Пушкинская эпоха. Творчество А




Панорама русской культуры. Литература - лик культуры. Романтическая философия искусства. Гуманистические идеалы русской культуры. Творческие противоречия пушкинской эпохи. Пушкинская плеяда. Три тайны Пушкина.
Первые десятилетия XIX в. в России прошли в обстановке общественного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г., когда в среде образованных русских людей зрело чувство протеста против существующего порядка вещей. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзия молодого Пушкина. Война 1812 г. к восстании декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. В.Г. Белинский писал о 1812 г. как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», подчеркивая, что дело не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутренней развитии в обществе «гражданственности и образования», являющихся «результатом этой эпохи». Важнейшим событием общественно-политической жизни страны было восстание декабристов, чьи идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали на влияние на умственную и культурную жизнь русского общества.
Русская культура в данную эпоху характеризуется существованием различных направлений в искусстве, успехами в науке, литературе истории, т.е. можно говорить о панораме нашей культуры. В архитектуре и скульптуре господствует зрелый, или высокий, классицизм, часто навиваемый русским ампиром. Успехи живописи лежали, однако, в другом русле - романтизме. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парении духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет, где выдающиеся достижения принадлежат О. Кипренскому. Другой же художник, В. Тропинин, своим творчеством способствовал укреплению реализма в русской живописи (достаточно вспомнить его портрет Пушкина).
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм, суть которого состоит в противопоставлении реальной действительности обобщенного идеального образа. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной. личности. Затем развитие художественной культуры характеризуется движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной культуры и литературы роль А.С. Пушкина (1799-1837 гг.) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Творчество Пушкина - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем Россия, начиная с царствования Петра Великого и кончая его временем. Именно он определил последующее развитое русской литературы.
В литературном творчестве Пушкина четко выражена мысль о "всемирности" русской культуры, причем она не просто пророчески высказана, а заключена вековечно в гениальных творениях его и доказана имя. В эпоху Пушкина - золотого века российской словесности - искусство и, прежде всего, литература приобрели в России небывалое значение. Литература, в сущности, оказалась универсальной формой общественного самосознания, она совмещала собственно эстетические идеи с задачами, обычно входившими в компетенцию иных форм, или сфер культуры. Такой синкретизм предполагал активную жизнетворческую роль: в последекабристские десятилетия литература очень часто моделировала психологию и поведение просвещенной части русского общества. Люди строили свою жизнь, ориентируясь на высокие книжные образцы, воплощая в своих поступках или переживаниях литературные ситуации, типы, идеалы. Поэтому они ставили искусство выше многих других ценностей.
Эту необычайную роль русской литературы объясняли в различное время по-разному. Герцен придавал решающее значение отсутствию в русском обществе политической свободы: "Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы". Современные исследователи (Г. Гачев и др.), не отрицая этой причины, склонны предполагать еще и другую, более глубокую: для целостного духовного освоения русской жизни, - внутренне "неоднородной, вобравшей в себя несколько различных общественных укладов, напрямую между собой никак не связанных, - требовалась именно форма художественного мышления, и только она для решения такой задачи в полной мере необходима.
Но чем бы ни объяснялся повышенный интерес русского общества к искусству и его творцам, особенно к литературе - этому лику культуры, сам этот интерес очевиден, здесь необходимо считаться с хорошо подготовленной философско-эстетической почвой - романтической философией искусства, органически присущей русской культуре той эпохи.
В кругозор русских поэтов и писателей пушкинской эпохи входили многие идеи французских романтиков: в России хорошо знали книги Ж. де Сталь, Ф. Шатобриана, статьи-манифесты В. Гюго, А. Виньи; были известны из памяти полемика, связанная с суждениями Дж. Байрона, но все же основное внимание уделялось немецкой романтической культуре, предоставленной именами Шеллинга, Шлегеля, Новалиса и их единомышленников. Именно немецкий романтизм является главным источником философско-эстетических идей, вошедших в сознание русских литераторов и соответственно преломившихся в нем.
Если искать самую краткую формулу романтизма, то она, очевидно, будет такой: романтизм - философия и искусство свободы, причем свободы безоговорочной, ничем не стесненной. Немецкие романтики без колебаний отвергают главный тезис классицистов и просветителей, считающих сущностью искусства "подражание Природе". Романтикам ближе Платон с его неверием в истинность чувственно воспринимаемого мира и с его учением о восхождении души к сверхчувственному, за пределы мира. Тот же Новалис порой рассматривает творческую личность как своего рода микрокосм, в котором отражаются все мировые процессы, а воображение художника - как способность постигнуть в откровении подлинную природу вселенной, "божественного универсума". "Истинный поэт - всеведущ, - восклицает Новалис, - он действительно вселенная в малом преломлении". В целом же немецкие романтики создали миф об искусстве, притязая на творение мира средствами искусства.
Русская философия искусства золотого века отечественной словесности не приемлет следующие три элемента немецкого романтизма: его воинственный субъективизм, безудержность декларируемого им творческого самоутверждения гения и нередкое вознесение искусства над моралью. Наряду с этим русские литераторы подвергали идеи немецкой романтической философии искусства испытанию с разных сторон и с различными итогами. Достаточно вспомнить художественные эксперименты В. Одоевского, в которых разнообразной проверке подверглись эстетические утопии романтизма. В итоге появилась формула «русского скептицизма» - парадоксального сочетания критицизма и энтузиазма. Так как проверка обнаруживает целый узел противоречий и проблем, явно неразрешимых в рамках современного состояния мира, то именно "русский скептицизм" и способствует поиску, бесконечно расширяющегося горизонты мысли. Одним из результатов такого рода поиска можно считать и движение русской художественной мысли к критическому реализму, тяготение к гуманизму.
Гуманистические идеалы русского общества отразились в его культуре - в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе, с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, но ярче всего они появились в созданном Пушкиным гармоническом национальном стиле, лаконичного и эмоционально сдержанного, простого и благородного, ясного и точного. Носителем этого стиля был сам Пушкин, сделавший свою жизнь, насыщенную драматическими событиями, точкой пересечения исторических эпох и современности. Мрачные, трагические ноты и радостные, вакхические мотивы, взятые порознь, не обнимают целиком скисла бытия и не передают его. В них "вечное" всегда сопряжено со временным, преходящим. Подлинное содержание бытия, - в постоянном обновлении, в смене поколений и эпох, и снова утверждающей вечность и неиссякаемость творения, которое в конечном счете торжествует победу жизни над смертью, света над мраком, истины над ложью. В ходе этого исторического потока в конце концов будут восстановлены в своих правах простые, естественные ценности. В этом и состоит мудрый закон жизни.
Наплывающему мраку, трагическому хаосу действительности Пушкин противопоставил светлый разум, стройность и ясность мысли, полноту и цельность ощущений и мировосприятия. Глубокие душевные движения переданы в его поэзии непринужденно, с изящным артистизмом и неподдельной свободой, форме лирического высказывания придана изумительная легкость. Кажется, будто Пушкин пишет шутя, играя любым размером, особенно ямбом. В этой вольно льющейся стихотворной речи искусство мастера обретает подлинную власть над предметом, над содержанием, бесконечно сложным и далеко не гармоничным. Тут разум формирует стихию языка, одерживает над ней победу, сообщает ей порядок и как бы осязаемо творит художественный космос.
Поэтический стиль Пушкина создавался как общая норма, приводящая в гармоническое единство все стили и придающая им цельность. Достигнутый им стилевой синтез открывал дороги для новых поэтических исканий, внутренне уже заключая в себе стили Фета, Некрасова, Майкова, Бунина, Блока, Есенина и других поэтов прошлого и нынешнего столетий. И это относится не только к поэзии. В прозе Пушкина - он недаром был назван «началом всех начал» - уже провиделись
Достоевский и Чехов с их гуманистическими идеалами русской культуры.
Пушкин находится в центре всех творческих исканий и достижений поэтов той поры, все казалось равно доступным ему недаром сравнивали его с Протемем. "Пророком изящного" назвал Пушкина Н. Языков, оценивая художественное совершенство его созданий, рожденных в противоречивую эпоху. Пушкинский золотой век русской литературы поистине был соткан из творческих противоречий. Резкое повышение самой культуры стиха, мощь пушкинского голоса не подавляли, но выявляли оригинальность самобытных поэтов. Правоверный карамзинист, сочетающий суховатую рациональность и острословие с неожиданными небрежностями и некоторое в конечном счете торжествует победу жизни над смертью, света над мраком, истины над ложью. В ходе этого неостановимого исторического потока в конце концов будут восстановлены в своих правах простые, естественные ценности. В этом и состоит мудрый закон жизни возникающими меланхолическими нотами, П.А. Вяземский; поклонник библейской словесности и античных добродетелей, глубоко религиозный тираноборец Ф.Н. Глинка; одареннейший из последователей Жуковского, умиротворенный и лиричный певец скорби и души И.И. Козлов; трудолюбивый ученик едва ли не всех поэтических школ, выкупающий недюжинной политической дерзостью изначальную вторичность авторской манеры, К.Ф. Рылеев; певец старинных гусарских вольностей, одушевивший элегическую поэзию бешенством неподдельной страсти, поэт-партизан Д.В. Давыдов; сосредоточенный мастер высокого поэтического слова, все реже прерывающий многолетнюю беседу с Гомером, Н.И. Гнедич - все это поэты, которых нельзя воспринимать иначе как в свете пушкинского сияния.
"Что же касается до Пушкина, - сказал Гоголь, - то он был для всех поэтов, ему современных, точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось их целое созвездие..." Вместе с Пушкиным жили и творили такие замечательные поэты, как Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Рылеев, Языков, Баратынский и многие другие, стихи которых - свидетельство необычайного расцвета и неповторимого богатства поэзии начала XIX века. О поэтах этого времени нередко говорят как о поэтах "пушкинской плеяды", имеющих "особый отпечаток, выгодно отличающий их от поэтов последующего поколения" (И.Н. Розанов). В чем же состоит этот особый отпечаток?
Прежде всего он в ощущении времени, в стремлении утвердить в поэзии новые идеи, новые формы. Изменился и самый идеал прекрасного: неограниченному господству разума, абстрактной нормативности эстетики классицизма противопоставлено было чувство, эмоционально-духовный мир человека. Требование подчинения личности государству, отвлеченному долгу сменилось утверждением самой личности, интересом к чувствам и переживаниям частного человека.
Наконец, и это тоже чрезвычайно важно, поэтов пушкинской поры объединяет культ художественного мастерства, гармоническое совершенство формы, завершенность и изящество стиха, - то, что Пушкин назвал "необыкновенным чутьем изящного". Чувство меры, безукоризненность художественного вкуса, артистизм - качества, отличавшие поэзию Пушкина и его современников. В "пушкинской плеяде" были не просто спутники, светившие отраженным светом пушкинского гения, но звезды первой величины, шедшие своими особыми путями, что воплощено в тенденциях развития поэзии пушкинской поры.
Линия романтической, субъективно-эмоциональной, психологической лирики представлена в первую очередь Жуковским и идущим вслед за ним Козловым. Завершается она философической лирикой Веневитинова и поэтов-"любомудров". На иной основе эта традиция сказалась в лирике Баратынского.
Другое направление, хотя и испытывающее воздействие романтической эстетики, - это своего рода неоклассицизм, возникший из обращения к античности, продолжения лучших достижений классицизма. Гнедич, Батюшков, Дельвиг щедро отдавали дань античности и в то же время культивировали характерную для романтизма элегическую поэзию. К ним же примыкает со своими "Фракийскими элегиями" Тепляков.
Третья группа - поэты гражданского направления, прежде всего поэты-декабристы, соединившие в своем творчестве просветительские, одические традиции XVIII века с романтизмом. Рылеев, Глинка, Кюхельбекер, Катенин, ранний Языков и А. Одоевский представляют эту гражданственную линию в поэзии.
И наконец, последнее течение - поэты, в значительной мере разделявшие позиции гражданской поэзии и романтизма, но уже обратившиеся к трезвому, реалистическому изображению действительности. Это прежде всего сам Пушкин, а также Денис Давыдов, Вяземский, Баратынский, реалистические тенденции творчества которых проявляются весьма по-разному.
Понятно, что типологические схемы подобного рода учитывают в первую очередь общие черты поэтов разных школ. Не менее существенна и индивидуальность, своеобразие поэта, его "лица не общее выражение", как говорил Баратынский. В своих - "Размышлениях и разборах" П. Катенин, выдвигая требование создания своей отечественной «народной» поэзии и не соглашаясь с делением её на разные направления, писал: «Для знатока прекрасное во всех видах и всегда прекрасно...» Вершиной прекрасного в русской словесности и является поэзия Пушкина, почему и обсуждаются отечественными мыслителями три тайны гения русской классики.
Первая, издавна поражающая всех - тайна творчества, его неисчерпаемость и полнота, в которой объединено все предыдущее и заключено все последующее развитие русской литературы. Пушкин при этом оказался не просто предшественником, но каким удивительным завершителем исходящих из него же тенденций, что все более обнаруживается по ходу движения литературно-исторического процесса. Удивительны гармония и совершенство пушкинского духа, иногда определяемого как божественный дух (на этом настаивает В. Розанов).
Русские философы (В. Ильин, П. Струве, С. Франк и др.) усматривают в гениальности Пушкина тайну духа. Тот катарсис, та гармоническая красота, в которую разрешается у него все несчастное и трагическое в жизни человека, осмысливается русскими философами в качестве работы не только поэтического] дара, но и человеческого "самообуздания" (П. Струве), "самопреодоления", "самообладания" (С. Франк), жертвенности, аскезы. Творчество Пушкина - это акт самопожертвования.
При этом обнаруживается, что Пушкин утешает нас не призрачным утешением стоика, что часто приписывается ему в литературе, но такой благорасположенностью мудреца ко всей вселенной, через которую нам открывается убеждение в ее смысле. Таким образом, тайна творчества выводит и к тайне личности Пушкина - и это главное, что приковывает к себе внимание русских мыслителей. Они раздумывают над загадкой страстного влечения русской души ко всякому знаку, который исходит от него. "Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна" (А. Карташев); и заключается она в том, что он есть личное воплощение России, или, по С. Булгакову, "откровение русского народа и русского гения". Но в связи с этим нужно понять феномен "русскости", что становится особенно актуальным в наше время.

Начало 19 века принесло с собою поистине революционную ломку всех прежних представлений о ходе развития человеческого общества. Именно тогда и стал складываться взгляд на общество как на организм непрерывно изменяющийся, развивающийся, прогрессирующий по определенным общим законам, то есть взгляд исторический. Сам 19 век получает общественное название «исторического» в отличие от «просветительского» 18 века.

Иван Киреевский, близкий знакомый Пушкина, призывал в 1830 году к уважению действительности, которое составляет «средоточие той степени умственного развития, на которой теперь остановилось просвещение Европы и которая обнаруживается историческим направлением всех отраслей человеческого бытия и духа».

Ту же мысль еще более определенно высказал Белинский: «Век наш - по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собой все формы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания; без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии». Белинский В. Статьи о классиках. М.,1973. . - 213 с

События, происходящие в настоящем, обусловлены прошлым течением исторических процессов, и поэтому в истории народа кроется объяснение настоящего и указание на направление движения в будущем. Вместе с тем каждый наступающий период представляет собой нечто новое, по сравнению с предшествующим, новую и, как правило, более высокую ступень общественного прогресса. Такой взгляд, теперь для нас само собой разумеющийся, был тогда откровением. Он резко отличался от просветительного мировоззрения 18 века, которому ход развития общества не представлялся еще единой цепью социального прогресса, где исторические события вытекают одно из другого - просто друг с другом соседствуют, а то и возвращаются «на круги своя». Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 117 с

Исторический взгляд на вещи был естественным следствием целой эпохи социальных потрясений, которую переживала Франция, а с нею и вся Европа, начиная с 1789 года. Эти потрясения со всей очевидностью показали, что история - это не пестрая чехарда событий, в которую играют полководцы и императоры, что она определяется не их капризами, не их счастливой или несчастливой «звездой», не личными свойствами ума и характера, как казалось ранее. Становилось все яснее, что не они творят историю, не они, в конце концов, направляют судьбы народов, государств, течение воин, а скорее напротив - ход исторического развития распоряжается судьбами великих личностей, избирает их своим орудием, возносит на вершины славы и величия, когда их деятельность и личные качества соответствуют потребностям исторического момента, и низвергает в бездны забвения тогда, когда они пытаются идти против веления времени.

Временной отрезок с 1811 по 1817 год -- период пребывания Пушкина в Лицее -- совершенно исключительный для России по событиям и сотрясениям, по резким и неожиданным шпиц (нем.) -- здесь: острота, колкость.-- Г. В. поворотам и переменам в судьбах страны и в общественном сознании.

Точные и емкие слова находит для характеристики первых месяцев лицейской жизни Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

К 1811 году почти вся Европа лежала у ног Наполеона. За два с небольшим десятилетия старушка Европа пережила перемен и событий больше, чем за два столетия до этого. Россия пережила нашествие наполеона. 34

Пушкин (если судить по десятой, дошедшей до нас в отрывках главе «Онегина») был осведомлен о ходе развития декабристского движения, о помыслах и речах чуть ли не каждого из главных заговорщиков.

Как уже говорилось, Пушкин не был членом декабристских кружков, но он знал лично чуть ли не всех: Рылеева, Пестеля, Михаила Орлова, Лунина, Николая Тургенева, Сергея Трубецкого.

В политических беседах с ними созревали его собственные взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Пути политического переустройства России Пушкин пытался найти в истории страны.

Именно насущный политический интерес, больные проблемы России «теперешней» побудили Пушкина глубоко заняться историей своей страны. Происходящие на глазах поэта события осмысливались им как нечто, придающее новый смысл цепи событий уже прошедших, а само строение этой цепи позволяло угадывать их дальнейший ход.

Современность с ошеломляющей быстротой становилась историей. Такие грандиозные потрясения, как война 1812 года, как восстание декабристов в 1825 году, по масштабам своим, по значению для судеб народа были событиями эпохальными. Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 119 с

Знаменательно, что резкое обострение интереса Пушкина к трагедийным событиям истории страны происходит в самый канун декабрьского восстания: «Бориса Годунова» он заканчивает 7 ноября 1825 года. Поэт словно провидит, предчувствует и предрекает конец Александрова царствования, описывая конец царствования Бориса Годунова. Он настолько уверен в этом, что решается на прямое пророчество, определяя срок своего возвращения из ссылки при новом правлении. 19 октября 1825 года, когда рукопись «Бориса Годунова» лежала перед ним почти в готовом виде, он пишет лицейским друзьям:

Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюсь к вам!

Предсказание исполнилось поразительно точно: осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки. Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 120 с

Из этих утверждений можно считать, что в отличие от 18 века - века просвещения, 19 век - век исторический, а так как Пушкин жил в исторический век, то он не мог уйти от повседневной жизни, а, следовательно, в своих произведениях он делал исторические вставки, а иногда и все произведение посвящались какому-либо историческому лицу или событию, например Пугачеву, Петру 1 и другим лицам посвятил великий поэт-историк свои литературно-исторические произведения.

Для европейского «молодого человека», родившегося на грани 18-19 вв. «если он по социальным и культурным условиям своей молодости был связан с теми общественными группами, которые в или иной мере «делали историю», решающим мировоззрение определяющим моментом, было отношение к кругу идей и фактов, подготовивших Великую французскую революцию и ею порожденных. Отдельные европейские страны были вовлечены в революцию в большей или меньшей мере, «молодые люди» одной страны и, прежде всего, самой Франции пережили на собственном опыте постепенный спад революции. Молодое поколение других стран переживало только «отражения», прямые или косвенные, великого социального сдвига, эпицентром которого была Франция. Даже Россия, лежащая на дальнем востоке Европы, была вовлечена в борьбу народов Европы. До России, с легионами Наполеона, докатилась только слабая последняя волна революционного моря, и Александру 1 суждено было историей, сделаться восстановителем «закона» и «порядка» в Европе.

Русская культурная молодежь первых десятилетий 19 века, главным образом дворянская, воспитанная на идеях и искусства «века просвещения», всем ходом истории и русская действительность должна была рассматривать под знаком событий, происходивших на Западе, и при свете идей, там получивших свое первоначальное оформление.





















1 из 20

Презентация на тему: А.С.Пушкин и его эпоха

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Друзья мои, прекрасен наш союз! наставники Родители:Сергей ЛьвовичНадежда ОсиповнаНяня – Арина РодионовнаДядька – Никита КозловДруг семьи – поэт В.А.Жуковский друзьяИван ПущинАнтон Дельвиг Вильгельм КюхельбекерПётр ЧаадаевПавел НащокинАлександр ТолстойГде б ни был я: в огне ли смертной битвы,При мирных ли брегах родимого ручьяСвятому братству верен я. А.С.Пушкин «Разлука» (1817)

№ слайда 3

Описание слайда:

«Пушкин как человек и как художник – символ русской духовной жизни» Творчество Пушкина - это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети XIX в. Пушкин не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в одно целое. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. В свою очередь, поэзия определяла его судьбу.

№ слайда 4

Описание слайда:

Хронологическая таблица с указанием центральных произведений определенного периода Детство поэта 1799-1811 Лицейские годы 1811-1817 Жизнь в Петербурге 1817-1820 Южная ссылка 1820-1824Михайловское 1824-1826 Возвращение из ссылки 1826-1830 Болдинская осень 1830 Петербург 1831-1833 Последние годы, дуэль 1834-1837

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Мать Пушкина была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений.Любимцем ее был младший сын Лев. В Александре мать раздражало все: упрямство, неповоротливость, его непонятная сложность.Отец поэта – отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек» , острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

№ слайда 7

Описание слайда:

Арина Родионовна.Няня поэта.Именно она была той женщиной, которая дала Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку.Это она познакомила его с прекрасным миром поэтического народного вымысла.«…Ты, детскую качая колыбель,мой юный слух напевами пленила и меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила.»« Наперсница волшебной старины…» (1822)

№ слайда 8

Описание слайда:

Лицейские годы (1813 – май 1817) Первый период творчества - время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути. Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. За следующие три года написано свыше 130 произведений. В 1814г. журнал "Вестник Европы" публикует первое стихотворение Пушкина - "К другу стихотворцу". В январе 1815 г. юный поэт в присутствии Державина читает своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе". Пушкин буквально порвался в литературу. Им заинтересовались В.А. Жуковский и К.П. Батюшков. Его "благословил" Г.Г. Державин, которого в те годы считали живым классиком русской поэзии. Поддержал юного поэта и дядя -В.Л. Пушкин. В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина "надеждой нашей словесности", увидел в нем "будущего гиганта", но подчеркнул, что он пока еще "бродит около чужих идей и картин". Пушкин - гениальный ученик. Он быстро встал вровень с учителями. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил. Его тянуло к вину и женщинам, к бесшабашной вольности дружеских пирушек и пышном мишуре балов, то к книгам, уединению и творчеству.

№ слайда 9

Описание слайда:

Петербургский период (июнь 1817 - начало май 1820). После окончания лицея, поступив на государственную службу - и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

№ слайда 10

Описание слайда:

Период южной ссылки (май 1820 - июль 1824). После окончания лицея, поступив на государственную службу - и Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества "Зеленая лампа" и Вольного общества любителей российской словесности. Под непосредственным влиянием идей участников «Союза благоденствия» написаны стихотворения "Вольность" (1817) и «Деревня» (1819). Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание "К Чаадаеву" (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Поэзия петербургского периода - решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина.

№ слайда 11

Описание слайда:

Период южной сылки (май 1820 - июль 1824). Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков службы вдали от Петербурга установлено не было - ссылка легко могла стать бессрочной. Ссылка не отрезвила его, не заставила покаяться и смириться. Пушкин в период южной ссылки - яркий поэт-романтик. Ведущее положение в "южной" лирике Пушкина заняли романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его и жанр романтической баллады ("Песнь о вещем Олеге"). Внутренний мир опального поэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегии "Погасло дневное светило...", "Мне вас не жаль, года весны моей...", "Я пережил свои желанья..." - как бы романтические эпиграфы к новой главе творческой биографии Пушкина В мае 1823..Г., в Кишиневе, началась работа над романом в стихах «Евгений Онегин". В июле 1823 г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С. Воронцова. Пушкин испытал здесь сильные и памятные любовные увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской, могучую страсть к Е.К. Воронцовой. За год с небольшим он нажил себе врага в лице Воронцова. Стараниями Воронова поэт был отправлен в отставку "за дурное поведение" и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

№ слайда 12

Описание слайда:

Ссылка в Михайловское (август 1824 - сентябрь 1826). В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. За ним установили двойной надзор: полицейский и церковный. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из Михайловского под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром. В Михайловском Пушкин получил известие о внезапной смерти своего гонителя Александра I. Дошли слухи о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем. Пушкин устремился к неизвестному и неизведанному. Осознав исчерпанность художественной системы романтизма, он двигался к новым принципам изображения человека и действительности, которые позднее были названы реалистическими. Меняется стиль любовной лирики - слово поэта точно Фиксирует психологическую уникальность его переживаний ("К***" ("я помню чудное мгновенье "), "Сожженное письмо", "Под небом голубым страны своей родной...", "Признание Веха в творческом самоопределении Пушкина-реалиста - историческая трагедия "Борис Годунов", законченная 7 ноября 1825 г.

№ слайда 13

Описание слайда:

Творчество конца 20-ых годов, (сентябрь 1826 - начало сентября 1830). Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое - разговор с Николаем 1 в Москве 8 сентября 1826 г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвратен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Второе событие - приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Прощенный царем, он не склонил "гордой головы" перед ним. Рискуя навлечь гнев Николая I, Пушкин послал в Сибирь, на каторгу слова привета, участия и надежды (стихотворения "И.И. Пущину" и "Во глубине сибирских руд..."). Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», неоконченный исторический роман "Арап Петра Великого", поэма "Полтава"). "Полтава" (1828) - единственная историческая поэма Пушкина - крупнейшее произведение, написанное во второй половине 1820-х гг.

№ слайда 14

Описание слайда:

Вторая половина 1820-х гг. - время создания многих лирических шедевров-отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте в стихотворениях "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и «Поэту»). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения "Воспоминание" ("Когда для смертного умолкнет шумный день..."), "Дар напрасный, дар случайный», "Предчувствие", Утопленник", "Анчар" (все - 1828) «Дорожные жалобы". В неустроенной жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей, - он жаждал того, чего был лишен с детства. В декабре 1828 года на балу у московского танцмейстера Иогеля он встретил Н.Н. Гончарову и 1 мая 1829 г. сделал ей предложение, однако родители красавицы дали неопределенный ответ. В мае - сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки - на Кавказ. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н. Гончаровой. На этот раз оно было принято.

№ слайда 15

Описание слайда:

Болдинская осень (1830). Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Пушкин создал совершенно разноплановые произведения - и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", написанные в сентябре - октябре. Параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой "Домик в Коломне" и последними главами "Евгения Онегина". В конце октября - начале ноября одна за другой появились "маленькие трагедии" - цикл философско-психологических "пьес для чтения": "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". "Урожайная" Болдинская осень принесла "Сказку о попе и о работнике его Балде", "Историю села Горюхина". Фон пушкинского "пира воображения" - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Бесы", "Моя родословная","Заклинание", "Герой", "Для берегов отчизны дальней.,.". Окончание «труда многолетнего» - романа «Евгений Онегин» - символический итог пушкинского художественного развития 1820-х гг., ведь роман «рос» вместе с автором. В творческом поле «романа в стихах» находились многие произведения - стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты.

№ слайда 16

Описание слайда:

Творчество 1830-х гг. (1831-1836). Каждый год, прожитый Пушкиным после его тридцатилетия, приближал последний акт" драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только желанными брачными узами, но и оковам и царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Неблагоприятной для Пушкина были и литературная атмосфера 1830-х гг. В печати началась кампания травли Пушкина. Падение популярности Пушкина было вызвано не только литературной конъюнктурой, но и более глубокими причинами. Их корни уходят в 1820-е гг.. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров. Размышления о связи этих трех сил - самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции 1830-х гг., вдохновлявшей Пушкина-историка и Пушкина-художника. Характер исторических трудов и художественно-исторических произведений, написанных в 1830-е гг., во многом определялся поисками духовных истоков современной действительности.

№ слайда 17

Описание слайда:

В произведениях, созданных в Болдине осенью 1833 г Пушкин раскрылся как писатель философского склада. Были написаны повесть "Пиковая дама" – вершина пушкинских размышлений о роли судьбы в жизни человека, философские "сказки» - «Сказка о рыбаке и рыбке» и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества поэт выразил в лирическом шедевре "Осень" Философская лирика 1834-1836 гг. - стихотворения "Пора мои друг, пора!..», "...Вновь я посетил...", «Когда за городом задумчив, я брожу...» Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь жестокий век, но которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе нерукотворный…» (1836). В последние годы жизни Пушкина обострялась обстановка вокруг его семьи. Светские сплетни и интриги приблизили "последний акт» жизненной драмы поэта. 25 января 1837 г. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику барону Геккерену. Последовал вызов, сделанный от имени Геккерена его приемным сыном Ж. Дантесом, главным "героем" преддуэльной истории. Дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен, состоялась 27 января на Черной речке. 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался, 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, в февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.

Описание слайда:

Шиндиной А.Н.

Конспект урока литературы 10 класс

Тема. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

Но жив талант, бессмертен гений!

Ф.Н.Глинка

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.

Задачи:

образовательная: работать над выразительным чтением стихотворений; отра ботать умения и навыки работы над анализом лирического текста.

развивающая: способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему); способствовать развитию выразительного чтения лирических и художественных произведений А.С.Пушкина; способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения.

воспитывающая : воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность; воспитывать и развивать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

- портрет А.С. Пушкина; книги о его жизни; высказывания его современников о нем; презентация .

План:

    Вступительное слово (0,5 мин.)

    Проверка домашнего задания (8 мин.)

    Повторение изученного (5 мин.)

    Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

    Итог урока (3мин.)

    Домашнее задание (1мин.)

Литература: Учебник по литературе 10 класс в 2-х ч. Ч. 1 под ред. В.Я. Коровиной М 2011 г.

Г.А. Гуковский «Пушкин и русские романтики» М., 1965

Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Исследования и статьи. – М., 1996

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976

Ход урока

    Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Записать число, тему урока и эпиграф.

    Вступительное слово (2 мин.)

Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте.

    Проверка домашнего задания (7 мин.)

Рассказать о периодах русской литературы 19 века

I период (1801-1825)

II период (1826-1842) литература 30-х годов

III период (1842-1855)

IV период (1855-1868)

V период (1869-1881)

VI период (1882-1895)

VII период (1895-1904)

Рассказать о основных темах и проблемах литературы 19 века.

    Повторение изученного (7 мин.)

Обсуждение вопросов

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

Каковы главные темы пушкинской лирики?

Какие основные мотивы пронизывают творчество А.С. Пушкина?

    Работа над литературными понятиями (8 мин.)

    Лирика - это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».

Термин Лирический герой ввел Тынянов применительно к лирике Блока.

    Элегия - (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, , , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

    Фабула - те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

VI . Слово учителя о писателе (8 мин.)

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Великий русский национальный поэт, прозаик, . Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и мощных творческих сил русского народа.

А.С. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. Сергей Львович слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, Расина и других французских драматургов.

Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали по-французски. Его первыми учителями русского языка была бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. Для России это было время патриотического подъема после победы в Отече­ственной войне 1812 г., время свободолюбивых настроений и уст­ремлений.

В лицее Пушкиным написано более 130 произведений. Пер­вое опубликованное стихотворение Пушкина - «К другу-стихотворцу» - было помещено в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями! русских и французских писателей. Он заимствовал темы, жанры, мотивы, образы, характерные для современной ему литературы. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах Пушкина.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу - в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: светские развлечения и интриги, дружеское общение и любовь, занятия поэзией и споры о политике. Мировоззрение Пушкина формируется в атмо­сфере петербургского вольномыслия: знакомство с П.Я. Чаадаевым, с членами тайного общества «Союз благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участие в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и Вольного общества любителей рос­сийской словесности.

Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаа­даеву» (1818), «Ура! В Россию скачет...» (сатира на Александра I), В этот же период была завершена поэма «Руслан и Людмила», задуманная еще в лицее. Поэма была восторженно принята читателями и критиками. Отдельным изданием поэма вышла осенью 1820 г., когда поэт уже был сослан на юг за свои вольнолюбивые стихотворения.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегии («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...»), дружескому посланию, балладе («Песнь о вещем Олеге»).

Главное достижение Пушкина в период южной ссылки - романтические поэмы: «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (закончены уже в Михайловском в 1824 г.).

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. В отличие от элегического романтизма 10-х годов XIX в., пушкинская поэзия была проникнута духом бунтарства. В романтических поэмах Пуш­кина очевидно влияние творчества Байрона. Герой пушкинских поэм - гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Замысел романа в стихах «Евгений Онегин», работа над которым началась в мае 1823 г., был новаторским. Пушкин старался преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, искал нового героя-современника, новый стиль.

Пушкиным созданы великолепные образцы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к А. Ризнич, К. Собаньской, Е. Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскры­то из писем Пушкина, содержавших неосторожные выраже­нии. Пушкин был арестован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковско губернии.

В Михайловском поэта ждала настоящая ссылка. От имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Сроки ссылки не были определены. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миро Пушкина связывала интенсивная переписка и дружба с соседями помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм («Я помню чудное мгновенье...», «Сожженное письмо», «Признание»). Поэт создает в Михайловском реалистически произведения: центральные главы «Евгения Онегина» (III -VI), историческую трагедию «Борис Годунов», в которой отражены раз мышления о соотношении истории и личности, народа и власть. Философская глубина трагедии не была оценена современникам Пушкин обогнал свое время.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристам проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языку и темам из родно истории, но и как изучение народной психологии, национально склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственней всего выражаются в фольклоре. Пушки записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. о следствии над участниками восстания, проводившемся новы царем - Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбе опального поэта. В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву дл разговора с царем.

Состоявшийся разговор переменил судьбу Пушкина: он бы возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенность Пушкина, заявившего, что если бы 14 декабря 1825 г. он был в Петербурге, то вышел бы на Сенатскую площадь. Новый царь даже пообещал самолично быть цензором пушкинских произведений. Николай I поразил Пушкина прямотой и готовностью к реформам.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», в которых Пушки призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен»; неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого»; поэма «Полтава изображающая триумф «России молодой»).

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться о своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года». - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам, и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и ук­репления центральной власти были необходимы жесткие меры, за­частую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободо­мыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии Его Императорского Величества под управлением шефа жандар­мов А.Х. Бенкендорфа. Распространились и узаконились слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников попа, наполнилась шпионами. В число агентов иногда попадали И люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и до­брых его приятелей томились в каторжных норах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух.

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным Своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журна­лом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но искоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал за­метен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудито­рией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, истинно новаторские произведе­ния, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал сво­им взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, правы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей мал миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Во второй половине 20-х годов XIX в. усиливается интерес Пушкина к философской проблематике. Лирические произведения многообразны в жанровом и стилевом отношении. Это программные стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828 в которых Пушкин размышляет о предназначении поэта и поэзии об отношении поэта и власти, поэта и народа; «Воспоминание, «Да напрасный, дар случайный...», «Анчар» (все - 1828); «Дорожньк жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Жил на свете рыцарь бедный...» (все - 1829).

Болдинская осень 1830 г. - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) Пушкин написал столько сколько создал за предшествующее десятилетие. В сентябре-октябре написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина» В конце октября - начале ноября - цикл философско-психологи ческих «маленьких трагедий». В Болдинскую осень были созданы «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхина» около 30 стихотворений («Элегия», «Бесы», «Заклинание», «Стихи сочиненные ночью во время бессонницы», «Для берегов отчизны дальней...»).

В работе над «Евгением Онегиным» раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». «Повести Белкина» стало началом нового, «прозаического» периода творчества. Философская линия продолжилась в творчестве 30-х годов XIX в.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискомфорт Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие произведения Пушкина не имели успеха («Борис Годунов» «Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась травля Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф.В. Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Вопреки трудным житейским и литературным обстоятельствам, Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. Размышления о связи трех сил: самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции. Работа над к»Историей Петра» привела Пушкина к времени царствования Екате­рины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. В то же время он работал над оставшимся незавершенным романом «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре 1833 г. Пушкин добился разрешения на по­рядку в Поволжье и на Урал, в которой он собрал богатый материал о Пугачеве, встречался с очевидцами восстания.

Вторая Болдинская осень - 1833 г. - ознаменована созданием философских произведений: повести «Пиковая дама», сказок «О ры­баке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», лирического шедевра «Осень».

Две важнейшие грани творчества в последние годы жизни Пуш­кина (1834-1836) - философская лирика («Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...») и ро­ман «Капитанская дочка» (1836).

Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий иск» стало бессмертие поэта. С особой гордостью Пушкин выразил чти мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я па­мятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Обстановка вокруг Пушкина и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) 1837 г. Пушкин скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. 11очью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Пе­тербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похо­ронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

VII . Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

Ребята, обратимся к стихотворениям: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»

Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Проанализируйте послание «К Чаадаеву» с точки зрения стиля и проследите, как личная тема совмещается с гражданской.

VIII . Итог урока (3 мин.)

Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим разговор о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

В чем же заслуги Пушкина? Заслуги Пушкина грандиозны:

Реформатор всех жанров отечественной литературы

Стоит у истоков поэзии золотого века

Оказал колоссальное влияние на все сферы русского искусства

Центральная фигура русской культуры

Какие жанры господствовали в лирике Пушкина в разные годы лицейского творчества? Чем они характеризуются?

IX . Домашнее задание (1мин.)

Выучить наизусть одно из стихотворений, написанное в период южной ссылки.

Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть “Пушкинской эпохой”. Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъем свободомыслия – и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы “стать с веком наравне” – и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и ее проза… Двойственность. Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни – характерная черта “Пушкинской эпохи”.

В романе “Евгений Онегин” перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты “во весь рост” сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей – и все это согрето живым, заинтересованным отношением автора.

Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.

Петербург, Москва и провинция – три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создает индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, – образ жизни. Кажется, что даже время течет в России по-разному: в Петербурге – быстро, а в Москве – помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи “гнезда” живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни “глубинки” резко отличается от столичного, но в романе и московские “корни” тянутся все-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счете, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке – дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.

Петербургская жизнь предстает перед нами блистательной и разнообразной. И ее картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть еще и поэзия, шум и блеск “неугомонной юности”, “кипение страстей”, полет вдохновения… Все это создается присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба – главные ценности “петербургской” юности автора, времени, о котором вспоминает в романе. “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!”

Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло ее образа в “Евгении Онегине”. Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов – мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да еще лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от “гостиных”. Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.

А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных – классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев. Конечно, и в провинции однообразие может “взять в плен” человека, превратить жизнь в существование. Пример тому – дядя главного героя. Но все же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о “старине”, о новой литературе, посвященной непритязательным, естественным человеческим чувствам.

Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как “золотой век” русской культуры. Сложные, драматические черты “Александровского” времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В годы Великой Отечественной войны М. Исаковский на­писал одно из лучших своих произведений - стихотворение «Русской женщине», создав в нем...