«Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем хоре» открытый урок по хору преподавателя Носковой О.Ю. Открытый урок со старшим хором "Камертон"




Открытый урок по дисциплине хоровое пение на зональном методическом объединении

Преподаватель : Мельникова Елена Викторовна

Концертмейстер : Стасько Марианна Романовна

Год обучения : 1-2

Тема урока : Начальный этап работы над вокально-хоровыми навыками в младшем детском хоре.

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

    продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

    продолжение развития гармонического слуха;

    развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

· наглядный (слуховой и зрительный);

· словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

· индуктивный;

· дедуктивный;

· проблемно – поисковый;

· объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

· творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

· применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

· побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

· вариативность заданий при повторении упражнений;

· представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

· юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

· учёт индивидуальных особенностей;

· дифференцированный подход.

Оборудование : фортепиано, стулья, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.

План занятия

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

в) вступительная часть.

II. Основная часть.

1. Дыхательная разминка

2. Вокальные упражнения

3. Работа над вокализом.

III. Заключительная часть

ХОД УРОКА

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a cappella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

II. Основная часть

1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

3. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.

4. Задание тоже только на звук «з» .Следить за ровностью звука,чтобы не было толчков и провалов.

5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук « ф» , подталкивая каждое произнесение животом.

6. Упражнение закрытым ртом поступенное движение. Следить за формированием зевка, ощущение купола.

7. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания. Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

8. Следующее упражнение на выравнивание гласных и единую манеру их исполнения. Следить за округлостью звука.

9. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

10. Следующее упражнение помогает развить легкость и беглость голоса.

Работа над вокализом

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.

КОНСПЕКТ

открытого урока по хору

«Формирование певческого дыхания

на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Преподаватель хора

МБУ ДО Локотская ДШИ

Матюшкова В.В.

Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым музыкальным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому, возникает необходимость в использовании нестандартных форм урока: урок – дискуссия, урок – состязание, урок – музыкальная викторина, урок – защита, а также введение различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей. Формы занятий в младшем хоре тесно перекликаются между собой: так, например, наряду с уроком – дискуссия может возникнуть такая форма урока как состязание или урок – защита приобретенных знаний и навыков.

Исходным положением при проведении данного занятия являются авторские методики ведущих специалистов в области хорового искусства и музыкальной педагогики: упражнения для осанки и снятия мышечного напряжения, предлагаемые Виктором Поповым; дыхательная гимнастика по системе А. Н, Стрельниковой; упражнения для укрепления дыхательных мышц во время выдоха по системе Н. Княжинской (педагог по вокалу РАМ им. Гнесиных); хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Думается, что формируя певческое дыхание у детей младшего хора, их восприятие музыкальных произведений станет особенно эффективным. Данный вид занятия способен воздействовать не только на процесс обучения, развитие кругозора и духовного начала младших школьников, но и выступать как средство снятия зажатости юного исполнителя. Источником зажима могут являться глубокие переживания, спрятанные в глубоких тайниках детской души. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. И в этом огромную роль играет дыхательная гимнастика.

Воздействие музыки на ребенка происходит на трех уровнях: вибрационном, эмоциональном и духовном. В связи с этим, перед нами стоит единственная и очень важная цель – развитие вокально-хоровых навыков.

Тема: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Цель: через эмоционально – осознанное отношение детей к вокальным произведениям, которые они исполняют, формировать вокально-хоровые навыки, а именно певческое дыхание.

Задачи:

    Укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха с использование дыхательных упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и Н. Княжинской.

    Развитие произвольного дыхания с помощью динамического ансамбля: diminuendo и crescendo, а также освоение опоры звука и растяжки его во времени;

    Развитие навыков вокального дыхания при звуковедении staccato, legato и non legato и умение регулировать цепным дыханием так, как удобно певцам.

План проведения занятия.

    Дыхательная гимнастика:

а) упражнение №1 «Ладошки»;

б) упражнение №2 «Погончики»;

в) упражнение №3 «Обними плечи»;

г) упражнение №4 «Счет»;

2. Распевание.

а) упражнение №1 на ровность звука и цепное дыхание;

б) упражнение №2 на легкость и полетность голоса;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата;

г) упражнение №4 скороговорки;

д) упражнение №5 на развитие звуковедения стоккато.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

4. Работа с произведениями.

а) туркменская народная песня «Мотылек»;

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» Самарина.

Ход занятия:

Хормейстер: ребята, сегодня у нас очень важный урок, на котором нам необходимо будет показать, что вы узнали о певческом дыхании и как вы научились петь, используя эти знания. Но прежде, чем мы начнем делать дыхательную гимнастику, давайте вспомним, что мы знаем о дыхании.

Проводится опрос:

    Наше дыхание состоит из трех важных процессов, каких…(вдох, задержка дыхания и выдох);

    Каким должен быть вдох? (быстрым, но незаметным, коротким, но глубоким);

    Певческий вдох и выдох разделяются…(мгновенной паузой – опора для звука);

    Каким должен быть выдох? (медленный, экономный);

    Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);

    Что помогает нам укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать? (дыхательная гимнастика).

    Проводится дыхательная гимнастика.

По системе А. Н. Стрельниковой.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует, следить за одновременным совпадении вдоха и движений рук:

а) упражнение №1 «Ладошки»: руки поднять и вытянуть перед собой, одновременно с вдохом руки резко согнуть в локтях (хватательные движения руками), выполнять в умеренном темпе 8 раз;

б) упражнение №2 «Погончики»: руки согнуть в локтях не уровне пояса, резко бросать руки вниз одновременно с вдохом, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

в) упражнение №3 «Обними плечи»: руки согнуть в локтях на уровне груди и сложить их друг на друга, одновременно с вдохом делать резкие движения руками к спине, сжимая грудную клетку, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

г) упражнение №4 «Счет»: произвести вдох и при активном задержании мышц на опоре выполнять счет до 10, 15, 20 в естественном разговорном регистре.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным:

а) упражнение №4: «В етер» . Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным;

б) упражнение №5: «Спущенное колесо машины» (выдыхание на согласных звуках «С»). Также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным, при полном ощущении дыхательной опоры и активном ее задержании:

а) с использованием ладони, при этом надо дуть на подушечки пальцев и следить за тем, чтобы выдох бал ровным, без толчков и длительным;

б) с использованием согласного «С» также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим; добавить выталкивание «С» маленькими порциями, пропуская его сквозь зубы, поддерживая активность мышц.

2. Распевание.

Распевание – важный начальный этап в формировании певческого вокального дыхания. Все вокально - хоровые навыки воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар. На каждой репетиции наряду с освоением того или иного произведения, шлифовкой его отдельных эпизодов, используются специальные вокальные упражнения. Важной особенностью является умение контролировать не только координацию слуха и голоса, но и умение правильно пользоваться вокальным дыханием. Каждое упражнение исполняется с определенным эмоциональным настроем.

а) упражнение №1 пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием ; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,

б) упражнение №2 пение трех соседних звуков, используются слоги «лё» и «ли», а также вибрация губ: следить за легкостью и полетностью голоса, за единообразной манерой исполнения гласных, расширять диапазон учащихся до E- dur второй октавы; использовать навык пения звуковедения staccato, активно подавая дыхание;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох;

г) упражнение №4 скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», а также чередуя слоги «ма-мэ-ми-мо, ба-бэ-би-бо, да-дэ-ди-до-ду»; эмоциональный настрой: игриво, задорно; динамика mp, пение на одном дыхании.

д) упражнение №5 пение тонического трезвучия, используя слоги «ли-лё-ля» и звуковедение staccato; округлое звучание и четкое произношение гласных и согласных, активная смена дыхания между фразами.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Каждое произведение вначале работы над ним следует пропеть по хоровым партитурам, с дирижированием или используя ручные знаки (пение по руке) по системе Г. Струве. При этом особое внимание необходимо уделить фразировке, расстановке динамических оттенков. Полезно без пения отработать цепное, активное дыхание и динамику ритмически не меняя фразу так, как если бы оно было пропето с текстом.

4. Работа с произведениями.

а) При работе с произведениями используются следующие педагогические приемы:

игра «Передай фразу»: хор делится по подгруппам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как бы подхватывая при этом соблюдая чистое интонирование;

игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – хор повторяет или одна группа поет, а другая повторяет.

Задачи для исполняемого репертуара:

    работать над цепным дыханием и дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным вдохом в заданном темпе;

    развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя, а также пение по системе Емельянова с использованием вибрации губ;

    соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.

Репертуар:

а) «Мотылек» слова Е. Осина, музыка А. Зарецкого

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» слова Г. Остера, музыка В. Самарина.

Заключение.

Подведя итог проведенного занятия, можно сказать, что с помощью методик по формированию певческого дыхания у детей младшего хора их чувства эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазия развиваются в большей степени, помогают глубже и точнее понять содержание учебного процесса. Учащиеся становятся более раскрепощенными, гармоничными, а их ответы – более грамотными, оригинальными, разнообразными, что усиливает впечатление детей.

Таким образом, осознание важности использования певческого дыхания в развитии вокально-хоровых навыков и личностных качеств младших школьников, управление этим видом деятельности в нужном педагогу направлении позволяет повысить эффективность учебного процесса, делает его оптимальным.

Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков привело:

    К значительному оживлению и увлеченности школьников, повышению их интереса к музыкальным занятиям;

    Пробуждению их внутренней активности, появлению ярких идей и образов;

    Появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.

Итак, работа над певческим дыханием стала прекрасным средством научения детей работать вместе, способствовала их сближению между собой.

Список использованной литературы.

    В. Попов «Школа хорового пения».

    В. Живов «Теория хорового исполнительства».

    Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».

    А. Н. Стрельникова «Упражнения для развития певческого дыхания».

    Г. Струве «Хоровое сольфеджио».

Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре «ДШИ»

Поварницына Елена Юрьевна, преподаватель,МУ ДО «ДШИ» пгт.Междуреченский в филиал пгт.Мортка.

Открытый урок по хору

Тема урока: «Формирование навыка певческой дикции в младшем хоре ДМШ»
Цель: Способствовать решению дикционных проблем на разных этапах урока у учащихся в младшем хоре».
Задачи:
1. Работа над четким произношением в упражнениях и скороговорках
2. Развитие моторики, координация через музыкально-слуховые представления.
3. Воспитание речевой культуры.

Ход урока
Этапы урока:
1. Приветствие
2. Распевание (подготовка артикуляционного аппарата)
3. Упражнения
4. Скороговорки
5. Работа над произведениями
6. Подведение итогов (домашнее задание)

Последовательность предлагаемых заданий:
Урок начинается с приветствия. Для этого педагог дает тон в до мажоре и пропевает по Т53 сверху вниз(здравствуйте все) ,затем ребята отвечают (здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте)Т53-Т6-Т53(сверху вниз)для этого нужно исключить вторую повторяющую «в» и спеть здраствуйте. Все внимание переносится на гласные «а» и «у» петь на легато, аккуратно спеть слог «те» опираясь на гласную «е», тем самым думая про «э»
:Далее педагог предлагает распеться:
1. Пение в унисон (все вместе как один) закрытым ртом, на одной ноте, удобной для всего хора, на слог «м», удерживая звучание на слог «м» переходим к «ма»(по полутонам) , чередование слога «м» в 1 октаве на звуки соль-ля.
2. Пение на одном звуке ми-ме-ма-мо-му постепенно поднимаясь вверх по полутонам, далее упражнения на слог «ми-и-и-я» , упражнения исполняемые на легато»мягкие губы не совсем плотно сомкнуты,это упражнение поется ровно без толчков.Согласная «м» активизирует работу губ.
«да-де-ди-до-ду»,упражнения способствуют развитию артикуляционного аппарата поют на слоги «зи-зи-зи», «ле-ле-ле» исполняются в быстром темпе, помогают вырабатывать четкую дикцию.
Пение упражнений на слоги «тря-ля-ля», далее ведется работа над выравниванием гласных и согласных с применением гаммы(поступенное движение вверх и вниз) исполняют по руке дирижера. Гаммы подразделяются на три вида: стакатто, легатто,моркатто.(штрихи) педагог объясняет, что есть такая сказка Буратино,в ней главные персонажи: Мальвина, Буратоно, Карабас-Барабас. Мальвина-поем на легато-плавно,протяжно, Буратино- стакатто, как и сам герой, отрывисто,Карабас-Барабас - подчеркивая каждый звук-ходит он тяжелым,важным шагом.
3.Пение на гласные и согласные . За основу берется знакомая ребятам песенка например «В лесу родилась елочка»
а.фразу поем на слоги «па» «ра»
б.фразу поем на «пу» «ру»
в.фразу поем на «пы» «зы»
г. фразу поем на «но» «зо»
Слушая друг друга петь в одной манере, стараясь близко приближать согласные звуки к гласным.
4.Скороговорки. Кроме отдельных упражнений большую пользу для развития артикуляционного аппарата приносят скороговорки в частности такие:
«Как на горке на пригорке, жили тридцать три Егорки: раз Егорка,два Егорка, три Егорка…….и т.д.»
«Барашеньки- крутороженьки по горам ходят по лесам бродят в скрипочку играют Ваню потешают»(пропеть на одной ноте)
«Робин-Бобин барабек скушал сорок человек и корову и быка и смешного мясника»-пропевается с удвоением ступеней.
«Бык тупогуб тупогубенький бычок» поступенное движение вверх и обратно.
Работая над скороговорками следует добиваться одновременного произношения.слог «ра» не выстреливая, произносить твердыми губами при активной работе языка. Близко к губам. Вокальная позиция удерживается до конца.
5.Работа над произведениями.
«Матерям погибших героев» муз.Г.Струве, сл.Л.Конрашенко
Сама по себе грустная, но мужественная песня требует душевного, проникновенного исполнения, каждое слово текста следует предельно выразительно донести до слушателя.
Работа над песней строится в следующем порядке:
а)Как горько-смотреть текст из песни(столкновение двух согласных глухой «к» с небной «г»)то таким образом стремление согласных внутри слова к последующей гласной (о)(И видеть там)-текст песни,кончик языка упирается к небу.Шумят-текст стремление к «у» «я»
б)припев: «считайте нас своими сыновьями» -текст из произведения, сочетание «сч» уподобляются долгому «щ» тоесть поется как щщитайте. в)Согласные в этом произведении требуют повышенную активность произношения.
г) прибирать окончания петь легче, стремление к верху, а не к низу, сохраняя при этом позицию «Потеря-ЛИ» не бросать, а допеть опираясь при этом на слог с сонорной гласной «ря»
д) Не садиться на «ы» в слове «головы» а мыслить ее как «и»
Виды работы:
-Исполнить произведение в характере
-Идет работа над анализом текста
-Добиться от хора хорошей техники произношения слов отталкиваясь от того что дикция-это средство выразительности.
-Найти более важные по смыслу слова текста совпадающие с кульминациями музыкальных фраз.
-спеть один куплет закрытым ртом на «м» при этом запомнить состояние маски и спеть в этой же позиции только уже с текстом.
Работа над вторым знакомым ребятам произведением
«Все знать» музыка и слова Е.Филлиповой(весело, подвижно, напевно).
а) открытый «белый звук» устраняется при пении гласных «о» «у» опираясь на главные слова «видим мы вокруг-сам слог «во» петь как «ва» а окончания прибирать(за счет нюансов диминуэндо) следить за гласными в песне-протягивать, окончания легче.
Виды работы на уроке:
-Спеть произведение в характере
-Проанализировать текст
-Найти сложные слова в тексте
-Главные слова выделить и в пении
-Разделиться и петь по одному человеку по две строчки, а припев все вместе.

Список литературы:
1.Багадуров В «Вокальное воспитание детей». М.,Музыка, 1952
2.Блинова М.П. «Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения». М.,Л., Просвещения, 1964
3.Венгрус Л.А. «Пение и фундамент музыкальности» .Великий Новгород.2000
4.Венгрус Л.А «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.,Музыка,2000
5.Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирование певческого голосообразования: «Методические рекомендации для учителей музыки» Новосибирск.Наука.Сиб.отделение.1991
6.Емельянов В.В «Развитие голоса.Координация и тренаж» СПб.Лань. 1997
7.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л.Сов.композитор.1967
8.Огородное Д.Е. «Музыкально-певчсеское воспитание детей в общеобразовательное школе».Киев.Музычна.Украина.1988
9.Огороднов Д.Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим сробой» Свердловск.1981
10.Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.16.М.,Музыка.1985
11.Струве Г.А. «Школьный хор».М.Музыка.1981
12.Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».М.Прометей.1992
13.Тавлина В.К. «Вокально-хоровая работа» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.15.М.,Музыка.1982.

Открытый урок в старшем хоре МБУ ДО «ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой».

Преподаватель: Фетисова Наталья Викторовна

Тема урока: Вокально-хоровая работа в 2х и 3х голосных произведениях.

Тип урока : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: практическое занятие.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: Формирование обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведения.

Задачи урока.

Обучающие:
1.Отталкиваясь от образа музыкального произведения, учиться грамотно исполнять элементы многоголосия в хоре, владеть кантиленным звуком, добиваться чистоты интонации и разнообразия динамики.
2.Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

3.Выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Развивающие:

1.Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки.

2.Продолжать развивать гармонически слух;

3.Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

4.Расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости учащихся.
2.Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой.
3.Продолжить работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения и доброго отношения к окружающим, через содержание музыкального произведения.

4.Воспитывать любовь к хоровому искусству;
5.Воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Методы.

Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями.

Я предлагаю сделать это необычно – в виде музыкальной импровизации. Каждый споёт своё короткое приветствие.

Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II . Подготовка певческого аппарата к работе.

Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
при пении поза должна быть неподвижной;
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, дикцию, распеваются, педагог аккомпанирует.

III . Вокально - интонационная работа над произведениями:

Гречанинов «Козёл Васька», Рахманинов «Ночка», «Сосна», Славкин «Чудеса приходят на рассвете».

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля.

    Работа с каждой партией отдельно. Выстраивание унисона.

    Работа над гармоническим строем во всём хоре.

    Работа над динамикой и дикцией произведения.

    Работа над воплощением художественного замысла произведений.

Заключение: урок построен грамотно, профессионально (с учетом возможностей хористов). С поставленными целями и задачами учащиеся справились.

Литература:

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/

3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

4.Соколов В. Школа хорового пения [Текст]: – М.: Изд. «Музыка», 1978. – 166 с.

5. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка»
1965г. Статьи: Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

МБОУ ДОД «ДШИ»

ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХОРУ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ НА ТЕМУ:

Преподавателя

Коваленко Тамары Сергеевны

Февраль 2015

Тема урока:

Задачи :

Образовательные:

Продолжать формировать вокально –хоровые навыки;

Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; - вырабатывать умение чётко проводить свою партию при одновременном звучании другой;

Формировать навыки пения (a cappella);

Прививать навыки певческого дыхания, правильно дышать во время пения.

Развивающие:

Закреплять навык сольфеджирования по партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения;

Продолжать развивать гармонический слух;

Развивать умение слышать и слушать (музыкальная восприимчивость)

Расширять музыкальный кругозор посредством репертуара.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

Воспитывать любовь к музыке, потребность общаться с искусством;

Воспитывать желание исполнять песню в самостоятельной деятельности.

Оборудование : фортепиано, доска с написанной партитурой песни «Где ты был так долго?», ноты, партитуры для обучающихся с элементами двухголосия, ноты упражнений, попевок. Крупным текстом, яркими цветами выписаны слова: партитура, артикуляция, мажор, минор, кульминация, интервал терция, вокальная миниатюра, диалог. Изображение на листе кифары и название «кифара». .

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Древние греки сложили миф о певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он играл на кифаре и пел под мелодичный звон её струн, ветер переставал колыхать листву, далёкие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, заворожённые его музыкой.

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться красиво петь.

Обратить внимание детей на изображение инструмента «Кифара» и написание его названия.

2.Актуализация опорных знаний:

а) Правильная вокально-певческая постановка корпуса во время пения (плечи опущены, спина прямая, не поднимать подбородок). Для нахождения этого ощущения надо- взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Затем сесть прямо и руки положить на колени.

3.Распевание:

Разминка:

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей. Повторить значение слова артикуляция и прочитать всем вместе слово на доске.

Артикуляционная гимнастика (по В.В.Емельянову).

а) Покусать кончик языка. (Повторить упражнение 4-8 раз)

б) «Шинковать» язык- т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. (4-8 раз)

в) Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык.

г) Пощёлкайте языком, меняя размеры рта.

д) «Иголочка» - протыкайте языком поочерёдно левую и правую щёку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

е) «Щёточка» - круговыми движениями языка то влево, то вправо, проведите между дёснами и губами- как бы чистим язык.

ж) Покусываем поочерёдно, верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

Дикционная речевая разминка. Пение скороговорок:

Баран-буян залез в бурьян;

Хороши в дорожку пирожки с картошкой;

Стоит лодырь у ворот-

широко разинув рот,

и никто не разберёт,

где ворота, а где рот.

Цель: активизировать диафрагму

1.Руки поднять вверх, сжимаем кулачки, вдыхаем через рот.

2.Небольшой наклон вперёд-в течении15 сек. набираем дыхание (вдыхаем аромат прекрасного цветка), выпрямляемся, задерживаем. На звук с- выдыхаем постепенно.

3.Распевание:

Распевка «Здравствуйте, ребята!»

Задачи распевки: добиться чёткого произношения согласной «Р», пропевания гласных.

Распевки «Скок, скок», «Уж как шла лиса по тропке», «Весёлые гласные».

Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.

Упражнение «Чайка» (немой звук).

Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка», высокая позиция.

Распевка «Такси» (инсценирование распевки) Определить образ каждого героя распевки, исполнить распевку с использованием актёрского мастерства. Исполнить в разных темпах, с разным эмоциональным настроем.

Распевка «Во поле берёза стояла» (a cappella)

Задачи распевки: петь не крикливо, на хорошей опоре, активно. На высоких звуках –остановиться, отработать круглый звук, активное дыхание, окончание фраз, унисон. Далее- исполняем каноном: петь медленно, по руке, выстраивая интонацию голосов.

Работа над песнями

Начальный этап работы над латышской народной песней «Где ты был так долго?» (с элементами двухголосия);

1 .Показ песни «Где ты был так долго?» Под аккомпанемент преподаватель исполняет всю песню вместе с обучающейся из концертного хора (второй голос)

2.Анализ песни:

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Какое настроение песни? Какой характер музыки?

О чём поётся в песне? Можно сказать, что эта песня шуточная?

Что означают слова: мельница, мука, рожок, бородка?

Куда движется мелодия в фразе: «Где ты был так долго, козлик мой серый?»

В каком регистре звучит аккомпанемент? Как вы думаете, он точно повторяет мелодию или поддерживает пение?

Можно сказать, что это песня-игра, песня-диалог? Что такое диалог?

3. Обучающиеся делятся на две группы(произвольно).

На доске написана партитура песни «Где ты был так долго?»

Повторное исполнение первого куплета песни. Дети следят по партитуре за движением мелодии.

На предыдущих уроках мы пели песни по слуху, а сегодня будем учиться петь по нотам, так, как вы поёте на уроках сольфеджио, значит, будем сольфеджировать. Но не всю песню, а там- где появляется двухголосие.

Все вместе проговаривают слова первого куплета, очень четко и внятно.

Раздаются нотные листы, где выписаны три последних такта песни. Обратить внимание: там, где штили нот написаны вверх- это партия верхнего голоса, первой группы. Назовем её «группой козликов». А там, где ноты написаны штилями вниз-это партия нижнего голоса. Назовём его группой «милый дружок».

Спеть тоническое трезвучие с ручными знаками от пятой ступени.

Цель: настройка гармонического слуха.

Определить: мажор или минор? (закрепление понятия)

Спеть минорное трезвучие, чтоб дети почувствовали контраст.

Работа над первой фразой.

Поставить перед учащимися задание с целью: выучить грамотно и правильно.

а) спеть «про себя» вместе с преподавателем;

б) ещё раз спеть первую фразу, показывая движение мелодии рукой.

в) Ещё раз спеть первую фразу и показать движение мелодии по партитуре на доске.

г) далее продолжить работу по фразам. Добиваться логического развития музыкальной фразы, протягивать гласные звуки, пропевать слоги. Удлиняя звучание гласных звуков, мы слушаем, как льется голос, учимся пению.

(по ступенькам вниз. Это ноты-ре, до, си).

Сравнить: Чем отличается пение на словах: ой, ой, ой от пения на словах: мой дружок.

(мелодия не меняется, а слова другие)

Поем трезвучие: преподаватель ноту –соль, «группа козликов» -си, «группа милый дружок» -ре.Рукой показывает вступление каждой группе.

Поём поочерёдно, накладывая звуки один на другой и слушаем каждый себя и другого. Чтобы лучше себя услышать, обучающимся предлагается прикрыть одно ушко ладошкой. Мы спели тоническое трезвучие. Но если я сейчас не стану петь ноту соль, то получится первый слог вашего двухголосного пения. Обе группы выстраивают поочерёдно первый интервал м3, называя нотами, очень медленно пропевая весь такт, показывая ручными знаками ладовой сольмизации.

Обратить внимание на написание слов на доске: интервал терция.

Добившись звучания с названием нот, ещё раз показать двухголосно как звучит со словами. Пробовать спеть с текстом. А потом - весь куплет.

На последующих уроках продолжим учить эту песенку. Вам будет дано ещё одно задание к этой песне.

1. Соблюдение воздушного режима (проветрить класс).

2. Физминутка. Предлагаю выйти на середину зала и стать в круг. Повторяйте за мной движения и пойте. Поем песенку «Буги-вуги».

3. Сброс усталости: вокальный зевок (используется по мере утомляемости детей)

Орг. момент для дальнейшей работы:

Все сели на свои места. Сделали вдох, задержали дыхание и очень медленно выдохнули на звук «С» по счёту до 10.

Продолжение работы над песней «Расскажи, мотылёк» муз. А. Аренского

1. Проверка домашнего задания (выборочно 2-ух обучающихся. Пение 1 куплета песни «Расскажи, мотылёк»)

2. Беседа о песне:

(дети рассказывают о чем эта песня, о ее настроении и характере)

Песня о мотыльке написана с любовью, нежностью. Она ласковая, приветливая. Прислушайтесь к музыке и словам песни. В первой ее части музыка спокойная, нежная: мотылька ласково расспрашивают о том, как он живёт. (Преподаватель поет начало песни.)

Во второй части песни мотылёк рассказывает о себе. Музыка сначала звучит спокойно и напевно: «Я живу средь лугов» (исполняет фрагмент). Но потом, когда мотылёк говорит о том, что жизнь его совсем короткая, что живёт он всего один день, музыка становится грустной, печальной, жалобной (Исполняет фрагмент).

В конце песни мотылёк просит не обижать его, не трогать. Музыка, как и в начале песни, становится ласковой, доброй, нежной. (На последующих занятиях дети могут петь эту песню: начало все вместе, а ответ мотылька - один ребёнок-солист)

Чей это композитор? А кто сочинил стихи?

Какого характера эта песня? Какое настроение?

Песня о бабочке. Значит характер лёгкий, воздушный, вдох тоже должен быть лёгким. Звук должен быть коротким, округлым.

3.Исполняем песню с текстом и аккомпанементом.

а) отрабатываем интонацию на скачках, а также обращаем внимание на исполнение фраз на одном дыхании. Окончание на длинной ноте исполняем высоко, направляя вверх и «круглым» звуком.

б) 3 и 5 цифры исполняем сольфеджио. Поработать над длинным дыханием, над интонацией на полутонах и скачках.

г) продолжить работу над образом. Это вокальная миниатюра. Она контрастна по характеру. Это диалог человека и мотылька. Резкая смена динамики и ещё ярче темпа дают возможность передать лёгкость мотылька.

д)в итоге спеть песню целиком с аккомпанементом, выразительно, с динамическими нюансами, чтобы у детей остался целостный образ.

а) ярко, сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом;

б) определить кульминацию песни.

Подведение итогов.

Домашнее задание: продумать, как можно разнообразить исполнение песни «Где ты был так долго?» и нарисовать к ней рисунки, иллюстрации с целью более образного исполнения.