План по рассказу станционный смотритель. Сочинение на тему: Станционный смотритель А.С




Тема « Почитай отца твоего и мать твою…» (Нравственная проблематика повести А.С. Пушкина « Станционный смотритель».

Цели и задачи урока:

    Проанализировать повесть.

    Обсудить проблемы, поднимаемые автором.

    Дать характеристику героям, их поступкам.

    Сопоставить историю Дуни с притчей о блудном сыне.

    Дать толкование понятиям «НРАВСТВЕННОСТЬ», « ПРИТЧА», «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», «ДИКТАТОР»?

    Обсудить заранее приготовленные обложки к повести.

Оборудование урока:

    Текст повести.

    Оформление доски.

    Карточки для словарной работы (НРАВСТВЕННОСТЬ,ПРИТЧА,МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК).

    Карточки с текстом поучения Святителя Тихона Задонского.

    Иллюстрации к « Притче о блудном сыне», портреты главных героев, взятые из кинофильма. (Репродукции Рубенса, Рембранта).

ХОД УРОКА.

Сегодня мы завершаем наш разговор по творчеству А.С.Пушкина. А завершим мы его анализом замечательного произведения «Станционный смотритель».

Откройте тетради и запишите число и тему…

Давайте обратимся к теме урока. Как вы понимаете смысл слова « ПОЧИТАЙ»? (ученики предлагают свои варианты).

Итог обсуждения запись в тетради определения « почитай-уважай, люби, помогай.

Как понимаете смысл « нравственный», «нравственная проблематика»? Какие нравственные проблемы можете назвать? (Добро, зло, милосердие,любовь, счастье и др.)

Т.о, нравственные проблемы- это проблемы, связанные с духовной жизнью человека. Вся наша жизнь подчинена определенным законам. Есть научные законы: математики, физики… А есть законы жизни- нравственные законы: что есть добро, что есть зло? Кого надо любить, а кого –ненавидеть?

Без знания этих законов человеку будет трудно жить среди людей, разобраться в трудных жизненных ситуациях…

Ребята, а где мы можем найти ответы на эти вопросы?(обсуждение). Вывод- Библия, художественная литература, сама жизнь.

Одна из очень важных, вечных проблем –это взаимоотношение отцов и детей, отношение детей к своим родителям. Разобраться в этом вопросе нам поможет повесть Пушкина.

Давайте сначала узнаем историю создания повести.(сообщение ученика).

(Повесть входит в цикл повестей Белкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткий период: с 9 сентября по 20 октября. Кроме « Станционного смотрителя» сюда вошли повести: « Выстрел», « Метель», « Гробовщик», « Барышня- крестьянка». Цикл предворяет предисловие « От издателя». Роль издателя, вероятно, Пушкин взял на себя, обозначив инициалы «А.П.»; авторство же приписал провинциальному помещику Иван Ивановичу Белкину.

В роли рассказчика выступает И.И. Белкин, потом несколько «особ», будто бы поведавших ему свои истории, герои историй и, наконец, сам Пушкин.

Итак, давайте обратимся к повести. Прочитаем эпиграф.

Кто такой « ДИКТАТОР»? (Обсуждение вариантов).

Вывод записываем в тетради « Правитель, пользующийся неограниченной властью».

Можем мы назвать Вырина – диктатором? (Конечно же нет, здесь грустная авторская ирония).

А кто такой Вырин? (Станционный смотритель).

Давайте послушаем сообщение о профессии главного героя.(Сообщение ученика).

Во времена Пушкина люди делились в соответствии с « Табелем о рангах». Вырин занимает самую низкую строку табеля

А как зовут главного героя?

Ничего вас в имени не насторожило? (Самсон- это библейский богатырь!!!)

А что узнаем о главном герое? Чтение со слов «… Кто не проклинал… до…следующего по казенной надобности».

Что мы можем сказать о положении Самсона Вырина в обществе? (Маленький человек).

Удивительно, но Пушкин делает героем своего произведения МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА, обращает внимание на его внутренние переживания, его чувства. К этой проблеме позже обратятся в своем творчестве и другие писатели: Гоголь, Достоевский и др.

Мы еще вернемся к главному герою, а сейчас давайте обсудим, почему же проблема взаимоотношения отцов и детей важная, вечная, актуальная?

Как дети должны относиться к своим родителям?(Ученики обсуждают).

Вот видите, вроде бы все ясно,просто. Но почему же этот вопрос так волнует писателя? Слова эпиграфа взяты из Библии. Этот вопрос интересует не только писателей, но и служителей церкви. Давайте обратимся к работе одного из служителей церкви Тихона Задонского (Текст у каждого ученика. Читает подготовившийся ученик).

« Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Всякое убо почтение отдавай, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, и буде им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяния тебе показанное, воздать не сможешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй им сердечную благодарность через все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны.

Почтение сие в том состоит: любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними предстоять, в случае честнейшее место им отдавать, когда говорят- слов их не прерывать…, дела никакого без них не начинать, ничего пред ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести».

Давайте переведем на современный язык слова Тихона Задонского. (Почитать родителей- это любить их, говорить о них уважительно, вставать перед ними, стоять перед сидящими,предоставлять лучшее место, не говорить одновременно с ними,не начинать дела без их согласия, не делать того, за что им будет стыдно.

Мысленно ответьте на вопрос, а вы почитаете родителей так, как написано в поучении?

Вернемся к нашему герою. От кого мы узнаем историю Вырина?(И.И. Белкина).

Каким предстает главный герой? Что мы узнаем о его жизни? (Можно использовать цитаты из текста).

Где живет герой? Что привлекло ваше внимание?(« КАРТИНКИ» на стене, из «Притчи о блудном сыне».)

Вспомним сюжет притчи. Что такое « притча»? (- поучение, иносказание).

Что такое «блуд»? Как понимаете?(- уклонение от прямого пути).

Сообщение ученика (краткое содержание притчи).

В чем смысл притчи? (Возвращение блудного сына – великое счастье отцу).

В словаре В. И. Даля есть такая пословица « Блудный сын – ранняя могила отцу». Согласны вы с этим утверждением?

Сопоставление « картинок»: 1- Блудный сын просит благословения; 2- Развратная жизнь; 3- Пасет свиней; 4 –Возвращение блудного сына.

Похожа история Дуни с историей блудного сына?

В чем самое главное различие? (Дуня не застала отца в живых- позднее раскаяние).

Почему Пушкин называет иллюстрации « КРТИНКИ»?(Дуня никогда не задумывалась над их смыслом, для нее –это просто часть декора!!!)

Каким мы видим Самсона Вырина во второй приезд рассказчика? Легко нам узнать главного героя? Что произошло за это время? (Беда сломила Самсона Вырина, он пьет, он потерял смысл жизни, любовь, саму жизнь).

Что добило Самсона Вырина? Что плохого, что его дочь удачно вышла замуж? (Приезд в город, встреча с Минским. По тексту «…Минский вышел к нему в халате…)

Что больше всего возмутило вас в поведении Минского (Деньги).

БЕДНЯК, « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ОСТАЛСЯ «Маленьким человеком»: его оскорбили, растоптали, унизили… Но все же денег не взял!!! Почему?

ДОЧЬ, ЛЮБОВЬ,СЕМЬЮ КУПИТЬ И ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ!!! НЕ ВСЕ В ЖИЗНИ ПРОДАЕТСЯ И ПОКУПАЕТСЯ! !! МИНСКИЙ ЭТОГО НЕ ПОНИМАЕТ, А « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЗНАЕТ! ДА, ОН БЕДЕН, ДА, ОН ВНИЗУ ТАБЕЛЯ, НО МОРАЛЬНО ОН ВЫШЕ, ОН ЛУЧШЕ РАЗБИРАЕТСЯ В НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ ЖИЗНИ!!!

Все же, почему главный герой не рад счастью дочери?(История Дуни –это, скорее, исключение их правил. Чаще всего такие истории кончались трагически. Вырин хорошо знает законы, по которым живет общество. Ему тяжело поверить в любовь богатого и бедной).

Как вы оцениваете поступок Дуни?

Дуня приносит отца в жертву своему счастью: она богата,любима, у нее семья… Но счастлива она, по вашему мнению?

Обратимся к финалу повести. Чтение со слов « ЗНАЛ ЛИ ТЫ ПОКОЙНИКА….»

Почему историю конца смотрителя рассказывает ребенок? Случайно это, по вашему мнению?(Из рассказа мальчика мы узнаем, как дети любили Самсона Вырина, каким он был добрым, возился с ними… Он мог быть хорошим дедушкой…Но дети Дуни уже не узнают этого…).

Ребята, в Писании сказано: « Зло, посеянное в детях, умножится во внуках». Как понимаете смысл?

Кто, по вашему, виноват в трагедии Вырина? Только ли Дуня? (Обсуждение).

Наверное, и отец виноват в чем-то. Ведь Дуня его дочь, он ее воспитал такой.

Один литературовед сказал: « Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том

Как сложится судьба его дочери». М. Гершензон

Согласны вы?

Попытайтесь дописать счастливый финал. Как бы сложилась судьба героев?

Давайте подведем итог нашего разговора.

Какую нравственную проблему поднимает Пушкин?

О чем заставила задуматься повесть?

В чем ее актуальность?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите обращение к своим сверстникам о том, как необходимо относиться к родителям.

2 Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его доче­рью Дуней.

3 Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина.

4 История, рассказанная смотрителем:

а) приезд гусара, его мнимая болезнь;
б) исчезновение Дуни;
в) поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие - его дочь живет на содержании у гусара;
г) гусар выгоняет отца, тот ищет встречи с дочерью;
д) дочь напугана появлением отца, гусар запретил ему искать новой встречи;
е) отец, отказавшись от дальнейшей борьбы за дочь, уезжает обратно.

5 В свой последний приезд путешественник узнает, что ста­рый смотритель умер.

6 Рассказ мальчика, что на могилу приезжала молодая ба­рыня, в которой узнаваема Авдотья Самсоновна.
Краткое содержание

Повесть начинается с рассуждений рассказчика о судьбе стан­ционного смотрителя. «Кто не проклинал их, кто с ними не бра­нился? Что такое станционный смотритель? Сущий мученик че­тырнадцатого класса, огражденный своим чином только от побо­ев». Все неприятности, накопленные во время скучной езды, путешественник стремится выместить на смотрителе. Входя в его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага, и горе - если не нашлось нужных лошадей. Рассказчик отмечает, что в течение двадцати лет поездил по России по всем направлениям и почтовым трактам, знал в лицо многих ямщиков и водил друж­бу со многими станционными смотрителями. Он уверяет, что это люди скромные, услужливые, не слишком сребролюбивые и склонные к общежитию. И очень жаль, что многие проезжаю­щие пренебрегают общением с ними.

В мае 1816 года рассказчик проезжал по делам на переклад­ных по тракту, ныне уничтоженному. День был жаркий. В трех верстах от одной станции стало накрапывать, и через минуту путешественник вымок до нитки. По приезде на станцию у него было две заботы - переодеться и спросить себе чаю. Смотритель позвал дочь Дуню поставить самовар и сходить за сливками. Кра­сота четырнадцатилетней девочки поразила путешественника. Отец тем временем, расхваливая дочку, принялся переписывать подо­рожную. Приезжий стал рассматривать смиренную, но опрятную обитель смотрителя и его дочери, а особенно картинки на стенах. Они изображали библейскую историю блудного сына.

Дуня воротилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею. Затем без вся­кой робости вступила с приезжим в разговор, ответив на интере­сующие его вопросы. Рассказчик вспоминает, что предложил смотрителю стакан пуншу, а Дуне - чашку чая, и вскоре все трое уже беседовали как старые знакомые.

Лошади были давно готовы, а расставаться со смотрителем и его дочкой-красавицей рассказчику не хотелось. Наконец он все же отправился в путь, а Дуня проводила его до телеги. Рассказ­чик попросил разрешения у Дуни поцеловать ее и долго вспоми­нал этот поцелуй как один из самых приятных в своей жизни.

Через несколько лет обстоятельства снова привели рассказчи­ка в те же самые места. Он вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался возможности снова увидеть ее. В то же время его беспокоило, что за это время все могло измениться: смотритель мог быть сменен, а дочь - быть уже замужем. Подъезжал путе­шественник к станции с печальным предчувствием.

Войдя в комнату, он увидел совсем другую картину. Вроде бы обстановка прежняя, но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд очередного проезжающего его разбудил. Это был он, Самсон Вырин, но очень постаревший. Три или четыре года превратили бодрого мужчину в хилого старика. Все попытки вы­яснить судьбу Дуни ни к чему не привели, отец все отмалчивал­ся, а то и вовсе делал вид, что он не слышал вопроса. Лишь после стакана рома смотритель сделался разговорчивее и пове­дал о своем горе…

Дуню, его дочь, умницу, все только хвалили. Барыни ее ода­ривали подарками, а многие проезжающие останавливались вро­де бы для того, чтобы пообедать, а на самом деле - чтобы на нее поглядеть. Бывало, самый сердитый барин при ней утихал и ми­лостиво разговаривал со смотрителем. На Дуне весь дом держал­ся. А уж сам отец ее как любил! Но чему быть, того не миновать. Три года тому назад, в зимний вечер подъехала тройка, и проез­жий в черкесской шапке и военной шинели вошел в комнату, тре­буя лошадей. Лошадей не оказалось, и, как обычно, путешествен­ник повысил голос. Дуня, привыкшая к подобным сценам, выбе­жала на шум. При ее появлении гнев проезжего прошел, он зака­зал себе ужин. Сняв шинель и шапку, усевшись за стол, путник явился молодым стройным гусаром с черными усиками. Тут подо­спели свободные лошади, и смотритель велел их запрягать в ки­битку проезжего, но отъезд был невозможен. Самсон Вырин на­шел молодого человека лежащим на лавке без памяти.

Смотритель уступил гусару свою кровать, решив, если завтра ему не будет лучше, послать в город за лекарем.

Наутро проезжему стало хуже. Приехал лекарь. Дуня от боль­ного не отходила. Гусар переговорил с лекарем по-немецки, пос­ле чего тот по-русски объявил, что больному нужно спокойствие и что его отъезд невозможен. После чего отобедал с гусаром и получил деньги за визит.

Через день молодой человек совсем оправился и приготовился к отъезду. День был воскресный, Дуня собиралась к обедне. Гу­сар простился со смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение, и предложил подвезти Дуню до церкви. Она стояла в, недоумении, но отец сказал, что бояться нечего. Дуня села в кибитку, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, как он мог разрешить своей Дуне поехать с гусаром. Уже через полчаса его сердце начало ныть так, что он не утерпел и сам поехал к церкви. Служба за­кончилась, но Дуни не было. Дьячок ответил, что к обедне она не приходила. Отец надеялся, что дочь поехала на следующую станцию, где жила ее крестная. Но через пару дней вернулся ямщик, который вез гусара, и сообщил, что Дуня отправилась с приезжим далее.

Теперь смотритель, сопоставив все обстоятельства, понял, что болезнь гусара была притворная. Старик от расстройства сразу слег, заболев горячкой. Лечил Самсона Вырина тот же самый ле­карь. Он признался, что молодой человек был совсем здоров. Правду говорил немец или лукавил - неизвестно, но убитого горем отца нисколько не утешил.

Едва оправившись от болезни, смотритель решил отправиться пешком за своей дочерью. Из подорожной он знал, что гусар - ротмистр Минский, и ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез гусара, говорил, что Дуня всю дорогу плакала. Вы­рин надеялся вернуть домой свою заблудшую овечку.

Приехав в Петербург, смотритель остановился в Измайлов­ском полку у своего старого сослуживца. Вскоре он узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель тут же решил к нему отправиться.

Рано утром пришел он в дом Минского, и попросил слугу доло­жить, что старый солдат просит с ним увидеться. Слуга ответил, что барин раньше одиннадцати часов не принимает. В назначен­ное время ротмистр вышел к нему сам в халате и спросил, что старику надо. Сердце Вырина закипело, и он со слезами на гла­зах просил вернуть его дочь, не губить понапрасну, гусар ведь вдоволь натешился ею. Минский в замешательстве ответил, что он действительно виноват, но Дуню не отдаст. Она любит его и будет с ним счастлива. К тому же Дуня успела отвыкнуть от прежней жизни. С этими словами ротмистр сунул старику что-то за рукав и выставил на улицу.

На улице смотритель постоял неподвижно, потом опомнился и увидел за обшлагом своего рукава деньги. В негодовании швыр­нул их на мостовую, но затем пожалел об этом. Однако было позд­но - деньги подобрал молодой человек, стремительно поймав­ший извозчика и скрывшийся с глаз.

Смотритель решил не отправляться домой, пока не увидит Дуню. Хотел снова встретиться с ротмистром, но лакей его вы­толкал за дверь. Все-таки он нашел квартиру, в которой жила его дочь, и попытался к ней попасть. На его звонок дверь открыла молодая служанка и спросила, зачем ему нужна Авдотья Самсо­новна. Смотритель, ничего не говоря, вошел в залу. В прекрасно убранной комнате он увидел свою дочь, одетую по последней моде. В кресле сидел гусар, а Дуня, сидя на спинке кресла, наматыва­ла его черные кудри на свои пальцы.

Дуня спросила, кто пришел, и, не получив ответа, подняла голову вверх. Увидев отца, она с криком упала на ковер. Испуган­ный Минский кинулся ее поднимать, но, увидев смотрителя, подошел к нему, дрожа от гнева. Стиснув зубы, спросил, что это он за ним всюду крадется, не зарезать ли хочет. После этого вытолкал старика на лестницу.

Приятель советовал Вырину жаловаться, но смотритель ре­шил отступиться. Он вернулся домой и через два дня снова при­нялся за свою должность.

Вот уже третий год после описываемых событий Вырин живет один, без Дуни, не имея никаких известий от нее.

Закончил смотритель свой печальный рассказ размышления­ми о том, что «много их, молоденьких дур, в Петербурге сегод­ня в шелках да в атласе ходит, а назавтра улицу метут».

Рассказ Вырина очень тронул сердце собеседника. Расставшись с ним, путешественник долго не мог забыть этой печальной исто­рии и думал о бедной Дуне.

Спустя некоторое время рассказчик снова оказался в тех же местах. Никто не знал, жив или нет старый смотритель, поэтому он решил посетить село, в котором находилась станция Самсона Вырина.

Подъехав к почтовому домику, путешественник остановился. Из сеней вышла толстая баба и сказала, что смотритель уже с год как умер, спился. Хозяйский сын проводил путешественни­ка на кладбище и указал могилу Вырина.

По дороге мальчик рассказал, что однажды к ним приезжала прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами. Когда ей ска­зали, что старый смотритель умер, барыня заплакала, затем ве­лела детям сидеть смирно, а сама пошла на кладбище. Легла на могилу смотрителя и долго лежала. Потом призвала попа, дала ему денег и поехала, и мальчишке дала пятак серебром - слав­ная барыня!

Путешественник тоже дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о деньгах, истраченных им на дорогу.

Конспект урока по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". К материалам урока прилагается компьютерная презентация, разбитая на 3 части. Музыкальный файл в презентации отсутствует. (Можно скачать отдельно)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» (7 класс)

Цели:

образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;

развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

воспитательные: воспитание нравственных понятий; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя:

В русской литературе существует выражение «маленький человек».

Какое значение имеет это понятие?

Каковы особенности изображения «маленького человека» в художественном произведении?

Какие чувства вызывает у читателя этот образ?

На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем уроке.

Для этого обратимся к повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». В русской литературе она занимает особое место. Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды, боль и страдания «маленького человека».

С нее в русской литературе начинается тема «униженных и оскорбленных», тема «бедных людей», которая затем привлечет внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

Описание 1 слайда:

Итак, тема нашего урока «Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Описание 2 слайда:

Перед вами портрет писателя - «А.С.Пушкин» работы художника Тропинина и обложка повести «Станционный смотритель».

Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить. со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что Самсон Вырин и похоронен на местном кладбище.

Описание 3 слайда:

Сейчас здесь располагается музей «Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка и интерьер музея воссозданы по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Переступив порог музея, мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Музей «Дом станционного смотрителя» находится в Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра.

В музее литературных героев словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой гусар Минский и Самсон Вырин, станционный смотритель, - главный герой повести и нашего урока.

Давайте посмотрим, каким же предстают в повествовании образы станционных смотрителей.

Выразительное чтение текста (с.96-97).

Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

Каким мы увидели его впервые? (С.99)

Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).

Записи в тетрадях:

1 встреча 2 встреча

свежий седина

бодрый морщины

мужчина небритое лицо

Сгорбленная спина

Хилый старик

Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления?

Запись понятия «антитеза».

Чем были вызваны эти перемены?

Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Жалость, сочувствие его горю.)

Описание 4 слайда:

Каким вы видите Самсона Вырина в эпизоде приезда Минского?

(Робкий, слабый, забитый, беспомощный. униженный. бесправный; но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства.)

Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства (с.105).

Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.

Описание 5 слайда:

А теперь посмотрите на иллюстрацию «Станционный смотритель». Самсон Вырин в доме Минского. Художник М.Добужинский. 1905 г.

Какой эпизод изобразил художник?

Сумел ли он передать чувства героя?

Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?

Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)

Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?

Учитель вводит понятие «маленький человек». Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Описание 6 слайда:

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный, обладающий высокими душевными и духовными качествами.

Самсон Вырин возвращается домой, но чувство тревоги не покидает его. Почему? Ведь он видел: Дуня счастлива с Минским. Неужели только под действием картинок о возвращении блудного сына смотритель решил, что Дуня должна погибнуть?

Описание 7 слайда:

Возвращение блудного сына. Гравюра Г.Доре. (Поль Гюстав Доре. Французский гравер, иллюстратор, живописец. 06.01.1832 - 23.01.1883)

Описание 8 слайда:

«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса…»

Как объяснить его слова? Вырин понимает, что Дуня и Минский принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит ей трагедией. Но трагичной оказывается судьба самого героя. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

Описание 9 слайда:

Звучит музыка. На экране иллюстрации М.Добужинского и Д.Шмаринова «Дуня на могиле отца».

Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убежденный в том. что Дуня не может быть счастлива с Минским. В этом его трагедия и трагедия таких, как он, маленьких людей, живущих в жестоком, несправедливом мире с очень «удобным» правилом: чин чина почитай.

А теперь проверим, что вам удалось понять на сегодняшнем уроке, выполнив тест.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

План

  1. Лирическое отступление автора о станционных смотрите-лях, его размышления об этом сословии.
  2. Знакомство рассказчика на одной из почтовых станций со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его доче-рью Дуней.
  3. Новая встреча рассказчика и Самсона Вырина.
  4. История, рассказанная смотрителем:
    1. приезд гусара, его мнимая болезнь;
    2. исчезновение Дуни;
    3. поиски Дуни в Петербурге, неприятное открытие — его дочь живет на содержании у гусара;
    4. гусар выгоняет отца, тот ищет встречи с дочерью;
    5. дочь напугана появлением отца, гусар запретил ему искать новой встречи;
    6. отец, отказавшись от дальнейшей борьбы за дочь, уезжает обратно.
  5. В свой последний приезд путешественник узнает, что ста-рый смотритель умер.
  6. Рассказ мальчика, что на могилу приезжала молодая ба-рыня, в которой узнаваема Авдотья Самсоновна.

Повесть начинается с рассуждений рассказчика о судьбе стан-ционного смотрителя. «Кто не проклинал их, кто с ними не бра-нился? Что такое станционный смотритель? Сущий мученик че-тырнадцатого класса, огражденный своим чином только от побо-ев». Все неприятности, накопленные во время скучной езды, путешественник стремится выместить на смотрителе. Входя в его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага, и горе — если не нашлось нужных лошадей. Рассказчик отмечает, что в течение двадцати лет поездил по России по всем направлениям и почтовым трактам, знал в лицо многих ямщиков и водил друж-бу со многими станционными смотрителями. Он уверяет, что это люди скромные, услужливые, не слишком сребролюбивые и склонные к общежитию. И очень жаль, что многие проезжаю-щие пренебрегают общением с ними.

В мае 1816 года рассказчик проезжал по делам на переклад-ных по тракту, ныне уничтоженному. День был жаркий. В трех верстах от одной станции стало накрапывать, и через минуту путешественник вымок до нитки. По приезде на станцию у него было две заботы — переодеться и спросить себе чаю. Смотритель позвал дочь Дуню поставить самовар и сходить за сливками. Кра-сота четырнадцатилетней девочки поразила путешественника. Отец тем временем, расхваливая дочку, принялся переписывать подо-рожную. Приезжий стал рассматривать смиренную, но опрятную обитель смотрителя и его дочери, а особенно картинки на стенах. Они изображали библейскую историю блудного сына.

Дуня воротилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею. Затем без вся-кой робости вступила с приезжим в разговор, ответив на интере-сующие его вопросы. Рассказчик вспоминает, что предложил смотрителю стакан пуншу, а Дуне — чашку чая, и вскоре все трое уже беседовали как старые знакомые.

Лошади были давно готовы, а расставаться со смотрителем и его дочкой-красавицей рассказчику не хотелось. Наконец он все же отправился в путь, а Дуня проводила его до телеги. Рассказ-чик попросил разрешения у Дуни поцеловать ее и долго вспоми-нал этот поцелуй как один из самых приятных в своей жизни.

Через несколько лет обстоятельства снова привели рассказчи-ка в те же самые места. Он вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался возможности снова увидеть ее. В то же время его беспокоило, что за это время все могло измениться: смотритель мог быть сменен, а дочь — быть уже замужем. Подъезжал путе-шественник к станции с печальным предчувствием.

Войдя в комнату, он увидел совсем другую картину. Вроде бы обстановка прежняя, но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд очередного проезжающего его разбудил. Это был он, Самсон Вырин, но очень постаревший. Три или четыре года превратили бодрого мужчину в хилого старика. Все попытки вы-яснить судьбу Дуни ни к чему не привели, отец все отмалчивал-ся, а то и вовсе делал вид, что он не слышал вопроса. Лишь после стакана рома смотритель сделался разговорчивее и пове-дал о своем горе…

Дуню, его дочь, умницу, все только хвалили. Барыни ее ода-ривали подарками, а многие проезжающие останавливались вро-де бы для того, чтобы пообедать, а на самом деле — чтобы на нее поглядеть. Бывало, самый сердитый барин при ней утихал и ми-лостиво разговаривал со смотрителем. На Дуне весь дом держал-ся. А уж сам отец ее как любил! Но чему быть, того не миновать. Три года тому назад, в зимний вечер подъехала тройка, и проез-жий в черкесской шапке и военной шинели вошел в комнату, тре-буя лошадей. Лошадей не оказалось, и, как обычно, путешествен-ник повысил голос. Дуня, привыкшая к подобным сценам, выбе-жала на шум. При ее появлении гнев проезжего прошел, он зака-зал себе ужин. Сняв шинель и шапку, усевшись за стол, путник явился молодым стройным гусаром с черными усиками. Тут подо-спели свободные лошади, и смотритель велел их запрягать в ки-битку проезжего, но отъезд был невозможен. Самсон Вырин на-шел молодого человека лежащим на лавке без памяти.

Смотритель уступил гусару свою кровать, решив, если завтра ему не будет лучше, послать в город за лекарем.

Наутро проезжему стало хуже. Приехал лекарь. Дуня от боль-ного не отходила. Гусар переговорил с лекарем по-немецки, пос-ле чего тот по-русски объявил, что больному нужно спокойствие и что его отъезд невозможен. После чего отобедал с гусаром и получил деньги за визит.

Через день молодой человек совсем оправился и приготовился к отъезду. День был воскресный, Дуня собиралась к обедне. Гу-сар простился со смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение, и предложил подвезти Дуню до церкви. Она стояла в, недоумении, но отец сказал, что бояться нечего. Дуня села в кибитку, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, как он мог разрешить своей Дуне поехать с гусаром. Уже через полчаса его сердце начало ныть так, что он не утерпел и сам поехал к церкви. Служба за-кончилась, но Дуни не было. Дьячок ответил, что к обедне она не приходила. Отец надеялся, что дочь поехала на следующую станцию, где жила ее крестная. Но через пару дней вернулся ямщик, который вез гусара, и сообщил, что Дуня отправилась с приезжим далее.

Теперь смотритель, сопоставив все обстоятельства, понял, что болезнь гусара была притворная. Старик от расстройства сразу слег, заболев горячкой. Лечил Самсона Вырина тот же самый ле-карь. Он признался, что молодой человек был совсем здоров. Правду говорил немец или лукавил — неизвестно, но убитого горем отца нисколько не утешил.

Едва оправившись от болезни, смотритель решил отправиться пешком за своей дочерью. Из подорожной он знал, что гусар — ротмистр Минский, и ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез гусара, говорил, что Дуня всю дорогу плакала. Вы-рин надеялся вернуть домой свою заблудшую овечку.

Приехав в Петербург, смотритель остановился в Измайлов-ском полку у своего старого сослуживца. Вскоре он узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель тут же решил к нему отправиться.

Рано утром пришел он в дом Минского, и попросил слугу доло-жить, что старый солдат просит с ним увидеться. Слуга ответил, что барин раньше одиннадцати часов не принимает. В назначен-ное время ротмистр вышел к нему сам в халате и спросил, что старику надо. Сердце Вырина закипело, и он со слезами на гла-зах просил вернуть его дочь, не губить понапрасну, гусар ведь вдоволь натешился ею. Минский в замешательстве ответил, что он действительно виноват, но Дуню не отдаст. Она любит его и будет с ним счастлива. К тому же Дуня успела отвыкнуть от прежней жизни. С этими словами ротмистр сунул старику что-то за рукав и выставил на улицу.

На улице смотритель постоял неподвижно, потом опомнился и увидел за обшлагом своего рукава деньги. В негодовании швыр-нул их на мостовую, но затем пожалел об этом. Однако было позд-но — деньги подобрал молодой человек, стремительно поймав-ший извозчика и скрывшийся с глаз.

Смотритель решил не отправляться домой, пока не увидит Дуню. Хотел снова встретиться с ротмистром, но лакей его вы-толкал за дверь. Все-таки он нашел квартиру, в которой жила его дочь, и попытался к ней попасть. На его звонок дверь открыла молодая служанка и спросила, зачем ему нужна Авдотья Самсо-новна. Смотритель, ничего не говоря, вошел в залу. В прекрасно убранной комнате он увидел свою дочь, одетую по последней моде. В кресле сидел гусар, а Дуня, сидя на спинке кресла, наматыва-ла его черные кудри на свои пальцы. Материал с сайта

Дуня спросила, кто пришел, и, не получив ответа, подняла голову вверх. Увидев отца, она с криком упала на ковер. Испуган-ный Минский кинулся ее поднимать, но, увидев смотрителя, подошел к нему, дрожа от гнева. Стиснув зубы, спросил, что это он за ним всюду крадется, не зарезать ли хочет. После этого вытолкал старика на лестницу.

Приятель советовал Вырину жаловаться, но смотритель ре-шил отступиться. Он вернулся домой и через два дня снова при-нялся за свою должность.

Вот уже третий год после описываемых событий Вырин живет один, без Дуни, не имея никаких известий от нее.

Закончил смотритель свой печальный рассказ размышления-ми о том, что «много их, молоденьких дур, в Петербурге сегод-ня в шелках да в атласе ходит, а назавтра улицу метут».

Рассказ Вырина очень тронул сердце собеседника. Расставшись с ним, путешественник долго не мог забыть этой печальной исто-рии и думал о бедной Дуне.

Спустя некоторое время рассказчик снова оказался в тех же местах. Никто не знал, жив или нет старый смотритель, поэтому он решил посетить село, в котором находилась станция Самсона Вырина.

Подъехав к почтовому домику, путешественник остановился. Из сеней вышла толстая баба и сказала, что смотритель уже с год как умер, спился. Хозяйский сын проводил путешественни-ка на кладбище и указал могилу Вырина.

По дороге мальчик рассказал, что однажды к ним приезжала прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами. Когда ей ска-зали, что старый смотритель умер, барыня заплакала, затем ве-лела детям сидеть смирно, а сама пошла на кладбище. Легла на могилу смотрителя и долго лежала. Потом призвала попа, дала ему денег и поехала, и мальчишке дала пятак серебром — слав-ная барыня!

Путешественник тоже дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о деньгах, истраченных им на дорогу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план описания обители станционный смотритель
  • последний приезд в дом смотрителя
  • план по литературы станционный смотритель
  • gkfy gj gjdtcnb cnfywbjyysq cvjnhbntkm
  • краткий план к произведению станционный смотритель

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя - Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.
Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня - красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня - Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

6 класс, 7 класс

В рассказе «Станционный смотритель» Пушкина А.С. главными героями являются: служащий человек Самсон Вырин и его дочь Дуня. Это произведение очень поучительное. В нем рассматривается вечный конфликт между родителями и детьми. Дети хотят жить самостоятельно, родители же не желают отпускать их из семьи.

Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.

Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.

Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.

Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.

Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.
Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.

Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.

Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Несколько интересных сочинений

  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности (А.С. Пушкин) Итоговое сочинение

    Преемственность поколений – один из важных элементов, связывающих общество воедино, позволяющих людям эффективно взаимодействовать друг с другом.

  • Анализ пьесы Бесприданница Островского

    Бесприданница – бедная девушка которая не получила приданного от своих родителей. Так как в те времена женщины не работали и ее должен был обеспечивать муж, бесприданнице очень сложно было найти жениха.

  • Сочинение про рыбалку

    Каждое лето мы с семьей на несколько месяцев переезжаем жить в деревню. Жалко, конечно, уезжать из города, где остаются все школьные товарищи, но я никогда не прошу оставить меня дома. Нет ничего прекраснее деревенской жизни!

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад Чехова

    Любовь Андреевна – главная героиня пьесы Чехова «Вишневый сад». Эта женщина является основным представителем женской половины дворянства того времени со всеми их пороками и положительными чертами.

  • Деревенская проза Шукшина кратко сочинение

    Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе. К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе