можно провести такую игру:

    Ваня получил новую квартиру / на доске ее схема/, поможем ему расставить мебель.

    Обучение умению общаться: конкурс на самого вежливого собеседника, поздоровайтесь и сделайте комплимент и т.д.

    Развитие необходимых способностей и психических функций, например, игра “Снежный ком”:

1-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло.

2-й уч. Я собираюсь в путешествие и беру с собой мыло и зубную пасту. И т.д.

    Познание в сфере страноведения и языка: викторины, лото, путешествия, конкурсы.

    Запоминание речевого материала: рифмовки, сопровождение слов мимикой и жестами.

Усвоение материала в процессе использования проблемных методов обучения становится следствием поисковой мыслительной деятельности ученика, т. к. проблемное обучение – это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение школьников к активному участию в разрешении этих проблем. Под учебной проблемой понимают задачу, решение которой нельзя получить по готовому образцу на основе уже известных учащимся способов; здесь от решающего требуется проявление самостоятельности в самом подходе к решению. Эта система охватывает все основные виды учебной деятельности учащихся и определяет оптимальные условия организации их труда в каждом из этих видов деятельности. Иначе говоря, под проблемным методом понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение может использоваться в различных видах учебной работы по предмету: при изучении нового материала, при выполнении учащимися самостоятельных экспериментальных работ, выполнении домашних заданий.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, поиска и решения сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закономерности. Эти методы предполагают собственную структуру организации учебного процесса и целенаправленную деятельность учащихся.

Любая система обучения языку должна предполагать комплексное использование различных методов, однако это не исключает возможности выдвижения отдельных методов в качестве ведущих.

.

Глава 2. Методические особенности использования игры как интерактивного метода обучения лексике на уроках немецкого языка

2.1 Языковые и лексические игры при обучении немецкому языку

Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов:

а) подготовки учащихся;

б) изучаемого материала;

в) конкретных целей и условий урока.

Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Все зависит от конкретных условий работы учащихся.

Урок немецкого языка -- это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся изучению немецкого языка. Она несет в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим.

«Использование игр на уроках иностранного языка» ранее являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, мотивационную деятельность учащихся с помощью дидактических игр. Конечно, я не использую игры каждый день, как говорится Erst die Arbeit, dann das Spiel. Поэтому применяю их чаще всего в начале урока для разминки вестибулярного аппарата, либо в конце урока.

Игры, которые я предлагаю вашему вниманию, взяты мной из старых журналов «Иностранные языки в школе», интернета, а также из своего личного опыта. Буду надеяться на то, что моим коллегам они пригодятся в работе.

· Фонетические игры -- тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.

v Учитель зачитывает фонетическое стихотворение, в котором доминирует какой-либо звук. Дети должны отгадать его.

Mi- Ma- Mausemaus

Komm aus dem Loch heraus

Mi- Ma- Mausemaus

Komm in mein Katzenhaus!

Am Morgen steht der Cowboy

Von seinem Cowboy- Bett auf

Und wascht sich mit

v На доске изображены рисунки, под каждым рисунком- 2 буквы. Первая: для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.

Например: рука a=u (Hand- Hund) лунa o=u (Mond- Mund)

дверь u=ie (Tur- Tier) ваза V=N (Vase- Nase)

рыба F=T (Fisch- Tisch) дом H=M (Haus- Maus)

брюки o=a (Hose- Hase) книга B=T (Buch- Tuch)

v Преврати одно слово в другое! Разрешается изменить только одну букву. Слова записываются цепочкой на доске. Например: Mund - Mond - Mohn - Lohn - Sohn

· Лексические игры - тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова.

v Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А-1, В- 2, С- 3 и т.д.

Например: 4,5,21,20,19,3,8,5 19,3,8,21,12,5,14. (Deusche Schulen)

v Ребята составляют коллективный рассказ по теме. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Der Winter. 2. Es schneit. 3. Alles ist weiss…

v Учитель записывает на карточках женские и мужские имена. Ученик должен назвать слово на ту же букву, Например по теме «Профессия»: Susanna-Sekrеtarin, Tom- Techniker.

· Грамматические игры -- способствуют употреблению учащими речевых образцов, содержащих определенный грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся.

v Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например, - Ist es klein?

v Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.

v Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например:

Die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…

· Игры для обучения чтению.

v На доске школьникам демонстрируется таблица, в клетках которой вразброс различным шрифтом написаны слоги слов. Следует составить как можно больше слов, например:

· Игры для обучения аудированию.

v На уровне слова составляется цепочка слов, причем каждое следующее слово начинается с последнего слога предыдущего слова. Например:

v Menschen- schenken- kennenlernen- …

v Дети садятся в ряд (или образуют две команды). Первый шепчет следующему слово на немецком языке. Последний игрок должен повторить слово первого игрока. Тот, кто услышал слово неправильно, пересаживается на последнее место.

v Ученики бросают друг другу мяч, называя при этом слово. Но следующее слово должно начинаться на последнюю букву предшествующего слова, например:

v Stuhl, Lampe, Elefant, Tannenbaum….

· Игры для обучения говорению.

v Класс делится на 2 команды. Учитель предлагает им выбрать по одной картинке для её описания. В течение 5 мин. каждый участник команды составляет по одному предложению, после чего команды зачитывают свои рассказы-описания. В конце работы анализируются и оцениваются.

v Каждый ученик пишет предложение в верхней части листочка бумаги на определённую тему, складывает листочек так, чтобы не было видно написанного, и передает его следующему играющему. Предложения записываются в классе по цепочке по принципу: вопрос-ответ. Затем ведущий или учитель зачитывает весь получившийся диалог.

v Учащимся предлагается составить сообщение по нескольким заданным темам (на выбор). Например: “Meine Lieblingsstadt”, “Die beste Freundin”.

Активные формы обучения на уроках английского языка

Принимая во внимание цели обучения (и главную - научить общению на английском языке, а также поддерживать постоянный интерес к предмету, использовать методы и приемы учителей новаторов)...

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю...

Драматизация сказки как средство развития коммуникативности, творческих способностей, нравственности младших школьников при обучении иностранному языку

Сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни ярким эмоциональным изложением событий реального мира и мира фантазий, предлагая человеку образы, которыми он наслаждается и усваивает жизненно важную информацию...

Использование игры при работе над формированием навыков орфографии

Использование нестандартных форм урока при обучении лексической стороне языка

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека...

Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся третьих классов

Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе...

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста на занятиях английского языка

Вопрос о том, нужно и можно ли обучать детей 4 - 6 лет иностранным языкам, давно уже на практике решен положительно. Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку...

Поэтический материал как средство формирования навыков говорения учащихся 5 класса

Одним из способов и приемов обучения является работа с поэтическим текстом. Неограниченные возможности в этом направлении позволяют не только заинтересовать ребят творческой деятельностью...

Применение игровых приемов на уроках немецкого языка

Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.), В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий...

Применение игровых приемов на уроках немецкого языка

Хорошо известно, как трудно вызвать и затем поддерживать интерес к изучению немецкого языка, которому в последние годы конкуренцию составляет английский язык, чья востребованность неоспорима...

Разработка методических приёмов работы с Интернетом на уроке немецкого языка с учащимися старших классов

В последние годы многие учителя всё чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов...

Реализация деятельностного подхода на уроках немецкого языка

Методы и способы развития коммуникативной компетенции. Основные методы: Методы обучения, результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина...

Ролевые игры как средство развития диалогических навыков у учащихся 3-го класса на уроках немецкого языка

Творческие формы развития познавательного интереса на уроках немецкого языка на средней ступени обучения

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете - стал выше ростом и крепче телом...

Березина Инна Валерьевна
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-04 Игра – активный метод обучения немецкому языку Березина Инна Валерьевна МАОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность учащихся и интенсивное групповое взаимодействие.

Просмотреть свитедельство о публикации


Игра – активный метод обучения немецкому языку

Оснащение: компьютер, проектор.

I. Презентация педагогического опыта

Как гласит китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь».

В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность уча щихся и интенсивное групповое взаимодействие.

По Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учащиеся должны уметь интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей педагога в современных условиях является умение организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю могут помочь активные методы обучения.

К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного о бучения делят на имитационные и не имитационные. Имитационные методы, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. Им итационные игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации. Имитационные не игровые: анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение задач и так далее. Не имитационные: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций.

II. Представление занятия

Занятия играми обогащают детей новыми ощущениями, эмоциями, представлениями и понятиями. В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала. В зависимости от возрастных особенностей учеников и целей урока необходимо использовать грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры, игры на разминку.

III . Имитационная игра со слушателями

Учителя немецкого языка делят аудиторию методом случайного отбора (используя цветные конфеты) на группы по пять человек. Каждая группа получает свою игру с подробным описанием хода игры и начинается процесс.

IV . Моделирование

Слушателям предлагается самостоятельно ознакомиться со списком игр и подумать, на каком этапе урока их можно использовать.

После завершения работы проходит обсуждение.

V . Рефлексия

Использование игр на уроках иностранного языка делает процесс обучения более увлекательным. В процессе игры ребенок чувствует себя эмоционально раскрепощенным. Он может без ограничений проявить свои творческие способности.

Игра - это наиболее комфортный способ познания для ребенка.

, . .

Применение технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.

Чаленко Е.С., учитель немецкого языка

Великая цель образования - не только знания,

Но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

СЕЙЧАС – время перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Репродуктивное обучение устарело. Необходим переход к инновационным методам преподавания. РЯДОМ со мной – мои ученики. Каждому необходимы определенные навыки мышления и качества личности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И основным моим ДЕЛОМ как педагога является создание эмоционально-комфортной, мотивирующей и творческой обстановки, в которой отсутствует принуждение, и есть возможность для каждого ученика найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение технологии активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

1. Учебная игра способна обеспечить высокую степень мотивированности обучающихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации. Она похожа на развлекательную игру: веселая, занимательная, содержит элементы конкуренции. Но учебная игра имеет две цели: игровую и языковую. Мы не только играем, но и упражняемся. Одним из главных преимуществ такого метода обучения является то, что учебная игра как нельзя лучше помогает создать положительный эмоциональный настрой , атмосферу психологической комфортности, ориентацию на успех каждого ученика , что значительно повышает эффективность урока. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и целей урока использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые и творческие игры. В процессе работы с детьми придумываем свои собственные игры. Например,

«Биатлон»

Класс: 2

Цель: запоминание букв немецкого алфавита.

Необходимые материалы : карточки с буквами.

Технология проведения : Карточки выставляются на доске. Ученик называет изображенную букву. Учитель (сильный ученик) контролирует выполнение задания. При слове «Richtig» участник переворачивает букву обратной стороной, «Falsch» - буква остается открытой.

«Найди меня!»

Класс:5-7

Цель: закрепление лексики по теме «Город», повторение грамматической темы «Предлоги».

Необходимые материалы: карточки с планом города.

Предварительная подготовка: ученики готовят план города и повторяют грамматическую тему «Предлоги».

Технология проведения: обучающиеся делятся на пары. Перед ними лежит план города. Ученики договариваются об отправной точке. Затем один из них озвучивает свой путь, другой следует за ним мысленно, в конце пути звучит команда «Найди меня!». Второй ученик указывает определенное место на карте. Потом меняются ролями.

2. Классная корреспонденция Современные формы переписки обучающихся – это E-Mail, SMS, чаты, блоги. Цифровое общение не несет того очарования, которое имеет старое классическое письмо на бумаге. Письмо, конверт, сюрприз внутри, ожидание ответа. В нашем классе есть почтовый ящик. Письма достаем по пятницам. Есть личные письма, есть от класса классу. Этот метод работы использую на уроках и во внеурочное время.

Например, урок в 8 классе. После повторения прошедшего времени за 10-15 минут до конца урока делю класс на группы. Сильные ученики получают задание – написать письмо 11 классу о том, как провели выходные. А остальные обучающиеся выполняют треннинговые упражнения по выяснению результатов усвоения пройденного материала.

В группе сильных учеников наблюдаю следующее разделение: один записывает, другой работает со словарем, двое рисуют «фотографии». И каждый ученик в трех предложениях диктует свой мини-рассказ о выходных, используя форму прошедшего времени.

3. Метод «Шесть шляп» используется мною в старших классах для разностороннего анализа прозаических текстов или проблемной ситуации. Мы все воспринимаем мир по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести “шляпах”. В практику развития мышления метафору “шести шляп” ввел известный психолог Эдвард де Боно. Каждому обучающемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно).

Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное.

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.

Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Синяя шляпа – это шляпа модератора. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы.

4. Обучение по станциям. Обычно этот метод используется мною на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. «Обучение по станциям» требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся. Поэтому такой формы уроки проводятся не часто. Но это и повышает интерес учеников. Стараюсь предлагать станции с различными социальными формами, чтобы задания выполнялись не только индивидуально, но и в парах, и в группах. Задания могут быть обязательными, а могут – по выбору. Обычно отмечаю это цветом. Судя по практике, ребята с удовольствием проходят все этапы урока. И даже в случае получения нежелаемого результата сильно не расстраиваются. Ведь оценивали они свою работу САМИ.

5. Проектная работа. Это мой любимый метод. Его принцип – обучение в действии. Теория очень тесно связана с практикой. Проектная работа готовит учеников к самостоятельному обучению в течение всей жизни. Для этого метода характерны ориентирование на жизненный опыт и интересы обучающихся, целенаправленное планирование, ориентирование на доступный продукт, а не на туманную теорию, способствование самоорганизации и ответственности за выполняемую работу, общественная практичность.

На уроках обучающиеся с удовольствием выполняют творческие проекты. Например, в 4 классе строится зоопарк, в 5 классе организуется выставка домашних животных, в 6 классе проектируется школа мечты, в 7 классе проводится заочное путешествие по городам Германии и России, в 8 классе оформляются коллажи о лете, в 9 классе рекламы будущих профессий, в 10 классе стенд «Германия и немцы», 11 класс оформляет презентацию «Великие люди Германии и России».

Исследовательские проекты требуют больше времени. Поэтому мы чаще всего занимаемся ими во внеурочное время. Лучшие проекты представляем на ежегодном заседании школьного научного общества учеников «Эврика».

Итак, активные и интерактивные методы обучения немецкому языку способствуют:

  • формированию положительной учебной мотивации;
  • повышению познавательной активности обучающихся;
  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулированию самостоятельной деятельности;
  • развитию познавательных процессов: речи, памяти, мышления;
  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика и определение условий для их проявления и развития;
  • развитию универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.