Где происходили выборы консулов в древнем риме. Консул (Consul) - это




Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

2.5. Армия.

Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли во­енной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

Первоначальная военная организация Рима была проста. По­стоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных дей­ствиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продо­вольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граж­дан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.

Длительность и частота войн превращает армию в постоян­ную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов - крестьянства, отвлекаемого от своих хо­зяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.

Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность рим­ских граждан, допустила набор добровольцев, получавших воору­жение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам пола­галась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли полу­чать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии - большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство соб­ственным положением и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической си­лой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, - крупной политической фигурой.

Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия во­шла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появле­ние войска в городе запрещалось.

3.Падение республики и переход к империи

Во II-I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Успешная завоевательная политика, пре­вратившая Средиземное море во внутреннее море Римского госу­дарства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управле­ния ими.

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями.

При завоевании Италии в V-IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к конфискации земель, так как рост населения тре­бовал расширения земельных владений. Рабство приобре­тает "классический", античный характер. Значительная масса ра­бов эксплуатируется в государственных и крупных частных земле­владельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естест­венный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощ­ных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхива­ют гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную мате­риальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи стреми­лись ограничить крупное землевладение знати и за счет этого со­здать земельный фонд для наделения землей мелких землевла­дельцев, а также ослабить власть оплота знати - сената и восста­новить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Обязанности и полномочия царя в основном перешли к вновь созданному институту консулов . Это была высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме. Первоначальное их название (praetores — предводители) указывало на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. В 305 г. до н. э. наименование должности изменилось на консул ; в латинском языке consulere означает «советоваться». Титул перешел к совершенно иной должности.

Считалось, что институт консулов берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. э., но в V веке до н. э. последовательность консулов не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли выполняться только высшими должностными лицами государства.

Консул

509 г. до н. э. – 705 г.

Консулы (consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей в 509 г. до н. э. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его «заботящиеся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающие» народ и сенат, а в новое время Нибур - «вместе находящиеся», Моммзен - «вместе танцующие», Герцог - «вместе идущие», Зольтау - «вместе заседающие», т. е. товарищи (collegae).

Двое консулов избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что сначала право стать консулом имели только патриции. С 366 г. до н. э. (после Лициниева закона ) один из консулов мог быть и плебей, но только в 342 г. до н. э. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. до н. э. оба консула были из плебейских родов.

Консулов избирали центуриатные комиции (в которой преобладала аристократия) под председательством консула или диктатора , а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex .

Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны с 222 г. до н. э. консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. до н. э. — 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената.

Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в , которая предоставляла консулам соответствии с законом .

Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами и potestas .

Военная власть консулов заключала в себе следующие права:

1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum ), перешедшее позже к комициям, и центурионов.

2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула.

Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право:

1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi ). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение;

2) созывал народ в по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi ).

Власть консула была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула :

1) провокацией к народу,

2) учреждением квесторов (509 г. до н. э.), контролировавших расходы государственного казначейства;

3) учреждением народных трибунов (494 г. до н. э.), имевших право интерцессии;

4) цензурой (443 г. до н. э.), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312 гг. до н. э.) - и право составления списка сенаторов;

5) претурой (367 г. до н. э.), к которой перешла гражданская юрисдикция;

6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis ).

В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 г. до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - . Помощниками консулов были квесторы .

Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так называемый «Senatusconsultum ultimum» : videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat , т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии.

Знаками отличия консула были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta ), курульное кресло, инкрустированное слоновой костью, и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces ). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул , старший годами. В древнейшие времена у консула , стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консула . Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias ) или соглашение (comparare inter se provincias ). В случае увольнения или смерти одного консула , другой выбирал нового коллегу (consul suffectus ).

Лица, бывшие консулами , назывались consulares ; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г. до н. э.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год.

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет, а Октавиан в 19 лет.

В последние времена республики пало значение и власть консулов . В эпоху империи, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus ). Временные магистраты, заменявших консулов в 451 — 449 и 444 — 366 гг. — децемвиры (decemviri legibus scribundis ) и трибуны (tribuni militares consulari potestate ).

В римской системе летоисчисления года обозначались именами консулов ​​данного года (они именовались лат. consules ordinarii ).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). После окончания срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

Каждый консул командовал армией так, как считал нужным, и имел неограниченную власть. Однако, в конце кампании, он мог преследоваться в судебном порядке за его преступления (например, ограбление провинций или хищение государственных средств)


5. Предотвращения злоупотреблений

Для предотвращения злоупотребления консульским властью каждом консулу предоставлялось право вето на решение своего коллеги. Поэтому, за исключением провинций, где один из консулов ​​был командующим местными войсками, консулы могли действовать лишь в согласии, или, как минимум, не против друг друга. Если против одного из консулов ​​предъявлялось обвинение, то его коллега мог подать апелляцию, и, если она имела успех, обвинения снималось. Во избежание нежелательных конфликтов, ежемесячно только один из консулов ​​выполнял свои обязанности. Имеется в виду не то, что другой консул был временно лишен власти, а лишь то, что первый из них имел возможность действовать без помех. Следующего месяца консулы менялись ролями, и так продолжалось в течение всего срока консулата.

Другим средством контроля консулов ​​был тот факт. что по окончании срока полномочий каждый из бывших консулов ​​мог быть привлечен к ответственности за свои поступки во время пребывания на этом посту.

Также существовало три ограничения консульской власти: короткий срок полномочий (один год), четкое определение их обязанностей Сенатом и невозможность повторного участия в выборах консула сразу после окончания первого срока. Обычно период между консулат составлял десять лет.


6. Губернаторство

После окончания консулата, Сенат назначал консула на пост губернатора провинции. Провинции, куда предназначался каждый из консулов, определялись путем жеребьевки, которое проводилось в конце консулата.

Таким образом, консул по окончании своих полномочий становился проконсулом , а его власть ограничивалась одной из многочисленных провинций Республики и уже не распространялась на всю страну, а в других провинциях даже была незаконной. Также проконсул не имел права покидать провинцию до окончания срока своих полномочий или до приезда своего преемника, за исключением лишь редких случаев, когда на это был специальное разрешение Сената. Срок проконсульства составлял преимущественно от одного до пяти лет.


7. Назначение диктатора

Во время кризиса, особенно когда римские территории находились под угрозой вражеского нападения, консулы, по предложению Сената, назначали диктатора, которому предоставлялась верховная власть в государстве на период не более 6 месяцев. Течение диктатуры полномочия консулов ​​временно прекращались.

8. Права и обязанности консулов ​​во времена Империи

После того, как Октавиан Август стал в 27 г. до н.е. императором и установил принципат , консулы потеряли большую часть своей власти и обязанностей. Хотя это еще была самая высокая должность в государстве, в условиях абсолютной верховной власти императора консулы стали лишь символом республиканской наследия. Все чаще консульское должность обнималась самим императором и наконец стала чисто императорской, за консулами в Римской Империи, однако, осталось право председательствовать в Сенате. Также в исключительных случаях консулы имели право вершить правосудие и представляли игры в Circus Maximus и все торжественных церемониях в честь императора, проводившихся за их собственный счет.

По окончании срока полномочий бывшие консулы (проконсулы) обычно занимали должности губернаторов римских провинций, на которых служили от трех до пяти лет.


9. Датировка

Каждый год назывался по имени консулов, правивших в этом году (подобно года царствования в монархии), хотя существовало практичнее датировка "от основания города" (т.е. от даты основания Рима). Например, 59 г. до н.е. назывался "консулатом Цезаря и Бибула", ведь консулов ​​этого года звали Гай Юлий Цезарь и Марк Кальпурний Бибул - хотя фактически вся власть принадлежала Цезарю, именно поэтому иногда этот год шутливо называют "консулатом Юлия и Цезаря".

В латинском языке для обозначения даты обычно использовалась такая конструкция как абсолютный аблатив . Как пример - "M. Messalla et M. Pupio Pisone consulibus", что литературным языком можно перевести как когда консулами были "Марк Мессалла и Марк пупе Пизон" (Caesar"s De Bello Gallico)


в Древнем Риме должностное лицо, обладавшее высшей гражданской и военной властью. Избиралось два консула сроком на один год. В эпоху империи консулы теряют реальную власть, звание консула становится почетным титулом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСУЛ

Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до Р. X., были два консула (pari potentia), которые первоначально назывались praetores (praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название consules. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатских комициях и до 336 г. до Р. X. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (??????? ?????????), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). С 154 г. до Р. X. они вступали в свою должность постоянно с 1 января. Им, как избранным блюстителям государства, tutores reipublicae, должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; во время же диктатуры прекращалась их должностная деятельность. На их решения можно было апеллировать к народу, по закону lex de provocatione (см. Provocatio, Воззвание). Впрочем, по сложении с них звания, их можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе они не имели Imperium; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатских комиций и заключала в себе ius vitae necisque. В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Созывать comita tributa, кажется, было также предоставлено и со времени lex Valeria Horatia, в 448 г. до Р. X. (Liv. 3, 71. 72), потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачею голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до Р. X. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше уже, в 443 г. до Р. X., вследствие учреждения особой цензуры (см. Censor, Цензор) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма, провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности; в таком случае, если соглашение не состоялось, обыкновенно дело решалось жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus consultum extremum, Caes. b. c. 1, 5): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat - поручал им назначить (dicere) диктатора; когда же должность диктатора вышла из употребления, тогда этим поручением консульская власть возвышалась фактически до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (Sall. Cat. 29. Cic. Мil. 26). Впрочем, подобное полномочие не защитило, однако, Цицерона от привлечения к личной ответственности. Двойственное число (par potestas) считалось для консульства делом существенным; поэтому в случае смерти одного консула другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem); вновь избранный назывался consul suffectus и пользовался равною властью с consul Ordinarius. Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики Публий Валерий управлял одно время sine collega. B 499 г. до Р. X. выборы не были произведены вследствие краткости времени, оставшегося до срока должности, а в 67 г. до Р. X. вследствие религиозного соображения, т. к. только что выбранный consul suffectus умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны в 83 г. до Р. X. Карбон; Помпея же назначили в 51 г. до Р. X. консулом sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (exercitus consularis), в главном же начальстве они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собою местность (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если один только из К. выступал в поход, то он назывался consul armatus, в противоположность оставшемуся в Риме товарищу своему (consul togatus). Во время пребывания их в городе знаки, присвоенные их званию, insignia, были: у каждого по 12 lictores, со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода); у заведующего делами консула (cuisus fasces erant, p?nes quem fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц) 12 lictores шли длинным рядом впереди, у другого же они шли сзади, а в прежние времена последний имел только одного служителя, accensus (см. Accensi, Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о том, кому получить какую провинцию, решался обоими консулами по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции extra sortem, extra ordinem. Жалобы консулов, считавших себя обиженными, возбуждались перед трибунами и народом и обыкновенно имели успех. С расширением территории Римского государства двух консулов оказалось недостаточно для ведения войн; поэтому было увеличено число преторов и провинции были разделены на prov. consulares и praetoriae: разделение же это зависело каждый раз от сената, а т. к. при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом К. Гракха lex Sempronia de provinciis consularibus в 122 г. до Р. X. было постановлено, чтобы определение о том, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллою были сделаны большие изменения в круге деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и, таким образом, лишились главного источника власти, военного Imperium. Прямым последствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн совершенно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 г. до Р. X., но не в силу значения этой должности, а благодаря главным образом могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпеи, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были только простою формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suffectus) на полдня, служила только для обмана народа. Еще раз после смерти Цезаря в 43 г. до Р. X. в лице Гирция и Панзы возникло консульство как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но мало-помалу превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой формально все еще высшей государственной должности; под конец начали давать только insignia consularia без должности; отсюда различие между consulatu functi и consulares honorarii. Действительную пользу бывшие К., viri consulares, извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обыкновенно каждый год отдавались в управление двум старшим consulares. Настоящим консулам оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, приготовляемыми для императора и, кроме того, председательство в сенате. ср. : Brambach, de consulatus mutata inde a Caesaris temporibus ratione (1864).

Которое назначается правительством с согласия другого государства. Консул осуществляет защиту интересов и прав пребывающих в другой стране подданных своей страны. отличается от дипломатических агентов, так как защищает

Немного истории

Консульская должность впервые была введена в первом веке до нашей эры. Во время стремительного разрастания империи, бесконечных войн державе требовались новые государственные должности, упрощающие общее управление страной.

Консул в Риме - это одна из высоких коллегиальных должностей. Их было сразу двое, и избирались они сроком на один год. Учредили коллегию двух консулов уже после изгнания Тарквиния Гордого. Сначала консулов выбирали только из патрициев, но после борьбы между ними и плебеями последние также получили право быть избранными.

Права и обязанности консулов в Древнем Риме

В Риме консул - это человек, который обладал высшей военной и гражданской властью. Они могли набирать легионы и возглавлять их, созывать комиции и сенат, председательствуя там, назначать диктаторов и проводить ауспиции. Изначально консулы имели право вести все судебные процессы, затем оно перешло к преторам.

Консулы имели помощников (квесторов) и знаки отличия: тоги с пурпурной широкой каймой, кресло, украшенное слоновьей костью, постоянное сопровождение из 12 ликторов. По окончанию срока консульства они получали звание проконсула и провинцию в личное управление. Впоследствии консулы утратили свою основную власть, и должность перешла в почетный титул, а вместо выборной стала назначаемой.

В современное время в Риме консул - это должностное лицо, которое назначается постоянным представителем в районе или городе другой страны для того, чтобы защищать юридические и экономические интересы не только своей страны, но и своих подданных. Основное направление работы консульства - выдача виз и забота о гражданах, находящихся на территориях вверенных им государств. В основном функции, которые выполняет консул Рима, совпадают с теми, которые выполняют на той же должности и в России.

Обязанности консула России

Консул - это государственная должность, поэтому предполагает определенные обязанности, возложенные государством на должностное лицо:

Права консула

Консул - это лицо, представляющее государство и имеющее по роду службы определённые права:

Легализация

Консульская легализация подразумевает установление и обязательное засвидетельствование подлинности поставленных подписей на актах и документах и отслеживание соответствия всем законам страны пребывания. Легализует такие документы непосредственно консул России, принимают их на рассмотрение только при консульской легализации, если международным договором или законом РФ не предусмотрено иное.

Юрист-консул

Юрист-консул - это работник государства, обеспечивающий соблюдение его законодательства. Он должен иметь и владеть актуальными знаниями обо всех изменениях в законе. Он участвует в разработке необходимой правовой документации и готовит юридические заключения, рассматривает вопросы следит за соблюдением законодательства, занимается подготовкой договоров и юридической документации, а также проводит консультации по юридическим вопросам. Он защищает права граждан в другой стране, рассматривает жалобы и обеспечивает полную юридическую поддержку.