Психологическая готовность ребёнка к школе. Как узнать мотивы ребенка




В среднем от 15 до 40 % современных первоклассников испытывают проблемы со . Если при поступлении 90 % детей идут в школу с радостью, то уже после первой четверти этот процент снижается до 75. Данные феномены во многом обусловлены неготовностью детей к школе. Но что подразумевается под готовностью к школе? Можно ли ее как-то проверить, в том числе самостоятельно? И есть ли время на корректировку? Обо всем этом вы, уважаемый читатель, сможете узнать из данной статьи.

Для начала еще немного статистики. Согласно другим данным, от 10 до 50 % детей из городов и до 70 % сельского детского населения оказываются не готовы к школе. Это оборачивается:

  • трудностями в налаживании контактов со сверстниками и педагогами (10-15 %);
  • неорганизованностью учебной деятельности, невозможностью ее самостоятельного планирования и контроля поведения, сложностями в усвоении материала образовательной программы (40 %).

Таким образом, главная опасность для неподготовленного к школе ребенка – , которая часто проявляется психологическими и физическими проблемами со здоровьем, неврозами, . Думаю, никто не желает такой участи своему чаду. А значит, ребенок должен быть готов, переступая порог школы. Теперь поговорим обо всем по порядку.

Что такое готовность к школе?

Это сложное структурное образование, завершающее дошкольный возраст. С позиции возрастной психологии - это новообразование личности, ее новое качество. Таким образом, на личностном уровне это сформированная внутренняя позиция школьника. Обусловлена она ведущей потребностью этого возраста (потребность в значимости).

От сформированности внутренней позиции школьника зависит учебная мотивация. От новой потребности – отношение к школе, классу и учителям, себе. Если необходимые психологические перестройки не произошли, то несмотря на смену возраста ребенок может оставаться дошкольником с соответствующими ему характеристиками.

Что будет, если ребенка раннего возраста отправить в школу? Правильно. Ничего хорошего:

  • плач;
  • конфликт;
  • стремление играть;
  • непонимание материала и требований;
  • психологическая травма.

Так что, дорогие родители, физический возраст – не показатель. Ребенок должен быть всесторонне готов.

Психологическая готовность предполагает личностную и интеллектуальную зрелость ребенка, произвольность и регуляцию поведения. Однако кроме психологической готовности можно выделить еще два компонента: морфофизиологическую и предметную готовность. Структурно это можно описать следующим образом (смотрите схему ниже).

Думаю, стоит рассказать о каждом компоненте отдельно. Сразу хочу отметить, что все три вида готовности неразрывно связаны и взаимообусловлены.

  1. Морфофизиологическая готовность предполагает гармоничное и своевременное развитие организма, то есть нормальное физическое и психическое развитие, здоровье. Это больше имеет отношение к медицине, клинической психологии. В рамках данной статьи нет смысла углубляться в эту тему.
  2. Предметная – сформированность знаний, умений, навыков. Опять же не так интересно и непонятно, но частично я затрону это во второй части статьи.
  3. Психологическая – сформированность средств и способностей для принятия новой социальной роли школьника. Психологическую готовность я как раз и хочу рассмотреть подробнее, так как именно она, на мой взгляд, является наиболее важной для благополучного обучения и привыкания.

Психологическая готовность состоит еще из трех элементов.

Личностная готовность

Предполагает сформированность мотивов (социальные, учебные, познавательные), их соподчинение и преобладание учебно-познавательных; коммуникативную готовность (стремление общаться); сформированность Я-концепции (понимание своих нравственных, физических и личностных качеств; адекватная самооценка); эмоциональную готовность (эстетические и интеллектуальные чувства, нравственные суждения).

Умственная зрелость

Для интеллектуальной зрелости характерна речевая готовность, сформированная память, образное и пространственное мышление, восприятие, воображение. Необходимо наличие способ­ности обобщать, сравнивать, дифференцировать, выделять главное, находить связи и зависимости, делать выводы.

Волевая готовность

Произвольность и регуляция, то есть волевая готовность, состоит в умении ребенка планировать свою деятельность и поведение; подчинять его мотивам, нормам и требованиям.

Можно сказать, что готовность к школе – это комплексный результат развития ребенка с рождения до 6-7 лет. Проверить это можно с помощью ряда специальных методик, о которых я расскажу позже. Но первично предположить готовность/неготовность можно по следующей особенности.

Дошкольный период всегда заканчивается возрастным кризисом. Так в психологии обозначают периоды перехода человека от одного этапа к другому. Это нормально. Кризисы должны быть. Другое дело если их нет.

Так, например, согласно теориям педагогов-психологов Л. С. Выготского, С. И. Самыгина, Д. Б. Эльконина, отсутствие кризиса может свидетельствовать о недостаточной готовности ребенка к школе и сохранении им внутренней позиции «дошкольника». В связи с чем, уважаемые родители, вам полезно знать, каковы главные проявления кризиса дошкольника:

  • замкнутость;
  • манерничание;
  • формирование субъектности (внутреннее переживание ребенком отношений с окружающими вместо былой непосредственности);
  • демонстративная «взрослость», непослушание;
  • резкая смена поведения;
  • становление внутренней позиции (проявляется в спорах, несогласии, иногда агрессии).

Все это свидетельствует о том, что чадо готово к смене привычного уклада жизни. Более того, ему это необходимо.

При грамотной педагогической позиции родителей и учителей после кризиса семи лет в лице ребенка можно найти сотрудника, помощника. Все названные внешние проявления сигнализируют о внутреннем главном новообразовании – стремлении к самостоятельности; потребности занять социально значимую роль. В противном случае ребенку будет крайне сложно адаптироваться к новой социальной ситуации.

В дошкольном возрасте при благоприятных условиях развивается эмоционально-волевая сфера, познавательная, мотивационно-потребностная. То есть закладывается база личности. Психолого-педагогические ошибки и упущения в этот период могут вызвать ряд серьезных проблем в дальнейшем, начиная с момента поступления ребенка в школу.

Изучаем мотивационную (личностную) готовность

Мотивационная готовность подразумевает стремление ребенка к посещению школы, вызванное каким-либо мотивом. Можно выделить адекватные и неадекватные. К первым относятся:

  1. Учебный. «Хочу в школу, чтобы научиться чему-либо, развиваться», «Потому что мне нравится учиться». Для его формирования нужно заниматься с ребенком дома или водить в кружки.
  2. Познавательный. «Мне учиться нравится, там рассказывают много интересного. Я узнаю много нового». Это самый нестабильный мотив. Даже если он есть (обусловлен любознательностью ребенка), то может быстро потеряться.
  3. Позиционный. «Хочу быть как ты, мама. Ты на работу, а я на работу в школу». Этот мотив связан с потребностью значимости.

Что такое неадекватные мотивы? Это те случаи, когда мотив вроде и есть, а вроде и не имеет отношения к учебе. То есть это не те мотивы, которые нам нужны. Тем не менее их тоже нужно знать, чтобы при необходимости выявить и искоренить:

  1. Игровой. «Скорее бы в школу. Там все мои друзья будут, будем играть. На переменах нам будет весело».
  2. Социальный. «Учиться нужно, чтобы получить потом профессию и самому обеспечивать свою жизнь». Не удивлюсь, если вы не понимаете, чем плох сей мотив. Дело в том, что описанное «заглядывание» в будущее в норме возникнет только в подростковом возрасте. Вероятно, сейчас ребенок всего лишь повторил это за кем-то, хотя сам так не считает. А это в свою очередь свидетельствует о несформированной личной позиции.
  3. Не имеющие отношения к учебе. То есть ребенок может предвкушать покупку новой формы, портфеля. Того, что не нужно будет спать на тихом часу. Или просто потому что надо.

Оценить мотивационную готовность вы можете самостоятельно с помощью простого метода. Спросите напрямую, хочет ли ваш ребенок в школу. Если ответ положительный, то уточните, что именно его привлекает.

Как узнать мотивы ребенка

Существует один прием. Проявите фантазию и составьте интересный для вашего ребенка (вы же его лучше знаете, чем я) рассказ про группу ребят из 6 человек со всеми вариантами мотивов (на каждый мотив по ребенку). Например, кто-то жаждет научиться читать, а кто-то радуется красивому портфелю. Затем спросите: «Кто из этих ребят тебе больше нравится?». На основе ответа и можно говорить об истинном мотиве поступления ребенка в школу. Дошкольникам свойственно проецировать себя на героев сказок, книг.

Если же ребенок сразу отвечает, что в школу не хочет, то возможны два варианта: «еще не хочет» и «уже не хочет». Однако это необязательно значит неготовность. Возможно, просто у ребенка имеется негативное представление об обучении на фоне собственного или чужого опыта.

Иногда родители с малых лет (3-4 года) начинают водить ребенка по учителям или приглашать их на дом. Не исключено, что ребенок «задушен» учебой. Вторая возможная причина нежелания идти в школу – опыт брата или сестры (ему много задают, родители ругают).

Оценить отношение ребенка к себе, другим, миру позволит наблюдение за ним во время игры. То есть то, как он держится в кругу сверстников и как те принимают его, как он выходит из конфликтных ситуаций, идет ли на уступки, чувствует ли себя участником группы.

Прямые и откровенные беседы – еще один самый простой способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка. Как правило, дошкольники открыты, с удовольствием делятся всем. Конечно, если ребенок не запуган родителями. Но вы ведь не из таких? Значит, беседа сложится.

Как сформировать адекватный мотив

Для того, чтобы поспособствовать развитию положительного отношения со стороны вашего чада к обучению и подготовить его к поступлению в школу, нужно ориентироваться на базовые обязанности родителей:

  1. Опишите процесс обучения, предстоящие обязанности и права. Важно не придавать им эмоциональную окраску, особенно негативную. Вы просто вводите ребенка в курс дела, не уговариваете и не запугиваете.
  2. Работайте над познавательными мотивами. Ребенок должен ориентироваться на содержание.
  3. Объясните на примерах значимость режима, уроков, расписания.
  4. Работайте над саморегуляцией ребенка.
  5. Изучите каждый компонент готовности у вашего ребенка и при необходимости поработайте над ним.

Взаимодействие с ребенком, естественно, исключает разрушающие стили воспитания: авторитарность, диктатуру.

  • Не пугайте ребенка школой. Не «отыгрывайтесь» на нем. Не говорите фразы типа «Вот в школе ты попляшешь. Там тебя мама не заберет после половины дня», «А то ли еще в школе будет».
  • Важно формировать уважение к обучению. Но для этого вы действительно сами должны так думать.
  • Не забудьте добавить, что вы верите в силы ребенка. Если что – поможете.
  • Произнесите, что уверены в том, что процесс пойдет гладко и легко.

Изучаем интеллектуальную готовность

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность на должном уровне внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, речи. Сюда же относятся предметные компетенции, например, счет и окружающий мир. Итак, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет?

Внимание

О сформированности внимания расскажет способность ребенка полчаса заниматься одной деятельностью не отвлекаясь. Ребенок должен уметь воспроизводить, находить разницу.

Проверить внимание, а заодно и поработать над его развитием помогут игры на внимание. Пример: заранее договориться с ребенком, что если он услышит от вас название дикого животного, то будет топать, домашнего – хлопать. Это вариант игры «Съедобное-несъедобное». Кстати, классический ее вариант тоже подойдет.

Память

Для готового к обучению ребенка не составит труда запомнить стих, поговорку, высказывание. Он легко пересказывает небольшие тексты (до 5 предложений). Может запомнить до 12 изображений.

Мышление

В этом возрасте ребенок должен уметь заканчивать предложения по принципу аналогий, соответствия, противоречий. Например, «Мышка маленькая, а слон …». Из ряда слов удалять лишнее по какому-либо дифференцированному признаку (ответ аргументировать). Находить причины и результаты, в том числе в своих действиях.

Шестилетний малыш может видеть отличия и противоречия в сказках, рисунках. Ребенок, идущий в школу, может сам сложить пазл, а при помощи взрослых – простое оригами (самолетик).

Мелкая моторика

В эту категорию знаний, умений и навыков входит верное держание предмета письма (сила нажима, положение в руке). При раскрашивании или вырезании ребенок не выходит за линии. Может нарисовать понятное изображение (популярный для будущих первоклассников тест «Нарисуй человека») или создать аппликацию.

Речь

Старший дошкольник должен уметь составлять предложение из предоставленного ему комплекса слов. Он должен быть в состоянии объяснить поговорки, выражения (конечно, понимать их). Для успешного первоклассника не трудно составить рассказ по картинке или ряду изображений. Если речь идет о заучивании стихов, то, во-первых, с этим не должно быть проблем, во-вторых, рассказывать их нужно с выражением. Подготовленный ребенок может отличить звук от буквы.

Математика

В компетенции потенциального первоклассника должно входить умение прямого и обратного счета (от 1 до 10). Конечно, знание цифр и математических знаков. Ребенок должен быть в состоянии разделить квадрат и круг на две и четыре равные части. Выпускник детского сада, готовый к школе, хорошо ориентируется в пространстве тетради.

Окружающий мир

Ребенок должен ориентироваться на местности. Он должен быть в силах самостоятельно дойти до учебного заведения и обратно (или доехать), знать свой адрес, представлять свой город.

Будущий первоклассник обязательно должен быть в состоянии назвать свое полное имя (с фамилией и отчеством), имена своих родственников, их профессии. Ребенок должен быть знаком с основными природными явлениями и окружающими предметами (живыми и неживыми).

Изучаем волевую готовность

О волевой готовности расскажет умение ребенка контролировать и регулировать свое поведение. Он не должен слушаться, но должен вслушиваться, понимать содержание обращенной к нему информации.

Предлагая ребенку выполнить какое-либо упражнение, постарайтесь четко донести суть ваших требований. В заключение убедитесь, что вы были верно поняты. Только не фразой «повтори, что я сказала». Больше подойдет: «Что тебе нужно сейчас сделать?»

Графический диктант – популярный способ проверки волевой готовности будущего школьника. Суть упражнения в рисовании ребенком геометрической фигуры под вашу диктовку. Одной фигуры, слушая ваши подсказки по направлению (клетка вправо, две влево). Или нескольких, слушая ваше перечисление (овал, круг, квадрат).

Итак, волевой ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь понимать суть задания и четко видеть свою цель. Он способен спланировать действия для достижения этой цели, найти нужные «инструменты». Подготовленный ребенок готов принять помощь и адекватно оценить свой результат и силы.

Конструктор как способ развития саморегуляции

Конструктор – оптимальный вариант для развития саморегуляции и произвольности ребенка. Идеально начать с воспроизведения образца. Например, предложите построить машину. В процессе внимательно наблюдайте за ребенком и фиксируйте его поведение по следующему плану:

  1. Специфика и этапы строительства машины (последователен ли ребенок в своих действиях, видна ли одна четкая линия).
  2. Можно ли выделить хоть какие-то закономерности в сборке (действиях)? Какие?
  3. Придерживается ли ребенок предложенного образца.
  4. Насколько часто «строитель» обращается к первоисточнику.
  5. Соответствует ли итоговая модель заданной (форма, цвет, составные элементы). Насколько точным получилось воспроизведение.

Игра на развитие воли

Ребенку этого возраста в любом случае еще не просто следовать воле, а не чувствам. Поспособствовать развитию воли может такая простая и любимая детьми игра, как «Да» и «нет» не говорить». Думаю, суть ее вы знаете. Если нет, то правила и варианты вопросов для игры можно в изобилии найти в интернете. При усложненном варианте игры запреты выносятся на какие-нибудь еще слова, кроме утверждений и отрицаний.

Живем и готовимся к школе

При подготовке ребенка все задания должны преподноситься в игровой форме, не превращаясь в учебный процесс. Не обязательно даже выделять на это отдельное время. Обучение должно быть естественно вплетено в реальную жизнь. Самое главное, быть ненавязчивым и интересным.

  1. Во время прогулки поговорите с ребенком о нынешнем времени года, о погоде. Расставьте акценты на изменениях: снег, опавшие или пожелтевшие листья.
  2. Для развития счета улица – сплошное место практики. Также во время прогулки ненавязчиво посчитайте лавочки, машины.
  3. Знакомьте ребенка с названиями предметов окружающей среды.
  4. Дом тоже представляет собой «поле боя». Посмотрите вместе мультик, а потом попросите пересказать его. Это для ребенка тренировка и мышления, и речи. Если замечаете логические, фонетические или другие ошибки – поправляйте ребенка. Но очень осторожно и полноценно объясняя.
  5. Учите вместе с ребенком стихи, поговорки.
  6. Вместе рисуйте и пишите. Ну, как вместе… Ребенок занимается, вы – наблюдаете. Если что как Чип (или Дейл) приходите на помощь. Нужно следить за положением карандаша, осанкой ребенка, силой нажима. Помните, что важна не скорость, а качество. Если речь идет именно о письме, то максимальное время на упражнение в этом возрасте – 5 минут. Начать тренировки можно с обведения (старые добрые прописи), а постепенно усложнять задание.

Послесловие

Специфика поступления в школу состоит в том, что, как правило, детей отправляют учиться в 6 лет. В то время как природосообразным является возраст 7 лет. Во избежание проблем со школьной адаптацией целесообразно начать готовить ребенка заранее, а перед поступлением в школу оценить его готовность. По традиции на прощание хочу порекомендовать литературу. Она позволит вам более полно изучить свое дитя и спланировать работу с ним.

  1. Книга Е. Н. Корнеевой «Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек». В книге можно найти тесты и методики для диагностики, упражнения для развития недостающих качеств. В целом подробно расписана тема.
  2. Методический сборник Е. Н. Лункиной «Тесты для будущих первоклассников: методическое пособие». Он помогает развивать ребенка. Задания в книге распределены по блокам, темам, уровню сложности. Этот сборник – оптимальный вариант помощи для общего развития ребенка или коррекции отдельных компонентов готовности. В заключение в пособии дан блок примерных вопросов школьного собеседования, по которым вы и можете определить готовность своего чада.

В настоящее время нет общепринятой методики оценивания готовности ребенка. Вы можете заранее узнать тот комплекс, который используется в планируемом вами учебном учреждении, и ориентироваться на него. Благодарю за внимание!


Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ? Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)? Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в...

0 0


2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития,...

0 0

В возрасте 5-7 лет родители начинают интересоваться вопросом готовности своего чада к школе, какие критерии определения готовности существуют, нужна ли при этом помощь специалиста, сколько лет должно исполниться будущему первокласснику.

Разные страны смотрят на этот вопрос по-своему, в некоторых странах дети становятся учениками уже в 4 года, но в основном это возраст от 6 до 8 лет. В России возраст первоклассника 6,5 - 7,5 лет. Программа обучения первоклассников строится в зависимости от возрастных особенностей ребёнка. Многие учебные заведения создают свои критерии оценивания готовности будущего первоклассника ориентируясь на рекомендации врачей, психологов, педагогов.

Если вашему ребёнку исполнилось 6 лет вы можете провести диагностику, обратите внимание на эмоциональное состояние своего малыша, на его настрой, желание учиться. Диагностику вы можете провести дома или непосредственно там, где планируете учиться.

Личностная готовность ребенка к...

0 0

Отдавать ли ребенка будущей осенью в школу, или еще год повременить с началом учебы? Многих родителей шестилеток и даже тех, чьим детям еще нет шести, мучает этот вопрос вплоть до первого сентября. Надо отметить, что волевого решения мамы и папы, “Идти” или “Не идти”, в этом деле недостаточно. Ведь для того, чтобы малыш успешно учился, важна именно его психологическая готовность к учебной деятельности.

Некоторые родители считают, что чем раньше ребенок пошел в школу, тем лучше. Это заблуждение. Если психика малыша еще не созрела, школьные нагрузки могут подавить его развивающиеся способности, стать причиной переутомления, повышенной нервозности.

“Мой ребенок с трех лет читает, считает, знает алфавит. Ему наверняка будет несложно в первом классе”, - скажут многие родители. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении, счете еще не означают, что он психологически созрел сменить деятельность с игровой на учебную. Важно, чтобы у малыша сформировалась...

0 0

В наше время отдать ребенка в школу можно и в 7 лет, и в 6, и вопрос о том, как оценить готовность ребенка к школе, обычно возникает у тех родителей, которым хотелось бы отправить ребенка учиться пораньше. Понятно, что ответственные мамы и папы не примут такого решения, если будут понимать, что ребенок еще не готов стать школьником. К счастью, определить, готов ли ребенок к школе, можно самостоятельно. Для этого существуют специальные тесты, оценивающие уровень подготовки ребенка. Но прежде чем проводить такое тестирование, нужно подробнее рассмотреть понятие психологической готовности ребенка к школе.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Достаточный уровень подготовки к школе не следует путать с уровнем развития ребенка. Шестилетний малыш может хорошо читать, писать и успешно справляться с самыми сложными для своего возраста заданиями, но при этом не быть готовым к обучению в школе. Поэтому диагностика готовности ребенка к школе не может...

0 0

Готовность к обучению и к школе в целом определяется 2-мя принципами: желанием учиться и способностью учиться. Последнее определяет эмоциональный и интеллектуальный уровни развития.

Как ни странно, дети в подготовительном возрасте очень хотят в школу. Это вызвано желанием получать что-то новое, взрослеть и общаться с новыми людьми. Все дети в этом возрасте хотят быть взрослыми и умными, поэтому новая ступень – обучение в школе - является для них престижной ролью.

Перед школой все дети с их родителями проходят собеседование у психолога, на котором задают главный вопрос: «Чем ребенок планирует заниматься в школе?». Дети отвечают по-разному, все зависит от их личностных качеств, но если ваш ребенок не может ответить на этот вопрос, то, возможно, он пока не готов к школе.

Чтобы определить, является ли ваш ребенок зрелым эмоционально и готов ли к школе, нужно посмотреть на его реакцию и внимание, к тому же ребенок должен уметь делать не то, что хочет, а то, что...

0 0

Тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе с ответами

Безусловно у каждых родителей наступает самый ответственный момент в жизни это поступление ребёнка в школу. Любая мама беспокоиться за уровень развития будущего школьника и хотела бы знать насколько её ребёнок готов психологически, умственно и физически к учебному заведению. Существуют определённые нормативы для возрастного периода ребёнка о готовности к школе.

Ребёнок должен чётко знать имена своих родителей, а также свои Ф.И.О. Определять по картинкам времена года, уметь ассоциировать их (зима - холодно, лето - жарко). Прочитать по слогам простой текст и написать печатными буквами лёгкие слова, рассказать стихотворение. Считать в пределах двадцати, вычитать и складывать числа до десяти. Определять по картинкам различия и сходства предметов, исключать лишнее с пояснением почему. Знать геометрические фигуры и уметь их рисовать. Знать основные цвета. Определять время (раньше - позже), размер предметов...

0 0

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

0 0

Диагностика готовности ребенка к школе

(Н.Я.Кушнир).

Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколькими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев готовности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его готовности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, согласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 - 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает одностороннюю...

0 0

10

Вот малыш ходил в детский сад, а теперь он собирается идти в первый класс.

Это два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Детский сад, если ребенок посещает его, или родители дома постоянно готовят свое чадо именно к этому важному шагу – школе. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества. Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д. Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту...

0 0

11

Проверка готовности ребенка к школе

Часто для диагностики знаний поступающих в школу детей используют тест Керна – Йирасека. Этот тест позволяет родителям понять готов ли их ребенок к школе.

Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека, являющийся модификацией теста А.Керна, состоит из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры по представлению. Результат оценивается по пятибалльной системе, а затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации.

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

1. Нарисовать дядю (мужчину).

Нарисовать мужчину просят детей, для того, чтобы...

0 0

12

Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыка чтения. Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.

Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.

Третьим свидетельством готовности к школе...

0 0

13

Безусловно важно, чтобы ребенок шел в школу интеллектуально подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых важных аспектов зрелости школьника является психологическая готовность и общее удовлетворительное состояние здоровья ребенка.

Как оценить зрелость и готовность ребенка к школе?

К медицинским критериям готовности ребенка к школе относят комплексную оценку состояния здоровья:

Уровень биологического развития, заболеваемость за предшествующий период, психофизиологические критерии.

При выдаче медицинского заключения о готовности к обучению следует учитывать медицинские показания к отсрочке обучения детей 6-летнего возраста.

Как оценить психофизиологическую готовность ребенка к школе?

Определение психофизиологической готовности ребенка к школе проводится в сентябре-октябре года, предшествующего началу обучения.

Медико-педагогическая комиссия, включающая психолога, педиатра, а также педагога, выявляет...

0 0

14

@
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время...

0 0

15

Если ваш малыш в ближайшем будущем должен пойти в 1 класс, то, скорее всего, вас волнует вопрос, готов ли ребенок к этому и как проверить его готовность к школе. Поступление в 1 класс – это переломный момент в жизни ребенка, новый этап, новая ступень. Тема готовности к школе весьма обширна и в последнее время привлекает к себе все большее внимание различных специалистов – в первую очередь, психологов и педагогов. Ведь то, насколько ребенок готов к школе определит в дальнейшем его успешность в обучении, психическом развитии и социальном становлении.

Так что же такое «готовность к школе»? Как её определить? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок при поступлении в общеобразовательное учреждение?

Готовность к школе - это не отдельные знания и умения, а их определенная совокупность, обеспечивающая успешную адаптацию к новым условиям.

Таким образом, готовность к школе определяется комплексом физической, педагогической и психологической зрелости ребенка....

0 0


Подготовка ребенка к школе начинается задолго до похода на рынок за школьным костюмом, ранцем и канцтоварами. Минимум за один год до первого класса, а может и намного раньше, необходимо шаг за шагом осваивать с малышом умения, которые пригодятся во время обучения.

Идеальный возраст для поступления в первый класс:

Согласно законодательству малыш поступает в первый класс после достижения им 6,5 лет. В этот период каждый месяц имеет огромное значение и влияние на психофизическое развитие ребенка. Современные программы 3-летнего обучения в начальном звене являются причинами перегрузки малышей. Поэтому появилась необходимость продлить начальное обучение детей до четырех лет. И здесь пришли к самому компромиссному решению: установить возрастом поступления в первый класс именно шесть с половиной лет. Право на образование – это право всех малышей в нашей стране, предусмотренное Конституцией. Государство обязано организовать их обучение независимо от состояния здоровья, уровня психического развития и степени готовности.  

Нетрадиционные ситуации:

Существуют малыши, которые по уровню развития значительно опережают свой паспортный возраст. Установить этот факт поможет психолог. В таком случае ваш малыш сможет поступить в первый класс немного ранее положенного возраста.
Но это вовсе не означает, что малыш не столкнется с трудностями. Родители также должны быть максимально готовыми к сложностям.
Бывают ситуации, когда родители целенаправленно имеют желание отдать своего кроху на обучение к определенному учителю. В этой ситуации малыш поступает в школу до исполнения шести лет. Но для этого необходимо получить одобрение и согласие учителя.
Иногда случается так, что ребенок общительный, самостоятельный, но уровень его здоровья очень низкий, а также имеются хронические патологии, которые значительно ограничивают возможности посещения школы. Тогда для вашего ребенка возможно обучение на дому. Кроме этого, родители имеют возможность обучать малыша дома самостоятельно с помощью экстерната.
Когда у вашего малыша имеются проблемы, связанные со слабым зрением, слухом, речью, если у него нарушена моторика, тогда необходимо обратиться за консультацией к специалистам. Они помогут правильно подобрать сроки поступления в школу и выбрать специальное учебное заведение.

Умный малыш: "пересиживать" в детском саду или идти в школу?:

Родители должны четко понимать, что сроки поступления в школу связаны не только с умственным развитием малыша. Очень часто случается так, что развитый не по возрасту ребенок, который великолепно и с энтузиазмом рисовал, учил стихи, читал, что-то сочинял, занимался математикой в детском саду, вдруг становится очень вялым, апатичным, капризным. Помните: это происходит из-за повышенных учебных нагрузок на еще физически и эмоционально не окрепший детский организм!
Особо сильный стресс испытывают первоклассники во время обучения письму. В наибольшей степени это затрагивает левшей, а также малышей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук и гипертонусом мышц. Письмо - это очень тяжелый труд для маленького ученика, который отнимает огромное количество сил. У детей часто отмечается регресс в творчестве и способностях к рисованию.
Малышей, которые поступили в школу ранее установленного срока, в том числе и по причине высокого уровня умственного развития, ожидают достаточно серьезные трудности в математике. Но эти сложности проявляются не сразу, а начиная со второго года обучения. Там его ожидают задачи, решить которые малыш еще не готов из-за возрастных особенностей, они попросту окажутся для него очень сложными.

Как правило, разница в возрастах между первоклассниками устраняется только к окончанию первого года обучения. Но не слишком ли высокую цену заплатит ребенок?

Мнение специалистов однозначное: если малышу комфортно в детском дошкольном учреждении, а существует только проблема недогрузки, не торопитесь отдавать малыша в школу!

Грамотные родители без труда смогут подобрать, чем дополнительно занять малыша после детского сада: гуляйте, посещайте разнообразные кружки и секции. В настоящее время выбор настолько велик, что всегда есть возможность выбрать. Уясните себе, что сдавать ребенка в школу ранее положенного срока - это неправильное решение!
Родители достаточно часто путают главные понятия: развитый малыш и тот, который готов к школе.

Прислушайтесь к мнению психологов:

РАЗВИТЫЙ МАЛЫШ И ТОТ, КОТОРЫЙ ГОТОВ К ШКОЛЕ - ЭТО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ!

Что такое готовность к школе?:

Готовность к школе – это не только совокупность знаний. Существует ряд особенностей малыша, которые могут легко прогнозировать успешность его обучения. Это такие важные качества личности, как умение общаться, выполнять инструкция взрослых, самоорганизация, умение сосредоточиться.
Готовность к школе - это очень обширное понятие, которое включает определенные психофизиологические состояния, навыки, умения, а также показатели здоровья малыша. Ускорять процесс готовности к школе нельзя, как и невозможно ускорить рост зубов или каких-либо органов. Но всегда можно и нужно помочь малышу "дозреть" до готовности к обучению в школе.

Готовность к школе и интеллект малыша:

Два таких понятия, как интеллектуальное (умственное) развитие и обученность многие путают. На самом деле в них имеются существенные отличия.
Обученность представляет собой навыки и умения малыша, такие как умение читать, считать и писать.
В более обширное понятие интеллектуального (умственного) развития входит весь умственный потенциал будущего первоклассника, а также его способности.
В чем же суть отличий в понятиях? Все дело в том, что хорошая обученность малыша создает достаточно временный видимый успех во время обучения в школе. Если вы по максимуму (и даже больше) сделали из своего ребенка высокообученного первоклассника, то ему очень быстро стане скучно в школе. Его резерв будет достаточно быстро истощаться.

Вот важный совет психологов: родители должны в процессе подготовки ребенка к школе уделить максимальное внимание не обучению так называемым "учебным" умениям (чтение, письмо, счет), а развитию психических процессов, которые будут обеспечивать дальнейшую успешную и быструю обучаемость!

К этим важнейшим психическим процессам относятся такие:
Внимание;
Память;
Мышление;
Речь;
Мелкая моторика рук;
Социальные навыки.

Школа по своей сути - это не сугубо место, где учат, а это целая огромная система дисциплины и социализации, которую обязательно должен пройти ребенок для нормального развития в первую очередь личности. Вся система школьного обучения построена на принуждениях. Все уроки проходят под лозунгом: "Ты должен!". Поэтому, отправляясь в школу, ребенок обязательно уже должен принимать и понимать определенные ограничения как со стороны учителя, так и уметь ограничивать свои желания самостоятельно.

На момент поступления малыша в первый класс очень важно, чтобы у него были развиты все навыки самостоятельности. Даже если ваше ребенок умеет читать, но не в состоянии нормально самостоятельно одеться, то обучение в школе обязательно будет сопровождаться большим количеством трудностей.
Приучайте малыша пользоваться общественным туалетом. Это очень распространенная проблема первоклассников. Кстати, такие навыки являются неотъемлемой частью понятия готовности малыша к школе!

Школьная зрелость - очень важное понятие:

Это понятие, о котором не знают многие родители. Но понимание его сути позволит глубже понять смысл правильной подготовки малыша к обучению в школе и грамотно подойти к решению этого вопроса.

Выделяют три направления школьной зрелости:

Интеллектуальная зрелость. Она включает в себя способности малыша проанализировать, запомнить и воспроизвести определенный образец, а также важную способность быть предельно внимательным;
- Эмоциональная зрелость. Это способность будущего школьника к саморегуляции и умению доводить начатое дело до конца;
- Социальная зрелость. Это важнейшие коммуникативные навыки, умение и желание общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Также сюда относят способность выполнять требования и правила, установленные для школьников (неумение выполнять эти установки - очень частая проблема у первоклассников!).

К школьному возрасту ребенок должен обладать определенным багажом знаний и навыков, а также быть готовым усваивать новый и достаточно сложный учебный материал.                 

Признаки готовности к школе:

На самом деле любой малыш готов к обучению, но дело в том, что современная школа предъявляет ряд особых требований. Поэтому необходимо знать и говорить о том, что имеются определенные признаки, по которым можно определить, готов ли малыш к обучению в школе. К ним относятся следующие:

1. Физическая подготовка к обучению в школе. Это комплекс определенных физических навыков, выносливости. Чтобы определить уровень вашего малыша по этому критерию обязательно проконсультируйтесь с педиатром и при необходимости с узкими специалистами;

2. Социальная готовность. В пользу этого фактора говорит то, что ваш ребенок активно проводит время со сверстниками, задает много вопросов, интересуется окружающим его миром и всем, что происходит вокруг. Если малыш раскрепощенный, не замкнутый, жизнерадостный - можно не волноваться! Но значительно усложнит обучение в школе скрытность, боязливость, замкнутость, пассивность и равнодушное отношение к окружающему миру. Устранить это можно усилиями родителей и психологов. Но начинать следует как можно раньше;

3. Интеллектуальная готовность. Это достаточный уровень развития мышления, внимания, речи, памяти, абстрактного мышления и фантазии ребенка;

4. Мотивационная готовность. Это и есть то самое желание учиться! Без него никак! Это движущая сила, которая позволяет ребенку быстро освоиться в школе и начать активно впитывать много новой информации. Очень часто здесь взрослые допускают грубейшую ошибку, бросая грубые и скептические реплики в адрес школы, учителя или детского коллектива. Также никогда не пугайте малыша школой! Настрой - только положительный. Школа у вашего ребенка будет только самая лучшая. А учитель - это человек от самого Бога. И никак иначе.

Если у вашего малыша нормальное физическое развитие, тогда он не имеет никаких противопоказаний для обучения в обычной общеобразовательной школе. Здесь допустимы только особые рекомендации психолога или будущего учителя.
Немного иначе дело обстоит при поступлении ребенка в специализированную школу, лицей, гимназию или профильное учреждение. Чтобы иметь возможность там учиться у малыша должны иметься определенные способности. По этой причине в таких учебных заведениях происходит отбор. И одного желания родителей или ребенка будет недостаточно.

Пускай процесс поступления в школу будет взвешенным и грамотным!


Что такое подготовка к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

1.Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

2.Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

К первому классу ребенок имеет запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

Умеет ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

Ребенок стремиться к получению новых знаний, то есть он любознателен;

Показатели памяти, внимания, восприятия, мышления соответствуют возрасту.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок коммуникабелен, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком умеет оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок понимает и признаёт авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок адекватно реагироет на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок понимает, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он адекватно оценивает свою работу, признаваёт свои ошибки, если таковые имеются.


Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

Наличие интереса к учению и получению новых знаний;

Способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

Усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

Цифры от 0 до 10.

Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

Арифметические знаки: « », «-«, «=».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3) Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.