Методические приемы обучения поисково-просмотровому чтению. Методическая разработка по художественной литературе на тему: Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с художественной литературой




В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поис-ковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость пере-хода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает полу-чение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего пред-ставления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение тек-ста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью опреде-лить, есть ли в ней интересующая читателя информа-ция, и на этой основе принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и клю-чевого предложения и просмотреть текст. Количе-ство смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется наглавные факты, оперирует более крупными разде-лами. Этот вид чтения требует от читающего доволь-но высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читаю-щего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмыс-ления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Ско-рость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре тек-ста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным ком-муникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произ-ведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной уста-новки на последующее использование или воспроиз-ведение полученной информации.


При ознакомительном чтении основная коммуни-кативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие воп-росы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно тре-бует умения различать главную и второстепенную информацию.

Так мы читаем обычно художествен-ные произведения, газетные статьи, научно-популяр-ную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информа-ции текста совершается последовательно и непроиз-вольно, ее результатом является построение комп-лексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элемен-ты анализа исключаются.

Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текста, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, сущест-венные для понимания его содержания.

Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого - 150, для русского - 120 слов в минуту.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточ-ной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предусматривает макси-мально полное и точное понимание всей содержащей-ся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изуче-ния» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой мате-риал.

Изучающее чтение отличается большим коли-чеством регрессий, чем другие виды чтения, - повтор-ным перечитыванием частей текста, иногда с отчет-ливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языко-вых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для после-дующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50-60 слов в минуту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имею-щие познавательную ценность, информативную зна-чимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характери-стик, цифровых показателей, указаний). Оно направ-лено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текс-тов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.

При поисковом чте-нии извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, пред-полагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необхо-димую информацию по определенной проблеме, вы-брать и объединить информацию нескольких тек-стов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по ука-занию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на моделиро-вание фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомитель-ное, просмотровое, поисковое), скорость и необходи-мость решения определенных познавательно-комму-никативных задач в процессе чтения.

Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований :

Они строятся на базе активно усвоенной лекси-ки и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

Ответ на предваряющий вопрос должен отра-жать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

Вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражне-ний с текстом, обеспечивающих формирование соот-ветствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное - изучающее - просмотро-вое - поисковое;

Последний ва-риант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

В течение всей своей жизни для изучения того или иного текста человек прибегает к различным способам прочтения информации. К каким? Вы что-нибудь слышали о видах чтения текстов? Если нет, то наша статья именно для вас. Мы расскажем о том, какие бывают виды чтения, а также когда и для чего их необходимо применять.

Определение

Прежде чем разбирать на составляющие само чтение, необходимо знать определение этого термина. С чего мы и начнем. Итак, чтение - это определенный вид речевой деятельности человека, который вошел в коммуникативно-общественную сферу деятельности человечества, обеспечивающий общение путем письменной речи.

Наряду с учеными психологи и педагоги считают, что чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, так как связан с восприятием, то есть с рецепцией, а также с пониманием знаний, которые закодированы разнообразными графическими знаками.

В структурном понимании чтение разделено на два плана:

  • содержательный;
  • процессуальный.

Понимание прочитанного - это результат чтения в содержательном плане. В процессуальном плане - то, как читающий соотносит графемы с фонемами, а также как узнает графические символы и так далее.

Задачи чтения

Человека необходимо обучать чтению для того, чтобы он мог находить нужную для себя информацию из текста в том количестве, которое необходимо для решения определенной речевой задачи, применяя конкретные технологии чтения. В любом случае этот процесс имеет большое воспитательное, а также познавательное значение, поэтому в учебниках к содержанию текста повысились требования по трем направлениям, а именно:

  • воспитательная ценность - методисты решили, что прочитанные учениками произведения в книге должны воспитать в детях ценности гуманного общества, а также ответственность профессионала не только за результат, но и за последствия его деятельности;
  • научность и познавательная ценность - эти критерии дополнены еще и страноведческой направленностью, а также профессиональной ориентацией;
  • соответствие содержания интересу и возрасту обучающихся, а также их интеллектуальным запросам.

Таким образом, мы с вами видим, что читающий сталкивается с различными уровнями понимания текстов. Их несколько. Поэтому ученые разработали несколько классификаций видов чтения. Мы с вами рассмотрим основную, принятую С. К. Фоломкиной.

Виды чтения. Обзор ведущей классификации

Сегодня в современной начальной школе педагоги активно используют 3 вида чтения:

  • изучающее;
  • ознакомительное;
  • просмотровое.

Рассмотрим ниже каждый вид отдельно. Итак.

Ознакомительное чтение

По-порядку. Данный вид чтения в школе необходим для того, чтобы ученик как можно скорее выбрал основные факты, то есть главные. Статистика показала, что при данном виде чтения достаточно понимать всего лишь 70% текста. Как вы поняли, важно уметь выделять и понимать ключевые слова. Когда дети обучаются такому виду деятельности, нужно уметь пропускать, а точнее, обходить те слова, которые незнакомы, а также не останавливать процесс. Этот вид чтения подразумевает умение догадываться о лексическом значении ключей из контекста. Ничего сложного. Важно уметь обобщать содержание прочитанного текста. Для ребенка это очень важно. Данный вид чтения также применяется на уроке иностранных языков, и практика показала, что сегодня не все обучающиеся владеют таким способом. Это заметно, когда ученик начинает переводить текст и сбивается при виде одного незнакомого слова. Для успешного и качественного чтения такую вредную привычку необходимо преодолевать.

Просмотровое чтение

Этот вид чтения базируется на способности определять смысловые вехи по первым фразам в абзаце и по заголовку, умению делить текст на смысловые части, а также находить и обобщать факты. И конечно же, прогнозировать дальнейшее содержание. Чтобы такие умения сформировались, нужно во время чтения художественных текстов обучать школьников анализу заголовков, предлагать им соотносить прочитанную информацию с рисунками, таблицами, схемами и тому подобным. Также дети должны уметь предполагать содержание абзаца или текста по первым предложениям. Им нужно понимать сказанное. Чтобы сформировались такие умения, необходимо предлагать детям следующие виды заданий:

  • озвучивать ключевые предложения;
  • продолжать тексты вместо автора;
  • устанавливать, с какой частью текста соотносятся схемы и рисунки;
  • если дети работают с художественным текстом, всегда нужно обращать их внимание на средства художественной выразительности, на то, какие приемы использовал автор, чтобы его произведение звучало по-особому.

Изучающее чтение

К данному методу педагоги прибегают, чтобы обеспечить ученикам не только вдумчивое, а также глубокое понимание прочитанного текста. Чтобы достигнуть этой цели, учителя прибегают к постановке конкретных вопросов после прочтения. Целью данной работы является пробуждение у учеников стремления точнее понять текст и разобраться в непонятных ситуациях. Очень часто при таком чтении учитель для всех читает текст вслух, делает остановки, обращаясь с различными вопросами к аудитории.

Нередко приемы изучающего чтения встречаются на уроках русского языка. Детям в параграфах учебника дается теоретический материал, объясняются различные лингвистические факты, излагаются определения терминов, а также перечисляются их признаки. Такое чтение необходимо при изучении нового материала для познания новых фактов. Кроме того, изучающее чтение дети используют при подготовке к изложению.

В заключение

Итак, наша статья о видах чтения завершилась. Подведем итоги. Мы, как и обещали, рассказали не только о видах чтения, но и когда, и для чего их применяют педагоги. Учителя используют не только разнообразные виды работы с текстом в начальной школе. Они также проводят различные виды уроков чтения, что особенно необходимо для развития младших школьников. Но это уже совсем другая статья.

Ознакомительное чтение (reading for a gist или skimming ) предполагает понимание основного содержания прочитанного. При обучении данному виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, развивать умение догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что в данном случае нет необходимости фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это умение обобщать содержание текста, то есть синтезировать основную коммуникативную задачу текста.

Основная коммуникативная задача при ознакомительном чтении заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию (выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам, какие мысли являются наиболее важными и т.п.).

Данный вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию. Он необходим при чтении специальной, профессионально-ориентированной литературы, научных статей, которые не представляют специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом исключается анализ текста и намеренное внимание к языковым составляющим текста.

Для достижения целей ознакомительного чтения достаточно понимание 70% текста. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

При поисковом чтении (reading for specific information ) текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний) для последующего ее использования в определенных целях. Оно ориентировано на чтение литературы по специальности. Поисковое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Условиями, определяющими успешность обучения данному виду чтения являются:

· точное формулирование задания для поиска, основной целью которого является содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп достаточно быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, то есть прочитанными с целью ознакомления или изучения;


· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Изучающее чтение (reading for detail) предполагает максимально полное и точное понимание содержащейся информации в тексте и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Этот вид чтения направлен также на преодоление затруднения в понимании иностранного текста.

Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий – повторным перечитыванием частей текста, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, выделением наиболее важных тезисов, проговаривание вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего использования в работе (пересказа, обсуждения и др.).

В процессе работы над текстом читающий работает над задачами, которые можно объединить в три основные группы:

· восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

· извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

· осмысление извлеченной информации.

1

В статье рассматриваются проблемы обучения ознакомительному чтению учащихся в старших классах. Анализируются уровни понимания текста, формирование умений, связанных с оперированием языковым материалом и умениями, связанными с пониманием содержания текста. В процессе работы с текстами учащиеся овладевают фоновыми знаниями, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Рассматривается систе¬ма заданий к текстам: задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями; задания, направленные на снятие языковых трудностей; задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра; задания с целью контроля понимания содержания текста.

уровни понимания текста: система заданий к текстам

фоновые знания

ознакомительное чтение

1. Городникова, М.Д., Супрун, Н.И., Фигон, И.Б. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: пособие для учителя / М.Д. Городникова, Н.И. Супрун, Э.Б. Фигон и др. - М.: Просвещение, 1997. - 160 с.

2. Григорьева, Е.Я. Программа. Теория и практика обучения французскому языку, как второму иностранному. - М.: АПК и ППРО, 2003. - 128 с.

3. Журавлёва, Л.С., Зиновьева, М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов) /Л.С. Журавлёва, М.Д. Зиновьева. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Русск.яз., 1988. - 152 с.

4. Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. - М. : Рус. яз., 1987. - 148 с.

5. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - 2-е изд. -М.: Высшая школа, 2005. - 255 с.

В процессе преподавания иностранного языка в школе чтению уделяется большое внимание, так как оно обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников, как традиционных (книг, журналов, газет), так и современных, таких как интернетсайты, социальные сети и др. Это дает возможность учащимся удовлетворять потреб-ность в познании окружающего их мира. Чтение используется также как важнейшее средство для развития других видов иноязычной деятельности, а именно - говорения и письма.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения:

1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);

2) чтением с извлечением полной информации из текста (изучающее чтение);

3) чтение с получением самого общего представления о теме и круге вопросов; рассматриваемых в тексте/текстах (просмотровое чтение).

Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.

Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения является быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основно-го содержания и наиболее существенных деталей. Направленность вни-мания читающего на смысловую сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на осмыслении содержания, его интерпретации, запоминании. При ознакомительном чтении читающий решает следующие задачи:

1) выяснить в результате быстрого чтения, какие проблемы рассматриваются в тексте;

2) что именно говорится в нём по тем или иным вопросам;

3) представляет ли прочитанный текст определённый интерес для читающего.

Учитывая неоднородность смыслового восприятия, можно выделить несколько уровней понимания речевого сообщения - от определения значения отдельных слов к пониманию смысла сообщения.

Первый уровень характеризуется уяснением того, о чем идет речь в тексте. Это самое общее восприятие.

Для второго уровня характерно понимание того, что говорится в тексте. Здесь устанавливаются связи между основными планами раскрытия мысли.

Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средства-ми это достигается.

При четвертом уровне наступает понимание главной мысли тек-ста, независимо от того, сформулирована ли она или дана в под-тексте.

Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтени-ем, полнота понимания должна быть не ниже 70-75 %. Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации.

Первый уровень учитывает:

1) создание или активизацию фоновых знаний, связанных с культу-рой страны изучаемого языка, с реалиями географического, истори-ческого и другого характера, наукой, техникой и политикой;

2) уточнение сферы коммуникации (например, научная, художествен-ная) и на этой основе характера текста (научно-популярная ста-тья, хроникальная заметка, повесть), а также основных композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, сообщение);

3) прогнозирование темы текста с учетом ею сильных позиций (заголовок, начальные и конечные абзацы).

Второй уровень понимания предполагает:

1) определение смысловых вех текста (например, терминов, ключевых слов, выступающих в виде тематических цепочек) для уточне-ния и развертывания темы текста;

2) определение способов связи между предложениями и абзацами текста (развертывание темы текста), следование фактов по времени, установление причинно-следственных связей.

Третий уровень понимания текста основан на раскрытии компо-зиции текста с целью извлечения основной фактологической информа-ции. Заголовок текста и его начальные абзацы связаны с его темой, основная часть содержит фактическую информацию, а концовка - вывод, т.е. является прагматическим фокусом текста.

Четвертый уровень понимания текста исходит из раскрытия намерения автора с опорой на поникание темы текста, содержащейся в ней фактологически: и оценочной информации, а также его композиции .

У учащихся в процессе обучения формируются следующие умения ознакомительного чтения.

Умения, связанные с оперированием языковым материалом : определить значение слов с oпopoй на языковую догадку; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста; распознавать связующие слова-ориентиры, выражающие логичес-кие отношения между предложениями и абзацами и указывавшие на последовательность развития темы (мысли), подтверждающие мысль, суммирующие сказанное; ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста : определить тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы); прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний, тематических слов; ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью извлечения фактологичекой информации; членить текст на смысловые части, устанавливать соотношения между ними, исходя из композиции текста; выделить в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию; выделить в тексте ключевые слова (смысловые вехи); устанавливать логические соотношения между выделенными фак-тами; давать оценку полученной информации.

Формирование у учащихся этих умений обеспечивается систе-мой заданий к текстам:

1) задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями;

2) задания, направленные на снятие языковых трудностей;

3) задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра;

4) задания с целью контроля понимания содержания текста.

В процессе работы с текстами учащиеся овладевают определенной суммой фоновых знаний, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Работа по акти-визации фоновых знаний заключается в том, что учитель задает учащимся целенаправлен-ные вопросы по теме текста, например, кто слышал об этом (предмете, событии, явлении...)? Кто видел...? Где? Где это можно увидеть? Есть ли этот предмет у вас дома? Происходи-ло это событие (явление) в вашей стране (районе, городе и т.д.)? Что вы еще знаете об этом (предмете, явлении, событии)? Как вы думаете, что будет сообщено об этом в тексте? Как вы думаете, для чего служит этот предмет (прибор, установка и т.д.)? и др.

Активизация фоновых знаний ведет к антиципации, предвосхищению содержания читаемого. На этом этапе следует активно привле-кать невербальные материалы текстов (фотографии, рисунки и т.д.).

Для снятия лексико-грамматических трудностей преподаватель на доске (или на подготовленных дома карточках) выписывает незна-комые слова с их переводом, а также дает краткое объяснение тех грамматических явлений, которые не были пройдены. Внимание учащихся следует привлечь к основным смысловым вехам: тематическим цепочкам, образуемым словами или терминами, невербальному мате-риалу (цифрам, диаграммам, таблицам и т.д.), средствам нагляд-ности (географическим картам, картинкам, фотографиям и т.д.).

После предварительной работы (предтекстовые упражнения) наступает этап прочтения текста. Очень важно сформулировать задание к тексту. Такое задание помогает ориентироваться в нем, направляет внимание читающего на единицы текста, значимые в том или ином отношении для его осмысления, создавая тем самым усло-вия для прогнозирования его содержания. Правильно сформулирован-ное задание имеет важное значение и для становления механизмов чтения, т.е. умений воспринимать текст смысловыми блоками, зри-тельно синтезировать наиболее информативные элементы текста.

После прочтения текста можно приступить к завершающему эта-пу работы над ним - к контролю понимания прочитанного. Такими контролирующими приемами могут быть: ответы на вопросы по содержанию прочитанного, выборочный перевод, интерпретация текста, определение нового, высказывания об отношении к прочитанному. Все эти приемы можно использовать на всех этапах обучения чтению в школе. Среди приемов контроля понимания следует выделить также тесты и смысловые задачи.

Тесты - это задания, имеющие специфическую организацию, кото-рая позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всег-да имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле задает направление мыслительной деятельности учащихся, приучает их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации. Однако в тестах ответ до некоторой степени подсказывается.

Смысловая задача - это методический прием, который заключа-ется в предъявлении чтецу ряда мыслительных операций с содержа-щейся в тексте информацией. Смысловая задача содержит в себе условие (данное) и вопрос (явный или скрытый), требующий преобразования в искомое (новое). Поиск этого нового связан со значительными мыслительными операциями, которые мобилизуют мыслительную избирательность, сообразительность, догадку, ранее приобретенные знания для того, чтобы извлечь информацию из текста. При выполнении смысловых задач учащиеся воспринимают их не как языковую задачу, а как логическую. Языковые факторы при этом используются непроизвольно. Сокращается время на контроль понимания прочитанного .

Предлагаем некоторые образцы заданий, которые помогут выработать у учащихся умения ознакомительного чтения текстов. Задания делятся на предтекстовые, притекстовые (задания к тексту) и задания по контролю понимания.

Предтекстовые задания направлены на активизацию и создание фоновых знаний. Эти задания способ-ствуют развитию догадки, вырабатывают умения игнорировать лекси-ческие трудности. Работа по моделированию фоновых знаний осуществляется поэтапно от текста к тексту, способствует накоплению у учащихся информации о культуре страны. Положительную роль имеют и фоновые знания, усвоенные учащимися по другим каналам.

Предтекстовые задания снимают трудности понимания страновед-ческого содержания и путем комментирования имеющихся в тексте лингвострановедческих объектов. До чтения текста следует познакомить учащихся с фоновыми, безэквивалентными словами, афоризмами, фразеологизмами (если таковые встречаются в тексте), а также со словами и словосочетаниями, обозначающими реалии общественно-поли-тической и социально-культурной жизни.

При первой семантизации все комментарии должны быть предельно лаконичными, не отягощенными избыточной информацией. Желательно использование соответствующей зрительной наглядности.

Предтекстовые задания могут быть направлены на снятие лексико-грамматических труднос-тей. Одна из задач предтекстовой работы - сделать доступным язык текста, а в более широком плане - подготовить учащихся к самосто-ятельному преодолению языковых трудностей. Эта задача решается путем накопления у учащихся запаса рецептивной и потенциальной лексики. В предтекстовые задания выносятся слова, актуальные для поникания текста, ранее вообще не встречавшиеся в языковой прак-тике учащихся или представленные в тексте в новом значении, в новом окружении. В первую очередь следует отобрать те лексические сопоставления, которые нужны для понимания при чтении: слова, близкие по зрительному восприятию, многозначные, одного словообразовательного гнезда и др. Лексика организуется также с учетом ее отнесенности к той или иной группе, по ее принадлежности к определенной теме.

Лексическая работа в предтекстовых заданиях проводится на уровне не только слова, но и словосочетаний, предложений. Внима-ние уделяется также и устойчивым словосочетаниям.

Дотекстовая семантизация лексики про-водится равными путями: ее может осуществлять учитель, переводя или толкуя новые слова. Учащиеся должны научиться:

1. Самостоятельно устанавливать значения неизученных лексических единиц с помощью словаря (быстро ориентироваться в словарной статье, выби-рая из множества значений то, которое обусловлено контекстом).

2. Проводить семантизацию с опорой на языковую догадку (раскры-тие значения слов на основе словообразовательных моделей, узна-вание интернациональных слов, понимание новых лексических единиц в контексте).

Эти приемы используются учащимися при чтении тек-ста для установления значения неизвестных слов, не выведенных в предтекстовые задания.

Работа над лексикой в предтекстовых заданиях проходит с установкой на то, чтобы учащиеся узнали и поняли слова, слово-сочетания, встретив их в тексте. Здесь не ставится задача выведе-ния новой лексики в продуктивную речь. Задания по снятию лекси-ческих трудностей могут быть сформулированы на иностранном языке, начиная с начального этапа обучения.

В текстах учащиеся могут встретиться с неизученными грамматическими явлениями. Количество заданий по снятию грамматических трудностей сокращается от этапа к этапу обучения.

Предтекстовые задания могут быть следующими:

1) Прочитайте внимательно слова и их перевод. Группировка этих слов и последовательность их расположения не случайны. Как вы считаете, чем это вызвано: а) слова связаны между собой темати-чески; б) они вам незнакомы и расположены по степени сложности для запоминания.

2) Прочтите слова левой колонки и поймите значение каждого из них в правой.

3) Просмотрите данные слова (термины), сгруппированные по тематическому принципу в предложенной последовательности.

4) Не читая текста, попытайтесь раскрыть (развернуть) тему на осно-вании терминов и их сочетаемости с глаголами и именами прилагательными.

5) Познакомьтесь с новыми словами и терминами. Они сгруппированы по абзацам и отражают общее содержание каждого из них. Не прибегая к чтению текста, попытайтесь определить, о чем может идти речь в каждом абзаце. Обратите внимание на выделенные слова.

6) Обратите внимание на значение ключевых слов...

Важны задания для прочтения текста. Их можно формулировать как на родном, так и на изучаемом языке (в зависимости от уровня обученности учащихся).

Задания при чтении текста :

1) Прочитайте внимательно текст. При чтении ориентируйтесь на слова, выписанные на доске (на карточках).

2) Прочитайте внимательно текст. Постарайтесь понять, о чем идет речь в 1,2,3 абзаце текста; какая основная мысль содержится в каждом абзаце.

3) Учащимся более продвинутого этапа обучения предлагается сде-лать выводы по каждому параграфу одной-двумя фразами. При этом используются вводные предложения. В первом (втором) абзаце текста говорится о..., объясняется, что..., речь идет о...

4) Проследите, как при помощи терминов а)...; б) ... и т.д. развертывается тема текста.

5) Проследите за развитием темы текста от абзаца к абзацу, опи-раясь на информационные центры.

6) При прочтении текста следите за терминами-интернационализмами, они помогут вам понять содержание текста.

7) Приготовьтесь к решению смысловой задачи.

8) В тексте употребляется достаточно много имен прилагательных и наречий оценочного характера, они выражают отношение автора к изложенным в тексте фактам (событиям, явлениям). Прочтите эти слова и скажите, какие из них выражают положительную оценку: а) ..., б) ..., в) ... и т.д.

9) Прочтите третий абзац текста. Определите его основную мысль. Скажите, какая смысловая связь между вторым и третьим абзацами:

а) противопоставление; б) сравнение; в) уточнение; г) конкре-тизация фактов .

Задания по контролю понимания : ответьте на вопросы...; перескажите содержание текста;
что нового вы узнали о...; используя свои знания и новую информацию текста, расскажите о...; поставьте данные предложения в порядке развертывания темы текста; тест множественного выбора.

После проработки теста, выявляющего понимание основного содержании текста, учащимся предлагается:

1. Составить план изложения прочитанного; пересказать кратко содержание прочитанного; высказать свое мнение о прочитанном.

2. Смысловая, задача полного самостоятельного решения.

а) определите номер предложения, в котором раскрывает-ся тема текста;

б) в каком предложении объясняется причина (причина этого явления, этого события...);

в) в каком предложении говорится об отличии...

г) в каком предложении говорится о результатах...

После решения смысловой задачи учащимся предлагается:

1. Составить краткий план изложения прочитанного; пересказать содержание текста; высказать свое мнение о прочитанном (какую информацию учащиеся получили, что для них представляет интерес).

2. Сказать, о чем идет речь в тексте: а) ..., б) ..., в) ... и т.д.

5. Попытаться передать содержание текста, используя следующий план.

Учащиеся могут проводить также самостоятельную работу: подбирать материал к той или иной теме, готовить тематические стенды, стенгазеты, альбомы, делать доклады и писать рефераты. Такие коллек-тивные виды работ, как телемосты, викторины, конкурсы, помогут активизировать знания учащихся.

Предлагаемые задания представляют собой лишь образцы возмож-ной работы с текстами учебного пособия и не регламентируют дей-ствия учителя, оставляя место для творческого подхода в работе с учетом уровня подготовленности каждого класса.

Рецензенты:

Рыжова Л.П., д.ф.н., профессор; профессор кафедры романской филологии Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор; профессор кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Григорьева Е.Я. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12953 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Организуя работу с текстом для поисково-просмотрового чтения необходимо помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала; определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

В связи с этим возможны задания типа:

По заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста; - по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач и тому подобное);

По доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст; - выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

обобщить полученную информацию, оценить ее с точки зрения актуальности и перспективности ее использования.

Методические приемы обучения ознакомительному чтению

При обучении чтению текстов с извлечением основной информации главным является также, как при работе с другими видами чтения, научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чем, о ком идет речь, где, когда это происходит. Работа с текстом осуществляется также в три этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение другой коммуникативной задачи), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Многие исследователи, Бим И. Л., Гальскова Н. Д., рекомендуют при ознакомительном чтении пользоваться алгоритмом, состоящим из 7 блоков:

1. Наименование (статьи, книги).

3. Выходные сведения.

4. Проблема (тема).

5. Фактографические данные.

6. Особенности излагаемого материала, критика.

7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объем чтения увеличивается за счет включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, чтобы они могли читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

Новейшие технологии обучения чтению можно обнаружить и у зарубежных дидактов. Так, для ознакомительного чтения немецкие дидакты Г. Вестхоф и Е. Вике предлагают методический прием, получивший название ǛFLAZ , где:

Ǜ – ǜberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить текст и общее содержание текста;

F – Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме?», «Чего я ожидаю от этого текста?»;

L – Lesen – чтение. Чтение с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;

A – Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и тому подобное;

Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания .

Литература

1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с.