Судьба сыновей. Династия Рюриковичей: почему прервался царский род  А было ли убийство




скачать

Реферат на тему:

Дмитрий Иванович (старший сын Ивана IV)



Дмитрий Иванович (октябрь 1552(1552 ) -4 июня 1553) - первый русский царевич, первый сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны.

Во время тяжёлой болезни в 1552 году Иван потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу, однако многие бояре, не желая «царя в пелёнцах», желали видеть следующим царём двоюродного брата Ивана - Владимира Андреевича Старицкого. Это стало причиной усиления подозрительного отношения Ивана к боярам и лично Владимиру.

В следующем году годовалый Дмитрий утонул во время поездки родителей на богомолье в Кирилло-Белозёрский монастырь - при спуске царской семьи со струга перевернулись сходни на реке на неглубоком месте, взрослые смогли выбраться, однако младенец был уже мёртв. Летопись говорит, что смерть царевича была предсказана Ивану Максимом Греком, которого незадолго до этого царь посетил в монастыре. По свидетельству Андрея Курбского, преподобный, отговаривая царя ехать на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, «не посоветовал ему ехать в такой дальний путь с женой и новорожденным отроком ».

Первый русский царевич похоронен в московском Архангельском соборе, в одной могиле с дедом Василием III. На его надгробной плите указана иная дата смерти, чем в летописи - 6 июня 1554 г.


Примечания
  1. Курбский А. М. История о великом князе Московском - www.sedmitza.ru/text/438701.html
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 05:47:03
Похожие рефераты: Иван Иванович (сын Ивана IV Грозного) , Иван Иванович (сын Ивана Грозного) , Иван Иванович (сын великого князя Ивана Михайловича) , Бутаков Григорий Иванович (старший) , Краснов Иван Иванович (старший) , Казаков Василий Иванович (старший сержант) , Фролов Михаил Иванович (старший сержант) , Фролов Михаил Иванович (Герой Советского Союза старший сержант) ,

Дмитрий Иванович
Дмитрий Иванович
Царица Анастасия показывает новорожденного сына супругу
Предшественник: Владимир Андреевич (князь старицкий)
Преемник: Владимир Андреевич (князь старицкий)
Вероисповедание: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: (1552 )
Москва (?)
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
р. Шексна
Место погребения: Архангельский собор (Москва)
Род: Рюриковичи
Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Иван IV
Мать: Анастасия Романовна
Супруга: нет
Дети: нет
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Царе́вич Дми́трий Ива́нович , Дими́трий Иоа́ннович (Ста́рший ; октябрь (1552 ) - 4 июня ) - первый русский царевич , первый сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны . Умер во младенчестве. Полный тёзка своего младшего брата св. Дмитрия Углицкого , родившегося спустя 30 лет.

Биография

Родился в 1552 году, во время победоносного возвращения царя из казанского похода - с известием об этом во Владимир, где находился тогда царь Иван, прискакал от царицы Василий Юрьевич Траханиотов .

Имя и день рождения

Его небесным покровителем был выбран св. Дмитрий Солунский (празднование 26 октября) - также как потом и для его более известного младшего брата Дмитрия Углицкого в 1582 году.

«Со всей очевидностью царевич, первенец Грозного, был назван „въ прародителя своего имя великого князя Дмитрея Ивановича Донского “ , как об этом напрямую говорится в одном из списков Софийской летописи. Мальчик оказывался полным тезкой своего великого предка, их обоих зовут Дмитриями Иоанновичами . Несомненно, существенную роль в выборе этого имени сыграло триумфальное завершение Казанского похода - победа над татарами, одержанная Дмитрием Донским , и победа Ивана Грозного символически отождествлялись» .

Точный день рождения царевича неизвестен. «Краткий летописец» и «Новгородская вторая (Архивская)» летопись называют именно 26 октября (день святого Дмитрия) датой рождения ребёнка, однако во-первых, в этих текстах известны доказанные ошибки в датах, а во-вторых, вероятность рождения в столь удачный с идеологической точки зрения день весьма мала.

День святого Уара (редкий святой, не входивший в круг фамильных) приходится ровно на 8 дней раньше святого Дмитрия, и второе княжеское имя вполне могли дать «по восьмидневному обрезанию» в крещение ребёнка. Однако нельзя полностью исключить и версию, что царевич родился 11 или 12 октября, получил имя Уар на 8-й день, а Дмитрий - как ближайшее в месяцеслове княжеское имя .

Однако при этом вызывает вопрос, почему младший Дмитрий Углицкий также носил прямое имя Уар, а дата его рождения считается 19 октября. Причина, по которой младший царевич получил то же имя, что и покойный старший брат, неясна; совпадение, при котором они оба родились 19 октября - маловероятно. «Что же касается Дмитрия Угличского, то он, по всей видимости, мыслился как прямое подобие своего рано умершего брата-первенца. (…) Исходя из сказанного, представляется весьма вероятным, что св. Уар стал покровителем ребёнка, так как был покровителем его умершего брата-первенца. Таким образом, оба имени - и Дмитрий, и Уар - Дмитрий Углицкий мог получить „по наследству“, вне строгой связи с церковным календарём. Если следовать этой версии, то получается, что дата рождения (19 октября) Дмитрия Угличского в тех летописях, где она указывается, высчитана задним числом, исходя из знания его имен». Однако они не исключают, что Уаром все-таки был только младший, и то, что оба таким образом родились в октябре - совпадение .

Думский кризис

Старицкий князь «первоначально отказался это сделать (хотя был затем принужден „ближними“ боярами), а его мать отказалась приложить к „целовальной грамоте“ своего сына его печать. К ней пришлось трижды присылать представителей царя. При этом княгиня не скрывала, что не считает действительными обязательства, данные под давлением („что то, де, за целование, коли невольное “), и „много речей бранных говорила “ . Все это позволяло подозревать, что Владимир Андреевич не хотел принесением присяги затруднить себе возможность занять при благоприятных обстоятельствах русский трон» .

Когда царь выздоровел и разобрался в ситуации, он пришел в расстройство, однако репрессий не последовало, кроме углубивших предубеждений против старицких князей. Флоря отмечает: «нет никаких сомнений в том, что происшедшие события оказали сильное влияние на молодого монарха, коль скоро он нашел нужным внести их подробное описание в официальную историю своего царствования. (…) Первой реакцией Ивана IV на происшедшее стало желание на время удалиться подальше от своего пропитанного интригами окружения. Именно поэтому царь так упорно настаивал на своем намерении отправиться сразу по выздоровлении на богомолье в Кириллов монастырь » .

Смерть

Точный состав царского поезда, отправившегося на богомолье, не известен. Ясен только маршрут. «Царь выехал с семьей - ещё не оправившейся после родов Анастасией и Дмитрием, которому было не более семи месяцев (…). Богомольцы тронулись из Москвы в мае 1553 года. Государя также сопровождал его слабоумный брат Юрий Васильевич . Традиционно первой целью была Троице-Сергиева обитель, далее царский „поезд“ прибыл в Дмитров , где проехал через местные монастыри, потом - Николо-Пешношский монастырь . По рекам Яхроме и Дубне , заезжая по пути в новые обители, царь на кораблях вышел в Волгу, посетил Макарьев Калязинский монастырь , потом Углич (этот город, как выясняется, всегда играл роковую роль в судьбах русских царевичей по имени Дмитрий) и по реке Шексне поднялся к Кирилло-Белозерскому монастырю. На этом этапе кончились силы у царицы Анастасии: дальше ехать недавняя роженица не смогла. Её оставили отлеживаться в Кириллове, а неугомонный царь помчался в Ферапонтов монастырь . Отдых царицы оказался недолгим: по возвращении из Ферапонтова царская свита вновь погрузилась на корабли и поплыла обратно по Шексне в Волгу. На одной из стоянок и произошла трагедия» .

По одной из версий, которую также называют легендарной, в реке Шексне при сходе (или посадки) с корабля - струга , царевича несла нянька (или кормилица) и двое бояр, родня царицы - Данила Романович и Василий Михайлович Захарьины-Юрьевы . Когда они зашли на шаткие сходни, тотчас рухнули в воду. Взрослые вымокли, а ребёнок захлебнулся. В другой версии говорится, что Дмитрий заболел и умер в дороге.

Курбский описывает смерть младенца довольно злорадно: «И не доезжая до Кириллова монастыря, когда ещё плыли по реке Шексне, сын Иоанна, по пророчеству святого Максима, умер. Вот первая „радость“ по молитвам епископа Вассиана Топоркова ! Вот получение мзды за обеты, не по разуму данные и не богоугодные! Приехал Иоанн в Кириллов монастырь в печали и тоске и затем возвратился с пустыми руками в большой скорби в Москву» . Однако встречи царя с религиозными деятелями, описываемые Курбским, в других источниках не упоминаются, и современными исследователями считаются его личным вымыслом в агитационных целях .

«В то время крымские татары с великою силою внезапно вторглись в страну, чиня повсюду великое разорение, так что даже жители Москвы обратились в бегство вместе с великим князем, который бежал со всеми своими сокровищами и двором на Белоозеро (Bielaozera) - место, защищенное самою природою, посреди большого озера и весьма хорошо укрепленное. Однажды великий князь отправился осматривать лагерь московитов, разбитый вокруг озера, за ним в другой лодке следовала княгиня с ребёнком, и, когда лодки поравнялись, он попросил у неё Димитрия, чтобы поиграть с ним, и когда передавали ребёнка, то он внезапно выскользнул из её рук, упал в воду между обеими лодками и тотчас пошел ко дну, как камень, и его не могли даже найти. Так скончался первый их сын, о котором была великая печаль во всем государстве».

Погребение

Первый русский царевич был похоронен в московском Архангельском соборе , в одной могиле со своим дедом Василием III - «и положили его в Архангеле, в ногах у великого князя Василья Ивановича» , погребенного на солее храма близ диаконника , а внутри диаконника у самой стены Иван IV во время болезни распорядился приготовить себе гробницу . На его надгробной плите, в отличие от летописи, указана иная дата смерти - 6 июня г. (Т.Д. Панова пишет, что его похоронили в могиле Ивана III).

«В том же гробе положен царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии сын царевич Дмитрий преставися в лето 7062 июня в 6 день» (Надпись на надгробии Ивана III) .

«Если принять во внимание субординацию соборных погребений (с точки зрения сакральности церковного пространства) - захоронение младенца в гробе деда было почетным. Ведь дед младенца Василий III лежал отдельно от великих князей московских - на солее, перед дверями будущей царской усыпальницы, как отец первого царя, рядом с Иваном III - дедом первого царя и ктитором собора» .

Позднее, когда расписывали стены Архангельского собора, над местом его погребения появилась фреска с изображением сцен из истории св. Уара, Клеопатры и Иоанна. В. Н. Крылова, исходя из того, что «Уаром» звали Дмитрия-младшего, предполагала, что эти росписи были добавлены только в начале XVII века, при перенесении его мощей в Архангельский собор. Однако по данным химического анализа краски 1965 года, принято считать, что все росписи на западной и северной стене дьяконника выполнены в одно и то же время, гораздо раньше .

Напишите отзыв о статье "Дмитрий Иванович (старший сын Ивана IV)"

Примечания

  1. ПСРЛ 1853. Т. IV. С. 314; Т. XIII. С. 517 под 1553 г.; Т. XIX. С. 473, 484; Т. XXI. Ч. 2. С. 651.
  2. Литвина А. Ф. , Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. - М .: «Индрик», 2006. - 904 с. - 1000 экз. - ISBN 5-85759-339-5. - С. 389-395
  3. ПСРЛ, т. XIII, часть II, С. 526
  4. ПРСЛ. Т. XXXIV. С. 229, ср. ПРСЛ. Т. ХХ. Вторая половина. С, 541
  5. ПСРЛ. Т. 13. С. 231-232, Т.ХХ. Вторая половина. С. 541
  6. О. И. Подобедова. Московская школа живописи при Иване IV: Работы в Московском Кремле 40-х-70-х годов XVI в. Наука, 1972
  7. Панова Т.Д. . Некрополи Московского Кремля . Руссист (2003). Проверено 27 марта 2011. .
  8. Древняя Российская Вивлиофика. М., 1791. Ч. XIX. С. 302
  9. Самойлова Т. Е. Росписи XVI века в усыпальнице Ивана Грозного // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Материалы научной конференции, 1991. 2000. М., вып. 2. С. 110-111
  10. Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: Иконографическая программа XVI в. М., 2004. С. 101-106

Отрывок, характеризующий Дмитрий Иванович (старший сын Ивана IV)

– Ну, сказки сказкам рознь... – грустно улыбнулась девушка-ведьма. – Их ведь именно люди и сочиняют... А что нас показывают старыми и страшными – то кому-то так удобнее, наверное... Легче объяснить необъяснимое, и легче вызвать неприязнь... У тебя ведь тоже вызовет большее сочувствие, если будут сжигать молодую и красивую, нежели старую и страшную, правда ведь?
– Ну, старушек мне тоже очень жаль... только не злых, конечно – потупив глаза, произнесла Стелла. – Любого человека жаль, когда такой страшный конец – и, передёрнув плечиками, как бы подражая девушке-ведьме, продолжала: – А тебя правда-правда сожгли?!. Совсем-совсем живую?.. Как же наверное тебе больно было?!. А как тебя зовут?
Слова привычно сыпались из малышки пулемётной очередью и, не успевая её остановить, я боялась, что хозяева под конец обидятся, и из желанных гостей мы превратимся в обузу, от которой они постараются как можно быстрее избавиться.
Но никто почему-то не обижался. Они оба, и старец, и его красавица внучка, дружески улыбаясь, отвечали на любые вопросы, и казалось, что наше присутствие почему-то и вправду доставляло им искреннее удовольствие...
– Меня зовут Анна, милая. И меня «правда-правда» совсем сожгли когда-то... Но это было очень-очень давно. Уже прошло почти пять сотен земных лет...
Я смотрела в совершенном шоке на эту удивительную девушку, не в состоянии отвести от неё глаза, и пыталась представить, какой же кошмар пришлось перенести этой удивительно красивой и нежной душе!..
Их сжигали за их Дар!!! Только лишь за то, что они могли видеть и делать больше, чем другие! Но, как же люди могли творить такое?! И, хотя я уже давно поняла, что никакой зверь не в состоянии был сделать то, что иногда делал человек, всё равно это было настолько дико, что на какое-то мгновение у меня полностью пропало желание называться этим же самым «человеком»....
Это был первый раз в моей жизни, когда я реально услышала о настоящих Ведунах и Ведьмах, в существование которых верила всегда... И вот, увидев наконец-то самую настоящую Ведьму наяву, мне, естественно, жутко захотелось «сразу же и всё-всё» у неё расспросить!!! Моё неугомонное любопытство «ёрзало» внутри, буквально визжа от нетерпения и умоляло спрашивать сейчас же и обязательно «обо всём»!..
И тут, видимо, сама того не замечая, я настолько глубоко погрузилась в столь неожиданно открывшийся мне чужой мир, что не успела вовремя правильно среагировать на вдруг мысленно открывшуюся картинку... и вокруг моего тела вспыхнул до ужаса реальный по своим жутким ощущениям, пожар!..
Ревущий огонь «лизал» мою беззащитную плоть жгучими языками пламени, взрываясь внутри, и почти что лишая рассудка... Дикая, невообразимо жестокая боль захлестнула с головой, проникая в каждую клеточку!.. Взвившись «до потолка», она обрушилась на меня шквалом незнакомого страдания, которого невозможно было ничем унять, ни остановить. Ослепляя, огонь скрутил мою, воющую от нечеловеческого ужаса, сущность в болевой ком, не давая вздохнуть!.. Я пыталась кричать, но голоса не было слышно... Мир рушился, разбиваясь на острые осколки и казалось, что обратно его уже не собрать... Тело полыхало, как жуткий праздничный факел... испепеляя, сгоравшую вместе с ним, мою израненную душу. Вдруг, страшно закричав... я, к своему величайшему удивлению, опять оказалась в своей «земной» комнате, всё ещё стуча зубами от так неожиданно откуда-то обрушившейся нестерпимой боли. Всё ещё оглушённая, я стояла, растерянно озираясь вокруг, не в состоянии понять, кто и за что мог что-то подобное со мной сотворить...
Но, несмотря на дикий испуг, мне постепенно всё же удалось каким-то образом взять себя в руки и чуточку успокоиться. Немного подумав, я наконец-то поняла, что это, вероятнее всего, было всего лишь слишком реальное видение, которое своими ощущениями полностью повторяло происшедший когда-то с девушкой-ведьмой кошмар...
Несмотря на страх и слишком ещё живые ощущения, я тут же попробовала вернуться в сказочный «ледяной дворец» к своей брошенной, и наверняка уже сильно нервничавшей, подружке. Но почему-то ничего не получалось... Я была выжата, как лимон, и не оставалось сил даже думать, не говоря уже о подобном «путешествии». Обозлившись на себя за свою «мягкотелость», я опять попыталась собраться, как вдруг чья-то чужая сила буквально втянула меня в уже знакомую «ледяную» залу, где, взволнованно подпрыгивая, металась моя верная подружка Стелла.
– Ну, что же ты?! Я так испугалась!.. Что же с тобой такое случилось? Хорошо, что вот она помогла, а то ты бы и сейчас ещё «где-то» летала! – задыхаясь от «праведного возмущения», тут же выпалила малышка.
Я и сама пока что не очень-то понимала, каким же образом такое могло со мной произойти, но тут, к моему большому удивлению, ласково прозвучал голос необычной хозяйки ледяного дворца:
– Милая моя, да ты ведь дариня!.. Как же ты оказалась-то здесь? И ты ведь живая!!! Тебе всё ещё больно? – Я удивлённо кивнула. – Ну, что же ты, нельзя такое смотреть!..
Девушка Анна ласково взяла мою, всё ещё «кипящую» от испепеляющей боли, голову в свои прохладные ладони, и вскоре я почувствовала, как жуткая боль начала медленно отступать, а через минуту и вовсе исчезла.
– Что это было?.. – ошалело спросила я.
– Ты просто посмотрела на то, что со мною было. Но ты ещё не умеешь защититься, вот и почувствовала всё. Любопытна ты очень, в этом сила, но и беда твоя, милая... Как зовут-то тебя?
– Светлана... – понемногу очухиваясь, сипло произнесла я. – А вот она – Стелла. Почему вы меня дариней называете? Меня уже второй раз так называют, и я очень хотела бы знать, что это означает. Если можно, конечно же.
– А разве ты не знаешь?!. – удивлённо спросила девушка-ведьма. – Я отрицательно мотнула головой. – Дариня – это «дарящая свет и оберегающая мир». А временами, даже спасающая его...
– Ну, мне бы пока хоть себя-то спасти!.. – искренне рассмеялась я. – Да и что же я могу дарить, если сама ещё не знаю совсем ничего. И делаю-то пока одни лишь ошибки... Ничего я ещё не умею!.. – и, подумав, огорчённо добавила. – И ведь не учит никто! Разве что, бабушка иногда, и ещё вот Стелла... А я бы так хотела учиться!..
– Учитель приходит тогда, когда ученик ГОТОВ учиться, милая – улыбнувшись, тихо сказал старец. – А ты ещё не разобралась даже в себе самой. Даже в том, что у тебя давно уже открыто.
Чтобы не показывать, как сильно расстроили меня его слова, я постаралась тут же поменять тему, и задала девушке-ведьме, настырно крутившийся в мозгу, щекотливый вопрос.
– Простите меня за нескромность, Анна, но как же вы смогли забыть такую страшную боль? И возможно ли вообще забыть такое?..
– А я и не забыла, милая. Я просто поняла и приняла её... Иначе невозможно было бы далее существовать – грустно покачав головой, ответила девушка.
– Как же можно понять такое?! Да и что понимать в боли?.. – не сдавалась я. – Это что – должно было научить вас чему-то особенному?.. Простите, но я никогда не верила в такое «учение»! По-моему так лишь беспомощные «учителя» могут использовать боль!
Я кипела от возмущения, не в состоянии остановить свои разбегавшиеся мысли!.. И как ни старалась, никак не могла успокоиться.
Искренне жалея девушку-ведьму, я в то же время дико хотела всё про неё знать, что означало – задавать ей множество вопросов о том, что могло причинить ей боль. Это напоминало крокодила, который, пожирая свою несчастную жертву, лил по ней горючие слёзы... Но как бы мне не было совестно – я ничего не могла с собою поделать... Это был первый раз в моей короткой жизни, когда я почти что не обращала внимания на то, что своими вопросами могу сделать человеку больно... Мне было очень за это стыдно, но я также понимала, что поговорить с ней обо всём этом почему-то очень для меня важно, и продолжала спрашивать, «закрыв на всё глаза»... Но, к моему великому счастью и удивлению, девушка-ведьма, совершенно не обижаясь, и далее спокойно продолжала отвечать на мои наивные детские вопросы, не высказывая при этом ни малейшего неудовольствия.
– Я поняла причину случившегося. И ещё то, что это также видимо было моим испытанием... Пройдя которое, мне и открылся этот удивительный мир, в котором мы сейчас с дедушкой вместе живём. Да и многое ещё другое...
– Неужели нужно было терпеть такое, только лишь чтобы попасть сюда?!. – ужаснулась Стелла.
– Думаю – да. Хотя я не могу сказать наверняка. У каждого своя дорога... – печально произнесла Анна. – Но главное то, что я всё же это прошла, сумев не сломаться. Моя душа осталась чистой и доброй, не обозлившись на мир, и на казнивших меня людей. Я поняла, почему они уничтожали нас... тех, которые были «другими». Которых они называли Ведунами и Ведьмами. А иногда ещё и «бесовыми детьми»... Они просто боялись нас... Боялись того, что мы сильнее их, и также того, что мы были им непонятны. Они ненавидели нас за то, что мы умели. За наш Дар. И ещё – слишком сильно завидовали нам... И ведь очень мало кто знал, что многие наши убийцы, сами же, тайком пытались учиться всему тому, что умели мы, только вот не получалось у них ничего. Души, видимо, слишком чёрными были...
– Как это – учились?! Но разве же они сами не проклинали вас?.. Разве не потому сжигали, что считали созданиями Дьявола? – полностью опешив, спросила я.
– Так оно и было – кивнула Анна. – Только сперва наши палачи зверски пытали нас, стараясь узнать запретное, только нам одним ведомое... А потом уже сжигали, вырвав при этом многим языки, чтобы они нечаянно не разгласили творённое с ними. Да вы у мамы спросите, она многое прошла, больше всех остальных, наверное... Потому и ушла далеко после смерти, по своему выбору, чего ни один из нас не смог.
– А где же теперь твоя мама? – спросила Стелла.
– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас... – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!..
– А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла.
– Думаю – нет... – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее. Ну и талантливее она намного была, конечно же...
– Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара. Зачем же было творить с вами такое?!
– Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю... Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было... Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него...
– Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла.
– Ещё как можно, милая... Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.
– Вот и дедушка вам подтвердил, – улыбнулась девушка. – Не все мы готовы к такому испытанию... Да не все и могут переносить такую боль. Но дело даже не столько в боли, сколько в силе нашего человеческого духа... Ведь после боли оставался ещё страх от пережитого, который, даже после смерти, цепко сидел в нашей памяти и как червь, грыз оставшиеся крохи нашего мужества. Именно этот страх, в большинстве своём, и ломал, прошедших весь этот ужас, людей. Стоило после, уже в этом (посмертном) мире, их только лишь чуточку припугнуть, как они тут же сдавались, становясь послушными «куклами» в чужих руках. А уж руки эти, естественно, были далеко не «белыми»... Вот и появлялись после на Земле «чёрные» маги, «чёрные» колдуны и разные им подобные, когда их сущности снова возвращались туда. Маги «на верёвочках», как мы называли их... Так что, не даром наверное мы такое испытание проходили. Дедушка вот тоже всё это прошёл... Но он очень сильный. Намного сильнее меня. Он сумел «уйти», не дожидаясь конца. Как и мама сумела. Только вот я не смогла...
– Как – уйти?!. Умереть до того, как его сожгли?!. А разве возможно такое? – в шоке спросила я.
Девушка кивнула.
– Но не каждый это может, конечно же. Нужно очень большое мужество, чтобы осмелиться прервать свою жизнь... Мне вот не хватило... Но дедушке этого не занимать! – гордо улыбнулась Анна.
Я видела, как сильно она любила своего доброго, мудрого деда... И на какое-то коротенькое мгновение в моей душе стало очень пусто и печально. Как будто снова в неё вернулась глубокая, неизлечимая тоска...
– У меня тоже был очень необычный дедушка... – вдруг очень тихо прошептала я.
Но горечь тут же знакомо сдавила горло, и продолжить я уже не смогла.
– Ты очень его любила? – участливо спросила девушка.
Я только кивнула в ответ, внутри возмущаясь на себя за такую «непростительную» слабость...
– Кем был твой дед, девочка? – ласково спросил старец. – Я не вижу его.
– Я не знаю, кем он был... И никогда не знала. Но, думаю, что не видите вы его потому, что после смерти он перешёл жить в меня... И, наверное, как раз потому я и могу делать то, что делаю... Хотя могу, конечно же, ещё очень мало...
– Нет, девонька, он всего лишь помог тебе «открыться». А делаешь всё ты и твоя сущность. У тебя большой Дар, милая.
– Чего же стоит этот Дар, если я не знаю о нём почти ничего?!. – горько воскликнула я. – Если не смогла даже спасти сегодня своих друзей?!.
Я расстроенно плюхнулась на пушистое сидение, даже не замечая его «искристой» красоты, вся сама на себя разобиженная за свою беспомощность, и вдруг почувствовала, как по предательски заблестели глаза... А вот уж плакать в присутствии этих удивительных, мужественных людей мне ни за что не хотелось!.. Поэтому, чтобы хоть как-то сосредоточиться, я начала мысленно «перемалывать» крупинки неожиданно полученной информации, чтобы, опять же, спрятать их бережно в своей памяти, не потеряв при этом ни одного важного слова, не упустив какую-нибудь умную мысль...
– Как погибли Ваши друзья? – спросила девушка-ведьма.
Стелла показала картинку.
– Они могли и не погибнуть... – грустно покачал головой старец. – В этом не было необходимости.
– Как это – не было?!. – тут же возмущённо подскочила взъерошенная Стелла. – Они ведь спасали других хороших людей! У них не было выбора!
– Прости меня, малая, но ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА. Важно только уметь правильно выбрать... Вот погляди – и старец показал то, что минуту назад показывала ему Стелла.
– Твой друг-воин пытался бороться со злом здесь так же, как он боролся с ним на Земле. Но ведь это уже другая жизнь, и законы в ней совершенно другие. Так же, как другое и оружие... Только вы вдвоём делали это правильно. А ваши друзья ошиблись. Они могли бы ещё долго жить... Конечно же, у каждого человека есть право свободного выбора, и каждый имеет право решать, как ему использовать его жизнь. Но это, когда он знает, как он мог бы действовать, знает все возможные пути. А ваши друзья не знали. Поэтому – они и совершили ошибку, и заплатили самой дорогой ценой. Но у них были прекрасные и чистые души, потому – гордитесь ими. Только вот уже никто и никогда не сможет их вернуть...
Мы со Стеллой совершенно раскисли, и видимо для того, чтобы как-то нас «развеселить», Анна сказала:
– А хотите, я попробую позвать маму, чтобы вы смогли поговорить с ней? Думаю, Вам было бы интересно.
Я сразу же зажглась новой возможностью узнать желаемое!.. Видимо Анна успела полностью меня раскусить, так как это и правда было единственным средством, которое могло заставить меня на какое-то время забыть всё остальное. Моя любознательность, как правильно сказала девушка-ведьма, была моей силой, но и самой большой слабостью одновременно...
– А вы думаете она придёт?.. – с надеждой на невозможное, спросила я.
– Не узнаем, пока не попробуем, правда же? За это ведь никто наказывать не будет, – улыбаясь произведённому эффекту, ответила Анна.
Она закрыла глаза, и от её тоненькой сверкающей фигурки протянулась куда-то в неизвестность, пульсирующая золотом голубая нить. Мы ждали, затаив дыхание, боясь пошевелиться, чтобы нечаянно что-либо не спугнуть... Прошло несколько секунд – ничего не происходило. Я уже было открыла рот, чтобы сказать, что сегодня видимо ничего не получится, как вдруг увидела, медленно приближающуюся к нам по голубому каналу высокую прозрачную сущность. По мере её приближения, канал как бы «сворачивался» за её спиной, а сама сущность всё более уплотнялась, становясь похожей на всех нас. Наконец-то всё вокруг неё полностью свернулось, и теперь перед нами стояла женщина совершенно невероятной красоты!.. Она явно была когда-то земной, но в то же время, было в ней что-то такое, что делало её уже не одной из нас... уже другой – далёкой... И не потому, что я знала о том, что она после смерти «ушла» в другие миры. Она просто была другой.
– Здравствуйте, родные мои! – коснувшись правой рукой своего сердца, ласково поздоровалась красавица.
Анна сияла. А её дедушка, приблизившись к нам, впился повлажневшими глазами в лицо незнакомки, будто стараясь «впечатать» в свою память её удивительный образ, не пропуская ни одной мельчайшей детали, как если бы боялся, что видит её в последний раз... Он всё смотрел и смотрел, не отрываясь, и, казалось, даже не дышал... А красавица, не выдержав более, кинулась в его тёплые объятия, и, как малое дитя, так и застыла, вбирая чудесный покой и добро, льющиеся из его любящей, исстрадавшейся души...

И царицы Анастасии Романовны .

Первый русский царевич похоронен в московском Архангельском соборе , в одной могиле с дедом Василием III . На его надгробной плите, в отличие от летописи, указана иная дата смерти - 6 июня г.

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1552 году
  • Умершие 4 июня
  • Умершие в 1553 году
  • Иван Грозный
  • Рюриковичи
  • Наследники, не вступившие на престол
  • Русские царевичи
  • Члены монархических домов, умершие в детстве

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дмитрий Иванович (старший сын Ивана IV)" в других словарях:

    Дмитрий Иванович имя и отчество нескольких русских князей и царевичей: Дмитрий Иванович Донской (1350 1389) Великий князь Московский. Дмитрий Иванович Жилка (1481 1521) князь Углицкий, сын Ивана III. Дмитрий Иванович Внук (1483… … Википедия

    Дмитрий Иванович - (1483 1509) вел. князь (1498 1502). Внук Ивана III от его старшего сына Ивана Молодого, Д. И. был провозглашен наследником и 4 февраля 1498 торжественно венчан (впервые) на вел. княжение в Успенском соборе. Сохраняя свой титул в течение 4 лет, Д … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Д. И. Менделе … Википедия

    Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт Петербург). Дата рождения: 27 января (… Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Долгоруков. Дмитрий Иванович Долгоруков Род деятельности … Википедия

    - (греч. Δημήτριος) греческое Род: муж. Этимологическое значение: «посвящённый богине Деметре» (Митра) Отчество: Дмитриевич Дмитриевна Другие формы … Википедия

    Запрос «Менделеев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Дмитрий Иванович Менделеев Дмитрий Иванович Соколов Д. И. Менделеев в своём кабинете (Главная палата мер и весов, Санкт Петербург). Дата рождения: 27 января (… Википедия

    ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ - Вел. кн. Василий Васильевич жалует Дмитрию Шемяке Углич и Ржеву, Димитрию Красному Бежецкий Верх. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 443) Вел. кн. Василий Васильевич жалует Дмитрию Шемяке Углич и Ржеву … Православная энциклопедия

    Имя Дмитрий носили три московских царевича. Все они умерли или погибли в детстве: Дмитрий Иванович (старший сын Ивана IV) (1552 1553) старший сын Ивана Грозного. Дмитрий Углицкий (1582 1591) младший сын Ивана Грозного, канонизирован… … Википедия

Судьба сыновей

У Ивана Грозного было несколько сыновей. Но судьба у всех оказалась несчастливой. Самый первый сын Ивана IV Дмитрий (от Анастасии) умер в младенчестве. Второй сын Иван (тоже от Анастасии) выжил и стал надежей царя, правой рукой отца в делах опричных. Однако ему не суждено было унаследовать трон: Иван Грозный убил его в припадке ярости. Третий сын Грозного и Анастасии – Федор – в конце концов стал царем после Ивана Грозного. Четвертый сын Василий (от Марии Темрюковны) умер в младенчестве. А пятого сына, тоже Дмитрия (от Марии Нагой), убили в Угличе. При Федоре, тихом и болезненном юноше, фактически правил его шурин (брат жены) Борис Годунов. Со смертью Федора закончилась династия Рюриковичей. Следующим царем был избран Борис Годунов.

ИВА?Н ИВА?НОВИЧ (03.03.1554–19. 11.1581 гг.) царевич, второй сын царя Ивана IV Васильевича Грозного от первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Родился уже после гибели младенца Дмитрия, первенца Ивана IV, поэтому считался старшим сыном царя и наследником престола. Иван Иванович всюду следовал за отцом, присутствовал на приемах иностранных послов, участвовал в военных походах. В годы опричнины иногда участвовал в расправах, осуществленных по приказу царя.

С сер. 1560-х гг. имел свой небольшой двор. Был начитанным человеком, хорошо знал Священное писание, Жития святых. В 1579 г. он лично написал канон св. Антонию Сийскому и переработал его Житие. Иван Иванович был трижды женат. В 1571 г. царь лично выбрал сыну первую жену – Евдокию Сабурову. В том же году она была пострижена в монахини. В 1574 г. женой царевича стала Феодосия, дочь рязанского сына боярского М. Т. Петрово-Солового. В 1579 г. ее также отправили в монастырь. В обоих случаях причиной разводов стала бездетность жен. В 1580 г. Иван женился в третий раз – на Елене, дочери И. В. Шереметева Меньшого.

9 ноября 1581 г. в Александровской слободе между царем и Иваном Ивановичем произошла ссора. Иван IV Грозный ударил сына посохом. Через десять дней царевич умер. С. П.

ФЕ?ДОР ИВА?НОВИЧ (31.05.1557– 06.01.1598 гг.) – царь с марта 1584 г., последний русский государь из династии Рюриковичей.

Сын царя Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. С 1573 г. неоднократно выдвигался кандидатом на польский трон. После гибели от руки Ивана IV его старшего сына Ивана (1582 г.) Федор стал фактическим наследником престола, хотя отец и считал его неспособным к управлению государством. Перед смертью Иван IV учредил в помощь Федору регентский совет из числа наиболее влиятельных бояр и двух думных дьяков – братьев Щелкаловых.

Первые годы царствования Федора Ивановича отмечены ожесточенной борьбой дворцовых группировок. По свидетельству современников, Федор Иванович мало уделял внимания государственным делам. Большую часть времени он посвящал дворцовому хозяйству, украшению кремлевских палат, делал щедрые взносы в монастыри. Любимой забавой царя были медвежьи бои.

С 1587 г. власть в стране фактически сосредоточилась в руках боярина Б. Ф. Годунова, на сестре которого – Ирине – был женат Федор Иванович. Годы пребывания Федора Ивановича на троне характеризовались постепенным оздоровлением хозяйственной жизни, находившейся в кризисном состоянии после Ливонской войны 1558–1583 гг. Правительство Годунова приняло ряд мер по дальнейшему закрепощению крестьян (введение урочных лет и др.) и усилению налогового бремени тяглового населения – главного источника пополнения казны.

Определенными успехами характеризовалась внешняя политика этого периода. В результате войны со Швецией 1590–1593 гг. Россия возвратила ряд городов Новгородской земли, отторгнутых в ходе Ливонской войны, развивались торговые связи с Англией и Францией. Завершилось присоединение Западной Сибири, укрепилась система обороны южных рубежей и др., заметно усилилось влияние России на Кавказе. В Сибири и на южных окраинах России возникли десятки новых городов и острогов.

Важным событием, свидетельствовавшим о консолидации единого Русского государства и усилении его позиций на международной арене, стало учреждение в 1589 г. патриаршества.

Впрочем, и меры в области внутренней политики, и внешнеполитические акции подпитывали нараставшие противоречия внутри страны и в отношениях с соседними странами – Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством, Османской империей, подспудно готовя системный кризис (смуту) нач. 17 в.

Федор Иванович умер, не оставив наследников: единственная дочь умерла в младенческом возрасте. Царица Ирина Федоровна после смерти супруга, несмотря на то, что ей формально присягнули все высшие бояре, удалилась в Новодевичий монастырь. Вопрос о новом русском царе должен был решать Земский собор. Впрочем, решение было почти предопределено: царем избрали брата овдовевшей царицы – всесильного Бориса Годунова. Вл. К.

ДМИ?ТРИЙ ИВА?НОВИЧ, Димитрий Иванович (19.10.1582–15.05. 1591 гг.) – царевич, сын царя Ивана IV Васильевича от седьмой жены Марии Федоровны Нагой, православный святой.

После смерти отца в 1584 г. и воцарения старшего брата Федора Ивановича Дмитрий Иванович вместе с матерью и ее родственниками жил в Угличе, который был передан ему в удел. Царевич погиб при невыясненных обстоятельствах во дворе своего теремного дворца.

Сразу после гибели Дмитрия Ивановича в Угличе произошел бунт, организаторами которого стали М. Ф. Нагая и ее брат М. Ф. Нагой. Нагие утверждали, что убийцу подослал Борис Федорович Годунов, чтобы устранить возможного наследника престола. Горожанами была разгромлена Приказная изба и убиты государев дьяк М. Битяговский, его сын Данила и племянник Никита Качалов – якобы виновные в гибели царевича.

Официальным расследованием этих событий руководил боярин В. И. Шуйский. Согласно материалам «Угличского дела», смерть Дмитрия произошла в результате несчастного случая: играя во дворе дворца остроконечным ножом («сваей»), он нанес себе рану во время внезапно начавшегося эпилептического припадка.

Однако в 1606 г. Шуйский, став царем, сам выдвинул версию гибели царевича от рук наемных убийц Годунова.

Широкая популярность в народе имени царевича, убежденность многих людей в его чудесном спасении привела к появлению ряда самозванцев, выступавших под его именем (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III).

Правительство Василия Шуйского предприняло энергичные меры для того, чтобы доказать истинность гибели царевича и утвердить образ невинно убиенного мученика. 3 мая 1606 г.

из Углича в Москву были перенесены и мощи св. Димитрия, Угличского страстотерпца.

Со временем в сознании людей утвердился образ Димитрия Угличского как заступника Русской земли и чудотворца. Автор одного из его житий – Димитрий Ростовский сравнивает его с первыми русскими святыми Борисом и Глебом, убитыми их братом Святополком.

БОРИ?С ГОДУНО?В (ок. 1552–13.04.1605 гг.) – царь с 1598 г.

Сын вяземского помещика Федора Ивановича Кривого-Годунова. По легенде, Годуновы и родственная им фамилия Сабуровых были обедневшими потомками татарского мурзы Чета, выехавшего из Золотой Орды на службу московскому князю ок. 1330 г.

После смерти отца Борис воспитывался в семье дяди Дмитрия Ивановича Годунова, который был зачислен в опричники, а вскоре стал царским постельничим. Борис женился на дочери Малюты Скуратова Марии Григорьевне. Родная сестра Бориса, Ирина стала женой царевича Федора Ивановича. В 1584 г. Борис Федорович получил чин боярина.

При царе Федоре Ивановиче Годунов стал одним из первых лиц в государстве, а с 1587 г. титуловался «царским шурином и правителем, слугой и конюшим боярином и дворовым воеводой и содержателем великих государств – царства Казанского и Астраханского». Чтобы не оставить без работников поместья служилых людей – главной военной силы того времени – Борис Федорович вынужден был проводить политику прикрепления крестьян к земле. Указом 1592/1593 гг. запрещался переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день, а указом 1597 г. устанавливался 5-летний срок сыска беглых крестьян.

На Земском соборе, созванном после смерти царя Федора Ивановича 17 февраля 1598 г., Борис Федорович избран на царство. Сестра Бориса царица Ирина Федоровна удалилась в Новодевичий монастырь и приняла там монашеский постриг.

Человек широко образованный и дальновидный, Борис первым из русских государей попытался приобщить Россию к достижениям европейской цивилизации: покровительствовал иноземцам, сформировал из немецких наемников отряд телохранителей, намеревался открыть в Москве университет, приглашал иностранных мастеров – рудознатцев, сукноделов, часовщиков, архитекторов, послал русских юношей на учебу за границу (в Англию, Германию и во Францию).

При нем в Москве велось интенсивное строительство: появились первые богадельни, в Кремле сооружен водопровод с мощным насосом, поднимавшим воду из Москвы-реки, надстроен столп колокольни Ивана Великого, пограничный город Смоленск окружен мощной крепостной стеной, построенной зодчим Федором Конем. Венцом созидательных усилий Годунова должен был стать грандиозный собор «Святая святых».

Но всем замыслам Годунова помешало Смутное время. После летних заморозков 1601 и 1602 гг. в стране начался трехлетний голод, во время которого погибло до трети всего населения.

В 1604 г. в Россию с территории Польши начала вторжение армия самозванца Лжедмитрия I, объявившего себя законным наследником престола царевичем Дмитрием Ивановичем.

В разгар борьбы с этим авантюристом царь Борис скоропостижно скончался, возможно, он был отравлен. Его погребли в Архангельском соборе Кремля. Но после прихода к власти Лжедмитрия I, тела Бориса и его родных перевезли в Вознесенский Варсонофиевский монастырь на Сретенке и похоронили в пределах монастырской ограды. Позднее, при царе Василии IV Шуйском, прах Годуновых был перевезен в Троице-Сергиев монастырь. В. В.

Сын царя Бориса Федоровича Годунова и Марии Григорьевны, урожденной СкуратовойБельской. Молодой государь удивлял общавшихся с ним своими познаниями в науках. Им была собственноручно выполнена карта Российского государства. «Хотя и юн был, – писал о нем русский современник, – но смыслом и разумом всех превзыде. Злобы же и всякого нечестия отнюдь ненавистен был».

Царь Федор Годунов управлял страной меньше двух месяцев. После смерти Бориса Годунова основные части русского войска перешли на сторону самозванца Лжедмитрия I. В столице вспыхнуло восстание против Годуновых. Федор Борисович был сведен с престола и вместе с матерью заключен под стражу на старом боярском дворе Годуновых. Из лагеря Лжедмитрия I в Серпухове прибыл дворянин М. А. Молчанов. 10 июня 1605 г. Федор Борисович и его мать были задушены Молчановым и его подручными. Официально объявили о смерти Годуновых от «зелья» (яда). В. В.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Космоземные связи и НЛО автора Дмитриев Алексей Николаевич

Из книги Монголы и Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Правление Бату и его сыновей Основы Золотой Орды как автономного государства внутри Монгольской империи заложил хан Бату после своего возвращения из венгерского похода в 1242 г. Четыре года спустя, во время путешествия Иоанна де Плано Карпини в Монголию, очертания

Из книги Полынь Половецкого поля автора Аджи Мурад

ОТНОШЕНИЕ СЫНОВЕЙ К ОТЦУ Согласно адата у кумыков уважение, оказываемое сыном отцу, было в такой форме:Сын не садился при отце, стоял и слушал при нем, отвечая лишь на его вопросы. При отце он не ел, не курил, исполнял всякое приказание отца беспрекословно, не рассуждая о

Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

Тайна сыновей волчицы В течение столетий древние тюрки (или, как правильнее их называть, «тюркюты»), потомки рода Ашина, ведущие свою родословную от волчицы и царевича-калеки, были рабами-плавильщиками жужаней. Они добывали железную руду в горах Алтая, плавили металл в

Из книги Ирод Великий. Двуликий правитель Иудеи автора Грант Майкл

Глава 15 НИЗВЕРЖЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИРОДА Тем временем с новой силой вспыхнули грязные интриги вокруг сыновей Ирода. Результаты посредничества царя Каппадокии Архелая, попытавшегося в 9 году до н.э. примирить членов царского дома, оказались еще недолговечнее, чем такая же

автора Шустер Георг

ОРДЕН «СЫНОВЕЙ ГЕРМАНА» Наряду с орденами Odd Fellows и друидов в Соединенных Штатах играет выдающуюся роль орден «Сыновей Германа».Орден этот, являющийся в настоящее время самым сильным и верным оплотом немецкой культуры в Северной Америке, возник в Ныо - Иорке более 60 лет

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

БРАТСТВО СЫНОВЕЙ МАЛЬТЫ Основанное в 50–х годах XIX в. в Нью - Йорке, есть не что иное, как собрание глупцов, которые зло и глупо высмеивают обычаи и обряды тайных обществ, представляя их в карикатурном

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги История Армении автора Хоpeнaци Мовcec

51 Убиение Аргама и его сыновей Возмужав, Артавазд стал человеком храбрым, себялюбивым и гордым. Из зависти к старому Аргаму он побудил отца подвергнуть его опале за то, что тот якобы замыслил стать царем над всеми. Лишив его таким способом сана, он сам завладевает вторым

Из книги По следам султанов и раджей автора Марек Ян

Земля царских сыновей Раджастхан - самый западный штат Республики Индия - до 1947 г. назывался Раджпутаной, что дословно означает «Земля царских сыновей». История этого края, полная романтических легенд о героических деяниях раджпутских воинов, принадлежит к наиболее

Из книги Тайны Берлина автора Кубеев Михаил Николаевич

Судьба города - судьба людей Среди столиц Европы Берлин сегодня, пожалуй, отличается своей новой энергетикой. Его центр продолжает застраиваться, перестраиваться, его окраины обновляются. Но и седой старины в нем достаточно. А стоит пройтись по Унтер-ден-Линден к

Из книги Атлантида автора Зайдлер Людвик

Глава 5. Странствия сыновей Солнца Наука пока еще не ответила на вопрос, где находится колыбель человечества. Да и не известно, появился ли человек вначале в каком-то одном месте или же в нескольких одновременно. В качестве факта, установленного наукой, можно считать

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.7.2. «Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей В повести «Марфа Посадница» Н. М. Карамзин назвал Марфу Борецкую «последней гражданкой новгородской». Таково было мнение Карамзина-писателя, отличавшееся от оценок Карамзина-историографа.

Из книги Средневековая Европа. Восток и Запад автора Коллектив авторов

II.1. Наречение сыновей Имя основателя семьи (род. ок. 935–940), отца Мануила Комнина Эротика и Никифора Комнина, К. Варзос реконструирует как Исаак (Исаакий), исходя лишь из новогреческого (и, шире, общебалканского) обычая наречения сына в честь деда по отцу, так как его

Из книги Полынный мой путь [сборник] автора Аджи Мурад

Отношение сыновей к отцу Согласно адата у кумыков уважение, оказываемое сыном отцу, было в такой форме:Сын не садился при отце, стоял и слушал при нем, отвечая лишь на его вопросы. При отце он не ел, не курил, исполнял всякое приказание отца беспрекословно, не рассуждая о

19 ноября 1582 года погиб сын Ивана Грозного царевич Иван Иванович. Это событие это стало роковым для русской истории. И одним из самых запутанных.

Роковое заступничество

Одна из основных версий убийства сына Иваном Грозным известна нам со слов Антонио Поссевино, папского легата. По этой версии, Иван Грозный застал жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся "научать" Елену, ударил её по лицу и избил посохом. Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.

Эта версия, ставшая хрестоматийной, сегодня подвергается критике. Выставить Ивана IV безжалостным сыноубийцей было выгодно как минимум по двум причинам: во-первых, русский царь представал в неблаговидном свете, во-вторых, такие ужасы, творившиеся по заверениям того же Поссевино на Руси, легитимизировали европейскую инквизицию.

Политические распри

По ещё одной версии "камнем преткновения" сына с отцом стала политика. Эту версию озвучил в своей "Истории" Николай Карамзин: «Царевич, исполненный ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола», – и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее. Царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровью!». Показательно, что эта версия, принятая Карамзиным за достоверную, принадлежала всё тому же Антонио Поссевино. Достоверность этого вполне литературного изложения ещё более сомнительна, чем первая версия, никакими другими свидетельствами она не подтверждена. Зерно правды, однако, в этой версии присутствует. Оно в том, что обстановка в последние годы правления Ивана Грозного при дворе была, мягко скажем, напряженная. Выжить в такой обстановке было крайне непросто.

Кто писал историю

Поразительно, с какой удивительно доверчивостью русские историки, и в первую очередь Карамзин, "писали историю", ориентируясь на свидетельства Антонио Поссевино, легата папы Григория XIII, немца Генриха Штадена и француза Жака Маржаретта. Во всяких исторических трактовках, особенно зарубежных, следует искать, кому это выгодно. Тот же Штаден, вернувшись в Германию, изложил проект завоевания Московии, предлагая уничтожить церкви и монастыри, упразднить православную веру, а затем превратить жителей в рабов. С сожалением стоит признать правоту историка Забелина, который писал: «Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах и идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем... Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше...».

Отравление?

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Иоанна Васильевича и царевича Иоанна Иоанновича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы честных останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. Из-за плохой сохранности костной ткани достоверно установить, был ли у Ивана Ивановича проломлен череп было невозможно. Принимая в расчет тот факт, что мать Ивана Грозного и его первая жена также умерли от отравления селемой, то версия с отравлением сына Ивана Грозного представляется наиболее вероятной. Другой вопрос: кто был отравителем?

Не убивал

Иван Грозный не убивал своего сына. Именно такой версии придерживался, например, обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Увидев на выставке знаменитую картину Репина, он был возмущен и писал императору Александру III: "Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент... чисто фантастический". Анализ произошедшего в 1582 году подтверждает мысль Победоносцева, она именно что "фантастическая". Со времени написания Репиным картины, версия "Иван Грозный убил своего сына" стала своего рода историческим мемом. Она настолько укоренилась в сознании, что мысль о невиновности Грозного в смерти сына часто просто не рассматривается. К слову, у картины непростая судьба. В феврале 1913 года она сильно пострадала от ножа старообрядца Абрама Балошова, а совсем недавно православные активисты обратились к министру культуры с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи.

Упокоение сына

Гибель сына серьезно повлияла на Ивана IV. Преждевременная смерть сына делала его "заложным покойником", его нельзя было отпевать, он был обречен на вечные страдания. В 1583 году Иван Грозный выходит с беспрецедентной инициативой – ввести в богослужебный обиход монашеских обителей Московской митрополии так называемого «Синодика опальных» - «вечного» поминовения жертв Опричнины. Фактически царь предложил Богу сделку: ради спасения души погибшего сына создать облегчение посмертных мук казненных опальных.