Гурджиев и сталин. Сталин и гурджиев Гурджиев и гитлер




У траекторий Сталина и Гурджиева существует три точки пересечения. Ответить на вопрос, реальны эти точки или нет, невозможно. Если существующие биографии Сталина смело можно назвать PR-продуктами, то биографии Гурджиева попадают под определение народных сказаний. Точка первая. Сталин родился в 1887 году в городе Гори. Гурджиев родился в 1885 в селении Гурджани. Таким образом, изначально их отделяли 2 года и сто двадцать километров. Известно, что в период с 1899 по 1901 год они обучались в духовной семинарии Тифлиса. Были ли они знакомы? Неизвестно. Могу лишь привести цитату из книги Троцкого «Сталин»: «В то время его (Сталина) интересовали вопросы социализма и космогонии.» После этого Сталин уходит в революционную борьбу, а Гурджиев уезжает на Тибет. Точка вторая. В период 1912-1913 гг. и Сталин и Гурджиев активно работают в Петербурге. Сталин курирует редакцию газеты «Правда», а Гурджиев преподает и организовывает первую постановку своего спектакля «Борьба магов». Никаких доказательств их пересечения не существует. Однако возможность их встречи, на мой взгляд, вероятна. Третья точка еще менее реальна. Она похожа на историю про тайный приезд Beatles в Москву. Никаких сведений об отношении Сталина к эзотерике нет. Но существует легенда о том, как в конце 30-х годов в Россию, к Сталину, приехал некий человек, который прошел незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину. По одной из версий это был Гурджиев. Литературное изложение этой истории можно найти у Виктора Суворова в книге «Контроль».

Гурджиев считал, что человек является"механической куклой", лишенной души:"У обычного человека нет души… Ребенок никогда не рождается с душой. Душу можно приобрести в течение жизни: но и тогда она является роскошью, доступной лишь немногим. В большинстве своем люди всю свою жизнь живут без души, без хозяина; для обыденной жизни душа совершенно не нужна". Подобные идеи можно найти в буддизме, но их нет в христианстве. Священное Писание говорит о даровании Богом души человеку:"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7). О трехсоставности человека, имеющего дух, душу и тело, пишет ап. Павел:"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23). О существовании души человека свидетельствуют и следующие слова Христа:"…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф.16:26), причем эти слова относятся ко всем людям, а не к привилегированной группе "избранных тайноведцев":"… Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего" (Ин.18:20). Как видим, христианское учение о душе не имеет к учению Гурджиева никакого отношения, зато, как мы уже заметили, много общего имеет с буддизмом, но он, как известно, принципиально отрицает существование Бога, что тоже никак не согласуется с христианством.

Как и все оккультисты Гурджиев восхваляет магию:"С давних времен люди знали как использовать … законы природы. Такое использование механических законов, осуществляемое человеком, называется магией; оно включает в себя не только преобразование веществ в желаемом направлении, но и противодействие или сопротивление определенным механическим влияниям.

Люди, которые знают эти универсальные законы и умеют ими пользоваться, называются магами. Существуют белая магия и черная магия. Белая магия использует свои знания для блага, черная – для зла, для собственных эгоистических целей". Гурджиев в своем отношении к магии вторит Е.П. Блаватской: "Белая Магия. Так называемая"Благотворная Магия", есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти и направленная всецело на творение добра миру в целом и своему ближнему в частности. Малейшая попытка использовать свои паранормальные силы для удовлетворения своего я превращает эти способности в колдовство и черную магию". Итак, истинный оккультист, по мнению Блаватской, это белый маг, но далее Блаватская добавляет:"Но для истинного исследователя Оккультного Учения Белая или Божественная Магия может существовать в Природе без своего противоположения Черной Магии не более, чем день без ночи…". Кстати, чернокнижник Папюс тесно сотрудничал с теософами, и их, судя по всему, ничуть не смущало то обстоятельство, что он занимается черной магией:"Жерар Анкосс /Папюс/…В 1887 году в контакте с французскими теософами – приверженцами учения Е.П.Блаватской, …подготовил и опубликовал трактат "Современный оккультизм" – своеобразный манифест нового поколения мистиков конца XIX века". Как видим, мнение о магии у теософов и Гурджиева фактически совпадают, но полностью противоречат христианскому отношению к магии. Согласно Священному Писанию, магия есть мерзость пред Богом (Втор.18:9-12), которая, к тому же, ничем не может помочь магу (Ис.47:9).

Учение Гурджиева о Христе также не имеет никакого отношения к христианскому:"Христос был магом, человеком Знания, Он не был Богом, вернее, он был Богом, но на определенном уровне". Комментировать здесь что-либо излишне, так как отрицание божественности Христа разделяют все оккультисты.

Оккультный источник гурджиизма явственно виден и из его отношения к астрологии:"Все существа, рожденные на Земле, окрашены светом, преобладавшим на Земле в момент их рождения; и они сохраняют этот цвет в течение всей жизни. Как ни одно следствие не может существовать без причины, так и ни одна причина не может оставаться без последствия. Действительно, планеты оказывают огромное влияние как на жизнь человечества вообще, так и на жизнь отдельного индивида. Большая ошибка современной науки состоит в том, что она не признает этого влияния: с другой стороны, влияние планет не так велико, как в этом хотят нас уверить современные"астрологи". Как можно понять, себя Гурджиев"астрологом" не считал, что вполне понятно: есть"посвященные", а есть"особо посвященные", к которым Георгий Иванович, прежде всего, относил себя, впрочем, о мании величия, которой он страдал, ниже мы еще скажем несколько слов. Глубина познания Гурджиевым астрологии позволяла ему одарить человечество такими откровениями, как:"Луна питается органической жизнью, питается человечеством. Человечество – это часть органической жизни; следовательно, человечество представляет собой пищу для Луны. Если бы все люди стали слишком разумны, они не захотели бы, чтобы их поедала Луна". Откровение, несомненно, глубокое и достойно такого великого оккультного учителя, каким был Гурджиев. Благодаря астрологическим изысканиям этого автора мы теперь знаем, что война есть следствие влияния планет, что люди – всего лишь пешки, подчиненные их влиянию.

Гурджиев верил в существование так называемых тонких тел, во что верят, впрочем, все оккультисты:"Человек обладает двумя субстанциями: субстанцией активных элементов физического тела и субстанцией активных элементов астрального тела".

Разберем теперь более подробно отношение Гурджиева к оккультизму. Изучая его книги, можно узнать, что в оккультных кругах его признавали за своего:"… я имел, в соответствии с особыми условиями моей жизни, возможность доступа в так называемые "святая святых" почти всех герметических организаций, таких как религиозные, философские, оккультные, политические и мистические общества, конгрегации, партии, объединения и т.д., которые недоступны обычному человеку, и обсуждения и обмена взглядами с многочисленными людьми, которые по сравнению с другими, являются истинными авторитетами". Среди"истинных авторитетов" Гурджиев также приобрел определенный авторитет благодаря тому, что однажды он принял "…решение применить мое исключительное для современного человека знание так называемых"сверхъестественных наук", равно как и искусство исполнения различных"трюков" в этих псевдонаучных областях, и объявить себя"профессором инструктором"… . Главной причиной этого решения было понимание того факта, что в то время среди людей был распространен специфический психоз, который, как было давно установлено, периодически достигает высокой степени и проявляется в отдаче себя всевозможным"проклятым" идеям в области ложно-человеческого знания, которое в разные эпохи носило разные названия, а в наши дни называется и т.д. … я заслужил среди членов вышеупомянутых"кругов" и их семейств репутацию великого"маэстро" во всем, что связано со сверхъестественным знанием.

Тайны Иосифа Сталина начинаются с дня рождения.Официальной датой рождения Сталина считается девятое декабря 1879 года по юлианскому календарю. На самом деле датой рождения Иосифа Сталина является шестое декабря 1878 года по юлианскому календарю. Сталин, изменив дату рождения, хотел скрыть своего настоящего отца. Настоящим отцом Иосифа Джугашвили был Николай Михайлович Пржевальский, знаменитый русский путешественник. Зимой начала 1878 года Пржевальский лечился в Гори и встречался с матерью Сталина Екатериной Георгиевной Джугашвили. Результатом их встреч стал ребенок Иосиф. Сталин по материнской линии является грузином, а по отцовской линии имеет польских и русских предков.
Сталин во время учебы в семинарии вместе с марксисткой литературой познакомился, с литературой мистической и оккультной тематики. Внешне показывая себя материалистом, в дальнейшем он всегда интересовался мистикой. Изучал Сталин мистические практики под наставничеством мистиков буддистов во время ссылки в Туруханском крае в 1913 – 1916 годах. Именно тогда он приобрел способности к гипнотическому внушению и особой технике взгляда. Многие современники Сталина, включая маршала Жукова, отмечали, что не могли выдержать взгляд Сталина. Им становилось неуютно, и хотелось рассказать все секреты.
Сталин всегда сам писал свои речи и статьи. В своих речах Сталин использовал специальные приемы, для массового гипноза аудитории. Приемы внушения Сталин с успехом использовал во внутрипартийной борьбе.

Предположительно, с будущим «отцом народов» Гурджиев познакомился сразу по возвращению домой из своего первого странствования. Тогда, учась в духовной семинарии Тифлиса, Иосиф Джугашвили писал романтические стихи, а Гурджиев образовал кружок гармоничного развития, в котором стал завсегдатаем и семинарист Джугашвили. Он, блестяще закончив учёбу, забросил стихи и неожиданно горячо увлёкся политикой. Гурджиев, очаровал Иосифа своей независимостью и идеями о развитии нового человека, однако, считал, что Джугашвили никогда не достичь высот на политическом поприще.

Общались ли после революции давние приятели – остаётся тайной, хранимой, по сей день в архивах Лубянки под грифом совершенно секретно.

Ещё один из его методов заключался в том, что он заставлял своих подопечных до изнеможения трудиться на грубой примитивной работе, что бы те, как бегуны-марафонцы открывали «второе дыхание». По Гурджиеву, когда машина сломана, управление берет на себя некий центр, о котором в нормальной жизни мы не подозреваем.

Гурджиев это один из ведущих мистиков XX века, создавший учение о четвертом пути жизни. Он воспитал не менее серьезных мистиков, таких как Алистер Кроули (его называли «зверем апокалипсиса»), который создал Общество восточных тамплиеров.

Интересно, что тему отношений Гурджиева и Сталина скрывает пелена загадок и вымыслов. Очевидно, что они знали друг о друге. Если встреч в реальном мире было немного, то в мистическом смысле они могли вести постоянный диалог. Надо учитывать и то, что Сталин обращал внимание на оккультные стороны реальности.
В книге Гурджиева "Рассказы Вельзевула своему внуку" есть рассказ о Лентрохамсанине, великом властителе, которого высшие силы отправили навечно на необитаемую планету, за то, что тот корыстно использовал тайные познания во зло своему народу.
Его имя Гурджиев составил от первых 3-х букв фамилий Ленина, Троцкого и Хаммера.

Псевдоним – хоть и ложное, но имя, и это имя оказывает влияние на человека, иногда на всю последующую жизнь. Или наоборот, псевдоним, в силу выбора его человеком, должен нести в себе скрытую характеристику хозяина.

У Сталина было около тридцати псевдонимов. Включая Салин или Солин. Очень схоже с Саниным.

Библиография

1. Гурджиев Г. Взгляд из реального мира // Вестник грядущего добра. СПб., Изд. Чернышева. 1993. С.64.

2. Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб., Изд. Чернышева. 1993. С.92-93.

3. Краткая биография приводится по книге: Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С. 164-180.

4. Успенский П.Д. В поисках чудесного // Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб., Изд. Чернышева. 1993. С.142.

5. Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С.175.

Учением Георгия Ивановича Гурджиева интересовались Сталин и Гитлер. Его считали магом и пророком. Сам он скромно называл себя учителем восточных танцев. Ну а кто же он был в действительности?

…1948 год, лето — в Фонтебло, близ Парижа, произошла авария. Водитель на крутом повороте не справился с управлением и на скорости врезался в дерево. Учитель мистических танцев – а именно он был водителем – был обнаружен без сознания.
Какой была причина катастрофы? Не так давно прошедший дождь, ошибка водителя и специально подстроенная авария?.. Многие склонялись к последней версии – у Георгия Гурджиева было достаточно врагов, которые желали бы свести с ним счеты.

Гурджиева сравнивали с Еленой Блаватской и тибетскими мудрецами. Говорят, что это он помог Гитлеру выбрать свастику в качестве партийной эмблемы национал-социалистов. Считали, что Сталин позаимствовал у него метод переделки человека.
А еще Гурджиева отличала редкая «всеядность». Они искал (и находил) единомышленников в любых слоях общества. Бедный или богатый, еврей или антисемит, коммунист или нацист – ему было все равно.

В общем, Георгий Гурджиев был личность неординарная. О себе он говорил, что родился он в 1872 году в г. Карст на границе с Турцией. Отец его был выходцем из греческой семьи и спасался там от турков. Потом семья переехали в Александрополь; здесь прошло его детство и отрочество.

Одному из своих последователей, Петру Успенскому, Гурджиев рассказал, что как-то ему довелось наблюдать за группой сатанистов и огнепоклонников. И он видел своими глазами, как мальчик-огнепоклонник не мог выйти из круга, очерченного вокруг него на земле другим мальчиком – сатанистом. Другой раз он слышал, как кто-то бил в набат, крича, что некий дух вышел из могилы. И людям понадобились немалые усилия, чтобы обуздать ожившего покойника и снова зарыть его в землю.

В своей книге «В поисках сверхъестественного» Успенский утверждал, что, наблюдая вокруг себя такие проявления сверхъестественного, Гурджиев со временем пришел к полной уверенности в «существовании особого знания, особых сил и возможностей, находящихся за пределами возможностей человека, а также существовании людей, обладающих даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями». И сам захотел обладать такими знаниями.

Еще в подростковом возрасте, он начал путешествовать с твердым намерением найти учителей, которые бы смогли обучить его таким сверхспособностям. Успенский и другие ученики Гурджиева были убеждены, что он в конце концов добился своего, но как и где – оставалось для всех загадкой.

Даже разговаривая с Успенским он говорил загадками, упоминая в своих рассказах «тибетские монастыри, Читрал, Монт-Атос – священную гору Афон, школы Суфи в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане; он также упоминал дервишей разных орденов, но обо всем этом он говорил очень неопределенно».

Джон Бенне в своей книге «Гурджиев: Великая Загадка» упоминал о том, что Гурджиев, будучи уроженцем Кавказа, был уверен, что это место до сих пор является хранилищем древней потаенной мудрости, уходящей своими корнями на 4 000 лет назад.

Так или иначе, он пустился в поиски эзотерического знания, которые продолжались более 20 лет, в результате которых он якобы обнаружил «практические, действенные методы, при помощи которых человек смог бы контролировать высокую материю», что необходимо для его духовных и физических изменений.


1912 год — Гурджиев возвратился в Россию и поселился в Москве. Он организовал школу восточных танцев, намекая, что обучился этому искусству у дервишей.
В основу своего учения он взял также кое-что из буддизма и христианства. Но на 90 % его учение основывалось на его личной философии. «Впечатление от общения с Гуржиевым было очень сильным, – говорили очевидцы. – Это был гипноз невероятной силы и власти…».

Странные были и танцы, которые он ставил со своими учениками. Он наряжал их в белые костюмы, заставляя делать движения с жестами, отдаленно напоминающими индийские танцы.

Несмотря на знакомство с князем Бебутовым и поддержку двоюродного брата, дела Гурджиева в Москве и в Петербурге шли ни шатко ни валко. А когда начались революционные беспорядки, ученики и вовсе начали разбегаться. Тогда Гурджиев решил податься в Закавказье.

В 1920-е годы Гурджиев вместе с частью учеников перебрался в Константинополь, после и во Францию, где организовал Институт гармонического развития под Парижем. Говорят, денег на это ему дал один богатый англичанин. У него среди учеников и в самом деле были и англичане, как, впрочем, и представители многих других национальностей. И на всех он смотрел как на своих рабов, если не сказать хуже.

По крайней мере, К.С. Нотт в своей книге «Дальнейшие учения Гурджиева» описывает, как он встретил Гурджиева в кафе в Париже и стал сетовать ему на то, зачем он увлек его и другого своего ученика, Ораджа, так далеко от родных мест, а теперь оставил их, так и не дав высшего познания… Гурджиев вначале тихо слушал, а после, саркастически ухмыльнувшись, прямо сказал: «Мне нужны крысы для экспериментов».

Какие же эксперименты он проводил?

Значительную часть системы Гурджиева занимало обучение священным танцам и их исполнению. Он сам занимался обучением неопытных в танцах учеников, а после в Париже, Лондоне, Нью-Йорке были даны показательные концерты. Гурджиев старательно подавлял волю своих последователей, инакомыслящих безжалостно изгонял.

Вторжение нацистов застало Гурждиева во Франции. И тут стало понятным, что некоторые моменты в учении Гурджиева весьма устраивают и его единомышленников. Скажем, Гербигер – учитель Гитлера – полагал, что может стать Луна. «Это уже четвертый спутник Земли, – считал он. – Прежние три упали на Землю и разорвались. Каждый катаклизм уничтожал предыдущую цивилизацию. Выжить смогут лишь самые достойные…».

И Гурджиев находил, что человек полностью находится под контролем Луны. Она контролирует не только лунатиков, но и оказывает огромное влияние на всех остальных. Гитлер был знаком с этой доктриной и не видел в ней ничего вредного.

Больше того, известно, что Карл Хаусхофер – один из идеологов – был в свое время с Гурджиевым на Тибете, искал там корни арийской расы. Известно также, что некоторые из нацистов были учениками Гурджиева.

Во всяком случае, известен такой случай. Однажды Гурджиев подошел к одному из руководителей оккупантского режима во Франции и по-приятельски хлопнул его по спине. Охрана тут же скрутила Гуржиева, а сам нацист только рассмеялся: «Учитель! Как я рад встрече!..» – и принялся его обнимать.

В общем, оккупацию Франции Гурджиев пережил более чем сносно.

Но после краха Третьего рейха у него появились сложности. Многие начали смеяться над Гурджиевым, называя его «греческим шарлатаном», «американским мастером магии» и «чудотворцем с Кавказа». Количество его учеников уменьшилось, хотя оставшиеся не сомневались, что он был истинным магом, обладавшим оккультным знанием и особыми силами.

Говорили также, что Гурджиев предсказывал будущее. Делал, правда, он это не часто и по особой просьбе своих учеников. Но некоторые предсказания, через учеников, стали достоянием печати. И тогда выяснилось, что Гурджиев заранее предсказал смерть Ленина, гибель Льва Троцкого. Последнее, вероятно, обеспокоило Сталина, который и был главным организатором покушения на Троцкого. Он приказал Берии разобраться с гуру.

Возможно, после этого и произошла авария, с которой начинался наш рассказ. Машина Гурджиева на большой скорости вдруг потеряла управление и врезалась в дерево. Хотя, у аварии могли быть и весьма обыденные причины: все знали, что Георгий Иванович был жуткий лихач, просто-таки безумный водитель.

Так или иначе, но Гурджиев после аварии отлежался в госпитале и вновь начал обучать танцам. Но спустя некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. 1949 год, 29 октября — он скончался в американском госпитале под Парижем.
Берия доложил Сталину, что перед смертью гуру сказал: «Я оставляю вас в затруднительном положении».

Его преданные ученики дежурили у его тела на протяжении нескольких дней, и К.С. Нотт отмечал в своих воспоминаниях, что «в помещении чувствовались сильные колебания» и, казалось, «излучение шло от самого тела».
А Джон Бене, который возглавил одну из групп после смерти Гурджиева, утверждал, что в последние месяцы жизни учителя тот говорил, что «он неизбежно покинет этот мир, но придет другой, кто завершит начатое им дело», откуда-то с Дальнего Востока.

Очевидное всегда забывается, а ты – самая очевидная вещь для себя самого.

Ты знаешь, что ты есть.

Ты можешь помнить тысячи других вещей, но тебе не надо помнить себя. Жизнь прекрасно продолжается без самовспоминания. В этом нет необходимости. Это совершенно бесполезно. В том, что касается повседневной работы, тебе не нужно знать абсолютное, бесконечное. Естественно, ты начинаешь воспринимать себя как должное, как будто ты знаешь, как будто ты помнишь.

Только очень редко… когда ты встречаешь кого-то, кто помогает тебе осознать, что ты не помнишь себя, ты заснул. Пока кто-нибудь не спровоцирует тебя, не создаст в тебе вопрос, очевидное будет оставаться забытым. Быть с мастером означает просто учиться – не ответ, а вопрос. Ответ в тебе самом. Ты просто забыл вопрос.

Ошо, The Sword and the Lotus, p. 184

Георгий Гурджиев, греко-армянского происхождения, философ, мистик, писатель, и учитель, полное имя - Георгий Иванович Гурджиев, родился в Александрополе, на границе России и Турции, около 1870 года (точная дата, как и многие другие подробности его жизни, неизвестна).

Сам Гурджиев постарался, среди многих своих тайн, особенно тщательно сохранить тайну времени и места своего рождения. Единого ИСТИННОГО источника не существует! Есть всего лишь версии.

В статьях Википедии о Гурджиеве даются разные даты. Георгий Гурджиев, ещё в течении своей жизни, намеренно (так же как и Сталин) скрывал дату своего рождения, умышленно называя разным людям разные даты. Делалось это по причине, которая известна каждому грамотному мистику: по дате, с помощью астрологии, можно узнать многое такое, что человек хотел бы о себе утаить. В итоге это привело к тому, что об этих персонах до сих пор ходят легенды. И чем больше Вы возьмёте "источников", тем больше будет хаос. Например, наиболее компетентный в этом вопросе Ровнер А.Б., автор книги "Гурджиев и Успенский", называет 3 даты предположительного рождения Гурджиева: 1872-1874-1877. Это и есть "оптимальная истина".
Георгия Гурджиева сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской. Ему приписывают тайную власть над вождями политических диктатур. За ним тянется шлейф самых неожиданных легенд, где возникают Гитлер, Сталин и Берия…

Этот человек был и остается одной из самых загадочных фигур ХХ века.

Он оставил после себя книги «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть»»,
множество техник для работы над осознанностью, в том числе танцы и движения Гурджиева.

Танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех, кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть - разработал самостоятельно.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние ПРИСУТСТВИЯ, что непросто в обыденной жизни.

Способствуют созданию гармонии между телом умом и чувствами.

Поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно.

Для медитирующих - это «випассана с открытыми глазами».

Процесс изучения Гурджиевских танцев - это путешествие к центру своего существа, нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Много путешествовал по странам Востока (Индия, Афганистан, Персия, Туркестан, Египет, Тибет…), в поисках «тайного знания».

С 1912 года начал создавать группы людей, заинтересованных в работе над собой.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление - это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон - основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях. Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним. Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Значительное место в воззрениях Г.И. Гурджиева занимают представления об "ученике", "учителе" и их взаимоотношениях. Ученик - это человек, который в силу обстоятельств своей жизни пережил опыт пробуждения и тем самым вышел из "внешнего круга" человечества, но сам по себе не способен к дальнейшему продвижению по пути внутренней реализации. Учитель - это тот, кто уже проделал необходимую работу по интеграции множества своих "я" и по соподчинению личности сущностью, т.е. имеющий подлинное Я, собственную волю и способность действовать. Учитель выступает тем самым как необходимое условие конфронтации ученика с самим собой в целях внутреннего развития.

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру. Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.

Гурджиевские техники самоосознавания

Ощущайте вкус еды, которую вы едите, со всем своим вниманием.

Остановите необязательные разговоры.

Если вы заметили, что другой не слушает, остановитесь немедленно.

Если вы поймаете себя поющими свою обычную песню, остановитесь немедленно.

Действительно закрывайте действия путем отпускания их / полностью возвращаясь к себе.

Практикуйтесь на телефонных звонках.

Начните следующее действие с полностью чистым умом.

Слушайте музыку и заметьте, где в теле музыка слышна. Заметьте разницу между физическими восприятиями ритма, мелодии и гармонии.

Слушайте тишину, интервалы между словами или музыкальными нотами.

Заметьте, когда вы теряете свое внимание и засыпаете.

Видьте жизнь, как игру, в которой все роли равны.

Наблюдайте одну из своих ролей и попробуйте разоблачить идентификацию.

Не растрачивайте энергию на чрезмерные усилия: завинчивая крышечку зубной пасты слишком туго, так же с крышкой от банки с арахисовым маслом, захлопывая дверь, слишком сильно нажимая на свою клавиатуру, и т.д., и т.п.

Короче, имейте чувство меры!

Гурджиев и Сталин

Сталин и Гурджиев хорошо знали друг друга. По некоторым сведениям, они в одно и то же время учились в Тифлисской православной семинарии. Хотя это очень сомнительно: Гурджиев к тому времени уже получил такие колоссальные духовные знания, что семинария ему ничего не дала бы... Но совершенно точно, что они жили на одной квартире в Тифлисе. И поскольку оба были исключительными личностями, то влияние друг на друга оказали заметное. Впоследствии, будучи в эмиграции, Гурджиев не раз упоминал о ранении, которое он получил в молодости в Закавказье. Как раз во время знаменитых «эксов» молодых революционеров, организацию которых приписывают Сталину. Многое говорит за то, что он был ранен пулей в конце 1904 года в районе Чиатурского ущелья, когда грабили почтовый дилижанс. И все-таки преувеличивать влияние Гурджиева на будущего вождя, как это многие сейчас делают, не стоит.

Существование в одно время двух мощных концептуальных систем - национал-социализма и коммунизма - безусловно, интереснейший факт. Не покидает ощущение, что за любыми научными объяснениями должно существовать еще что-то, менее реальное, но находящееся ближе к истине. Этим ощущением оправдана попытка поставить между Сталиным и Гитлером Георгия Гурджиева, крупнейшего философа и, если хотите, эзотерика XX века, русского Дона Хуана 20-х годов.

Сталин и Гурджиев

У траекторий Сталина и Гурджиева существует три точки пересечения. Ответить на вопрос, реальны эти точки или нет, невозможно. Если существующие биографии Сталина смело можно назвать PR-продуктами, то биографии Гурджиева попадают под определение народных сказаний.

Точка первая.

Сталин родился в 1887 году в городе Гори. Гурджиев родился в 1885 в селении Гурджани. Таким образом, изначально их отделяли 2 года и сто двадцать километров. Известно, что в период с 1899 по 1901 год они обучались в духовной семинарии Тифлиса. Были ли они знакомы? Неизвестно. Можно лишь привести цитату из книги Троцкого «Сталин»: «В то время его (Сталина) интересовали вопросы социализма и космогонии.» После этого Сталин уходит в революционную борьбу, а Гурджиев уезжает на Тибет.

Точка вторая.

В период 1912-1913 гг. и Сталин и Гурджиев активно работают в Петербурге. Сталин курирует редакцию газеты «Правда», а Гурджиев преподает и организовывает первую постановку своего спектакля «Борьба магов». Никаких доказательств их пересечения не существует. Однако возможность их встречи, вероятна.

Третья точка

Еще менее реальна. Никаких сведений об отношении Сталина к эзотерике нет. Но существует легенда о том, как в конце 30-х годов в Россию, к Сталину, приехал некий человек, который прошел незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину. По одной из версий это был Гурджиев. Литературное изложение этой истории можно найти у Виктора Суворова в книге «Контроль».

Гурджиев и Гитлер

Пересечение Гурджиева и Гитлера имеет одну известную точку, достаточно четко зафиксированную. Известно, что Гурджиев был близок с Карлом Хаусхофером (по всей видимости, они были членами группы, занимающейся поисками... того, что они искали) и, соответственно, с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство.
Написано

Во любом случае, К.С. Нотт в своей книге «Дальнейшие учения Гурджиева» описывает, как он встретил Гурджиева в парижском кафе и стал сетовать ему на то, зачем он увлек его и другого наиболее вероятно своего ученика , Ораджа, так далеко от родных мест, а теперь оставил их, так и не дав высшего познания… Гурджиев сначала тихо слушал, а затем, саркастически ухмыльнувшись, прямо сказал: «Мне нужны крысы для экспериментов».

Какие же эксперименты он проводил?

Значительную часть системы Гурджиева занимало обучение священным танцам и их исполнению. Он сам тренировал неопытных в танцах учеников, а затем в Париже, Лондоне, Нью-Йорке были даны показательные концерты. Кроме того, он старательно подавлял волю своих последователей, инакомыслящих безжалостно изгонял.

Вторжение нацистов застало Г.И. Гурждиева во Франции. И тут выяснилось, что определенно некоторые моменты (источник не указан) в учении Гурджиева весьма устраивают Гитлера и его единомышленников. Скажем, Гербигер – учитель Гитлера – считал, что причиной апокалипсиса может стать Луна. «Это уже четвертый спутник Земли, – считал он. – Прежние три упали на Землю и разорвались. Каждый катаклизм уничтожал предыдущую цивилизацию. Выжить могут только самые достойные…»

И Гурджиев находил, что человек всецело находится под контролем Луны. Она контролирует не только лунатиков, но и имеет решительно огромное влияние (источник не известен) на всех остальных. Гитлер был знаком с этой доктриной и не видел в ней ничего вредного.

Более того, известно, что Карл Хаусхофер – один из идеологов Третьего рейха – был в свое время с Гурджиевым на Тибете, искал там корни арийской расы. Известно также, что некоторые из нацистов были учениками Гурджиева.

Во любом случае, известен такой эпизод. Гурджиев как-то подошел к одному из руководителей оккупантского режима во Франции и по-приятельски хлопнул его по спине. Охрана тут же скрутила Гуржиева, а сам нацист лишь расхохотался: «Учитель! Как я рад встрече!..» – и принялся с ним обниматься.

В общем, оккупацию Франции Гурджиев пережил более чем сносно.

Однако после краха Третьего рейха у него начались осложнения. Многие стали смеяться над Гурджиевым, называя его «греческим шарлатаном», «американским мастером магии» и «чудотворцем с Кавказа». Количество его учеников уменьшилось, хотя оставшиеся не сомневались, что он был истинным магом, обладавшим оккультным знанием и особыми силами.

Говорили также, что Гурджиев мог может быть предсказывать будущее (примечание переводчика) . Делал, правда, он это не часто и по особой просьбе своих учеников. Но некоторые из предсказаний, через учеников, стали достоянием печати. И тогда выяснилось, что Гурджиев заранее предсказал смерть Ленина, гибель Троцкого. Последнее, видимо, обеспокоило И.В. Сталина, который и был главным организатором покушения на Льва Давидовича. Он приказал Берии разобраться с гуру.

Возможно, после этого и произошла авария, с которой начат наш рассказ. Автомобиль Гурджиева на большой скорости вдруг потерял управление и врезался в дерево. Впрочем, у аварии могли быть и вполне обыденные причины: все знали, что Гурджиев был жуткий лихач, просто-таки безумный водитель.

Так или иначе, но Георгий Иванович после аварии отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. И 29 октября 1949 года он скончался в американском госпитале под Парижем.

Берия доложил Сталину, что перед смертью гуру сказал: «Я оставляю вас в затруднительном положении».

Его преданные ученики дежурили у его тела несколько дней, и К.С. Нотт отметил в своих воспоминаниях, что «в помещении чувствовались сильные колебания» и, казалось, «излучение шло от самого тела».

А Джон Бене, который возглавил одну из групп после смерти Гурджиева, утверждал, что в последние месяцы жизни учителя тот говорил, что «он неизбежно покинет этот мир, но придет другой, кто завершит начатое им дело», откуда-то с Дальнего Востока.

Источник

  • Ведическая концепция мироздания

    Концепция мироздания в ведахСогласно ведам, существуют материальные и духовные миры...Любой может выбирать себе место жизни,...

  • Инструмент Бога: желания

    Вопросы к Наталии.36.36.Вопрос: ИНСТРУМЕНТ БОГА: ЖЕЛАНИЯ.Ответ:Каждое живое существо полагает, что желания – это неотъемлемая...

  • Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.46-51

    В следующем стихе будет высказано Мнение Бога относительно деятельности, которая претендует на плоды и не связана с скорей...

  • Капище

    Религия славян. КапищеКапище является священным местом общины, на котором проводятся обряды, Славянские праздники и таинства...

  • Истинное знание

    Истинное знание. АдвайтаМахарадж: Есть тело. В теле есть наблюдатель, а вне его – наблюдаемый им мир. Наблюдатель и его наблюдение,...

  • О Религии

    Суфизм«Есть Одна - неуклонный прогресс в верном направлении к идеалу, который наполняет смыслом жизни каждую душу».на санскрите...

  • Воинственные христиане

    Вы спрашиваете меня, что сделал бедный Иисус, что заслужил таких глупых идиотов, какими являются его последователи? Вы спрашиваете,...

  • Бхагавад-Гита всем. Глава 11. Стих.1-55

    35.Саньджая сказал.Услышав эти слова Самого Бога Кешавы, тот, кто должен был исполнить (Арджуна), сложив ладони, содрогаясь...

  • Настоящая религия

    Я слышал о двух молодых людях. У них был такой бизнес: один определенно молодой человек входил в городок ночью и бросал...

  • Мысли о смерти

    Есть законы, по которым вода превращается в лед, и также есть законы, скорей всего которые вызывают формирование эго. Чтобы...

  • Смысл жизни. Часть 1

    Проходит тысячи и десятки тысяч рождений, пока душа достигнет животной формы существования, обогатится опытом, начнет более...

  • Мощи святых

    В настоящее время "серебряную" воду используют в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний, воспалительных процессов...

Другие категории и статьи раздела «Религия»

Иудаизм

Иудаизм - избранные публикации по теме Иудаизм. Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя монотеистическая религия. Иудеи должны следовать законам и предписаниям, описанным в священном писании иудаизма - Торе.

Учение Гурджиева называют ещё учением четвертого пути. Классификация «путей» даётся им самим вполне определенная. Путь первый – это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает страсти. Третий путь – путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь - объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма. Это «Айда-йога».

«Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин».

«Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны.»

В 1919-1920 годах Гурджиев открывал его в Тифлисе и Константинополе. Пробовал Гурджиев открыть его и в Германии - не сложились отношения с властями. Остановился Гурджиев на Франции. На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.

Балет

То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ - это использование в практике танца. В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты. Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая. Второй вид - это космогонический суфийский танец.

В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его «священном танце» заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом «Битва магов» ни много ни мало спровоцировал Вторую мировую войну.

Управляемый кризис

Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее - выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта. Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.

Сталин

Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых «горячих» тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева. Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле – ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата. Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года - паук.

Нацисты

Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из «вечных». Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами «Recollection!» (Помни!). Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера. По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил"солдатскую выправку».

Смерть

Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем. Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал: «Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть. В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе.»

Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: «Есть ли у кого-нибудь вопросы, а то я ухожу?»