Старое название города вятка. Северный дачник - новости, каталог, консультации




История Вятки, согласно «Повести о стране Вятской» (конец XVII века), начинается основания города новгородцами в 1181 году. К этому времени они уже основали Никулицын и Котельнич, и решили создать единый центр. Первое упоминание о городе Вятке (или Вятской земле) в общерусских летописях датируется 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на столицу Волжской Булгарии город Булгар. Это название и является общепринятым определением того,

История в Средние века

В 1378 году между вятчанами и Суздальско-Нижегородским княжеством заключён договор о союзе, а с 1391 года город стал основной резиденцией суздальских князей Василия Кирдяпы и Семёна Дмитриевича, изгнанных из Суздальско-Нижегородского княжества после завоевания его Москвой. После смерти князей в 1401 году власть перешла к галицкому князю Юрию Дмитриевичу. Отряды вятчан участвовали в походах против Золотой Орды 1392,1409 годов и в войне московского князя Василия I с Новгородом 1417-1418 годов.

В 1412 году произошла знаменитая битва между вятчанами и устюжанами. Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. В память о тех событиях появился вятский народный праздник «Свистопляска», а на берегу оврага была построена часовня во имя архангела Михаила.

В 1432-1453 годах Вятка участвовала в войне между галицкими и московскими князьями. После поражения галицкой группировки перешла под контроль местных бояр и купцов. В 1455-1457 годах в городе построили деревянный кремль, названный Хлыновым. После двух военных походов московского войска против Хлынова в 1457 и 1459 годах, власть в городе формально перешла к Москве, но с сохранением местного самоуправления. Хлыновцы участвовали в военных походах Московского княжества против Новгорода и Казани.

Вхождение в состав Московского княжества

В начале 80-х годов власть в городе перешла к сепаратистам во главе с Иоанном Аникеевым. При хане Ибрагиме в Хлынове сидел казанский наместник. Хлыновские войска совершали походы против земель, находящихся под властью Московского княжества. После двух неудачных попыток московскому войску удалось захватить город в 1489 году. Местная знать была переселена в Подмосковье, а в городе поставлен московский наместник. Вятская земля была окончательно включена в состав Московского государства.

По причине отдалённости от основных русских земель Вятская земля не нуждалась в союзе с сильными княжествами и признавала лишь покровительство князей, оставаясь самоуправляемой территорией. В качестве главного органа управления действовало народное вече. Наиболее влиятельной группой феодального класса являлись бояре, за ними следовали купцы и духовенство. Остальные вятчане представляли свободное общинное население и состояли из крестьян и ремесленников.

В 1551-1552 годах хлыновские войска приняли участие в походе Ивана Грозного против казанских татар. В 1554 и 1556 годах участвовали в походах против Астраханского ханства. В результате этих походов Хлынову были возвращены исконные земли, захваченные ранее Золотой Ордой, а затем татарскими ханствами.2 июня 1580 года Хлынов получил от Ивана Грозного грамоту на построение в городе монастыря, названного в честь игумена-основателя Трифоновым.

Развитие православия и торговли на Вятке

В 1607 году в городе организована первая на Вятской земле ярмарка, получившая название Семёновской, приуроченная к 1 сентября. В 1658 году основана Вятская и Великопермская епархия с центром в городе Хлынове. С 1680 по 1686 год воеводой в городе был царский стольник Кузьма Осипович Грушецкий, двоюродный брат царицы Агафьи Грушецкой. В 1689 году построен Успенский собор Трифонова монастыря - одно из первых каменных зданий в Хлынове. В 1694 году хлыновский купец Спиридон Лянгузов провёл первый торговый караван из Москвы в Китай после заключения российско-китайского договора, разрешившего взаимную торговлю.

История Вятки в новой истории

В 1710 году при первом делении России на губернии Хлынов вместе с Вятской землёй был включён в состав Сибирской губернии, а южные Вятские земли были включены в состав Казанской губернии. В 1719 году губернии были разделены на провинции, Вятская земля была преобразована в самостоятельную провинцию. В 1722-1723 годах была проведена первая подушная перепись, в Хлынове числилось 2276 душ.

В 1727 году Хлыновская провинция перешла из состава Сибирской губернии в состав Казанской. 18 декабря 1780 года указом императрицы Екатерины II образовано Хлыновское наместничество, вскоре преобразованное в Вятскую губернию. Город Хлынов был переименован в город Вятку. 28 мая (10 июня) 1781 года учреждён герб города Вятки, составленный петербургским герольдмейстером Волковым. В 1785 году начата работа по учреждению городской думы. Первый созыв органа городского самоуправления - Вятской городской думы состоялся 26 августа 1793 года.

Развитие образования

В 1727 году в Хлынове открылась первая в городе начальная школа при архиерейском доме, в 1733 году она была преобразована в славяно-латинскую школу, а в 1758 году на её базе создано первое среднее учебное заведение - Вятская духовная семинария. 22 сентября 1786 года было открыто первое гражданское учебное заведение, на базе которого 21 ноября 1811 года создана Вятская мужская гимназия. В 1818 году в городе открылось духовное училище, 8 сентября 1820 года создано училище для детей канцелярских служащих, а 11 октября 1859 года открылось женское училище 1 разряда - Вятская женская гимназия. 8 ноября 1868 года было основано земское училище сельскохозяйственных и технических знаний (с 1 октября 1880 года - реальное училище). В 1874 году в мастерских Вятского технического училища налажено производство пожарных машин, на мастерских были созданы чугунолитейный и механический заводы (ныне - Кировский станкостроительный завод). 1 июля 1914 года основан Вятский учительский институт.

С 1744 года начала развиваться почтовая служба, была связь налажена с Москвой, Казанью и Сибирью. В 1783 году в Вятке для руководства почтовыми делами было завершено строительство здания почтамта. 8 июня 1806 года начато строительство плавучего моста через реку Вятку, который должен был связать город со слободой Дымковой. 11 марта 1861 года в Вятке учителем Лиховым была открыта первая фотография. 2 мая на реке появился первый пароход «Вятка». Регулярное судоходное движение на реке началось в 1874 году.

Развитие промышленности

19 августа 1895 года начались работы по сооружению Пермско-Котласской железнодорожной линии (первой на Вятке), 2 ноября 1898 года по ней прошёл первый поезд, а 15 октября1906 года было открыто прямое железнодорожное сообщение с Санкт-Петербургом. 14 сентября 1902 года состоялось открытие городской телефонной сети. Частная телефонная сеть была создана ещё в 1894 году. В 1906 году в городе появился первый автомобиль, принадлежавший Кузьме Лаптеву. 20 июля 1911 года над городом появился первый самолёт под управлением А. Васильева.

15 апреля 1797 года основано старейшее промышленное предприятие города - губернская (ныне - областная) типография. В 1799 году была открыта первая частная аптека. С 15 декабря 1809 года начала работать казённая городская аптека.1 (13) ноября 1862 года в городе открылся первый общественный банк Фёдора Веретенникова. В 1865 году в Вятке основан кожевенный завод, в 1873 году - овчинно-меховая фабрика. Оба предприятия были объединены в 1959 году в кожевенно-меховой комбинат.

В 1802 году при доме инвалидов основана первая больница на 10 коек. В июне 1811 года в городе была открыта первая губернская больница на 60 коек. Первая городская больница была открыта в 1823 году. 7 июля 1857 года в Вятке был открыт первый детский приют. 2 июля 1870 года открылся дом призрения детей бедных граждан.

Развитие культуры

2 мая 1835 года в городе основан один из первых в России Вятский губернский статистический комитет, занимавшийся изучением материалов об истории и культуре края. 30 августа этого же года в Вятке открыт Александровский сад, основные элементы архитектуры которого выполнены по проекту художника и архитектора Александра Витберга. 18 мая 1837 года в городе состоялось открытие выставки естественных и искусственных произведений Вятской губернии, в организации которой принял участие А. И. Герцен. 6 декабря при его непосредственном участии открыта первая публичная библиотека (ныне - Кировская областная библиотека им. А. И. Герцена). 1 января 1838 года в Вятке начала издаваться первая газета края «Вятские губернские ведомости».

30 августа 1839 года прошла торжественная церемония закладки Александро-Невского собора по проекту архитектора А. Л. Витберга. 22 января 1866 года открыт краеведческий музей, один из старейших в России. 23 октября 1877 года был открыт Вятский зрительный зал (ныне -Кировский областной драматический театр имени С. М. Кирова). 9 апреля 1894 года вышел первый номер «Вятской газеты» (первая в России «земская народная газета, созданная по доступной цене и содержанию для широких масс»). В 1896 году создана одна из первых в России Вятская земская сельскохозяйственная опытная станция (ныне - НИИ сельского хозяйства Северо-Востока им. Рудницкого).

В 1908 году открылись первые кинотеатры «Иллюзион», «Прогресс», «Модерн», в 1910 - «Одеон», в 1913 - «Колизей». 1 апреля 1932 года показан первый звуковой фильм «Златые горы», первый цветной фильм «Соловей-соловушка» - 26 сентября 1936 года. 30 апреля 1900 года в городе была открыта бесплатная библиотека-читальня имени А. С. Пушкина (ныне - центральная городская библиотека А. С. Пушкина). В 1909 году построена мечеть. В 1912 году был заложен ботанический сад. В 1916 году основана городская библиотека, позже получившая имя Салтыкова-Щедрина.

Вятка в предреволюционные годы

В 1905 году Н. А. Чарушин организовал Вятский демократический союз, который в 1906 году слился с партией народных социалистов. Осень ознаменовалась забастовкой в Вятской духовной семинарии. 18 ноября властями принято решение о закрытии всех учебных заведений для препятствования расширению протестных действий. 22 октября прошёл черносотенный погром, в результате которого 6 человек убито и 20 получили серьёзные ранения. С 30 ноября по 2 декабря в Вятке проходил губернский крестьянский съезд. С 8 по 18 декабря проходила стачка железнодорожных рабочих. 18 декабря в городе произошло вооружённое столкновение дружины крестьянского союза с солдатами.

С октября 1907 года по февраль 1908 года в Вятке на нелегальном положении проживал знаменитый уральский экспроприатор Александр Лбов. Во время поездки в Нолинск, он после интенсивной перестрелки был арестован и в марте возвращён в Вятку. Около полутора месяцев Лбов содержался в Вятском исправительном арестантском отделении. 22 апреля над ним состоялся суд и в ночь на 2 мая 1908 года он был казнён во дворе Вятской губернской тюрьмы. В январе 1909 г., передвигаясь «этапным порядком» к месту ссылки - городу Сольвычегодску, И. В. Сталин заболел тифом и некоторое время находился в больнице в Вятке.

Первые народности на территории сегодняшней столицы Кировской области образовались в VII-X веках н.э. В 1374 году на берегу реки Вятка был образован первый город, основан он был новгородскими Ушкуйниками (разбойниками). Название города произошло от речки Хлыновицы.


С тех пор, Хлынов успел побывать в вотчине Владимиро-Суздальского княжества, испытать нашествие татар, и в итоге был присоединён к московскому княжеству.


Полотно из музея диорамы. Изображены события 1917 года. а

11 сентября 1780 года по указу Екатерины II Хлынов был переименован в Вятку и выведен из состава казанской губернии (до этого он также был в составе сибирской губернии, а до реформы Петра I самостоятельным уездным городом). В 1797 году Вятское наместничество было преобразовано в губернию, что способствовало дальнейшему росту города. Появлялись различные производства, развивались торговые пути. К концу 19 века Вятка была развитым торгово-ремесленным городом.


Архитектура Кирова.

Имя Киров город получил в память С.М.Кирова по решению ЦИК СССР, это произошло 5 декабря 1934 года.

Достопримечательности города Кирова.

Вятский Успенский Трифонов монастырь - когда в 1489 году Хлынов окончательно вошёл в состав Московского государству, Иваном Грозным была отправлена в город грамота о строительстве в Хлынове деревянного монастыря. Произошло это 2 июня 1580 года, монастырь назвали Трифоновым в честь его основателя - Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца. В 1689 году из камня был построен Успенский собор Трифонова монастыря, сохранившийся до наших дней. Сейчас он является ценнейшим памятником первого каменного строительства на вятской земле.

Успенский Собор Вятского Успенского Трифонова Монастыря

Новодевичий Преображенский монастырь - основан в 1624 году как женский монастырь. Сохранившийся до нашего времени корпус Преображенской церкви этого монастыря, построенный в 1696 году является интересным образцом вятского зодчества (ныне в нём размещается "Школа высшего спортивного мастерства" Динамовскй проезд, 6).

Ансамбль церкви Троицы в Макарье, Ворота и ограда - первые строения были построены в 1770 годах, и до наших дней не сохранились. Это связано как с престройкой строений, так и с их разрушением. Сейчас мы можем увидеть восстановленный вариант 1988 года (архитектор проекта воссоздания Е.Л.Скопин). Архитектурной жемчужиной по праву считаются церковные ворота. Они повторяли барочные формы храма, гармонично дополняя единый стилевой замысел погоста. В центре трёхчастной композиции - высокая проездная арка, завершённая эффектным поднятием сходящихся волют карниза и главкой.

Ворота Свято-Троицкой церкви

Феодоровская церковь - расположена на Набережной Грина - почти на самом берегу Вятки. Первый храм на этом же месте был открыт в честь Феодоровской иконы Божией матери в 1918 году. Пережив революционные годы, а также Великую Отечественную Войну, он был взорван в 1963 году. В 1974 году городские власти хотели возвести на этом святом месте памятник в честь 600-летия города Кирова, но из этого ничего не вышло. Более 30 лет на намоленном месте был пустырь. Открытие современного храма состоялось 25 августа 2007 года.

Феодоровскя церковь

Кировский драматический театр - первое деревянное здание театра построено в 1877 году. Новое здание, которое мы можем наблюдать сейчас, было построено в очень сжатые сроки в 1935 году. Его строительство было выполнено по проекту московских архитекторов Бурова и Федорова. Театральный сезон был открыт спектаклем «Любовь Яровая» в 1939 году. Во время войны в Киров приехал писатель Евгений Шварц. В Кирове он написал пьесы «Одна ночь» и «Далекий край». На сегодняшний день в театре сыграно более 30-ти спектаклей как для взрослой, так и для юной публики.

Улица Дрелевского - до революции данная улица носила название Спасская. Здесь сохранилось много историко-культурных объектов, которые представляют самые разные эпохи истории не только Вятки, но и Кирова. Часть улицы является пешеходной (начиная с пересечения с улицей Ленина), и здесь есть магазины, где можно приобрести различные сувениры. Обсуждается возможность всю улицу Древлевского сделать пешеходной по подобию московского Арбата.

Улица Древлевского на полотне в музее диораме.

Парк имени С.М. Кирова - здесь можно просто погулять и покормить уток, а так же покататься на аттракционах возле цирка. В парковый комплекс входят цирк, диорама, гостиница "Вятка", пруд и летняя площадка с атракционами. Парк занимает квартал между Октябрьским проспектом, улицами Красноармейской, Горького и Азина. Между двумя прудами в парке расположен небольшой водопад с двумя мостиками, это место очень популярно среди молодожёнов. Здание диорамы возвышается над верхним прудом.

Парк С.М.Кирова

Диорама - музей, внутри которого находится большое полотоно с изображением событий 1917 года. События разворачивались на перекрёстке Николаевской и Спасккой улиц. Сейчас эти улицы носят названия ул.Ленина и улица Древлевского.

Вид на диорамы

Дерево желаний с ухом - это архитектурное сооружение в виде дерева, на котором расположено ухо. Этому уху можно нашептать свои желания. Жители и гости Кирова часто пользуются возможностью что-нибудь попросить у этого замечательного слухового аппарата.

Ухо желаний

Александровский сад - основан в 1825 году после того, как Александр I посетил Вятку. Является центральным и одним из старейших парков Кировской области, с которого открывается отличный вид на реку Вятка. Входной портик и чугунная ограда были разработаны в 1838—1840 годах по проекту московского архитектора Витберга, который на тот момент находился в Вятке в ссылке. Центральный павильон и береговая ротонда построены по чертежам вятского губернского архитектора Александра Егоровича Тимофеева в 1835 году.

Ротонда в Александровском саду

Вятская Кунсткамера - открылась в 1992 году в доме купца Сенилова. Музей состоит из пяти залов, внутрикоторых расположены экспонаты, отражающие эпоху XIX века и городской быт. Также посетители могут посмотреть коллекции часов, художественных изделий из металла, коллекции фарфора и фаянса, предметы мебели и атрибуты одежды.

Александровский костёл - открытие костёла произошло 31 августа 1903 года. Этого дня местрные католки ждали, начиная с 1892 года, когда по ходатайству ссыльных поляков вятский губернатор А.Ф.Анисьин с санкции министра внутренних дел разрешил местным католикам открыть молитвенный дом. Храм с планом в виде латинского креста представляет собой однонефную постройку. Пониженная апсида и башни, фланкирующие портал, с металлическими крестами на лёгких «фонарях»-главках, открытая звонница над средокрестием сообщают пластичность объёмно-пространственному построению здания.

Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева - основан в 1935 году, и является одним из старейших в России. В 1941 году театр возглавил актер и режиссер Анатолий Николаевич Афанасьев, основатель театральной династии, чье имя в 2009 году было присвоено театру. В 2009 году для театра было построено новое здание.

Музей А.С.Грина - построен на месте, где раньше жил выдающийся писатель. В музее можно посмотреть экспонаты, связанные с жизнью писателя. А.С. Грин жил в Кирове (Вятке) в юности и детстве. В коллекции музея находятся предметы XIX - начала XX века — это мебель, книги любимых авторов А.С.Грина, игрушки и школьные принадлежности.

Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина - располагается в доме, где с 1848 по 1855 годах проживал М.Е. Салтыков-Щедрин, отбывая ссылку в Вятке. Основу музея составил мемориальный кабинет писателя. В экспозиции воссозданы интерьеры середины XIX в. Личные вещи М.Е.Салтыкова не сохранились. Музей был открыт как литературный с мемориальным кабинетом писателя, поэтому по традиции ежегодно организуются выставки, знакомящие с творчеством писателей-земляков.

Музей К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики - музей расположен в здании, принадлежавшем вятским купцам Шуравиным. Позже в этом доме проживала семья Циолковского. Музей посвящен жизни и деятельности ученого и основоположника космонавтики. В музее представлена мебель, принадлежавшая семье Циолковского, а также предметы быта XIX века. Также можно посмотреть на личные вещи космонавтов и летчиков В.П. Савиных и А.А. Сереброва.

Особняк Булычёва - построен в 1911 году для купца Тихона Филипповича Булычёва архитектором Иваном Аполлоновичем Чарушиным. Расположен на улице Ленина, д. 96. Этот красивый замок с ажурной чугунной оградой является образцом готической архитектур. На фасаде расположены строгие двуглавые орлы. На углу здания возвышается башня.

Дом А.Ю.Левитского - дом-коттедж, построенный в 1910 году по проекту Э.К.Нюквиста в стиле модерн. Его формы напоминает жилые дома Англии, Голландии и прибалтийских стран. Здесь жил губернский врач Левитский.

Кировский музей железнодорожного транспорта - расположен на улице Карла Маркса, дом 147. Был открыт к 100-летию в честь прокладки первой железной дороги через Вятку. В музее можно озникомиться с историей развития железнодорожного транспорта в Кировской области, и в России в целом. Представлены различные экспонаты. Один из самых интересных - макет железнодорожной станции времен появления первых поездов. Перед входом в музей расопложен главный экспонат - паровоз Эр 788-74.

Стадион Динамо - Находится на Московской улице, 1 В. Его вместимость 10 000 зрителей. Является открытым стадионом для проведения соревнований и массовых катаний на коньках. Всего в Кирове 6 действующих стадионов. Стоит также выделить стадион "Родина", где играет известная на всю Россию хоккейная команда с мячом "Родина".

Стадион Динамо

Парк Победы - расположен на пересечении улиц Ломоносова и Лепсе. Здесь расположены кафе, фонтаны, различные аттракционы для детей и взрослых. Парк Победы был разбит на месте, на котором когда-то была деревня. Многие жители этой деревне принимали участие в Великой Отечественной войне.

Ботанический сад - расположен на улице Карла Маркса, д. 95. История этого чудесного места началась в 1912 году. Его основателем стал А.А. Истомин, который купил землю и заложил здесь частный Ботанический сад. Над проектом работали лучшие садоводы, художники и архитекторы Санкт-Петербурга. Основную часть сада засадили в 1913 году. В большинстве своем это привозные растения. В том же году построили теплицы и затейливый бассейн в виде Черного моря с фонтанами. Особенно был хорош грот, из которого бьет родник. К сожалению, из всего этого великолепия в настоящее время сохранился только бассейн. Кировский Ботанический сад это настоящий музей под открытым небом включающий в себя множество представителей растительного мира и их разновидностей.

Парк имени Юрия Гагарина - первоначально здесь была площадь, на которой в 1864 году был построен Александро-Невский собор. В 1894 году территорию обнесли чудесной чугунной оградой и разбили сквер. К сожалению, Собор был взорван в 1938 году, и на его месте еще долгое время оставалась груда битого кирпича. Потом здесь был колхозный рынок, еще позже зоопарк. Место это теперь называлось Площадь Революции. В 60-х годах ХХ века здесь построили здание телецентра и филармонию, появилось множество аттракционов, были благоустроены аллеи, а сам парк получил новое звучное название.

Какие в Кирове можно купить сувениры:

Посетив Киров, обязательно нужно приобрести вятскую игрушку, которую там делают с давних времён.

Старые фотографии города Кирова (Вятки):

Сохранилась фотография с революционного митинга, который проходил в Вятке 12 марта 1917 года на площади перед Александро-Невским собором. На заднем плане, слева от собора видны купола: Кафедрального собора и его колокольни (уничтожены большевиками), Стефановская (Донская) церковь (уничтожена), Спасский собор (восстанавливается), Покровская церковь (уничтожена), Воскресенский собор (уничтожен).
Слева вдоль Вознесенской улицы (современная Ленина) ряд домов, которые целы до сих пор.
Обширная площадь перед собором изменилась до неузнаваемости. Теперь на этом месте заросший Гагаринский парк, обрамленный со всех сторон убогими хрущевками. Александро-Невского собора так же не существует, его место занимает жалкая коробка областной филармонии.

Фотография взята с сайта:

Также использованы материалы с сайтов.

Спасская улица в Кирове

Киров был основан в XII веке новгородцами, и по одной из легенд, как и российская столица, стоит на семи холмах. Город назывался Хлыновом, затем – Вяткой, а свое современное имя получил в 1934 году. В наши дни Киров имеет статус областного центра, где проживает 496 986 человек (2016 год).

Киров находится в зоне тайги. Это очень зеленый город, в котором есть собственный Ботанический сад, Дендропарк лесоводов, а также скверы и парки. Очень красива кировская набережная, названная в честь родившегося здесь писателя Александра Грина. Гости Кирова, при желании, могут заглянуть в местные музеи и храмы, прогуляться по историческому центру города или живописному Александровскому саду – старейшему парку Кирова, разбитому на берегу реки.

Большая часть города занимает возвышенное левобережье Вятки. Когда-то эта река славилась чистотой и глубиной. Однако, со временем она сильно обмелела, и в наши дни в некоторых местах Вятку нетрудно перейти вброд. Речная экология также оставляет желать лучшего. Из-за сбросов Кирово-Чепецкого химкомбината и других предприятий вода в реке сильно загрязнена. Здесь не рекомендуют купаться, а для рыбалки местные жители выбирают другие водоемы.

Для размещения туристов в городе построено немало гостиниц и мини-отелей. Более бюджетные варианты предоставляют кировские гостевые дома, базы отдыха и хостелы.

История Кирова

Первые поселения на месте нынешнего города появились около 2,5 тысяч лет назад, и жили на этих землях предки коми и удмуртов. В 1181 году на берег Вятки пришли новгородцы и начали стоить здесь город.


В 1412 году вятские жители вступили в военное противостояние с устюжанами. Битва произошла в ночное время в глубоком овраге, который позже получил название Раздерихинского. Причины военного конфликта, названного потом «хлыновским побоищем», история не сохранила. Существует версия, что устюжане вместе с московскими князьями желали подчинить себе город. В память о погибших на склоне оврага установили Михайловскую часовню и стали отмечать самобытный праздник «Свистопляска» или «Вятская свистунья».

В середине XV века войска московского князя совершили несколько военных походов на город, после чего власть в Хлынове стала принадлежать Москве, но в городе сохранилось самоуправление. Полное подчинение Хлынова произошло в 1489 году, когда всю местную власть насильно переселили в Подмосковье, а на Вятке стал править московский наместник.

В 1710 году территорию России впервые поделили на губернии, и Хлынов стал частью Сибирской губернии. Отдельная Вятская губерния была образована в 1780 году по указу царицы Екатерины II. Тогда же Хлынов получил новое имя и стал называться Вяткой.

После октябрьской революции 1917 года вятские власти не захотели считаться с большевиками и провозгласили отдельную республику. В январе 1919 года сюда приехали с проверкой Ф. Э. Дзержинский и И. В. Сталин. Выяснилось, что город никак не связан с московским правительством, а подавляющее число чиновников работает с царских времен. После проверки в городе создали военно-революционный комитет.


В 1929 году, после ликвидации губерний, Вятка стала районным центром. Спустя 5 лет на городских улицах появился первый общественный транспорт – по Вятке стало ходить три автобуса. В конце 1934 года в память о революционере, государственном и политическом деятеле, убитом в результате покушения С. М. Кирове город переименовали в его честь.

Во время Великой Отечественной войны здесь работали эвакуированные из западных областей страны машиностроительные заводы и научные институты. В 1943 году в Кирове пошли первые троллейбусы. Когда война закончилась, большинство предприятий оставили в городе, и они стали основой для развития местной промышленности.

В 1962 году в Кирове построили первый мост, соединивший берега Вятки. В годы советской власти город на длительное время закрыли для иностранцев. Причиной этого было наличие нескольких предприятий оборонного комплекса и Первого военно-биологического института.




Музеи Кирова

Неудивительно, что в Кирове, с его многовековой историей и традициями, существует сразу несколько музеев. Вятский краеведческий музей – один из самых старых в стране. Он появился в 1866 году. Экспонаты, собранные здесь, рассказывают об истории, культуре, этнографии и природе Вятских земель, местных художественных промыслах, а также жизни и творчестве писателей А. С. Грина и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Самая древняя история региона хранится в городском палеонтологическом музее (ул. Спасская, 22), главное богатство которого – коллекция ископаемых пермского периода. Это останки животных, живших на территории Вятского края около 260 миллионов лет назад. Они привезены с мест раскопок древних ящеров, которые находятся в 100 км от Кирова, в долине реки Вятки.





Вятский художественный музей носит имя известных русских живописцев Виктора и Апполинария Васнецовых. За более чем столетнюю историю музей собрал богатые коллекции произведений древнерусского и церковного искусства, живописи, графики, скульптуры, западно-европейского декоративно-прикладного творчества и русских народных промыслов. Отдельный мемориальный музей посвящен творчеству вятского художника Николая Хохрякова (1857-1928).

В красивом купеческом особняке, на ул. Московской, 12А, гостей принимает необычная Вятская кунсткамера. В пяти ее залах выставлены предметы городского быта Вятки конца XIX – начала XX века: коллекции фарфора, мебели, часов, музыкальных инструментов и одежды.


Более современные экспозиции представлены в кировском музее авиации и космонавтики (ул. Преображенская, 16). В России существует всего четыре музея, посвященных К. Э. Циолковскому, и расположенный в Кирове – один из них. Здесь экспонируется много мемориальных вещей ученого, связанных с вятским периодом его жизни.

Гостям Кирова стоит также заглянуть в местный планетарий и Кировскую диораму. Интересные сменные выставки круглый год проходят в Выставочном зале (ул. Карла Либкнехта, 71).



Православные святыни города

С живописной набережной Грина по удобному спуску можно попасть к Свято-Успенской Трифоновской обители (ул. Горбачева, 4). Это место почитается не только кировчанами, но и по всей Центральной России. Монастырь основали в 1580 году, и первые сто лет он был деревянным.

Храмы, кельи, настоятельские палаты и башни, которые можно увидеть в наши дни, были возведены в XVII-XVIII веках. Они прекрасно сохранились и имеют статус памятников архитектуры федерального уровня.

Архитектурный ансамбль обители привлекает не только верующих, сюда приезжает немало любителей русского зодчества. В главном монастырском храме – шестикупольном соборе Успения Богородицы хранятся мощи Святого Трифона Вятского. Внутри Никольской надвратной церкви можно увидеть красивый иконостас, а также настенные и потолочные росписи. Высокую колокольню монастыря построили в XVIII веке, при советской власти разрушили и восстановили в 1990-е годы.

В Кирове сохранились и другие церкви, построенные в XVII – начале XX века: Спасский собор и собор Серафима Саровского, Знаменский храм и церковь Иоанна Предтечи.

«Свистопляска» или «Вятская свистунья» посвящена памяти всех убитых во время знаменитого «хлыновского побоища» 1412 года. Считается, что этот праздник появился в Кирове около 400 лет назад, но первые документированные сведения о нем относят только к XIX веку. Название праздника породило одно из прозвищ жителей Вятского края, которых именовали «свистоплясами».


«Свистунью» праздновали в четвертую субботу после Пасхи. Традиционно она начиналась с панихиды по погибшим, которую проводили в Михайловской часовне возле Раздерихинского оврага. Потом грусть уступала место веселью. В городских кварталах проводили гуляния, ярмарки, люди пели песни и свистели в свистульки, а на потеху публике устраивали кулачные бои.

Последняя «Свистунья» прошла в 20-е годы прошлого века. Потом о празднике на несколько десятков лет забыли. Сейчас элементы «Вятской свистуньи» воспроизводятся, когда кировчане отмечают День города.

Один из самых популярных народных промыслов – изготовление игрушек из глины – возник около 400 лет назад на правом берегу Вятки, в заречной слободе Дымково, территория которой теперь стала частью городских кварталов. Лепкой занимались преимущественно женщины, а прообразами глиняных изделий становились домашние животные и птицы. Считается, что самые первые игрушки и свистульки местные жители стали мастерить для весеннего праздника «Свистопляска». Поделки продавали на городской ярмарке, и их с удовольствием покупали для детей.

Дымковская игрушка давно стала одним из узнаваемых брендов Кирова и Вятского края. До сих пор изделия лепят вручную. От замеса глины до росписи – это труд конкретного мастера, поэтому игрушки почти никогда не повторяются. Для их изготовления используют вятскую красную глину, смешанную с коричневым по цвету речным песком. Фигурки лепят по частям, а затем собирают в единое целое. Отдельные детали скрепляют жидкой глиной. Затем игрушки просушивают, обжигают в печах и расписывают. Раньше для этого применяли яркие темперные краски, для замеса которых использовали яйца и квас. Сегодня технологии изменились, и игрушки расписывают акриловыми красками.

Несколько лет назад в центре Кирова появилась скульптурная группа, сделанная по канонам дымковских игрушек. Она состоит из фигур мужика с гармошкой, барыни, держащей младенца, а также ребенка со свистулькой, кошки и собаки.

На память о посещении Кирова многие путешественники приобретают дымковскую игрушку. Это не только приятный подарок детям, но и красивое украшение для любого дома. Дымковские игрушки продают в любом сувенирном магазине города. Там же торгуют вятскими матрешками, которые отличает высокое качество росписи и инкрустация золотой соломкой.

Чтобы сделать хороший подарок детям, из Кирова можно привезти игрушки, которые делают на фабрике «Весна». Здесь выпускают много кукол, мягких игрушек, праздничных костюмов, настольных игр и разнообразный спортивный инвентарь. Продают эти товары в магазинах и отделах игрушек и в магазине при фабрике.

Другой популярный кировский сувенир – изделия местных кружевниц. Кукарское кружево, как вид народного промысла, появилось в начале XVIII века. Его плетут на коклюшках. Кружева местных мастериц отличает легкость, разнообразие орнаментов и декоративная выразительность. В Кирове можно приобрести изящные кружевные жилеты, ажурные воротники, манжеты, скатерти и салфетки.

На городской фабрике «8 марта» производят красивые изделия с вышивкой – фартуки, наборы для кухни, скатерти и сумки. Купить вятскую вышивку можно в фирменном магазине, открытом при фабрике.

Вятский квас

Еще одним местным промыслом издавна является резьба по капу. Каповый корень – интересное природное образование. Нарост на стволе дерева состоит из переплетенных волокон, и поэтому изделия из него всегда смотрятся очень оригинально. Резные деревянные сувениры – шкатулки, ларцы, табакерки, курительные трубки, рамки для фото, настольные канцелярские приборы и украшения для интерьера многие прекрасно подходят для подарков родным и близким.

Из «съедобных сувениров» большим спросом пользуются вятский квас, кировские грибы, особенно банки с солеными рыжиками, сладкие настойки Уржумского спирто-водочного завода и, конечно, торт «Полет». Его рецепт изобрели именно в Кирове, и вкусные торты производят в городе до сих пор.

Спецпредложения на отели

Транспорт

В пределах Кирова дорожная сеть протянулась на 562 км. Для передвижения по городу кировчане и туристы используют автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. Около полутора лет в Кирове существует система транспортных карт, дающих право на льготный проезд. Доехать из Кирова до ближайших к нему населенных пунктов можно на автобусах и пригородных поездах.

Как добраться


Рядом с Кировом проходит федеральная автотрасса А119 «Вятка», поэтому в город несложно приехать на автомобиле.

Железнодорожным сообщением Киров связан с Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Вологдой, Котласом и Пермью.

Ближайший аэропорт «Победилово» расположен в 22 км от городской черты. Сюда можно прилететь регулярными рейсами из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы, Анапы, Сочи, Симферополя, Казани, Самары, Котласа, Архангельска, Усинска, Воркуты и Нарьян-Мара. Из Москвы до Кирова полет длится 2.10 ч. От аэропорта до города за 40-50 минут добираются на такси или автобусе № 116.

Киров - это довольно крупный город в России, расположенный на реке Вятка (896 км от Москвы). Численность населения города равна 464 тысячам человек. Киров считается «меховой» и «торфяной» столицей России.
Раньше Киров имел название Хлынов, которое имело различные значения. Среди них наиболее известными быликрик птиц, живущих в той местности: «хлыв-хлыв»; от названия реки Хлыновицы, впадающей в реку Вятка или от слова «хлын», означавшего «речной разбойник». Затем Киров стал называться Вяткой. Здесь существуют различные точки зрения о происхождении этого названия, в том числе от населявшей местность группы удмуртов, которая называлась Ватка; от названия народов вяда, которые были тесно связаны с удмуртами и более популярная точка зрения: от названия реки, означавшей - «большая». Последнее укоренившееся название - «Киров» город получил не так давно - в 1934 году. Произошло оно он имени участника Октябрьской революции - Кирова.

Почему сменялись названия города? Название Хлынов было присвоено городу в 1181 году, а в 1374 году появилось первое упоминание о Вятке. В 1455 году город стал называться Хлынов. В 1780 году городу снова было присвоено название Вятка. Уже в 1934 году Вятка стала именоваться, в честь Сергея Мироновича Кирова - Кировом.

В настоящее время в городе существует движение с названием «Наша Вятка». Сторонники этого движения требуют возвращения городу его предыдущего названия. Городская дума рассматривает этот вопрос.

По уставу город имеет три символа: герб города, гимн города, флаг города. На гербе Кирова изображен лук со стрелой и держащая его рука. В верхней части герба изображен красный крест. Сам герб желтого цвета. Золотой цвет символизирует богатство, чистоту, верность, силу, милосердие и смирение. Красный цвет, присутствующий на гербе означает храбрость и мужество. Лазурный цвет - знак великодушия и верности, честности и безупречности. Изображение лука со стрелой означает некрещеные варварские народы, потому что в Вятском крае проживает большое количество неславянских народов (марийцы, удмурты, татары). А корона с лавровой ветвью символизирует Киров, как центр субъекта федерации.

В 1918 году начал разрабатываться новый герб города. В гербе отображались основные черты города: лес, промышленность и сельское хозяйство. Белка на гербе символизирует «меховую» столицу.

Основная река Кирова - это Вятка, она разделяет город на две части: основную и заречную. Реки Быстрица, Чахловица, Хлыновка - крупные притоки Вятки.

В городе Киров, как и в других городах России существуют экологические проблемы, источниками их возникновения являются химическая и нефтехимическая промышленность, а также транспорт.

В Кирове находится Научно-исследовательский институт микробиологии Министерства обороны РФ, в котором исследуют вирусные штаты.

Основную прибыль городу приносят производство резиновых и пластмассовых изделий; металлургическое производство; производство пищевых продуктов и производство транспортных средств и оборудования.

Среди культурных заведений Кирова можно выделить Кировский областной краеведческий музей, Кировский областной художественный музей имени В.М. И А.М. Васнецовых, Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики, Вятская кунсткамера, Кировская диорама, Дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина, Музей А.С.Грина, Дом-музей Н.Н.Хохрякова, Выставочный зал, Кировский планетарий, Театр кукол, Театр юного зрителя и Драматический театр.

В городе имеется большое количество парков, кинотеатров, цирк, федеральные, областные и городские библиотеки

В эпоху Киевской Руси (IX-XII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось «ватка», что и послужило основой для наименования главной реки края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки. Но что значит название реки? Есть множество гипотез. Например, по одной из них в основе лежит удмуртское слово «вод» - выдра, бобр. М. Фасмер возводил слово «вяда» к финно-угорскому «венто» - медленный, спокойный, глубокий. Доказательства чьей-то правоты, увы, скорее всего уже не будет. Загадка слова «Вятка», как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной.

Русские понемногу и постепенно проникали в бассейн реки Вятки уже в XII веке и образовывали здесь, пользуясь миролюбием основного удмуртского населения, небольшие поселения. Лучшие дороги для той поры - это реки. Именно по речным системам, пользуясь волоком (перетаскивая на себе речные суда), первые русские поселенцы и проникали в Вятку двумя путями. Наиболее древний путь заселения, - с северо-запада: с Новгорода, Двинской земли, от Великого Устюга. Не случайно еще в начале XIX века первый вятский историк Александр Вештомов на основании всеобщего убеждения, бытовавшего среди горожан, написал, что «первые у реки Вятки поселившиеся славяно-российского происхождения люди, сделавшиеся праотцами вятчан, были из Новгорода Великого выходцы». И дал тому такие доказательства: «Древнее новгородское наречие, сохранившееся в них поныне, есть первое тому доказательство; склонность к плотничеству и искусство в оном есть второй вероятный признак происхождения вятчан от новгородцев… Третье, общее мнение самих вятчан, основанное на преданиях предков о происхождении своем из Новгорода…». Убеждение самих жителей, что их предки были новгородцами, - это не такой уж невесомый довод, как может показаться на первый взгляд. Часто такие аргументы, с усмешкой отвергаемые знатоками, подтверждаются через много лет. Если северный, более ранний путь колонизации русскими вятского края шел, в основном, из новгородских владений, то западный путь - со средней Волги, из Нижегородского края стал, особенно после татарского нашествия на Русь, главной дорогой для русских поселенцев в область средней Вятки и ее притоков. Спасаясь от ужасов нашествия, люди хлынули в глухие вятские леса, где уже существовали компактные русские поселения, обнесенные небольшими укреплениями для защиты от дикого зверя. Миролюбивые удмурты отступили на восток, оставляя обжитые места. Наиболее удачные места для поселений были уже давно, иногда за несколько столетий, обжиты людьми. Таково Никулицкое городище, древнее многослойное поселение, нижние слои которого относятся еще к Ананьинской культуре. Остатки крепостных валов, жилищ, мастерских, русской керамики, предметов вооружения XIII-XV веков отчетливо свидетельствуют, что в XIV веке эта довольно значительная по тому времени крепость переживала свой расцвет.

Древний район русских поселений на Вятке сосредоточен в небольшом треугольнике главных вятских городов: Вятка, Орлов, Котельнич. Археологи обнаружили небольшие русские поселения со слоями XII-XIII, XIV веков на берегах Вятки между Котельничем и Слободским: Котельничское, Ковровское, Истобенское, Подрельское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское, Подчуршинское. Кроме Никулицкого и Хлыновского, все это небольшие поселения, лишь на несколько жилищ, укрытых от диких зверей земляным валом с деревянной оградой. К сожалению, постоянных длительных раскопок Хлыновского городища до сих пор не велось. Поэтому археологические данные обрывочны и противоречивы. По мнению ижевского археолога Леонида Макарова, территория будущего города Вятки входила в Никулицинскую сельскую округу. Одним из первых русских поселений здесь было Вятское городище, на котором обнаружены следы деятельности древних удмуртов, перекрытые сверху древнерусским культурным слоем XII-XIII веков. Рядом возникло Хлыновское селище, а несколько дальше - Чижевское городище, бывшее своеобразным форпостом, охранявшим волость. Другой археолог - Л. П. Гуссаковский, в 1959 году раскапывавший территорию близ Хлыновского кремля (в саду им. Ст. Халтурина), обнаружил здесь русское поселение, которое он считал центром удмуртского племени «ватка». В XII-XIII веках поселение было занято русскими (об этом есть удмуртские легенды), но за городищем сохранилось старое имя в слегка измененной форме - Вятка.

Принято, что официальной датой возникновения города считается дата первого упоминания этого города в общерусской летописи. Русское поселение (а не город) на территории современного центра, видимо, сложилось уже на рубеже XII-XIII веков. Но официальной датой основания города (с чем согласен и наиболее авторитетный вятский историк А. В. Эммаусский) следует считать первое упоминание нашего города в очень достоверной общерусской летописи - Троицкой, составленной в Москве в 1409-1412 годах. Идентичны с данными Троицкой летописи (только несколько более сокращены) известия о Вятке и в других общерусских летописных сводах. Вот летописный текст, служащий нам опорной точкой в спорах о времени основания города: «Того же лета (1374) идоша на низ Вяткою ушкуиници разбойници, совокупишеся 90 ушкуев, и Вятку пограбиша, и шедше взяша Болгары, и хотеша зажещи и взяша окупа 300 рублев и оттуда разделишася на двое, 50 ушкуев поидоша по Волзе на низ к Сараю, а 40 ушкуев идоша вверх по Волзе, и дошедше Обухова пограбиша все Засурье и Маркваш, и переехаша за Волгу лодьи, поромы и насады, павузки и стругы, и прочая вся суды изсекоша, а сами поидоша к Вятце на конех посуху и идучи много сел по Ветлузе пограбиша». 1374 год - рубежный год для Вятской страны. Она внезапно с помощью ушкуйников выныривает из неизвестности и попадает на самую стрежь бурного течения российской истории этой эпохи.

Роль новгородских ушкуйников (разбойников-грабителей по сути своей) в истории Вятки гораздо больше, чем можно предположить на первый взгляд. Судя по всему, и этот поход (как и последующий 1375 года, подробно описанный в Никоновской летописи) новгородские ушкуйники начали из Устюга Великого, откуда им легко было попасть на верхнюю Вятку по реке Юг через Юго-Моломский волок на реку Молому. Выйдя затем на Волгу с Камы, ушкуйники 1374 года напали на Булгар - столицу Волжской Болгарии и взяли его. Чтобы город не был сожжен, население заплатило ушкуйникам большой выкуп - 300 рублей, скорее всего серебром, очень большие деньги по тому времени. Возможно, именно здесь - в Булгаре, они продали и набранный по пути полон - русских, удмуртов, марийцев, ведь в Булгаре был большой рынок рабов. Воинственная и буйная новгородская молодежь доставляла массу неприятностей на родине - в Новгородской республике, и поэтому отцы города, страшась ее буйства, с радостью отпускали ее в летние набеги как на соседние русские, так и на прочие низовые земли. Иногда эти походы доставляли Новгороду массу неприятностей, так как московский князь или золотоордынский хан строго взыскивали вины ушкуйников со всего Господина Великого Новгорода. Пойдя вверх по Волге и разграбив население по рекам Суре и Свияге (Засурье и Маркваш), населенные горными марийцами и чувашами, ушкуйники дошли до устья Ветлуги и все свои суда здесь уничтожили (изсекоша). На отнятых в набеге конях они двинулись на знакомую им Вятку, причем «идучи много сел по Ветлузе пограбиша». Можно предположить, что возвращаться домой в Новгород либо в Устюг Великий - на свою временную базу - им было нельзя. Либо где-то стояла рать, готовая перенять грабителей, либо новгородцы готовились выдать «головой» чересчур воинственный отряд, испортивший отношения Новгорода со всеми соседями. Придя на конях в Вятку, ушкуйники, судя по всему, здесь и обосновались. Можно предположить, что они обустроились в уже существовавших тут русских поселениях, созданных задолго до них крестьянами-колонистами, обложив данью (пушниной) местное удмуртское население. Именно они, опасаясь нападений враждебных им отрядов таких же ушкуйников, а также татар, удмуртов или марийцев, и построили в 1374 году, судя по всему, первый город в крае как серьезное деревянное укрепление, получивший тогда же по аналогии с главной рекой и предыдущим поселением название Вятка. Данных о том, что они покинули Вятку, в летописях нет. Приход на Вятку такой мощной военной дружины (более 1000 человек) не просто изменил соотношение сил в крае в пользу русских, но сразу придал Вятской земле новый политический статус - самостоятельной земли. Как метко сказал прекрасный вятский историк А. С. Верещагин: «С 1374 года появляются ушкуйники на Вятке, и с этого времени страницы русских летописей до самого 1489 года заполняются известиями о «подвигах» вятчан чисто ушкуйнического - «изгонного», «искрадного» характера». Действительно, ни разу не читаем мы в летописях, что вятчане XIV-XV веков одолевали своих противников благодаря численному превосходству. Они всегда брали внезапным и стремительным натиском, «изгоном», «искрадом», набегом, да еще находчивостью и отчаянной дерзостью. А. С. Верещагин, неодобрительно качая головой, все же не может не восхищаться примерами такого удальства и самого бессовестного авантюризма. «В 1392 году вместе с другими ушкуйниками, овладевают внезапно Кашаном, а затем Жукотиным. В 1417 году они с Жадовским и Разсохиным, по летописи, «изъехаша в насадех безвестно и повоеваша всю землю Двинскую и Заволочскую, и Холмогоры, и Борок, и Емцу взяша».

В 1433 году с сыновьями Юрия Галицкого Косым и Шемякой, стремительным натиском разбивают большую рать Василия Темного и «емлют руками» великокняжеского воеводу Юрия Патрикеевича. В 1434 году вновь с Юрием Дмитриевичем и галичанами в Лазареву субботу опять разбивают рать Темного за Ростовом у Николы на горе, а в страстную среду являются уже под Москвой, и Юрий «седе на великом княжении». В 1436 году в числе 40 человек на устье Которосли у Ярославля прокрадываются в шатер князя Брюхатого, мирно почивавшего с княгинею среди семитысячного ярославского ополчения, хватают князя с княгиней, берут за него выкуп и все же увозят на Вятку. В 1438 году «безвестно» они появляются на устье Юга, а в Троицын день жгут город Гледен, и устюжане разбегаются от них по лесам. В начале пятидесятых годов XV столетия, как видно из послания к ним митрополита Ионы, «съединяющесь с Шемякою», они неожиданно приходят на Устюг, на Вологду, воюют и грабят Сысолу, Вымь и Вычегду, захватывают более полутора тысяч полону и многих пленников «продают в поганьство». В 1466 году в среду на пятой неделе поста они незаметно прокрались мимо Устюга, так что их «не слыхали в городе и сторожи», «искрадом» воюют по берегам Кокшенги и Ваги, а на обратном пути, когда устюжане «доспели им переём под Гледеном», дают посул из добычи устюжскому наместнику и утекают к Вятке. В 1467 году в числе ста двадцати человек вторгаются в землю Вогуличей, захватывают их князя Асыку и приводят на Вятку. Летом 1471 года, когда татары, оставив Сарай, укрывались от жару в войлочных шатрах и желомейках, вятские ушкуйники, знакомые с повадками татар, на нескольких десятках ушкуев налетают на самую татарскую столицу, захватывают много товара, сарайских «княгинь» и других пленниц и счастливо ускользают от татарского преследования».

Наименование нашего города Хлыновом впервые появляется в летописях под 1457 годом. Происхождение этого названия точно тоже не установлено. Хотя некоторые полагают, что в основе лежит бранное «хлын» - разбойник, бродяга. По другой гипотезе местных лингвистов в говоре удмуртских жителей деревень по реке Чепце существует слово «клыно», переводимое на русский язык в значении - главный. Удмурты этих деревень еще несколько десятилетий назад называли Киров - «Клыно». Какова же причина переименования существовавшего уже довольно долго русского города на Вятке где-то между 1452 и 1457 годами? Можно предположить следующее. С 1433 по 1453 год в великом княжестве Московском шла ожесточенная феодальная борьба за великокняжеский стол между сторонниками великого князя Василия II (Темного) и сторонниками его дяди - галицкого князя Юрия Дмитриевича с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Вятчане охотно участвовали в войне на стороне галицкой группировки, которая войну в конце концов проиграла. Московская рать взяла Галич. Многие враги Москвы бежали в Новгород Великий и на Вятку, открыто выступавшую против Москвы. Ожидая к себе московских гостей (которые не замедлили появиться), вятчане скорее всего в 1455-1456 годах выстроили себе кремль - крепость для обороны от неприятеля, наименованную по названию речки Хлыновицы, впадавшей здесь в Вятку, - Хлыновом. Центральную часть города (собственно кремль, находившийся в юго-восточном углу Баляскова поля) защищали теперь деревянные стены с башнями длиной в 420 сажен, а посад защищал острог, деревянный сплошной частокол из толстых бревен, заостренных сверху и поставленных стоймя одно к другому. Острог прерывался деревянными башнями. По мнению историка А. В. Эммаусского, это была почти неприступная твердыня, защищенная с востока крутым берегом реки Вятки, с запада - непроходимым болотом, с юга и севера - глубокими оврагами. Название кремля быстро стало названием всего города и на очень длительный срок. Лишь в 1780 году по указу Екатерины II в связи с созданием Вятского наместничества главный город края Хлынов был официально переименован в город Вятку. Можно предположить, что местное население очень долго по-прежнему называло город Вяткой, и Екатерина II лишь официально утвердила укоренившееся в просторечии имя города. В ряде документов XV-XVI веков, на картах той эпохи мы порой встречаем оба наименования города - и Хлынов, и Вятка. Вполне возможно, что вначале под словом Хлынов имели в виду только кремль-крепость, а сам город с посадом и окрестностями именовали Вятка. Лишь к XVII веку название Хлынов победило в официальном наименовании города.

Горожане XV века были более привычны к мечу и топору, чем к сохе или какому-то ремеслу. Торная для многих ушкуйничьих дружин река Вятка притягивала к себе многих. Город и его окрестные владения приходилось отстаивать силой. Реку же Вятку как привычный маршрут для чужих разбойничьих дружин новые поселенцы быстро перекрыли. Уже под 1379 годом в Троицкой летописи есть известие о зимнем походе вятчан в Арскую землю (центр - город Арск в Волжской Булгарии, близ Казани) против отряда новгородских ушкуйников во главе с Рязаном. Вятчане перебили ушкуйников и, захватив в плен Рязана, убили его. Политическая жизнь бурлила. И вятчане жили, косясь одним глазом на опасную Орду, а другим - на быстро усиливающуюся и подминающую под себя все новые русские земли Москву. Столкновения с двумя этими силами были неизбежны.

В 1391 году (по другим данным, в 1393 году) хан Золотой Орды Тохтамыш послал царевича Бектута в военный набег на Вятскую землю. Татары опустошили весь край и взяли приступом город, уведя в рабство многих его жителей. По мнению многих российских и местных историков, как проницательный вятский историк А. И. Вештомов Вятка, как и Новгород Великий, Псков, являлась в ту эпоху вечевой республикой. Все важные вопросы решало общее собрание полноправных граждан города - вече. Истинной причиной частых нападений вятчан на соседей А. И. Вештомов считал «жадность к грабежам», к которым привыкли новгородские беглецы, и удобство, доставляемое наемничеством. В своих военных походах вятчане показали себя как воины находчивые, быстрые, ловкие и хитроумные. Прекрасно знали они по своим набегам не только среднее и нижнее Поволжье, но и Русский Север, нижегородские, костромские земли. Так, в 1436 году - описывает историк П. Н. Луппов, призванная галицким князем Василием Косым для войны с Москвой дружина вятчан в четыреста человек двигалась по берегу Волги возле Ярославля. Внезапно вятчане узнают, что невдалеке стоит семитысячная рать зятя московского князя - ярославского князя Александра Брюхатого, причем последний спит в это время в своем шатре. Так как дело было рано утром и при сильном тумане, сорок удальцов проникли во вражеский стан и похитили князя с женой, переехав на лодках на другую сторону Волги. Затем они потребовали за пленников выкуп в четыреста рублей (столько тогда стоили четыре пуда серебра). Получив выкуп, вятчане нарушили договор и увезли пленников на Вятку. Разгневанный московский князь в отместку приказал ослепить союзника вятчан князя Василия Косого, захваченного накануне в плен. Примеров такого жестокого удальства множество. В 1438 году они внезапно появляются на устье Юга, в Троицын день грабят и жгут город Гледен. В сороковые годы нападают на Усть-Вым, разоряют христиан-зырян на Сысоле и Лузе. В 1452 году идут к Устюгу на соединение с Шемякой, но узнав, что Шемяка бежал от Устюга, бросаются на Сысолу, Вымь и Вычегду, где захватывают до полутора тысяч полону, чтоб потом продать его «в поганьство».

В этих войнах правил не было, и жестокость, вероломство, массовые казни пленных проявляли обе стороны. Но к вятчанам у московского митрополита Ионы все же накопилось много претензий. Пытаясь убедить их покориться воле Москвы, Иона описывает в своем послании 1452 года такие зверства вятчан в северо-двинских владениях великого князя: «Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем христиане, а живете делающе злая, горше нечестивых, ни по христьянству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православныя истинныя христианскыя веры; святую соборную Апостольскую церковь русскыя митрополия обидите и законы церковные старые разоряете, а зався своему господарю великому князю грубите и приставаете к его недругу, и издавна, и с поганьством съединяющесь, и с отлученным от Божья церкве с князем Дмитрием с Шемякею, приходили есте многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич, а через крестное целованье, целовав животворящей крест у князя у Дмитрия Ивановича у Ряполовьского, у Глеба у Семенова трижды крест целовав, у Олександра у Мякинина дважды крест целовав, на великаго князя добро, да то крестное целование забыв, да зався изменяюще, и християньство губите, и с теми християньскыми губители и само собою вотчину его воююте безпрестанно, християньство губите убийством и полоном и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите вся церковная священная приходия, кузьнь и книги и колоколы, и вся творите злая и богомерьзкая дела, якоже погании». Конечно, тут возможны и некоторые преувеличения - результат полемического запала московского митрополита. Но общую жестокость нравов следует признать. Основная цель послания митрополита Ионы на Вятку – привести вятчан в покорность великому князю, тогда как они дерзали не признавать воли и власти Москвы. Иона между тем вятчан знал неплохо, так как родом был из Солигалича, в Галиче же и постригался, а это княжество в XV веке находилось в постоянных и самых близких отношениях с Вятской землей. Вятка принимала тогда беглое духовенство, которое заодно со своими духовными детьми Москве не подчинялось. Митрополит Иона попытался в том же 1452 году воздействовать на вятчан через местное духовенство. Упрекая последних в сомнительности сана, греховности поведения, грозя отлучением от церкви, он требовал, чтобы те уняли своих духовных детей от грабежей церковных, а полон христианских душ отпустили.

Очевидно, женясь на удмуртках и марийках, вятчане заимствовали и некоторые языческие обычаи местного населения (многоженство), реанимировали свои славянские древние традиции, искоренявшиеся в центре церковью. Возможно, и сами местные священники были склонны к ереси. Вятчане же, «каменносердечные» по выражению Ионы, и горожане, и местное духовенство этим посланиям не вняли. Так что через несколько десятилетий митрополиту Геронтию в 1486 году пришлось их повторить почти слово в слово. Московским отлучениям они не внимали и службы в своих церквах продолжали. Отношения Москвы с Вяткой складывались непросто во многом и из-за того, что Вятка привечала князей - врагов Москвы, оказывала им военную помощь и предоставляла укрытие. Пусть номинально, а не реально, но некоторые из этих князей числили Вятку в составе своих владений и в духовном завещании отказывали ее своим сыновьям. Первыми такими «номинальными сеньорами» города Вятки и всей Вятской земли стали суздальско-нижегородские князья. По мнению А. В. Эммаусского, нижегородско-суздальский князь Дмитрий Константинович объявил Вятку своим владением в конце 1370-х годов, когда после страшных и опустошительных татарских погромов множество его подданных бежало в Кострому, Галич и Вятку, где прочно поселилось. Новгородская республика, кстати, никогда не заявляла о своих притязаниях на Вятку. В 1400-х годах после того, как великий князь московский присоединил к Москве Суздальско-Нижегородское княжество, сломленные суздальские князья Семен Дмитриевич и Василий Дмитриевич Кирдяпа (отсюда название села Кирдяпино) бежали на Вятку с семьями и здесь жили какое-то время. После скорой смерти этих братьев московский князь Василий I передал права на Вятку своему брату - удельному галицкому князю Юрию Дмитриевичу. После смерти Юрия Галицкого вятчане долго поддерживали его сыновей - князей Василия Косого и Дмитрия Шемяку. Борьба шла с переменным успехом, но в конце концов Юрьевичи проиграли войну. Дмитрий Шемяка в 1453 году внезапно скончался (вероятно, был отравлен на пиру). В 1450-е годы Василий II неоднократно посылает свои рати на Вятку, застрявшую у него колом в горле. В конце концов, в 1459 году его рать во главе с князем Иваном Патрикеевым обложила Хлынов «со многой силой» и держала в осаде долго, до тех пор, пока он не бил челом московскому великому князю «на всей его воли, как надобе великому князю». Хлынов был обложен данью и приведен к присяге (крестному целованию) на верность Москве.

Золотая страница вятской истории - налет вятской дружины во главе с атаманом Костей Юрьевым (одним из лидеров промосковской партии в высшем руководстве города и края) в 1471 году на Сарай - столицу Золотой Орды. У Кости Юрьева был совершенно замечательный талант полководца, поэтому большинство походов под его началом увенчалось успехом. Вятчане в том 1471 году спустились на своих быстроходных речных ушкуях на нижнюю Волгу и ворвались в Сарай, где в это время (летняя жара - время откочевки хана с войском и стадами в дальнюю степь) не было большинства мужчин. Ушкуйники набрали великое множество товаров, драгоценностей, сарайских красавиц и со всем этим добром благополучно пробились вверх по реке через два сильных татарских заслона, посланных взбешенным ханом, чтобы перенять удальцов. Такого потрясающего сочетания дерзости и удачи в набегах на Волжскую Болгарию и Орду Русь еще не видывала. Поэтому известия об этом набеге вятчан появились во многих русских летописях. Иван III, решив раз и навсегда покончить с вятской вольницей, в 1489 году шлет на Вятку мощную рать из четырех полков: большого, передового, полка правой руки и полка левой руки. Да еще в ней были отряды двух братьев великого князя, да ополчения с Русского Севера, да судовая рать, да малая татарская рать (из Казани). Сила собралась великая - по Архангелогородской летописи, в 64 тысячи человек. Может быть, это и преувеличение, но скорее всего небольшое. Здесь москвичи, владимирцы, тверичи, устюжане… С такой армией Хлынов тягаться не мог. Взяв в начале августа Котельнич и Орлов, воевода князь Даниил Васильевич Щеня (главный воевода рати) и боярин Григорий Васильевич Морозов осадили 16 августа 1489 года Хлынов. Обсудив за стенами города ситуацию, решили действовать осажденные хлыновцы по старому сценарию - вскоре открылись ворота, и городская верхушка поднесла московским воеводам богатые подарки. А на другой день несколько наиболее влиятельных бояр громко объявили воеводам, что они во всем покорны великому князю московскому. Но москвичей на мякине в этот раз провести не удалось. Они знали, что власть в 1480-е годы в городе и крае находится в руках антимосковской партии. Государь же Иван III шутить не любил. Поэтому они железной рукой довели дело до конца. Ультимативно потребовали от осажденного города поголовной (от мала до велика) присяги на верность великому князю и выдачи головой трех руководителей города и земли, известных своей твердой антимосковской позицией Ивана Аникиеева (Мышкина), Пахома Лазарева и Павла Богодайщикова. Вятчане два дня обсуждали на вече это требование и в конце концов выполнить его отказались. В ответ воеводы отдали приказ о подготовке к штурму города, грозя его сжечь. Плетни, смола и береста, приставленные, чтоб зажечь деревянные стены города, угрожающе стали видны высыпавшим на городские стены вятчанам. Сгореть в великом пожаре мог весь город. Все население города Хлынова от мала до велика было приведено к присяге на верность великому князю. В городе поселился наместник великого князя с присланными вместе с ним приказными. Эпоха вольной Вятской республики и вольного города Хлынова закончилась. Вятская земля стала составной частью Русского государства.

В связи со Смутой в начале ХVII века вместо городового приказчика Хлыновом управляли по царскому назначению особые воеводы, имевшие прежде всего власть военную. В 1609 году, например, в Хлынове сидел князь Михаил Ухтомский, оборонявшийся от «воровских людей» и отрядов самозванцев. В течение всего ХVII века все налоги с Хлынова шли в Москву в Новгородский приказ. Как метко заметил историк А. А. Спицын, все управление Вяткой ХVI-ХVII веков носило характер личных царских распоряжений, без коих ни наместник, ни городовой приказчик, ни воевода шагу не осмеливались сделать. После Смутного времени (1613 года) в Хлынове, как и во всех русских городах, появился воевода, сосредоточивший в своих руках всю полноту военной, судебной и административной власти над городом и краем. Воевода был доверенным лицом государя, здесь - оком государевым. Имена хлыновских воевод ХVII века нам известны. Это князья Федор и Семен Звенигородские, князь Петр Хилков, князь Иван Ухтомский, стольник Андрей Римский-Корсаков, а также посланные сюда в знак немилости думный дворянин Богдан Ордын-Нащокин, бывший украинский гетман Петр Дорошенко и многие другие служилые люди. Хорошо знакомы нам имена некоторых местных подьячих: Семен Злыгостев, Степан Рязанцев, Андрей Рязанцев, Федор Сунцов. Из прочих служилых людей в Хлынове ХVII века постоянно жили пушкари, передавая также свое дело по наследству. В 1692 году в городе на вооружении имелось 3 большие медные пищали (по 15 пудов веса), 42 затинных пищали, 500 мушкетов, 290 бердышей, 202 боевых топора, 360 пик и кое-какое другое вооружение.

Петр I сохранил в городах воеводское правление, но попытался несколько облегчить горожанам бремя воеводской власти. Зажиточные горожане («регулярные») получили право выбирать из своей среды магистрат для решения городских дел, независимый от воеводы. После Петра I магистраты все же были подчинены воеводе и в 1728 году заменены ратушей под управлением бургомистра. Через 12 лет (1740 год) ратуша вновь преобразована в магистрат, который и просуществовал до учреждения в городе городской думы. Грамотой Екатерины II от 21 апреля 1785 года всем русским городам был определен характер, бюджет и основные задачи городской думы. В Вятке городская дума функционировала с 1792 года. Созданное из купцов и мещан городское общество должно было избирать на трехлетний срок множество ответственных лиц городского самоуправления. Торжество демократии - явление обременительное для горожан, так как предполагает их активную деятельность на благо города. В архиве сохранилось дело о выборах на новое трехлетие (1823-1825 годы) градского головы (председателя городской думы), бургомистров, ратманов (советников), заседателей в уголовную и гражданскую палаты суда, а также совестной суд, а сверх того на 1823 год городового старосты, словесных судей и ценовщиков для оценки предоставляемых в залог и подвергшихся за долги публичной продаже имений.

После войны 1812 года пришло время подъема местной торговли, и это сразу отразилось на строительстве больших, удобных и вместительных городских домов. Если в 1813 году в Вятке имелось 825 деревянных домов и 30 каменных, то в 1848 году уже 750 деревянных и 100 каменных, а в 1878 году соответственно 1232 деревянных и 243 каменных. Местные анналы запечатлели посещение Вятки императором Александром I в 1824 году и наследником престола Александром Николаевичем вместе со своим воспитателем поэтом В. А. Жуковским в 1837 году. Кстати, Александро-Невский собор по проекту А. Л. Витберга воздвигался как раз в честь Александра I, победителя великой Франции. В 1870 году городская дума была преобразована в соответствии с новым Городовым положением (реформа шла по всей России). Функции ее расширились. Помимо ответственности за хозяйство и благоустройство города она теперь активно занималась организацией благотворительных и образовательных учреждений. В Вятской городской думе, как и прежде, купцы вновь располагали большинством голосов (две трети), и дума оставалась органом их влияния на город, их трибуной и своеобразной сценой для самовыражения. Быстро в несколько раз увеличились источники доходов думы и ее бюджет. Вятская городская дума смогла проникнуться духом нового времени и масштабно организовать работу. Благодаря ее деятельности в Вятке были созданы: городской ломбард (1896), водопровод (1889), телефон (1897), электрическое освещение в городе (1903).

Но уже близилась эпоха коренного перелома всех традиций в жизни России. 25 февраля 1917 года в Вятку поступили первые известия из Петрограда о свержении царизма. Съезд земских деятелей работающий в это время в городе отказался признать новую власть. 2 марта губернатор Н. А. Руднев признал власть Временного правительства. В течение месяца в местных советах идет замена эсеров на большевиков. 6 марта вятский губернатор подал в отставку и был отстранен от власти. 12 марта состоялся праздник революции. 14 марта состоялось первое заседание Вятского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1918 года 1 декабря Вятский Совет взял власть в городе. 21 декабря вышел первый номер газеты «Вятская правда» (ныне «Кировская правда»). Название Киров город получил после убийства в 1934 году уроженца города Уржума Вятского края Сергея Мироновича Кострикова (Кирова). Активный участник Октябрьской революции, однако, в самой Вятке никогда не был. В 1934 году желание назвать город именем своего земляка изъявляли жители города Уржума - родины Кирова. Но тогдашнее руководство Вятки проявило настойчивость и присвоило название Киров себе. За основу своего псевдонима C. М. Киров взял имя болгарского хана Кира, найденное им в календаре. В свою очередь, имя Кир восходит к древнегреческому имени Кирос («господин, владыка»).

22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. 23 июня в городе состоялся 40-тысячный митинг, который продемонстрировал любовь кировчан к Родине, ненависть к захватчикам. Началась мобилизация военнообязанных, создание народного ополчения, перестройка народного хозяйства на военный лад. Каждое предприятие приступило к выпуску оборонной продукции; 20 июля прибыли первые эвакуированные детские учреждения. К началу сентября было принято более 28 тысяч детей из Ленинграда. Сотни тысяч кировчан участвовали в войне, 257,9 тысяч из них не вернулись с ее полей.