"Психолог – профессия или призвание…" (размышление педагога-психолога Мусиной Екатерины Павловны). Я и моя профессия самопрезентация педагога-психолога




Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Терентьева Елена Викторовна педагог-психолог детского сада №66 «Матрешка» Автономной Некоммерческой Организации Дошкольного Образования «Планета детства «Лада» г. Тольятти Самарской области Профессиональная биография Психолог - это кто такой? Особый человек! Он объяснит Зависит от чего покой ваш и успех. Даст он совет, что делать и как быть. Расскажет, как покой душевный сохранить. Я работаю в дошкольном образовании педагогом-психологом уже 15 лет. Веду консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами. Моя работа очень интересная и творческая. Она позволяет мне не только профессионально реализовываться, но и способствует моему саморазвитию, созданию себя. Стремлюсь постоянно узнавать что-то новое в области своей профессии. Посещаю психологические тренинги, конференции, обучающие семинары по детской и возрастной психологии. Полученные знания стараюсь реализовывать и применять на практике. Основная миссия моей профессиональной деятельности – это организация эффективного психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей, т.е. создание в детском саду условий, которые способствуют сохранению и укреплению их психологического здоровья. Девиз моей работы исходит из принципа «Не навреди!» и вся моя деятельность направлена на то, чтобы взрослые и дети чувствовали себя в детском саду уютно, эмоционально комфортно, чтобы создаваемая доброжелательная атмосфера позволяла творить, раскрывая внутренний потенциал и индивидуальность каждого человека. В работе с детьми применяю игротерапию, элементы арт-терапии, сказкотерапии, здровьесберегающие, игровые и информационные технологии. Свою работу я строю на доверии, не забывая о профессиональной этике и ответственности. Сведения об образовании 1. 2. Университет Российской академии образования г. Москва, психолого-педагогический факультет 1996-2001 гг., специальность «Психолог. Преподаватель психологии» Тольяттинский Государственный Университет, магистерское направление «Психологопедагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии» 2012-2014 гг., квалификация «Магистр психолого-педагогического образования» Курсы повышения квалификации «Современная диагностическая и коррекционная работа с детьми с отклонениями в развитии» (Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, г. Тольятти), 1999 «Психотерапевтические школы и эффективность их применения», Российско-американский семинар «Социальные гарантии женского лидерства (МОУ «Психолого-педагогический центр» г. Тольятти), 2001 «Курс базовой подготовки по теории и практике психологического консультирования и психотерапии» (Институт практической психологии СЗО Российской Академии образования СанктПетербург), 2002 «Теория и практика сказкотерапии» (Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), 2001 «Теория и практика гештальта» (Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), 2002 «Тренинг родительско-детских отношений» (Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), 2002 Курсы повышения квалификации по именному образовательному чеку (Департамент науки и образования Администрации Самарской области), 2002-2003 «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений развития у детей дошкольного возраста» (Региональный социопсихологический центр г. Самара), 2004 «Информационные технологии в образовании (программа Intel «Обучение для будущего») (МОУ ДПО «Центр медиаобразования» г. Тольятти), 2004 «Квалифицированный пользователь персонального компьютера» (НОУ Тольяттинский колледж информационных технологий), 2005 «Актуальные проблемы современного дошкольного образования» (ТГУ г. Тольятти), 2012 Участие в конференциях Участие в I городской научно-практической конференции «Девиантное поведение: взгляд с позиции современного психоанализа», Тольятти, 2012 Участие в V Международной заочной научнопрактической конференции «Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития», Чебоксары, 2013 Участие в Поволжской научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье», Тольятти, 2013 Участие в научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», 2013 (диплом представлен в «Моих достижениях») Участие в X (международной) научнопрактической конференции психологов и психотерапевтов «Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика», Тольятти, 2015 Мои публикации в сборниках Терентьева, Е.В. К вопросу формирования волевой готовности к школе у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст] Е.В. Терентьева // Психологопедагогические и технологические аспекты развития ребенка как субъекта деятельности: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 5-27 ноября 2012 г.) : в 2 ч. / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. – Ч. 2. – С. 202-208 Терентьева, Е.В. Развитие произвольности как основа волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] Е.В. Терентьева // Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой научной конференции (1 - 5апреля 2013 г. Выпуск VI) / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – Ульяновск, 2013. – С. 131-138 Терентьева, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью при формировании волевой готовности к школе [Текст] Е.В. Терентьева // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: материалы V Международной заочной научно-практической конференции (14 мая 2013 г.) / под ред. Нечаева М.П. – Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2013. – С. 608-611 Терентьева, Е.В. Компоненты развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] Е.В. Терентьева // Организация образовательной среды: учеб.-метод. пособие / Ю.А. Кустов [и др.] ; под общ. Ред. Ю.А. Кустова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – С. 92-97 Терентьева, Е.В. Особенности волевой готовности к школе старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст] Е.В. Терентьева // Дошкольник на современном этапе: материалы региональной студенческой научной конференции (1 – 10 апреля 2014 г. Выпуск VII) / Сост. О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – Тольятти, 2014. – С. 167174 Терентьева, Е.В. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет [Текст] Е.В. Терентьева // Интеграция науки и практики в современных условиях: материалы III Международной научнопрактической конференции (28 февраля 2015 г.) : Сборник научных трудов / Научный ред. д.э.н., проф. Галачиева – М. : Изд-во «Перо», 2015. – С. 89-94 Мои публикации в электронных СМИ Терентьева Е.В., Болотникова О.П., Ошкина А.А. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, Научный журнал «Современные проблемы науки и образования», №3 за 2015: http//www.scince-еducation.ru Конспект занятия «Чувства разные нужны, чувства разные важны», СМИ «Педагогический мир»: http//pedmir.ru, 2015 Материал «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников», СМИ «Педсовет»: http//pedsovet.org, 2015 Методическая разработка «Статья «К вопросу формирования волевой готовности к школе у старших дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», СМИ «Инфоурок»: http//infourok.ru, 2015 Методическая разработка «Деловая игра для педагогов «Словесные баталии», СМИ «Инфоурок»: http//infourok.ru, 2015 Методическая разработка «Конспект психологического занятия для старших дошкольников «Дружба начинается с улыбки», СМИ «Инфоурок»: http//infourok.ru, 2015 Методическая разработка «Памятка для воспитателей «Работа с родителями по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, семье, обществе, адекватных возрасту», СМИ «Инфоурок»: http//infourok.ru, 2015 Методическая разработка «Тренинг для родителей «Учимся общению с детьми», СМИ «Инфоурок»: http//infourok.ru, 2015 Методическая разработка «Практические игры-тренинги на формирование навыков безопасного поведения у дошкольников», СМИ международный образовательный портал «Маам»: http//www.maam.ru, 2015 Статья «Развитие произвольности как основа волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста», СМИ социальной сети работников образования: http//nsportal.ru, 2015 Мои достижения Лауреат городской премии им. В. Татищева в области образования 2007 г. за инноваторскую разработку «Учебно-методический комплект материалов по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников», Тольятти, 2007 I место в конкурсе творческих работ (научно-практическая конференция «Студенческие «Дни науки в ТГУ»), 2013 II место в секции «Психолого-педагогические аспекты образовательной деятельности» с докладом «Развитие произвольности как основа волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста» (научно-практическая конференция «Студенческие «Дни науки в ТГУ»), 2013 Победитель (II место) VI Всероссийский творческий конкурс «Талантоха», номинация «Творческие работы и методические работы педагогов» (Рабочая программа по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников «Мир внутри меня»), 2014 Диплом II степени за участие в общероссийском конкурсе «Я познаю мир» (Рабочая программа «Мир внутри меня»), Информационный центр методического объединения педагогов Сибирского Федерального округа «МАГИСТР», 2014 Создание персонального сайта (учительский сайт/Терентьева Елена Викторовна), 2015 Участие в конкурсе «Первый конкурс обучающих сказок «Добрым молодцам урок» в рамках 16 Всероссийского интернет-педсовета с публикацией «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников», СМИ «Педсовет»: http//pedsovet.org, 2015 Размещение электронного портфолио на международном образовательном портале Маам: http//www.maam.ru, 2015 Создание персонального сайта в социальной сети работников образования: http//nsportal.ru, 2015 Работа с детьми Основная технология, используемая в коррекционно-развивающей работе с детьми – игровая технология. Она включает методы и приемы организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр (коммуникативных, психотехнических, познавательных, развивающих, творческих и др.). Все игры имеют четко поставленную цель обучения и соответствующие ей психолого-педагогические результаты и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология используется в разработанной авторской программе по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников «Мир внутри меня». Эта программа направлена на развитие у детей осознанного отношения к себе и своему здоровью, к самопознанию, что является отправной точкой к познанию другого, к налаживанию отношений между друг другом, к развитию саморегуляции, к становлению адекватной самооценки у дошкольников. Механизм формирования у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью включает три компонента: поведенческий (взаимоотношения с людьми, коммуникативные навыки), эмоциональный (эмоциональное благополучие), когнитивный (осознание себя, своей принадлежности к социуму). Поэтому занятия строятся по принципу включённости трёх компонентов механизма формирования у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью: эмоционального, поведенческого, когнитивного. Каждое занятие состоит из трёх вариативных блоков: 1 блок направлен на развитие эмоционально-личностной сферы психики ребёнка, 2 блок направлен на развитие коммуникативных умений и навыков, 3 блок предполагает обучение детей приёмам саморегуляции и самоконтроля. Программа состоит из 4 разделов и включает 15 занятий. Разделы «Кто я?», «Мои чувства», «Друзья и Я», «Моё здоровье» подразделяется на темы. Все занятия обобщены одним сюжетом – путешествие по миру человека. По ходу занятий дети ведут дневник путешествия (карта), где выполняют задания психолога (рисуют): «Какой Я?», «Я радуюсь, когда..», «Мое настроение», «Мои друзья», «Мой мир» и др. Занятия включают в себя психогимнастические, коммуникативные, подвижные игры и упражнения, этюды, элементы арт-терапии, релаксационные методы, ритуал приветствия, направленный на создание атмосферы радости, благоприятного эмоционального фона, снятия страха и напряжения, и ритуал прощания, закрепляющий полученный ребёнком на занятиях эмоциональный опыт. Наполняемость групп 10-12 детей в возрасте 6-7 лет. Обычная продолжительность занятий составляет 30 минут с периодичностью 1 раз в неделю. Поскольку в одном занятии сочетаются игры и этюды разнообразной направленности, то быстрая смена видов деятельности позволяет в течение всего занятия удерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. Работа с родителями Основная задача в работе с родителями состоит в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и оказание им помощи в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому моя работа, как педагога-психолога, носит больше просветительский и консультативный характер. В работе с родителями важно еще, чтобы предлагаемая информация была для них понятна и доступна, чтобы у них была сформирована достаточная мотивация на изменения в воспитании и общении с детьми. Поэтому проводятся следующие мероприятия: психологические акции на дне открытых дверей (носят диагностический характер и позволяют узнать мнения и предпочтения родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей); семинары-практикумы (направлены на систематизацию имеющихся знаний у родителей в вопросах воспитания детей); тренинги (способствуют формированию необходимых умений и навыков родителей в общении с детьми); индивидуальные консультации (позволяют проработать возникающие проблемы в детскородительских отношениях, в отклоняющемся поведении детей (агрессивность, тревожность застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость), проблемы при адаптации ребёнка в детском саду); заочные консультации – буклеты «Рекомендации психолога» (носят просветительский и профилактический характер, освещают наиболее актуальные проблемы воспитания, развития и обучения дошкольников); родительские собрания (направлены на получение информации по актуальным вопросам воспитания дошкольников). Психологическая акция на День Открытых Дверей Буклеты «Рекомендации психолога» Работа с педколлективом Основная задача в работе с педколлективом – способствовать формированию у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах детей и собственного развития. Основные формы взаимодействия с педагогами следующие: семинары-практикумы в виде деловых игр и круглых столов для решения актуальных вопросов в воспитании и обучении дошкольников; тренинги, способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений в коллективе, снятия эмоционального напряжения, профилактике «эмоционального выгорания» воспитателей; групповые и индивидуальные консультации, направленные на решение проблем, возникающих у воспитателей в процессе работы и взаимодействия с детьми и родителями; тематические консультации, способствующие пополнению психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), организующиеся для определения индивидуального маршрута развития тех дошкольников, которые имеют особые образовательные потребности и нуждаются в помощи дополнительных специалистов. Семинар-практикум с педагогами

Марина Георгиева
Самопрезентация педагога-психолога

Текст к самопрезентации : «Моя профессия – моя жизнь» .

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках сегодняшнего мероприятия я расскажу Вам о месте моей профессии в моей жизни.

В работе я руководствуюсь девизом врачей, взятым на вооружение и психологами : «Не навреди!» . В жизни, по отношению к себе мыслью Фридриха Ницше о том, «Что не убивает меня, то делает меня сильнее» «Сумерки идолов» .

Личные данные От рождения до окончания школы я жила в посёлке астрономов, его называют Нижний Архыз или САО (специальная астрофизическая обсерватория, где работали мои родители. В 2004 году поступила в Северо-Кавказский институт антропологии и прикладной психологии (СКИАПП) ; в 2007 году перевелась, а в 2009 закончила Институт управления, бизнеса и права по специальности «Психология» .

После окончания ВУЗа 2 года работала социальным педагогом в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних города Ростова-на-Дону. В августе 2010 начала работать педагогом -психологом ДОУ 232 Ленинского района. С января 2013 работаю в ДОУ № 118 Кировского района.

На выбор педагогической профессии повлияла семейная традиция : Учительницей была моя прабабушка, её сын (а мой дедушка) так же был учителем начальных классов, потом директором сельской школы. Другой мой дедушка – входил в состав сборной СССР по баскетболу, тренировал начинающих спортсменов, преподавал физкультуру в кулинарном училище, а бабушка работала поваром в детском саду. Моя мама несколько лет подряд была вожатой в пионерском лагере, после перестройки работала учителем физики, отец, после выхода на пенсию – учителем труда. Моя старшая сестра уже 15 лет работает в детском саду раньше музыкальным руководителем, сейчас – воспитателем. А средняя сестра – учителем русского языка и литературы в школе.

Для меня профессия педагога – стимул моего личностного роста, ведь, как отмечал Л. Н. Толстой «… воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо , то есть самому двигаться , воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание». Часто разные ситуации с детьми, родителями, коллегами становятся мотивом узнать и решить что-то для себя, взять на вооружение или отказаться от чего-то. И наоборот : ситуации из личной жизни, литературы помогают увидеть рабочую ситуацию под новым углом.

Мои научные интересы : Я придерживаюсь гуманистической парадигмы в психологии. Меня интересует роджерианская клиент-центрированная терапия. В работе я пользуюсь методами арт-терапии, сказкотерапии, технологией системных расстановок по Хеллингеру. При работе с родителями пользуюсь рекомендациями Б. З. Драпкина по книге «Психотерапия материнской любовью» .

У меня есть печатные издания : серия прописей для детей «Уроки чистописания» , она сейчас ещё пополняется. Мне очень нравится придумывать для детей интересные головоломки и задания, которые будут способствовать их развитию.

Я пополняю внутренние ресурсы в путешествиях и своих увлечениях : книгах, музыке, фотографии. Я нахожу силы в спорте и пеших прогулках по любимому городу!

Меня вдохновляет природа, общение с друзьями. И, конечно же взаимодействие с детьми! Когда я вижу в глазах ребёнка радость открытия, озарение, понимание что делать и куда идти, считаю свою профессиональную цель достигнутой.

Не зря Махатма Ганди говорил, что : «Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей»

Сопроводительный текст к видеозаписи "Визитка-самопрезентация педагога-психолога"
Психологом я мечтала стать со школьной скамьи, но первые профессиональные шаги 31 год назад сделала в качестве учителя математики и физики в моем родном городе Кирс Кировской области. По направлению Райкома партии в 1991 году я получила второе высшее образование на факультете психологии Кировского пединститута. В 2004 году приехала в Республику Коми в замечательный поселок Комсомольск-на-Печоре Троицко-Печорского района, знаменитого своими болванами и Печоро-Илычским заповедником. Сейчас я работаю в дружном педагогическом коллективе средней школы № 1 поселка Троицко-Печорск.
Мои знания и опыт в первую очередь востребованы в работе с детьми. Психолог может помочь детям и подросткам расширить свои представления о себе, понять типичные трудности и проблемы возраста, осознать и сформировать конструктивную стратегию и тактику личностного поведения.
Что главное для меня, спросите вы? Учить подростков выражению своих чувств и мыслей, самоконтролю и безопасной разрядке эмоционального напряжения, способствовать налаживанию доброжелательных отношений в детском коллективе. И в этом мне помогает разработанная мною и представленная на конкурс «Пси-перспектива» программа профилактических занятий по сохранению психического здоровья школьников.
Уверена, что проблемы наших детей – это проекция и следствие проблем взрослых. Как сказал Ларош Фуко «Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом». Поэтому считаю, что, прежде всего, взрослым необходимо прийти к собственной внутренней гармонии. Можно пройти этот путь вместе со своими детьми в бинарных группах под чутким руководством психолога.
Изменяя свой внутренний мир, мы не сможем изменить мир внешний, но мы сможем изменить к нему свое отношение. Внутреннее спокойствие и взаимопонимание с нашими детьми – разве не в этом счастье?
Ещё главное для меня – помочь педагогам поверить в неиссякаемое доброе начало любого ученика, признать их право на собственный выбор и собственную ошибку. А это по силам только тем, кто научился ориентироваться в собственных психических состояниях и управлять ими. А значит, моя задача – способствовать развитию потребности и способности к самоуправлению как важной составляющей профессионального успеха учителя.
Психолог в школе – не панацея от всех бед, но если я помогу кому-то поверить в себя, признать свою самоценность, значит, мой труд не напрасен.
Поговорим о хобби. Говорят, что я трудоголик, поэтому мои интересы становятся для меня профессионально значимыми.
Могу сочинить стишки – и дети сочиняют стихи и помогают мне понять их внутренние проблемы. Вот послушайте сами.
Как много счастливых семей на земле
Папа, мама и дети в семье.
Но бывает другое на свете:
Половинное счастье…
За него кто в ответе?

Я к вам добра была, но вот, увы,
Вы все меня отвергли.
В один прекрасный день не стало никого…

Тьма накрывает меня с головою
Боюсь и дрожу, говорить не могу.
Я знаю, что там
Зло великое воет,
Что ужасы там на каждом шагу.

Разве это не поле для деятельности психолога?
Люблю театр – и разработала программу «Нулевой класс актера», которая соединила в себе театральное искусство и элементы социально-психологического тренинга.
Мои занятия в первую очередь формируют умения подростков вступать в коммуникацию, эффективно сотрудничать с другими, решать свои собственные проблемы через коллективную творческую деятельность.
С детства люблю что-нибудь исследовать – и вот уже около 30 человек с 3 по 11 класс исследуют вместе со мной на занятиях факультатива «Путь в неизведанное», в том числе и собственные проблемы.
В нашем районе я единственный педагог-психолог системы образования. Совершенствую свой профессионализм через самообразование и участие в конкурсах.
Я человек счастливый. У меня есть все: любимые и любящие дети, благодарные ученики и родители, готовые к взаимодействию коллеги и интересная насыщенная жизнь.
А что я сегодня пожелаю себе? Конечно же, успешного участия в конкурсе, ведь это один из самых эффективных тренингов личностного роста, где каждый сможет не только проверить себя, но и обрести новые знания и качества, необходимые для дальнейшей работы. А самое главное, побывать в атмосфере профессионального творчества, ощутить дух преданных своему делу людей.
Счастья всем, любви, успехов в конкурсе и профессии. Движения вперед во всех своих начинаниях. Спасибо за внимание!

Самопрезентация

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.

Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.

Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.

Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.

Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.

Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.

Дорогие коллеги! Добрый день!

Меня зовут Касумова Гульнара Абдулкадыровна. Я окончила Университет Российской Академии Образования в городе Махачкала, факультет «Психологии» по специальности «Педагог-психолог».

Профессиональную карьеру начала с 2003г. Будучи студенткой 3-го курса университета стала работать педагогом-психологом в Капкайкентской средней школе. В данной школе работаю 21лет и как учитель предметник, это мое второе высшее образование.

Цель моей деятельности, является обеспечение психического и психологического здоровья детей, полноценного психического развития ребенка на всех этапах онтогенеза.

Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

    развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, жизненных планов;

    содействие развитию и сохранению психического здоровья детей и взрослых;

    оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, учителям.

    создание благоприятного для развития ребенка психологического климата.

Основные виды моей деятельности как школьного психолога:

    Психологическое просвещение.

    Психологическая профилактика

    Психологическая диагностика.

    Психологическая коррекция.

    Психологическое консультирование.

    Самореализация.

I. Психологическое просвещение

Психологическое просвещение, то есть, приобщение взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и детей к психологическим знаниям. Я провожу это в форме лекций, бесед, выступлений на педагогических советах, классных часах, родительских собраниях.

Среди них:

1.Выступление на МО по теме «Профилактика переутомления», где мной даны советы как избежать переутомление в школе и их причины возникновения.

2.На классном часе выступление на тему «Конфликты в нашей жизни»Практикум по культуре общения 8-9 классов, где учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация» и т.д.

3.Также хочу отметить, что мной были созданы стенды: «В мире психологии», который периодически обновляется и служит интересным и полезным источником психологического просвещения для детей и взрослых.

Для работы с родителями подобрана психологическая литература, например «Готов ли Ваш ребенок к школе?» и др.

II. Психологическая профилактика

Основной момент – развивающие занятия. Я использую и провожу развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа. Опираясь на новообразование, я подбираю игры, тесты, упражнения.

В конце года смотрю: достигнута цель, или нет (появилось ли новообразование?).

Цель , которую я ставлю перед собой: сформировать у ребенка психологическую готовность к обучению, интерес и потребность к познании нового, трудолюбие, усидчивость, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Все эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать.

С младшими подростками , учащимися 5 класса, я работаю по адаптированной психолого-профилактической программе «Я и Мы » .

Цель данной программы двойственна: с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья, с другой стороны – выполнение возрастных задач развития, формирование социальных навыков.

Методические средства, используемые для конструирования групповых занятий, носят игровой характер. После каждой игры организовывается её обсуждение в свободной форме.

Учащиеся сталкиваются с ситуациями, характерными для их реальной деятельности и ставятся перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

Работа со старшими подростками (9 -11классы)

Основная задача, которая стоит перед многими учащимися 9-х классов принять решение о характере и форме дальнейшего образования; остаться в школе или уходить (куда?), выбрать профильный класс или общеобразовательный, математический или гуманитарный, на какие дополнительные курсы записаться и т.п.

Принципиально важно, чтобы подобные решения были приняты девятиклассниками самостоятельно.

Профориентационная программа построена так, чтобы позволить подростку познать себя, свои психические особенности, свои склонности. На занятиях участникам предоставляется прожить и прочувствовать каждую профессию. И это не только интересно, но и эффективно для осознанного понимания своего выбора.

И еще хочу сказать о небольшом по времени цикле активных занятий для старшеклассников «Как эффективно подготовиться к сдаче экзамена». Главная цель - научить детей справляться со стрессовой ситуацией, тем самым, оберегая свое здоровье.

Также со старшеклассниками я провожу профилактику против зависимости: табачной, алкогольной, наркотической. Традиционно это ведется по методу «запрет-наказание» – это не совсем продуктивно. Я выбрала косвенный метод. Например: предлагаю подросткам, с закрытыми глазами, увидеть «кадр из жизни» – кино о том, каким он станет. Сопровождая словами, видение подростка, я помогаю как можно позитивнее и привлекательнее увидеть свое будущее. Затем подросток пишет о том, что он увидел, сопровождая ярким рисунком. Потом предлагается вариант что он, к примеру, начинает пить. Опять дети представляют свою жизнь уже с новым условием, рисуют. И как можно краше с моей помощью усугубляем все последствия.

Работу с родителями я рассматриваю как важнейший аспект своей деятельности, направленный на сохранение психологического здоровья семьи. Они организованна в виде выступлений.

Это выступления различных форм:

    Выступление презентация, где родители узнают о деятельности психологической службы, графике и содержание работы. Мотивирую родителей на индивидуальные встречи.

    Тематические выступления – содержат психологическую информацию прикладного характера по актуальным для родителей темам.

В работе руководствуюсь я книгой Р.С.Немова и интернет ресурсами.

Работа с учителями – беседы, выступления на педагогических советах, индивидуальные консультации.

В перспективе: тренинг для учителей.

III. Психологическая диагностика

Задача – дать информацию об индивидуально – психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям.

Диагностику провожу:

По плану:

    Психологическое обследование готовности детей к школе

    Уровень тревожности;

    Степень агрессивности;

    Диагностика психических процессов (память, внимание, мышление) начального звена;

    Предпрофильная диагностика;

    Профориентационная диагностика.

По запросу:

    детей,

    учителей,

    родителей.

С результатами диагностики я знакомлю по необходимости родителей, классных руководителей и самих детей. Также по необходимости даются рекомендации исходя из результата тестирования, проводятся индивидуальные консультирования, коррекция, групповые занятия.

IV. Психологическая коррекция

В основном в психокоррекции нуждаются дети из классов компенсирующего обучения. Она проходит как в виде индивидуальных занятий, так и виде еженедельных групповых занятий.

Коррекционное занятие с 1 классом «Веселые человечки».

Выполняя игровые задания, ребенок учится считать, знакомится с пространственными отношениями и величиной, получает понятие о соотношение целого и части, тренирует внимание, совершенствует память и воображение. Плюс к этому ребенок, играя, развивает речь, так как ему предлагается пересказывать сказочную историю.

Так же, коррекционная работа ведется и с низким уровнем готовности к школе.

Использую презентации по психологической коррекции, тренинги.

V. Психологическое консультирование

Это специально организованная беседа психолога с клиентом (представителем администрации, учителем, родителем, учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендация по их решению или регулированию.

    Психологи же считают, что к ребенку надо идти, а не его тащить куда-то. И я с этим согласна.

    Моя основная цель, помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

    В виде игры , рисования и обсуждений, бесед.

Дорогие коллеги! Спасибо за внимание!

Собирайте капли знаний,

Укрепляйтесь каплями терпения,

Дарите капли любви,

Ищите капли мудрости,

Ловите капли радости,

Храните капли надежды,

Пусть этих капель

Собираются реки и моря

Вашего душевного благополучия.

С уважением Касумова Гульнара Абдулкадыровна..

Смирнова Наталья Викторовна 34 года; 34 года; В 1996 г. закончила естественнонаучный факультет ТГПУ им. Л.Н. Толстого; В 1996 г. закончила естественнонаучный факультет ТГПУ им. Л.Н. Толстого; В 2007г. Институт психотерапии и клинической психологии; В 2007г. Институт психотерапии и клинической психологии; В 2007г. присвоена высшая квалификационная категория В 2007г. присвоена высшая квалификационная категория


«Человеку надлежит всю жизнь прожить с самим собой, и стоит позаботиться о том, чтобы это была хорошая компания!» Л. Хьюз. «Преображение» значит изменение: изменение ситуации, образа мыслей, а значит, и образа жизни, потому что мысли превращаются в слова, слова реализуются в поступках, поступки входят в привычку, привычка формирует характер, а от характера зависит судьба. «Преображение» значит изменение: изменение ситуации, образа мыслей, а значит, и образа жизни, потому что мысли превращаются в слова, слова реализуются в поступках, поступки входят в привычку, привычка формирует характер, а от характера зависит судьба. Вот уже более 10 лет я работаю психологом Центра «Преображение», само название которого несет глубинный смысл. Вот уже более 10 лет я работаю психологом Центра «Преображение», само название которого несет глубинный смысл.


Я согласна с мыслью о том, что «каждый человек знает, что ему нужно, чтобы справиться с проблемой, только он не знает, что он об этом знает». Я согласна с мыслью о том, что «каждый человек знает, что ему нужно, чтобы справиться с проблемой, только он не знает, что он об этом знает». Всякий раз, помогая людям, я чувствую важность своей работы, а понимание, того, что мы строим жизнь по собственному выбору, помогает сохранять верность себе, своим принципам. Всякий раз, помогая людям, я чувствую важность своей работы, а понимание, того, что мы строим жизнь по собственному выбору, помогает сохранять верность себе, своим принципам. Опыт доверительного общения помогает понять ребенку, что от него самого зависит, каким будет мир вокруг него, потому что мы выбираем себе друзей и строим отношения по собственным предпочтениям, а значит, от нас самих зависит, как сложится наша жизнь. Опыт доверительного общения помогает понять ребенку, что от него самого зависит, каким будет мир вокруг него, потому что мы выбираем себе друзей и строим отношения по собственным предпочтениям, а значит, от нас самих зависит, как сложится наша жизнь.


За время моей работы взгляды и представления о роли и месте психолога в системе дополнительного образования претерпели значительные изменения. Мы начинали с того, что психолог – «слуга» педагога. Сейчас можно сказать скорее о равноправном партнерстве и взаимодействии с педагогами, проникновении психологических приемов, методов, а главное, взглядов в ткань учебно – воспитательного процесса. За время моей работы взгляды и представления о роли и месте психолога в системе дополнительного образования претерпели значительные изменения. Мы начинали с того, что психолог – «слуга» педагога. Сейчас можно сказать скорее о равноправном партнерстве и взаимодействии с педагогами, проникновении психологических приемов, методов, а главное, взглядов в ткань учебно – воспитательного процесса. Точкой отсчета, я думаю, явилось создание в 2004г. «Программы психолого–педагогического cопровождения образовательного процесса детей, посещающих отделы, осуществляющие социально– педагогическую деятельность в Центре «Преображение».. При создании этой программы перед нами была поставлена задача - изменить мировоззрение педагогов с позиции того, что они обучают своих воспитанников конкретным знаниям, умениям и навыкам (танцевать, лепить, шить, готовить, делать акробатические, цирковые трюки …), на глубинное понимание значения выбранного профиля деятельности как инструмента, способного помочь педагогу в процессе становления и развития личности воспитанников.


Исходя из теории личности Л.Н. Собчик, можно выделить ряд параметров, являющихся наиболее значимыми в процессе формирования личности: Исходя из теории личности Л.Н. Собчик, можно выделить ряд параметров, являющихся наиболее значимыми в процессе формирования личности: познавательная сфера; познавательная сфера; эмоционально-волевая сфера; эмоционально-волевая сфера; коммуникативная сфера; коммуникативная сфера; мотивационно-потребностная сфера; мотивационно-потребностная сфера; ценностные ориентации. ценностные ориентации. Эти пять направлений развития личности легли в основу «Программы психологического сопровождения». Внедрение «Программы сопровождения» происходит поэтапно: I.Введение психодиагностического мониторинга и карт педагогических наблюдений; II. Внедрение психологического аспекта в организацию занятий педагогов дополнительного образования; III. Психологизация образовательных программ педагогов дополнительного образования.


Психодиагностический мониторинг призван обеспечить информационную базу, научно–обоснованный индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Так, например, по результатам стартового диагностического обследования заполняется групповая цветовая карта, где по принципу светофора цвета указывают на уровень психологического комфорта, актуального развития и проблемную зону. Исходя из полученных результатов, с помощью моих рекомендаций педагог выстраивает программу своих занятий, соответствующую именно этой группе и с учетом особенностей каждого конкретного воспитанника. Психодиагностический мониторинг призван обеспечить информационную базу, научно–обоснованный индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Так, например, по результатам стартового диагностического обследования заполняется групповая цветовая карта, где по принципу светофора цвета указывают на уровень психологического комфорта, актуального развития и проблемную зону. Исходя из полученных результатов, с помощью моих рекомендаций педагог выстраивает программу своих занятий, соответствующую именно этой группе и с учетом особенностей каждого конкретного воспитанника. Карта педагогических наблюдений, Карта педагогических наблюдений, в которой отражается продвижение воспитанников как в обучении (освоение ЗУНов и фиксация личных достижений в портфолио), так и в развитии целого ряда личностных характеристик, в которой отражается продвижение воспитанников как в обучении (освоение ЗУНов и фиксация личных достижений в портфолио), так и в развитии целого ряда личностных характеристик,


Психологические аспекты организации занятий Начало занятия. Работа с актуальным состоянием Переутомление (вялость, апатия) Дыхательные упражнения Мини – медитация Растяжки массаж Перевозбуждение (гиперактивность) Голосовое и (или) моторное отреагирвание Стабилизирующие упражнения Деструктивные состояния (агрессия, страхи, тревога) Игры и упражнения на снятие, снижение агрессивности и(или) тревожности Аффекты Экстренная психологическ ая помощь Выход на оптимальное состояние Создание положительной психологической атмосферы Настрой на работу, групповое сплочение. Основная часть занятия (образовательная и развивающая деятельность. Содержание в рамках образовательной программы) Оптимизация Деятельности Стимулирование интереса; Педагогическая поддержка «гимнастика мозга» Предупреждение Утомления Смена видов деятельности Смена места деятельности Приемы саморегуляции Завершение занятия. рефлексия Позитивный выход с помощью ритуала


Реализация следующего этапа «Программы сопровождения», а также изменение статуса ЦПМСС "Преображение" в 2006 году потребовали внесения психологического компонента во все образовательные программы социально- педагогической направленности. Мною совместно с методической службой Центра была разработана технология внесения психологического компонента в программы педагогов дополнительного образования, которая отражена в методических разработках в помощь педагогам «Реализация психологического компонента в образовательных программах ПДО». Реализация следующего этапа «Программы сопровождения», а также изменение статуса ЦПМСС "Преображение" в 2006 году потребовали внесения психологического компонента во все образовательные программы социально- педагогической направленности. Мною совместно с методической службой Центра была разработана технология внесения психологического компонента в программы педагогов дополнительного образования, которая отражена в методических разработках в помощь педагогам «Реализация психологического компонента в образовательных программах ПДО». Содержание психологического блока гибко варьируется и адаптировано к каждой программе в зависимости от ее образовательной направленности и срока реализации, базируясь на возрастных особенностях личности ребенка. А в процессе реализации программы я опираюсь на данные исследований психологического мониторинга, позволяющие использовать дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам, а также наиболее полно отследить эффективность данной программы, и учу этому педагогов. Каждому педагогу надлежит направлять свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что ребенок может сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, а не на том, что «надо» нам. «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку неинтересна» (И. Сеченов).


Модель психологического сопровождения Отдел социально – педагогической профилактики Использование педагогами организаторами элементов игротренинга; Педагогической поддержки; Организация возможной рефлефлексии. Отдел педагогической коррекции и развития Проведение психодиагностического мониторинга; Консультирование всех участников образовательного процесса по результатам обследований и по запросу; Коррекционно – развивающая работа; Просветительская и профилактическая работа, как в рамках консультирования, так и специализированная. Отдел социально – педагогической профилактики по месту жительства Консультативное, Просветительско – профилактическое направление Индивидуальная диагностика по запросу


Мои перспективы: Накопленный мной богатый практический опыт позволяет расширить рамки работы в Центре и принять участие в городских программах. Накопленный мной богатый практический опыт позволяет расширить рамки работы в Центре и принять участие в городских программах. Я являюсь автором-составителем и ведущим обучающего тренинга для педагогов – психологов города, чьи школы являются базовыми площадками по реализации городской программы «Психологическая безопасность в ОУ». Я являюсь автором-составителем и ведущим обучающего тренинга для педагогов – психологов города, чьи школы являются базовыми площадками по реализации городской программы «Психологическая безопасность в ОУ». При проведении тренинговой части программы психологического сопровождения молодых специалистов-педагогов ОУ города «Ресурс» я, в частности, применяю тренинги «Педагогической осознанности» (Рабочая программа формирования у педагогов личностно – ориентированной позиции по отношению к детям Л. Мардер). При проведении тренинговой части программы психологического сопровождения молодых специалистов-педагогов ОУ города «Ресурс» я, в частности, применяю тренинги «Педагогической осознанности» (Рабочая программа формирования у педагогов личностно – ориентированной позиции по отношению к детям Л. Мардер). Я принимала участие в составлении Программы психологического сопровождения (выездных) загородных лагерей « Профилактика ПАВ» (тренинг одного дня); Программы психологического сопровождения пришкольных лагерей МОУСОШ Центрального района г. Тулы « Профилактика ПАВ» (игровой тренинг для детей лет); Я принимала участие в составлении Программы психологического сопровождения (выездных) загородных лагерей « Профилактика ПАВ» (тренинг одного дня); Программы психологического сопровождения пришкольных лагерей МОУСОШ Центрального района г. Тулы « Профилактика ПАВ» (игровой тренинг для детей лет);


За время работы была награждена: За время работы была награждена: Благодарность администрации г.Тулы «За высокий уровень профессионализма, большой вклад в развитие детского творчества и воспитание молодого поколения, любовь и преданность делу» (); Благодарность администрации г.Тулы «За высокий уровень профессионализма, большой вклад в развитие детского творчества и воспитание молодого поколения, любовь и преданность делу» (); Грамота УО администрации г. Тулы «За поддержку деятельности городского детского общественного движения «Юная Тула» (); Грамота УО администрации г. Тулы «За поддержку деятельности городского детского общественного движения «Юная Тула» (); Грамота ЦПМСС «Преображение» «За активное участие в реализации городских программ психологического сопровождения»() Грамота ЦПМСС «Преображение» «За активное участие в реализации городских программ психологического сопровождения»() Грамота ГУО Управы Г. Тулы «За добросовестный и плодотворный труд по воспитанию подрастающего поколения и за большой вклад в развитие детской общественной организации «Преображение» Центрального района г. Тулы» (); Грамота ГУО Управы Г. Тулы «За добросовестный и плодотворный труд по воспитанию подрастающего поколения и за большой вклад в развитие детской общественной организации «Преображение» Центрального района г. Тулы» (); Грамота ГУО Управы Г. Тулы «За активную позицию в воспитании подрастающего поколения, беззаветное служение детям и детству» (ноябрь 2004г.); и др. Грамота ГУО Управы Г. Тулы «За активную позицию в воспитании подрастающего поколения, беззаветное служение детям и детству» (ноябрь 2004г.); и др.