Основные темы и мотивы философской лирики державина. Новаторство Г.Р




Тождество поэтической личности Державина самой себе в разных его текстах, выраженное как через категорию лирического субъекта, так и через категорию личности в понимании поэта вообще - это эстетическое единство более высокого уровня, чем индивидуальный поэтический стиль - единственное известное новой русской поэзии до Державина средство унификации совокупности текстов одного поэта.

Лирические тексты Державина объединены по двум признакам - индивидуального поэтического стиля и единства авторской личности, которое равным образом определяет и автобиографизм лирического субъекта, и единство способов воссоздания картины мира в ее вещно-предметном и личностном воплощении.

"В центре того пестрого и реального мира, о котором трактует творчество Державина, - писал исследователь, - стоит он сам, Гаврила Романович, человек такого-то чина, образования и характера, занимающий такую-то должность. Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе. Дело, конечно, не в том, был ли Державин в жизни похож на того воображаемого "поэта", от лица которого написаны стихотворения, обозначаемые данным именем. Существенно то, что стихи Державина строят в сознании читателя совершенно конкретный бытовой образ основного персонажа их - поэта, что это не "пиит", а именно персонаж, притом подробно разработанный и окруженный всеми необходимыми для иллюзии реальности обстановочными деталями. Этим достигается объединение всех произведений поэта, символизируемое единством его имени" - в центр поэтики зрелого Державина выдвигается именно эта проблема - проблема личности, впервые обстоятельно поставленная применительно к творчеству Державина Г. А. Гуковским.

Эта "индивидуальная жизнь, воплощенная в слове" Державина имеет свою внутреннюю градацию. Стихотворения Державина 1780-1790-х гг. и даже те, которые написаны им уже в первом десятилетии XIX в., внутренне группируются в своеобразные тематические и жанрово-стилевые циклы, для каждого из которых актуален какой-нибудь один уровень проблемы личности, находящий преимущественное выражение в жанровой структуре, образности и сюжетосложении текстов.

С этой точки зрения в поэзии Державина можно увидеть пять уровней воплощения категории личности, которая своим эстетическим смыслом покрывает и принципы конструкции образа персонажа, и формы проявления авторской личности в автобиографическом образе лирического героя, поскольку в русской литературе 1760-1780-х гг. персонаж и объективированный в тексте автор - это эстетические сущности одного порядка. Во-первых, человек в стихах Державина предстает как неотъемлемая часть материального мира реальности. В своем эмпирическом, бытовом и пластическом облике он вписан в пластическую картину материального мира. Во-вторых, человек в стихах Державина осмыслен как член общества, в контексте своих социальных связей и отношений. В-третьих, в эпоху бурной и богатой историческими событиями русской жизни Державин осознал человека современником своей исторической эпохи и сумел представить его темперамент и склад личности как эпохально-историческое явление. В-четвертых, стихам Державина в полной мере свойственна и всеобщая страсть его литературной эпохи к национальному самоопределению характера. Для его выражения он нашел не только традиционные формы использования фольклорных мотивов и жанров, но и вполне оригинальные поэтические способы. Наконец, человек в восприятии Державина выступает как элемент мироздания в целом - и таким образом, в соотношении с самыми высокими абстракциями понятийно-идеологической реальности - космосом, временем, вечностью, божеством, творчеством - категория личности в лирике Державина оказывается одним из неотъемлемых элементов высшей, идеальной, духовной реальности философской картины мира. Каждому из этих уровней приблизительно соответствует и определенная жанровая структура лирического стихотворения.

– почти исключительно лирика. Трагедии, которые он писал в последние годы, не имеют значения. Проза важнее. Его Рассуждение о лирической поэзии – замечательный пример не слишком информированной, но вдохновенной критики. Комментарий, написанный им к собственным стихам, полон прелестных, странных и много проясняющих подробностей. Мемуары очень убедительно рисуют его нелегкий и упрямый нрав. Проза его, стремительная и нервная, совершенно свободна от педантических завитушек германо-латинской риторики и, вместе с суворовской, представляет самую индивидуальную и мужественную прозу столетия.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В лирической поэзии Державин велик. Даже просто по силе воображения он один из немногих величайших русских поэтов. Дух его поэзии классический, но это классицизм варвара. Его философия – веселое и жадное эпикурейство , не отрицающее Бога, но относящееся к нему с бескорыстным восхищением. Он принимает смерть и уничтожение с мужественной благодарностью за радости быстротечной жизни. Он забавно соединяет высокоморальное чувство справедливости и долга с твердым и сознательным решением наслаждаться всей полнотой жизни. Он любил высокое во всех его формах: метафизическое величие деистического Бога, физическое величие водопада, политическое величие империи, ее строителей и воинов. Гоголь был прав, когда назвал Державина «поэтом величия».

Но хотя все эти черты присущи классицизму , Державин был варвар, не только в своей любви к материальным наслаждениям, но и в своем использовании языка. «Гений его, – сказал Пушкин , – мыслил по-татарски и по недостатку времени не знал русской грамматики». Его стиль – это постоянное насилие над русским языком, непрестанная, сильнейшая, индивидуалистическая, мужественная, но часто и жестокая его деформация. Как и его великий современник Суворов , Державин не боялся потерь, когда дело шло о победе. Величайшие его оды (и Водопад в том числе) часто состоят из отдельных головокружительных пиков поэзии, вздымающихся над хаотической пустыней корявых общих мест. Поэтическая сфера Державина очень широка. Он писал похвальные и духовные оды, анакреонтические и горацианские стихотворения, дифирамбы и кантаты, а в позднейшие годы даже баллады. Он был смелым новатором, но новации его не противоречили духу классицизма. В своем парафразе горациевского Exegi Monumentum (Памятник ) он обосновывает свое право на бессмертие тем, что создал новый жанр: шутливую похвальную оду. Дерзкая смесь высокого с реальным и комическим – характерная черта самых популярных державинских од, и именно эта новизна ударила по сердцам его современников с такой неведомою силой.

Гавриил Романович Державин

Но помимо своих новаций Державин – величайший русский поэт самого ортодоксально-классического стиля, он красноречивейший певец великих и незапамятно древних общих мест поэзии и всечеловеческого опыта. Величайшие из его моралистических од: На смерть князя Мещерского – никогда горацианская философия carpe diem (пользуйся сегодняшним днем) не была высказана с таким библейским величием; короткий и сильный парафраз 81-го псалма – против плохих царей, после французской революции навлекший на поэта большое неудовольствие (он мог ответить на обвинения только словами «Царь Давид не был якобинцем, и потому мои стихи никому не могут быть неприятны»); и Вельможа , сильнейшая обвинительная речь против самых выдающихся фаворитов XVIII века, где язвительный сарказм идет рука об руку со строжайшей нравственной серьезностью.

Но в чем Державин неподражаем – это в умении передать впечатления от света и цвета. Он видел мир как гору драгоценных камней, металлов и пламени. Величайшие его достижения, в этом смысле, начало Водопада , где он одновременно достиг и вершины своей ритмической мощи; поразительный Павлин (так своенравно испорченный под конец плоской моральной сентенцией) и стансы На возвращение графа Зубова из Персии (которые, кстати сказать, служат ярким примером державинской независимости и духа противоречия: стихи были написаны в 1797 году, сразу после восшествия на престол Павла I , который Зубова особенно ненавидел, и были обращены к брату последнего фаворита покойной императрицы). Именно в таких стихах и пассажах гений Державина достигает высот. Очень трудно это передать на другом языке, поскольку именно на необычайном характере слов, синтаксиса и прежде всего метрического разделения зиждется производимый ими эффект. Его сверкающие зрительные вспышки и риторические извержения и делают Державина поэтом «пурпурных пятен» по преимуществу.

Очень своеобразный раздел державинского поэтического творчества представляют анакреонтические стихи последних лет (впервые собранные в 1804 году). В них он дает волю своему варварскому эпикурейству и страстному жизнелюбию. Из всех русских поэтов только у одного Державина в его цветущей старости звучала эта нота радостной, здоровой и крепкой чувственности. Стихи выражают не только сексуальную чувственность, но и огромную любовь к жизни во всех ее формах. Такова Жизнь званская ; гастрономически-моралистическое Приглашение на обед и строки Дмитриеву о цыганах (Державин, первый из длинной череды русских писателей – Пушкин, Григорьев , Толстой , Лесков , Блок – отдал должное увлечению цыганской музыкой и пляской). Но среди поздних анакреонтических стихов есть стихи необычайной мелодичности и нежности, в которых (как сам Державин говорит в своих комментариях) он избегал «буквы "р", чтобы доказать медоточивость русского языка».

Поэзия Державина – целый мир поразительных богатств; единственный ее недостаток в том, что великий поэт не был ни примером, ни учителем мастерства. Он не сделал ничего для поднятия уровня литературного вкуса или для улучшения литературного языка; что же касается его поэтических взлетов, то было совершенно ясно, что сопровождать его в эти головокружительные высоты невозможно.

Гаврила Романович Державин - великий русский поэт конца XVIII столетия, один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении русской литературы от классицизма и формировании элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в отечественной литературе очень точно определили В. Г. Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед». Историческая заслуга поэта - введение им в поэзию «обыкновенного поэтического слова». Державину стали узки рамки трех стилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и, по словам А. В. Западова, «тем самым... ввел в поэзию русский разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка».

Гражданские оды Державина адресованы особам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. В них поэт поднимается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде «Фелица» Державин-просветитель видит в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде - не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал - оды и сатиры. Это соединение - явление просветительской литературы, ведь просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.

В оде «Вельможа» Державин зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу, представлено с таким негодованием, которое прослеживается лишь в некоторых произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. В стихотворении «Властителям и судьям» равнодушие и корыстолюбие власть имущих не оставляют равнодушным поэта, и он требует наказания виновных. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно предстанут перед судом

Божьим. В «Памятнике» Державина - мысль о праве их авторов на бессмертие. В этом стихотворении поэт напоминает, что он первым дерзнул отказаться от торжественного высокопарного стиля од.

Державин настаивал на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью. Этим Державин прояснил очень важную для дальнейшего развития передовой русской литературы идею личной ответственности поэта за свои суждения, идею искренности и правдивости своей идеологической пропаганды. Предшественники Державина - Кантемир, Ломоносов, Сумароков - были тоже вполне правдивы и искренни, проповедуя свои идеи. Но они думали, что для читателя важно не мнение поэта, а общечеловеческая доказательность его произведений, что их устами говорит само государство или сама истина - и ценность этих высоких идей перевешивала вопрос о личном авторитете человека-поэта.

Державин писал не так, как его предшественники. Он учил и судил людей именно как человек-поэт, стал авторитетом нового идейного характера. Державин - монархист. Он бережет свой свободный авторитет гражданина и чувствует, что самодержавие ухудшает его:

Страха связанным цепями

И рожденным под жезлом,

Можно ль орлими крылами

К солнцу нам парить умом?

А когда б и возлетали,

Чувствуем ярмо свое...

Раб и похвалить не может,

Он лишь может только льстить.

В 1796 году Державин в оде «Афинейскому князю» воспел А. Г. Орлова, находившегося в опале, и в начале своей оды подчеркнул значение независимости и правдивости похвал и осуждений в творчестве поэта и в своем творчестве.

В своих похвалах Державин был искренен и хотел, чтобы читатели верили его искренности. «Фелицу» - Екатерину - он воспевал восторженно, она ему казалась такой издали. При более близком знакомстве с Екатериной и ее политикой обаяние царицы померкло, и Державин не смог больше писать о ней в таком хвалебном тоне, как раньше: он не видел, за что ее хвалить. Сам поэт так писал об этом: «... не будучи возбужден каким-либо патриотическим славным подвигом, не мог он воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями». Поэт говорил, что не мог уже ничего «написать горячим, чистым сердцем» в похвалу Екатерины. И наоборот, разойдясь во взглядах с Александром I, Державин стал воспевать его как красивого и обаятельного юношу в обычной жизни, но не как государственного деятеля.

Образ Державина - это образ гражданина с твердыми взглядами, что привлекало к нему симпатии радикально настроенной молодежи, вследствие чего «благонамеренные» слуги правительства видели в нем бунтовщика. Ему приписывали многие вольнодумные стихотворения, автором которых он не являлся.

Влияние Державина на русскую литературу, подхваченное демократическими литературными течениями, было огромным. Его творчество тяготело к реализму и гражданской литературе, а его гражданскую поэзию высоко ценили и декабристы, и писатели их круга; им нравился образ Державина - поэта-правдолюбца, учителя общественной свободной морали. Рылеев, например, так писал о Державине-патриоте:

Он выше всех на свете благ Общественное благо ставил И в огненных своих стихах Святую добродетель славил...

И был в родной своей стране Органом истины священной. Везде певец народных благ... И зла непримиримый враг.

А. С. Пушкин также относился с огромным уважением к державинским стихотворениям, и именно на фоне понимания великой роли этого поэта в истории русской литературы утверждал свое собственное место народного поэта. А известный литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что «в лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед».
Гаврила Романович Державин, безвестный в то время мушкетер Преображенского полка, был вовлечен в события дворцового переворота, приведшего на трон Екатерину П. Он кричал «ура» новоявленной государыне, подбрасывал свою треуголку, любовался императрицей и ее подругой Дашковой. Но в его жизни с приходом к власти царицы ничего не изменилось. Царская служба осталась нелегкой, как и прежде.

Единственной его радостью в то время было доверие и уважение солдат, которые отмечали его честность, отвагу и доброту. Державин часто читал письма, так как грамотных среди солдат было мало, писал ответные послания, помогал советом. Солдаты пели его песни, знали его стихи о солдатской дочери Наташе, мгновенно подхватывали бравые куплеты о каждом из гвардейских полков. Но сам Державин серьезного значения своим ранним стихам не придавал.

Служа в Преображенском полку, Державин пробовал создавать оды в подражание Ломоносову, который был для него образцом стихотворца. Но в оды Державина, посвященные торжественным событиям или важным персонам, то и дело врывались разговорные словечки - и предписанный для оды «высокий штиль» пропадал. Таков уж был этот человек - не мог жить без шутки, усмешки, меткого простонародного словца.

Через 10 лет после воцарения Екатерины Второй по России прокатилась грозная буря, оставившая глубочайший след в русской истории, крестьянская война, возглавляемая Пугачевым. Дыхание этой бури ощутил и Державин, к тому времени уже офицер, принявший участие в подавлении пугачевского восстания.

Работая над повестью «Капитанская дочка» А. С. Пушкин изучал исторические материалы, относящиеся к молодому Державину. Возможно, что именно черты характера Державина - честность, храбрость, откровенность - стали основой образа Петра Гринева.

Воспитанный в обычаях и нравах дворянства, Державин видел в восстании только бесцельный разрушительный бунт. Он навсегда остался верен идее монархического устройства России, надежду на облегчение жизни крестьян возлагал на просвещенного монарха. ВТ «Оде на день рождения ее величества...» Державин призывал Екатерину II быть милосердной к восставшим. Если императрица будет править справедливо, то:

Тогда ни вран на трупе жить,

Ни волки течь к телам стадами

Не будут, насыщаясь нами,

За снедь царец благодарить;

Не будут жатвы поплененны,

Не будут села попаленны,

Не прольет Пугачев кровей...

После возвращения из Поволжья в Петербург Державин вышел в отставку, а вскоре поступил на службу в департамент сената. Его деятельный характер и природная одаренность проявились очень ярко: правитель Олонецкой губернии, тамбовский губернатор, государственный секретарь и министр юстиции - вот этапы службы Державина.

В конце 70-х годов возмужал и державинский поэтический талант. Признание пришло после того, как Дашкова, президент Российской академии, прочитала его оду «Фелица» и напечатала ее в своем журнале.

«Будь на троне человек!» - призывал Державин царей. Сам он искренне стремился остаться человеком на высоких постах, которые занимал. А это было в то время очень трудно. Быть человеком означало для Державина «змеей пред троном не сгибаться, стоять - и правду говорить». Быть человеком означало для него уважать человеческое достоинство в каждом, чья судьба зависит от его решений.

В стихотворении «Властителям и судьям» Державин так определяет задачу тех, кто имеет власть, от самой небольшой до государственной:

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Но думается, что не видел чиновник-поэт тех, кто способен был реализовать его призыв. Поэтому стихотворение он заканчивает такими строками:

Воскресни, боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царем земли!

Несмотря на то, что основа творчества Гаврилы Державина - русский классицизм, оно значительно выходило за его пределы. Для стихов Державина характерно объединение «высоких» и «низких» элементов, смешение торжественной оды с сатирой, просторечные выражения наряду с церковнославянской лексикой. Проскальзывает в произведениях поэта и романтический подход к действительности. Иными словами, в творчестве Державина выразился весь путь развития русской литературы этой эпохи - от классицизма, сквозь сентиментализм и романтизм к реализму.

Основой искусства поэт считает истину, доносить до читателя которую обязаны художники и поэты. Задача искусства - подражание природе, то есть объективной действительности. Но это не касается низменных и грубых сторон жизни - поэзия, как считает Державин, должна быть «приятна». Также она должна быть полезна - этим объясняются многочисленные нравоучения, сатиры и морали, которыми пестрит творчество поэта.

Державин, конечно, не мог претендовать на роль духовного народного вождя и посягать на основы самодержавия, но во многих произведениях он выражает именно народную точку зрения, что уже было прорывом для русской литературы XVIII века. Так, впечатления от крестьянской пугачёвской войны отразились во всех важнейших стихах поэта - от «Читалагайских од» до «Вельможи» - в них он на стороне народа, осуждая его мучительство помещиками и вельможами.

Начиная с 1779 года творчество Державина становится всё более оригинальным - он идёт своим путём в поэзии. Заслугой Державина перед русской поэзией является введение в литературу «забавного русского слога»: сочетания высокого стиля с просторечием, сатиры и лирики.

Державин расширяет тематику поэзии, сближает её с жизнью. Он начинает смотреть на мир и природу глазами обычного земного человека. Поэт изображает природу не отвлечённо, как это делали до него, а как живую реальность. Если до Державина природа описывалась в самых общих чертах: ручьи, птицы, цветы, овечки, то в стихах поэта уже появляются детали, краски, звуки - он работает словом, словно художник кистью.

В изображении человека поэт приближается к живому портрету, что было первым шагом на пути к реализму.

Державин расширяет границы оды. В «Фелице» нарушается установленная Ломоносовым схема - это уже сюжетное стихотворение, а не свод высказываний автора в связи с торжественным событием. Наиболее знаменитые оды Державина - «Фелица», «Бог», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «Водопад» - это сюжетные произведения, в которые поэт вносит свои мысли и чувства.

Стихи Державина вносят в поэзию образ автора, знакомят читателя с личностью поэта - в этом заключается ещё одно его открытие. В произведениях представлен не абстрактный, а конкретный человек. Поэт в произведениях Державина - это неподкупный борец за правду.

Огромное значение для последующего развития русской литературы имеет поэтический язык Державина. Поэт превосходно чувствовал народную речь. В стихах поэта всегда присутствует риторика и ораторские интонации - он учит, требует, наставляет, негодует. Многие выражения Державина стали крылатыми:

«Где стол был яств, там гроб стоит», «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог», «Отечества и дым нам сладок и приятен» и т. д.

Главной заслугой поэта было введение в поэзию «обыкновенного человеческого слова», что было неслыханно неожиданно и ново. Предметом поэзии становятся обычные человеческие дела и заботы.

Произведения Державина имели влияние практически на всех поэтов конца XVIII - начала XIX века, способствуя наступлению новой вехи развития русской поэзии.

Урок литературы в 9 классе по теме

«ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ПОЭЗИИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

Насонова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Копёнская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Цель урока: закрепить полученные на предыдущем уроке знания по биографии и творчеству Г.Р.Державина, проанализировать его стихотворения «Властителям и судиям» и «Памятник», дать представление о значении Державина в развитии русской литературы.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи поэтических произведений Державина с главными идеями эпохи просвещённой монархии 18 века; умение определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных направлений (классицизм); понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, определять его композицию, роль изобразительно-выразительных средств языка, понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение выразительно читать поэтические произведения.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цель своего обучения, формулировать задачи в учебной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных задач, корректировать свои действия, делать самооценку; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; умение сотрудничать с учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие интереса к жизни выдающихся людей, внесших большой вклад в его культуру; знание истории страны; формирование таких нравственных чувств, как честность, искренность, смелость и независимость в отстаивании творческих и государственных интересов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, учебная презентация, портрет Г.Р.Державина, учебники литературы для 9 класса, часть1, листы с текстами стихов.

Используемые технологии:

    Проблемно-исследовательский

    Информационно-коммуникационный

    уровневой дифференциации

ХОД УРОКА

    МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово учителя .

Ребята, добрый день. Рада видеть вас в полном составе на нашем уроке, ведь без каждого из вас наша работа будет неинтересной.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о литературе 18 века, о классицизме как главном направлении в ней и об одном из лучших ее представителей. XVIII век провозгласил идею служения Отечеству, исполнения гражданского долга каждым гражданином, начиная от монарха и заканчивая последним солдатом.

Одним из таких «служивых» людей, душу свою отдававшим за интересы государства и общества на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин, с жизнью и творчеством которого мы начали знакомиться на прошлом уроке.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О Г.Р.ДЕРЖАВИНЕ

1) Фронтальная беседа

Ребята, мы уже знакомы с биографией Державина, узнали о своеобразии его личности, кратко познакомились с его одой «Фелица», а дома вы закрепили материал по учебнику.

Какие факты биографии Державина показались вам наиболее важными и интересными?

    Вышел из бедных дворян, рано лишился отца; не закончив даже гимназии из-за материальных трудностей, прослужив 10 лет солдатом Преображенского полка, он впоследствии стал губернатором Олонецкой, затем Тамбовской губерний, сенатором.

    Был секретарем императрицы Екатерины II , министром юстиции при её внуке Александре.

    Был свидетелем многих царствований: от Елизаветы Петровны до Александра 1, но нигде не задерживался на должности.

    Восхищался личностью Суворова и посвятил ему стихотворение «Снегирь».

    Принимал участие в дворцовом перевороте, приведшем к власти Екатерину II , и почти сразу - в подавлении восстания Пугачева, за что был награждён 300-ми крепостными душами, но тут же уволен из армии.

    Участвовал в дискуссиях «Бесед любителей русского слова», где присутствовали лучшие литераторы того времени

    Литературная слава пришла поздно, в 36 лет, когда он написал оду «Фелица», в которой изобразил Екатерину II в образе восточной царицы Фелицы.

    Благословил юного Пушкина на лицейском экзамене, сказав: «Вот кто меня заменит, вот кто поднимет моё перо..»

Державин, как мы увидели, занимал важные посты в государстве, мог бы сделать блестящую чиновничью карьеру, но нигде долго не задерживался: ни при Екатерине II , ни при Павле 1, ни при Александре 1. Почему?

(Он был честным и прямым человеком, не умел подлаживаться к начальству, льстить и угождать; по характеру был горяч и нетерпим к любому проявлению несправедливости («горяч и в правде чёрт»). А насмотрелся он несправедливости за свою жизнь предостаточно: и на военной службе, и при Дворе.)

Таков же он был и в своём творчестве. Чем отличались стихи Державина от предшествующей поэзии?

(Он дерзко нарушал правила классицизма )

Какие?

( Смешивал слова из разных стилей , писал «забавным русским слогом»; в оде «Фелица» он хвалит Екатерину не за её государственные дела, а за личные добродетели : скромность, простота, милосердие, ум; рисует её привычки, занятия; в похвальную оду Державин вносит элементы сатиры : рядом с Екатериной показаны её вельможи, которые в противоположность ей не заботятся о благе государства, не исполняют свой гражданский долг, а проводят время праздно. Тут угадываются и Потёмкин, любитель роскошно поесть, и Панин, который уходил со службы на псовую охоту, и Орлов – любитель кулачных боёв, Екатерина сравнивается со своими предшественницами на троне - их не трудно угадать по безнравственным занятиям и развлечениям; в оде появляется описание быта, элементы автобиографизма . А вместе с ними и сниженная лексика (проспавши, курю табак и кофе пью, скачу к портному, сидя дома, я прокажу, играя в дураки с женой)

-- В 7 классе вы познакомились с 3-мя небольшими стихотворениями Державина. Вспомним их.

(«Признание», «На птичку..», «Река времён в своём стремленье..»)

2) Выразительное чтение стихотворений, их толкование (индивидуальная домашняя работа обучающихся)

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я - богом;

Вне себя я бога пел .

Если звуки посвящались

Лиры моея царям ,-

Добродетельми казались

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям,-

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух,-

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им , царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен,-

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение

  2. Какие черты собственного характера и особенности поэтического творчества называет Державин?

  3. Как вы поняли последнее четверостищие?

На птичку

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: "Пой, птичка, пой!"

1.Выразительно прочитайте стихотворение

2.Какая главная мысль стихотворения?

( утверждение необходимости свободы творчества, что и делал Державин, нарушая правила классицизма, которые мешали поэту писать так, как ему хотелось)

Почему Державин участвовал в подавлении пугачёвского восстания?

( Политические взгляды его были консервативными: и крепостничество, и самодержавие он считал коренными, естественными основами русской жизни. Он понимал, что народ тёмен, безграмотен, ненавидит дворян, и если дать ему свободу, то он уничтожит дворянское сословие. Но монархия должна быть просвещённой, разумной: над всеми людьми, в том числе над монархом, должен стоять Закон, Конституция. Все государственные служащие - от простого чиновника до монарха - должны честно служить государству и обществу, строго исполнять законы, выполняя свой гражданский долг. Но служа на разных государственных постах, Державин видел всевозможные нарушения законности, неправедный суд, притеснение слабых и обиженных. Своё негодование он смело выражал в глаза не только властным вельможам, грабителям народа, но и царям. И это были не только письма, прошения служебного характера.)

-- Как ещё поэт может бороться за правду ? ( своей поэзией)

3. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ТЕМЫ УРОКА

-- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

(Цель: рассмотреть произведения Державина, пронизанные пафосом служения Отечеству, выполнения гражданского долга, осуждения тех, кто нарушает законы

- -Поэзия, выражающая не личные чувства человека, а утверждающая высокие гражданские идеалы (служение Отечеству, народу, долг гражданина, борьба со всем негативным) характеризуется такой чертой, как гражданственность

Сформулируйте тему.

Тема: Гражданственность поэзии Г.Р.Державина.

Действительно, от Ломоносова и Державина, поэтов-декабристов идёт традиция поэзии гражданского звучания. Позже её продолжат Пушкин, Лермонтов, Некрасов, в 20-м веке – Маяковский и другие.

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Проблемное изучение новых знаний)

А . Тема несправедливости сильных мира сего в оде «Властителям и судиям»

Ярким примером гражданской лирики Державина является ода «Властителям и судиям».

1. Прослушивание оды «Властителям и судиям» в актёрском исполнении. Обучающиеся следят по тексту в учебнике (с.63)

Слайды 1, 2

2.Толкование старославянских слов и выражений :

Земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых

3.Сопоставление текста Псалма 81 и оды Державина

СЛАЙД 3

Прочитайте фрагмент Псалма 81: « Бог стал в сонме богов ; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость». Докажите, что стихотворение Державина является переложением Псалма 81.

4.Исторический комментарий

СЛАЙД 4 Изображения Екатерины II .

Почему Екатерина II, прочитав это стихотворение, пришла в ярость, а один из высокопоставленных сановников спросил автора: «Что ты, братец, пишешь якобинские стихи?».

- Что вы знаете о якобинцах и времени, в которое они были «вписаны»?

СЛАЙД 5

Французская буржуазная революция - период в истории Франции с 1789 по 1799 год, в течение которого была упразднена феодально-абсолютистская монархия и провозглашена Буржуазная республика.

СЛАЙД 6

Якобинцы - участники радикально левого политического движения. До 1791 члены клуба были сторонниками конституционной монархии. Во второй половине 1793 установилась диктатура якобинцев во главе с Робеспьером. Они казнили короля Людовика XVI и многих своих противников.

Современники Державина знали, что во время французской революции якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн. Так что характеристика «якобинские» означало: «призывающие к свержению монархической власти, к бунту».

5.Анализ стихотворения с помощью учебной презентации (самопроверка по эталону).

Слайды 7 и 8

Вопросы к стихотворению «Властителям и судиям» ( особо выделены задания для сильных учеников)

- Кто такие “земные боги” в стихотворении Державина?

- В чём их долг?

- Как они его исполняют?

    Как вы понимаете слова и выражения: “Не внемлют! видят - и не знают!”, «Покрыты мздою очеса»?

    Как вы понимаете пятое-шестое четверостишия?

- Какие чувства владеют поэтом? Докажите.

(“Земные боги” - это люди, наделённые властью. Если они “стоят выше” обычных людей, вознесены над ними, они “боги” на земле, значит, они должны быть высоконравственными людьми. Они же предстают неправедными, продажными, лукавыми. Причина этого в том, что они так же, как и обычные люди, “страстны”, то есть наделены такими же пороками. Они не то что не знают о всех несчастьях сирот и вдов, они не хотят знать, потому что “покрыты мздою очеса”. Но они не только “страстны”, как и все остальные люди, они также смертны. А значит, их ожидает бескомпромиссный Божий суд.

Автор, рассказывая о беззакониях “земных богов”, испытывает чувство негодования и возмущения. Его речь эмоциональна, взволнованна. Об этом свидетельствует обилие восклицательных знаков в тексте стихотворения, обращения)

Слайды 9 и 10

Б) Допишите предложения

Главная идея оды Державина: гневное осуждение…, которые…… Поэт грозит им….

(Поэт предаёт позору продажных властителей, которые не слышат жалобы угнетённых, т. к. у них «покрыты мздою очеса», они сами нарушают законы, забыв о своём гражданском долге перед обществом. Поэт грозит им Божием судом не там, в загробной жизни, а уже здесь, на земле)

- Какие особенности русского классицизма проявились в этой оде?

(Действительно, это произведение написано в духе классицизма: тема гражданского служения, долга перед обществом и государством – одна из важнейших для этого направления в литературе. Написано в жанре оды высоким стилем с обилием старославянских слов, торжественность создаёт и 4-хстопный ямб, ораторские интонации

- Найдите в тексте стихотворения слова и выражения высокого стиля. Какова их роль? (стихотворение звучит торжественно, необычно, не буднично, серьёзно )

- Укажите функции риторических обращений, восклицаний (этот ораторский приём используется для воздействия на слушателей, выражения сильных чувств героя: гнева, презрения, призыва к Богу покарать лукавых)

- Какую роль играет в тексте антитеза? Что в нём противопоставлено? (поэт говорит о равенстве всех перед Всевышним, поэтому отвечать за свои дела придётся всем; властители и судии – рабы)

- С какой интонацией читается стихотворение? (с ораторской)

-- А в чём державинская ода отступает от правил классицизма?

(Произведение Державина не восхваляет выдающуюся особу, как требовали каноны жанра, а обличает пороки «властителей и судей», т.е. это ода-сатира . В этом новаторский характер оды.

Сатирическая направленность – одна из особенностей русского классицизма.

Слайды 11 и 12

В) Заполните таблицу (самопроверка по эталону)

Отступление от канонов классицизма

Жанр

Ода

Ода-сатира

Стиль

Высокий

Тема

Гражданского служения Отечеству, исполнения долга перед обществом, исполнения законов

Обличения продажных, неправедных властителей и судей

Лексика

Старославянские слова

Интонации

Ораторские, торжественные

Чувства

Гнев, негодование, призыв покарать лукавых

Вывод: Державин первый в своей поэзии затронул тему неправедности сильных мира сего, и сделал это в новаторской форме: оды-сатиры. Позже эту тему продолжат другие. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания .

Актуально ли стихотворение в наши дни?

Б. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

Какое стихотворение, прочитанное в 7 классе, мы ещё не вспомнили? («Река времён в своём стремленье..»)

1. Выразительное чтение стихотворения, его толкование (индивидуальная домашняя работа обучающегося)

СЛАЙД 13

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

1.Выразительное чтение стихотворения.

2. Какая главная мысль стихотворения?

3. Что обозначает слово жерло ? Как называется это выразительное средство?

2) Учитель:

Это стихотворение написано незадолго до смерти Державина. Он чувствовал, что время классицизма в литературе, время воспевания выдающихся героев, гражданской тематики уступает место личному началу. И в его поэзии появляется частный, бытовой мир. Он прославляет спокойную жизнь на лоне природы, мудрую умеренность, «золотую середину» во всём. К этому призывал и Гораций – любимый др.-римский поэт. Как Гораций в оде «К Мельпомене», как позже Пушкин, а за ним и другие поэты, так и Державин, раздумывая о сделанном им в поэзии, пишет о созданном им «нерукотворном памятнике».

3. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Памятник» обучающимся

4. Комментирование старославянских слов и выражений

Слайд 14

- Прокомментируйте слова и выражения: тлен, по смерти станет жить, доколь славянов род вселенна будет чтить, от Белых вод до Чёрных, Рифей, в народах неисчётных, в забавном русском слоге, добродетели Фелицы, беседовать о Боге, истину царям с улыбкой говорить, чело своё зарёй бессмертия венчай.

5. Аналитическая беседа

- Какова тема этого стихотворения? (бессмертие поэта – в памяти людей, и это его памятник)

- Прокомментируйте развёрнутую метафору в первой строфе.

( противопоставление металла, пирамид и - памятника, возведённого себе поэтом. Первые – могут разрушиться, а творчество поэта останется в памяти народа)

- В чём лирический герой видит свою заслугу перед Отечеством? Как он оценивает своё поэтическое новаторство? Прокомментируйте переклички «Памятника» с одами «Фелица», «Бог», «Властителям и судиям».

- Найдите слова высокого стиля и объясните их смысловую роль. (помогают восхвалить поэтическое творчество)

- Объясните смысл последней строфы и её функцию в стихотворении.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

- Державин понимает свою роль в литературе, без ложной скромности говорит музе о бессмертии своей поэзии. Давайте обобщим: в чём заслуги поэта перед русской поэзией.

1) Самостоятельная письменная работа с самопроверкой по эталону ( вначале проговаривают устно )

Слайд 15

Запишите те положения, в которых раскрывается вклад Державина в развитие русской литературы

а) в оде прославлял не только великих людей, но и красоту родной земли, её богатства, мир и развитие науки;

б) соединил высокую и низкую лексику, называя это «забавным русским слогом»;

в) приблизил поэзию к жизни (описание быта, конкретных примет времени, картин сельской жизни);

г) внёс в поэзию личностное начало (писал в стихах о самом себе);

д) проповедовал идеи просвещённой монархии и выполнения каждым долга перед государством;

е) провёл очищение русского языка от многих непонятных людям старославянских слов;

ж) в жанр оды внёс сатирическое содержание;

з) пропагандировал в своих стихах идею развития отечественной науки.

2) Слово учителя:

- Державин совершил подлинный переворот в литературе , во многом разрушив каноны классицизма.

    Его поэзия гражданственна: в своих одах он и поучал с улыбкой царей, и предавал позору тех «властителей и судей», которые не исполняют гражданский долг, нарушают законы, воспел русских героев: Румянцева, Суворова, подвиги русских солдат; он утверждал бессмертие настоящего творца (поэта, художника, любого человека, что-то сделавшего для людей): это бессмертие - в памяти народа;

    связал поэзию с жизнью (быт, природа, детали времени);

    первым в стихах заговорил о самом себе, своих чувствах и пристрастиях;

    язык его стихов отличается простотой, порой юмором.

Поэзия Державина стала истоком творчества таких разноплановых поэтов, как Рылеев, Пушкин, Некрасов, Тютчев. Ораторские интонации стиха Державина в новых условиях развиты Маяковским. Державинское творчество завершает развитие всей нашей поэзии XVIII столетия и вместе с тем зажигает блестящую зарю новой русской поэзии.

И вся его жизнь для современников и для нас, далеких потомков, являет собой пример служения Отечеству. Кем бы он ни был: простым солдатом, губернатором, секретарем, министром юстиции, он, несмотря на противодействие властей, страстно хлопочет о благополучии народа, о справедливости законов, по которым живет народ.

Актуальна ли его поэзия сегодня?

6. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью нашего урока было знакомство с произведениями гражданской тематики в поэзии Державина.

Достигли вы поставленной цели?

С какими стихотворениями мы познакомились?

Как вы оцениваете свою работу?

Слайд 16

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 Выучить стихотворения «Властителям и судиям» или «Памятник» наизусть.

2.Письменно ответить на один из вопросов:

1) Что считает своей заслугой перед читателями Державин в стихотворении «Памятник»?

2) В чём актуальность в настоящее время оды Державина «Властителям и судиям»?

3) Чем мне интересен поэт Г.Р.Державин?»