На острове спасения. Прокопий (Пащенко), иером




Монахи уходят от мира, чтобы молиться, искать спасения себе, своим близким, Родине, всему миру. Мудростью, приобретаемую через богопознание, богообщение, аскезу щедро делятся с теми, кому это нужно. Иеромонах Прокопий (Пащенко), насельник Соловецкого монастыря, вот уже несколько лет принимает участие в судьбе трудных подростков и людей, попадающих в зависимости. С ним на Соловках встретилась Ирина Евсина.

На переломе

- Отец Прокопий, этим летом в течение недели вы встречались и беседовали с подростками, молодежью и примкнувшими к ним заинтересованными паломниками. Кто эти ребята, которым вы столь много уделили внимания? О чем шел разговор?

Ребята эти - из Центр святителя Василия Великого, который занимается реабилитацией подростков, находящихся в конфликте с законом. По приговору суда они попадают в центр, живут, учатся и проходят там реабилитацию. Если успешно, то с них снимается судимость. Для тех, кто отказывается идти в центре, это часто означает прямую дорогу в колонию.

Я долго собирал материал по проблеме зависимостей, и меня пригласили встретиться с ребятами из Центра святителя Василия Великого в Питере. Там же я познакомился и с работой реабилитационного центра «Саперное», где до 80% людей, попадающих туда, возвращаются к жизни. После прочтения там мы решили, что хорошо бы встретиться не в городе. Мне, монаху, все-таки не хотелось бы быть долго оторванным от монастыря. И вот уже третий раз ребята вместе со своим руководителем приезжают на Соловки, живут здесь в палатках, трудятся. По сути, этот центр делает то, что должны делать родители: путешествовать вместе с ними, направлять, подсказывать.

На Соловки приезжает много народа и все со своими проблемами, спектр которых довольно широк, среди них есть сегмент зависимостей. Со всеми обстоятельно некогда разговаривать даже при большом желании, потому что, как правило, даже такая зависимость, как наркотики - это какой-то десятый этап переформатирования человека. Главное, что он где-то в начале пути ломается, а потом в какую сторону его потянет - в наркотики или в криминал - это уже вопрос десятый. Поэтому, предлагая какой-то путь выхода из таких тяжелых ситуаций, нужно учитывать те причины, из-за которых произошел слом личности. На наших расширенных беседах мы стараемся научить человека думать, чтобы он сам уже ориентировался в жизни, умел ее выстроить без этих тяжелых зависимостей, в которых пребывает.

- В каком формате проходят эти встречи, какие вопросы задают подростки?

Почему-то представители старшего поколения считают, что обязательно должен быть какой-то диалог… Опыт показывает, что диалог очень сложно составить. Нужно просто так построить лекцию, чтоб она была актуальна для слушателя, постараться уловить и осветить проблему целиком, выстроить ее, чтобы выбранный формат общения устраивал и был понятен всем. Главное - необходимо установить доверительные отношения.

Опасности мира

- Батюшка, каковы, на ваш взгляд, главные опасности мира, подстерегающие молодежь? От чего нужно оберегать детей, подростков, чего надо бояться?

В мире сейчас идут мощные процессы, которые могут привести к раскультуриванию, уничтожению символов, о которых рассказывает наша история, уничтожению языка. На Западе переписывается Библия, меняются слова, Священное Писание лишается своей сакральной основы. Из-под человека всеми силами выбивают культурную опору, отрывают ее от религии, а культура связана с религией, потому что такие важные понятия, как «взаимопомощь», «солидарность» и даже «гуманизм» выросли на почве христианства, на учении Христа о том, что личность человека сама по себе представляет большую ценность. Соответственно, если от этого учения происходит отход, то невозможно объяснить, почему убивать - это плохо, почему плохо наркотики употреблять и т.п.

Кризис светской науки в том и состоит, что, например, с точки зрения средств наркологии, очень тяжело доказать, что наркотики - это зло. Без опоры на религиозную основу все аргументы, которые взрослые употребляют, идут мимо тех, на кого они направлены. Процесс раскультуривания имеет целью обезличить человека, сделать его полностью управляемым, потому что такого человека можно бросить о бордюр, и он не поймет, что его в этот момент используют. Процессу раскультуривания способствует любая страсть, даже зацикливание человека на самом себе. В этом-то и состоит парадокс: когда человек выбирает какую-то страсть, ему кажется, что он реализует свою свободу.

Страсти могут быть очень разные: наркотики, компьютер, работа - и даже учеба тоже может стать патологической. Просто есть люди, которые учатся, чтобы получить знания, обрести точку опоры в этой жизни, а есть те, кто учится, чтобы знание стало неким идолом, неким рычагом Архимеда, который помог бы им повернуть мир. Человек все усилия бросает на получение знаний, а как гармоничная личность он развиваться перестает, перестает общаться с окружающими, обращает внимание на другие стороны своей жизни. Таким образом, знание становится вместо средства обогащения личности средством ее оглупления. В итоге наступают те процессы, которые академик Ухтомский назвал «проклятием индивидуалистического существования». Если человек творчески с этим миром не взаимодействует, он перестает внутренне обогащаться, внутренне расти, можно сказать, что он начинает регрессировать, глупеть. В результате, происходит процесс раскультуривания. Специалистом по проектированию холодильников, например, он может быть великолепным, но как личность он не сможет взаимодействовать с окружающим миром, потому что целиком ушел в эту область. В связи с этим опасность компьютеров очевидна: человеку, который по 12 часов в сутки играет или занимается компьютером, потом очень проблематично вступать во взаимодействие с другими людьми в реальном времени.

Контакт без контакта

- Но, с другой стороны, у людей, много времени проводящих в виртуальном пространстве, до 1000 и больше «друзей» «ВКонтакте» и других группах.

Это все иллюзии. Ну, а кто признается, что жизнь разбита, моя жизнь не удалась, у меня нет друзей, я полное ничтожество? Чем больше человек сидит в соц. сетях, тем большее одиночество он ощущает. Сергий Старогородский сформулировал очень хорошо это определение в своей книге «Православное учение спасения». Одиночество - это себялюбие, вернее - следствие себялюбия. Человек в своем поведении не хочет ограничиваться ничем, кроме своих желаний, хочет быть абсолютно свободным. За это приходится платить страшным одиночеством. Мы всегда взаимосвязаны с другими. Я ребятам эту мысль объяснял с помощью песни рэперского коллектива «Триада». По тексту у человека тысяча друзей, сотни знакомых, но, по факту он не знает, кто реально завтра к нему приедет в больницу, поможет, если ему будет нужно. Но не приедет лишь потому, что ты не готов ни к кому приехать. По существу, это тоже наркомания мотылька-однодневки. По этой же причине многие люди не могут отойти от наркотиков. Им не столько наркотики нравятся, сколько общение на этой почве: наркоманы скидываются деньгами, едут за наркотиками, тусят весело, богемно, обсуждают современное искусство. Курят, болеют, предают друг друга, сдают… Впрочем, они не знают слова «предательство», потому что для них это нормальное явление. Кто-то более чуткий понимает, наконец, что все идет по кругу, ничего интересного - и прозревает. А кто-то - и их много - уже никогда.

- Кто виноват в этом? Родители? Но, если ребенок в семье, он уже не одинок.

Сколько он папу видит в сутки? Полчаса-час. Сколько они общаются, чему учат? Отец Анатолий Берестов, руководитель центра Иоанна Кронштадтского говорит, что из 10000 человек, которые побывали в центре за определенный период, только несколько человек (меньше 10) из верующих семей. Если ребенок не был воспитан в религиозном духе, то дорога в наркоманию ему открыта. Верующие родители могут детей научить тому, чем обладают сами. А, если родители сами не имеют определенных ориентиров, чему они могут научить, куда привести своего ребенка, к чему апеллировать? Общий язык папа с сыном может найти только тогда, когда есть основа для какого-то разговора. Например, такая основа появляется в религии. Папа всегда может апеллировать к Слову, к Евангелию, к вечным истинам. Иначе ребенок может ему ответить: «У тебя, папа, свои понятия, у меня свои».

Сама религия, культура предписывает уважение к родителям. Но это один из парадоксов: без религии доказать, что нужно уважать родителей, прислушиваться к их мнению, невозможно. Уважение к родителям у ребенка возможно воспитать только уважая своих родителей.

Родители затыкают рот своей маме, и ребенок делает выводы, что со старшими, оказывается, можно так разговаривать. И потом сами папа и мама в таком положении оказываются. Здесь уместно будет вспомнить притчу про кладбище стариков. 9 стариков увозили на кладбище мертвых. Папа с сыночком везут саночки с дедушкой, еще живым. Завезли его в лесочек, оставили, а сынок спрашивает папу: «А почему саночки оставили?» - «Они, сыночек, больше не нужны». - «А как же я тебя повезу?» - «Сыночек, давай вернемся за дедушкой». Опасно не оглядываться по сторонам, не учитывать интересы близких. Даже, с точки зрения нейрофизиологии, это опасно, когда человек центром земли начинает считать только себя. Постепенно он заходит в очень серьезный тупик, из которого выхода, если пытаться выйти светскими методами, нет.

Все технические современные средства человека зацикливают на себе. Часто бывает, что ученый пишет научные статьи о девиантном поведении или о наркомании, а реальной жизни не видит. Она заслонена от него своей собственной теорией, например, теорией созависимости, поиска проблемы в детской травме, а реального человека с его реальными нуждами не замечает.

Возвращение доверия

- Как родителям, у которых дети уже выросли, которых за ручку уже не возьмешь, вернуть доверие ребенка?

Надо исправляться по жизни вообще. А что мы сделали для того, чтобы нас человек уважал? Где это написано, что родителей должны уважать? Разве родители научили детей читать Евангелие?

Нельзя требовать любить себя. Иван Ильин писал, что человек, который меряет и взвешивает, не любит. Если человек начинает спрашивать: а вдруг я буду любить больше, а меня меньше? Если человек начинает требовать любви, значит, любви никакой нет. Люди чувствуют, что вокруг этого человека холодно, пусто, и отворачиваются от него. А надо быть, как цветок. Он ничего не требует, он просто благоухает. Надо любить и будить людей своей любовью.

Святые отцы, говоря, что, если связь разорвана, не надо отчаиваться, нужно самому меняться, а не носиться за детьми. Не нужно ничего говорить, нужно просто начать меняться. А родители начинают какие-то глупости совершать, вести себя, как подростки, говорить на подростковом сленге, денег давать много. Главное не в этом, главное - ты начни меняться. Не обязательно много говорить. Надо, во-первых, попытаться увидеть в ребенке человека, личность, а не свое представление о нем, свою концепцию. И второе - надо поверить человеку. Если вы с ним говорите и при этом верите, что для него возрождение возможно, говорите, как с равным, как с достойным, несмотря на все его падения и недостатки, то он это почувствует и отплатит вам взаимностью. Если вы человека осуждаете, то он это тоже почувствует. Сказать нужно по существу, не сюсюкать, понятные примеры привести.

Ребята гораздо умнее, чем нам кажется.

21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в .

Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии , председатель Московского Патриархата , наместник , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии , председатель , и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов), ректор , насельники обители в священном сане, клирики и епархий.

Среди почетных гостей на богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций , заместитель министра культуры РФ А.Е. Бусыгин, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, глава Приморского района Архангельской области Ю.И. Сердюк, и.о. главы администрации муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Н.С. Яковлева, президент «Русского общественного фонда Александра Солженицына» Н.Д. Солженицына, члены попечительского совета по возрождению Соловецкого монастыря и благотворители.

После чтения Евангелия Святейший Владыка , посвященной духовному подвигу преподобных отцов.

За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил две хиротонии насельников Соловецкой обители. Иеродиакон Прокопий (Пащенко) был рукоположен во иеромонаха, а инок Маркелл (Колесников) - во иеродиакона.

После Божественной литургии у раки с мощами преподобных основателей Соловецкой обители был совершен молебен.

Затем и.о. наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий обратился к Его Святейшеству с приветственным словом. В дар Предстоятелю Русской Церкви была преподнесена икона новомучеников и исповедников Соловецких, написанная иноками возрожденной обители.

Поблагодарив присутствующих за совместную молитву, Святейший Патриарх Кирилл обратился к братии Соловецкого монастыря со словом назидания. Предстоятель подарил монастырю Иверскую икону Божией Матери и попросил братию поминать священноархимандрита обители в молитвах перед этим образом.

На молитвенную память все молившиеся за Божественной литургией получили образки новомучеников и исповедников Соловецких.

Пресс-служба Московской Патриархии

В четверг в Седмицу 25-ю по Пятидесятнице, 23 ноября 2017 года Александро-Невская Лавра молитвенно празднует день памяти святого обители священномученика Прокопия (Титова) архиепископа Херсонского. Священномученик Прокопий неразрывно связан с Александро-Невской Лаврой. Являясь участником Поместного Собора в 1917-1918 гг., Владыка осенью 1917 года был назначен наместником Лавры.

Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста в этот день совершил насельник обители иеромонах Прокопий (Павлов) отмечающий День своего тезоименитства.

За Божественной литургией после сугубой ектеньи была вознесена молитва о мире на Украине.

За богослужением пел мужской хор Лавры.


Священномученик Прокопий (в миру Титов Пётр Семёнович) родился 25 декабря 1877 года в городе Кузьминск Томской губернии в семье священника. В 1901 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В том же году Пётр Семёнович принял монашеский постриг с именем Прокопий, был посвящён в сан иеромонаха и назначен преподавателем Томской церковно-учительской школы. С 1906 года отец Прокопий преподаёт в Иркутской Духовной Семинарии, а с 1909 года является помощником начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. 30 августа 1914 года отец Прокопий был хиротонисан в епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии.

Являясь участником Поместного Собора 1917-1918 годов, Владыка осенью 1917 года на нём был назначен настоятелем Александро-Невской Лавры. В январе 1918 года при неудавшейся попытке захвата Лавры красноармейцами Святитель был объявлен арестованным, но по требованию верующих был освобождён. Через несколько дней он был назначен наместником Лавры, находясь на этой должности до апреля 1918 года. Затем Владыка уезжал на Украину.

С 1919 года епископ Николаевский, викарий Одесской епархии; с 1921 года епископ Одесский и Херсонский. В начале 1920-х годов Владыка был судим «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при ген. Деникине».

К февралю 1925 года его освободили из тюрьмы и некоторое время он проживал в Москве. С июня 1925 года Владыка назначается архиепископом Херсонским и Николаевским. Он входил во временный состав Священного Синода, учрежденный святым Патриархом Тихоном в 1925 году. С ноября 1925 года Святитель епархией не управлял, так как был арестован и в мае 1926 года приговорён к трём годам лагерей. Заключение он отбывал в Соловецком лагере до ноября 1928 года, а затем находился в Тобольской ссылке.

В сентябре 1928 года заключённый архипастырь был смещён митрополитом Сергием (Страгородским) с Херсонской кафедры, что вызвало недовольство у многих священнослужителей епархии, не согласных с текстом Декларации 1927 года. Сам Владыка, хотя и выпустил Послание, осуждавшее Декларацию, но от митрополита Сергия не отделялся. До августа 1930 года он состоял в переписке с митрополитом Петром (Полянским).

Во второй половине 1930-х годов Владыка был в ссылке в городе Ташкент и город Турткул Узбекской С. С. Р. Святитель был расстрелян 10 (23 н. ст.) ноября 1937 года.

Священномученики Прокопий прославлен в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, а также причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Монахи уходят от мира, чтобы молиться, искать спасения себе, своим близким, Родине, всему миру. Мудростью, приобретаемую через богопознание, богообщение, аскезу щедро делятся с теми, кому это нужно. Иеромонах ПРОКОПИЙ (Пащенко), насельник Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, вот уже несколько лет принимает участие в судьбе трудных подростков и людей, попадающих в зависимости. С ним на Соловках встретилась Ирина ЕВСИНА.
– Отец Прокопий, этим летом в течение недели вы встречались и беседовали с подростками, молодежью и примкнувшими к ним заинтересованными паломниками. Кто эти ребята, которым вы столь много уделили внимания? О чем шел разговор?
– Ребята эти – из Центр святителя Василия Великого, который занимается реабилитацией подростков, находящихся в конфликте с законом. По приговору суда они попадают в центр, живут, учатся и проходят там реабилитацию. Если успешно, то с них снимается судимость. Для тех, кто отказывается идти в центре, это часто означает прямую дорогу в колонию.
Я долго собирал материал по проблеме зависимостей, и меня пригласили встретиться с ребятами из Центра святителя Василия Великого в Питере. Там же я познакомился и с работой реабилитационного центра «Саперное», где до 80% людей, попадающих туда, возвращаются к жизни. После прочтения там нескольких циклов лекций мы решили, что хорошо бы встретиться не в городе. Мне, монаху, все-таки не хотелось бы быть долго оторванным от монастыря. И вот уже третий раз ребята вместе со своим руководителем приезжают на Соловки, живут здесь в палатках, трудятся. По сути, этот центр делает то, что должны делать родители: путешествовать вместе с ними, направлять, подсказывать.
На Соловки приезжает много народа и все со своими проблемами, спектр которых довольно широк, среди них есть сегмент зависимостей. Со всеми обстоятельно некогда разговаривать даже при большом желании, потому что, как правило, даже такая зависимость, как наркотики – это какой-то десятый этап переформатирования человека. Главное, что он где-то в начале пути ломается, а потом в какую сторону его потянет – в наркотики или в криминал – это уже вопрос десятый. Поэтому, предлагая какой-то путь выхода из таких тяжелых ситуаций, нужно учитывать те причины, из-за которых произошел слом личности. На наших расширенных беседах мы стараемся научить человека думать, чтобы он сам уже ориентировался в жизни, умел ее выстроить без этих тяжелых зависимостей, в которых пребывает.
Я долго собирал материал по этой проблеме, и меня пригласили встретиться с ребятами из Центра святителя Василия Великого в Питере. Там же я познакомился с работой реабилитационного центра «Саперное», где до 80% людей, попадающих туда, возвращаются к жизни. После прочтения там нескольких циклов лекций мы решили, что хорошо бы встретиться не в городе. Мне, монаху, все-таки не хотелось бы быть долго оторванным от монастыря. И вот уже третий раз ребята вместе со своим руководителем приезжают на Соловки, живут здесь в палатках, трудятся. По сути, этот центр делает то, что должны делать родители: путешествовать вместе с ними, направлять, подсказывать.
– В каком формате проходят эти встречи, какие вопросы задают подростки?
– Почему-то представители старшего поколения считают, что обязательно должен быть какой-то диалог… Опыт показывает, что диалог очень сложно составить. Нужно просто так построить лекцию, чтоб она была актуальна для слушателя, постараться уловить и осветить проблему целиком, выстроить ее, чтобы выбранный формат общения устраивал и был понятен всем. Главное – необходимо установить доверительные отношения.
– Батюшка, каковы, на ваш взгляд, главные опасности мира, подстерегающие молодежь? От чего нужно оберегать детей, подростков, чего надо бояться?
– В мире сейчас идут мощные процессы, которые могут привести к раскультуриванию, уничтожению символов, о которых рассказывает наша история, уничтожению языка. На Западе переписывается Библия, меняются слова, Священное Писание лишается своей сакральной основы. Из-под человека всеми силами выбивают культурную опору, отрывают ее от религии, а культура связана с религией, потому что такие важные понятия, как «взаимопомощь», «солидарность» и даже «гуманизм» выросли на почве христианства, на учении Христа о том, что личность человека сама по себе представляет большую ценность. Соответственно, если от этого учения происходит отход, то невозможно объяснить, почему убивать – это плохо, почему плохо наркотики употреблять и т.п.
Кризис светской науки в том и состоит, что, например, с точки зрения средств наркологии, очень тяжело доказать, что наркотики – это зло. Без опоры на религиозную основу все аргументы, которые взрослые употребляют, идут мимо тех, на кого они направлены. Процесс раскультуривания имеет целью обезличить человека, сделать его полностью управляемым, потому что такого человека можно бросить о бордюр, и он не поймет, что его в этот момент используют. Процессу раскультуривания способствует любая страсть, даже зацикливание человека на самом себе. В этом-то и состоит парадокс: когда человек выбирает какую-то страсть, ему кажется, что он реализует свою свободу.
Страсти могут быть очень разные: наркотики, компьютер, работа – и даже учеба тоже может стать патологической. Просто есть люди, которые учатся, чтобы получить знания, обрести точку опоры в этой жизни.а есть те, кто учится, чтобы знание стало неким идолом, неким рычагом Архимеда, который помог бы им повернуть мир. Человек все усилия бросает на получение знаний, а как гармоничная личность он развиваться перестает, перестает общаться с окружающими, обращает внимание на другие стороны своей жизни. Таким образом, знание становится вместо средства обогащения личности средством ее оглупления. В итоге наступают те процессы, которые академик Ухтомский назвал «проклятием индивидуалистического существования». Если человек творчески с этим миром не взаимодействует, он перестает внутренне обогащаться, внутренне расти, можно сказать, что он начинает регрессировать, глупеть. В результате, происходит процесс раскультуривания. Специалистом по проектированию холодильников, например, он может быть великолепным, но как личность он не сможет взаимодействовать с окружающим миром, потому что целиком ушел в эту область. В связи с этим опасность компьютеров очевидна: человеку, который по 12 часов в сутки играет или занимается компьютером, потом очень проблематично вступать во взаимодействие с другими людьми в реальном времени.
– Но, с другой стороны, у людей, много времени проводящих в виртуальном пространстве, до 1000 и больше «друзей» «ВКонтакте» и других группах.
– Это все иллюзии. Ну, а кто признается, что жизнь разбита, моя жизнь не удалась, у меня нет друзей, я полное ничтожество? Чем больше человек сидит в соц. сетях, тем большее одиночество он ощущает. Сергий Старогородский сформулировал очень хорошо это определение в своей книге «Православное учение спасения». Одиночество – это себялюбие, вернее – следствие себялюбия. Человек в своем поведении не хочет ограничиваться ничем, кроме своих желаний, хочет быть абсолютно свободным. За это приходится платить страшным одиночеством. Мы всегда взаимосвязаны с другими. Я ребятам эту мысль объяснял с помощью песни рэперского коллектива «Триада». По тексту у человека тысяча друзей, сотни знакомых, но, по факту он не знает, кто реально завтра к нему приедет в больницу, поможет, если ему будет нужно. Но не приедет лишь потому, что ты не готов ни к кому приехать. По существу, это тоже наркомания мотылька-однодневки. По этой же причине многие люди не могут отойти от наркотиков. Им не столько наркотики нравятся, сколько общение на этой почве: наркоманы скидываются деньгами, едут за наркотиками, тусят весело, богемно, обсуждают современное искусство. Курят, болеют, предают друг друга, сдают… Впрочем, они не знают слова «предательство», потому что для них это нормальное явление. Кто-то более чуткий понимает, наконец, что все идет по кругу, ничего интересного – и прозревает. А кто-то – и их много – уже никогда.
–– Кто виноват в этом? Родители? Но, если ребенок в семье, он уже не одинок.
– Сколько он папу видит в сутки? Полчаса-час. Сколько они общаются, чему учат? Отец Анатолий Берестов, руководитель центра Иоанна Кронштадтского говорит, что из 10000 человек, которые побывали в центре за определенный период, только несколько человек (меньше 10) из верующих семей. Если ребенок не был воспитан в религиозном духе, то дорога в наркоманию ему открыта. Верующие родители могут детей научить тому, чем обладают сами. А, если родители сами не имеют определенных ориентиров, чему они могут научить, куда привести своего ребенка, к чему апеллировать? Общий язык папа с сыном может найти только тогда, когда есть основа для какого-то разговора. Например, такая основа появляется в религии. Папа всегда может апеллировать к Слову, к Евангелию, к вечным истинам. Иначе ребенок может ему ответить: «У тебя, папа, свои понятия, у меня свои».
Сама религия, культура предписывает уважение к родителям. Но это один из парадоксов: без религии доказать, что нужно уважать родителей, прислушиваться к их мнению, невозможно. Уважение к родителям у ребенка возможно воспитать только уважая своих родителей.
Родители затыкают рот своей маме, и ребенок делает выводы, что со старшими, оказывается, можно так разговаривать. И потом сами папа и мама в таком положении оказываются. Здесь уместно будет вспомнить притчу про кладбище стариков. 9 стариков увозили на кладбище мертвых. Папа с сыночком везут саночки с дедушкой, еще живым. Завезли его в лесочек, оставили, а сынок спрашивает папу: «А почему саночки оставили?» – «Они, сыночек, больше не нужны». – «А как же я тебя повезу?» – «Сыночек, давай вернемся за дедушкой». Опасно не оглядываться по сторонам, не учитывать интересы близких. Даже, с точки зрения нейрофизиологии, это опасно, когда человек центром земли начинает считать только себя. Постепенно он заходит в очень серьезный тупик, из которого выхода, если пытаться выйти светскими методами, нет.
Все технические современные средства человека зацикливают на себе. Часто бывает, что ученый пишет научные статьи о девиантном поведении или о наркомании, а реальной жизни не видит. Она заслонена от него своей собственной теорией, например, теорией созависимости, поиска проблемы в детской травме, а реального человека с его реальными нуждами не замечает.
– Как родителям, у которых дети уже выросли, которых за ручку уже не возьмешь, вернуть доверие ребенка?
– Надо исправляться по жизни вообще. А что мы сделали для того, чтобы нас человек уважал? Где это написано, что родителей должны уважать? Разве родители научили детей читать Евангелие?
Нельзя требовать любить себя. Иван Ильин писал, что человек, который меряет и взвешивает, не любит. Если человек начинает спрашивать: а вдруг я буду любить больше, а меня меньше? Если человек начинает требовать любви, значит, любви никакой нет. Люди чувствуют, что вокруг этого человека холодно, пусто, и отворачиваются от него. А надо быть, как цветок. Он ничего не требует, он просто благоухает. Надо любить и будить людей своей любовью.
Святые отцы, говоря, что, если связь разорвана, не надо отчаиваться, нужно самому меняться, а не носиться за детьми. Не нужно ничего говорить, нужно просто начать меняться. А родители начинают какие-то глупости совершать, вести себя, как подростки, говорить на подростковом сленге, денег давать много. Главное не в этом, главное – ты начни меняться. Не обязательно много говорить. Надо, во-первых, попытаться увидеть в ребенке человека, личность, а не свое представление о нем, свою концепцию. И второе – надо поверить человеку. Если вы с ним говорите и при этом верите, что для него возрождение возможно, говорите, как с равным, как с достойным, несмотря на все его падения и недостатки, то он это почувствует и отплатит вам взаимностью. Если вы человека осуждаете, то он это тоже почувствует. Сказать нужно по существу, не сюсюкать, понятные примеры привести.
Ребята гораздо умнее, чем нам кажется.

Вчера в Александро-Невской лавре отметили праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день основания обители, сообщает пресс-служба Лавры.

Божественную литургию в Свято-Троицком соборе возглавил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии монастыря. Богослужение сопровождало пение праздничного хора под управлением иеродиакона Александра (Урбановича). За литургией руководитель Паломнического центра Лавры монах Марк (Бирюков) был рукоположен в иеродиакона.

По завершении литургии был совершен крестный ход к Благовещенской церкви, у входа в которую владыка наместник с братией совершили праздничный молебен. Двухэтажная Благовещенская - Александро-Невская церковь Лавре и принадлежит Государственному музею городской скульптуры. В 2013 году Правительством Санкт-Петербурга было объявлено о передаче Благовещенского храма монастырю, однако передача до сих пор не состоялась. Наместник Лавры епископ Назарий благословил братию и верующих совершать у стен церкви молитвенные стояния о возвращении храма Лавре.

По возвращении в Свято-Троицкий собор владыка наместник поздравил всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и обратился к присутствующим с архипастырским словом.

«Так сложилось в этом году, что Благовещение совпало с Крестопоклонной неделей. И в этом я вижу большой внутренний богословский смысл. Пресвятая Богородица в этот день получила благую весть о том, что она зачнет сына и родит Спасителя мира. Недаром этот праздник называют "спасения нашего главизна", то есть начало нашего спасения. Вы видите, сейчас рядом с иконой Благовещения находится крест - и между ними глубоко символическая связь. Это начало и конец земной части спасения рода человеческого, и сегодня они находятся вместе. Помните о том, что в крестных страданиях Господа есть и наш вклад.

Принесем покаяние и будем просить Богородицу, чтобы она ходатайствовала о нас перед Господом нашим и Спасителем, которого она родила, пребывая и оставаясь девой непорочной», - отметил владыка Назарий. Он призвал верующих посвятить этот день богомыслию, размышлению и молитве.

Насельник Александро-Невской Лавры иеромонах Прокопий (Павлов), обращаясь к присутствующим в соборе с проповедью, напомнил, что Благая весть, которую принес Марии архангел Гавриил, явилась неожиданностью для Богородицы. Слова Священного Писания «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» Пресвятая Богородица никогда не относила к себе, она всегда молилась и думала о том, чтобы быть последней рабой подле женщины, которая будет матерью Господа и Спасителя нашего.

«Но неожиданно архангел Гавриил именно ей благовестил о том, что она благословенна среди всех жен и будет матерью Спасителя мира. И конечно же по смирению, по любви к Богу и по послушанию Богородица сказала "се раба Господня и будет мне по глаголу твоем" и исполнила предначертанное. До последнего момента своей жизни Пресвятая Богородица всегда находилась в богомыслии, в молитвенном состоянии. И особенно сейчас мы, обращаясь к Пресвятой Богородице, молимся и просим ее заступничества пред Сыном ее и Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом», - сказал отец Прокопий.