Грамматическая омонимия в современном русском языке. Омонимия




Слайд 2

Принципы работы при составлении программы элективного курса:

Нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее изученных разделов лингвистики; -вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательность изучения материала курса; -реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения элективного курса; -индивидуализация и дифференциация обучения; -ориентация в практической части на языковой материал русской классической литературы; -преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности. 2

Слайд 3

Цели изучения курса «Грамматическая омонимия»:

профессиональная ориентация учащихся выпускных классов; интеграция сложившихся у них знаний и представлений о частях речи в целостную картину; поддержка изучения базовых курсов и установление преемственности между базовыми и элективными курсами. 3

Слайд 4

Задачи для учителя:

1. дать научную интерпретацию самому явлению грамматической омонимии, поставить ее в связь со смежными явлениями: с общей омонимикой, многозначностью, синонимией- т.е. в связь с общими семантическими законами, действующими в языке на всех его уровнях; 2.представить для изучения полный состав явлений, рассматриваемых как переходные в области частей речи; 3. раскрыть картину взаимодействия частей речи, открытости их границ как в диахронном, так и в синхронном аспектах; 4. познакомить с приемами анализа сходных фактов языка и активно формировать у учащихся исследовательские навыки; 5.повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой. 4

Слайд 5

Задачи для учащихся:

1.научиться извлекать лингвистическую информацию из различных источников; 2совершенствовать навыки морфологического анализа слова и определения его синтаксического поведения; 3. осваивать разные способы сбора и обобщения лингвистической информации; 4.развивать исследовательские навыки. 5

Слайд 6

Планируемые результаты:

Одинаковые формы - наиболее трудный материал для анализа, и тема элективного курса предполагает не обходить трудное, но на нем учиться: выявлять синтаксическое поведение омонимов, сопоставлять их морфологические и словообразовательные характеристики; конструировать словосочетания и предложения; составлять схемы и таблицы, позволяющие увидеть индивидуальное и общее в рассматриваемых словах; осознанно выбирать или отвергать возможные различительные признаки грамматических омонимов; быть грамотными при грамматическом анализе слова, выполнении орфографических заданий и написании диктантов. Все это вместе взятое поможет ученику успешно сдать ЕГЭ и достойно выдержать вступительные экзамены в гуманитарные вузы. 6

Слайд 7

Программа элективного курса «Грамматическая омонимия»

1. Введение (2час). Предмет и задачи курса. Многообразие «сходного» в языке: варианты - орфографические, произносительные, грамматические, стилистические (колач - калач; творог- творог; жираф - жирафа); лексико-семантические варианты одного многозначного слова (лес горит-горит желанием); звуковые совпадения словоформ разных парадигматических рядов (обмер-сущ.; обмер - глаг.); звуковые совпадения словоформ одного парадигматического ряда (коня - р.п.; коня-в.п.); лексические омонимы (помешать - что?; помешать-кому?); разные типы грамматических омонимов (на бок- сущ.; набок - нареч.). 2.Омонимия и многозначные слова.(1 час) 3. Омонимия и синонимия. (1 час) 4. Типы омонимов (1 час). Омофоны (плот-плод); омографы (замок-замок); омоформы (учитель-выключатель); собственно омонимы (брак-брак); омонимы синтаксические (чтение Маяковского - родительный субъекта и родительный объекта); разные типы грамматических омонимов. 5.Понятие грамматической омонимии (1 час). 7

Слайд 8

6.Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов (2часа). Продуктивные (субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация, интеръективация) и непродуктивные (нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюкционализация, модаляция, партикуляция) явления переходности. 7.Субстантивация (3часа). Субстантивация - один из способов образования существительных: -субстантивация прилагательных (смелый человек - смелого пуля боится); -субстантивация местоимений (найти свое Я; поэзию всякий любит и т.д.); -субстантивация глаголов (за пропало дают чем попало); -субстантивация причастий (подойти к беседующим) ; -субстантивация слов категории состояния (мокро сухо не живет); -субстантивация числительных (все за одного, один за всех); -субстантивация модальных слов (это «кажется» всего великолепнее); -субстантивное употребление служебных слов (взвесить все «за» и против; есть целый ряд всяких «но» ; твоим «разве» конца не будет). -субстантивация междометий (что значит это «ага»; меня возьмут, да еще и со спасибом). 8

Слайд 9

8. Адъективация (2часа). Переход других частей речи в разряд прилагательных: адъективация причастий (мыслящий человек); адъективация числительных (одних лет с нами). 9.Прономинализация (1час). Переход в местоимения прилагательных (целый день), причастий (записка следующего содержания), числительных (познакомился с одним нужным человеком), существительных (я тебе скажу такую вещь). 10.Предикативация (2часа). Образование слов категории состояния путем перехода существительных (позор, страх, лень и т. д.), наречий (грустно, прекрасно, весело) 11.Нумерализация (1час). Образование числительных за счет существительных, наречий и местоимений (пять, тьма, много). 9

Слайд 10

12.Вербализация (1час). Оглаголивание существительных типа «стать», «знать», «течь». Образование глаголов прошедшего времени от древнерусских причастий на – л: бывалый - бывал, лежалый - лежал. 13. Адвербиализация (3часа). Переход в наречия существительных, числительных, деепричастий. 14.Препозиционализация (3часа). Образование производных предлогов. 15. Модаляция (2часа) существительных (факт, правда, право), наречий (безусловно, действительно), слов категории состояния (очевидно, вероятно), глаголов (предположим, понимаешь и т. д.). 16.Конъюкционализация (1час) переход наречий, существительных, глаголов, междометий в категорию союзов. 17.Партикуляция (1час).– образование частиц. 18.Интеръективация (1 час).– образование производных междометий. 19.Обобщающее занятие (3 часа). 20.Контрольный тест (2 часа). 10

Слайд 12

Лингвистические задачи, связанные с явлениями грамматической омонимии

Какими частями речи являются выделенные слова: 1.«Меж ними все рождало споры». 2.Дождь все идёт. 3.Всё поле покрыто травой. 4.Всё сильнее дует ветер. Мы часто употребляем слово ЖАЛЬ Что это за часть речи? Отвечая на этот вопрос, учтите и современный и исторический аспекты жизни слова. Можно ли на этом примере показать такие явления, как ОПРОЩЕНИЕ, КОНВЕРСИЯ, СУБСТАНТИВАЦИЯ? Сочините лингвистическую миниатюру на одну из приведенных тем: 1.Слова- друзья и слова- враги. 2.Как слово встретило своего двойника. 4. Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ. 12

Слайд 13

Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют. 1.Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. (А.С. Пушкин) 2.И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А.П.Чехов) 3.Мы выбирали место поровнее. (А.И.Куприн) 4.О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.(К.Н.Батюшков) 5.Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей.(В.П.Астафьев) Какую грамматическую роль играет слово «пропасть» в следующих контекстах: 1.Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки. (М.Ю.Лермонтов) 2.Я нашила пропасть, да после траура не решаюсь щеголять-то. (А.Н. Островский). 3.«Тьфу пропасть»,- говорит она…(И.А.Крылов) Напишите названия всех частей речи. Каково, на ваш взгляд, происхождение этих слов? 13

Слайд 14

Какой частью речи является слово ПРОСТО в следующих предложениях: 1. Мне просто нужны деньги. 2. Все будет так же просто, как это было в городе. 3. Он держался просто, по-дружески. Какими частями речи могут быть слова ПЕРЕРЫВ, ПРОРЫВ, ВЗРЫВ? Как образованы эти слова? Составьте с ними предложения. Определите, от каких частей речи образованы следующие наречия, выделите в них фонетически сохранившиеся, но утратившие свои функции окончания и предлоги: ВТРИДОРОГА, ДОТЛА, МОЛЧА, НЕВТЕРПЁЖ, НУЖНО, СПРОСОНОК, СЕЙЧАС, СВЕРХУ, УГРОЖАЮЩЕ. Определите, в значении какой части речи употреблено слово ОДИН в данных предложениях: 1. Один знакомый рассказал мне удивительнейшую историю. 2. Он пришел сегодня один. 3. В комнате был только один человек. 14

Слайд 15

Составьте предложения со словами В ВАННЕ и В ВАННОЙ. Чем отличаются эти слова по значению, какими частями речи они являются? Придумайте несколько предложений, в которых НЕ-ЗА-ЧЕМ писалось бы по- разному. Определите часть речи полученных слов. Сколько частей речи в русском языке? Возможно ли по-разному ответить на этот вопрос? По поводу каких слов могут быть разные мнения? Мотивируйте свой ответ. Можно ли однозначно ответить на предложенные ниже вопросы? Почему? 1. Какой частью речи является слово, если оно обозначает количество? 2. Какой частью речи является слово, обозначающее признак? Отличаются ли с морфологической и синтаксической точек зрения выделенные слова в следующем предложении? Мотивируйте свой ответ. Здесь было ещё просторнее, ещё синее было небо над головой, еще ярче блестело солнце. 15

Слайд 16

16 Произвести морфологический разбор грамматических омонимов при помощи сопоставительной таблицы. Я наслаждался жарким летом. Летом я ездил в деревню.

Слайд 17

17 Определить, какой частью речи является слово «хорошо». 1.Хорошо кресло старому, а колыбель малому. 2.Хорошо худо не живет. 3. Вам хорошо, а нам подавно. 4.Говорил хорошо, а делал скверно. 5. Я сделаю по-твоему, хорошо, что же дальше? 6. Опять не слушаешься? Ну хорошо!

Слайд 18

18 Сочинить стихотворение, употребив слово «тепло» в четырёх грамматических значениях. Моя гимназия. Люблю тепло гимназии моей. Сюда хожу я с самых первых дней. Здесь научились мы читать, писать и спорить. Тепло нам здесь и в радости, и в горе. Учителя нас сразу понимают. Пусть знаний нам порою не хватает, О них мы отзываемся тепло, Ведь от улыбок их всегда светло. Руководитель классный нам - вторая мама. О ней любой из нас вам скажет прямо: Лицо красиво, нежно и тепло, И сердце доброе - ведь так и быть должно. Мостовая Светлана – ученица 8 класса.

Слайд 19

19 Моя семья Люблю тепло родного дома. Какая ни случись беда, Тебе всегда придут на помощь Всего семейства верные сердца. Сначала мама тепло взглянет, И посочувствует отец, Сестренка нежно улыбнется- И вот придет беде конец. И сразу станет мне тепло От их заботы и вниманья, От их любви и пониманья, Как будто солнышко сошло. А на ночь мама подойдёт. Её дыхание тепло. Меня с любовью поцелует и скажет: «Счастье ты моё!» Кудравец Дарья – ученица 8 класса.

Слайд 20

Произвести сопоставительный морфологический разбор слов

  • Слайд 21

    21 Вспомните художественные произведения, в названиях которых есть субстантивированные прилагательные. Чехов «Толстый и тонкий» Стендаль «Красное и черное» Герцен «Былое и думы» Гюго «Отверженные» Коллинз «Женщина в белом»

    Слайд 22

    22 Найти субстантивированное слово, теоретически обосновать. Добрые умирают, а дела их живут. Найти свое Я – вот цель всякого стремления. Все за одного – один за всех. Отвяжись ты со своим спасибо. Встань кормит, а лень портит. Мокро сухо не живет. Твоим «разве» конца не будет. Завтра не будет похоже на сегодня. Утопающий хватается за соломинку.

    Слайд 23

    23 Список литературы. Литература для учителя: Бабайцева В. В.Место переходных явлений в системе языка. В книге: Переходность и синкретизм в языке и речи. М., 1991. Белошапкова В. А. Современный русский язык. М., «Высшая школа», 1991. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1986. Виноградов В. В. Грамматическое учение о слове. М., 1986. Грамматика современного русского языка. М., 1980, под ред. Шведовой Н. Ю. Земская В. И. Словообразование. Современный русский язык. М., 1991. Ковалев В. П. Экспрессивное использование омонимии и паронимии в художественной прозе. Русский язык в школе. 1990. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Словари русского языка: 1.Словарь грамматических трудностей русского языка. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г., М., Рус. яз.,1997. 2.Словарь русского языка. Ожегов С.И., М., Рус. яз.,1990 3.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Институт русского языка РАН. 1997. 4.Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. Еськова Н.А.1997.

    Слайд 24

    24 Глоссарий Адвербиализация – переход слов других частей речи в наречия. Адъективация – переход слов в категорию прилагательных. Вербализация – переход слов в категорию глаголов. Диахрония – историческая последовательность развития отдельных языковых явлений. Интеръективация – образование производных междометий. Коннотатиция – добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова, служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски. Конъюкционализация – переход самостоятельных частей речи в союзы. Многозначность слова – наличие у одного итого же слова нескольких связанных между собой значений. Модаляция – образование вводных слов. Нумерализация – переход слов в категорию числительных. Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различные по произношению. Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Омоформы – слова, морфемы которых совпадают по звуковому составу, но различаются по значению.

    Слайд 25

    25 Омонимы лексические – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению. Омонимы грамматические – слова, совпадающие по звучанию, близкие по лексическому значению, но различные по грамматическим характеристикам. Парадигма- совокупность форм словоизменения одного и того же слова. Партикуляция – образование частиц. Предикативация – образование слов категории состояния. Препозиционализация – образование производных предлогов. Прономинализация – переход других частей речи в местоимения. Семантика – смысловая сторона, значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм. Синонимы- слова, близкие или тождественные по своему значению, но различающиеся или оттенками значений, или стилистической окраской. Синхрония – состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов. Субстантивация – переход слов в категорию имён существительных

    Посмотреть все слайды

    Русский язык входит в топ 10 самых известных языков мира. Но в нескольких языках есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, в том числе и в русском языке.

    Название таким словам — омонимы. Чтобы подробнее изучить, что же такое омонимы, и какие разновидности их существуют, следует прочитать данную статью.

    Что такое омонимы и какими они бывают

    «Омонимия» с греческого языка переводится как «одинаковое имя». Омонимами именуют те слова, которые схожи при письме и произношении, но различаются в понимании

    Например:

    1. Слово «наряд». Одновременно может означать и вид одежды, и солдатский наряд.
    2. «Лук» также считается омонимом. В одном смысле это растение, в ином – оружие.
    3. Слово «лавка». Одно из значений слова «лавка» — это торговая лавка, а второе – это обычная лавка, установленная в парке, на которой сидят люди.

    В нашем языке классифицируют полные и неполные омонимы. К полным относятся омонимы, являющиеся одной частью речи. К примеру, слово «гладь» — это существительное с двойным смыслом: означает ровную плоскость и вид вышивки.

    В обоих случаях «гладь» является существительным, слова одинаково слышатся и пишутся. Можно сделать вывод, что, собственно, слово «гладь» — это омоним.

    Виды омонимов - омофоны, омографы, омоформы

    Поговорим о неполных омонимах. Перевод слова «омограф» с греческого языка звучит как «одинаковое написание». В свою очередь омографы одинаковы в написании, похожи друг на друга, но различаются произношением и смыслом.

    Самый известный пример, слово «замок». При ударении на букву а, то есть «зАмок» — некое здание, а «замОк» — прибор, запирающий дверь.

    Или слово «орган». При ударении на первую гласную, мы получим слово «Орган» — элемент живого организма, например, сердце, печень. При ударении на вторую гласную, получаем слово «оргАн» — музыкальный инструмент.

    Слово «омофон» также пришло к нам от греков. В переводе оно означает «схожий звук». Исходя из чего, делаем вывод, что омофоны – это слова, схожие в звучании и различные в написании. Например, в выражениях «отворить дверь» и «отварить пельмени» глаголы звучат абсолютно одинаково, но при письме, и, соответственно, в понимании — различны.

    Осталось разобраться, что же такое омоформы. Тут всё намного проще. Омоформы – это слова, совпадающие при письме и при произношении не во всех контекстах предложений.

    Например, в выражениях «стекла вода» и «стакан из стекла», слово «стекла» является омоформом.

    Омонимы — примеры слов

    Для детей очень наглядно приведены омонимы на следующих картинках.

    Такое понятие вполне можно объяснить ребенку 5-6 лет, чем часто занимаются логопеды, специализированные детские сады и продвинутые родители.

    Словарь омонимов русского языка

    Для омонимов написали свои словари. В словаре омонимов, написанном О. С. Ахмановой, в полной мере и максимально детально представлена классификация омонимов и информация о них.

    В словаре омонимов, который создал Н. П. Колесников, присутствует перевод омонимов на 3 языка.

    Что помогает различать слова омонимы

    Слова-омонимы постоянно путают со словами, которые имеют несколько определений, проще, многозначными словами. Разберёмся, что же это такое?

    Это такие слова, которые имеют некоторое количество значений, связанных меж собой по смыслу. Например, слово шляпа.

    Шляпа бывает женская, у гвоздя или грибная. В этих случаях смысл особо не отличается и означает какой-то аксессуар или какую-то верхнюю часть.

    Грамматические омонимы

    Это схожие в произношении слова, но в написании они совпадают лишь только в отдельных грамматических формах. К примеру, слово «лечу». Оно может означать действие «лечить» первого лица, единственного числа или же «лететь».

    Также хорошим примером этому виду омонимов является слово «трём». «Трём» может быть глаголом или числительным «три» в дательном падеже.

    Функциональные омонимы

    Это слова, которые схожи в написании и звучании, но относятся к разным частям речи. Они происходят из-за перехода слов из одной части речи в другую.

    Самым явным примером этого вида омонимов является слово «точно». Оно может быть и , и сравнительной частицей, и прилагательным.

    «Точно подметить» — наречие. «Точно ураган пролетел» — это сравнительная частица. «Определение точно» — это прилагательное.

    Лексические омонимы

    Слова, которые имеют различные значения, но совпадающие при произношении и письме практически во всех формах. Они являются одной частью речи.

    Наглядный пример, слово «пороть». Это глагол, который может обозначать разрезание швейного шва или побои.

    Морфологические омонимы

    Это слова, которые пишутся идентично, но зависимо от контекста являются разными частями речи.

    Слово «печь» одновременно и существительное, и глагол. Понять, в какой форме употребляется это слово, можно только из контекста.

    Примеры:

    • «Илья растопил печь, чтобы бабушка могла сделать пирожки», тут слово «печь» является существительным;
    • «Бабушка собралась печь пирожки с мясом и луком», в этом предложении слово «печь» — глагол.

    Омонимичные окончания

    Чтобы разобраться в этом понятии, сначала надо вспомнить, что такое падеж. Падеж – это форма имени, которая указывает на взаимоотношение слов в предложении.

    В русском языке существует 6 падежей: именительный (И.п.), родительный (Р.п.), дательный (Д.п.), винительный (В.п.), творительный (Т.п.), предложный (П.п.). Среди падежных окончаний встречаются и окончания-омонимы.

    Омонимичные окончания – это те окончания, которые звучат одинаково, как и все омонимы, но имеют разное грамматическое значение.

    Например, слова «сестрицы» и «водицы». В первом случае, слово «сестрицы» мн. ч., И. п, а слово «водицы» ед. ч., Р. п.

    Подводя итог, хочется обратить внимание, что тема омонимов сложна не столько определениями этого понятия, а сколько разнообразием видов. Чтобы полностью понять тему, нужно тщательно ознакомиться и понять все виды омонимов и их различия.

    1.введение.................................................................................................... 2

    2. История вопроса..................................................................................... 4

    3. Понятие омонимии. Лексическая омонимия.......................................... 5

    4.Языковые явления, сходные с лексической омонимией......................... 8

    5. Омонимия и полисемия в русском языке (обзорно)............................ 12

    6. Возникновение омонимов в русском языке........................................ 13

    8. Использование в речи.......................................................................... 16

    Между словами, образующими словарный состав русского языка, обнаруживаются определенные отношения как по характеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, то есть сходству их звукового состава.

    В словарном составе русского языка наблюдается 3 типа системных отношений между словами:

    Омонимичные (по звуковому соответствию)

    Синонимичные (по близости выражаемых значений)

    Антонимичные (по противопоставленности выражаемых значений)

    Наличие этих отношений позволяет говорить об определенной организации слов в словарном составе, о существовании лексической системы языка. Сущность явлений омонимии, синонимии и антонимии состоит в следующем: при омонимии имеет место тождество (то есть совпадение) звучания при различии значения слов, при синонимии – тождество или сходство значения при полном различии звучания (то есть звукового состава), при антонимии – противоположное значение при различии звучания слов.

    Эти отношения между словами в лексической системе языка в учебнике Вальковой Д.П., Попова Р.Н. и др. представлены в следующей таблице :

    В данной работе будет рассматриваться явление омонимии . Явление омонимии – это тема, которая освещается в лингвистической литературе очень давно и рассматривается такими учеными как В.В. Виноградов, Фомина М.И., Попов Р.Н., Ахманова О.С., Липатов А.Т., Рахманова Л.И. и др. Их споры касаются понимания сущности омонимии, ее возникновения в русском языке, использования в речи, разграничения омонимии и полисемии, омонимии и смежных с ней явлениях. В результате можно сделать вывод, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.

    Цель данной работы – на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление омонимии.

    Задачи работы :

    Проанализировать разные подходы в определении омонимии;

    Познакомиться с историей освещения данного вопроса;

    Показать, как в школьной программе и учебникам освещается данный вопрос;

    Создать дидактический материал к урокам по указанной теме;

    Проблема омонимии, многосторонние аспекты ее семантики на протяжении длительного времени привлекают пристальное внимание исследователей. Были у этой проблемы свои приливы и отливы, подъемы и затухания, однако на каждом новом этапе усиления интересы к ней открывались новые грани, новые аспекты этого языкового феномена.

    Известно, что на протяжении длительного времени исследования в области омонимии сосредотачивались на лексической омонимии, которая в силу этого получила наиболее полную семасиологическую и лексикографическую интерпретацию. Применительно к лексической омонимии четко сложились 3 точки зрения.

    Согласно первой, наиболее ранней, признаются только этимологические (гетерогенные) омонимы, возникшие в результате случайного совпадения звуковых комплексов. Этой теории придерживались Ж. Жильерон, Р.И. Меннер, Ж. Орр, В.И. Абаев.

    Согласно другой – у лексической омонимии два исходных источника:

    Фонетическая конвергентная эволюция разных слов или форм (включая заимствования)

    Семантическая дивергентная эволюция одного слова

    (Булаховский Л.А., Будагов Р.А., Нюроп К., Ульман С.)

    А согласно третьей – возможно образование омонимов в результате словообразовательных процессов.

    (Виноградов В.В., Смирницкий А.И., Степанов Ю.С., Балли Ш.)

    В научной и лингвистической литературе сущность омонимии понимается не однозначно.

    Основной работой по этому вопросу является статья в журнале «Вопросы языкознания» В.В. Виноградова «Об омонимии и смежных с ней явлениях» 1968г. В этой статье Виноградов В.В. дает определение омонимии и разграничивает смежные с ней явления. В дальнейшем я постоянно буду ссылаться на эту статью.

    И Розенталь Д.Э. соглашается с точкой зрения В.В. Виноградова, что лексические омонимы - это слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Он дает определение омонимии – звуковое и грамматическое совпадение языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом.

    Греч. homos – одинаковый, onyma – имя.

    Фомина М.И. предлагает более обширное определение: лексическими омонимами называются два и более разных по значению слова, совпадающие в написании, произношении и грамматическом оформлении.

    В лексикологии различают два типа слов-омонимов – полные и неполные (или частичные).

    По структуре лексические омонимы можно разделить на:

    Фомина М.И. предлагает другие названия: простые , или непроизводные, и производные. Непроизводные омонимы чаще всего встречаются в кругу имен существительных. В производной омонимии существительных и глаголов исследователи вслед за В.В. Виноградовым обычно выделяют такие разновидности:

    1. омонимичные производные основы состоят каждая из двух (и более) однотипных омоморфем.

    лезгин-к (ср. лезгин) и лезгин-к (танец)

    2. омонимичные производные основы состоят из морфем, которые не совпадают по звуковому оформлению.

    бумаж-ник (рабочий бумажной промышленности) и бумаж-ник (кошелек для бумаг)

    3. в омонимичной паре слов производность основы ощущается лишь у одного из слов, а у другого (или других) происходит морфологический процесс опрощения.

    осад-ить – осаждать (подвергнуть осаде, то есть окружать войсками)

    осад-ить – осаждать (выделять составную часть осадка)

    осад-ить – осаживать (заставить замедлить ход на всем скаку, податься назад, чуть присев)

    4. одна из омонимичных основ имеет производный характер, другая непроизводна.

    нор-к (уменьш. от нора) и норка (животное и шкура животного)

    О.С. Ахманова подобные типы производных омонимов называет «словами с выраженной морфологической структурой» и различает среди них 5 подтипов:

    Омонимия основ

    колкий (взгляд, трава, насмешка) и колкий (сахар, дрова)

    Омонимия аффиксов

    финка (к финн) и финка (нож)

    Омонимия с разной степенью членимости

    выправить (гранки) и выправить (паспорт)

    Омонимия с различной внутренней структурой

    самострел (вид оружия, которое само стреляет) и самострел (тот, кто в себя стреляет)

    Омонимия с разных частей речи

    печь (существительное ) и печь (инфинитив глагола)

    Производная омонимия среди глаголов (процесс, наиболее активный в современном языке) возникает в таких случаях, когда у одного глагола приставка сливается с основой, теряя свою морфологическую выделяемость или отделяемость, а у другого, омонимичного с первым, она сохраняет свои смысловые функции отдельной морфемы.

    назвать «называть кого чем» (ср. название) и на-звать (много кого)

    заговорить «заговаривать зубы» (ср. заговор) и за-говорить (заговаривать, начать говорить)

    Слова-омонимы характеризуются прежде всего тем, что они соотносятся с тем или иным явлением действительности независимо друг от друга, поэтому между ними не существует никакой ассоциативной понятийно-семантичекой связи, свойственной разным значениям многозначных слов. при реализации лексического значения омонимов их смешение практически невозможно. Например, никто не подумает, что речь идет о ключе как о «роднике, источнике», если, стоя у двери, просят подать ключ, то есть «приспособление для приведения в действие замка». Понятийно- тематическая соотнесенность слов совершенно разная, и употребление в тексте (или живой речи) одного из омонимичных слов исключает использование другого. (Если, конечно, нет специального их столкновение с определенным стилистическим заданием. см. ____)

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Омонимы – это еще одно подтверждение «величия и мощи» русского языка. Именно подобные «нюансы лексики» делают русский язык сложным для изучения иностранцами.

    Если вводят изучающего язык в ступор непонятным набором слов, то омонимы создают множественность трактований одного и того же слова.

    Что такое омонимы

    Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, звучат одинаково (или похоже), но при этом означают абсолютно разные вещи.

    Например:

    1. ЛУК – популярный овощ и одновременно стрелковое оружие;
    2. ОЧКИ – предмет, улучшающий зрение, и одновременно система подсчета баллов в различных играх;
    3. БРАК – испорченный на производстве предмет и одновременно союз двух людей;
    4. МИР – земной шар и одновременно отсутствие войны;
    5. КЛЮЧ – предмет, отпирающий замок, и одновременно синоним ручья.

    Еще несколько примеров слов-омонимов:

    Само слово «омоним», как и многие термины в русском языке, пришло из Древней Греции. Оно состоит из двух половин – «homos» (одинаковый) и «onyma» (имя), а значит, означает «одинаковое имя ». По одной из версий, первым, кто подробно описал подобные слова, был известный философ и мыслитель — Аристотель.

    Виды омонимов

    Омонимы бывают нескольких видов – полные, частичные и грамматические.

    Полные омонимы – это слова, которые совпадают во всех возможных падежах и числительных.

    1. КРАН – водопроводный или грузоподъемный (краны, краном, крану и т.д.)
    2. КОСА – укладка волос, береговая отмель или сельскохозяйственный инструмент (кос, косой, косе, косу и т.д.)

    Частичные омонимы – это слова, которые похожи друг на друга в первоначальном виде (единственное число, именительный падеж, совершенный вид), но могут не совпадать в отдельно взятых падежах или множественном числе.

    1. ЛАСКА – животное семейства куньих или нежности. Если взять родительный падеж и множественное число, то слова уже не будут звучать и писаться одинаково – много ЛАСОК (животных) и много ЛАСК (проявление чувств).
    2. ЛЮБОВЬ – чувство к другому человеку и женское имя. Если взять родительный падеж единственного числа, то слова зазвучат по-новому – нет ЛЮБВИ (чувство) и нет ЛЮБОВИ (имя).

    Грамматические омонимы – слова в русском языке, которые являются полной противоположностью частичных омонимов. То есть они абсолютно не совпадают в первоначальном виде, но становятся похожими в отдельно взятых формах.

    1. ТРИ – число и производное от глагола ТЕРЕТЬ. Совпадение возможно, только когда первое слово употребляется в именительном падеже, а второе в повелительном наклонении. Во всех остальных вариантах слова перестанут быть омонимами.
    2. ЛЕЧУ – производные от двух разных глаголов ЛЕТАТЬ и ЛЕЧИТЬ, причем оба употребляются в первом лице.
    3. СТЕКЛА – родительный падеж существительного СТЕКЛО (нет стекла) и прошедшее время женского рода глагола СТЕКАТЬ (вода стекла).

    Можно, кстати, заметить, что грамматические омонимы могут представлять различные части речи, например, существительное и глагол, местоимение и и так далее. В этом их кардинальное отличие от полных и частичных омонимов, где части речи всегда совпадают.

    Омографы и омофоны

    Еще два типа слов в русском языке, которые некоторые лингвисты (но не все) относят к разновидностям омонимов.

    Омографы – это слова, которые пишутся одинаково, но при этом звучат по-разному (по большей части из-за того, что в них по-другому ставится ударение). Термин также греческий и состоит из «homos» (одинаковый) и «grapho» (пишу).

    1. А ТЛАС (сборник карт или таблиц) и АТЛА С (вид ткани)
    2. ЗА МОК (средневековое сооружение) и ЗАМО К (запирающее устройство)
    3. МУКА (перетертые злаки) и МУ КА (переживание)
    4. О РГАН (человеческий) и ОРГА Н (музыкальный инструмент)
    5. СЕЛО (поселение) и СЕ ЛО (солнце)
    6. ПА РИТЬ (в бане) и ПАРИ ТЬ (в воздухе)

    Омофоны – противоположность омографов. Они звучат одинаково, а вот пишутся по-разному. Слово также греческое – «homos» (одинаковый) и «phone» (звук).

    1. ПЛОД – ПЛОТ
    2. ПОРОГ – ПОРОК
    3. СТОЛБ – СТОЛП
    4. КОД – КОТ
    5. ГРИПП – ГРИБ

    Примеры слов-омонимов в литературе

    Не так часто, но некоторые писатели и поэты прибегают к помощи омонимов. Например, чтобы создать рифму. К примеру, отрывок из Пушкина:

    А что же делает супруга
    Одна, в отсутствии супруга?

    В данном случае слово СУПРУГА обозначает в первом предложении женщину (жену), а во втором мужчину (мужа).

    Или вот у Брюсова:

    Закрыв измученные веки,
    Миг, отошедший, БЕРЕГУ.
    О, если бы так стоять во веки
    На этом тихом БЕРЕГУ.

    В данном случае, первое слово – это одна из форм глагола БЕРЕЧЬ, а второе – это БЕРЕГ какого-то водоема, употребленный в винительном падеже.

    Омонимы в загадках, анекдотах, каламбурах

    На основе омонимов создано очень много загадок.

    1. В небе зигзаг начертил след огня. В юбке ничто не заменит меня. (МОЛНИЯ)
    2. Их из металла отливают, и с деревьев они опадают. (ЛИСТЬЯ)
    3. Вот этим прибором будет есть. А тем прибор подключим в сеть. (ВИЛКА)
    4. Мне без дела не сидится, я в руках у мастерицы. И кружусь как непоседа в колесе велосипеда. (СПИЦА)
    5. Без нее дверь не открыть и письмо не настрочить. (РУЧКА)
    6. Как причина выступаю и конем я управляю. (ПОВОД)
    7. В нем патроны берегут и продукты продают. (МАГАЗИН)
    8. Из нее едят варенье и от тока огражденье. (РОЗЕТКА)

    Иногда на омонимах строятся и анекдоты.

    Врач сказал пациентке-блондинке, что она скоро поправится. А та: «Да я скорее умру, чем поправлюсь!»

    Тут в первом случае слово ПОПРАВИТЬСЯ означает улучшение здоровья, а во втором – растолстеть.

    Врач: «Как ваше состояние, больной?». Пациент: «Благодаря вашей заботе мое состояние сильно уменьшилось.»

    Слово СОСТОЯНИЕ одновременно может означать самочувствие и здоровье, а также финансовое положение.

    На экзамене по литературе преподаватель спрашивает: «Что вы можете сказать о героине?». Студент отвечает: «Героин – это мощный наркотик. А при чем здесь литература?»

    Тут и объяснять особо ничего не нужно. Слово ГЕРОИНЯ в дательном падеже действительно созвучно с названием наркотика. Это один из примеров грамматических омонимов.

    Когда я хожу с мужем в магазин, он часто говорит: «Я расплачусь». И мне вот кажется, что он еле сдерживается, чтобы не поменять ударение.

    А здесь яркий пример омографов. Слова РАСПЛАЧУ СЬ и РАСПЛА ЧУСЬ действительно представляют собой забавную пару.

    Ну, а каламбуры — это шутка, основанная на одинаковом звучании, но разном написании слов (а это ведь омофоны в чистом виде):

    Или вот еще один пример отличного каламбура, построенного на омофонах:

    Нёс медведь, шагая к рынку
    На продажу мёду крынку,
    Вдруг на мишку — вот напасть! —
    Осы вздумали напасть.
    Мишка с армией осиной
    Дрался вырванной осиной.
    Мог ли в ярость он не впасть,
    Если осы лезли в пасть,
    Жалили куда попало,
    Им за это и попало.

    Словарь омонимов

    Основных или полных омонимов на самом деле не так много в русском языке. Вот их список:

    1. БОР – сосновый лес и инструмент стоматолога;
    2. БРАНЬ – ругань и устаревшее значение битвы;
    3. ВИД – внешний облик и грамматическая категория;
    4. ГРЕБЕШОК – расческа и небольшой вырост на голове у птиц;
    5. ДВОР – участок перед домом и приближенные к монарху;
    6. ДОЛГ – обязанность и взятое взаймы;
    7. ДИСЦИПЛИНА – строгие правила и разновидности в науке или спорте;
    8. ДРОБЬ – шарики для стрельбы и число, состоящее из части единицы;
    9. ЗАВОД – предприятие и механизм часов;
    10. ЗУБ – орган во рту и острая часть инструмента;
    11. КИСТЬ – часть руки и инструмент художника;
    12. КОЛ – заостренная деревяшка и оценка в школе;
    13. ЛАВКА – магазин и предмет мебели;
    14. МОТИВ – синоним повода и мелодия;
    15. НОРКА – небольшой зверек и углубление в земле;
    16. ОХОТА – выслеживание зверей и разговорный синоним желания;
    17. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – часть речи и конструктивная идея;
    18. РОМАН – литературное произведение и любовные отношения;
    19. СВЕТ – источник яркости и высшее общество;
    20. СЛЕДСТВИЕ – расследование и вывод.
    21. СОЮЗ - объединение (стран) и служебное слово соединяющее слова.
    22. ЯЗЫК - средство общения и орган в полости рта.


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    Чем омонимы отличаются от многозначных слов

    В заключение хочется сказать, чтобы вы не путали омонимы с так называемыми « ». Есть и такое понятие в русском языке.

    Например, ШЛЯПКА у женщины, гвоздя и гриба означает примерно одно и то же, а именно головной убор и его подобия. И в данном случае, слово нельзя считать омонимом, так как нарушен главный критерий – разное лексическое значение (тут оно, по сути, одинаковое).

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

    посмотреть еще ролики можно перейдя на
    ");">

    Вам может быть интересно

    Что такое антонимы и примеры обогащения ими русского языка Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка Фразеологизмы - это примеры крылатых фраз в русском языке Диалектизмы - это слова с местным колоритом Импонировать - что это (значение слова)