Программы по развитию произвольного внимания. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания




Инна Иванова
Психокоррекционная программа «Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития» (часть 1)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»

города Чебоксары Чувашской Республики

Психокоррекционная программа

на тему: «Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития»

Подготовила: воспитатель Гаврилова Инна Владимировна Чебоксары 2013

Пояснительная записка

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. Подготовка к открытию и начало деятельности этих школ повлекли за собой ряд исследований, как правило отражающих состояние познавательной деятельности детей с ЗПР (И. В. Лубовский, Н. А. Никашина, Т. В. Егорова, В. Л. Подобед, 3. М. Дунаева, В. И. Насонова, Г. Б. Шаумаров, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко, Г. М. Капустина, И. Ф. Марковская). Познавательную деятельность детей этой категории изучали многие зарубежные авторы. Но и вопросы, касающиеся особенности внимания детей с задержкой психического развитии, на данный момент не исчерпали своей актуальности.

Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение проблемным ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания.

Цель программы: коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи программы:

1. Развивать произвольное, слуховое, зрительное внимание.

2. Формировать концентрацию внимания.

3. Развивать объем внимания, запоминание.

Тактика психокоррекционной работы: проведение занятий 2 раза в неделю по 35-40 мин, в первую половину дня, в групповом помещении, с детьми 5-6 лет (старшего дошкольного возраста с ЗПР).

Форма организации занятия: подгрупповая (не более 6 детей).

Блоки программы: программа содержит 3 блока:

I. блок вводный

Цель: снятие мышечного напряжения, вызвать положительные эмоции, установить контакт.

II. блок основной

Цель: развитие и коррекция всех свойств внимания.

III. блок заключительный

Принципы, на которых построена психокоррекционная программа:

1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач.

2. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

3. Деятельностный принцип коррекции.

4. Принцип учета возраста, психологических и индивидуальных особенностей детей.

5. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка, к участию в психологической коррекции

7. Принцип программированного развития и коррекции.

8. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

9. Принцип учёта эмоциональной сложности материала.

Результаты по блокам:

I. блок - намеченный результат: ребенок должен расслабиться, успокоиться, если он встревожен, довериться психологу.

II.блок - намеченный результат: развить и корректировать основные свойства внимания у ребенка с ЗПР.

III.блок - намеченный результат: сделать выводы относительно составленной программы и ее влияние на коррекцию внимания ребенка с ЗПР.

Предполагаемый результат всей коррекционной программы: развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

II. Тематический план

I. блок «Давайте познакомимся»

Цель: снятие мышечного напряжения, вызвать положительные эмоции, привлечь внимание, установить контакт.

Занятие №1 «Здравствуйте»(40 мин)

Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся»-3

Игровое упражнение «Утром рано мы проснулись»-2

Игра в имена -5

Игра «Ку-ку-15

Игра «Мишка спрятался»-15

Занятие №2 «Дружные ребята» (41 мин)

Игра «Дружба начинается с улыбки»-3

Игра «Найди свое место»-15

Кукольный театр «Куда девался мяч?»-20

Игра «Что изменилось?»-3

Занятие №3 «Веселый денек» (35 мин)

Игра «Ручеек»-3

Задание «Чей это дом?»-5

Упражнение «Слушай команду»-5

Упражнение «Исключение лишнего»-10

Игра «Кого испугался охотник?»-12

Занятие №4 «На прогулке»(38 мин)

Игра «Путаница»-3

Кукольный театр «На прогулке»-25

Нанизывание колец по образцу -10

II. блок «Мы идем в гости»

Цель: развитие и коррекция основных свойств внимания.

Занятие №5 «В гостях у мышки» (38 мин)

Игра «Я вижу»-3

Игра «Не зевай»-10

Игра «Канон»-20

Релаксация «Поза покоя»-5

Занятие №6 «В гостях у птенчика» (34 мин)

Игра «Воробьи и вороны»-5

Кукольный театр «Покорми птичку»-23

Игровое упражнение «Будь внимательный»-6

Занятие №7 «В гостях у солнышка» (41 мин)

Игра «Цветок»-3

Игра «Съедобное-несъедобное»-10

Игра «Слушай звуки»-25

Релаксация «Поза покоя»-3

Занятие №8 «В гостях у мишки» (35 мин)

Упражнение «Руки-ноги»-5

Игра «Будь внимателен»-10

Игра «Кто знает, тот больше считает»-20

Занятие №9 «В гостях у белочки» (40 мин)

Игра «Слушай хлопки»-25

Игра «Разведчики» -10

Задание «Нарисуй круг и треугольник»-5

III. блок «Мы дома»

Цель: закрепление внимания, подведение итогов.

Занятие №10 «Отдыхаем» (38 мин)

Упражнение «Живое домино»-15

Игра «Зеваки»-20

Релаксация «Поза покоя»-3

Занятие №11 «Повторяем» (36)

Упражнение «Летает – не летает»-20

Упражнение «Исключение лишнего»-6

Задание «Найди два одинаковых предмета»-10

Занятие №12 «Расслабляемся» (37)

Игра «Передай клубочек»-3

Игра «Четыре стихии»-20

Игра «Море волнуется»-8

Игра «Волны»-3

Релаксация «Отдых на море»-3

Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для будущих учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы : развитие и коррекция внимания и памяти.

Участники программы – дети 6-7 лет.

Дети-участники программы набираются в группы по итогам диагностики

(методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Количество детей – 6-8 человек.

Количество занятий -17, продолжительность занятий -25 минут.

Прогнозируемый результат: у детей прошедших курс занятий по данной программе

  • повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
  • увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;
  • формируются приёмы запоминания;
  • повышается уровень развития смысловой памяти;
  • формируется самостоятельность в выполнении заданий

При оценке результатов работы по данной программе проводится повторная диагностика.

Упражнения и игры представлены в приложениях.

Содержание Количество часов
1. 1.Групповая работа.

"Найди отличия", "Летает - не летает" "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

"Графический диктант"

1
2 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Сравни картинки", “Съедобное - не съедобное”

Развитие и коррекция памяти

"Снежный ком", " Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Графический диктант"

1
3 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Цифровая таблица", "Топ- хлоп", "Найди отличия"

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Весёлые таблицы", “Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
4 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Птица - не птица", " Чего не стало"

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Графический диктант", "Корректурная проба"

1
5 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Цифровая таблица", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
6 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Бывает- не бывает", "Цифровая таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)

1
7 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Топ- хлоп", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки".

1
8 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Рыба, птица, зверь", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Корректурная проба"

1
9 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки"

1
10 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Найди отличия", "Не пропусти животное"

Развитие и коррекция памяти:

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
11 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Чего не стало "

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
12 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Что изменилось", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", " Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки"

1
13 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

" Топ-хлоп ", "Цифровая таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", "Опосредованная память"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Корректурная проба"

1
14 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", “ Рыба, птица, зверь "

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", "Пиктограммы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки"

1
15 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

" Разложи палочки также ", " Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни парочки", "Пиктограммы", " Запомни стихи по картинкам "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Графический диктант"

1
16 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", "Да и нет, не говорить"

Развитие и коррекция памяти:

"Пиктограммы", "Запомни стихи по картинкам"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Расставь значки"

1
17 Диагностическое занятие.

“Опосредованная память”,

“Корректурная проба”,

“Графический диктант”.

1
Итого 17

Литература

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Психодиагностика свойств внимания детей с ОВЗ должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное опи­сание произвольных когнитивных действий и реакций.

Для развития и коррекции внимания детей с была разработана программа, в основу которой положена работа Малашинской Л.И., и Осиповой А.А. В связи с особенностями детей программа рассчитана на 12 занятий, которые проходят 5 раз в неделю, длиться занятие 20 – 30 минут. Занятия по развитию внимания проводятся и индивидуальной и подгрупповой форме (подгруппа состоит из 3 – 4 человек)

Программа развития и коррекции внимания.

Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

    Развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения;

    Развитие сенсорного, слухового, моторно - двигательного внимания;

    Коррекция основных свойств внимания, устойчивости, концентрации, распределений, объема, сосредоточения;

    Повышение познавательного интереса;

    Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки

В структуру занятия включается:

I . Вводная часть (Разминка.)

Цель настроить ребенка на положительную работу.

    упражнения на переключение внимания: «ручеек»

    Развитие активного внимания: «Смотри на руки», «Слушай команду»

    Развитие наблюдательности, внимания «В магазине зеркал»

II . Основная часть:

Цель: коррекция основных видов и свойств памяти.

1. Развитие активного внимания: .«Слушай звуки», «Смотри на руки», «Слушай команду»

2. Развитие слухового внимания: «Четыре стихии», «Что слышно», «Испорченный телефон», «Кого назвали тот и лови», «Узнай по голосу»

3. Развитие сенсорного внимания: «Найди два одинаковых предмета», «В магазине зеркал», «Исключение лишнего».

4. Развитие моторно двигательного внимания: «Кто летает», «Совушка – Сова», «По новым местам».

5. Развитие произвольности внимания: «Найди все отличия», «Найди дорожку», «Выкладывание предложенного узора из палочек»

6. Развитие скорости внимания: «Кого назвали тот и лови», «Найди пять отличий».

7. Развитие концентрации внимания: «Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу», «Выкладывание узора из мозаики по образцу».

8. Развитие переключение внимания: «Найди пять отличий»

9. Развитие устойчивости внимания: .»Корова Маня и ее хозяйка».

10. Развитие объема внимания: .»Найди два одинаковых предмета»,«Кого испугался охотник?», «Срисовывание по клеточкам», «Нанизывание бусинок по образцу»

III . Заключительная часть:

Рефлексия проведенного занятия.

Занятие № 1

Задачи: настроить на работу; развитие активного внимания; развитие сенсорного внимания, объема внимания; развитие моторно – двигательного внимания.

    Вводная часть . (разминка)

Игра «Ручеек»

    Основная часть.

1. Игра «слушай звуки»,

цель: Развитие активного внимания

оборудование: Запись с высокими и низкими звуками

2. Задание «Найди два одинаковых предмета»

Цель: Развитие сенсорного внимания, объема внимания.

3. Игра «Кто летает?»

Цель: развитие моторно – двигательного внимания

Оборудование: Список названий предметов

    Завершающая .(рефлексия)

Развивающая программа

«Развития свойств внимания младших школьников»

Составитель:

Боленова Н.В.

педагог-психолог

МБОУ СОШ №2 г. Родники

г.Родники,2015

Пояснительная записка

Проблема изучения развития внимания на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это объясняется высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания. Данные факторы обусловливают необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Внимание является необходимым условием их успешного развития.

На уроках в начальной школе учителя часто призывают «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями педагоги в качестве объяснения неудач ученика часто используют фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности». Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки по «невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные как для учителя, так и для ученика. Кроме того, они являются предметом для упреков и недовольства со стороны родителей.

В учебно-познавательной работе школьников основную роль специалисты отводят вниманию. Ученику на всех этапах учебной деятельности необходимы сосредоточенность, направленность сознания на определенные предметы и явления. Допущение учеником ошибок при выполнении каких-либо заданий, непонимание им учебного материала, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, зачастую можно объяснить совсем не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью.

Развитие внимания - одно из необходимых условий успешного обучения. Школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений. Ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать полученный результат. Дети, только пришедшие в школу, не имеют сформированного внимания, поэтому учителю необходимо выполнять работу над его развитием и совершенствованием. Так как развитие внимания это важно также как и формирование умения и навыков по чтению, письму, математике. Внимательным школьником учебный материал усваивается легче, выполнение движения при написании букв и цифр является более аккуратным и точным. А это показатель эффективности учебной деятельности.

Развитию внимания в младшем школьном возрасте нужно уделять больше внимания. Начальная школа должна стать школой внимания. Тем самым можно избежать многих проблем невнимательности, которые влекут за собой низкую успеваемость и нежелание детей учиться в средней школе. От внимания зависит и успешное протекание других психических процессов.

Программа составлена на основе программы занятий по коррекции и развитию внимания обучающихся младшего школьного возраста (2-3 классы) педагога-психолога Махмутовой Елены Равильевны.

Цель: повышение уровня развития свойств внимания (устойчивость, распределение, концентрация) у обучающихся младшего школьного возраста.

Задачи:

    Выработка устойчивого внимания

    Выработка концентрированного внимания

    Усиление способности к распределению внимания.

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания, овладение процессами переключения и концентрации внимания, высокий объем внимания, высокий уровень мотивации к обучению.

Участники: обучающиеся 2, 3 классов. Группа 25 человек.

Срок реализации: 2 месяца, 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия - 30-35 минут.

Каждое занятие посвящено развитию основных свойств внимания: распределения, устойчивости, концентрации, а также развитию других психических процессов, связанных с вниманием: мышления, памяти (зрительной, слуховой), общения.

Занятия начинаются с ритуала приветствия, в который входят вопросы о том, с каким настроением дети сегодня пришли, что интересного произошло с ними за последнее время и заканчивается ритуалом прощания.

Содержание программы «Развитие внимания младших школьников»

Тематическое планирование программы «Развитие внимания младших школьников»

1)Приветствие

.

3)Упражнение «Восстановить пропущенное слово».

4) Психогимнастическое упражнение.

5) Упражнение«Кто внимательнее?»

6) Прощание

Развитие распределения, переключения, концентрации, объёма внимания;

1) Приветствие

2)

3) Упражнение «Придумай предмет»

4) Психогимнастическое упражнение «Дождик»

5) Упражнение «Примеры и текст»

6)Прощание

Развитие устойчивости, концентрации, внимания;

1)Приветствие

2)Упражнение «Заполни пропуски в словах»

4)Упражнение «Муха»

5)Игра «Стой спокойно»

6)Прощание

Развитие концентрации внимания, пространственной ориентации

1)Приветствие

3)Упражнение «Графический диктант»

5)Игра «Глухой телефон»

6)Прощание

Развитие распределения, концентрации внимания, логического мышления, зрительной памяти.

1)Приветствие

2)Упражнение «Закодированные примеры»

3)Психогимнастическое упражнение

4)Игра «Четыре стихии»

5)Упражнение «6 квадратов»

6)Прощание

Развитие устойчивости, концентрации внимания, логического мышления

1)Приветствие

2)Игра «Бегемот»

3)Упражнение «найди буквы»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Упражнение «Закодированные слова»

6)Прощание

Развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, зрительной памяти

1)Приветствие

2)Упражнение «Мышки спрятались в норки»

3)Психогимнастическое упражнение

4)Упражнение «Круг в квадрате»

5)Игра «Голова, пол, потолок»

6)Прощание

1)Приветствие

2)Упражнение «Фигурный ряд»

3)Игра «Ищи безостановочно»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Игра «Веселые человечки»

6)Прощание

Развитие распределения, концентрации внимания

1)Приветствие

2)Упражнение «Найди слова»

3)Игра «Подхвати карандаш»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Упражнение «Найди фигуры»

6)Прощание

Развитие концентрации, переключения внимания

1)Приветствие

2)Игра «Ухо-нос»

3)Упражнение «Мой любимый фрукт»

4)Психогимнастическое упражнение

5)Упражнение «Летает - Не летает»

6)Прощание

Развитие устойчивости внимания, логического мышления

1)Приветствие

2)Упражнение «Запомни рисунок»

3)Психогимнастическое упражнение

4)Упражнение «Внимательные руки»

5)Прощание

Рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала

В кругу происходит обсуждение того, чему научились, что понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.

Приложение 1

Программа развития внимания младших школьников

Занятие 1

1)Приветствие
Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.

2)Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания .
Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.

3)Упражнение на развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти «Восстановить пропущенное слово».
Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:
САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША
Затем ряд читается не полностью, одно из слов опускается, дети должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).

4)Психогимнастическое упражнение
Психолог:
Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.

5) Упражнение «Кто внимательнее?», направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.

По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.

6) Прощание

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
Занятие 2

1)Приветствие

2) Упражнение «Переструктурирование слова» , направленное на развитие распределения внимания и конвергентное мышление.

Психолог:
Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.

Слово: ПЕРЕЛЕСОК.

3)Упражнение «Придумай предмет», направленное на развитие объема и переключения внимания.

Психолог предлагает детям перечислить предметы, например зелёного цвета. Просит быть внимательными, чтобы не повторять названия предметов.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог :
Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз.

5)Упражнение «Примеры и текст», направленное на развитие концентрации, распределения и переключения внимания.

Психолог предлагает участникам в течение 5 минут решит 7 несложных примера. Одновременно он читает вслух неизвестный детям текст. Участники должны в условленный срок правильно решить примеры и ответить на вопросы по содержанию текста

6) Прощание

Занятие 3

1)Приветствие

2)Упражнение «Заполни пропуски в словах», направленное на развитиеустойчивости внимания, гибкости мышления.

3)Психогимнастическое упражнение

Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Задерживаем дыхание. Тянемся вверх, пытаемся достать яблоко, растущее на дереве. Не получилось. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. Задержка дыхания. Сорвали яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох.

Психолог предлагает участникам найти пропущенные буквы в словах (5-6 слов).

4) Упражнение «Муха», направленное на развитие устойчивости внимания и пространственной ориентации.

Психолог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.

5)Игра «Стой спокойно», направленная на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации.

Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки». Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа – левую руку, сосед слева – правую руку. Кто ошибается – выходит из круга.

6) Прощание

Занятие 4

1)Приветствие

Водящий поворачивается спиной к группе участников.
Психолог :
«…, ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя – узнай. Участники произносят «Ау!», стараясь изменить свой голос. Водящий должен отгадать участника, зовущего его.

3)Упражнение «Графический диктант»,

4)Психогимнастическое упражнение

5)Игра «Глухой телефон», направленная на развитие концентрации и переключения внимания.

Аналог игры «Испорченный телефон». Участники рисуют пальцем на спине последующего в цепочке игрока сначала буквы, затем короткие слова.

6) Прощание

Занятие 5

1)Приветствие

2)Упражнение «Закодированные примеры», направленное на развитие распределения внимания и логического мышления.

Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:


ОС – МИ =

ТС + МК =
КО + ВП =

МАА – МО =

Ключ:

3)Психогимнастическое упражнение

Психолог :
Представьте, что фокусник превратил вас в игрушки. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились. А теперь откройте глаза и постарайтесь позой или движением изобразить вашу игрушку. Остальные участники угадывают, что это за игрушки.

4)Игра «Четыре стихии», направленная на развитие устойчивости внимания.

Игроки стоят по кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, если слово «воздух» - поднять вверх, слово – «огонь» - произвести вращение руками.

5) Упражнение «6 квадратов», направленной на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

В 6 квадратах изображены точки. Психолог предлагает участникам сделать в тетрадях заготовки – 6 пустых квадратов. Затем предъявляет детям последовательно 6 квадратов и просит запомнить расположение точек. Время запоминания – 1 минута. Затем участники рисуют точки по памяти в нарисованных заготовках. Психолог предъявляет квадраты по мере усложнения расположения и увеличения количества точек.

6) Прощание

Занятие 6

1)Приветствие

2)Игра «Бегемот», направленная на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Психолог называет любые слова, участники их повторяют. Например, лампа – лампа, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово – «бегемот», которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши. Это слово психолог может произнести в любой момент.

3)Упражнение «Найди буквы», направленное на развитие устойчивости и концентрации внимания.

Психолог раздаёт участникам вырезки из газет и предлагает им найти все буквы «а» и зачеркнуть их чертой, буквы «н» обвести в кружочек, буквы «м» подчеркнуть снизу линией. Время выполнения задания 5 минут.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Глубоко вдохните, сделайте выдох через рот. Снова вдохните и представьте, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделайте паузу и сосчитайте до 5. Снова вдохните, задержите дыхание, считая до 3, представляя внутри себя надутый шарик. Выдохните, почувствуйте, как тёплый воздух проходит через горло, рот.

5)Упражнение «Закодированные слова», направленное на развитие распределения внимания, логического мышления и зрительной памяти.

Психолог предлагает участникам расшифровать 7 закодированных слов. Даёт ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённому числу.

Слова :

6740 (лиса)
434675 (суслик)
43125 (сурок)
624Ь (лось)
184Ь (рысь)
9265 (волк)
521290 (корова)

Ключ :

Участники записывают расшифрованные слова в тетради. Психолог предлагает запомнить данные слова. Время запоминания – 10 секунд.
Производится воспроизведение слов. Затем психолог просит обнаружить среди слов лишнее и подчеркнуть его линией. Объяснить, почему оно лишнее.

6)Прощание

Занятие 7

1)Приветствие

2)Упражнение «Мышки спрятались в норки», направленное на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

Психолог предлагает детям внимательно посмотреть на лист с изображёнными на нём квадратами - «норками» и запомнить в каких «норках» сидят мышки. На запоминание даётся 20 секунд. Затем психолог убирает лист, а участники должны, в расчерченных в тетрадях таблицах, зарисовать в ячейках «мышек» в виде точек.

3)Психогимнастическое упражнение

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость.Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

4)Упражнение «Круг в квадрате», направленное на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации.

Психолог предлагает участникам нарисовать в тетрадях квадрат. Вписать в него круг, закрыв глаза. Сделать несколько попыток выполнения задания.

5) Игра «Голова, пол, потолок», направленная на развитие концентрации внимания.

Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны.

6) Прощание

Занятие 8

1)Приветствие

2) Упражнение «Фигурный ряд», направленное на развитие распределения и объема внимания.

Психолог предлагает участникам зарисовать в тетрадях ряд фигур:

Психолог:
1) Поставьте «крестик» во 2-ом треугольнике слева и знак «минус» в любом кружочке.
2) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
3) Подчеркните квадратики, стоящие перед треугольниками, но не после кружочков.

3) Игра «Ищи безостановочно», направленная на развитие распределения внимания.

Психолог предлагает участникам в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. Один из участников по сигналу психолога начинает перечислять, другие – его дополняют. Важно, чтобы дети не делали повторений.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Встаньте в круг, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Я начну считать от одного до десяти. На каждый счёт вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счёт «10» ваши руки будут подняты вверх. Чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет ваш дух.
Психолог выполняет это упражнение вместе с детьми, считая при этом от одного до десяти.

5)Игра «Веселые человечки», направленная на развитие концентрации, объема внимания, зрительной памяти.

Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на рису-нок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.

Позы:

6)Прощание

Занятие 9

1)Приветствие

2)Упражнение «Найди слова», направленное на развитие распределение внимания.

Психолог раздаёт участникам буквенные тексты.
Психолог:
Давайте проверим, насколько вы внимательны. У каждого из вас есть буквенные тексты. Среди этих наборов букв спрятались слова. Вам надо отыскать их и подчеркнуть снизу чертой. Подобные упражнения разные школы дают в разной интерпретации.

3) Игра «Подхвати карандаш», направленная на развитие концентрации внимания и быстроты реакции.

Участники стоят по кругу. Психолог придерживает пальцем карандаш. Внезапно, он называет кого-либо из участников и одновременно отпускает карандаш. Вызванный должен подхватить карандаш, пока он не упал. Поймавший становится ведущим.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Он мокрый, замёрзший, взъерошенный. Вытяните руки ладонями вверх. Сложите ладошки, спрячьте в них птенца. Согрейте его. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладошки к своей груди. Поделитесь с птенцом добротой своего сердца. А теперь раскройте ладошки и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к нам.

5)Упражнение «Найди фигуры», направленное на развитие концентрации и объема внимания.

Участникам даётся рисунок, рассмотрев который, они должны определить количество треугольников и количество четырёхугольников.

6)Прощание

Занятие 10

1)Приветствие

2)Игра «Ухо-нос», направленная на развитие переключения внимания.

Психолог:
Правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой рукой возьмитесь за нос.
По сигналу психолога участники должны поменять руки: левой рукой дотронуться до правого уха, а правой рукой – до носа. И так несколько раз.

3) Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

4)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе), Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывайте пальцы (выдох), песок высыпается из ваших рук. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.

5)Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

6)Прощание

Занятие 11

1)Приветствие

2) Упражнение, направленное на развитие концентрации, устойчивости внимания, зрительной памяти «Запомни рисунок»

Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть и запомнить предоставленные рисунки. Время запоминания рисунка – 10 секунд.

Дети зарисовывают рисунки в своих тетрадях по памяти.

3)Психогимнастическое упражнение

Психолог:
Сейчас мы будем поднимать «тяжёлую штангу». Вдох. Поднимаем штангу вверх. Задержка дыхания. Держим штангу на вытянутых руках. Потом бросаем её. Выдох. Отдыхаем.

4)Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания, звукового восприятия «Внимательные руки».
Психолог читает ряд слов, в которых есть звуки «и» и «й». Участники внимательно слушают и, если в слове есть звук «и», поднимают правую руку, а если «й» - левую. Если нет ни того, ни другого звука, то руки остаются опущенными вниз.
Слова: лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш, перо, буйвол, вагон, климат, байдарка, учёный, мечтатель, ладонь, маленький, сосед, первый, солома, гибкий, яйцо, театр, балет, вилы, поле, птица, балкон.

5)Прощание

Занятие 12

Подведение итогов

В кругу происходит обсуждение того, чему научились, что понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский и др.), каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6 - 7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Следовательно развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания, особую роль в формировании произвольного внимания отведем играм с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

В связи с этим моя педагогическая инициатива связана с разработкой коррекционно-развивающей программы по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.

Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.
Что говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.

Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат реализации программы в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Методические рекомендации: дидактический материал предназначен детям от 5 - 7 лет. Игры могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей. Игры предназначены для ознакомления детей с математикой, логикой, для развития произвольного внимания. Они могут превратить занятия в увлекательную игру.

Программа «Развитие произвольного внимания дошкольников»