Психофизиологическое благополучие и здоровый образ жизни. Психологические правила здорового образа жизни




общая психология и психология личности

некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни

Г.В. Залевский, Ю.В. Кузьмина (Томск)

Аннотация. Обсуждаются некоторые актуальные проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни человека. Акцент сделан на социокультурные аспекты представлений о здоровье в разные периоды развития человечества.

ключевые слова: психология здоровья; образ жизни; социокультурный эталон здоровья; здоровая личность; цивилизация.

Практически во всех мировых культурах принято приветствовать друг друга при встречах и прощаниях пожеланиями здоровья. По справедливому мнению

A. Шопенгауэра, здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что здоровый нищий счастливее больного короля. Исчерпывающе, на нащ взгляд, оценил роль здоровья в жизни человека русский врач и писатель

B. Вересаев, считая, что со здоровьем ничего не страшно, никакие испытания; его потерять - значит, потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно -высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно. Г. Гейне, следуя за Платоном, считал здоровье «единственной красотой». Значительно раньше об этом сказал Геродот: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (цит. по ).

Казалось бы, эту «красоту» и одну из самых бесценных ценностей человека («здоровье ни за какую цену не купишь»!) люди должны лелеять, беречь и укреплять как никакую другую. Но, увы! Статистика неумолимо демонстрирует тенденцию ухудшения здоровья человечества, и это при увеличении средней продолжительности жизни! Парадокс состоит в том, что вторую половину жизни (которая, кстати, всё больше удлиняется в ущерб первой половине) человек, как правило, уже лечится, т.е. увеличивает продолжительность своей жизни только за счет достижений медицины.

Цивилизация галопирует и далеко не всегда во благо человека, во благо культуры, в том числе и во благо культуры здоровья. Крупнейший этолог ХХ в. К. Лоренц говорил о восьми смертных грехах цивилизованного человечества, грозящих современной цивилизации саморазрушением, а человечеству как виду - гибелью: перенаселение Земли; опустошение естественного жизненного пространства; все ускоряющееся развитие техники, которое делает людей слепыми ко всем под-

Здравствуйте! Здравия желаю!

Здоровеньки булы!

Будьте здоровы!

Народные приветствия

Неумолимая статистика, противоречивая в цифрах, но единодушная в оценке тенденций, свидетельствует также и о том, что большинство известных человеку болезней молодеет, а некоторые из них - это вообще болезни молодых (СПИД, алкоголизм, наркомания, токсикомания и многие так называемые нехимические аддикции). Все эти проблемы здоровья человека провидчески причислял к «болезням цивилизации» К. Ясперс . Растет число и так называемых часто болеющих детей . Однако сегодня речь идет не только об ухудшении физического здоровья людей, но и о других его аспектах, так сказать, по всей структурно-уровневой вертикали индивидуальности человека: о психическом, психологическом, социальном и духовном здоровье. Так, терроризм - это кровавое свидетельство все возрастающего духовного нездоровья отдельных людей и социальных сообществ, обесценивания человеческой жизни . «Все здоровые люди любят жизнь», - говорил Г. Гейне. Сегодня создается впечатление, что появляется все больше людей, которые жизнь не любят, а значит, можно ставить вопрос об их духовном здоровье.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, обеспокоенность состоянием здоровья на-

селения отмечена и на уровне правительств, создаются комплексные программы «Здоровье нации», проводятся научные форумы и т.д. Проблемы состояния здоровья людей - это и вызов науке, в том числе психологической, поскольку еще очень много нерешенных проблем теоретического и практического плана по сохранению и укреплению всех аспектов здоровья остаются нерешенными. Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что в общественном сознании многие годы болезнь культивировалась как ценность - на нее преимущественно были направлены усилия финансовые и научные; здоровье воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Духовность и духовное здоровье вообще оказались вне предмета психологии. Правда, наши зарубежные коллеги несколько раньше обратили внимание на проблемы психологии здоровья. В 1978 г. в Американской Психологической Ассоциации было открыто отделение «Психология здоровья»; с 1982 г. начал выходить журнал «Психология здоровья».

Сегодня нет согласия среди ученых о том, что такое здоровье вообще, психическое, психологическое и духовное здоровье в частности. Остаются открытыми вопросы об объяснительных моделях здоровья, эталонах здоровья и здорового человека (личности), здорового образа жизни, о месте здоровья в иерархии ценностных ориентаций и т.д. Прояснение этих и других вопросов о здоровье современного человека стало сегодня особенно актуальным, поскольку в переживаемую нами эпоху социально-экономических кризисов и инновационных процессов ставится вопрос о той цене - здоровье, которую должны заплатить люди, чтобы преодолеть эти кризисы, осуществляя инновационную деятельность.

Стремясь укрепить свое здоровье и пытаясь вести здоровый образ жизни, каждый человек, часто не осознавая этого, ориентируется на определенные образцы или эталоны здоровья. Многие авторы сходятся на выделении трех социокультурных эталонов здоровья -античного, адаптационного и антропоцентрического. Не считая их исчерпывающими сегодня, предпринимаются попытки представить интегративный эталон здоровья .

Античная модель здоровья как внутренняя согласованность уходит своими корнями в V в. до н.э. к определению Алкмеона (здоровье - гармония противоположно направленных сил). Наиболее четкое отображение этой модели обнаруживается в трудах Платона, охватившего в ней полярные и однобокие определения здоровья: физиологизм Гиппократа (здоровье «как правильное смешение соков, или гуморов, человеческого организма») и психологизм Цицерона (здоровье «как правильное соотношение различных душевных состояний») в понятии «калокагатия». Здоровье обобщенно определяется как соразмерность души, соразмерность тела и соразмерность их соединения, иначе - «сфера, где сливаются и отождествляются стихии души и тела» . Стоиками (от Зенона до Марка Аврелия, Эпикте-

та, Ювенала, Сенеки и др.) здоровье трактуется не только как постоянная сонастроенность души и тела, но и как жизнь в согласии с Природой («конечная цель человека», по Зенону). Здоровый человек - это человек, для которого характерны здравомыслие, или разумение, и духовная независимость. Здоровый дух свободен, тверд, непоколебим и не подвержен чужеродному внешнему влиянию, властвуя над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном целеполагании и волеизъявлении («раб тот, кто не может владеть собой») .

0.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, проведя соответствующий анализ, сводят античную концепцию здоровья к нескольким основным положениям :

1. Здоровье в античном понимании связывается прежде всего с внутренним устройством человека и в гораздо меньшей степени затрагивает систему его отношений с окружающим миром.

2. Здоровье трактуется как гармония и соразмерность, а здоровое состояние человека базируется на оптимальном соотношении телесных и душевных составляющих человеческого естества и предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта.

3. Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей.

4. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее (например, чрезмерностью страстей) и не противодействуя ей (в силу неразумия).

5. Основными душевными качествами здорового человека являются здравомыслие и самообладание. Благодаря им человек властвует над собственными страстями, не позволяя им ввергать себя в смятение, стойко переносит лишения и бедствия, не зависит от внешних влияний и благ.

6. Обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования. Стремясь к здоровью и уравновешенности, «точку опоры» следует искать (вопреки архимедову принципу) не вовне, а в себе самом, ибо внешние блага преходящи, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение или наслаждение, но не обеспечивают постоянного устойчивого положения в мире.

7. Внутреннее устройство здорового человека аналогично построению совершенного устройства мироздания и являет собой воплощение Всеобщего Высшего Порядка.

Однако античность оставила нам не только наиболее общую концептуальную схему и эталон здоровья, но также и основополагающие принципы и конкретные «технологии» оздоровления.

Два главенствующих принципа, на которые опирается античная практика оздоровления, - это здоровая умеренность (атараксия) и забота о себе («культура

себя»). Это отражено в совете Ювенала: «Живи скромно, ухаживай за своим садом, желай ровно столько, сколько диктуют тебе голод и жажда, жара и холод; учись состраданию, будь добр к детям, пусть в твоем здоровом теле будет здоровый дух (mens sana in corpore sano)» (цит. по ).

Глубоко укорененные в античном сознании, эти два принципа обнаруживаются и в других культурах, и в другие исторические эпохи, что позволяет говорить об их устойчивости и универсальности.

Адаптационная модель здоровья. Анализ адаптационных теорий и концепций позволил условно выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья .

1. Экологический аспект: здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека; природосообраз-ность человеческого бытия, нарушение которой приводит к болезням и экологическим бедствиям.

2. Нормативный аспект: здоровье как соответствие состояния и поведения индивидуума социальным и культурным нормам, принятым в данном сообществе; способность адекватно усваивать эти нормы.

3. Коммуникативно-интерактивный аспект: здоровье как полноценное общение и адекватное взаимодействие с человеческим окружением; адекватность и продуктивность социальных отношений личности.

Далее выделяются четыре основные характеристики здоровья данного социокультурного эталона. Две из них являются наиболее общими (типовыми), тогда как две другие характеризуют конкретную личность в своеобразии ее адаптивных возможностей:

1. Приспособленность к природному окружению - способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать (характеристика скорее общевидовая и популяционная, нежели индивидуальная).

2. Нормальность - соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры (также надындивидуальная, социокультурная характеристика здоровья, общая для всех представителей данного культурного сообщества); нормальность определяет также успешность конкретной личности в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

3. Способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды, - индивидуальная биологическая характеристика, определяющая стрес-соустойчивость и стабильность индивида в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

4. Гармоничная включенность в сообщество людей - приспособленность личности к ее социальному окружению, непосредственный результат социализации индивида (индивидуальная социально-психологическая характеристика здоровья, определяющая успешность конкретной личности в установлении продуктивных социальных отношений и разрешении актуальных конфликтов, в

принятии адекватных социальных ролей и в реализации социально-психологических способностей).

Если античная оздоровительная система выстраивалась вокруг единой ценности - разумной упорядоченности жизни, устремленной к высшему Благу, то адаптационная модель порождает ценностный дуализм -Природа и Социум. Выбор одной из этих ценностей в виде приоритетной ведет к тому, что другая выступает в качестве отрицательно влияющей на здоровье. В одном случае главными причинами нездоровья будут признаны урбанизация, ускоренный темп технического и общественного прогресса и т.д., а в другом - обвинение природы в том, что она создала человека слабым, плохо приспособленным к природным условиям, и только успешная социальная адаптация даст ему шанс на выживание.

Согласно устоявшемуся западному представлению, у Природы и Цивилизации различные цели; биологические и социальные линии развития пересекаются в человеке, обрекая его на постоянный внутренний конфликт.

Справедливо мнение , что подавление человеческой природы в угоду требованиям общества, как и бегство от социальной жизни, препятствует достижению подлинной целостности; более высокий уровень личностной интеграции достижим лишь при условии синтеза биологических и социальных компонентов адаптации, на котором основано целостное бытие человека в мире.

На наш взгляд, необходим синтез целей, но приоритет в данном случае следует оставить за Природой -познавать ее законы и учитывать, но не стремиться их переделывать. Человек должен смирить свою гордыню по отношению к Природе, если и изменять что-либо, то только то, что ему подвластно, но не законы природы.

Антропоцентрический эталон. В свете этого эталона здоровье рассматривается как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности, высвечивает различные грани понимания всеобщих характеристик и измерений здоровья.

Так, теория Э. Эриксона предполагает наличие внутренней связи между личностным ростом и здоровьем , теория Э. Фромма - между самоопределением, свободой выбора и здоровьем, теория Г. Олпорта -между здоровьем и зрелостью личности, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает: сформированность проприотических функций (интегра-тивных аспектов Самости); свободу, выражающуюся в ответственности, самоопределении; проактивность, или целеустремленность; цельную философию жизни, или мировоззрение, основанную на определенной системе ценностей (цит. по ).

К. Роджерс также рассматривал здоровье в аспекте естественного развития, становления открытой (конгруэнтной) новому опыту личности . Для Роджерса здоровый человек - это полностью функционирующая личность, человек, ведущий «хорошую жизнь», которая

характеризуется все возрастающей открытостью опыту; стремлением жить настоящим; доверием к своему организму; процессом более полноценного функционирования; новой перспективой отношения свободы и необходимости; творчеством как элементом хорошей жизни; основополагающим доверием к человеческой природе; более полнокровной жизнью.

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде» . Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

К устойчивым характеристикам здоровой личности, согласно гуманистической модели, могут быть отнесены: самоактуализация как направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; полноценное развитие, динамизм и личностный рост, т.е. готовность к жизненным переменам и внутренней трансформации, способность активно преодолевать трудности и препятствия на пути к целостности, восходя на более высокие уровни осознания и интеграции, - качества, прямо противоположные психической ригидности личности ; открытость опыту и изначальное доверие к процессам жизни - способность принять любой опыт, сохранение доверия к миру при любых невзгодах и испытаниях; способность к подлинному диалогу: к преодолению защит, к принятию Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, к глубинному пониманию, сопереживанию и сотрудничеству; свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, без которой невозможны ни подлинное творчество, ни личностная позиция, а следовательно, ответственность, искренность, конгруэнтность и самопринятие; осмысленность существования, целостность как высшая цель личностного развития и тенденции к интеграции (здоровый человек всегда потенциально целостен, т.е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства) .

Признавая значительные достижения гуманистической психологии, следует помнить об ограничениях и недостатках этого подхода. По удачному выражению Дж. Поттера, гуманистическая психология создала «романтический образ Я» (цит. по ). Пока нет убедительного ответа на целый ряд вопросов, в том числе и на вопрос: если в каждом человеке заложено активное стремление к здоровью, тяга к самоактуализации, то почему так мало людей ее достигают, а самоактуализация порой приводит к трагедиям в мировом масштабе?

В рамках трансперсональной модификации антропоцентрического эталона о здоровье имеет смысл говорить как о сопутствующем факторе на этапе перехода к новому, более высокому духовному состоянию. В данном случае здоровье выступает лишь как необходимое условие перехода - крепкий и надежный мост, ведущий к Самости, духовной свободе или (как в алхимических практиках) к бессмертию. Оно может быть также определено как связующее звено, которое обеспечивает оптимальное соединение индивидуальных и трансперсональных составляющих опыта .

Обобщенная картина сравнения трех обсужденных выше социокультурных эталонов здоровья представлена в таблице.

Как же выделенные социокультурные эталоны проявляются в сфере здоровья отдельной личности и в психологическом пространстве ее отношений с миром? Ответ на этот вопрос предполагает проведение фундаментальных психологических исследований проблем психологии здоровья и здорового образа жизни. Приходится констатировать, что такого рода исследования пока еще в начале своего пути в отечественной психологии , хотя ими более интенсивно занимаются в психологии зарубежной .

В завершение заметим, что нами и нашими коллегами такого рода исследования проводятся уже в течение ряда лет в рамках основного направления научных ис-

Характеристики социокультурных эталонов здоровья [О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, 2001. С. 234-235]

Виды эталонов

Структурные элементы эталонов Античный эталон Адаптационный эталон Антропоцентрический эталон

Дефиниция здоровья 1. Внутренняя согласованность. 2. Оптимальное соотношение человеческой природы Приспособленность индивида к окружающей среде Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала

Характеристики здоровой личности 1. Уравновешенность. 2. Самообладание. 3. Господство разума над страстями 1. Приспособленность к природному окружению. 2. Соответствие социальным нормам (нормальность). 3. Способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость). 4. Гармоничная включенность в сообщество людей 1. Стремление к самоактуализации. 2. Конгруэнтность. 3. Духовная автономия. 4. Целостность

О к о н ч а н и е т а б л и ц ы

Основные условия и принципы оздоровления 1. Умеренность. 2. Забота о себе (умеренный гедонизм). 3. Жить согласно с природой 1. Природосообразность. 2. Социализация личности. 3. Конвергенция биологического и социального в человеке 1. Открытость опыту. 2. Развитие, становление, личностный рост. 3. Интеграция

Пути оздоровления 1. Очистительный ритуал (катарсис). 2. Атарктика (здоровая умеренность). 3. Гимнастика и музыка. 4. Философия и работа над собой 1. Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормами). 2. Единение с природой. (жизнь в согласии с собственной биологической природой и в гармонии с природным окружением). 3. Гуманизация межличностных отношений. 4. Оздоровление общества 1. Творческое самораскрытие. 2. Самопознание. 3. Духовные практики самосовершенствования (медитация, аскеза и т.д.). 4. Мистический путь освобождения

следований кафедры генетической и клинической психо- образ жизни студенческой молодежи - интеллектуального логии факультета психологии Томского госуниверситета на потенциала нации» . Этим сообщением перспективу до 2015 г.: «Психология здоровья и здоровый мы начинаем серию публикаций по данной тематике.

Литература

1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академиа, 2001.

2. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической

службы: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002.

3. ДусказиеваЖ.Г., Ковалевский В.А. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болею-

щими детьми 5-7 лет // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 65-68.

4. ДобрянскаяР.Г. Психолого-педагогические условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников: Дис. ... канд. психол.

наук. Томск, 1999.

5. Дюрант В. Цезарь и Христос. М., 1995.

6. Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориента-

цией: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 1999.

7. Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. Томск, 2006.

8. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. Томск: ИДО ТГУ, 2006.

9. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИПРАН, 2007.

10. Залевский Г.В. Фанатизм как основание и характеристика деструкции системы ценностей и духовного нездоровья личности и социальных сообществ // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: ИПРАН, 2008. С. 314-342.

11. Залевский Г.В. К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров // Сиб. психол. журн. 2009. № 34. С. 7-11.

12. Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства // Сиб. психол. журн. 2009. № 32. С. 57-64.

13. ЗалевскийГ.В., ЗалевскийВ.Г., КузьминаЮ.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сиб. психол. журн. 2009. № 33. С. 99-103.

14. Здоровье нации - основа процветания России: Материалы Всерос. форума. М., 2007.

15. КравцоваН.А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими

расстройствами: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2009.

16. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 4-60.

17. ЛосевА.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1993. Кн. 2. С. 386-438.

18. МаслоуА. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

19. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.

20. Платон. Государство. Тимей. Эриксий // Собр. соч. М., 1994. Т. 4. С. 79-575.

21. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

22. Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: Дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2004.

23. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

24. Смирнова С.В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: Дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2005.

25. Фромм Ж.Э. Бегство от свободы. М., 1998.

26. Хъел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1998.

27. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

28. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

29. Ogden J. Health Psychology. Bickingham; Philadelphia, 1998.

30. Sarafino E.P. Health Psychology. Biopsychosocial Interaction. N.Y., 1998.

31. Straub R.O. Health Psychology. N.Y., 2001.

SOME PROBLEMS OF HEALTH PSYCHOLOGY AND HEALTH STYLE OF LIFE Salevsky G.V., Kuzmina Y.V. (Tomsk)

Summаry. In the article some actual problems of Health Psychology and health style of life are dicussed. The accent id done on sociocultural aspects of ideas about healtht in different periods of humanity development.

Key words: health Psychology; style of life; sociokultural standard; health personality; civilization.

Психологические основы здорового образа жизни
Современная профессиональная деятельность сложна, многогранна и требует от специалистов максимума работоспособности. Залогом успешной работо- и конкурентоспособности является здоровье. Психология профессионального здоровья – это наука о психологических условиях здоровья в любой профессиональной деятельности, о методах и средствах его развития и сохранения.
Каковы же признаки здорового человека? Среди них можно выделить три основных . Во-первых, структурная и функциональная сохранность систем и органов человека. Во-вторых, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде. И в-третьих, сохранение и развитие потенциальных физических и психологических возможностей здорового образа жизни и деятельности человека.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) исследовали ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека. В результате удалось выделить четыре основные производные :
– генетические факторы (наследственные) – 15–20%;
– состояние окружающей среды (экология) – 20–25%;
– медицинское обеспечение – 10–15%;
– условия и образ жизни людей – 50–55%.
Предположим, что мы приходим в этот мир уже обремененные предрасположенностью к различным заболеваниям. Окружающая среда и медицинское обслуживание оставляют желать лучшего. Тем не менее мы имеем реальные шансы (и довольно значительные – 50–55%) сохранить физическое и психологическое здоровье при условии соответствующего образа жизни.

«Образ жизни»
Что же означает такое привычное словосочетание «образ жизни»? Это тип жизнедеятельности человека, характеризующийся видами профессиональной занятости, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, стилем индивидуального общения и поведения.
В отличие от мироздания «образ жизни» стоит не на трех, а на четырех китах: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни и уклад жизни. К сожалению, образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией, перееданием, информационной перегруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, кофеином, спиртными напитками и т. д. Все это приводит к развитию так называемых болезней цивилизации. Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Однако, в процессе эволюции продолжительность жизни человека увеличивается (в средние века продолжительность жизни составляла примерно 40 лет). По статистическим данным продолжительность жизни современного россиянина – 58 лет, россиянки – 72 года. Это, к сожалению, не самые высокие показатели по сравнению со статистическими данными Японии и США. Тем не менее современная наука о здоровье – валеология предполагает увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни в ближайшие столетия на 85 процентов. Это связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией стиля жизни населения.

Стиль жизни
При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет основополагающее значение, потому что связан с уровнем интеллектуального, морального и эмоционального развития личности. Важное место занимают личностно-мотивационные качества человека, его жизненные ориентиры. Если мы хотим эффективно трудиться и получать удовлетворение от результатов профессионального взаимодействия, быть успешными и компетентными, то нам необходимо ежедневно заботиться о себе.
Новая парадигма здоровья чётко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». В своей книге «Раздумья о здоровье» он формулирует основные принципы психологии здоровья :
1. В большинстве болезней виновата не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени, жадности и неразумности.
2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может человека сделать здоровым… Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.
3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия. Постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере развития болезней.
4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы значимостью цели, временем и вероятностью их достижения. И очень жаль, но еще и характером. Если по отношению к себе человек невнимателен, то здоровье как важная цель встает перед ним, когда явно звучат конкретные симптомы его отсутствия.
5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех условий она здоровья не обеспечивает…
6. Природа милостива: достаточно 20–30 минут физических нагрузок в день, чтобы обеспечить оптимальные потребности в динамической активности.
7. Нужно ограничить себя в пище и создать условия полноценного систематического питания. Поддерживайте вес как минимум рост в сантиметрах минус 100.
8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!
9. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет.
В этих высказываниях умудренного жизненным опытом выдающегося врача, перед которым прошли тысячи судеб, создавшего собственную оздоровительную систему и вылечившего с ее помощью не только самого себя, но и множество пациентов, здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие достижения благополучия в профессиональной и личной жизни. Другими словами, только при наличии здоровья человек может быть счастлив, он делает счастливыми других людей, конструктивно общаясь с ними, любит свою работу и своей деятельностью способствует прогрессу общества.
Многочисленные исследования доказывают, что истинные причины заболеваний кроются не в особенностях физиологии, а в психологических, точнее эмоциональных, условиях жизни человека. Первично любая болезнь возникает на фоне сложного комплекса ежедневных негативных эмоций, которыми окружен современный профессионал. Следовательно, практическая психология здоровья призвана научить правилам и основным техникам противостояния негативным эмоциональным атакам окружающих людей, психологическим сложностям профессионального микроклимата и, наконец, развитию положительных черт характера, способствующих грамотному искусству общения и самосохранению.

Причина болезней – черты характера!
В ряде исследований была обнаружена устойчивая связь между особенностями характера человека и его предрасположенностью к определенным заболеваниям. Были выявлены типы «А», «В» и «С», которые наиболее подвержены болезням.
Для людей типа «А» характерны одержимое стремление к успеху, высокая работоспособность, переходящая в фанатичный трудоголизм, желание все делать в быстром темпе, агрессивный образ действий, высокая эмоциональная неустойчивость, склонность к бурной демонстрации своих эмоций во вне, чрезмерно завышенная самооценка.
Яркая выраженность таких особенностей характера неизбежно приводит к проявлению таких симптомов нездоровья, как повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма, резким приступам радикулита. Риск сердечно-сосудистых заболеваний у данной группы лиц очень высок.
Другой тип, «В», склонен проявлять противоположные черты: стремление к размеренному образу жизни, низкий уровень активности и работоспособности, отсутствие эмоциональности в общении, нежелание профессионального развития и совершенствования, отсутствие целей, ценностей, перспектив, низкая самооценка.
Пассивность, потеря положительной мотивации к деятельности, стремление к праздному времяпрепровождению и превращение любых профессиональных действий в рутину приводит к развитию у людей с этими чертами характера таких заболеваний, как нарушение обмена веществ, заболеваний опорно-двигательной системы и органов пищеварения.
Если рядом с вами неуверенный в себе коллега с заниженной самооценкой, то скорее всего он относится к типу «С». Вероятно, ему присущи следующие особенности: сверхвыраженная уступчивость, чрезмерная толерантность, значительная эмоциональная чувствительность, стремление подавлять проявление эмоциональных реакций, склонность к погружению в свой внутренний мир и самообвинениям, глубокие эмоциональные переживания, связанные с межличностными отношениями.
К сожалению, такие черты характера, развивающиеся на фоне постоянной меланхолии (в переводе с греч. «черная желчь»), могут привести к развитию онкологических заболеваний. Ученые склоняются к мнению, что риск подобной группы заболеваний связан с чрезмерными эмоциональными переживаниями и длительностью их протекания.

Развитие положительных черт – профилактика заболеваний
Поскольку взаимосвязь основных заболеваний и негативных черт характера налицо, то выходит, что их лучшая профилактика – создания условий для развития положительных черт характера.
Английский психолог М. Аргайл выделяет сразу несколько факторов, от которых зависит уровень здоровья и общей удовлетворенности жизнью:
– наличие большого количества социальных связей и дружеских контактов. Оказывается, положительные эмоции от общения с близкими, психологически совместимыми людьми и вообще хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации. Замечено, что в отличие от общительных одинокие люди для борьбы со стрессом чаще прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что ухудшает их состояние;
– крепкая семья и наличие в них детей;
– интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Доказано, что безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные постоянно находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем различные заболевания;
– особый склад личности, который характеризуется желанием трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и нужность своей деятельности для общества;
– наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности;
– оптимизм, вера в себя, в успех общения с другими людьми и перспективность будущего.

Психологическая зарядка
Общеизвестно, что для поддержания физического здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений. Точно также для развития и поддержания положительных черт характера, способствующих формированию психологии здоровья, важно овладеть психотехническими упражнениями. Вот некоторые из них.
1. «Добрая улыбка». Каждый день начинайте с настроя на положительные эмоции. Представьте, что вы излучаете тепло, свет, добро. Улыбнитесь себе «внутренней улыбкой», пожелайте доброго утра «себе любимому», своим близким. При всей занятости старайтесь в течение дня встречать окружающих той же доброй, искренней, приветливой улыбкой, ведь от вас исходят только положительные эмоции, не позволяйте себе «заражаться» негативными эмоциями окружающих. Поддерживайте это состояние на протяжении всего рабочего дня, вечером проанализируйте, как вы себя чувствовали.
2. «Я рад тебя видеть ». При встрече с любым человеком, даже с тем, кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!» Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор. Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2–3 минуты произносите мысленно или вслух: «Я рад тебя видеть!».
3. «Приятный разговор». Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать максимально приятным. Прав ваш собеседник или неправ (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь. Чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и пообщаться с вами.
4. «Созерцатель». Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде чем реагировать на слова или поступки окружающих людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте спокойный, опытный, мудрый человек? Что бы он сказал или сделал?» Итак, настройте себя на философское восприятие действительности, в течение нескольких минут созерцательно размышляйте о проблеме и лишь затем принимайте решения и действуйте.
Эти психотехнические упражнения необходимо выполнять систематически, желательно ежедневно, и тогда положительный результат не заставит себя ждать, а вы обретете позитивное настроение и откроете новые возможности для сотрудничества с людьми.

Отрывок из Оксфордского справочника клинициста.

Сущность психического здоровья.
Психически идеально здоровый человек обладает следующими свойствами.
Способностью любить и быть любимым. Без этого кардинального дара человеческое существо в большей степени, чем все другие млекопитающие, не способно преуспевать в жизни и быть счастливым.
Достаточной энергией, чтобы встретить перемену и неопределенность в жизненных обстоятельствах без страха, пережить неприятности разумно и с духом практического оптимизма.
Даром рисковать без бесконечного созерцания и предвидения самого худшего, что может случиться.
Запасом спонтанной «радости жизни» и широким диапазоном эмоциональных ответных реакций (включая негативные эмоции и гнев).
Эффективным контактом с реальностью: не слишком уменьшенным, но и не слишком преувеличенным. (Как выразился T.S. Eliot, «человеческое существо не может вынести слишком много реальности».)
Определенной степенью самопознания, достаточной для пробуждения человеческой активности, направленной на выработку умений самоусовершенствования и исправления других людей, следующих по пагубному пути.
Способностью к самокритике и обучению через опыт.
Способностью сказать: «Ты неправ!», - но и способностью затем простить.
Адекватным чувством безопасности и адекватным статусом в обществе.
Способностью удовлетворить требование группы людей, но в сочетании со свободой выбора, производить это действие или нет.
Свободой самовыражения любым способом, какого захочет данное лицо.
Способностью поддаваться риску очарования и испытывать чувство ужаса.
Способностью удовлетворять свои собственные телесные желания, но также таковые желания и других лиц.
Чувством юмора в порядке компенсации того из вышеназванного, чем человек не обладает.
Счастье не должно быть составной частью психического здоровья; и в действительности ощущение счастья может быть очень ранимым. Нередко все, что нужно для ощущения счастья, - это чтобы оно ушло на время. Названное обстоятельство очень важно; оно необходимо для человека. На все это можно взглянуть как на черновой план выживания человеческого вида.

Оптимизм, вера в себя, в успех общения с другими людьми и перспективность будущего.

Богатой фантазией, что дает миру надежду на созидательность и процветание.

Вопросы к семинару

1.Самосознание и образ тела.

2.Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

3.Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса.

4. Внутренний конфликт и психологическая защита.

5.Отношение человека к болезни и забота о здоровье.

6.Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.

Самосознание и образ тела

Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности.

Ш.Самюэль выделяет четыре "измерения" "Я-концепции": образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" (познавательное), и самооценку.

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности. Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека.

Через понятие «границ образа тела» была показана устойчивая связь между степенью определенности образа телесного «Я» и личностными характеристиками индивида. Нарушение представлений о границах образа тела свидетельствует о слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности в социальных контактах. По данным С. Фишера, обнаружен значительный уровень корреляции между высокой степенью осознанности дорсальных (задних) зон тела и такими личностными свойствами, как контроль над импульсивными действиями и негативным отношением к реальности.

Образ телесного «Я» можно рассматривать и с позиции восприятия внешних форм тела, представленной тремя подходами:

1) тело как носитель личностных и социальных значений, в которых изучается эмоциональное отношение личности к своей внешности;

2) тело как объект, наделенный определенной формой; акцент в исследовании ставится на когнитивном компоненте его восприятия;

3) тело и его функции как носители определенного символического значения.

Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъектив-ном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй – с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью.

Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу телесного «Я»:

1) образ телесного «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения;

2) образ телесного «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других

Большинство авторов, исследующих психотические нарушения в восприятии образа телесного «Я», отмечают усиленное внимание декомпенси-рованной личности к своему телу, к анализу своего физического образа, недостатки которого могут вызвать состояние фрустрации, тревоги, социальной дезадаптации (синдром дисморфофобии). Переживание физической неполноценности затрудняет общение, препятствует адаптации индивидуума в социальной жизни.

В рамках этой модели в содержании социально-психологического компонента образа телесного «Я» мы выделяем четыре характерологических признака: сенситивность, чувственность, осознанность и эстетичность, содержание которых может быть определено так:

сенситивность – обостренная чувствительность к внутренней и внешней среде, проявляемая в рамках той или иной модели сенситивной культуры социального окружения;

чувственность – способность посредством невербального действия передавать характер эмоционально-чувственного состояния;

осознанность – способность сознательно и интуитивно контролировать и управлять своим состоянием и функциями тела;

эстетичность – способность «одухотворять», то есть стилизовать телесные формы, наделять их эстетическим и культурным содержанием.

Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания - гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом. Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст.

Образ тела исследовался методом самооценки (аналог методики Дембо-Рубинштейн) по шкалам: результативность тела - "Ловкость", "Сила", "Быстрота реакции"; внешность - "Внешняя привлекательность", эмоциональное отношение - "Удовлетворенность физическими данными".

Можно утверждать, что человек, чей образ тела в самосознании представлен высокой оценкой силы, в сложной ситуации взаимодействия скорее будет стремиться к компромиссу, менее склонен к приспособлению и принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого. Оценивающий физическую сторону своей личности как слабую скорее склонен к приспособлению и менее к компромиссу. Личность, чей образ тела в самосознании оценивается как высоко привлекательный, скорее выберет вариант поведения в форме сотрудничества. Обнаружена связь между самооценками "Внешней привлекательности" и "Удовлетворенности физическими данными"

Таким образом, можно заключить, что оценочный компонент образа тела связан с особенностями межличностных отношений и межличностного взаимодействия старшеклассников.

В последнее время особую популярность приобрело стремление к здоровому образу жизни. Многие люди с неподдельным рвением загорелись идеей поддержания своего физического здоровья: кого-то начала заботить эта проблема из-за ухудшения собственного состояния, кто-то желает обрести красоту тела благодаря здоровому образу жизни, а кто-то просто захотел оказаться «на гребне моды» на здоровье.

Так или иначе, решая для себя важность соблюдения здорового образа жизни, люди задумываются лишь об улучшении своего физического состояние, и никогда – психологического здоровья. А ведь проблема позитивного влияния здорового образа жизни на психологическое и психическое состояние заслуживает особого внимания!

Связь тела и психического состояния: как здоровое тело помогает сохранить психологическое здоровье

Психические расстройства, психосоматические заболевания, эмоциональное выгорание и другие разлады психического функционирования являются одной из главнейших проблем современности . У каждого отдельного расстройства могут быть свои специфические причины и патогенные механизмы возникновения, а у каждого больного – специфическая картина болезни. Есть все же нечто общее для всех этих больных, то, что отличает их от людей, не имеющих психических расстройств, психосоматических заболеваний и прочих подобных проблем, и это – декомпенсация, которая наступает вдруг, и человек не может как раньше быть социально адаптированным.

В обычном состоянии у человека должны функционировать его компенсаторные механизмы: они помогают нам приспосабливаться к изменениям в окружающей реальности, бороться с воздействием патогенных факторов и т.д.

Декомпенсация же означает нарушение функционирования органов, систем или гомеостаза организма в целом вследствие недостаточности компенсаторных механизмов. Понятие компенсаторных механизмов и декомпенсации используется и в рамках психиатрии и психологии. Если наступила стадия декомпенсации, это значит, что организм или психика уже не в силах самостоятельно справляться с всевозможными нагрузками и воздействием вредоносных факторов, так как компенсаторные механизмы больше не выполняют свои функции.

Как же избежать наступления стадии декомпенсации и сберечь свое здоровье и психологическое благополучие? В этом как раз может помочь соблюдение правил здорового образа жизни.

Обоюдная связь психической сферы и тела уже ни для кого не является секретом. Хороший настрой и оптимизм помогает скорее выздоравливать, а то, что приносит пользу телу, способно улучшить эмоциональное состояние и психологическое здоровье: «в здоровом теле – здоровый дух», как гласит народная мудрость. Именно поэтому, здоровый образ жизни может стать действенным средством достижения психологического здоровья. Физические нагрузки, здоровое питание, оздоровление своего тела – все это можно считать мощным ресурсом для человека.

В этом смысле, здоровый образ жизни и правда является для человека ресурсом. Здоровое питание и умеренные физические нагрузки улучшают телесное здоровье, а это уменьшает риск возникновения психосоматических заболеваний (ведь, как известно, психосоматические симптомы проявляются в месте уязвимости, а здоровый образ жизни позволяет уменьшить число этих «уязвимостей»). А массажи, занятия йогой, бегом, СПА процедуры и другие умеренные физические нагрузки, а также расслабляющие мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья, в свою очередь, не только улучшают самочувствие и даруют красоту, но и вызывают массу приятных эмоций, помогают человеку ощутить состояние благополучия и счастья.

Таким образом, здоровый образ жизни может стать для человека значимым ресурсом, служащим превенцией от декомпенсаций, способствующий поддержания здоровью тела и психики, а в некоторых случаях – даже заменяющий поход к психологу.

Методы профилактики психических заболеваний

Как известно, многие заболевания требуют профилактических мер, и психические расстройства в этом не являются исключением из правил. Здоровье психической сферы является важным компонентом общего переживания человеком своего благополучия, поэтому поддержание психологичесокй стабильности является важной задачей. Какими могут быть профилактические методы психических расстройств и как они связаны со здоровым образом жизни?

Итак, к основным превентивным методам, связанным со здоровым образом жизни, можно отнести:

Здоровый сон (7-8 часов в сутки) и полноценный ежедневный отдых

Это – основные «заветы» как превенции психологической декомпенсации и психических расстройств, так и соблюдения здорового образа жизни. Качество и глубина сна определяет восстановление организма, улучшение функционирования нервной системы.

Умеренные физические нагрузки, занятия спортом и другие виды активности также улучшают психическое здоровье

Физическая активность способствует «сжиганию» излишков адреналина в организме, что оказывает профилактическое действие на психическое здоровье . Также физические нагрузки способствуют снижению уровня тревоги и повышению стрессоустойчивости. Так, в психологическом исследовании, проведенном учеными из университета Колорадо на крысах было доказано позитивное влияние постоянных физических нагрузок на психическую деятельность. В ходе исследования экспериментальных крыс разделили на две группы: одну из групп принуждали к физическим нагрузкам на протяжении шести недель, а вторую группу – нет. По истечении шести недель обе группы крыс подвергли стрессу, и оказалось, что у физически закаленных крыс уровень стрессоустойчивости был выше: они подверглись влиянию стресса в меньшей мере, чем их физически нетренированные собратья.

Хобби, активность «по интересам» также помогает снять лишнее напряжение, помогает расслабиться

Выбирая себе в качестве увлечения занятия танцами, рисование или что-то еще, человек самореализуется как неповторимая индивидуальность, развивает собственный потенциал – благодаря такому творчеству у человека повышается самооценка, улучшается эмоциональный фон и повышается уровень гармоничности личности.

СПА и массаж

Польза этих мероприятий многогранна. Они активизируют обменные процессы в организме, улучшают кровоснабжение органов и тканей, а, кроме того, вызывают выброс эндорфинов и окситоцина в кровь, а эти гормоны «отвечают» за положительные эмоции.

Таким образом, какими бы «избитыми» не казались призывы к поддержанию здорового образа жизни, всегда следует помнить, что они оправдывают себя на практике. В современном обществе, где человеку постоянно приходиться бороться с последствиями хронической усталости, истощения психических ресурсов и эмоционального выгорания, соблюдение здорового образа может стать настоящим «спасательным кругом для утопающих».

Чтобы предотвратить наступление состояния абсолютного истощения, когда компенсаторные механизмы «отказываются работать» и обеспечивать адаптацию к постоянным изменениям окружающей среды, стоит заняться собой, своим здоровьем.
Проявляя по отношению к себе и собственному телу регулярную заботу, придерживаясь принципов здорового образа жизни и устраивая время от времени для себя полезный «релакс» (при помощи массажа или других расслабляющих процедур), Вы сможете улучшить эмоциональное состояние, физическое и психическое здоровье, ощутить состояние психологического благополучия и удовлетворенности от жизни.

О том, что правило «в здоровом теле – здоровый дух», работает и в обратном направлении, современные специалисты в области медицины и психологии начали задумываться относительно недавно. В последние десятилетия была проведена масса исследований, призванных выявить влияние психического и эмоционального состояния человека на его физическое здоровье. Исходя из результатов этих исследований, медиками была установлена прямая взаимосвязь между психологическим и физиологическим здоровьем. Специалисты даже выделили целую категорию – болезней, что возникают вследствие психических и эмоциональных расстройств.

И для того, чтобы установить законы, правила и пределы взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем, определить поведение, способствующее физиологическому здоровью, а также найти эффективные методы предотвращения нездорового поведения, психология здоровья и здорового образа жизни была выделена как отдельная отрасль науки. И несмотря на то, что сам термин «психология здоровья» стал использоваться в научных кругах только в конце 90-х годов прошлого века, за менее чем 20 лет психологи, психотерапевты и врачи проделали огромную работу и определили основные правила здорового поведения, обнаружили устойчивую связь между определенными чертами характера и заболеваниями, а также сумели найти психологические методы профилактики множества заболеваний.

Насколько сильна связь между психическим и физическим здоровьем?

Многие люди скептически воспринимают идею о связи эмоционального и психического состояния человека и его физического здоровья. Именно от таких скептиков можно услышать, что «во всем виноваты гены», «во всех болезнях виновата плохая экология» и «главная причина плохого здоровья людей в том, что наша медицинская система несовершенна». А между тем, ученые уверенно опровергают все эти утверждения, ведь согласно результатам множества исследований, на состояние здоровья человека в обозначенной степени влияют следующие факторы:

  • Качество медицинского обеспечения – 10%
  • Наследственные факторы (генетическая предрасположенность к болезням) – 20%
  • Экологическая обстановка окружающей среды – 20%
  • Образ жизни человека – 50%.

Образ жизни человека влияет на его здоровье больше, чем все вместе взятые факторы, что не зависят от самого человека. Поэтому очевидно, что каждый из нас в силах существенно снизить вероятность возникновения тех или иных заболеваний и чувствовать себя хорошо, даже имея плохую наследственность и живя в экологически неблагоприятной обстановке. И для этого нужно скорректировать свой образ жизни так, чтобы неоправданный риск, стрессовые ситуации и негативные мысли.

Что такое здоровый образ жизни?

Под понятием «образ жизни» психологи подразумевают не только определенные привычки человека, но и его профессиональную занятость, быт, форму и способы удовлетворения материальных, физических и духовных потребностей, особенности поведения и общения с другими людьми. В целом, образ жизни каждого человека включает 4 аспекта: уклад жизни, стиль жизни, уровень жизни и качество жизни.

Ключевое значение для здорового образа жизни человека имеет его стиль жизни, так как уровень, уклад и качество жизни являются его производными. Стиль жизни каждого человека зависит исключительно от внутренних факторов – мотивации, жизненных целей и приоритетов, склонностей, предпочтений, бытовых и личных привычек и др. Поэтому очевидно, что именно стиль жизни определяет и жизненный уклад, и качество жизни, и именно от него зависит, будет человек жить счастливо или выживать. К примеру, ленивый вряд ли сможет похвастаться интересной работой, достойным заработком, хорошим самочувствием и высоким качеством своей жизни.

Главная задача, которую ставит перед собой психология здоровья и здорового образа жизни – научить людей корректировать свой стиль жизни таким образом, чтобы достичь и психологического, и физического здоровья, и сохранить это здоровье на долгие годы. Решение этой задачи специалисты уже нашли – к примеру, академик Н. М. Амосов утверждает, что каждый человек, желающий иметь крепкое здоровье, должен соблюдать 5 основных условий:

  • Ежедневно выполнять физические упражнения
  • Ограничивать себя в пище и придерживаться правил здорового питания
  • Закалять свой организм
  • Полноценно отдыхать
  • Быть счастливым.

Каких правил нужно придерживаться, чтобы быть здоровым?

Современные специалисты расписали правила здорового образа жизни более подробно, и большинство психологов и психотерапевтов, специализирующихся на психологии здоровья, будут рекомендовать своим клиентам руководствоваться 10 основными правилами здорового стиля жизни:

  1. Взрослый человек должен спать минимум 7 часов каждые сутки, причем соблюдение режима сна не менее важно, чем Во время сна организм восстанавливается, а психика решает накопленные во время бодрствования задачи, сбрасывает нервное напряжение, отдыхает и восстанавливается. Недостаток сна очень быстро сказывается и на психическом, и на физическом здоровье человека - он становится раздражительным и рассеянным, постоянно чувствует усталость, упадок сил и невозможность сконцентрироваться.
  2. Правильное питание. «Человек - это то, что он ест», в шутку говорили великие люди, однако в этой шутке больше правды, чем кажется на первый взгляд. Все нужные для нормального функционирования организма макро- и микроэлементы мы получаем с пищи, поэтому сбалансированное полноценное питание будет залогом здоровья и хорошего самочувствия, а привычка нерегулярно питаться либо есть вредную еду обернется лишними килограммами и накоплением в организме токсинов и шлаков.
  3. Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголизм и наркомания являются причиной множества заболеваний и существенно укорачивают срок жизни зависимого. Также важно, что любая пагубная зависимость отрицательно сказывается не только на физическом, но и на психическом здоровье человека.
  4. Избавление от тревожности. - причина постоянного беспокойства и хронического стресса. Человек, страдающий от повышенной тревожности, практически никогда не может почувствовать состояние покоя и счастья, так как его психика и воображение предоставят ему 100 поводов для переживаний, начиная от экономического кризиса и заканчивая мыслями о не выключенном утюге. Неудивительно, что люди, склонные к тревожности, постоянно жалуются на головную боль, упадок сил, нарушения сна и другие неприятные симптомы, ведь в состоянии стресса организм не может полноценно отдохнуть и восстановиться.
  5. Избавление от страхов и фобий. Навязчивые страхи и фобии, как и повышенная тревожность, являются источником постоянного стресса и могут стать «спусковым крючком» для возникновения заболеваний нервной системы и психосоматических болезней.
  6. Регулярное общение с приятными людьми. Общение с друзьями и любимыми влияет на здоровье человека больше, чем может показаться на первый взгляд. Даже несколько минут общения с приятным человеком может помочь избавиться от плохого настроения, справиться с усталостью и даже уменьшить головную боль. А причина такого положительного влияния общения с любимыми людьми на самочувствие в том, что организм реагирует на контакт или любимыми выработкой гормонов счастья и удовольствия.
  7. Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух и солнечные лучи - лучшее лекарство от депрессии, апатии и усталости. На свежем воздухе все системы организма работают более интенсивно, чем в помещении, а все клетки насыщаются кислородом, поэтому ежедневные прогулки помогут всегда держать тело в тонусе.
  8. Своевременное лечение. Большинство болезней на начальных стадиях не наносят серьезного ущерба организму и поддаются быстрому лечению. А вот «запущенные» заболевания, перешедшие в хроническую стадию, нарушают работу сразу нескольких систем организма и лечатся гораздо дольше. Своевременное лечение болезней - лучший способ предотвратить осложнение и переход заболевания в хроническую стадию, поэтому обращение к врачу при первых симптомах недомогания является лучшим способом надолго сохранить крепкое здоровье.
  9. Тот факт, что оптимисты быстрее справляются с болезнями, чем пессимисты, врачи подметили еще несколько веков назад, поэтому даже целители Средневековья рекомендовали своим пациентам настраиваться на выздоровление и верить, что недуг скоро отступит. Современные психологи уверены, что оптимисты не только быстрее выздоравливают, но и реже болеют, так как в их образе жизни нет места тревожности и постоянным стрессам.
  10. Нормальная самооценка и любовь к себе. и способность любить и принимать себя - это главный залог хорошего физического и психического здоровья. Именно заниженная самооценка и неприятие себя является причиной повышенной тревожности, мнительности, стрессов, бессмысленных переживаний и наплевательского отношения к здоровью. Неуверенность в себе зачастую является первопричиной формирования пагубных зависимостей и пессимистического взгляда на жизнь, поэтому здоровый образ жизни и заниженная самооценка - это несовместимые понятия.

Вышеперечисленные 10 правил здорового образа жизни достаточно просты, и при желании их сможет соблюдать каждый человек. Конечно, многим людям для того, чтобы быть здоровыми, нужно провести значительную работу над собой - избавиться от психологических проблем и расстройств, найти друзей, отказаться от пагубных привычек и др. Однако вести здоровый образ жизни нужно каждому, ведь перед здоровым человеком открывается гораздо больше перспектив и возможностей наслаждаться жизнью и воплощать свои мечты и желания.