История учреждения. Список статей из специальных журналов




Начало каждого учебного года директор ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102 города Москвы» заслуженный учитель РФ Геннадий Васильевич Васенков воспринимает как путь к новым свершениям и триумфам. Более четырёх десятилетий он отдаёт свой педагогический талант детям с нарушениями интеллекта. На посту руководителя школы-интерната №102, достижения коллектива которой в области коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации признаны не только в России, но и за рубежом, он трудится тридцать лет.

Геннадий Васильевич родился 5 декабря 1948 года. Детство его прошло в Тимирязевском районе Москвы на улице Пышкин огород (ныне — улица Костякова), где тогда располагались жилые бараки для работников ряда столичных предприятий. «Поэтому называли мы себя с соседскими мальчишками, — рассказывает Г.В. Васенков, — принцами барачного дворца». А мечталось ему в те послевоенные годы о профессиях сугубо мирных — актёр и учитель. Играя с друзьями в школу, он словно предугадывал своё будущее — неизменно выбирал роль директора. В 1963 году после окончания восьмого класса он поступил в ПТУ №64, где получил профессию столяра-краснодеревщика, а затем трудился на мебельной фабрике №16. «Тем не менее увлечение актёрским искусством я никогда не оставлял. И в школьные годы, и в период учёбы в училище, и позже я занимался в различных театральных студиях, с коллективами которых выезжал на гастроли и в общей сложности сыграл около 6-7 ролей. До армии пробовал поступить в ВТУ им. М.С. Щепкина, — вспоминает Г.В. Васенков, — успешно прошёл три тура, но… как говорится, «пролетел в щепку».

После службы в армии он вновь вернулся на фабрику. Казалось бы, детские мечты стать педагогом навсегда остались в прошлом. Однако дороги судьбы порой складываются в причудливые узоры. В 1970 году Геннадий Васильевич был направлен комсомольской организацией на работу в коррекционную школу №309. Только на своём первом уроке молодой учитель труда понял, каких особенных детей ему придётся обучать. Найти подход к ребятишкам с тяжёлыми нарушениями интеллекта было непросто, но вскоре он уже не мыслил свою профессиональную жизнь вне школы. Позже Геннадий Васильевич окончил филологический и дефектологический факультеты Московского заочного педагогического института, блестяще защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал автором ряда специализированных федеральных программ и учебников, более 40 научных публикаций, посвящённых актуальным проблемам дефектологии, организации работы коррекционных школ, профессионально-трудовой подготовке детей и подростков с нарушениями интеллекта.

ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102 города Москвы» Геннадий Васильевич возглавил в 1982 году. Своё назначение на этот пост он иронично называет «церемонией водружения на директорство». Основанное в 1964 году, учебное заведение к началу 1980-х имело репутацию одного из худших в Москве учреждений этого типа. Поэтому в первые несколько лет новому директору пришлось решать немало проблем: начиная от наведения порядка на пищеблоке, где царили антисанитария и откровенное воровство, до создания по-настоящему профессионального коллектива, способного решать сложнейшие задачи коррекционной педагогики. Неоценимую помощь и на первом этапе руководства, и на протяжении всех последующих лет Геннадию Васильевичу оказывали и оказывают коллеги-единомышленники, замечательные педагоги, которые сегодня образуют административное ядро коллектива школы. В их числе Наталья Павловна Олейникова, Наталья Михайловна Шибаева, Наталья Владимировна Зинина, Тамара Дмитриевна Довлятшина, Полина Ивановна Королёва.

«Коллектив, который в настоящее время сложился в школе-интернате, я создавал годами. Педагогов, не обладающих достаточной компетентностью, людей случайных, не умеющих сочетать требовательность с отеческой любовью к детям, не обладающих талантом их чувствовать, создавать ауру общения «учитель — ученик», в нём нет. По моему мнению, если педагог постоянно себя развивает, если дети идут к нему на урок с радостью, значит, профессионально он состоялся», — убеждён директор. Многие сотрудники коллектива школы ведут интенсивную научную и методическую работу, имеют высокие отраслевые звания, государственные награды.
Стараниями педагогов во главе с Г.В. Васенковым в ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102» создана уникальная адаптивная система для детей и подростков с недостатками интеллектуального развития. Учреждение является научно-методической базой экспериментальной работы по совершенствованию специального коррекционного образования в России. Учебно-воспитательная модель школы-интерната выстроена с учётом индивидуальных возрастных, психофизиологических и интеллектуальных особенностей и возможностей воспитанников: 1-4 классы — начальная общеобразовательная подготовка на базе коррекционных и пропедевтических технологий; 5-9 классы — комбинация общеобразовательных дисциплин и начального профильного обучения; 10-12 классы — углублённая профессиональная подготовка в сочетании с минимальным объёмом общеобразовательных предметов. Учащиеся младшей ступени школы с удовольствием ходят на уроки ритмики и социально-бытовой ориентировки, постигают азы компьютерной грамотности, при необходимости занимаются с логопедом.

В 1995 году впервые в практике отечественных коррекционных общеобразовательных учебных заведений VIII вида на базе учреждения был создан учебно-производственный комбинат «Фёдоровец», где воспитанники не только могут овладеть специальностями, связанными с полиграфическим производством, но и полноценно работают, получают зарплату. Кроме того, для старшеклассников в школе-интернате открыт профессиональный лицей, в котором под контролем педагогов-дефектологов ведётся подготовка учащихся по семи востребованным на современном рынке труда специальностям: переплётчик, брошюровщик, столяр, швея, пошивщик кожгалантерейных изделий, рабочий зелёного хозяйства, машинист уборочных машин. Высокий уровень трудового обучения позволяет воспитанникам после окончания школы продолжать образование в профильных колледжах, успешно трудоустраиваться. «Никто из наших выпускников, — с гордостью говорит Г.В. Васенков, — на улице не остаётся».

Учебное заведение плодотворно сотрудничает с центрами детского творчества, социальными и культурными учреждениями России, Бельгии, Германии и Франции, международными общественными организациями «Добрые дети мира», «Наша зелёная планета». Уже два десятилетия учащиеся и преподаватели школы-интерната — непременные участники, победители и призёры фестиваля «Надежда». «Кстати, десять лет назад, — делится Геннадий Васильевич, — я первым среди педагогов и директоров коррекционных образовательных учреждений выступил на этом фестивале в номинации «Творчество педагогов».

Видимо, действительно верно говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Г.В. Васенков пишет стихи и уже издал два своих поэтических сборника. Не так давно увидела свет его автобиографическая трилогия «Становление. Свершения. Старение», которую он адресует подрастающему поколению.

Во всех начинаниях Геннадия Васильевича поддерживают, конечно, не только коллеги и друзья. Самая главная опора в его жизни — это семья: любящие и любимые жена, дочь и зять, обожаемые и обожающие деда внуки — старший Миша и младший Славик. На вопрос «Считаете ли вы себя счастливым человеком?» Г.В. Васенков, не задумываясь ни на минуту, отвечает: «Да, и ничего в своей жизни изменить не хотел бы. Все свои успехи и награды я воспринимаю как дар для моих коллег, родных и близких людей. Высшей наградой для меня было и остаётся благо детей, которые вверены мне Богом и судьбой». Своими орденами Геннадий Васильевич считает выпускников школы-интерната, достойно вошедших в самостоятельную жизнь, а триумфом пройденного профессионального пути — созданное под его руководством лучшее специализированное коррекционное общеобразовательное учебное заведение России.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Школа-интернат № 102 была основана в 1964 году для детей и подростков с проблемами интеллектуального развития. Под руководством первого директора Хапанцевой Тамары Николаевны 20 сотрудников работали с 60-ю учащимися, большинство из которых были сиротами.

Благодаря упорству, настойчивости и творческому подходу к делу многих сотрудников интернат креп и развивался.


В 70-е годы директором школы-интерната становится Дмитриченко Вера Ивановна .

Молодая школа хорошеет год от года. Светлый, просторный спортивный зал, удобные мастерские - такое дополнение к своему привычному облику школа приобретает именно в этот период.

У ребят появилась возможность не только получать знания по общеобразовательным предметам, но и профессиональные умения и навыки.

Более 30 лет ГБОУ специальную (коррекционную) общеобразовательную школу - интернат № 102 возглавлял Заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук Васенков Геннадий Васильевич с командой единомышленников.

В 1995 году были открыты учебно-производственные цеха для углубленной профессиональной подготовки выпускников 9-х классов коррекционных школ VIII вида города Москвы.

Профессиональная подготовка обеспечивается предметами общепрофессионального и профессионального цикла, перечень которых и общее количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, определены в соответствии с современными требованиями к профессиям, типологическими, психофизиологическими особенностями, процессами формирования профессиональных знаний, навыков и общетрудовых умений у учащихся.

Васенков Геннадий Васильевич , доктор педагогических наук, доцент засуженный учитель РФ, директор специальной (коррекционной) школы VIII вида, лауреат премии им. А.В. Луначарского.

В 1970 году поступил работать с производства (мебельной фабрики № 16 г. Москвы), имея профессию столяра-краснодеревца, во вспомогательную школу № 309 учителем столярного дела. В период работы учителем трудового обучения в 1975 году окончил филологический факультет Московского государственного заочного педагогического института.

В 1985 году получил второе высшее образование на факультете дефектологии Московского государственного заочного педагогического института. За период руководства данным учебным заведением создана экспериментальная площадка г. Москвы и РФ с 12-летним обучением учащихся с нарушением интеллектуального развития, направленная на профессионально-трудовую подготовку и эффективные формы и методы ее организации.

За развитие системы столичного образования награждался дипломами «Грант Москвы в образовании» (2004г.), «Благодарность мэра г. Москвы» (2006г.)
Исследовательскую работу начал с 1980 года. С 1993г. по 1995г. являлся соискателем заочной целевой аспирантуры в Институте коррекционной педагогики РАО. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Обучение навыкам картонажно-переплетного дела учащихся вспомогательной школы».

С 1999 года работает совместителем на кафедре специальной педагогики и психологии Педагогической академии последипломного образования Московской области, внедряя свои научно-практические исследования относительно совершенствования форм и методов профессионально-трудового обучения умственно отсталых учащихся.

Г.В. Васенковым разработана программа «Организация и методика начальной профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся на базе школ и ПТУ» (144 часа), опубликованная в сборнике «Программы дополнительного профессионального образования» Педагогической академии последипломного образования. На кафедре данный курс читается как авторский или как блочный по курсу «Инновационные технологии в обучении и воспитании учащихся старших классов специальных (коррекционных) школ 8 вида».

Г.В. Васенков участвовал в семинаре Педагогической академии с докладом на тему: «Организация профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях», который был опубликован в сборнике семинара.
В декабре 2006 года Г.В. Васенков защитил докторскую диссертацию на тему «Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников».

род.1947

Герой Российской Федерации (13.08.1998), заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1987), полковник, мастер спорта СССР международного класса (1995).
Родился 24.03.1947 в городе Моздок (Северная Осетия). Детство и юность провёл в городе Биробиджан. Занимался парашютным и планерным спортом в аэроклубе.
В армии с 1965. В 1969 окончил Харьковское ВВАУЛ. До 1973 служил в строевых частях ВВС (Одесский ВО).
В 1974 окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей, в 1978 — Московский авиационный институт.
С февраля 1974 по 1991 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ БА, в 1980-1989 — 3-е Управление, в 1989-1990 — начальник СЛИ БА).
Провёл госиспытания Су-24М, Як-38У, Як-38М; испытания Су-25 на штопор и большие углы атаки; испытания по отработке дозаправки Су-24М (1979), отработке посадки Су-25УТГ и Су-27К на наземный аэрофинишёр, ряд других испытательных работ на Бе-12, Ка-27 и других. 12 августа 1981 г. в составе экипажа противолодочного самолета Бе-12 установил мировой рекорд высоты — 9970 м.
Участник боевых действий в Афганистане: в апреле-июне 1980 — командир авиагруппы «Ромб», совершил 33 боевых вылета на Як-38.
С 1991 — в запасе.
С 1991 по 1998 — лётчик-испытатель ЭМЗ имени В.М.Мясищева (в 1995-1998 — старший лётчик-испытатель). Поднял в небо и провёл испытания М-101Т «Гжель» (31.03.1995). Провёл испытания М-55. В декабре 1996-январе 1997 выполнил первые полёты на М-55 «Геофизика» для исследования озонового слоя Земли. За годы летной и летно-испытательной работы освоил и принимал участие в испытаниях 83 летательных аппаратов и их модификаций. Общий налет – 3115 часов, из них более 1100 – в качестве летчика-испытателя.
В ходе испытаний было не менее 15 аварийных ситуаций, при которых по инструкции требовалось покинуть машину, но лишь дважды летчик катапультировался, и оба раза за секунды до столкновения с землей. На авианесущем крейсере «Минск» он сумел посадить Як-38 с замершими на взлете под углом 25 градусов соплами подъемных двигателей. Останавливался у него двигатель на МиГ-21У. 5 июля 1977 (по другим сведениям — 07.07. 1977) — катапультировался из горящего МиГ-23Б.
6 февраля 1989 года пришлось катапультироваться с Су-27 за секунду до удара самолета о землю.
Установил в 1993 7 мировых авиационных рекордов высоты, грузоподъёмности и скороподъёмности на самолёте М-55. Участник семи международных авиасалонов.
Живёт в городе Жуковский Московской области. До 2002 работал заместителем начальника ЛИК ЭМЗ имени В.М.Мясищева по лётной работе, с 2007 — заместитель начальника ЛИК ОКБ имени А.С.Яковлева по лётной работе.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (21.10.1980, 10.10.1988), орденом Дружбы народов (29.12.1992), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, - М.: Авиамир, 2009 /
  • Герой-испытатель — родом из Моздока / П.Гериев, «Северная Осетия» (Владикавказ) /
  • Виктор Васенков / В.Парамонов, «Красная звезда» (Москва) — 15.03.1997 /
  • «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.2, ч.3 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, А.В.Архипов, Б.Л.Пунтус, Авико пресс, 2001 /