Ксенофонт труды. Ксенофонт - биография




Ксенофонт оставил после себя множество исторических и литературных произведений. Наибольшее значение среди них имеют «Греческая история» в семи книгах, содержащая описание Пелопоннесской войны с 411 по 362 год до н.э., «Анабасис», где рассказывается о походе греческих наемников вглубь Персии и обратном пути домой.

В «Киропедии» Ксенофонт развивает взгляд на воспитание идеального правителя, а в «Лакедемонской политии» описывает государственное устройство Спарты и конституцию Ликурга. Перу Ксенофонта принадлежали и философские сочинения, посвященные жизни и деятельности своего учителя Сократа - «Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа».

Кроме перечисленных произведений он написал еще ряд сочинений по вопросам экономики, военного искусства, по устройству хозяйства и быта.Все произведения Ксенофонта в античном мире пользовались большой популярностью, а для историков они имеют первостепенное значение для изучения истории греческого полиса второй половины V – первой половины VI веков до н.э.

Жизнь Ксенофонта Великого

Сведения о жизни Ксенофонта необходимо искать в его собственных сочинениях, и хотя существует его биография, составленная Диогеном Лаэртским, она дает лишь немногие и часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость сведений не позволяет восстановить реальную биографию Ксенофонта, но основные события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены.

Диоген Лаэртский начинает биографию Ксенофонта словами:

«Ксенофонт был сыном Грилла, афинянином, по делу - эрхийцем»

И это все о его происхождении. Ряд более поздних историков на основании косвенных источников по социальному происхождению относят Ксенофонта ко второму афинскому сословию - сословию всадников.

Но источники также подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное аристократическое образование и воспитание, что он входил в кружок Сократа. Этот кружок был известен тем, что объединял наиболее известных представителей олигархической молодежи. Именно поэтому Ксенофонт оставался любителем и приверженцем Спарты. Если все это принять во внимание, то с большей долей вероятности можно смело утверждать, что Ксенофонт по своему происхождению принадлежал к аристократии.

Многие молодые аристократы того времени являлись учениками великого Сократа.

Мирная жизнь Ксенофонта

Его жизненный путь можно условно разделить на три периода. К первому периоду относится время от рождения до участия в военном походе Кира Младшего.

Во временном отношении наиболее продолжительным, но наименее известным, был первый период. Родился Ксенофонт в Афинах. В своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем.

Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу палкой, а затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда Сократ сказал ему:

«В таком случае иди за мной и учись».

Вскоре Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел литературные записи бесед своего учителя, которые позднее использовал при написании своих трудов.

Во время долгих бесед со своими учениками Сократ старался прежде всего привить мудрость и умение самостоятельно находить истину.

Молодость Ксенофонта пришлась на годы Пелопоннесской войны, войны между Афинами и Спартой за главенство в Греции. В эту войну был втянут практически весь мир греческих полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид, доведя описание событий до 411 года до н.э. Спустя много лет именно Ксенофонт продолжил описание дальнейших событий этой войны в «Греческой истории».

Он описывал события как очевидец, принимая участие в военных действиях, но не на командных постах. Война помогла ему приобрести боевой опыт, который пригодился в дальнейшем.

В Афинах во время войны шла ожесточенная внутриполитическая борьба, и победы той или иной партии были тесно связаны с военными удачами или поражениями. В это время происходило и формирование мировоззрения Ксенофонта. Происхождение, влияние Сократа и его кружка, участие в войне и политических событиях - все это сделало Ксенофонта ярым противником демократии.

Считая спартанское общественное устройство совершенным, он приписывал именно ему победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что Ксенофонт не любил родину, Афины, но он никогда не смог простить афинской демократии, ее лидерам поражения в войне и гибели своего учителя Сократа, который научил его мыслить и принимать взвешенные решения.

Жестокая расправа победивших спартанцев над афинянами вынудила Ксенофонта начать военную деятельность.

Активная политическая и военная деятельность писателя

Активная военная и политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в Персию, а также пребывание на спартанской службе.

В 401 году до н.э. Ксенофонт покинул Афины и больше никогда уже не возвращался туда. Поводом покинуть город послужило письмо, полученное от Проксена, который служил у царевича Кира Младшего. Проксен набирал войско для военной экспедиции. Он обещал Ксенофонту в случае его приезда содействовать его дружбе с Киром. Ксенофонт с радостью принял предложение, надеясь на службе у Кира получить важный опыт, который в дальнейшем мог пригодиться в карьере писателя и историка.

Зачем Кир набирал наемников, Ксенофонт даже не задумывался. Во время похода писатель начинает вести записи, которые впоследствии стали важным источником информации для историков о военных действиях Кира. Записи назывались «Анабасис Кира». Они рассказывают о неудачной экспедиции Кира Младшего и отступлении 10 000 греков. Рассказ ведётся от третьего лица, одним из персонажей является сам Ксенофонт. Очевидно, он издал это своё сочинение под псевдонимом.

Ксенофонт – древнегреческий историк. Мраморный бюст в Берлинском музее Ксенофонт, Ксенофонт Афинский (греч.) (до 430 – ок. 355 до н.э.), древнегреческий историк, писатель, политический и военный деятель; ученик Сократа.
Жизнь
Биография Ксенофонта можно найти почти исключительно в его собственных произведениях и в поздней биографии, которую составил Диоген Лаэртский во II в. н. э Хотя большинство исследователей считает годом рождения 430 до н. н.э., существуют косвенные свидетельства, указывающие на 444 до н. э Отцом Ксенофонта был зажиточный афинянин Грилл, вероятно с всаднического сословия. Поскольку первая половина жизни прошла во время Пелопоннесской войны (431 – 404 до н.э.), то предполагают, что по достижении совершеннолетия он должен был принимать в ней участие, где, вероятно, и приобрел необходимый военный опыт, который пригодился ему во время похода Кира. Существуют предания, что Ксенофонт участвовал в битве при Делии, а также, что был взят в плен в какой битве с беотийцами и в плену слушал беседы софиста Продика. Но единственным достоверным свидетельством с первой половины жизни (до 401 до н.э.) является знакомство с Сократом. Осталась легенда об их первой встрече. Сократ однажды остановил Ксенофонта в узком переулке и спросил, где продаются различные продукты. Когда Ксенофонт ответил, Сократ спросил его вновь, где люди становятся добропорядочными. Ксенофонт не знал, что ответить. Тогда Сократ сказал: «В таком случае, иди со мной и учись».
404 до н. э Пелопоннесская война закончилась поражением Афин, в городе установилось олигархическое правление Тридцати тиранов. Предполагают, что антидемократично настроен Ксенофонт благосклонно относился к этому правления и даже служил в армии. Поэтому после восстановления демократии он наверняка оказался в неудобном состоянии. Вероятно, эта причина побудила принять предложение перейти на службу к персидского царевича Кира, который тогда набирал греческое войско для участия в войне со своим братом Артаксерксом за персидский трон. Сам Ксенофонт пишет, что не знал об истинных намерениях Кира, а считал, что готовится к войне с писидийцямы. Сократ рассудительно указывал ему на опасности дружбы с Киром, и направил в Дельфийского оракула, но Ксенофонт поставил оракулу такой вопрос, которое исключало возможность остаться в Афинах.
Непонятно, какую роль Ксенофонт играл в войске Кира. По его собственным свидетельствам он не был «ни стратегом, ни лохагов (сотником), ни рядовым». Вероятно, он не был наемником, но добровольным советником Кира. 401 до н. е. в первой же битве при Кунаксе вблизи Вавилона Кир Младший был убит, но греческое войско, в котором было 13 тысяч наемников, одержало победу. После предательского убийства персами всех греческих стратегов, Ксенофонт был избран среди новых проводников, которые должны вывести греков из вражеского окружения (см. Поход десяти тысяч). После восьмимесячного похода греки вышли к побережью Черного моря, потеряв треть войска. Часть перешла к фракийского царя Севта, а Ксенофонт с верными ему людьми принял службу к спартанцам, и с 399 до н. э участвовал в войне с персами в Малой Азии.
С 395 до н. э Ксенофонт сближается со спартанским Церем Агесилаем, и тот стал для историка любимым героем. Вместе с Агесилаем Ксенофонт вернулся в Грецию, где принял участие в битве при Коронеи (394 до н.э.) на стороне спартанцев. Поскольку противниками были фиванцы, союзники афинян, тем самым он отрезал себе путь на родину, где его заочно осудили на изгнание. Во время Коринфской войны (394-387 до н.э.) Ксенофонт сопровождал Агесилая в походах.
За верную службу спартанцы подарили ему участок земли в местечке Скиллунте в Элиде вблизи Олимпии, где он поселился с женой и двумя сыновьями, Грилло и Диодору. После 371 до н. н.э., когда фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, Ксенофонту пришлось переселиться в Коринф. 369 до н. н.э. Афины и Спарта заключили союз, и приговор в отношении Ксенофонта был отменен. Но историк не вернулся на родину, хотя и отправил в Афины своих двух сыновей. Они среди афинских всадников участвовали в битве при Мантинее между афинянами и спартанцами с одной стороны и фиванцами с другой, где погиб Грилл. Ксенофонт жил в Коринфе до самой смерти – не ранее 356 до н. э На заметку : для сайта, чтобы она попала в топ поисковиков?
Творчество
Сохранились почти все труды Ксенофонта, которые перечислил Диоген Лаэртский. Их обычно разделяют на четыре группы:
Исторические:

Анабазис (Anabasis) – воспоминания о походе Кира, с преувеличением собственных заслуг.
Киропедия (Воспитание Кира) – тенденциозный педагогический роман, политическая утопия – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства.
Греческая история (Hellenika)
Агесилай (Похвальное слово Агесилаю) – панегирик умершему в 361 до н. э спартанском царю.

Философские:

Воспоминания о Сократе (гр. Apomnemoneumata, лат. Memorabilia)
Домострой (Книга о хозяйстве, Oikonomikos) – советы для рационального ведения домашнего хозяйства.
Пир (Symposion)
Апология Сократа (Защита Сократа на суде, Apologia)
Гиерон (Жизнь тирана) – философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосський

Политические:

Прибыли (Аттики) (Poroi) – исследование способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах.
Государственное устройство Спарты (Lakedaimonion politeia) – восхваление конституции Ликурга, в которой Ксенофонт видел основу величия Спарты.
Государственное устройство Афин (не всеми считается аутентичным)

Дидактические:

О езде верхом (Peri hippikes)
Гиппархик (Предводитель конницы, Hipparchikos) – советы по совершенствованию афинской кавалерии.
Кинегетик (Об охоте, Kynegetikos, подлинность оспаривается)

Сочинения Ксенофонта отличаются простотой языка и ясностью изложения. Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о вероятности изображение лица Сократа Ксенофонтом и Платоном. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя нравственности, игнорируя отстранены философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Последнего он зобив персонажем своих произведений, используя рассказ от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а главное, подражает созданном Антисфеном образа Сократа в своих Воспоминаниях, описывая Сократа обладателем трех характерных антисфенивських добродетелей – «умеренности», «выносливости» и «самодостаточности ».
Основной историческое произведение – Греческая история (в семи книгах), написанная с проспартанський и антидемократических позиций, по годам, но не по методологии, продолжает работу Фукидида. Она охватывает события с 411 до н. э к битве спартанцев с фиванцами при Мантинее в 362 до н. н.э. В этом произведении Ксенофонт руководствуется прежде личными симпатиями или антипатиями к историческим лиц, четко прослеживается дидактико-морализаторская направленность произведения. Несмотря на недостаток объективности, Греческая история остается главным источником исторических сведений об этом периоде.
Философия
Если считать, что взгляды, которые Ксенофонт приписал Сократу, принадлежат также ему самому, то произведения предоставляют широкий материал из диалектики и этики. Этика понимается как учение о добродетели, а добродетель – как знания о правилах поведения, так что знания и добродетель неразделимы. Добродетели также приводят к благу, которое заключается в пользе и в счастье жизни, в которую входят и физическое здоровье, и науки, и искусства, и дружба, и общественная деятельность, и благочестия.
Вторая значительная часть философских интересов Ксенофонта – социальная жизнь, где у него заметна постоянная приверженность аристократического образа мышления, культ сильной личности и идеального правителя (идеализация Кира, спартанского царя Агесилая, Сиракузского тирана Гиерона.
Наследство
Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон утверждал, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до по его произведениям} изучают классическую греческую прозу (особенно Анабасисе).

То немногое, что нам известно о жизни Ксенофонта, приходится извлекать из книги Диогена Лаэртия "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", написанной в 3 в. н.э. Кое-какие указания можно найти в произведениях самого Ксенофонта. Философии Ксенофонт обучался у софистов, он получил также хорошую кавалерийскую подготовку - и то и другое является свидетельством того, что отец Ксенофонта, Грилл, обладал немалым состоянием (скорее всего как землевладелец).

Как бы там ни было, мы с уверенностью можем судить о тех факторах, которые определили формирование личности Ксенофонта, воздействовали на его мировоззрение, дали направление его политической деятельности и писательскому творчеству. Аристократическое происхождение и воспитание составили вполне определенное основание, и на этом основании впечатления от ожесточенной политической борьбы, в которой сам Ксенофонт принимал непосредственное участие, и от наставлений новейших мудрецов, щедро сеявших вокруг себя семена рационалистической критики, возвели целое здание, целый комплекс взаимосвязанных идей. Зная последующую деятельность и творчество Ксенофонта, можно с уверенностью говорить, что среди этих идей были и представление о несовместимости демократического строя с принципами справедливости, понятой в духе аристократического рационализма, и растущее убеждение в несостоятельности полисной республики вообще, и вера в неограниченные возможности сильной личности, полководца и политика, наделенного совершенным умом и волею и располагающего реальной силой в лице, скажем, преданного войска. Эта вера в примат силы и в возможности совершенной личности составляет то главное, что должен был вынести будущий автор «Киропедии» из лет своего ученичества, на основании личного опыта и под влиянием новейших философских доктрин.

Неизвестно, в какой степени Ксенофонт пытался следовать этим убеждениям в первый, афинский, период своей жизни. Он несомненно искал повода выдвинуться; его тянуло к таким же честолюбцам, как он сам, и нам известно, что он крепко подружился с молодым беотийцем Проксеном, который отправился к Киру Младшему, надеясь на его службе и с его помощью «прославиться, получить большое влияние и разбогатеть» (Ксенофонт, Анабасис, II 6, 17).

Однако настоящего случая к выдвижению на родине, в Афинах, Ксенофонту так и не представилось. Афинский демократический полис обладал еще достаточно прочными устоями и традициями и, несмотря на все тяжкие испытания, выпавшие на его долю во время Пелопоннесской войны, сумел справиться и с олигархическими выступлениями, и с происками отдельных честолюбцев. А затем последовал процесс учителя Ксенофонта Сократа, так ярко продемонстрировавший силу охранительных устремлений афинской демократии.

Таким образом, в послевоенных Афинах поле свободной деятельности для честолюбцев-аристократов, вроде Ксенофонта, было закрыто. Неудивительно поэтому, что Ксенофонт с готовностью согласился на приглашение своего приятеля Проксена принять участие в экспедиции Кира Младшего. Это было летом 401 г. Проксен к тому времени уже находился в Азии, сколачивая по поручению Кира один из наемных отрядов.

В 401 до н.э. Ксенофонт присоединился к большому войску греческих наемников, которое Кир Младший набрал с целью отнять престол у брата Артаксеркса. В первом же сражении Кир погиб.

Затем началось длительное отступление греческих наемников. Ксенофонт, избранный одним из новых стратегов, сумел отличиться как талантливый организатор и полководец и на заключительной стадии похода единолично возглавлял греческое войско. Используя свое положение фактического главнокомандующего, он дважды в это время пытался склонить своих соратников остаться в Понте и основать новый город. В качестве основателя города Ксенофонт мог рассчитывать на руководящее положение в новом государстве. Однако намерение его натолкнулось на упорное нежелание остальных наемников оставаться.

По окончании обратного похода, ввиду враждебных действий спартанских властей, желавших таким образом продемонстрировать доброе отношение к персидскому царю, Ксенофонт с уцелевшими воинами нанялся на службу к фракийскому царю Севфу. По уговору Севф должен был предоставить Ксенофонту убежище в случае, если он подвергнется преследованиям со стороны Спарты, а кроме того, уступить ему часть приморских владений. Никогда Ксенофонт не стоял так близко от возможности обзавестись собственным доменом. И все-таки возможность эта не осуществилась: Севф, утвердив с помощью Ксенофонта и его наемников власть над фракийскими племенами, оказался достаточно предусмотрителен, чтобы не отдавать свои крепости чужеземцу, располагавшему внушительной воинской силой.

Два или три года спустя Ксенофонт вступил в спартанскую армию, которая вела боевые действия против персов в Малой Азии. Произошло это не в последнюю очередь по причине симпатии, которую внушил ему прибывший сюда в 396 до н.э. командовать войсками спартанский царь Агесилай (ок. 444-360 до н.э.). Вероятно, при Агесилае и состоял Ксенофонт в бытность свою на спартанской службе, в том числе и в Греции. Таким образом, в своих проспартанских симпатиях Ксенофонт перешел все допустимые пределы. Наконец, после того как в 394 до н.э. Ксенофонт выступил на стороне Спарты против Афин в битве при Коронее, сограждане приговорили его к вечному изгнанию, а все его имущество конфисковали.

После этого Ксенофонт перебрался в Спарту и получил земельный надел в Скиллунте неподалеку от Олимпии. Здесь он жил, уже не принимая активного участия в войне и государственных делах, полностью посвятив себя творчеству. Отпадение Элиды от Спарты после поражения, нанесенного Фивами Спарте при Левктрах в 371 до н.э., вынудило Ксенофонта покинуть и эти места, и он обосновался в Коринфе. Теперь Ксенофонт перестал уповать на Спарту, а испытывал жгучую ненависть к Фивам, сильнейшему в то время участнику бесконечных межгреческих конфликтов, ослаблявших в равной мере все государства. Поскольку Афины к тому времени вступили в антифиванскую коалицию со Спартой, Ксенофонту удалось достичь примирения со своей родиной. Закон об изгнании Ксенофонта был отменен. Однако, судя по всему, на родину Ксенофонт не вернулся и продолжал жить в Коринфе, вплоть до самой смерти.

Своеобразная жизненная подготовка, сочетание теоретических знаний, полученных в школе Сократа, с личным военным опытом и связанное с этим единство политических и военных интересов позволили Ксенофонту существенно обогатить и военное искусство, и политическую теорию, взглянув на них с взаимно противоположных точек зрения. Именно он первый стал трактовать о военном деле не только с технической точки зрения - это делали и другие - но и с социальной, установив, что армия есть тоже социальный организм, которым надо руководить, и что, следовательно, любой полководец должен быть не просто командующим, но и организатором. С другой стороны, перенеся свой опыт военного в политику, он и здесь выделил в качестве центральной проблему руководства, и притом не только в политике, но и в экономике, явившись, таким образом, предшественником современной социологической науки.

Подавляющее большинство сочинений Ксенофонта являются произведениями острой социально-политической направленности. Правда, характерную форму политического трактата среди них имеют далеко не все: четыре произведения -- «Анабасис», «Киропедия», «Греческая история» и «Агесилай» -- могут быть отнесены к жанру историческому, два -- «Экономик» и «Гиерон» -- к жанру философского диалога, еще два -- «Об обязанностях гиппарха» и «О всадническом искусстве» -- к разряду специальных наставлений, и лишь остальные два -- «Лакедемонская полития» и «О доходах» -- несомненно обладают формой политического трактата. Однако по существу все эти произведения являются политическими, и это верно даже для такого, казалось бы, чисто исторического сочинения, как «Греческая история». Автор дает здесь обзор событий недавнего прошлого (с 411 по 362 г.), ставя своей целью прославление или оправдание Спарты и ее царя - своего друга Агесилая.

Все эти сочинения проникнуты злобой дня; их сугубая актуальность объясняется натурой автора, для которого литературное творчество было прежде всего средством свести счеты с действительностью. Продолженная, таким образом, борьба велась и в целях сугубо личных (защита и возвеличение собственных действий в «Анабасисе»), и с более общих позиций, отражая реакцию состоятельной и аристократической верхушки греческого общества, к которой принадлежал Ксенофонт, на социально-политическую ситуацию, сложившуюся к середине IV в.

Ксенофонт (др.-греч. Ξενοφῶν; около 430 г. до н. э. — не ранее 356 до н. э.) — древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на греческую и латинскую прозу.

Ксенофонт родился в Афинах около 430 года до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопоннесской войны в 404 году до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последовавших затем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 году до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира Младшего. После смерти Кира и вероломного убийства на переговорах греческих военачальников персами во главе с карийским сатрапом Тиссаферном Ксенофонт в числе шести вновь избранных стратегов руководил арьергардом при отступлении десяти тысяч греков через вражескую землю.

Маршрут отряда 10 тысяч, возглавляемых Ксенофонтом

Вместе с греческими наёмниками Ксенофонт проделал весь поход: наступление на Вавилон, злополучную для них битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который ещё в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем II отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену как примкнувший к врагам народа-спартанцам, Ксенофонт подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против союзников Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.

Там Ксенофонт жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он в 370 году до н. э. бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

Греческий историк, солдат, наемник, философ; современник и почитатель Сократа (Socrates). В первую очередь известен своими философскими трудами – довольно точно передавшими жизнь древней Греции (Greece) и Персидской империи (Persian Empire) и сохранившими для потомков множество высказываний Сократа.


Дата рождения Ксенофонта официально неизвестна; большинство историков, впрочем, сходится в том, что родился он примерно в 431-м году до нашей эры, в окрестностях Афин (Athens). Семья его принадлежала к высшим слоям афинского общества, что дало Ксенофонту доступ к целому ряду привилегий, обычно положенным одним лишь аристократам. В молодости Ксенофонт участвовал в военном походе, предпринятом Киром Младшим (Cyrus the Younger) против своего брата Артаксеркса II (Artaxerxes II). Еще до вступления в ряды армии Ксенофонт попросил совет у Сократа – стоит ли ему вообще связываться с Киром. Сократ отправил Ксенофонта к Дельфийскому Оракулу; Оракулу, однако, Ксенофонт – к вящему неудовольствию своего наставника – задал вопрос совершенно иной – "какому богу следует молиться и жертвовать, чтоб наилучшим способом закончить начатое дело и вернуться домой в безопасности и с хорошим барышом".

Армию наемников Кир использовал фактически втемную – греки довольно долго не подозревали о том, что им придется иметь дело со столь крупной армией. Раскрылся обман при Тарсусе (Tarsus); наемники подумывали о том, чтоб бросить столь нечестного нанимателя, однако спартанский генерал Клеарх (Clearchus) смог их переубедить.

В битве при Кунаксе (Battle of Cunaxa) войска Кира были разбиты, а сам Кир погиб; вскоре после этого Клеарх – вместе с еще четырьмя генералами и целым рядом офицеров – был вероломно пленен и казнен на мирных переговорах. Наемники остались без командования и были вынуждены выбрать новых руководителей; одним из них и стал Ксенофонт. С руководством Ксенофонт справился просто отлично. Позже персидский поход и возвращение домой Ксенофонт описал в своем труде "Анабасис" ("Anabasis"; дословный перевод – "Экспедиция"). Известно, что в будущем сам Александр Македонский (Alexander the Great) использовал этот труд в качестве руководства во время вторжения в Персию (Persia).

Одной лишь персидской кампанией военные приключения Ксенофонта отнюдь не ограничились; некоторое время он работал на спартанцев. Есть основания полагать, что именно за это Ксенофонта и изгнали из Афин; впрочем, причин было немало – Ксенофонт поддерживал не особо популярного среди афинян Сократа, да и работа на персов тоже сыграла отнюдь не в его пользу.

Новый дом наемник нашел себе во все той же Спарте – ему дали поместье в Сцилле (Scillus), близ Олимпии (Olympia). Именно в этом поместье Ксенофонт, кстати, и завершил "Анабасис".

Где именно скончался Ксенофонт, точно неизвестно. Сын его, Грилл (Gryllus), в битве при Мантинее (Battle of Mantinea) сражался на стороне Афин, так что из изгнания историк, похоже, все же вернулся. Некоторые данные утверждают, что умер Ксенофонт в Афинах, другие говорят про Коринф (Corinth). Неизвестно также, когда скончался Ксенофонт; точно можно сказать лишь, что он пережил своего начальника и покровителя Агесилая Второго (Agesilaus II).

На протяжении всей своей жизни Ксенофонт не раз выражал любовь к Афинам; не устраивало его в родных землях лишь политическое устройство – судя по косвенным данным, Ксенофонт был олигархом. Впрочем, довольно активно Ксенофонт поддерживал и Спарту – так уж сложилось, что там ему пришлось провести немалую часть своей жизни.