Глеб тайм драйв. «Тайм-драйв: Как успевать жить и работать» - Глеб Архангельский




Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".

Случаи, когда ребенок не хочет учиться, в современных семьях совсем не редки. Причины такого явления могут быть совершенно разные, но вот реакция родителей и всех ближайших родственников на плохую успеваемость своего отпрыска обычно следует одна и та же. Ребенка обвиняют во всех смертных грехах, объясняя неуспеваемость его ленью, эгоизмом, ужасным воспитанием (кстати, а кто его воспитывал-то?), связями с плохой компанией и другими причинами вплоть до слабоумия!

На самом же деле, ситуация, когда ребенок не хочет учиться, реже всего связана со всеми вышеперечисленными проблемами. Как правило, причиной того, что ребенок не хочет учиться, являются…его родители!

Почему же ребенок не хочет учиться, и что делать при этом родителям?

Разберем такую распространенную ситуацию: есть девочка, научившаяся читать с 3 лет, и с детсадовского возраста увлекавшаяся книжками со сказками, а порой даже придумывавшая сама какие-то рассказы. И есть родители, которые с того же самого детсадовского возраста девочки нарисовали для себя будущее своей дочери, где они видели ее профессиональным финансистом. Девочка достигает 7 лет – и ее отдают в гимназию с математическим уклоном. А спустя пару месяцев родители с ужасом замечают, что их всегда спокойная, покладистая и веселая девочка вдруг становится плаксивой, агрессивной, а каждое утро сопровождается рыданиями и криками: «Не хочу в школу!». И ладно бы только это – так она еще и оценки приносит не самые лучшие, перебиваясь с «двойки» на «тройку»!

Родители, конечно же, во всем винят дочь, считая, что она «ленива и избалованна», решила «опозорить» их семью (ситуация усугубляется в том случае, если родители тоже финансисты и считают эту профессию «династической»).

Реальная же причина в том, что дочь просто не в состоянии «тянуть» математическую программу в сильной школе, потому что она – 100%-ный гуманитарий и, возможно, будущая великая писательница. А так как все маленькие дети являются честолюбивыми перфекционистами, неуспеваемость в школе очень сильно бьет по самолюбию девочки, что выливается в агрессию, истерики и нежелание учиться. Да и постоянное недовольство родителей, мнение которых также для детей имеет большое значение, провоцируют состояние хронического стресса у ребенка.

Что же надо было сделать делать родителям, если ребенок не хочет учиться по этой причине? Во-первых, перестать во всем винить свою дочь. Как бы это ни было печально, но виноваты в сложившейся ситуации только родители. Во-вторых, признать право ребенка быть непохожим на своих родственников – хотя бы в плане способностей и умений – не «позоря» при этом свою семью. Ну и, в-третьих, подобрать ребенку если не гимназию с литературным уклоном, то хотя бы обычную среднестатистическую школу, где с него будут спрашивать понемногу по всем предметам. В этом случае вопрос, почему ребенок не хочет учиться, решится с наименьшими потерями.

Тот же самый рецепт применим и к тем ситуациям, когда родители просто требуют от ребенка невозможного для него: например, отличных знаний по всем предметам, высшего балла на ЕГЭ и т.д. Конечно, Вы можете нанять репетиторов, сидеть с ребенком днями и ночами над уроками – но желания учиться у него от этого вряд ли прибавится. Вы должны смочь признать, что Ваш ребенок, несмотря на свой талант, трудолюбие и ум, все-таки не гений! Гениев вообще существовало и существует крайне мало…

Представим себе ситуацию: мальчик-пятиклассник приходит домой из школы – и на него тут же набрасывается с вопросами мама. «Что ты получил по русскому языку? Тройку?? Все, садись сейчас же за русский и делай домашнее задание, а я проверю! И не забудь выполнить то упражнение, по которому у тебя тройка! Я тоже проверю. Даю тебе 15 минут – марш за стол!»

И несчастный малыш плетется в свою комнату, в душе уже искренне ненавидя и русский язык, и школу, и учителей с мамой вместе взятых. Как вы думаете, сильно у него прибавится любви к учебе от таких методов воспитания? А если еще вспомнить, что многие особенно ответственные родители любят сидеть и делать уроки «вместе с ребенком» или стоять над ним, пока он не сделает ВСЕ домашние задания, становится совсем невесело. А давайте посмотрим на эту ситуацию с другого ракурса? Может быть, в этом случае будет понятнее, почему ребенок не хочет учиться.

Представьте себе: Вы приходите домой после трудового дня и мечтаете больше всего о телевизоре, тарелке пельменей и любимом диване. А тут к вам подбегает муж или мама с возгласами: «Как прошел день? Тебе напомнили на совещании про несданный за прошлый месяц отчет?? Так, сейчас же садись за компьютер и делай его! А я проверю! Даю тебе ровно час! Ах, ты не успеешь? Тогда будешь сидеть всю ночь и вообще, никаких прогулок и кино, пока его не сдашь и не получишь от начальства похвалу!»

Как Вы будете чувствовать себя в такой ситуации? По меньшей мере, возненавидите свою работу и тех, кто не дает Вам отдохнуть после работы. А в особо тяжелых случаях Вы начнете скандалить и отстаивать свое право на отдых.

Так почему Ваш ребенок должен вести себя по-другому?? Особенно, учитывая, что Вы как взрослый человек можете сказать домашним: «Отстаньте от меня, сама разберусь со своим отчетом!». А вот ребенок так сделать не может, потому что, в большинстве случаев, не имеет права голоса.

И не удивляйтесь после этого, что ребенок не хочет учиться. Ведь в результате такого тотального контроля учеба уже становится больше не его делом, а Вашим – а ребенок, как любой нормальный человек, начнет отстаивать свое право на самостоятельность и сопротивляться Вашему давлению. А делать это он будет привычным всем способом – агрессией, ненавистью и истериками. И кому от этого лучше?

Что же делать родителям, у которых ребенок не хочет учиться по этой причине? Единственное, что от них требуется – это дать полную свободу в учебе своему ребенку. Да, возможно, в первое время он и «пойдет вразнос», радуясь внезапно свалившейся на него свободе, но затем он научится контролировать себя, планировать свое время и делать уроки самостоятельно. Плюсом такой ситуации будет то, что учеба начнет восприниматься ребенком как собственная работа – и он будет понимать, что никто, кроме него, не сделает уроки, не выслушает учителя и не подготовит реферат. А получать плохие оценки и выставлять себя на посмешище перед классом, а помимо этого, еще и получать нагоняй от родителей Вашему чаду в конце концов надоест.

Ребенок не хочет учиться, потому что не умеет работать самостоятельно

Эта причина хотя и тесно связана с предыдущей, все же имеет свои особенности. Для наглядной иллюстрации подобной ситуации представьте себе такую картину: мальчик прекрасно учится в школе, слушает учителя и выполняет все задания на «5+», но…вот домашние задания хромают – и очень сильно! Точнее, начинается все хорошо: ребенок приходит домой, вроде бы, намереваясь скорее покушать и сесть за уроки, чтобы вечером пойти поиграть в футбол с друзьями. Но вот на этих намерениях все и заканчивается, потому что мальчика постоянно что-то отвлекает: то кошка, которую нужно погладить, то мультфильм по телевизору, то очередное сообщение в социальных сетях. И так до бесконечности…

В результате такого рода неудач, естественно, создается впечатление, что ребенок не хочет учиться (а порой такие ситуации и перерастают в такое желание). А родители, чаще всего, склонны списывать такое поведение своего сына на лень, рассеянность, необязательность и многие другие не самые лучшие черты характера. Между тем, настоящая причина невыполнения домашних заданий лежит на поверхности – мальчик просто не умеет настраиваться на работу и планировать свое время! В школе учитель обычно говорит всему классу, что делать, и направляет их в единое русло. Дома же таких «ориентиров» нет.

Но это отнюдь не означает, что теперь Вы должны контролировать каждый шаг своего сына и постоянно говорить ему, что он должен делать, постепенно трансформируя Ваши взаимоотношения с сыном в предыдущую ситуацию. Ваша задача – приучить ребенка самостоятельно планировать свое время, свою работу и отдых, правильно ставить цели и сроки выполнения определенных задач. И когда он научится это делать – вопрос: «Почему ребенок не хочет учиться?» просто не возникнет!

Как же научить ребенка самоорганизации? Прежде всего, научите его видеть в жизни не только способы получить удовольствие и порадовать себя, но и необходимость выполнить какую-то порой не слишком радостную работу. Можете привести пример известного человека, долго и упорно работавшего и добившегося успеха.

Не забывайте и о том, что лучшее воспитание для ребенка – это пример его родителей. Покажите ему, что Вы умеете планировать свое время: например, в 19-00 вы готовите ужин, в 20-00 – смотрите сериал, а в 22-00 ложитесь спать. Учите ребенка чередовать отдых и работу, для этих целей можно даже составить режим дня, где будут прописаны все дела, которые ребенок должен успеть сделать в течение дня. Если малыш Вас попросит – помогите ему в чем-то. Тогда ситуации, когда ребенок не хочет учиться, в вашей семье не возникнет.

Ребенок не хочет учиться из-за отсутствия заинтересованности

Порой ребенок не хочет учиться из-за того, что учитель не смог заинтересовать его своим предметом. Ведь, как известно, от подачи одной и той же информации многое зависит.

Как же исправить такую ситуацию?

Прежде всего, не ругайте ребенка и уж тем более не подвергайте сомнению профессиональные навыки учителя. Постарайтесь своими силами заинтересовать ребенка в том или ином предмете, тем более, способы уже давно всем известны. Например, если ребенок не хочет учиться из-за отсутствия интереса к истории – купите ему интересную энциклопедию или покажите исторический фильм про изучаемый период времени.

Если в немилость попала физика – поищите в Интернете описания опытов, которые можно выполнить в домашних условиях, дабы привить интерес к физике. Вариантов существует масса!

А чтобы ваш ребенок никогда не сказал, что не хочет учиться, подогревайте его интерес к школьным предметам и развивайте его любознательность. Тогда он будет искать интересное даже в, казалось бы, самых неинтересных темах.

Представьте себе ситуацию: девочка учится в шестом классе. Она прекрасно усваивает программу, у нее хорошая память, она умеет учиться и предметы ей интересны. Но…что-то вдруг пошло не так. В школу она ходит, как на каторгу, уроки не учит, получает плохие оценки и даже не расстраивается из-за них. А когда ее спрашивают, что случилось, ребенок отвечает, что не хочет учиться. В чем причина?

Мы, родители, судим о школьной жизни только по отметкам в дневниках и по редким родительским собраниям, которые (будем честными друг с другом) порой даже не посещаем. Между тем, отношения с одноклассниками – это очень важная вещь, от которой зависит чуть ли не вся школьная жизнь!

Если отношения с одноклассниками не заладились – ребенку становится некомфортно в школе и уроки не учатся, потому что мысли заняты не тем. А порой жестокие одноклассники даже могут в прямом смысле этого слова мешать учиться ставшему «белой вороной» ребенку, забирая личные вещи, разрывая тетради с домашними заданиями и т.д. Ребенок может боятся, что его засмеют за слишком плохой ответ или обзовут «ботаником» или «зубрилой» за слишком хороший. Поэтому учеба под оценивающими взглядами одноклассников становится тяжелым испытанием для неокрепшей детской психики.

Ситуация, когда ребенок не хочет учиться по этой причине, усугубляется еще и тем, что дети часто молчат о том, что происходит с ними в школе, боясь, что рассерженные родители пойдут разбираться с обидчиками, после чего насмешки продолжатся с удвоенной силой. Как помочь своему ребенку в этой ситуации? И как вообще узнать об истинных причинах того, что ребенок не хочет учиться?

Во-первых, постарайтесь узнать у ребенка о его отношениях с одноклассниками. Если Вас что-то настораживает – спросите о взаимоотношениях между детьми у классного руководителя. Если Ваши опасения подтвердятся – объясните ребенку, как давать отпор обидчикам. Можно научить его паре-тройке «убойных» выражений, направленных на то, чтобы выставить обидчиков на посмешище у их же приятелей. Конечно, мы не призываем Вас учить ребенка нецензурной брани, ведь можно придумать колкие ответы на те или иные издевательские выражения обидчиков, состоящие из вполне приличных слов. Главное – ни в коем случае не идите разбираться с одноклассниками Вашего ребенка самостоятельно, если не хотите сделать ему хуже!

Если ребенок не хочет учиться – родителям нужно понять самую главную вещь. Вернуть ребенку желание учиться в Ваших руках! Ведь, как правило, в том, что ребенок не хочет учиться, виноваты его родители: где-то слишком сильно нажали, где-то недосмотрели, где-то лишний раз не похвалили. Поэтому, выяснив причины нежелания ребенка учиться, начинайте принимать необходимые меры. В этом случае уже очень скоро Вы сможете с гордостью рассказывать окружающим об успехах своего чада!

Тайм драйв Глеб Архангельский, как успевать жить и работать.

Знание секретов тайм-менеджмента поможет вам найти время не только на то, что важно, но и на то, что доставляет удовольствие.

До конца жизни нам осталось примерно 200–400 тысяч часов, говорит ведущий российский эксперт по тайм-ме­недж­мен­ту Глеб Ар­хан­гель­ский, и наша задача – рас­по­ря­дить­ся этим временем с умом.

Время необходимо найти не только на за­ра­ба­ты­ва­ние денег, но и на семью, друзей, отдых, чтение книг и тысячи других занятий. Большинство людей не за­ду­мы­ва­ют­ся о том, что время, в отличие от денег, – ресурс невос­пол­ни­мый, и продолжают бесшабашно его транжирить.

Автор в доступной форме знакомит читателя с секретами тайм-ме­недж­мен­та, или техники управления личным временем. Сильные стороны книги – это возможность применить ее ре­ко­мен­да­ции на деле прямо сегодня, четкая структура изложения, а также мно­го­чис­лен­ные обращения автора к примерам из российской истории и современной деловой жизни.

Ар­хан­гель­ский под­ска­зы­ва­ет простые решения проблемы нехватки времени, над которой многие читатели наверняка ломают голову уже давно. Впрочем, следует отметить, что большинство пред­став­лен­ных в книге ре­ко­мен­да­ций хорошо известно в деловой литературе.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Что такое управление временем и для чего оно нужно
  • Какие приемы и методы помогают экономить или эффективнее ис­поль­зо­вать время
  • Что такое “поглотители времени” и как с ними бороться

Основные идеи

  • Приемы и методы тайм-ме­недж­мен­та позволяют человеку находить время на самые важные и интересные дела в его жизни.
  • Настроиться на работу помогает ис­поль­зо­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских “якорей”.
  • Выполнение неприятной или масштабной работы облегчают методы “съедения лягушки” и “съедения слона”.
  • Планируйте свое рабочее время, включая в план и периоды отдыха.
  • Если перед вами стоит сразу несколько задач, выбирайте самую при­о­ри­тет­ную. При этом опирайтесь не на интуицию, а на критерии важности.
  • Умение вовремя сказать “нет” экономит время и силы.
  • Перед тем как приступить к рутинной или не требующей высокой ква­ли­фи­ка­ции работе, подумайте, нельзя ли ее пе­ре­по­ру­чить другим людям.
  • Когда на вашем столе накопится слишком много неразо­бран­ных материалов, рас­сор­ти­руй­те их методом вычленения отдельных типов документов.
  • Продумайте тактику борьбы с основными “по­гло­ти­те­ля­ми времени”; утечки времени оценивайте с помощью ежедневного хро­но­мет­ра­жа своих действий.
  • Ценность навыков по управлению временем ру­ко­во­ди­те­лю лучше всего показывать на личном примере.

Краткое содержание Тайм драйв Глеб Архангельский

Что такое тайм-ме­недж­мент

Когда к человеку приходит понимание того, сколько времени ему осталось на активную жизнь, он начинает всерьез бес­по­ко­ить­ся о максимально полезном рас­хо­до­ва­нии этого времени.

После того, как он привыкает вдумчиво и кропотливо планировать рабочий день, неделю, месяц, часто об­на­ру­жи­ва­ет­ся, что у него появилось намного больше, чем раньше, времени на отдых, “творческую лень” и спокойные размышления о чем угодно.

Управление личным временем – это не раз­но­вид­ность кро­хо­бор­ства и скупости, как может кому-то показаться, а уникальная возможность высвободить время не только на самые важные, но и на самые приятные дела, чтобы жить в со­от­вет­ствии с личными ценностями и при­о­ри­те­та­ми.

Иными словами, тайм-ме­недж­мент – это один из путей к свободному и гар­мо­нич­но­му су­ще­ство­ва­нию.

Са­мо­мо­ти­ва­ция

Психологам хорошо известно, что с помощью нехитрых приемов, действующих чаще всего на бес­со­зна­тель­ную часть психики, человека можно настроить на эффективную работу даже в том случае, когда работа ему неинтересна.

Один из этих приемов – ис­поль­зо­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских “якорей”, то есть це­ле­на­прав­лен­ное создание в сознании нужных ассоциаций. Например, если вы привыкли заниматься делами в со­про­вож­де­нии опре­де­лен­ной мелодии, то ее про­слу­ши­ва­ние само по себе способно взбодрить и настроить на рабочий лад.

Иногда таким “якорем” выступает и чашка крепкого кофе, выпиваемая по приходе на работу. Обращаться с пси­хо­ло­ги­че­ски­ми “якорями” следует аккуратно, так как сфор­ми­ро­ван­ные ими ассоциации могут распадаться.

“В области времени нет миллионеров… Потерянное время, в отличие от потерянных денег, нельзя вернуть”.

Иногда нам бывает трудно взяться за дело, когда мы понимаем, что дело это непростое и потребует зна­чи­тель­ных усилий. Используйте в этом случае “метод швей­цар­ско­го сыра”.

Представьте, что стоящая перед вами задача – это кусок сыра, от которого можно откусывать маленькие кусочки, то есть выполнять самые легкие или приятные этапы работы.

Через некоторое время вы заметите, что от основного массива работы уже почти ничего не осталось. Завершив выполнение того или иного этапа, поощрите себя – скажем, откусывайте кусочек шоколадки после написания очередной страницы отчета.

Один из популярных способов заставить себя приступить к выполнению не слишком приятных задач – “съедение лягушки”. Представьте, что самый неприятный для вас участок работы – это холодная, противная лягушка, которую нужно съесть.

После того, как вы покончите с самым трудным, все остальное покажется вам намного более простым для выполнения.

“«Драйв» – так же хорошо прижившийся в русском языке корень, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся с двумя вещами: управлением, энергичным движением – и, второе значение, ярким удо­воль­стви­ем от того, что делаешь”.

Другой вариант этого метода – “съедение слона”. Когда вы боитесь приступить к задаче из-за ее мас­штаб­но­сти, представьте ее в виде слона, которого вы разрезаете на кусочки, чтобы каждый день съедать по одному.

Заведите таблицу, в которую заносите съеденных “слонов” и “лягушек” по мере их поступления. Назначьте для себя маленькую награду за успешное поглощение опре­де­лен­но­го их количества – например, приятную покупку.

Пред­став­ле­ние времени в виде таблицы – эффективное средство тайм-ме­недж­мен­та, помогающее создать в воображении картину неумолимого течения времени.

“Человек устроен так, что сама фиксация ко­ли­че­ствен­но­го показателя уже под­тал­ки­ва­ет к действиям в нужном направлении”.

Тайм-ме­недж­мент в офисе

Одна из аксиом управления временем гласит, что у каждого дня должен быть план. Этот план выступает своего рода схемой, помогающей сознанию пред­ва­ри­тель­но просчитать все действия.

Всегда имейте при себе ежедневник, куда вечером или утром заносите план на предстоящий день. Подсчитывая дневной “бюджет” своего времени, не забывайте закладывать в него такие непред­ви­ден­ные временные траты, как ав­то­мо­биль­ные пробки или ор­га­ни­за­ци­он­ные просчеты.

Нужно помнить и о том, что план – это не догма, а пред­ва­ри­тель­ная схема, которую нужно кор­рек­ти­ро­вать по ходу дела. Недостаток планов в том, что они могут срываться из-за непред­ви­ден­ных мелочей.

Продумайте свои действия на этот случай и за­страхуй­тесь от неожи­дан­но­стей – например, собирая максимум до­пол­ни­тель­ной информации о за­пла­ни­ро­ван­ных ме­ро­при­я­ти­ях.

“Очень многие люди на пост­со­вет­ском про­стран­стве не управляют своей жизнью, а плывут по течению”.

Часть задач, которые обязательно нужно выполнить, будет относиться не к конкретному дню, а иметь сквозной характер. Например, напомнить кому-то о чем-то, если он позвонит, или помыть машину, если вы будете проезжать мимо автомойки.

Список таких дел удобно выносить на отдельную карточку, ис­поль­зу­е­мую в качестве закладки в ежедневнике, – “стра­те­ги­че­скую картонку”. Выполнение за­пла­ни­ро­ван­ных действий такого рода зависит от появления удобного момента.

Чтобы вспомнить о “контекстной задаче” в нужный момент, создайте систему “переходящих” напоминаний, которые можно записывать, скажем, на маленьких стикерах и прикреплять сначала к одной странице ежедневника, а затем переносить их на следующую.

“Ежедневно нам внушают, чего должен хотеть «правильный» успешный человек. Хотя настоящие успешные люди начинали свой путь к успеху вовсе не с покупки пиджака от Армани”.

При пла­ни­ро­ва­нии дня следует учесть еще одно условие эффективной работы, о котором мало кто за­ду­мы­ва­ет­ся. Это отдых для вос­ста­нов­ле­ния сил. Бес­си­стем­ное пе­ре­клю­че­ние внимания не помогает рас­сла­бить­ся – отдых должен быть регулярным и за­пла­ни­ро­ван­ным.

Установите для себя правило каждый час отрываться от работы ровно на пять минут. В “пятиминутку отдыха” заварите чай, поговорите со знакомым, побродите по Интернету или просто пройдитесь по коридору.

Лучший вид короткого отдыха в рабочее время – это сон. Вместо того чтобы после обеда клевать носом, мучительно пытаясь со­сре­до­то­чить­ся, найдите возможность вздремнуть хотя бы полчаса.

Это можно сделать в кабинете, пустой пе­ре­го­вор­ной комнате или автомобиле. Короткий по­сле­обе­ден­ный сон быстро освежит мозг – и вы будете готовы с новыми силами взяться за работу.

“Первое, с чего начинается расстановка приоритетов, – расчистка вашей жизни от навязанных дел”.

Искусство расставлять приоритеты

Умение находить среди дел главное и в первую очередь заниматься им, а все вто­ро­сте­пен­ные задачи откладывать на потом имеет ко­лос­саль­ную важность не только для работы, но и для жизни в целом.

Самая рас­про­стра­нен­ная причина неудач – наше есте­ствен­ное желание получить все и сразу. Выбор при­о­ри­тет­но­го в данный момент дела – суть тайм-ме­недж­мен­та.

Однако чтобы не ошибиться с выбором приоритета, нужно не полагаться на интуицию, а сфор­му­ли­ро­вать критерии важности (источник задачи, вклад в общий результат, сложность и так далее).

Матрица критериев должна стать “ситом”, сквозь которое вы будете ежедневно “просеивать” задачи и цели.

“В любом случае, с вечера или с утра пла­ни­ро­вал­ся день, – к плану ни в коем случае нельзя относиться как к закону. План должен постоянно кор­рек­ти­ро­вать­ся при изменении об­сто­я­тельств”.

Когда человек начнет всерьез разбираться с тем, какие дела имеют пер­во­сте­пен­ную важность, а какие подождут, у него могут возникнуть конфликты с окружающими. Каждый считает, что его проблема или вопрос должны решаться в первую очередь.

Ваша задача – сбросить с плеч гору мелких, вто­ро­сте­пен­ных дел, которые отнимают ценное время и истощают силы, но при этом не испортить отношений с коллегами. Можно выделить три следующих приема, помогающих это сделать:

  • Вежливый и убе­ди­тель­ный отказ. Ничто так не бережет время и силы, как умение говорить “нет”. Научитесь вовремя от­ка­зы­вать­ся от выполнения дел, не со­гла­су­ю­щих­ся с вашими при­о­ри­тет­ны­ми целями. Чтобы человек, которому отказали в его просьбе, не затаил на вас обиду, придумайте прав­до­по­доб­ную причину. Если позволяют об­сто­я­тель­ства, попробуйте привести логическую ар­гу­мен­та­цию своего отказа. Либо докажите человеку, что на самом деле то, о чем он вас просит, ему не нужно или не выгодно.
  • “Здоровый пофигизм”. В некоторых ситуациях не следует торопиться с выполнением по­став­лен­ной задачи – завтра она может решиться сама собой, без вашего участия. Перед тем как браться за любое дело, спрашивайте себя, нужно ли его делать вообще и должны ли этим заниматься именно вы. Вокруг вас наверняка есть люди, которые только и ждут, чтобы переложить на ваши плечи свою работу.
  • Де­ле­ги­ро­ва­ние работы. Перед выполнением рутинной (или неква­ли­фи­ци­ро­ван­ной) работы подумайте, нельзя ли передать ее другим сотрудникам или обратиться к помощи людей, оказывающих про­фес­си­о­наль­ные услуги. Перепоручив задачу подчиненным, не забывайте следить за тем, как они ее выполняют, и при необ­хо­ди­мо­сти напоминайте им о ней. Не полагайтесь на память, а фиксируйте поручения на карточках или в органайзере (бумажном или электронном). Пусть коллеги и подчиненные знают: вы никогда не забываете, о чем просили других.

“Если ваши планы и до­го­во­рен­но­сти под­твер­жде­ны электронным письмом, решать спорные вопросы «в случае чего» будет гораздо проще”.

Как победить хаос

Одна из основных причин утечки дра­го­цен­но­го времени – присутствие вокруг нас толщи ин­фор­ма­ци­он­но­го мусора, сквозь который приходится продираться к дей­стви­тель­но важной информации.

Научитесь ор­га­ни­зо­вы­вать оперативный доступ к нужным сведениям и не за­гро­мож­дай­те голову массой ненужных. Когда у вас скопится слишком много непро­смот­рен­ных документов, непро­чи­тан­ных писем и так далее, примените метод “огра­ни­чен­но­го хаоса”.

Он заключается в том, что все входящие материалы помещаются в общий “накопитель” (папку, корзину, электронную папку). Затем про­из­во­дит­ся сортировка: мы выделяем из массы бумаг основной тип материалов (или же тот, который легче всего вычленить) и заводим для него отдельную папку (например “Договоры”, “Финансовые отчеты”).

Затем выделяем следующий массив до­ку­мен­та­ции – и так до тех пор, пока завал не будет разобран. Метод движения от хаоса к порядку гораздо лучше из­на­чаль­но­го следования опре­де­лен­ным принципам сортировки документов, которое в итоге чаще всего приводит к дуб­ли­ро­ва­нию папок и еще большему хаосу.

“Главное правило управления вниманием: если вы приблизили что-то к центру внимания – что-то обязательно удалите от него”.

“Поглотители времени”

Один из главных источников ин­фор­ма­ци­он­но­го мусора в жизни человека – это телевидение и другие средства массовой информации. Внимательно про­ана­ли­зи­руй­те свое желание регулярно смотреть выпуски новостей.

Так ли вам нужно знать о военных действиях на Ближнем Востоке, о разводе поп-звезды или любом другом событии, к которому ни вы лично, ни ваша компания не имеете отношения?

Бросьте привычку включать телевизор по утрам и вечерам, используя его в качестве звукового фона. Спрячьте подальше пульт ди­стан­ци­он­но­го управления, чтобы не про­во­ци­ро­вать у себя навязчивое желание постоянно переключать каналы.

Смотрите телевизор выборочно и це­ле­на­прав­лен­но: если в программе стоит передача, которая вам интересна, то запишите ее на ка­кой-ни­будь цифровой носитель, чтобы посмотреть в удобное время.

“Один из самых типичных по­гло­ти­те­лей времени – об­ще­ствен­ный транспорт или автомобиль”.

Победа в борьбе с такого рода “по­гло­ти­те­ля­ми времени” требует си­сте­ма­ти­че­ско­го подхода. Попробуйте замерить точно, сколько времени вы ежедневно тратите на те или иные дела.

Например, носите с собой блокнот и несколько дней подряд педантично записывайте в него, что вы делаете и сколько времени на это ушло (с точностью до 5–10 минут).

Короткие отвлечения от работы, занимающие меньше пяти минут, отмечайте “галочками”, а вечером число этих “галочек” умножьте на 2–3 минуты, чтобы увидеть масштаб этих мелких утечек времени.

Вни­ма­тель­ный, терпеливый мониторинг личного времени позволяет увидеть со всей ясностью, какие временные резервы есть у вас в запасе.

Сравните время, затраченное на при­о­ри­тет­ные и важные дела, со временем, отнятым “по­гло­ти­те­ля­ми”. Когда у вас появятся ко­ли­че­ствен­ные показатели, вы удивитесь, насколько быстро станут сокращаться утечки времени на “по­гло­ти­те­лей”.

“Мы не считаем ежедневную чистку зубов или душ «напрягом», потому что это дав­ным-дав­но вошло в привычку… То же самое в управлении личным временем – лучше заниматься этим вопросом по 15 минут ежедневно, чем большими наскоками, но нерегулярно”.

Благодаря ежедневному хро­но­мет­ра­жу вы, возможно, впервые точно узнаете, сколько времени на самом деле отнимает дорога на работу и с работы.

Подумайте над тем, как заполнить этот “мертвый” промежуток чем-нибудь полезным – например, чтением книг, про­слу­ши­ва­ни­ем ауди­о­за­пи­сей или изучением иностранных языков.

Наконец, когда вы едете в об­ще­ствен­ном транспорте, просто рас­слабь­тесь и по­ста­рай­тесь хорошо отдохнуть – это будет не менее эффективным ис­поль­зо­ва­ни­ем времени, чем чтение книги.

“Представьте, что какой-то человек про­гу­ли­ва­ет­ся по кладбищу. Остановится ли он у вашей могилы, за­ин­те­ре­су­ет­ся ли надписью на ней?”

В тайм-ме­недж­мен­те – как в спорте: если человек не двигается вперед, он двигается назад. Поставьте перед собой цель каждый день делать хотя бы маленький шажок к экономии личного времени.

Превратите контроль за временем и поиск его ресурсов в такое же регулярное, привычное занятие, как умывание и чистка зубов. Возьмите за правило ежедневно разбираться хотя бы с одним ин­фор­ма­ци­он­ным завалом (очистка рабочего стола, сортировка входящей электронной кор­ре­спон­ден­ции и так далее).

Еженедельно опробуйте ка­кую-ни­будь новую методику управления временем – например, мониторинг временных затрат на текущие дела или ведение органайзера. Раз в три месяца проводите “дис­ци­пли­нар­ную неделю”, в течение которой строго соблюдайте все свои планы, не давайте себе никаких поблажек и ни на минуту не от­вле­кай­тесь от дел.

Культура управления временем

Хотя все мы знаем, что время – это деньги, потеря денег вос­при­ни­ма­ет­ся нами намного болезненнее, чем потеря времени. Ин­ди­ви­ду­аль­ные усилия по экономии личного времени часто разбиваются о стену кол­лек­тив­но­го безразличия.

Идеология тайм-ме­недж­мен­та должна быть сегодня встроена в кор­по­ра­тив­ную культуру любой организации. Самый простой способ пробудить интерес руководства компании к внедрению его принципов – это подсчет финансового ущерба от непро­дук­тив­но за­тра­чи­ва­е­мо­го времени в масштабах одного под­раз­де­ле­ния или всей организации.

Пусть подчиненные убедятся на примере своего начальника, что бороться за время нужно не менее ожесточенно, чем за деньги. Ру­ко­во­ди­тель должен показать на деле, что ценит время своих подчиненных.

Очевидное пре­иму­ще­ство тайм-ме­недж­мен­та состоит в том, что вряд ли найдется хоть один человек, который согласится спокойно смотреть, как бес­смыс­лен­но утекает его жизнь. Чаще всего людям достаточно лишь подсказать, что надо делать для экономии времени.