Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Крестецкая межпоселенческая библиотека. Острогожская центральная библиотека Библиотека и семья




7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года состоялось знаменитое Бородинское сражение. Это была не просто масштабная и кровопролитная битва. Бородино стало результатом столкновения двух систем, двух самых больших армий и самых сильных государств своего времени: Франции во главе с Наполеоном, стремящимся к гегемонии в Европе, и Российской империи во главе с Александром I, который уклонялся от этой войны.

На портале Президентской библиотеки размещён проект письма Александра I Наполеону I о российской политике по отношению к Франции , составленный в мае 1812 года. Российский император писал: «Мои чувства, так же как и моя политика, остались неизменными, и я ничего так не хочу, как избежать войны между нами…» Сборник «Отечественная война и её причины и следствия» (1912) рассказывает как о личных взаимоотношениях двух императоров, так и о расстановке сил накануне войны.

В итоге в июне 1812 года Наполеон всё же вторгся в Россию. А два месяца спустя главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов дал французам генеральное сражение при Бородино.

«Много было пышных и стратегических описаний сражения Бородинского, но подробности частных действователей были сокрыты, скромные россияне молчат и предоставляют свету судить об их доблестях» , - написал в 1837 году автор «Рассказа артиллериста о деле Бородинском» Н. Любенков и решил восполнить пробел, выступив от лица тех самых «частных действователей» из народа.

О самом бое он говорил так: «Тела усеяли землю, лошади без всадников, разметав гривы, ржали и скакали; отбитые орудия, остовы ящиков были разбросаны, дым, пламя, гул орудий, изрыгающих беспрерывный огонь - стонали раненые, дрожала земля…»

О народном характере Отечественной войны можно судить и по тому, что в ту боевую кампанию в России впервые развернулось широкое и организованное партизанское движение . А заслуга в этом принадлежит известному поэту-партизану Денису Васильевичу Давыдову (1784-1839).

За несколько дней до знаменитого сражения подполковник Ахтырского гусарского полка Давыдов находился в… своём родовом имении. Мало кто знает, но именно в Бородино он провёл часть своего детства и юности. «21 августа 1812 года в виду деревни Бородино, где вырос Давыдов и где уже торопливо разбирали его родительский дом на фортификационные укрепления, за пять дней до великого сражения, Денис Васильевич и предложил Багратиону идею собственного партизанского отряда» , - говорится в книге В. В. Жерве «Партизан-поэт Денис Васильевич Давыдов» (1913), доступной в электронных читальных залах Президентской библиотеки .

Воспоминания непосредственных участников боя содержит и издание «Бородинское сражение» (1872). Унтер-офицер Тихонов давал там неформальные характеристики известным военачальникам: «Коновницын был такой генерал: что на смотру, что на ученье, что на полковом празднике, что в деле, всегда одинаковый. Ловкий и распорядительный был генерал, спокойный. А ты видишь, что начальник спокоен, ну, и сам не сомневаешься ни в чём. Про Дохтурова у нас говорили, что коли он где станет, надобно туда команду с рычагами посылать, а так его не сковырнёшь. Стойкий был человек. Начальство под Бородином было такое, какого не скоро опять дождёмся» .

Проект письма (автограф) Александра I Наполеону I о российской политике по отношению к Франции (7-19 мая 1812 г.)

А неизвестный Георгиевский кавалер рассказывал про личную встречу с Наполеоном: «Под Бородином, как ударили мы в штыки, погнали француза. Кустики тут попались, продираемся мы сквозь них: я иду, ружьё взял наперевес, да прямо против целого французского батальона и вылез. Подскочили ко мне французы, велели бросить ружьё, снять перевязь и портупею. Пришли мы к Шевардину, видим: сам Бонапарт на стуле сидит, насупился…»

Французам под Бородино не удалось разбить русских, но «поистине ужасны были потери, понесённые обеими сторонами. Из состава русской армии убитыми и ранеными выбыло 58 тысяч бойцов, французы потеряли около 50 тысяч. Трофеи были одинаковы» , - писал П. М. Адрианов в книге «Бородинский бой» (1912), доступной в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признавал, что из 50 данных им сражений «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми» .

Смоленск. Памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года. Автор Прокудин-Горский Сергей Михайлович.
Источник электронной копии: Library of Congress

Отличительная особенность исследователей той войны и с русской, и с французской стороны - уважение к противнику. Вот как спустя полвека в книге «Бородинское сражение » (1861) И. П. Липранди отзывался о Наполеоне: «В голове противников наших, в превосходной против нас численности, стоял гений своего времени - полководец с закалёнными в двадцатилетних победоносных боях дружинами под частным предводительством королей, герцогов и других знаменитых лиц. В особенности ужасный день этот (Бородино) или только несколько часов из оного замечателен по кровопролитию и упорству, оказанному во взаимных натисках, искусно управляемых частными начальниками».

Добавим также, что коллекция «Отечественная война 1812 года» включает материалы из самых разных российских источников: Архива внешней политики МИД России, Эрмитажа, Российской государственной и Российской национальной библиотек, а также из иностранных источников, например Библиотеки Конгресса США.

По материалам Президентской библиотеки

08.09.2015 День Бородинского сражения.

Традиционно 8 сентября отмечается День Бородинского сражения. Это крупнейшая битва Отечественной войны 1812 года между французской и русской армией, которую возглавлял М.И. Кутузов. Фактически сражение произошло 7 сентября около села Бородино, откуда и получило теперешнее название.

Бородинское сражение является самым кровопролитным боем за один день за всю историю человечества. Каждую минуту в этот день умирала рота солдат. Наполеон считал Бородинское сражение - великим боем, хотя его результаты были для него сомнительными.

В 1995 году 8 сентября обрело официальный статус - Дня воинской славы России. Ежегодно на Бородинском поле проходит военно-исторический фестиваль «День Бородино», который собирает тысячи участников и зрителей. При этом интерес к данному мероприятию растет с каждым годом.

8 сентября 2015 года в Центральной библиотеке прошло мероприятие, посвящённое этому знаменательному историческому событию. Учащимся 8 «Б» класса МКОУ СОШ №2 была представлена презентация «И клятву верности сдержали мы», показан документальный фильм о Бородинском сражении. Ребята с большим интересом принимали участие в викторине на знание истории России, проведенной в завершении мероприятия.

Наша страна никогда не забудет это знаменательное сражение, положившее начало победоносному маршу русских войск в Отечественной войне 1812 года.

Ведущий библиотекарь Шармазанян Н.Ю.

В 2012 г. отмечался 200-летний юбилей одного из самых значимых событий российской истории - Отечественной войны 1812 г. «Гроза двенадцатого года» оставила глубокий след в сознании современников и потомков, во всех сферах жизни нашей страны. По меткому выражению А. И. Герцена, «подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; всё, что было до того, – только предисловие». В коллекцию, посвященную этому событию, вошли многочисленные материалы, отражающие историю Отечественной войны 1812 г. во всем многообразии ее проявлений.

Глубокие русско-французские противоречия, в том числе отказ России поддерживать континентальную блокаду Англии, стали главными причинами войны. 10 (22) июня французский посол вручил ноту о разрыве дипломатических отношений между странами и о начале войны. 12 (24) июня началось вторжение наполеоновской армии в Россию.

На первом этапе войны, который продолжался с июня по сентябрь 1812 г., русская армия была вынуждена отступать с боями вглубь территории России. Ключевым событием этого периода стало Бородинское сражение 26 августа (7 сентября).

Отечественная война приняла поистине всенародный характер. Героизм русской армии, партизанских отрядов и ополчения, полководческие дарования российского командования позволили переломить ход войны и стали залогом будущей победы. На втором этапе в октябре-декабре 1812 г. французские войска были разгромлены русской армией и изгнаны из России, а военные действия были перенесены на территорию европейских государств.

В качестве основных материалов для представления в коллекции использованы исследования, официальные и архивные документы, картографические, изобразительные и мультимедийные материалы из электронного фонда Президентской библиотеки. Особое внимание уделено мемуарам и официальным документам, отражающим участие народа в защите Отечества. Специально для коллекции в электронный фонд ПБ включены цифровые копии портретов героев войны 1812 года, предоставленные Государственным Эрмитажем.

Более 800 единиц коллекции размещены в тематических разделах, снабжённых краткими аннотациями. Доступ ко всему массиву осуществляется в электронном читальном зале, часть документов доступна в открытом доступе на портале библиотеки.

Для подготовки данной коллекции были использованы многочисленные материалы из фондов Архива внешней политики МИД России, Библиотеки Конгресса США, Библиотеки естественных наук Российской академии наук, Владимирской областной научной библиотеки им. М. Горького, Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького, Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной публичной исторической библиотеки, Киностудии «Центр национального фильма», Министерства культуры Московской области, Московской областной государственной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, Научной библиотеки Кремля, Омской государственной областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского государственного исторического архива, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти, Федеральной службы охраны России.

МКУК «Арбажская ЦБС»
Участие библиотек ЦБС в программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» на 2011 – 2015 гг.

Тема патриотизма многогранна, она включает и военную историю государства, и политическую, и культурную. В 2011 году библиотеки Арбажской ЦБС по патриотическому воспитанию работали по следующим направлениям:

1 . Гражданско-патриотическое , к которому, в свою очередь, относятся:

  • Приобщение к общественно-политической жизни страны.

В библиотеках этому способствуют организация мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и памятным датам:

День России (12 июня)
В июне в целях популяризации государственных символов РФ в читальном зале Арбажской ЦБ ежегодно работает выставка-викторина «Россия. История и судьбы» . На выставке представлена литература о прошлом и настоящем нашей Родины. Читатели, посетившие зал, с удовольствием и, причём успешно, отвечали на вопросы викторины, посвящённой истории Российского государства. Название выставки оформлено цветами Российского флага.
Ко дню образования России 12 июня на абонементе была оформлена выставка «Россия вчера, сегодня, завтра», где были представлены книги первого российского президента Б.Ельцина, рассказывающие о событиях тех дней.
Для учащихся коррекционной школы – интерната и для учащихся 9х классов Арбажской средней школы была проведена виртуальная экскурсия «Кремль», на которой ребята познакомились с Кремлем, его залами.

В 2011 году в читальном зале Арбажской ЦБ многократно проводился информационный час «Моя Россия. Московский кремль» . Мероприятие было посвящено Дню России. На нем присутствовали читатели разного возраста. Библиотекарь читального зала рассказала присутствующим, что каждое государство имеет свой герб, флаг, гимн. Они являются государственными символами и формировались как символика верховной власти. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности. Вместе с участниками мероприятия совершила виртуальную экскурсию в историю нашей Родины по Московскому кремлю. Был использован электронный диск «Кремль: больше, чем власть» (виртуальная экскурсия, мультимедийная энциклопедия, панорамы 360°).

В библиотеках района:

Книжно-иллюстративная выставка «Россия – Родина моя» демонстрировалась в Арбажской детской библиотеке. Были представлены лучшие детские книги о России, материалы о гербе, гимне и флаге России, области и района.

Выставка-обзор «Сердце моё с Россией» работала в июне в Сорвижской библиотеке. Выставка, предлагавшая книги и периодику по истории и современности нашей страны, имела большой успех у читателей библиотеки. На отдельной полке были представлены книги и статьи «Государственная символика РФ».

Устный журнал «Мы - россияне» прошла в июне в Верхотульской библиотеке. В ходе журнала для читателей была проведена презентация энциклопедии «Россия». В библиотеке работала выставка-беседа «Наш адрес: Россия. Вятский край».

Выставка одной книги «Лучшие люди России» работала в июне в Шембетской библиотеке. Заведующая библиотекой проводила у выставки обзоры и беседы.

Час истории «Борцы за народное единство» состоялся 3 ноября в Верхотульской библиотеке. Заведующая библиотекой рассказала школьникам 7 класса - участникам мероприятия об истории праздника, о спасителях Руси - Минине и Пожарском. Затем ребята совершили виртуальную экскурсию в Нижний Новгород - город, где жили и боролись Минин и Пожарский.

Выставка-обзор «Патриоты России» работала в ноябре в Арбажской центральной библиотеке. Литература, представленная на выставке, рассказывала о сложном времени в истории нашего государства, о борьбе русского народа против польской интервенции во главе славных борцов за народное единство - Минина и Пожарского.

Выставка-викторина «Что вы знаете о Дне народного единства?» работала в ноябре в Арбажской детской библиотеке. Заведующая библиотекой подготовила вопросы викторины по истории праздника. Читатели, особенно молодые, очень охотно и успешно отвечали на них.

Урок истории «4 ноября - День народного единства» прошёл 3 ноября в Пишнурской библиотеке. С беседой по истории праздника перед читателями выступила заведующая библиотекой. В библиотеке была организована выставка-обзор «История одного праздника» .

Устный журнал «Во славу Отечества» для уч-ся 5-7кл школы в Шембетской библиотеке рассказывал об истории праздника Дня народного единства, о Минине и Пожарском.

2011 год – Год российской космонавтики
Арбажская ЦБ: были оформлены выставки: «Человек на пороге вселенной». Эта выставка оформлена в читальном зале. На ней представлены книги, газетно-журнальные статьи о конструкторах космических ракет, о первом космонавте Ю.Гагарине, о других летчиках – космонавтах. «Сквозь тернии к звездам» Выставка оформлена на абонементе ЦБ. Основные разделы: 1.Конструкторы космических кораблей 2. Человек поднялся в небо (о Ю.А.Гагарине). 3.Космонавт – 100. (О В.П.Савиных) 4. Сыны голубой планеты (О летчиках – космонавтах страны).

Для учащихся 9-х классов был проведен звездный час «Человек поднялся в небо», на котором учащиеся познакомились с историей российской космонавтики, с судьбами конструкторов космических кораблей. С историей первых космических полетов, а также с биографией некоторых космонавтов. Затем ребята посмотрели презентацию о вятском космонавте В.П.Савиных.

Также к году российской космонавтики был составлен буклет «Земля ждет и надеется» о вятском космонавте В.П.Савиных. В буклете представлена биография В.П.Савиных, портрет, биография, информация о его полетах в космос, список литературы, имеющейся в нашей библиотеке о нем; был составлен рекомендательный список литературы «Конструкторы космических кораблей», где представлена информация о конструкторах В.П.Глушко, С.П.Королеве, М.К.Янгеле, их биографии, портреты, список литературы; была оформлена закладка «Космонавт №1» о Ю.А.Гагарине.

Арбажская ДБ: Юбилейная дата помогла активизировать работу с данной темой. С 1 февраля начала свою работу выставка-просмотр «Легендарные страницы космонавтики». Оформлены разделы выставки: Полет Гагарина, Первая женщина на орбите, Животные в космосе, Космический дом. Заставка: «2011 объявлен Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым - годом космонавтики в честь первого полета человека в космос».

В апреле была оформлена заставка «12 апреля – Всемирный день космонавтики». Проведен обзор книг с выставки «Космос в книжной обложке».

Прошли массовые мероприятия. Для шестиклассников был подготовлен и проведен литературный вечер «Колумб Вселенной», посвященный 50-летию со дня первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 г. началась новая эра человечества – космическая. С того дня прошло полвека, но мы и сегодня гордимся тем, что первым человеком во Вселенной стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Все, что происходило в памятное апрельское утро, запечатлено в тысячах всевозможных свидетельств. Ведущие вечера познакомили участников мероприятия с хроникой этих часов, минут, секунд того исторического дня. Что за человеческий феномен – Гагарин? Это позволили узнать воспоминания людей, близко знавших первого космонавта. Среди них: мать – А.Т. Гагарина, космонавт Борис Волынов и др. Кроме воспоминаний современников ребята узнали о тех мыслях и чувствах, которые испытал Ю.А. Гагарин в минуты полета. На протяжении вечера звучали стихи В. Бирюкова, Ф. Чуева, К. Симонова, В. Кострова, А. Твардовского, посвященные полету человека в космос, записи песен «Знаете, каким он парнем был…», «Созвездие Гагарина».

Дети-инвалиды и школьники 1-2 кл. приняли участие в игровой программе «Космонавтом быть хочу» . Ведущая игры пригласила ребят в Центр подготовки юных космонавтов, где их ждали всевозможные испытания. «Космический тренинг» включал в себя игры на проверку вестибулярного аппарата, игры «Кресло космонавта», «Крушение космического корабля», «Срочная инвентаризация» (конкурс на внимательность). Дети на скорость собирали зашифрованное слово «Космонавт», находили каждый свою звезду, которые были развешены в разных концах зала.

В минуты отдыха дети прослушали интересную информацию о космосе «Среди миров, в мерцании светил…». Затем ребята приняли участие в литературно-космической викторине, отгадывали «Космические загадки», отвечали на вопросы игры-викторины «Знаешь ли ты своих соседей?» (о планетах Солнечной системы). В заключение мероприятия дети посмотрели отрывок из м/ф. «Незнайка на Луне».
Составлен список сценариев, статей «2011 – Год космонавтики».

  • Повышение правовой культуры граждан.

Мероприятия в поддержку выборов –
Уголки и столы избирателей: «Сделай свой выбор» (Басмановская СБ, Пишнурская СБ), «Навстречу выборам» (Кисляковская СБ), «Идём к выборам» (Кугунурская СБ).
Информационные выставки: «Выборы: есть ещё время подумать» (Арбажская ЦБ), «Избиратель! Читай, сопоставляй, думай!» (Басмановская СБ), «Выбор за вами» (Верхотульская СБ), «На повестке дня – выборы» (Мосуновская СБ).

Информационные листки, плакаты, стенды: «Выборы 2011» (Арбажская ЦБ), «Из истории выборов» (Басмановская СБ), «На пути к выборам» (Корминская СБ), «Ваш выбор» (Криушинская СБ), «Навстречу выборам» (Роёвская СБ, Сорвижская СБ, Шараницкая СБ, Шембетская СБ).

Массовые мероприятия: Круглый стол «Что мы должны знать о выборах?» для уч-ся 9-11-х классов (Арбажская ЦБ), «Сегодня школьник – завтра избиратель» правовая игра для уч-ся 8-х классов (Арбажская детская биб-ка), Беседа «Это должны сделать мы с вами» (Баландовская СБ), Час информации «Ваши права» (Верхотульская СБ), Правовая игра, посвящённая избирательному праву «Юные знатоки права» для уч-ся 8, 9 и 11-х классов (Корминская СБ, Пишнурская СБ), Индивидуальные информационные беседы у стенда «Ваш выбор» (Криушинская СБ), Цикл индивидуальных бесед у выставки «Наши кандидаты» (Мосуновская СБ), Правовая игра «Я – избиратель» для уч-ся 9-х классов (Сорвижская СБ), Игровая программа по основам избирательного права «Юные знатоки права» для уч-ся 8-х кл. (Арбажская ДБ), Выставка – конкурс рисунков «Выборы глазами детей» (Арбажская ДБ), Беседа «Молодому избирателю» (Пишнурская СБ), Викторина «Выборы» для уч-ся 9-11кл. (Сорвижская СБ)

  • Использование государственных символов России.

Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Поэтому мероприятия по данной теме проводятся ежегодно. В 2011 году проведены:

В целях расширения знаний о государственной символике информационным сектором Арбажской ЦБ выпущена брошюры «Гимн, как символ» (из истории гимна России, Вятки и Арбажского района), «Герб как символ», «Флаг как символ» . Брошюра «Гимн, как символ» была вручена новому главе Арбажского района. В канун инаугурации главы Арбажского района Попова А.И. Арбажская ЦБ подготовила буклет «Инаугурация » из серии Правовая культура. Буклет раскрывает историю инаугурации и процедуру проведения инаугурации в настоящее время.

Прошла беседа с учащимися 9-х классов Арбажской средней школы «Гимн, флаг, герб – символы российского государства». Школьникам была проведена беседа об истории создания герба, флага и гимна в России, в области и в районе, по брошюрам, составленным в центральной библиотеке - «Герб как символ» (Из истории герба России, Вятки и Арбажского района); «Флаг как символ» (Из истории флага России и Вятки); и «Гимн как символ (Из истории гимна России, Вятки и Арбажского района).

Символика России и Кировской области представлена на выставке в читальном зале «Новости законодательства» и на полочной выставке абонемента «Символы государства Российского» .

Информационным сектором Арбажской ЦБ подготовлен буклет «Гордо реет флаг России» , был проведен информационный час «Флаг свободы и независимости» . Библиотекарь читального зала рассказала об истории создания российского флага, о том, что обозначают цвета триколора, в каких случаях поднимается флаг РФ. Читателям было интересно узнать о том, что первые пятьсот лет своей истории Россия не имела ни герба, ни флага, ни гимна, а роль флага в средние века исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины. Обычно перед походом или боем у чудотворной иконы совершалась общая молитва. Так, благословляя князя Дмитрия Донского на решающее сражение с татарами, святой Сергий Радонежский вручил воину икону с изображением Богородицы. Такую икону берегли как зеницу ока. Для мероприятия была подготовлена выставка-обзор «В сердце ты у каждого» . Многие впервые узнали, что для запоминания расположения цветов российского флага используется ключевое слово БЕСИК (белый, синий, красный).
Библиотеки района

Информационный час «История российского флага» провела для читателей 20 августа библиотекарь Сорвижской библиотеки Она рассказала собравшимся на мероприятие читателям об истории государственных символов РФ, уделив особое внимание истории российского флага. Затем провела у выставки «Славься Отечество наше свободное» обзор литературы.

2. Военно-историческое.

  • Формирование положительного отношения детей и молодёжи к Российской армии и воинской службе.

В библиотеках этому способствовали организация и проведение:

Дня защитника Отечества (мероприятия об истории русской армии, военно-морского флота, наградах) –

Арбажская ЦБ: для воспитанников военно-патриотического клуба «Витязь» прошла военно-историческая игра «Солдат – всегда солдат». На военно -историческую игру были приглашены курсанты клуба «Витязь», 38 человек. В программу мероприятия включены викторины и конкурсы по истории России, армии. Также ребята соревновались на умение быстро и качественно расшифровывать зашифрованное письмо, пришивать пуговицы, чистить картошку, наматывать портянки. Были включены и литературные конкурсы на знание литературы об армии.

На абонементе была оформлена выставка «Служу России. Основные разделы: 1. Из истории русского воинства 2. За Отчизну, свободу и честь 3. Немеркнущий подвиг народа 4. Держава армией крепка. На выставке представлена литература из истории русской армии, книги о полководцах, героях войны 1812 года и Великой Отечественной войны, а также книги для будущих призывников.

Для участников военно-патриотического лагеря, создаваемого ежегодно из учащихся 10 классов средних школ района, была подготовлена презентация «Армия государства Российского». В данной презентации представлена информация о видах вооруженных сил и родах войск Российской Федерации.

Арбажская ДБ: Дню защитников Отчества были посвящены:
Выставка-поздравление «Вам честь и доблесть Родины хранить!» Материалы выставки были представлены в двух разделах: «Страницы истории российской армии», «О солдатской службе говорят писатели». К выставке оформлены заставки-поздравления «Папе – военному» и «Мальчикам – одноклассникам».

Второклассники средней школы стали участниками театрализованной познавательно-развлекательной программы «Русские богатыри в гостях у Бабок-Ежек» . Мероприятие также было посвящено Дню защитников Отечества. Ведущая праздника рассказала детям о том, что несколько веков назад ре6бята очень рано взрослели. Мальчики должны были не только уметь пахать землю и знать ремесло, но умело защищать Родину от врагов. Затем ребятам было предложено стать участниками конкурсной программы. Вылетевшие на метлах под веселую музыку Бабки-Ежки поделили участников игры на команды, раздавая свои талисманы: одна – грибочки, другая – цветочки. Отсюда и названия команд. Чтобы задобрить Бабок-Ежек, ребятам пришлось проявить ловкость и смекалку.

  • Формирует чувство гордости за военную историю нашей страны и уважения к предкам героям и ветеранам.

В библиотеках – это пропаганда дней воинской славы России :
Арбажская ЦБ:

Арбажская ДБ: Для учащихся 3-4 кл. прошла беседа у выставки «Город мужества и славы» . Беседа была подготовлена по книге Н. Ходзы «Дорога жизни» и приурочена к 105-летию со дня рождения автора. Рассказ о мужестве и героизме ленинградцев сопровождался показом иллюстраций из книги.

К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года-
Арбажская ЦБ: Для учащихся 10 класса был проведен урок славы. Тема урока «Дни воинской славы России. Война 1812 года». На мероприятии была показана презентация «Дни воинской славы России». Потом подробнее остановились на одном из дней воинской славы - Бородинском сражении и на ходе военных действий Отечественной войны 1812 года. Рассказ сопровождался показом презентации. Ребята также познакомились с темой Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Арбажская ДБ: Библиотекой велась работа по подготовке к празднованию 200-летия Бородинского сражения. В прошедшем году в сентябре для учащихся 5-8 кл. работала выставка-просмотр «По страницам книг об Отечественной войне 1812 года». На выставке были широко представлены книжно-журнальные материалы о событиях того периода, о великих героях 1812 г., о памятниках Бородинского поля, городе-герое Малоярославце, где решалась судьба большой армии Наполеона. Читателям предлагались художественные произведения К. Сергиенко, О. Михайлова, Л. Чарской. Особой популярностью пользовались книги: Л. Чарской «Смелая жизнь», «100 великих героев 1812 года», рубрики «Герои войны 1812 г.» в журнале «Миша», «России верные сыны» в журнале «Божий мир».

В помощь планированию работы с детьми на 2012 год для СБФ был подобран и составлен список статей из периодики о войне 1812 года.

В центре внимания – ветераны, участники, очевидцы Великой Отечественной войны:

День Победы (9 мая)
Арбажская ЦБ: Ко Дню Победы абонемент оформил выставку«Мой край в военную годину». Выставка оформлена на абонементе ЦБ к 66 годовщине Победы в ВОВ. Основные разделы: 1.Фронтовые дни и ночи 2. Труд во имя победы 3. Путь мужества и славы.
Представлены книги только кировских авторов о земляках, воевавших на фронте, тружениках тыла, героях Советского Союза - кировчанах и арбажанах.

Стало уже традицией проводить праздник для пенсионеров из Дома Ветеранов совместно с учащимися из коррекционной школы интерната и работниками центра соцзащиты населения. В этом году была проведена поздравительная программа «Память хранят живые» (к 66 годовщине Победы в ВОВ). В программу мероприятия вошли: 1. Обзор книжной выставки «Мой край в военную годину» 2. Праздничный концерт ребят из коррекционной школы-интерната 3. Поздравление соцработников с Днем Победы. 4.Чаепитие с тружениками тыла.

Арбажская ДБ: Тема Великой Отечественной войны до сих пор волнует людей разных поколений. Особенно важно, чтобы книги о войне начинали читать дети с самого раннего детства. На абонементе и в читальном зале библиотеки работали красочно оформленные книжные выставки. На абонементе для учащихся 1-9 кл. была подготовлена книжная выставка «Вечной памятью живы…» с разделами: «С Днем Великой Победы», «Героическое прошлое». К выставке были оформлены заставки со стихами, помещены иллюстрации, открытки с изображениями парада Победы в Москве, Г.К. Жукова, Г.П. Булатова. В читальном зале работала выставка-просмотр «Дети страшной той войны». Школьники 5-9 кл. познакомились с произведениями о детях, сражавшихся на передовой и трудившихся в тылу в разделе «Дети на дрогах войны», пионерам-героям был посвящен раздел выставки «Дети во вражеском тылу».

Заведующей сектором массовой работы ДБ Кислицыной Г.Н. была составлена брошюра «Одна судьба – одна Победа» . В сборник вошли рассказы об участниках войны Арбажского района. Сочинения школьников были написаны по газетным материалам, по воспоминаниям ветеранов для участия в областной акции «Прошла по земле война», которая проводилась Областной детской библиотекой им. А.С. Грина в 2010 году. Издания были вручены М.С. Созинову и А.В. Целищеву, чьи воспоминания вошли в издание на митинге 9 мая. В 2011 году был доработан рекомендательный литературы «Эта книга о войне нужна тебе, нужна и мне…» , составленный главным библиотекарем ДБ Машкиной Е.П. Указатель в компьютерном варианте оформлен работником ЦБ Демидовой О.А. Заведующей ДБ Семеновых Т.Ю. издана брошюра «Обелиск в глубине России» о памятнике погибшим арбажанам.

Арбажская ЦБ: Книжная выставка «Подвиг во имя жизни» была оформлена к 22 июня, дню начала ВОв. Основные разделы: 1941 год. Вторжение. 1942 год. Время тревог и надежд 1943 год. Разгром врага на Волге 1944 год. На пути к освобождению 1945год. Победа. На выставке представлены книги о ВОв, военные мемуары участников войны, репродукции картин о войне. Со вдовами участников войны прошел вечер памяти «Война прошлась по этим судьбам». Мероприятие проводилось совместно с администрацией поселка, районным советом ветеранов. В программе мероприятия: беседа – воспоминание о первых днях войны, о том, как приходилось трудиться в годы войны, как встретили победу, о первом послевоенном времени. Была показана презентация о памятниках участникам ВОв в Арбажском районе.

Арбажская ДБ: На урок памяти «Маленькие истории большой войны» были приглашены дошкольники, старшая группа поселкового детского сада. Мероприятие было посвящено 70-летию начала Великой Отечественной войны. Была и предварительная подготовка, дети заранее учили стихи о войне. Библиотекарь рассказала ребятам о скорбных событиях той военной поры, когда их прабабушки и прадедушки были такими же маленькими, как они сами. О том, как в первые дни войны фашистам удалось покорить многие народы, уничтожить наши города, села, убить много мирных людей. Но как в сказке – воспрял наш народ – и мужчины, и женщины, и старики, и дети встали на защиту Отечества. И война, поэтому и называется Великая Отечественная.

Вторая часть мероприятия прошла в игровой форме. Ребята побывали в роли почтальонов в эстафете «Почтовый голубь», доставляя конверты с «фронтовыми» письмами. Участвовали в игре «Перевяжи раненого». Эстафета «В бой» (забрасывали «гранату» в коробку) показала, что правнуки такие же ловкие и мужественные, как и их дедушки.

3. Историко-краеведческое.

Краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания молодого поколения.

К 75-летию образования Кировской области (декабрь)-

Объявлен районный конкурс библиотек к 75-летию Кировской области «Край в котором я живу».

Арбажская ЦБ: На абонементе ЦБ оформлялись полочные выставки к юбилеям вятских писателей – «Писатель из глубинки» (к юбилею Л.М.Лубнина), «Мы так в поэзию входили, как мы входили в города» (к 90-летию В.Е.Субботина), «Его имя носит область (К 125-летию С.М.Кирова).Книжные выставки: «Мой край в военную годину» (к 66-годовщине Победы в ВОв) Основные разделы: 1.Фронтовые дни и ночи 2. Труд во имя победы 3. Путь мужества и славы. Представлены книги только краеведческих авторов о земляках, воевавших на фронте, тружениках тыла, героях Советского Союза - кировчанах и арбажанах. «Северный край русского живописца» (к 155-летию А.М.Васнецова) Основные разделы - У нас от Бога родина одна, В гостях у Аполлинария Васнецова, К Васнецовым в Рябово. Представлены книги, иллюстрации картин вятского художника, биография, портрет; «В лихолетье уповаю на Вятку» (К 75-летию В.Крупина) Основные разделы: 1.Время детства. 2.Родная сторона. 3.Милая моя Вятка, 4.Духовность творчества. Представлена литература о жизни и деятельности писателя, портрет, биография, цитаты его высказываний; краеведческий вернисаж «Лидеры Кировской области» (к 75-летию со дня образования Кировской области). На выставке представлены книги из серии «Лидеры Кировской области», краткая историческая справка, цитаты о нашей области, стихи о Вятке.

Был проведен краеведческий турнир «Здесь родины моей начало» (О памятниках природы Кировской области и Арбажского района с учащимися коррекционной школы интерната.
Подготовлена презентация «Природа родного края». В данную презентацию включены фотографии с видом природы поселка Арбаж и Арбажского района. К каждому слайду подобраны стихи.

В дни школьных каникул было проведено виртуальное путешествие по Арбажскому району. Ребята познакомились с презентациями: «Путешествие по Арбажскому району» и «Природа Арбажского района».

Составлен рекомендательный список литературы «Вятский живописец» (к 155-летию А.М.Васнецова). В списке представлена литература, которая имеется в библиотеке о жизни и творчестве А.М.Васнецова, а также информация о жизни и творчестве вятского художника.
Арбажская ДБ: Дням Кировской области и 75-летию образования области оформлена и продолжит свою работу до 20 декабря выставка-просмотр «Я частица Вятки, я частица России». Книжные материалы собраны в разделах: «Историческое прошлое нашего края», «Города и поселки Вятского края», «Знаменитые земляки», (ученые, врачи, музыканты, художники, архитекторы, спортсмены, политики), «России милый уголок» (лирические зарисовки о родном крае).

Для учащихся 6-х классов прошла краеведческая игра-конкурс «Уголок России - Вятский край» . Библиотекарь познакомила школьников с историей образования области и предложила ребятам принять участие в заочном путешествии по родному краю с помощью книг. Хорошим помощником для ребят стала энциклопедия для детей «Вятская азбука», которая помогала найти ответы на заданные вопросы. Игра началась с разминки, где шестиклассники ответили на самые простые вопросы. Например: Какие города Кировской области вы знаете? Какие реки Кировской области вы знаете? Назовите населенные пункты Арбажского района? и т.д. Затем ребята участвовали в конкурсе «Переводчиков» (найти значение старинных вятских слов). Экологический конкурс предлагал проявить свои знания о животных и растениях нашего края. Перед конкурсом «Знаменитые земляки» ребятам рассказали о выдающихся земляках, а затем участники получили задание, где необходимо было соединить фамилию известного человека с его профессией. В этом же конкурсе разгадывали шарады от Пономарева. Затем ребятам было предложено отгадать старинные вятские загадки. В заключение мероприятия ведущая обратилась к школьникам со словами: «Хочется верить, что вы, молодые вятичи, будите хранить культуру своих предков, чтобы с гордостью всегда и везде сказать: «Вятские мы, вятские, люди хватские».

В библиотеках ЦБС:
Книжно-иллюстративные выставки: «Уголок России – Вятский край» (Мосуновская СБ), «Милые, заветные края, Вятка, Вятка – родина моя» (Пишнурская СБ), «Вятская земля – часть России» (Шембетская СБ).

Массовые мероприятия: Краеведческий час «Откуда мы, вятичи» (Баландовская СБ), конкурс знатоков родного края «Люблю тебя, мой край суровый, северный» (Басмановская СБ), фольклорный турнир «Добро пожаловать в Вятку» (Верхотульская СБ), поле чудес «Земля родная от края и до края» (Верхотульская СБ), краеведческий час «Вятка в легендах» (Корминская СБ), час информации «Дымковская расписная» (Мосуновская СБ), игра-путешествие «Край мой деревенский» (Пишнурская СБ), вятские посиделки «Так бывало в старину» (Роёвская СБ).

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.