Талалай михаил григорьевич. Талалай М





Существуют разные формы коллаборационизма: военная, политическая и экономическая. Так или иначе взаимодействовать с оккупационным режимом приходилось очень многим советским людям, которые не решились вступить в ряды партизан. Кандидат военных наук А. Циганок утверждает, что около 10 % населения тем или иным образом сотрудничали с оккупантами.


Ведение сельскохозяйственной деятельности, ремонт дорог, уборка в административных учреждениях или приведение в исполнение смертельного приговора - все эти действия на территориях, захваченных немцами во время ВОВ, попадают под определение коллаборационизма. До апреля 1943 года в правовой сфере не было никаких уточнений относительно степени тяжести вины в отношении пособников нацистов.

Кто такие коллаборационисты и чем они занимались во время ВОВ

Активный военный коллаборационизм - одна из наиболее трагичных тем в истории СССР. В военных подразделениях фашистской Германии во время ВОВ служило внушительное количество советских граждан, что позволяет считать коллаборационизм массовым явлением. Кандидат военных наук А. Циганок называет цифру - до 1,5 млн. человек, российский историк К. Александров - 1,24 млн. И это только те, кто защищал интересы Третьего Рейха с оружием в руках, выполняя такие задачи, как полицейский надзор и карательные операции в отношении партизан.


Из местных жителей оккупированных территорий формировали вспомогательные полицейские части, которые позволяли немецкой администрации поддерживать порядок в населенных пунктах. В обязанности стражей входила проверка документов, охрана тюрем и концлагерей, охрана сельскохозяйственных объектов.


Также полицаи должны были отлавливать «окруженцев» - солдат Красной Армии, выбравшихся из котлов. Любой человек в лесу, не имеющий специального разрешения на поход за дровами, подлежал отлову и доставке к немецкой администрации. Полицаи получали 30 рейхсмарок, паек, одежду, обувь и 6 сигарет в сутки.


Для уничтожения партизанских отрядов и лояльного к ним населения из полицаев-коллаборационистов создавались Schuma-батальоны, участникам которых хорошо платили (от 40 до 130 рейхсмарок в зависимости от возраста и семейного положения; женатые, имеющие детей, получали больше, чем одинокие).


Батальоны насчитывали 500 человек, и лишь 9 из них были немцами. Вместе с регулярными войсками такие подразделения выполняли антипартизанские операции, которые отличались особой жестокостью. Из отчета об операции «Болотная лихорадка» (Белоруссия, 1942 г.) видим, что каратели убили в бою 389 вооруженных партизан, количество же казненных «подозрительных лиц» после сражения составило 1274 человека (в 3 раза больше, чем убитых в бою).


Следует обозначить еще один способ сотрудничества с гитлеровцами - экономическое и пассивное военное взаимодействие, которое также получило довольно широкое распространение. Добровольных помощников вермахту (их называли хиви от Hilfwilliger) насчитывалось около 1 миллиона. Они выполняли работу санитаров, поваров, саперов.

Кто решался служить гитлеровскому режиму

Пленные составляли основную массу среди военных коллаборационистов. Остаться верным присяге было чрезвычайно сложно. Первая причина: на красноармейцев не распространялось действие Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными», их условия содержания были невыносимыми. В результате истощения, эпидемий и пыток многие погибали.


В 1941 году позиция вермахта была однозначной - все военнослужащие СССР подлежали уничтожению, не планировалось привлекать их в подразделения германских войск. Российский географ и публицист П. Полян утверждает, что из взятых в плен красноармейцев в первый год ВОВ выжили лишь 20 % людей.


С первыми неудачами на Восточном фронте, ростом партизанского движения ситуация начала меняться. Германское военно-политическое руководство формировало полицейские подразделения из коллаборационистов, что позволило освободить значимую часть личного состава для сражений на передовой.

Вторая причина - приравнивание советским руководством сдачи в плен к преступлению. Действовал приказ от 16 августа 41 г. № 270 «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия».


Еще одна прослойка населения, в которой отмечалось немало коллаборационистов, - это граждане с антисоветской позицией. Это в основном те, кто потерял имущество во время коллективизации, родственники репрессированных граждан. Следует отметить, что мотив борьбы с большевизмом очень преувеличен в западной историографии. В действительности немногие содействовали Третьему Рейху под этими лозунгами. Детей тех, кто был репрессирован как участник монархического движения, зачастую не посвящали в подробности событий из-за страха. Новому поколению из соображений безопасности не внушали идею о необходимости бороться против большевизма.


Гитлеровцы успешно вербовали представителей национальных меньшинств Советского Союза, пользуясь идеей создания независимых государств. Стратегия была эффективна там, где национальный вопрос был особенно острым - Украина, Прибалтика, Кавказ.


Историки не называют точных цифр, так как тему коллаборационизма долгое время замалчивали и не изучали должным образом. Но большинство ученых сходятся во мнении, что львиная доля сотрудничавших с гитлеровцами имели главной задачей выжить. Тех, кто боролся против большевизма было незначительное количество.


Как отличились военные коллаборационисты

Значимых успехов в сражениях против Красной Армии и войск Антигитлеровской коалиции пособники нацизма не достигли. Но истории известно немало громких карательных операций, трагизм и жестокость которых выходит за рамки понимания.

В 1941 году в урочище Бабий Яр (под Киевом) при участии украинских коллаборационистов был совершен массовый растрел советских военнопленных, а также гражданского населения еврейской и цыганской национальностей. Количество погибших колеблется от 100 до 150 тыс. человек.


«Зимнее волшебство» - антипартизанская операция на севере Белоруссии, проведенная в 1943 году, в которой принимали участие украинский и 7 латышских полицейских батальонов. В результате акции было уничтожено около 11 тысяч человек, в числе которых были и дети.

Крюковская трагедия, произошедшая в поселке Черниговской области, закончилась гибелью более 6 тысяч человек, большинство тел из которых опознать было невозможно. Это только самые крупные операции коллаборационистов, всего от них пострадали сотни тысяч человек.

Чем больше проходит времени после войны, тем больше вопросов появляется у всех, кто интересуется историей, и тем более ценны фотокадры, сделанные в то время. Вот как выглядит .

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Часть первая.
Русский Афон в XV-ХХ веках
(М. Талалай, П. Троицкий)
I. Возобновление связей Руси и Афона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1. XV-XVI века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2. «Пантелеев» монастырь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
II. Афон и Россия в XVII веке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1. Милостыни из Московии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2. Исправление «московских» книг по афонскому чину. . . . 31
III. Кризис и возрождение: XVIII — начало XIX века. . . . . . . . . 35
1. Упадок Руссика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2. Помощь русским афонитам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
3. Подвиг прп. Паисия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
4. Перенос афонских традиций в Россию. . . . . . . . . . . . . . . 45
IV. ХIХ век. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Пантелеимонов монастырь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
1. Кризис в первой половине XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2. Греко-русский Пантелеимоновский процесс. . . . . . . . . . 72
3. Игуменство о. Макария. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
4. Отцы-основатели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Андреевский скит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
1. Отцы-основатели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
2. Вторая половина XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
3. Начало ХХ века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Ильинский скит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
1. Конец XVII — первая половина XIX в.
Служение инока-князя Аникиты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
2. Середина XIX века: Паисий-«Второй» . . . . . . . . . . . . . . . 163
3. Вторая половина XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
4. Преп. Гавриил Афонский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Малые русские обители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
1. Келлия Свт. Иоанна Златоуста
(Хиландарского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
2. Келлия Св. Игнатия Богоносца
(Хиландарского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
3. Келлия Св. Иоанна Богослова
(Хиландарского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
4. Благовещенская келлия
(Хиландарского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
5. Келлия Святой Троицы
(Хиландарского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
6. Келлия Свт. Николая «Белозерка»
(Хиландарского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
7. Келлия Свт. Иоанна Златоуста
(Иверского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
8. Келлия Свв. Онуфрия Египетского и Петра Афонского
(Иверского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
9. Георгиевская келлия на Керашах (Великой Лавры) . . . . 210
10. Артемьевская келлия (Великой Лавры) . . . . . . . . . . . . . 212
11. Крестовоздвиженская келлия
(Каракальского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
12. Келлия Введения во Храм Богородицы
(Ставроникитского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
13. Благовещенская келлия
(Симоно-Петровского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
14. Келлия Св. Стефана
(Пантелеимоновского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
С О Д Е Р Ж А Н И Е 7
15. Келлия Положения Пояса (Иверского монастыря) . . . . 222
16. Вознесенская келлия (Филофеевского монастыря) . . . . 226
17. Келлия Святителя Николая
(Филофеевского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
18. Келлия Великомученика Георгия
(Филофеевского монастыря) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
19. Келлия Михаила Архангела
(Собора Архангелов; Ставроникитского монастыря) . . . . . 231
20. Русские кельи и каливы Карульского скита. . . . . . . . . . 232
21. Братство русских обителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
V. Начало ХХ века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
1. Попытки реформ на Афоне и российская дипломатия. . . 249
2. Вхождение в состав Греции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
3. Афонский вопрос после Лондонской конференции
великих держав (А. Паршинцев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
4. Афонская «смута» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
5. Первая мировая война. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Часть вторая.
Русские святогорцы в 1918-2015 гг.
(М. Шкаровский)
1. Русское афонское монашество
в первые послереволюционные годы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
2. Духовная и хозяйственная жизнь
русских обителей Афона в 1925-1930-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
3. Святая Гора в годы Второй мировой войны. . . . . . . . . . . . . . 347
4. Постепенное угасание русского афонского монашества
в 1945-1960-е гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
5. Борьба Московского Патриархата
за сохранение русских обителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
6. Возрождение русского афонского монашества
в 1990-е — 2010-е гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
Список сокращений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463

Моя молитвенная благодарность святогорцам, ведомо и неведомо способствовавшим появлению этой книги, – отцам Павлу, Максиму, Виталию, Ефрему, Исидору, Герасиму, Кукте и многим другим.

Есть на свете немало гор, называемых Святыми.

Однако, когда разговор заходит о Святой Горе, всем становится ясно, что имеется в виду именно та, парящая над северными водами Эгейского моря. Причем подразумевается даже не сам географический объект высотою 2033 метра – его афонцы попросту называют шпилем, – а весь длинный и узкий полуостров, как будто стремящийся оторваться от грешного европейского материка и застывающий в этом усилии взлететь.

Есть на свете горы и выше, и величественнее. Но нет более значимой в истории человечества, чем эта, Святая. Ибо у ее подножья уже более тысячи лет обитают особые люди, не похожие на нас. Они живут как будто вдали от мира, но одновременно на него влияют (впрочем, про самих себя они не говорят, что обитают или живут, они – спасаются). Их главное дело – приближение к Богу ради спасения себя и мира.

По-славянски таких людей зовут иноками, то есть иными, другими. И всё в истории и облике Афона иное, загадочное для непосвященных. Все здесь полно чудесами. Как в нашей просвещенной Европе уцелела такая горячая коллективная вера? Что это: монашеская республика или же монархия с Царицей Небесной на престоле? Нужно ли так старательно отвергать технический прогресс и жить по-средневековому? Почему сюда не пускают женщин? Неужели тут никто и никогда не ест мясного? Зачем вынимают останки покойников из могил и складывают их черепа на полки?

Ясно, что одной, исчерпывающей книги, отвечающей на все вопросы, быть не может. Возможно, когда-нибудь появится некая Афонская энциклопедия, куда войдут статьи про политическое устройство этого иного края, его экономику, аватон (запрет на посещение полуострова женщинами), архитектуру, местную природу, песнопения, монашеское меню, режим дня, погребальные традиции.

При этом возникает существенный вопрос: а можно ли говорить о русском Афоне? И нет ли здесь искушения так называемым филетизмом, то есть преобладанием национального над христианским? Ведь Святая Гора – это сокровищница всего православного мира (и всего человечества, если говорить не только о вере, но и о культуре). За тысячу лет здесь, на коренной византийской почве, сплавились воедино молитвенные подвиги самых различных народов: греков, славян, грузин, румын и других (до XIII века тут существовал, например, даже один итальянский монастырь). Да и канонически все братства относятся к Вселенскому Патриархату. Местные же монахи, хотя по правилам и обязаны получить греческие паспорта, склонны считать, что утрачивают свою национальность вместе с мирскими именем-фамилией.

И все-таки, сделав такие оговорки, рассказывать о русском Афоне и можно, и должно: у нашего народа была собственная, и необыкновенно богатая, история отношений с этим местом.

Начать с того, что самый первый русский инок, вошедший в наши Святцы как преподобный Антоний Киево-Печерский, принял постриг именно на этом полуострове. Он и вслед за ним его ученики внедрили в самую душу Древней Руси благоговейную любовь к Афону: так начало нашей христианской жизни получило благословение со Святой Горы.

О святогорском благословении помнят не только в России, но и на современном, весьма эллинизированном Афоне: в Эсфигменском монастыре, оплоте зилотов, основателя русского иночества гордо именуют не иначе как преподобный Антоний Эсфигменский.

От Антониевой пещеры путь по Афону можно продолжить морем. Тогда следующей остановкой станет красивый Ватопедский монастырь. В нем принял постриг греческий юноша Михаил Триволис, ставший впоследствии русским духовным писателем, преподобным Максимом Греком (на Афоне его называют Максимом Ватопедским). В 1997 году здесь произошло замечательное событие: Русская Церковь прислала в дар Ватопеду ковчег с частицей мощей преподобного: «Максим вернулся домой», – говорили растроганные иноки.

Московский митрополит святитель Киприан (1395–1406) также начал свое служение на Афоне. В тяжкое время – и для Руси, и для Византии – он сделал необыкновенно много для укрепления Православия.

Нельзя переоценить значение духовного опыта старца Нила Сорского, приобретенного им в 1460–1480 годах на Афоне и послужившего основой для его учения о нестяжательстве.

В XVIII веке сходный подвиг совершил старец Паисий (Величковский), основатель Ильинского скита и неутомимый собиратель святоотеческого наследия. Организованный им перевод греческих рукописей стал основополагающим для иноческого возрождения в России. И таковых эпизодов особых отношений нашей страны со Святой Горой – великое множество.

…Порою посетителя нынешнего русского Афона охватывает неизбежная горечь: по различным историческим причинам, о которых речь пойдет ниже, российское монашество потеряло многие свои учреждения, а его численность в пять тысяч иноков в начале XX века уменьшилось до полусотни в начале XXI века. Невозможно не думать об этом, посетив великие, некогда русские, скиты, Андреевский и Ильинский, теперь ставшие греческими.

Но статистика на Афоне – не главное. Приведем лишь один пример: именно на то время, когда российские обители переживали видимый упадок, приходятся духовные подвиги старца Силуана Пантелеимоновского – подвиги, поразившие христианский мир.

Русский Афон продолжает жить.

Залогом тому является следующее примечательное событие: в 2000 году здесь, в одной келлии Кутлумушского монастыря, русские афонцы освятили церковь во имя преподобного Серафима Саровского, первую с таким посвящением на Святой Горе. Однажды этого старца назвали излучением Горы Афонской. Теперь этот свет, словно отразившись, возвращается к первоисточнику, на Афон, куда из глубины России устремлялась любовь самого святого Серафима, также как и любовь тысяч других русских людей, не ступавших на эти дороги никогда, но сердцем их прекрасно знающих.

Святая гора в начале XXI века

Благословенна Эллада, имеющая такое сокровище, как Афон!

Конечно, принадлежит он всему православному миру, но грекам все же сподручнее: можно отправляться на Святую Гору хоть каждый уик-энд (эллины, кстати, в борьбе с американизацией постановили именовать его саватокирьяки, т. е. суббота-воскресенье).

Русский же паломник на Афоне – явление не столь частое. Не всякому соотечественнику удается преодолеть всевозможные барьеры, сооруженные, вероятно, не без помощи лукавого. Один из барьеров, называемый «железным занавесом», рухнув, сменился «занавесом золотым». Но даже найдя средства на дорогостоящее путешествие в Грецию, современный богомолец встречает новое затруднение в виде визы на посещение Афона (в последнее время благодаря Пантелеимоновскому подворью в Москве визу можно получать и в России).

Дело в том, что святогорская территория имеет особый статус. С одной стороны, это неотъемлемая часть Греции, на которую распространяются все местные законы. С другой – это некая автономная «республика» со своим правительством (Протатом), своим «президентом» (Константинопольским Патриархом) и со своими границами, серьезно охраняемыми. Для посещения Афона необходимо разрешение особого департамента Министерства иностранных дел Греции, а духовным лицам нужно еще и благословение Патриарха.

Разрешение выдают не очень охотно. Одно время, например, от российских граждан требовали поручительное письмо от консульства. Такие меры в министерстве объясняли наплывом эмигрантов из Восточной Европы, многие из которых нелегально проникали в Элладу, а затем и на Афон, где можно устроиться, Христа ради, на долгое время. И это правда. Боятся в Элладе и святотатцев: полуостров полон ценностями не только духовными, но и материальными, которые почти не охраняются. И это тоже правда: не так давно, например, на территории Польши нашли рукописи, похищенные из библиотеки русского монастыря.

М., 2014. - 908 с., LXXX с. ил.
Формат 60х90 1/16. 7Б.
Тираж 1000 экз.

Серия «Российский некрополь». Выпуск 21

Под ред. и с доп. А.А. Шумкова

Впервые публикуется максимально полный свод имен выходцев из Российской Империи и СССР, окончивших свои дни и погребенных в Италии. Среди них - государственные деятели, дипломаты, военные, писатели, художники, а также курортники, эмигранты, военнопленные Первой мировой войны, участники Второй мировой войны: партизаны Сопротивления и коллаборационисты, члены итало-русских семейств и др. Справки снабжены сведениями биографического и генеалогического характера, собранными во время многолетнего поиска в государственных, муниципальных, кладбищенских, церковных, семейных архивах, в редких печатных источниках, а также при обследовании некрополей в Риме, Флоренции, Милане, Неаполе, Сан-Ремо, Генуе и других итальянских городах и селениях.

Вступление. «Под миртами Италии прекрасной».........................7
Общие начала работы над алфавитным сводом...........................13
Пояснения к подаче материала........................................................17
Обозначения и аббревиатуры источников.....................................19 Сокращения..........................................................................................30
Условные обозначения........................................................................31

ЧАСТЬ I. Алфавитный свод умерших и погребенных в Италии выходцев из Российской Империи и СССР

А......................................................................................................32 Б.......................................................................................................72 В.....................................................................................................146 Г.....................................................................................................184 Д.....................................................................................................230 Е.....................................................................................................269 Ж....................................................................................................278 З.....................................................................................................284 И....................................................................................................302 Й....................................................................................................320 К.....................................................................................................321 Л.....................................................................................................412 М....................................................................................................440 Н....................................................................................................490 О....................................................................................................518 П....................................................................................................536 Р.....................................................................................................576 С.....................................................................................................622 Т.....................................................................................................684 У.....................................................................................................711 Ф.....................................................................................................720 Х.....................................................................................................741 Ч.....................................................................................................755 Ц....................................................................................................761 Ш...................................................................................................772 Щ...................................................................................................802 Э.....................................................................................................809 Ю...................................................................................................817 Я.....................................................................................................820

Ч АСТЬ II. Российские могилы на итальянских кладбищах

Рим (кладбища Тестаччо, Верано, Фламинио).............................831
Тоскана (Ливорно, Флоренция)........................................................850
Кампания (Неаполь, Капри).............................................................859
Лигурия (Сан-Ремо, Бордигера, Генуя)..........................................865
Венеция (кладбище Сан-Микеле)....................................................872
Южный Тироль (Мерано, Больцано)..............................................878
Милан (кладбища Монументале, Маджоре)................................885
Воинские некрополи...........................................................................889
Первая мировая война..................................................................890
Вторая мировая война..................................................................896

Полезная информация ....................................................................903