Как работает правило десяти тысяч часов.




В закладки

В популярной книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» Малькольм Гладуэлл популяризировал теорию о том, что для того, чтобы стать профессионалом в определенной области, нужно потратить на её изучение около 10 тысяч часов. Журналисты и предприниматели часто использовали эту идею в своих публикациях. Однако авторы оригинального исследования, на которое ссылается Гладуэлл, опровергли теорию.

Автор книги «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» Малькольм Гладуэлл ссылается на оригинальное исследование Эндрю Эриксона, Ральфа Крампе и Клеменса Теч-Ромера, опубликованное в 1993 году. Тогда исследователи изучили поведение группы студентов музыкальной академии в Берлине.

Ученые утверждали, что наиболее преуспевающие студенты к 20 годам потратили на занятия около 10 тысяч часов.

Правило кажется очень привлекательным, потому что его легко запомнить. Оно удовлетворяет человеческое желание выстроить простую причинно-следственную связь: просто нужно потратить 10 тысяч часов на что-либо.

- выдержка из книги Peak: Secrets From the New Science of Expertise

Ученые объяснили, что число 10 тысяч было выбрано Гладуэллом произвольно. В оригинальном исследовании отмечалось, что студенты проводили 8 часов в день, изучая музыку, и к определенному возрасту получили необходимую практику. Автор книги решил сложить суммарное количество часов, проведенных за изучением музыки, чтобы получить красивое число, считают исследователи.

«Студенты были далеки от мастеров скрипки. Они были очень хорошими и перспективными. Однако пианисты, которые получают международные награды, как правило делают это в возрасте 30 лет. Тогда можно предположить, что они потратили 20-25 тысяч часов для этого. 10 тысяч часов занятий для них - всего лишь половина пути», - пишут ученые.

Кроме того, 10 тысяч - среднее значение. Половина респондентов не потратили столько времени для изучения дисциплины.

«Гладвэлл не учитывает разницу в практических занятиях, которые проходили студенты. Например, специфическая практика под названием "осознанная практика", которая выводит студента из области комфорта», - отмечают Эрикссон и авторы. Кроме того, студенты могли получать больше практики во время индивидуальных внеплановых занятий с преподавателем.

По словам ученых, развитие до профессионала определенной области не может быть конечным измеримым процессом - на это влияет множество факторов.

Когда вы занимаетесь в течение нескольких часов одним делом, вы наверняка почувствуете прогресс. Однако вы все еще находитесь на поверхности.

Здравствуйте, друзья! Сегодняшний материал посвящен не финансам, но он будет весьма полезен для любой вашей деятельности — учеба, работа, хобби, торговля на Форекс и т. д. и т. п.

Недавно журнал Forbes опубликовал отрывки из книги «Гении и аутсайдеры» журналиста и социолога, постоянного автора New Yorker Малкольма Гладуэлла. Вызвав небывалый ажиотаж, это издание моментально стало бестселлером, благодаря тому, что автор в ней утверждает одну простую истину — гениями не рождаются, ими становятся в результате упорной работы над собой. Здесь я приведу для вас некоторые выдержки из книги, особо интересные на мой взгляд, а именно — правило 10 000 часов . Кстати, «Гении и аутсайдеры» уже вышла на русском языке.

То, что мы привыкли называть словом «талант», является результатом сложной комбинации способностей, благоприятных условий и случайно полученного преимущества. Случается, что аутсайдеры одерживают победу благодаря особым возможностям, условиям и стечению обстоятельств. В чём же фокус?

В 90-е годы прошлого века в Музыкальной академии в Берлине психолог Андерс Эриксон сотоварищи провели такое исследование: студентов по классу скрипки были разделены на 3 группы. В состав первой вошли лучшие и выдающиеся ученики, потенциальные «звезды» мирового уровня. Вторую группу составили «перспективные» студенты, а третью — «середнячки», которые вряд стали бы профессиональными музыкантами и являлись потенциальными преподавателями музыкальных школ. Студентам всех трех групп задали один вопрос: какое количество часов игры на скрипке у вас было с момента, как впервые взяли инструмент в руки, и до сего дня?

Выяснилось, что практически все студенты начинали играть в одном возрасте — примерно в пять лет. Сначала все практиковались порядка двух-трех часов в неделю. Но через несколько лет, примерно в возрасте восьми лет появляются различия: лучшие студенты занимались музыкой больше остальных — по 6 часов в неделю к девяти годам, по 8 часов — к двенадцати, по 16 — к четырнадцати, и так до двадцати лет, когда они интенсивно и целенаправленно стали совершенствовать свое мастерство, занимаясь в неделю более чем по 30 часов. Таким образом, к двадцати годам у выдающихся студентов набиралось в общем до 10 000 часов занятий , у перспективных студентов было 8000 часов, а у потенциальных учителей музыки — не более 4000.

Следующим шагом Эриксон и коллег было сравнить профессиональных пианистов и любителей. Ученые выявили ту же закономерность: любители никогда не практиковались более чем три часа в неделю, тем самым к двадцати годам у них в багаже было не более 2000 часов практики. Профессиональные пианисты, напротив, с каждым годом занимались все больше, и к возрасту двадцати лет у каждого из них имелись на счету по 10 000 часов практики .

Интересно, что Эриксону не удалось обнаружить ни одного музыканта, который достиг бы высокого профессионального уровня, не прикладывая особых усилий и меньше занимаясь, чем другие. Также, не встретился среди опрошенных тот, кто работал изо всех сил, но не добился успеха просто потому, что не обладал какими-то особыми качествами. Напрашивается вывод, что студенты, способные поступить в лучший музыкальный вуз, отличались друг от друга только тем, насколько усердно они занимались. Кстати, самые лучшие студенты трудились не просто больше, а гораздо больше, чем все остальные.

Идея того, что достижение мастерства в непростых видах деятельности невозможно без большой и упорной практики, не раз приводилась в работах по исследованию профессиональной компетенции. И все ученые приводят магическое число мастерства — 10 000 часов .

Так, по словам врача-невролога Даниеля Левитина: «…о какой бы деятельности ни шла речь, для достижения уровня профессионального мастерства, соответствующего статусу эксперта мирового класса, требуются 10 000 часов практических занятий. Возьмите кого угодно — композиторов, спортсменов, писателей, музыкантов, шахматистов, даже отпетых преступников — это число встречается с поразительной регулярностью. 10 000 часов равняется примерно 3 часам ежедневной практики, или 20 часам в неделю на протяжении приблизительно десяти лет . Это, безусловно, не дает объяснения, почему одним эти занятия больше, чем другим идут на пользу. Но до сих пор никто из ученых не встретил примера, когда высочайший уровень мастерства был бы достигнут за меньшее время. Можно предположить, что именно столько времени необходимо мозгу, чтобы усвоить всю нужную информацию».

Вундеркинды не исключение из этого правила. Психолог Майкл Хоув приводит в пример самого известного вундеркинда — В.А. Моцарта, начавшего, как известно, писать музыку в возрасте шести лет: «Ранние произведения Моцарта в сравнении с работами зрелых композиторов не отличаются чем-то выдающимся. Есть вероятность, что они написаны его отцом и исправлялись в дальнейшем. Многие произведения маленького Моцарта, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, являются в большинстве своем компиляцией произведений других композиторов. Самый ранний из концертов, № 9, считающийся великим и полностью принадлежащий Моцарту, был сочинен им уже в двадцать один год. Легко подсчитать, что на тот момент Моцарт писал музыку уже в течение десяти лет».

Интересно еще одно обстоятельство: 10 000 часов — это невероятно много. Молодым людям не всегда по силам наработать это количество времени в одиночку. Нужна поддержка и помощь старших. Еще один «тормоз» успеха — отсутствие денег: когда приходится подрабатывать, чтобы элементарно не голодать, времени на усердные занятия не остается.

В книге еще множество примеров — из истории группы «Биттлз», из жизни «компьютерных гениев» Билла Гейтса и Билла Джоя т.д. При возможности обязательно прочтите книгу «Гении и аутсайдеры» — там есть множество полезной информации, кроме правила 10 000 часов.

Весьма занятную теорию, которая доказывает правильность утверждения, что гениями не рождаются, предложил журналист Малкольм Гладуэлл в написанной им книге «Гении и аутсайдеры». Его труд основывается на социологических исследованиях Андерса Эриксонона - психолога, который занимался изучением историй успеха большого числа успешных личностей. Как результат этих исследований, появилось так называемое «Правило десяти тысяч часов».

В книге говорится, что для достижения экспертного уровня в любой области необходимо десять тысяч часов практики. Автор исследовал самых разных людей – от спортсменов до преступников. И, что интересно, число в 10 000 часов встречается достаточно часто. Для того чтобы посвятить себя какому-то делу в течение десяти тысяч часов, необходимо уделять около трех часов практики ежедневно или около двадцати часов в неделю десять лет подряд. Естественно, это не дает объяснения тому, по какой причине одним людям определенные занятия несут большую пользу, нежели другим. Тем не менее, на сегодняшний день неизвестен ни один случай, когда уровень высокого мастерства в какой бы то ни было области достигался бы в более сжатые сроки. Есть предположение, что мозгу необходимо десять тысяч часов для усвоения конкретной информации.

Как явные примеры действенности правила 10 000 часов, можно рассмотреть историю успеха четырех выдающихся личностей:

  • Свой первый концерт, который признан великим, композитор Моцарт написал в двадцать один год. На тот момент он уже занимался написанием музыки на протяжении десяти лет.
  • Известный гроссмейстер Бобби Фишер стал профи в шахматах за девять лет.
  • Предприниматель Билл Гейтс около десяти тысяч часов занимался программированием, пока не смог сделать качественный прорыв вперед.
  • Группа «The Beatles» приехала в Соединенные Штаты Америки в 1964 году. С этого момента началось так называемое «британское нашествие» на американскую сцену. Что интересно, группа была основана за десять лет до релизов ставших легендарными альбомов «White Album» и «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».

В своем исследовании Малкольм Гладуэлл говорит о том, что основным фактором, влияющим на успех, является далеко не высокий интеллект и не талант. Гораздо важнее время, потраченное на занятие тем, что нравится. Кроме того, Малкольм уверен, что окружение имеет также очень важное влияние. Ни один музыкант, спортсмен или предприниматель не способен достичь умопомрачительного успеха в одиночку и без каких-либо финансовых ресурсов.

Важно понимать, что время нужно тратить не на теорию, а на практику. Также нужно отметить, что только усиленные тренировки с постоянно усложняющимися задачами ведут к прогрессу. В противном случае есть риск остановиться на одном уровне.

Таким образом, около пяти лет полного рабочего дня, посвященного определенному делу, является волшебной формулой истинного мастерства. В это можно верить или не верить. Однако проверить правдивость этой теории есть шанс только на личном опыте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В последние годы одним из самых стойких стереотипов психологии стал миф о «правиле 10 000 часов», согласно которому именно столько времени нужно инвестировать в какую-либо деятельность, чтобы достичь значимого успеха. T&P публикуют конспект статьи на Brain Pickings, развенчивающей этот стереотип и предлагающей более сложную и действенную схему движения к совершенству.

«Правило 10 000 часов», которое якобы может сделать любого человека крайне успешным в любой области, стало своеобразной священной заповедью, постоянно повторяющейся на различных веб-сайтах и мастер-классах. Беда этого правила в том, что оно правдиво лишь наполовину. Если вы, допустим, новичок в игре в гольф и постоянно совершаете одну и ту же ошибку, 10 000 часов практики не улучшат ваш уровень мастерства. Вы по-прежнему будете простофилей, просто более опытным.

Механическое повторение действий не принесет профессионального роста, зато можно приблизиться к цели, если раз за разом регулировать выполнение какой-то задачи. Секрет постоянного совершенствования - не в количестве времени, вложенного в дело, а в его качестве. Это звучит просто и достаточно очевидно, но мы по-прежнему часто рассчитываем на успех, основываясь только на количестве времени, которое мы инвестируем в решение той или иной задачи.

Основным фактором успеха является осознанная практика - постоянное обучение, на котором вы концентрируетесь целиком, руководствуясь указаниями квалифицированного эксперта, тренера или наставника. Этот подход принципиально отличается от подхода к измерению успеха только по количеству часов, затраченных на обучение.

Обратная связь - необходимый элемент, который позволяет нам определить свои ошибки, обнаружить источники их возникновения и исправить их. Так зеркало помогает балеринам в тренировках. В идеале обратная связь должна следовать от эксперта в вашей области - если у вас нет такой обратной связи, вы едва ли вы добьетесь успеха. Также важно мыслить реалистично. У мечтаний есть свои творческие преимущества, но в контексте целенаправленной практики они только разбавляют эффективность процесса.

«Считается, что для чемпионов мирового класса - будь то тяжелоатлеты или пианисты - практика должна составлять около четырех часов в день»

Как только вы привыкаете к делу, которое когда-то было для вас новым, вы начинаете делать его на хорошем уровне автоматически. Здесь вы рискуете стать заложником «окей-плато», перестав расти и застряв на каком-то уровне развития. Если вы собираетесь достичь гениальных успехов, пора переходить от автопилота обратно, в фазу активного внимания.

Любители часто довольствуются пятьюдесятью часами практики - будь то катание на лыжах или вождение - они добираются до стадии «хорошо, но достаточно», достигнув того уровня производительности, при котором они могут совершать требуемые действия с легкостью. Они больше не чувствую потребности в концентрированной практике и довольствуются повторением того, что уже узнали. В таком случае неважно, сколько еще они будут практиковаться, их прогресс будет незначительным.

Настоящие эксперты, наоборот, продолжают уделять внимание делу, намеренно противодействуя желанию мозга автоматизировать процессы. Они активно сосредотачиваются на том, что делают неидеально, исправляют то, что не получается, и никогда не прекращают учиться. Если они начинают двигаться по инерции и останавливают свои «смарт-практики», то они тут же попадают в плато, где их навыки больше не развиваются.

Но даже если вопрос качества решен, вопрос количества все равно остается открытым. Сколько же осознанной практики достаточно для достижения совершенства? Считается, что для чемпионов мирового класса - будь то тяжелоатлеты или пианисты - практика должна составлять около четырех часов в день. Это позволяет иметь и достаточное время для совершенствования навыков, и достаточное время для отдыха и восстановления физической и психической энергии. Оптимальная практика поддерживает оптимальную концентрацию.

Пример Моцарта и других заявивших о себе ещё в детстве великих людей говорит нам о том, что настоящий гений проявляет себя наглядно и сразу. Но автор «Нью-Йоркера» Малкольм Гладуэлл убеждён: то, что мы называем гениальностью, приходит только с упорным и регулярным трудом. «Мел» совместно с издательством «Манн, Иванов и Фербер» выбрал фрагмент из его книги «Гении и аутсайдеры», в котором он доказывает - чтобы достичь выдающихся результатов в своей области, нужно потратить десять тысяч часов.

Немного исследований

Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон решил узнать, почему в Берлинской академии музыки одни студенты играют потрясающе, а другие еле-еле вытягивают обучение. Для этого всех учеников поделили на три группы: потенциальные «звёзды», перспективные студенты и очевидные аутсайдеры. Вопрос был задан один - сколько часов они потратили на практику с момента начала обучения музыке. Различия стали заметны уже в возрасте восьми лет.

Будущие «звёзды» тратили на обучение год за годом всё больше времени - вплоть до 30 часов в неделю

Остальные уделяли скрипке намного меньше времени. В результате вышло, что лучшие студенты к двадцати годам потратили на игру не менее десяти тысяч часов, ученики со средним уровнем около восьми тысяч часов, а худшие уделили игре едва ли четыре тысячи.

Никколо Паганини. Фрагмент картины Георга Фридриха Керстинга

Следующими «подопытными» стали пианисты. Оказалось, что те, кто не мечтал играть профессионально, обычно играли не больше трёх часов в неделю, поэтому ко дню тестирования (то есть в возрасте 20 лет) их практика составляла 2 000 часов. Профессиональные пианисты, как и скрипачи, уделили игре не менее 10 000 часов.

Кроме того, оказалось, что среди тех, кто показывал очевидные успехи, не было ни одного ученика, которому бы это далось «легко» (то есть за меньшее количество часов). Среди учеников, занимающихся более 10 000 часов, не нашлось плохих музыкантов.

Правило 10 000 часов

Эриксон был не единственным человеком, который обнаружил эту интересную закономерность. Невролог Даниель Левитин считает, что правило десяти тысяч часов распространяется на любую область. Композиторы, игроки в баскетбол, танцоры, пианисты… и даже уголовники.

Все они достигали мастерства мирового уровня, уделив отработке какого-то навыка около 10 000 часов

Это примерно 20 часов в неделю на протяжении десяти лет. При этом случаев, когда человек становился настоящим профессионалом в своём деле, занимаясь меньше времени, им выявлено не было.

«Гениями становятся»

Психолог Майкл Хоув, изучающий жизнь Моцарта, разобрал его произведения, чтобы узнать, как шестилетний мальчик мог сочинять музыку. Согласно его теории, ранние произведения, которые нельзя назвать выдающимися, были написаны отцом Моцарта. При этом в большинстве случаев это были переделанные произведения других авторов. А вот концерт, написанный лично Моцартом и считающийся классикой (№ 9, K. 271), был создан им в возрасте 21 года. То есть музыку на тот момент Моцарт писал порядка десяти лет. Это подтверждает музыкальный критик Гароль Шонберг, подчёркивая, что до 20 лет Моцарт не написал ничего выдающегося.

Вольфганг Моцарт и его отец Леопольд за занятием музыкой. Художник - Эбенейзер Кроуфорд

В 1960 году группу «Битлз» (на тот момент только созданную) пригласили в Гамбург. В то время в музыкальных клубах существовала следующая схема. Владельцы нанимали группы, которые должны были играть по шесть-восемь часов живую музыку. Причём паузы были минимальными. Битлы нередко играли по восемь часов семь вечеров в неделю. Согласно подсчётам, всего музыканты провели 270 таких вечеров. А к моменту, когда они получили оглушительный успех, было дано порядка 1200 живых концертов!

Легендарная британская группа «Битлз»