Каменный гость читать полностью. Каменный гость (1830)




Молодой повеса и разбиватель сердец Дон Гуан со слугой Лепорелло ждёт сумерек, чтобы поникнуть в Мадрид, откуда был изгнан королем за дуэли. Сперва он намерен посетить Лауру, известную актрису. Оказавшийся рядом монах Антоньева Монастыря рассказывает им о том, что на этом кладбище молодая вдова Донна Анна ежедневно молится за упокой души своего мужа, командора, который был убит Доном Гуаном.

Тот решил направиться к Лауре. Она тем временем развлекала гостей своей игрой и пением. Она поведала, что слова песни написал Дон Гуан, на что один из гостей, Дон Карлос, громко возмущается, ведь этот негодяй убил его брата. Лауре все же удалось наладить мир, она остаётся наедине с Доном Карлосом. Тем временем является Дон Гуан, который убивает Дона Карлоса. Беспечная Лаура с любовью бросается к нему в объятия. После этого случая Дон Гуан, переодевшись монахом, сторожит Донну Анну. Он пытается растопить её сердце страстными речами и ему это удаётся.

Она назначает ему встречу у себя дома и удаляется. Довольный собой молодой человек приказывает Лепорелло пригласить статую командора туда же, на свидание к его вдове. Лепорелло и Дон Гуан с ужасом видят, что статуя кивнула в ответ. Повеса проводит время с Анной, которая соскучилась без мужского внимания. После долгих уговоров Дон Гуан сознается, что это он убил её мужа. Тем временем действительно появляется статуя командора, которого Дон Гуан так дерзко пригласил. Он пожимает руку статуе, дабы показать свою храбрость и тут же гибнет от этого прикосновения.

Картинка Каменный гость

Сейчас читают:

  • Краткое содержание Чехов Злоумышленник

    Действия происходят во время самого допроса. На допрос вызвали простого жителя деревни. Его обвинения, заключаются в том, что он якобы открутил с рельсы гайку. И задают вопрос, какова цель его действий.

  • Краткое содержание Чехов Пересолил

    Очень интересный и довольно поучительный рассказ, который повествует о человеческих пороках, и как один из них, хвастовство, которое всегда приносит людям одно горе, так как человек при этом очень много врет, что не может ему пойти в пользу.

  • Краткое содержание Пушкин Братья разбойники

    К Волке слетелась шайка разбойников. Поздней ночью молодой разбойник рассказывает свою печальную историю. Разбойник с братом были сиротами, с детства они голодали и терпели издевательства. Но повзрослев братья стали грабить.

  • Краткое содержание Алексин Очень страшная история

    Рассказ начинается с того, что в школе неназванного города появляется новый учитель литература Святослав Николаевич, который является поклонником творчества Глеба Бородаева, внук которого и является одним из учеников класса.

  • Краткое содержание Гаршин О жабе и розе (сказка)

    Сказка начинает летом. Больной мальчик много проводит времени в саду. Сидит, не играет, но читает, смотрит на сад, любуется на цветник… Этот цветник, даже если за ним не ухаживают прекрасен, по-своему.

  • Краткое содержание Чехов Степь

    Повесть «Степь» произведение, которое положило начало творчеству Антона Павловича Чехова. Это его первое сочинение и оно произвело фурор на критиков, и вызвало признание его как автора. В этой повести, Чехов с любовью

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут еще возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру. Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решетку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

В комнате Лауры ужинают гости и восхищаются ее талантом и вдохновенной актерской игрой. Они просят Лауру спеть. Даже угрюмый Карлос, кажется, тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, который был любовником Лауры, Дон Карлос называет его безбожником и мерзавцем. Разгневанная Лаура кричит, что сейчас велит своим слугам зарезать Карлоса, хоть тот испанский гранд. Бесстрашный Дон Карлос готов, но гости успокаивают их. Лаура считает, что причина грубой выходки Карлоса в том, что Дон Гуан на честном поединке убил родного брата Дон Карлоса. Дон Карлос признается, что был неправ, и они мирятся. Спев по общей просьбе еще одну песню, Лаура прощается с гостями, но просит Дон Карлоса остаться. Она говорит, что своим темпераментом он напомнил ей Дон Гуана. Лаура и Дон Карлос беседуют, и в это время раздается стук и кто-то зовет Лауру. Лаура отпирает, и входит Дон Гуан. Карлос, услышав это имя, называет себя и требует немедленного поединка. Несмотря на протесты Лауры, гранды сражаются, и Дон Гуан убивает Дон Карлоса. Лаура в смятении, но, узнав, что Дон Гуан только что тайком вернулся в Мадрит и сразу бросился к ней, смягчается.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью. Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущенная Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет свое приглашение, и статуя опять кивает. Пораженные Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своем доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюбленной дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей свое подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Дон Гуан со своим слугой Лепорелло сидят у ворот Мадрита. Они ждут наступления ночи, чтобы войти под ее покровом в город. Дон Гуан настолько беспечен, что он полагает, что ночью в городе его не узнают, однако Лепорелло обладает более трезвым умом, он по этому поводу настроен саркастически. Однако как бы то ни было, никакая опасность не остановит Дон Гуана, пребывающего в полной уверенности в том, что если король узнает о самовольном возвращении его из изгнания, то не отправит его на казнь, ведь сам король выслал его из города, чтобы месть семьи убитого им дворянина не обрушилась на его голову.

Но он не в силах долго быть в изгнании, тем более, что тамошние женщины у него не вызывают интереса, поскольку они похожи на восковых кукол.

Дон Гуан оглядывается по сторонам и узнает окружающие места. Он видит Антоньев монастырь - место, где проходили его встречи с возлюбленной Инезой, имевшей очень ревнивого мужа. Дон Гуан поэтично и вдохновенно описывает черты любимой им некогда женщины и ее печальный взор. Слуга Лепорелло успокаивает его, говоря, что Дон Гуан с легкостью найдет себе другую возлюбленную. Слуга хочет знать, кого желает отыскать его хозяин в Мадрите. Дон Гуан решил найти Лауру. Молодой человек пребывает в мечтах. Тем временем появляется монах, обнаруживающий посетителей. Его интересует, не являются ли они людьми Доны Анны, которая с минуты на минуту должна приехать на могилу командора де Сольва, своего мужа, погибшего в поединке с «бессовестным, безбожным Дон Гуаном». Монах называет так молодого человека, даже не подозревая, что перед ним он сам. Монах рассказывает посетителям, что вдова воздвигла мужу памятник и ежедневно приезжает на его могилу, чтобы помолиться за упокой его души. Такое поведение вдовы кажется Дон Гуану странным, его интересует, хороша ли она собой. Молодой человек просит позволения побеседовать с нею, но монах возражает, поскольку Дона Анна с мужчинами разговоров не ведет.

В этот момент появляется сама Дона Анна, монах пропускает ее, отпирая решетку. Дон Гуан даже не успевает рассмотреть ее, однако в своем воображении он уже рисует портрет прекрасной женщины. Дон Гуан задумывает познакомиться с Доной Анной, слуга же упрекает его в кощунстве.

Смеркается, господин и его слуга входят в Мадрит.

У Лауры ужинают гости, они восхищаются ее талантом и удивительной актерской игрой. Гости просят Лауру спеть. Кажется, ее пением тронут даже угрюмый Дон Карлос, но, когда он узнает, что слова к этой песне были написаны Дон Гуаном, бывшим любовником Лауры, он называет автора мерзавцем и безбожником. Лаура в гневе кричит, она заявляет, что сейчас прикажет слугам зарезать Карлоса, несмотря на то, что он испанский гранд. Гости успокаивают Дона Карлоса и Лауру. Женщина полагает, что грубая выходка Карлоса является следствием того, что Дон Гуан убил родного брата Дона Карлоса на честном поединке. Дон Карлос признает свою неправоту, и они мирятся. По общей просьбе Лаура поет еще одну песню, затем прощается с гостями, а Дон Карлоса просит остаться. Своим темпераментом он напоминает ей Дон Гуана. Во время беседы Лауры и Дона Карлоса раздается стук, кто-то зовет Лауру. Женщина отпирает дверь, появляется Дон Гуан. Услышав его имя, Карлос называет себя и желает немедленного поединка. Лаура протестует, но гранды вступают в сражение. Дон Карлос погибает от руки Дон Гуана. Смятение охватывает Лауру, но она смягчается, узнав, что молодой гранд тайком вернулся в Мадрит и тут же бросился к ней.

После поединка Дон Гуан скрывается в монашеском облике в Антоньев монастырь. Он стоит возле памятника командора, благодаря судьбу за то, что она позволила ему каждый день лицезреть прелестнейшую Дону Анну. Сегодня он намерен заговорить с ней в надежде на то, что он привлечет ее внимание. Дон Гуан глядит на статую командора, не в силах сдержать иронии, ведь убитый предстает здесь исполином, а в жизни он был тщедушным. Появляется Дона Анна и видит монаха. Она просит простить ее за то, что помешала ему молиться. Монах говорит в ответ, что, напротив, это он виновен в том, в его присутствии ее печаль не может «вольно изливаться». Дон Гуан восхищен красотой и ангельской кротостью Доны Анны. Ее же такие речи удивляют и ввергают в смущение. Неожиданно монах признается, что его зовут Диего де Кальвада, он дворянин и жертва несчастной любви к ней. Дон Гуан уговаривает Дону Анну пылкими речами не гнать его прочь. Смущенная женщина предлагает ему прийти на следующий день к ней домой, но только при условии его скромности. Дона Анна уходит, а гранд приказывает Лепорелло пригласить статую командора на завтрашнее свидание. Лепорелло даже показалось, что статуя согласно кивает, услышав это кощунственное предложение. Господин тоже приглашает статую, она снова кивает. Дон Гуан и Лепорелло поражены.

Дона Анна беседует в своем доме с Доном Диего. Она рассказывает о том, что Дон Альвар ее избранником не был, а выйти за него замуж ее принудила мать. Молодой человек завидует командору, ведь он обменял пустые богатства на истинное блаженство. Он смущает этими речами Дону Анну. Она вспоминает о о покойном муже и понимает, что тот не принял бы в своем доме влюбленной дамы, если бы стал вдовцом. Дон Диего молит ее не напоминать ему о муже, ведь это ранит его сердце. Дона Анна спрашивает, в чем же вина Дон Диего перед ней, и Дон Гуан открывает ей свое имя. Дона Анна поражена и лишается чувств. Очнувшись, она тут же гонит Дон Гуана прочь. Дон Гуан согласен, что не напрасно молва рисует его злодеем, но убеждает женщину, что любовь к ней переродила его. Перед разлукой в знак прощанья Дон Гуан просит подарить ему последний холодный поцелуй. Женщина целует убийцу своего мужа, и Дон Гуан выходит, но сразу же возвращается обратно. За ним следует статуя командора, пришедшего на зов. Командор называет Дон Гуана трусом, но тот отважно протягивает для рукопожатия руку каменному изваянию, от этого рукопожатия Дон Гуан погибает, произнося имя Доны Анны.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

«Маленькие трагедии» - цикл драматических произведений, который А.С. Пушкин написал осенью 1830 года, «запертый» в деревне Болдино когда эту часть России охватила эпидемия холеры. Одной из трагедий, входящих в цикл, является «Каменный гость» - небольшое, но очень емкое произведение, написанное на популярный сюжет о Дон Жуане. Легендарный соблазнитель женских сердец, дуэлянт и «хулиган» был весьма популярным персонажем начиная с эпохи Возрождения. Пушкин использовал знаменитый сюжет о соблазнении Донны Анны, вдовы убитого на дуэли Дон Жуаном Командора, который явился из преисподней, чтобы отомстить своему убийце.

А.С.Пушкин. «Каменный гость». Краткое содержание

В трагедии четыре сцены. Первая - тайное прибытие Дон Жуана со слугой Лепорелло из ссылки в Мадрид. Дожидаясь темноты возле монастырских стен, он узнает о том, что сюда на могилу мужа, убитого им на дуэли, приходит Донна Анна. Жуан желает познакомиться с ней, его охватывает азарт, он мечтает о новых победах над женщинами, а безутешная вдова - подходящая для этого цель. На Мадрид спускается темнота, и сластолюбец спешит к своей прежней возлюбленной Лауре.

Краткое содержание «Каменный гость». Сцена вторая

В своей комнате Лаура принимает гостей. Один из них - брат убитого Дон Жуаном командора Дон Карлос. Он раздражен и раздосадован, ведь Лаура исполняет песню, сочиненную когда-то ее ветреным любовником Жуаном. Внезапно появляется и он сам. Происходит его стычка с Карлосом, ссора, дуэль, и тот падает замертво.

«Каменный гость»: краткое содержание. Сцена третья

Проведя ночь у Лауры, Дон Жуан на другой день возвращается к монастырю и, переодевшись монахом, ждет приезда Донны Анны. Появляется молодая вдова. Она предлагает помолиться вместе с ней, но испанец признается в том, что он не монах, а влюбленный в нее кабальеро. Он искушает женщину страстными речами и просит тайного свидания у нее дома. Та соглашается. Предвкушая очередную победу и торжествуя, Дон Жуан посылает своего слугу на могилу к командору, чтобы тот пригласил его на совместный обед у вдовы. Слуге, исполняющему приказание, кажется, что статуя кивнула в ответ. Испугавшись, он докладывает об этом хозяину. Дон Жуан, не поверив, решает сам повторить свое приглашение и с ужасом замечает кивок статуи.

Краткое содержание. «Каменный гость»: сцена четвертая, заключительная

Вечером в своем доме донна Анна принимает у себя, не ведая о том, убийцу мужа. Дон Жуан, назвавшись именем Диего, признается ей в страстной любви, пытаясь соблазнить молодую вдову. Видя ее благосклонность, он решается признаться в том, кем является на самом деле. Донна Анна, увидев и поняв, кто перед ней, в смятении. Слышатся шаги, дверь распахивается, входит статуя командора. Все в ужасе. Дон Жуан, однако, смело приветствует его, протягивая руку. Они вместе падают в преисподнюю.

Это только краткое содержание. «Каменный гость» - произведение, входящее в цикл, объединенный названием «Маленькие трагедии», небольшое, но очень емкое и значимое. В пьесах других авторов о Дон Жуане этот персонаж изображен резко отрицательно. Он страшный грешник, растлитель и погубитель женщин, превративший любовь в азартную игру. У А.С. Пушкина Дон Жуан, несмотря на его отрицательные характеристики, очень привлекателен. За счет чего? Это образ цельный и сильный. Скука окружающей жизни заставляет его постоянно искать приключений и бросать вызов судьбе. «Есть упоение в бою и мрачной бездны на краю», - писал Пушкин в другом своем произведении. Это упоение на краю мрачной бездны и привлекает Дон Жуана. Находясь постоянно на краю пропасти, он рискует упасть, сгинуть. Страшно ли ему? Возможно, но азарт всегда побеждает страх. Чтобы передать только поверхностную фабулу произведения, достаточно привести краткое содержание. «Каменный гость» - сложная философская драма, смысл которой можно постичь, прочитав ее полностью и задумываясь над каждой фразой.

Leporello.
O statua gentilissima
Del gran’ Commendatore!..
…Ah, Padrone!
Don Giovanni.

СЦЕНА I

Дон Гуан и Лепорелло

Дон Гуан

Дождёмся ночи здесь. Ах, наконец
Достигли мы ворот Мадрита! скоро
Я полечу по улицам знакомым,
Усы плащом закрыв, а брови шляпой.
Как думаешь? узнать меня нельзя?
Лепорелло

Да! Дон Гуана мудрено признать!
Таких, как он, такая бездна!
Дон Гуан

Шутишь?
Да кто ж меня узнает?
Лепорелло

Первый сторож,
Гитана или пьяный музыкант,
Иль свой же брат нахальный кавалер,
Со шпагою под мышкой и в плаще.
Дон Гуан

Что за беда, хоть и узнают. Только б
Не встретился мне сам король. А впрочем,
Я никого в Мадрите не боюсь.
Лепорелло

А завтра же до короля дойдёт,
Что Дон Гуан из ссылки самовольно
В Мадрит явился, – что тогда, скажите,
Он с вами сделает?
Дон Гуан

Пошлёт назад.
Уж верно головы мне не отрубят.
Ведь я не государственный преступник.
Меня он удалил, меня ж любя;
Чтобы меня оставила в покое
Семья убитого…
Лепорелло

Ну то-то же!
Сидели б вы себе спокойно там.
Дон Гуан

Слуга покорный! я едва-едва
Не умер там со скуки. Что за люди,
Что за земля! А небо?.. точный дым.
А женщины? Да я не променяю,
Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,
Последней в Андалузии крестьянки
На первых тамошних красавиц – право.
Они сначала нравилися мне
Глазами синими, да белизною,
Да скромностью – а пуще новизною;
Да, слава богу, скоро догадался -
Увидел я, что с ними грех и знаться -
В них жизни нет, всё куклы восковые;
А наши!.. Но послушай, это место
Знакомо нам; узнал ли ты его?
Лепорелло

Как не узнать: Антоньев монастырь
Мне памятен. Езжали вы сюда,
А лошадей держал я в этой роще.
Проклятая, признаться, должность. Вы
Приятнее здесь время проводили,
Чем я, поверьте.
Дон Гуан (задумчиво)

Бедная Инеза!
Её уж нет! как я любил её!
Лепорелло

Инеза! – черноглазая… о, помню.
Три месяца ухаживали вы,
За ней; насилу-то помог лукавый.
Дон Гуан

В июле… ночью. Странную приятность
Я находил в её печальном взоре
И помертвелых губах. Это странно.
Ты, кажется, её не находил
Красавицей. И точно, мало было
В ней истинно прекрасного. Глаза,
Одни глаза. Да взгляд… такого взгляда
Уж никогда я не встречал. А голос
У ней был тих и слаб – как у больной -
Муж у неё был негодяй суровый,
Узнал я поздно… Бедная Инеза!..
Лепорелло

Что ж, вслед за ней другие были.
Дон Гуан

Правда.
Лепорелло

А живы будем, будут и другие.
Дон Гуан

И то.
Лепорелло

Теперь которую в Мадрите
Отыскивать мы будем?
Дон Гуан

О, Лауру!
Я прямо к ней бегу являться.
Лепорелло

Дело.
Дон Гуан

К ней прямо в дверь – а если кто-нибудь
Уж у неё – прошу в окно прыгнуть.
Лепорелло

Конечно. Ну, развеселились мы.
Недолго нас покойницы тревожат.
Кто к нам идёт?
Входит монах.

Монах

Сейчас она приедет
Сюда. Кто здесь? не люди ль Доны Анны?
Лепорелло

Нет, сами по себе мы господа,
Мы здесь гуляем.
Дон Гуан

А кого вы ждёте?
Монах

Сейчас должна приехать Дона Анна
На мужнину гробницу.
Дон Гуан

Дона Анна
Де Сольва! как! супруга командора
Убитого… не помню кем?
Монах

Развратным,
Бессовестным, безбожным Дон Гуаном.
Лепорелло

Ого! вот как! Молва о Дон Гуане
И в мирный монастырь проникла даже,
Отшельники хвалы ему поют.
Монах

Он вам знаком, быть может?
Лепорелло

Нам? нимало.
А где-то он теперь?
Монах

Что, что ты врёшь?
Лепорелло

Молчите: я нарочно…
Дон Гуан

Так здесь похоронили командора?
Монах

Здесь; памятник жена ему воздвигла
И приезжает каждый день сюда
За упокой души его молиться
И плакать.
Дон Гуан

Что за странная вдова?
И не дурна?
Монах

Мы красотою женской,
Отшельники, прельщаться не должны,
Но лгать грешно; не может и угодник
В её красе чудесной не сознаться.
Дон Гуан

Недаром же покойник был ревнив.
Он Дону Анну взаперти держал,
Никто из нас не видывал её.
Я с нею бы хотел поговорить.
Монах

О, Дона Анна никогда с мужчиной
Не говорит.
Дон Гуан

А с вами, мой отец?
Монах

Со мной иное дело; я монах.
Да вот она.
Входит Дона Анна.

Дона Анна

Отец мой, отоприте.
Монах

Сейчас, сеньора; я вас ожидал.
Дона Анна идёт за монахом.

Лепорелло

Что, какова?
Дон Гуан

Её совсем не видно
Под этим вдовьим чёрным покрывалом,
Чуть узенькую пятку я заметил.
Лепорелло

Довольно с вас. У вас воображенье
В минуту дорисует остальное;
Оно у нас проворней живописца,
Вам всё равно, с чего бы ни начать,
С бровей ли, с ног ли.
Дон Гуан

Слушай, Лепорелло,
Я с нею познакомлюсь.
Лепорелло

Вот ещё!
Куда как нужно! Мужа повалил
Да хочет поглядеть на вдовьи слёзы.
Бессовестный!
Дон Гуан

Однако уж и смерклось.
Пока луна над нами не взошла
И в светлый сумрак тьмы не обратила,
Взойдём в Мадрит.
(Уходит.)

Лепорелло

Испанский гранд как вор
Ждёт ночи и луны боится – боже!
Проклятое житьё. Да долго ль будет
Мне с ним возиться? Право, сил уж нет.

СЦЕНА II

Комната. Ужин у Лауры.

Первый гость

Клянусь тебе, Лаура, никогда
С таким ты совершенством не играла.
Как роль свою ты верно поняла!
Второй

Как развила её! с какою силой!
Третий

С каким искусством!
Лаура

Да, мне удавалось
Сегодня каждое движенье, слово.
Я вольно предавалась вдохновенью.
Слова лились, как будто их рождала
Не память рабская, но сердце…
Первый

Правда.
Да и теперь глаза твои блестят
И щёки разгорелись, не проходит
В тебе восторг. Лаура, не давай
Остыть ему бесплодно; спой, Лаура,
Спой что-нибудь.
Лаура

Подайте мне гитару.
(Поёт.)

О brava! brava! чудно! бесподобно!
Первый

Благодарим, волшебница. Ты сердце
Чаруешь нам. Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия… взгляни:
Сам Карлос тронут, твой угрюмый гость.
Второй

Какие звуки! сколько в них души!
А чьи слова, Лаура?
Лаура

Дон Гуана.
Дон Карлос

Что? Дон Гуан!
Лаура

Их сочинил когда-то
Мой верный друг, мой ветреный любовник.
Дон Карлос

Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец,
А ты, ты дура.
Лаура

Ты с ума сошёл?
Да я сейчас велю тебя зарезать
Моим слугам, хоть ты испанский гранд.
Дон Карлос
(встаёт)

Зови же их.
Первый

Лаура, перестань;
Дон Карлос, не сердись. Она забыла…
Лаура

Что? что Гуан на поединке честно
Убил его родного брата? Правда: жаль,
Что не его.
Дон Карлос

Я глуп, что осердился.
Лаура

Ага! сам сознаешься, что ты глуп.
Так помиримся.
Дон Карлос

Виноват, Лаура,
Прости меня. Но знаешь: не могу
Я слышать это имя равнодушно…
Лаура

А виновата ль я, что поминутно
Мне на язык приходит это имя?
Гость

Ну, в знак, что ты совсем уж не сердита,
Лаура, спой ещё.
Лаура

Да, на прощанье,
Пора, уж ночь. Но что же я спою?
А, слушайте.
(Поёт.)

Прелестно, бесподобно!
Лаура

Прощайте ж, господа.
Гости

Прощай, Лаура.
Выходят. Лаура останавливает Дон Карлоса.

Лаура

Ты, бешеный! останься у меня,
Ты мне понравился; ты Дон Гуана
Напомнил мне, как выбранил меня
И стиснул зубы с скрежетом.
Дон Карлос

Счастливец!
Так ты его любила.
Лаура делает утвердительно знак.

Очень?
Лаура

Очень.
Дон Карлос

И любишь и теперь?
Лаура

В сию минуту?
Нет, не люблю. Мне двух любить нельзя.
Теперь люблю тебя.
Дон Карлос

Скажи, Лаура,
Который год тебе?
Лаура

Осьмнадцать лет.
Дон Карлос

Ты молода… и будешь молода
Ещё лет пять иль шесть. Вокруг тебя
Ещё лет шесть они толпиться будут,
Тебя ласкать, лелеять, и дарить,
И серенадами ночными тешить,
И за тебя друг друга убивать
На перекрёстках ночью. Но когда
Пора пройдёт, когда твои глаза
Впадут и веки, сморщась, почернеют
И седина в косе твоей мелькнёт,
И будут называть тебя старухой,
Тогда – что скажешь ты?
Лаура

Тогда? Зачем
Об этом думать? что за разговор?
Иль у тебя всегда такие мысли?
Приди – открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и тёмной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере – в Париже -
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идёт и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…
– Ну то-то ж! -
Дон Карлос

Милый демон!
Стучат.

Дон Гуан

Гей! Лаура!
Лаура

Отопри…
Лаура

Ужели!.. Боже!..
(Отпирает двери, входит Дон Гуан.)

Дон Гуан

Здравствуй…
Лаура

Дон Гуан!..
(Лаура кидается ему на шею.)

Дон Карлос

Как! Дон Гуан!..
Дон Гуан

Лаура, милый друг!..
(Целует её.)

Кто у тебя, моя Лаура?
Дон Карлос

Я,
Дон Карлос.
Дон Гуан

Вот нечаянная встреча!
Я завтра весь к твоим услугам.
Дон Карлос

Нет!
Теперь – сейчас.
Лаура

Дон Карлос, перестаньте!
Вы не на улице – вы у меня -
Извольте выйти вон.
Дон Карлос
(её не слушая)

Я жду. Ну что ж,
Ведь ты при шпаге.
Дон Гуан

Ежели тебе
Не терпится, изволь.
Бьются.

Лаура

Ай! Ай! Гуан!..
(Кидается на постелю.)

Дон Карлос падает.

Дон Гуан

Вставай, Лаура, кончено.
Лаура

Что там?
Убит? прекрасно! в комнате моей!
Что делать мне теперь, повеса, дьявол?
Куда я выброшу его?
Дон Гуан

Быть может,
Он жив ещё.
Лаура
(осматривает тело)

Да! жив! гляди, проклятый,
Ты прямо в сердце ткнул – небось не мимо,
И кровь нейдёт из треугольной ранки,
А уж не дышит – каково?
Дон Гуан

Что делать?
Он сам того хотел.
Лаура

Эх, Дон Гуан,
Досадно, право. Вечные проказы -
А всё не виноват… Откуда ты?
Давно ли здесь?
Дон Гуан

Я только что приехал
И то тихонько – я ведь не прощён.
Лаура

И вспомнил тотчас о своей Лауре?
Что хорошо, то хорошо. Да полно,
Не верю я. Ты мимо шёл случайно
И дом увидел.
Дон Гуан

Нет, моя Лаура,
Спроси у Лепорелло. Я стою
За городом, в проклятой венте. Я Лауры
Пришёл искать в Мадрите.
(Целует её.)

Лаура

Друг ты мой!..
Постой… при мёртвом!.. что нам делать с ним?
Дон Гуан

Оставь его: перед рассветом, рано,
Я вынесу его под епанчою
И положу на перекрёстке.
Лаура

Только
Смотри, чтоб не увидели тебя.
Как хорошо ты сделал, что явился
Одной минутой позже! у меня
Твои друзья здесь ужинали. Только
Что вышли вон. Когда б ты их застал!
Дон Гуан

Лаура, и давно его ты любишь?
Лаура

Кого? ты, видно, бредишь.
Дон Гуан

А признайся,
А сколько раз ты изменяла мне
В моём отсутствии?
Лаура

А ты, повеса?
Дон Гуан

Скажи… Нет, после переговорим.

СЦЕНА III

Памятник командора.

Дон Гуан

Всё к лучшему: нечаянно убив
Дон Карлоса, отшельником смиренным
Я скрылся здесь – и вижу каждый день
Мою прелестную вдову, и ею,
Мне кажется, замечен. До сих пор
Чинились мы друг с другом; но сегодня
Впущуся в разговоры с ней; пора.
С чего начну? «Осмелюсь»… или нет:
«Сеньора»… ба! что в голову придёт,
То и скажу, без предуготовленья,
Импровизатором любовной песни…
Пора б уж ей приехать. Без неё -
Я думаю – скучает командор.
Каким он здесь представлен исполином!
Какие плечи! что за Геркулес!..
А сам покойник мал был и щедушен,
Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку
До своего он носу дотянуть.
Когда за Эскурьялом мы сошлись,
Наткнулся мне на шпагу он и замер,
Как на булавке стрекоза – а был
Он горд и смел – и дух имел суровый…
A! вот она.
Входит Дона Анна.

Дона Анна

Опять он здесь. Отец мой,
Я развлекла вас в ваших помышленьях -
Простите.
Дон Гуан

Я просить прощенья должен
У вас, сеньора. Может, я мешаю
Печали вашей вольно изливаться.
Дона Анна

Нет, мой отец, печаль моя во мне,
При вас мои моленья могут к небу
Смиренно возноситься – я прошу
И вас свой голос с ними съединить.
Дон Гуан

Мне, мне молиться с вами, Дона Анна!
Я не достоин участи такой.
Я не дерзну порочными устами
Мольбу святую вашу повторять -
Я только издали с благоговеньем
Смотрю на вас, когда, склонившись тихо,
Вы чёрные власы на мрамор бледный
Рассыплете – и мнится мне, что тайно
Гробницу эту ангел посетил,
В смущённом сердце я не обретаю
Тогда молений. Я дивлюсь безмолвно
И думаю – счастлив, чей хладный мрамор
Согрет её дыханием небесным
И окроплен любви её слезами…
Дона Анна

Какие речи – странные!
Дон Гуан

Сеньора?
Дона Анна

Мне… вы забыли.
Дон Гуан

Что? что недостойный
Отшельник я? что грешный голос мой
Не должен здесь так громко раздаваться?
Дона Анна

Мне показалось… я не поняла…
Дон Гуан

Ах вижу я: вы всё, вы всё узнали!
Дона Анна

Что я узнала?
Дон Гуан

Так, я не монах -
У ваших ног прощенья умоляю.
Дона Анна

О боже! встаньте, встаньте… Кто же вы?
Дон Гуан

Несчастный, жертва страсти безнадежной.
Дона Анна

О боже мой! и здесь, при этом гробе!
Подите прочь.
Дон Гуан

Минуту, Дона Анна,
Одну минуту!
Дона Анна

Если кто взойдёт!..
Дон Гуан

Решётка заперта. Одну минуту!
Дона Анна

Ну? что? чего вы требуете?
Дон Гуан

Смерти.
О пусть умру сейчас у ваших ног,
Пусть бедный прах мой здесь же похоронят
Не подле праха, милого для вас,
Не тут – не близко – дале где-нибудь,
Там – у дверей – у самого порога,
Чтоб камня моего могли коснуться
Вы лёгкою ногой или одеждой,
Когда сюда, на этот гордый гроб
Пойдёте кудри наклонять и плакать.
Дона Анна

Вы не в своём уме.
Дон Гуан

Или желать
Кончины, Дона Анна, знак безумства?
Когда б я был безумец, я б хотел
В живых остаться, я б имел надежду
Любовью нежной тронуть ваше сердце;
Когда б я был безумец, я бы ночи
Стал провождать у вашего балкона,
Тревожа серенадами ваш сон,
Не стал бы я скрываться, я напротив
Старался быть везде б замечен вами;
Когда б я был безумец, я б не стал
Страдать в безмолвии…
Дона Анна

И так-то вы
Молчите?
Дон Гуан

Случай, Дона Анна, случай
Увлёк меня. – Не то вы б никогда
Моей печальной тайны не узнали.
Дона Анна

И любите давно уж вы меня?
Дон Гуан

Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово счастье.
Дона Анна

Подите прочь – вы человек опасный.
Дон Гуан

Опасный! чем?
Дона Анна

Я слушать вас боюсь.
Дон Гуан

Я замолчу; лишь не гоните прочь
Того, кому ваш вид одна отрада.
Я не питаю дерзостных надежд,
Я ничего не требую, но видеть
Вас должен я, когда уже на жизнь
Я осуждён.
Дона Анна

Подите – здесь не место
Таким речам, таким безумствам. Завтра
Ко мне придите. Если вы клянётесь
Хранить ко мне такое ж уваженье,
Я вас приму; но вечером, позднее, -
Я никого не вижу с той поры,
Как овдовела…
Дон Гуан

Ангел Дона Анна!
Утешь вас бог, как сами вы сегодня
Утешили несчастного страдальца.
Дона Анна

Подите ж прочь.
Дон Гуан

Ещё одну минуту.
Дона Анна

Нет, видно, мне уйти… к тому ж моленье
Мне в ум нейдёт. Вы развлекли меня
Речами светскими; от них уж ухо
Моё давно, давно отвыкло. – Завтра
Я вас приму.
Дон Гуан

Ещё не смею верить,
Не смею счастью моему предаться…
Я завтра вас увижу! – и не здесь
И не украдкою!
Дона Анна

Да, завтра, завтра.
Как вас зовут?
Дон Гуан

Диего де Кальвадо.
Дона Анна

Прощайте, Дон Диего.
(Уходит.)

Дон Гуан

Лепорелло!
Лепорелло входит.

Лепорелло

Что вам угодно?
Дон Гуан

Милый Лепорелло!
Я счастлив!.. «Завтра – вечером, позднее…»
Мой Лепорелло, завтра – приготовь…
Я счастлив, как ребёнок!
Лепорелло

С Доной Анной
Вы говорили? может быть, она
Сказала вам два ласкового слова
Или её благословили вы.
Дон Гуан

Нет, Лепорелло, нет! она свиданье,
Свиданье мне назначила!
Лепорелло

Неужто!
О вдовы, все вы таковы.
Дон Гуан

Я счастлив!
Я петь готов, я рад весь мир обнять.
Лепорелло

А командор? что скажет он об этом?
Дон Гуан

Ты думаешь, он станет ревновать?
Уж верно нет; он человек разумный
И, верно, присмирел с тех пор, как умер.
Лепорелло

Нет; посмотрите на его статую.
Дон Гуан

Что ж?
Лепорелло

Кажется, на вас она глядит
И сердится.
Дон Гуан

Ступай же, Лепорелло,
Проси её пожаловать ко мне -
Нет, не ко мне – а к Доне Анне, завтра.
Лепорелло

Статую в гости звать! зачем?
Дон Гуан

Уж верно
Не для того, чтоб с нею говорить -
Проси статую завтра к Доне Анне
Прийти попозже вечером и стать
У двери на часах.
Лепорелло

Охота вам
Шутить, и с кем!
Дон Гуан

Ступай же.
Лепорелло

Но…
Дон Гуан

Ступай.
Лепорелло

Преславная, прекрасная статуя!
Мой барин Дон Гуан покорно просит
Пожаловать… Ей-богу, не могу,
Мне страшно.
Дон Гуан

Трус! вот я тебя!..
Лепорелло

Позвольте.
Мой барин Дон Гуан вас просит завтра
Прийти попозже в дом супруги вашей
И стать у двери…
Статуя кивает головой в знак согласия.

Ай!
Дон Гуан

Что там?
Лепорелло

Ай, ай!..
Ай, ай… Умру!
Дон Гуан

Что сделалось с тобою?
Лепорелло
(кивая головой)

Статуя… ай!..
Дон Гуан

Ты кланяешься!
Лепорелло

Нет,
Не я, она!
Дон Гуан

Какой ты вздор несёшь!
Лепорелло

Подите сами.
Дон Гуан

Ну смотри ж, бездельник.
(Статуе.)

Я, командор, прошу тебя прийти
К твоей вдове, где завтра буду я,
И стать на стороже в дверях. Что? будешь?
Статуя кивает опять.

О боже!
Лепорелло

Что? я говорил…
Дон Гуан

СЦЕНА IV

Комната Доны Анны.
Дон Гуан и Дона Анна.Дона Анна Я приняла вас, Дон Диего; только
Боюсь, моя печальная беседа
Скучна вам будет: бедная вдова,
Всё помню я свою потерю. Слёзы
С улыбкою мешаю, как апрель.
Что ж вы молчите?
Дон Гуан

Наслаждаюсь молча,
Глубоко мыслью быть наедине
С прелестной До ной Анной. Здесь – не там,
Не при гробнице мёртвого счастливца -
И вижу вас уже не на коленах
Пред мраморным супругом.
Дона Анна

Дон Диего,
Так вы ревнивы. – Муж мой и во гробе
Вас мучит?
Дон Гуан

Я не должен ревновать.
Он вами выбран был.
Дона Анна

Нет, мать моя
Велела мне дать руку Дон Альвару,
Мы были бедны, Дон Альвар богат.
Дон Гуан

Счастливец! он сокровища пустые
Принёс к ногам богини, вот за что
Вкусил он райское блаженство! Если б
Я прежде вас узнал, с каким восторгом
Мой сан, мои богатства, всё бы отдал,
Всё за единый благосклонный взгляд;
Я был бы раб священной вашей воли,
Все ваши прихоти я б изучал,
Чтоб их предупреждать; чтоб ваша жизнь
Была одним волшебством беспрерывным.
Увы! – Судьба судила мне иное.
Дона Анна

Диего, перестаньте: я грешу,
Вас слушая, – мне вас любить нельзя,
Вдова должна и гробу быть верна.
Когда бы знали вы, как Дон Альвар
Меня любил! о, Дон Альвар уж верно
Не принял бы к себе влюблённой дамы,
Когда б он овдовел. – Он был бы верен
Супружеской любви.
Дон Гуан

Не мучьте сердца
Мне, Дона Анна, вечным поминаньем
Супруга. Полно вам меня казнить,
Хоть казнь я заслужил, быть может.
Дона Анна

Чем же?
Вы узами не связаны святыми
Ни с кем. – Не правда ль? Полюбив меня,
Вы предо мной и перед небом правы.
Дон Гуан

Пред вами! Боже!
Дона Анна

Разве вы виновны
Передо мной? Скажите, в чём же.
Дон Гуан

Нет!
Нет, никогда.
Дона Анна

Диего, что такое?
Вы предо мной не правы? в чём, скажите.
Дон Гуан

Нет! ни за что!
Дона Анна

Диего, это странно:
Я вас прошу, я требую.
Дон Гуан

Нет, нет.
Дона Анна

А! Так-то вы моей послушны воле!
А что сейчас вы говорили мне?
Что вы б рабом моим желали быть.
Я рассержусь, Диего: отвечайте,
В чём предо мной виновны вы?
Дон Гуан

Не смею.
Вы ненавидеть станете меня.
Дона Анна

Нет, нет. Я вас заранее прощаю,
Но знать желаю…
Дон Гуан

Не желайте знать
Ужасную, убийственную тайну.
Дона Анна

Ужасную! вы мучите меня.
Я страх как любопытна – что такое?
И как меня могли вы оскорбить?
Я вас не знала – у меня врагов
И нет и не было. Убийца мужа
Один и есть.
Дон Гуан
(про себя)

Идёт к развязке дело!
Скажите мне, несчастный Дон Гуан
Вам незнаком?
Дона Анна

Нет, отроду его
Я не видала.
Дон Гуан

Вы в душе к нему
Питаете вражду?
Дона Анна

По долгу чести.
Но вы отвлечь стараетесь меня
От моего вопроса. Дон Диего -
Я требую…
Дон Гуан

Что, если б Дон Гуана
Вы встретили?
Дона Анна

Тогда бы я злодею
Кинжал вонзила в сердце.
Дон Гуан

Дона Анна,
Где твой кинжал? вот грудь моя.
Дона Анна

Диего!
Что вы?
Дон Гуан

Я не Диего, я Гуан.
Дона Анна

О боже! нет, не может быть, не верю.
Дон Гуан

Я Дон Гуан.
Дона Анна

Неправда.
Дон Гуан

Я убил
Супруга твоего; и не жалею
О том – и нет раскаянья во мне.
Дона Анна

Что слышу я? Нет, нет, не может быть.
Дон Гуан

Я Дон Гуан, и я тебя люблю.
Дона Анна
(падая)

Где я?.. где я? мне дурно, дурно.
Дон Гуан

Небо!
Что с нею? что с тобою, Дона Анна?
Встань, встань, проснись, опомнись: твой Диего,
Твой раб у ног твоих.
Дона Анна

Оставь меня!
(Слабо.)

О, ты мне враг – ты отнял у меня
Всё, что я в жизни…
Дон Гуан

Милое созданье!
Я всем готов удар мой искупить,
У ног твоих жду только приказанья,
Вели – умру; вели – дышать я буду
Лишь для тебя…
Дона Анна

Так это Дон Гуан…
Дон Гуан

Не правда ли, он был описан вам
Злодеем, извергом. – О Дона Анна, -
Молва, быть может, не совсем неправа,
На совести усталой много зла,
Быть может, тяготеет. Так, разврата
Я долго был покорный ученик,
Но с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю.
Дона Анна

О, Дон Гуан красноречив – я знаю,
Слыхала я; он хитрый искуситель.
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили?
Дон Гуан

Ни одной доныне
Из них я не любил.
Дона Анна

И я поверю,
Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,
Чтоб не искал во мне он жертвы новой!
Дон Гуан

Когда б я вас обманывать хотел,
Признался ль я, сказал ли я то имя,
Которого не можете вы слышать?
Где ж видно тут обдуманность, коварство?
Дона Анна

Кто знает вас? – Но как могли прийти
Сюда вы; здесь узнать могли бы вас,
И ваша смерть была бы неизбежна.
Дон Гуан

Что значит смерть? за сладкий миг свиданья
Безропотно отдам я жизнь.
Дона Анна

Но как же
Отсюда выйти вам, неосторожный!
Дон Гуан
(целуя ей руки)

И вы о жизни бедного Гуана
Заботитесь! Так ненависти нет
В душе твоей небесной, Дона Анна?
Дона Анна

Ах если б вас могла я ненавидеть!
Однако ж надобно расстаться нам.
Дон Гуан

Когда ж опять увидимся?
Дона Анна

Не знаю.
Когда-нибудь.
Дон Гуан

А завтра?
Дона Анна

Где же?
Дон Гуан

Здесь.
Дона Анна

О Дон Гуан, как сердцем я слаба.
Дон Гуан

В залог прощенья мирный поцелуй…
Дона Анна

Пора, поди.
Дон Гуан

Один, холодный, мирный…
Дона Анна

Какой ты неотвязчивый! на, вот он.
Что там за стук?.. о скройся, Дон Гуан.
Дон Гуан

Прощай же, до свиданья, друг мой милый.
(Уходит и вбегает опять.)

А!..
Дона Анна

Что с тобой? A!..
Входит статуя командора.
Дона Анна падает.

Статуя

Я на зов явился.
Дон Гуан

О боже! Дона Анна!
Статуя

Брось её,
Всё кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.
Дон Гуан

Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.
Статуя

Дай руку.
Дон Гуан

Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти – пусти мне руку…
Я гибну – кончено – о Дона Анна!
Проваливаются.

Лепорелло. О любезнейшая статуя великого командора!.. Ах, хозяин! Дон-Жуан (ит.). – Реплика из оперы Моцарта «Дон-Жуан».