Как раскрывается тема любви в повестях белкина. Лекция: Повести Белкина» как прозаический цикл, их экспериментально-полемический характер




Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.

В основе повести А. С. Пушкина «Дубровский» лежит исторический сюжет о бунте крестьян псковского помещика Дубровского. Автор создал произведение, которое очень реалистично влилось в его современность. Но изначально задуманный образ главного героя получился противоречивым: Владимир Дубровский из романа «Дубровский» – это благородный разбойник, образ которого совершенно не вяжется с нравами крепостной России.

Характеристика Дубровского из романа «Дубровский», с которой знакомит нас автор в начале произведения, наводит на мысль, что в будущем он превратится в эгоиста и гуляку, бестолково проживающего жизнь. Владимир ничем не отличается от других молодых людей: живет на средства отца и нисколько не заботится о том, откуда они берутся. Он молод и может позволить себе роскошную жизнь, игру в карты, долги и развлечения. Его не интересует будущее, ведь, как и его друзья, он мечтает о богатой невесте, брак с которой решит все проблемы.

Но очень быстро можно понять, что все это безрассудство, беспечное поведение объясняется только его молодостью. Узнав, что отец сильно болен, он бросил все и поехал к нему, не раздумывая ни минуты. Таким образом, личность Дубровского раскрывается совсем с другой стороны.

Встретивший его кучер рассказал о событиях, происходящих в доме Дубровского старшего, о тяжбе, которую затеял сосед. Но все это мало интересует молодого человека. Для него намного важнее состояние отца. Приближаясь к родному имению, он испытывает нежные и добрые чувства. Его сердце переполнено воспоминаниями, а встретившая его няня, вызвала у Владимира умиление и жалость. В свои объятия он вложил всю нескрываемую любовь и заботу о родных людях.

Первая встреча с Владимиром

Жизнь Дубровского младшего сильно изменилась после смерти отца. Он не уподобился другим помещикам в округе и не стал преклоняться перед самодуром Троекуровым. Для него было важнее сохранить честь офицера, и юноша стал искать способы отмщения. Думы о мести сделали его разбойником, благородным разбойником. Ведь как иначе можно объяснить такие поступки, как грабеж только богатых, раздача денег нуждающимся.

Образ Владимира Дубровского – это своеобразный авторский протест против несправедливости. Конечно, назвать разбойника честным и благородным очень трудно. Понятие чести несовместимо с такими делами. Но именно так А. С. Пушкин пытается донести до людей, что виновным в такой ситуации является не один человек, а весь политический строй страны. Молодой сын Дубровского не знает, как ему выразить протест, поэтому и становится на путь разбоя. В итоге, он понимает необоснованность своих действий, но изменить ситуацию уже не в силах. Он только просит своих сообщников сдаться и поменять образ жизни.

Образ Владимира Дубровского

Такие качества Дубровского, как ум, образование, говорят о многом. Сына Кирилы Петровича он учит грамматике и географии, Машу обучает музыке и пению. Будь он глуп, перевоплотиться в учителя не получилось бы.
Его смелости многие завидовали. Один его поступок, убийство медведя, принадлежащего барину, вызывает уважение. Он не испугался, а обратил на себя внимание, чем заставил себя уважать.
Такие черты характера Дубровского, как искренность, нежность и благородство раскрываются в сценах с Машей Троекуровой. Его любовь сильнее мщения, из-за нее он отказывается вредить своему врагу. Своим решением Владимир подводит читателя к мысли, звучащей в библейской заповеди: не отвечай на зло злом.

История Владимира Дубровского поучительна. Автор пытается показать, что беспредел помещиков не может остаться безнаказанным. Там, где на пути неправды и бесчестия, встречается благородство и справедливость, помещики получают достойный отпор. Владимир стал разбойником по стечению обстоятельств, а смерть Дубровского старшего их только усилила. Однако избранный им путь не принес удовлетворения и Дубровский исчезает из жизни своих крестьян.

Крестьяне не просто следуют за ним, они ему верят. А добиться такого от простого народа очень сложно. По описанию Дубровский благороден и добр, он не может отдать своих крестьян на расправу, поэтому предлагает им сдаться и начать жить правильно.

Тест по произведению


Владимир Андреевич Дубровский – сын Андрея Гавриловича Дубровского. Этот молодой человек, 23 лет отроду, обучался в кадетском корпусе Петербурга, а позднее получил звание корнета. В начале рассказа Владимир Андреевич предстаёт перед нами как человек честолюбивый, расточительный и, пожалуй, беззаботный - «…входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себя рано или поздно богатую невесту…».

Но узнав о несчастье своего отца, которого молодой Дубровский не видел с детства, он принял это «с необыкновенным волнением». Здесь нам открываются другие черты характера Владимира: серьёзность, решительность, ответственность, любовь к своей семье и готовность прийти ей на помощь. Его ужасало положение отца и он «упрекал себя в преступном небрежении».

Крестьяне Андрея Гавриловича относились к молодому Дубровскому с уважением, любовью и отдавали ему почтение. В отличие от Троекурова, Дубровский относился к крестьянам Кистеневки с человечностью, как к полноправным людям. Ведь, у Дубровского было чувство собственного достоинства, а такой человек никогда не станет унижать другого для собственного самоутверждения. Кистеневские крестьяне понимали, какая участь их ждет, если они окажутся у Троекурова, поэтому Владимир находит у своих крестьян сочувствие и поддержку.

Но не только из-за этого они оказались на стороне молодого Дубровского. Крестьяне видела в нем благородность, смелость, справедливость. И поэтому отправились вслед за своим молодым барином.

Больше об отношении крестьян к Дубровскому мы можем узнать из пятой главы, в которой рассказывается о том, как чиновники приезжают в Кистеневку. Чиновники не только навязывают местным крестьянам, что их барин теперь Троекуров, но и оскорбляют молодого Дубровского – их барина и законного владельца имения. От ярости толпа приходит в движение. Ведь кистеневские крестьяне приняли ущемление прав своего барина, как собственное оскорбление.

После смерти своего отца молодой Дубровский чувствовал душевную скорбь. Несмотря на то, что Александр Сергеевич Пушкин не называет прямо тех чувств, которые испытывал Владимир, мы может предположить, что он ожесточился и страдал от своего желания отомстить. Ведь Христианство велит прощать свои врагам предательства, но Дубровский не мог и не хотел простить Троекурова.

Переживания молодого барина Пушкин передаёт через описание рощи, по которой идет наш герой. Владимир шел, не разбирая дороги, «сучьи поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский шел не разбирая дороги, так он и не мог разобрать в своих мыслях. В этом момент, Владимир остро ощущает своё одиночество.

Мы узнаем о новых чертах характера Дубровского после пожара в Кистеневке. Молодой Дубровский сжигает дом своего отца, только по одной причине. Он услышал голоса подьячих, которые своим присутствием и поведением оскверняли память об отце и матери Дубровского. После этого, он уже по-новому смотрит на портрет своей матери и прочитанные им письма от его мамы к отцу. После этого Дубровский решается на отчаянный шаг – поджег отчего дома. Здесь ключевые черты характера молодого барина – это уважение к своей семье и нежелание смериться с оскорблениями. Даже в этой ситуации Владимир сохранят свое великодушие и просит кузница Ахрипа отпереть двери в переднюю, для того чтобы подьячие смогли выйти из полыхающего дома.

После пожара обстоятельства вынуждают Владимира стать разбойником. У него не было ни дома, ни средств к существованию. Но главное, я думаю, в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого ему нужны были деньги, которых у него не было. Тем не менее, даже в такой трудной и казалось бы, безнадежной ситуации молодому Дубровскому удаётся сохранять великодушие и некое благородство.

В то время, когда Владимир проживал в имении Троекурова, как француз-учитель по имени Дефорж, ему пришлось проявить выдержку, хладнокровие, актерское мастерство, благородство и умение владеть собой. Но меня удивило то, что молодой Дубровский, ночуя вместе со Спицыным, поддался искушению и изменил благородству - «Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения. Он знал о существовании сумки и решился ею завладеть». Правда, и здесь мы можем понять и оправдать Владимира.

Владимир Дубровский многое пережил в своей жизни. И на протяжении всего романа он старался оставаться честным, мужественным и великодушным человеком. Моё отношение к молодому Дубровскому, пожалуй, довольно однозначно. Это человек в первую очередь, нравиться мне за справедливость и сильный характер.

Внешний облик. Речь. "От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось". Соберитесь с всеми силами души, умоляйте отца, бросьтесь к его ногам: представьте ему весь ужас будущего, вашу молодость, увядающую близ хилого и развратного старика - решитесь на жестокое объяснение; скажите, что если он останется неумолим, то... то вы найдете ужасную защиту... скажите, что богатство не доставит вам ни одной минуты счастия; роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение; не отставайте от него, не пугайтесь ни его гнева, ни угроз - пока останется хоть тень надежды, ради бога, не отставайте. Если ж не будет уже другого средства... военная осанка, служил в гвардии, имел «роскошные прихоти», курил трубку (глава III); «звучный голос», «величественный вид» (глава V); «приятная наружность», «простое обхождение», «заряженный пистолет» в кармане (глава VIII); «был он кудрявый белокуренький мальчик» (глава IX); «наружность, обличающая силу» (глава X); «в военной шинели и в белой фуражке» (глава XI).




Типичные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в коллективе. Что нам известно о воспитании Владимира? Какова его предыстория? Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на 8-м году своего возраста - со всем тем он романически был к нему привязан, и тем.более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями. Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.




Человек не один в мире, он живет в обществе и постоянно вступает в контакт с другими людьми, поэтому в психический мир каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там определенное место, создают нам хорошее или плохое настроение. Как проявляется характер Дубровского во взаимоотношениях с окружающими? Люди близкие, любимые (отношение к любви) Слуги. Враги


Отношение к близким. Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах. Он решился к нему ехать и даже выдти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия. Владимир предвидел его скорое разрушение и не отходил от старика… Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить - За вас отдал бы я жизнь, видеть вас издали, коснуться руки вашей было для меня упоением.




Отношение к слугам Тронутый преданностию старого кучера, Дубровский замолчал - и предался снова размышлениям. Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. - Здорово, здорово, няня, - повторял он, прижимая к сердцу добрую старуху, - что батюшка, где он? каков он? Ребята, вязать?, - закричал тот же голос, - и толпа стала напирать... - Стойте, - крикнул Дубровский. - Дураки! что вы это? вы губите и себя и меня. - Ступайте по дворам и оставьте меня в покое. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он нас не обидит. Мы все его дети. А как ему за вас будет заступиться, если вы станете бунтовать и разбойничать. Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. Народ утих, разошелся Поди, приведи ее сюда, да выведи из дому всех наших людей, чтоб ни одной души в нем не оставалось Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло.




Отношение к врагам. - Ребята, вязать?, - закричал тот же голос, - и толпа стала напирать... - Стойте, - крикнул Дубровский. - Дураки! что вы это? вы губите и себя и меня. не дело ты затеял. Не приказные виноваты. Засвети- ко фонарь ты, ступай за мною. - Постой, - сказал он Архипу, - кажется, в торопях я запер двери в переднюю, поди скорей отопри их. Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. все поехали в сторону, оставя карету посреди дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови, в отмщение за кровь своего атамана.




Характер человека проявляется в поступках. Какие поступки совершает Дубровский и как они его характеризуют? Владимир стиснул зубы - страшные мысли рождались в уме его. Француз не смутился, не побежал, и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленькой пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу - кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца. - Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.




Характер человека проявляется в отношениях с окружающей средой. Как Печорин относится к природе и родному дому? сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки - в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев - и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное.




План характеристики персонажа литературного произведения 1.Вступление. Место персонажа в произведении (главный, второстепенный). 2.Происхождение, социальное положение. 3.Особенности портрета (манера держаться, внешность, одежда). 4.Речь персонажа. 5.Поступки, поведение, влияние на окружающих. 6.Взаимоотношения с другими действующими лицами. 7.Авторское отношение к герою. 8.Ваши чувства и мысли, связанные с переживанием судьбы персонажа.


Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина «Дубровский» В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца есть. С проблемой нехватки денег Владимир никогда не сталкивался, потому как, будучи единственным сыном своего отца, хоть далеко и небогатого дворянина, он получал из дому более, нежели должен был ожидать. А, известное дело, если деньги достаются легко, то очень легко с ними и расставаться. Так было и с Владимиром: Он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости. Одним словом, наследник Андрея Гавриловича Дубровского в первое наше с ним знакомство показался нам ничуть не выдающимся, молодому человеку были свойственны все те шалости и поступки, которые, не задумываясь, можно приписать почти всем молодым людям его возраста и сословия. Читая о праздном времяпрепровождении юного Владимира в кругу своих друзей, представляешь, забегая наперед, этого молодого человека в недалеком будущем этаким самодовольным, глухим к чужим бедам, а порой и жестоким барином подобием Кирилы Петровича Троекурова. Но очень скоро начинаешь понимать, что представления эти были ложными, потому как Владимир Дубровский настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Время, проведенное в кадетском корпусе, нисколько не повлияло на врожденные и заложенные отцом в детстве благородные качества. Узнав о болезни Андрея Гавриловича, сын, ни минуты не колеблясь, направляется к нему в поместье. Очень корит он себя за то, что долго не получая письма от родителя, сам не удосужился справиться о его здоровье.


Родина для юного Дубровского это не просто слово. Подъезжая к родительскому дому, узнавая родные и знакомые с детства места, он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Все в нём вызывало трепет и боль: и березки, которые при нем только что были посажены около забора, а теперь стали высокими ветвистыми деревьями, и двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками. Умиление и жалость вызвала у Владимира добрая его няня Егоровна, которую при встрече юноша обнял с нескрываемой любовью. Про встречу Владимира и Андрея Гавриловича написано всего несколько слов:...Владимир с жаром обнял отца своего. Но и этих нескольких слов достаточно для того, чтобы сделать вывод: сыновнее сердце за столь долгую разлуку не остыло, оно полно жалости, любви и сострадания. Более того, в этих нескольких словах, которыми автор передал встречу отца и сына, на мой взгляд, весь Владимир прямой, сдержанный, немногословный точная копия своего отца. Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды не в его правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств. Присуще Дубровскому и чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. Потом, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища. О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать. Дубровский сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдется тот, кто станет опровергать наличие этих качеств у молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой девушкой Машей Троекуровой. Любовь для Дубровского чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора. Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А. С. Пушкин. Что касается лично меня, то, познакомившись с жизнью и творчеством поэта, я и самого Пушкина вижу именно таким.