Танич михаил исаевич биография тюрьма. Танич михаил исаевич




Когда началась война, Михаилу Таничу еще не исполнилось 18-ти. Но, закончив артиллерийское училище, он тут же отправился на фронт. За проявленную в боях отвагу Михаила представили к званию героя Советского Союза, но заявка была отклонена: Танич оказался сыном врага народа. После победы поэт сам очутился в застенках НКВД за то, что невзначай похвалил немецкий радиоприемник.

Сын «врага народа»

На самом деле фамилия поэта вовсе не Танич, а Танхилевич. Впоследствии ставшим известным на всю страну псевдонимом поэт стал пользоваться именно после отбытия 6-летнего срока заключения. Но сначала об отце. Исаак Самойлович служил руководителем коммунального хозяйства города Таганрога. В 1937 году его арестовали, обвинив в хищении социалистической собственности. Через несколько месяцев Танхилевича расстреляли. Так как заодно с отцом НКВД забрал и мать Миши, 14-летний подросток отправился к своему дедушке в Мариуполь. В начале войны семье снова пришлось переехать: на этот раз в Тбилиси. Именно там Михаил и закончил артиллерийское училище. Он должен был стать лейтенантом, а получил лишь звание старшего сержанта. Ничего не попишешь: «враг народа».

Хороший радиоприемник!

В военных действиях Танич проявлял отвагу, за что был награжден Орденом Славы III степени и Красной Звездой. Командование ходатайствовало о присвоении Михаилу Исаевичу звания героя Советского Союза, но получило отказ. В составе Красной Армии поэт прошагал от Белоруссии до самой Германии, где он и услышал радостную новость о победе. Будучи в немецком городе Бернбурге, Танич случайно познакомился с некой Эльфридой Лане. Между молодыми людьми завязались теплые отношения. Но до брака дело не дошло. Михаил вернулся на родину и подал документы в инженерно-строительный институт в Ростове. Однако доучиться он не успел. В 1947 году Танича увез прочь черный воронок. Кто-то из студенческой братии донес на него. Мол, Танхилевич хвалил заграницу и говорил, что там лучше, чем в Союзе. Но на самом деле в беседе с однокурсниками Михаил восхитился всего лишь германским радиоприемником «Телефункен». Следователя такие детали не интересовали, и молодой человек был обвинен в антисоветской агитации и осужден на 6 лет.

Танича отправили на лесоповал неподалеку от Соликамска. В суровых лагерных условиях осужденные умирали один за другим, так и не дождавшись освобождения. Михаил Исаевич наверняка разделил бы их участь. У него уже опухали ноги, и все тело покрылось фурункулами. Но поэту повезло: его перевели с лесоповала в контору. Танхилевич вышел на свободу в 1953 году, тогда, когда скончался Сталин. Но свобода эта была относительной, так как ограничивалась отметкой «поражение в правах». Поэтому некоторое время Михаил жил на Сахалине. Он писал стихи, которые печатались в одной из местных газет. Именно тогда поэт и взял себе псевдоним Танич. В 1956 году Танича реабилитировали, в связи с чем он наконец получил право поселиться в столице. Танхилевич окончательно сменил свою настоящую фамилию на ту, которой подписывал свои стихи, и отправился в Москву. Там он вскоре подружился с композитором Яном Френкелем и стал знаменит на всю страну.

Михаил Исаевич Танич (настоящая фамилия - Танхилевич). Родился 15 сентября 1923 года в Таганроге - умер 17 апреля 2008 года в Москве. Советский и российский поэт-песенник. Народный артист Российской Федерации (2003).

Михаил Танхилевич, ставший широко известным как Михаил Танич, родился 15 сентября 1923 года в Таганроге.

Отец - Исаак Самойлович Танхилевич (1902-1938), воевал в гражданскую, в девятнадцать стал заместителем начальника мариупольской ЧК, затем окончил Петроградский институт коммунального хозяйства и работал начальником управления коммунального хозяйства Таганрога. Расстрелян 6 октября 1938 года в ходе репрессий с обвинением в хищении социалистической собственности в особо крупном размере.

Также была арестована и его мать.

Дед по отцу был набожным евреем-ортодоксом. По семейной легенде дед хорошо знал Шолома-Алейхема.

С 14 лет мальчик жил с дедушкой по матери - бывшего главного бухгалтера металлургических заводов Мариуполя Бориса Траскунова.

Михаил учился в таганрогской средней школе №10. Аттестат о среднем образовании Танич получил 22 июня 1941 года.

Член ВЛКСМ с 1942 года.

В мае 1943 года (по другим данным в июле 1942 года) Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию. Учился в Тбилисском артиллерийском училище.

С июня 1944 года - в действующей армии в звании старшего сержанта. С августа 1944 года - командир орудия в составе 168-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 33-й отдельной Черкасской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Прошёл путь от Белоруссии до Эльбы. 27 декабря 1944 года был ранен. Танич рассказывал, что едва не был похоронен заживо в братской могиле после тяжелой контузии. За боевые отличия награждён орденом Красной Звезды (приказ 92-го стрелкового корпуса от 29.01.1945 № 06) и орденом Славы III степени (приказ войскам 51-й армии от 19.05.1945 № 129/н).

В наградном листе с представлением к награждению орденом Красной Звезды от 18 января 1945 года указывалось: «В бою за Клауспуссен 12.01.45 г. орудие сержанта Танхилевич под сильным артиллерийским огнём пр-ка уничтожило 2 пулеметные точки и 2 блиндажа. В оборонительных боях при Приэкуле 27.12.44 когда весь расчет Танхилевича вражеским снарядом был выведен из строя, командир орудия Танхилевич несмотря на ранение и контузию не оставил орудия покамест не была оказана помощь всем пострадавшим, уйдя от орудия последним...».

В наградном листе с представлением к награждению орденом Славы III степени от 12 февраля 1945 года указывалось: «26.01.45 г. поддерживая пехоту, расчет находился в штурмовой группе прорыва обороны пр-ка, находясь в боевых порядках пехоты. Расчету была поставлена задача - разбить ДЗОТ, мешающий продвижению вперед. Орудие тов. Танхилевича было выдвинуто на 150 м от ДЗОТ’а. Огневая точка была уничтожена. Во время боя был убит к-р взвода, тов. Танхилевич принял на себя командование и выполнил поставленную задачу взвода».

После окончания войны поступил в Ростовский инженерно-строительный институт, окончить который не успел, поскольку в 1947 году был арестован по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация). В дружеской компании он сказал, что немецкие радиоприемники и автострады лучше советских. Один из услышавших это донёс на него.

Сидел в лагере в районе Соликамска, работал на лесоповале. Однажды его чуть не убили блатные из-за того, что отказался поделить в их пользу хлебный паек. На защиту смельчака тогда встал весь лагерь. Затем имел 3 года поражения в правах. В одном из интервью он вспоминал: «Я отсидел 6 лет в одном из самых жутких сталинских лагерей за какую-то ерунду, за анекдот, слово. Сначала злился, а потом понял: правильно меня посадили. Государство имеет право и должно себя защищать».

После освобождения жил на Сахалине и работал мастером в «Строймехмонтаже». Не будучи реабилитирован, не мог поселиться в Москве, хотя там жил его двоюродный брат. Публиковал в местной прессе свои стихи под фамилией Танич.

В 1956 году Танич был реабилитирован.

Первый сборник стихов вышел в 1959 году.

Возил свои стихи по редакциям московских газет. И однажды у редакции одного из молодежных изданий к нему подошел композитор Ян Френкель и предложил сотрудничество. Так родилась песня «Текстильный городок», которую исполняли и . Простые, незатейливые стихи о любовных страданиях незамужних ткачих буквально покорили миллионы слушателей. Впервые песня прозвучала в радиоэфире программы «С добрым утром» в 1960 году и стала невероятно популярна. Затем появились песни «Ну, что тебе сказать про Сахалин», «Идет солдат по городу», «На тебе сошелся клином белый свет».

Благодаря Таничу проснулась знаменитой - она первой исполнила песню на его стихи «Черный кот». Сегодня эта песня в репертуаре многих звезд - от до . А тогда, в середине 1960-х, текст песни злобно критиковали многие заслуженные деятели культуры.

Кроме Френкеля сотрудничал и с другими композиторами, среди которых были Никита Богословский, Аркадий Островский, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Владимир Шаинский, Вадим Гамалия. Вместе с Левоном Мерабовым Танич написал песню «Робот», с которой дебютировала на радио совсем ещё юная .

Уроженец Сахалина , приехав в Москву, часто бывал в доме Танича и его жены Лидии Козловой, на чьи стихи написал свой первый хит «Айсберг». Сотрудничал он и с самим Таничем - основой хита «Комарово» стало стихотворение из подаренного поэтом сборника.

Именно Танич посоветовал начинающему певцу петь не попсу, а романсы. Он послушался, и стал необычайно популярным в этом жанре. Поэт умел чувствовать исполнителей и вообще предпочитал работать с молодежью.

Танича называют своим крестным отцом и (песня «Подорожник-трава» принесла ей оглушительную славу в 1980-е), и (певицу до сих пор ассоциируют с хитом «Узелки»). То же самое произошло и с : на счету актера немало ролей в кино, но знают и по-настоящему любят его только за один хит на стихи Танича - «Комарово».

Вдова поэта Лидия Козлова вспоминала: когда после прослушивания в Союзе композиторов его подвергли «мощной обструкции маститые композиторы тех лет», присутствовавший при этом Танич не выдержал и сказал: «Что же вы издеваетесь над человеком? Его песни поёт вся страна, а вы пытаетесь изобразить его бездарным! Ну, если вы такие умные, сядьте за рояль, покажите, как нужно сочинять!». Совместно с Антоновым Танич написал две песни, но «Зеркало» называл одной из самых любимых, а другим же их общим хитом - «Не забывай» («Мечта сбывается...») - Антонов любит завершать свои концерты. Одной из самых любимых своих песен Танич называл и написанную совместно с Серафимом Туликовым патриотическую песню «Объяснение в любви». Он полностью отвергал конъюнктуру и долго шёл к этой серьёзной теме.

В 1985 году Танич помог , который благодаря песне на его стихи впервые выступил в конкурсе «Песня года». В середине 1980-х Танич стал сочинять стихи для самых популярных тогда композиторов, Давида Тухманова и Раймонда Паулса. Он хотел помочь и Александру Барыкину, который со своей группой «Карнавал» первым записал совместную песню Паулса и Танича «Три минуты». Но песня не нравилась Барыкину. И известными «Три минуты» стали в исполнении . снял свой первый видеоклип на собственную песню «Парень с гитарой», автором стихов которой был Танич.

В 1990-е в жизни Михаила Танича произошло очень важное событие: он принял решение основать группу «Лесоповал» - в память о тех днях, которые провел на зоне. Одна из первых песен, написанных Таничем для «Лесоповала», «Белый лебедь на пруду» буквально взорвала эфир. Оказалось, что такой жанр - тюремной, лагерной и в то же время очень сентиментальной песни - необычайно востребован публикой. Сначала лидером группы был композитор и певец Сергей Коржуков, трагически погибший в 1994 году. Группа получила второе рождение через год благодаря новому солисту Сергею Куприку и композитору, аранжировщику, мультиинструменталисту Александру Федоркову.

Группа выпустила шестнадцать номерных альбомов (последний - уже после смерти Танича), поэт написал для них больше 300 песен. После смерти Коржукова песни на стихи Танича писали как известные композиторы, так и музыканты группы.

Михаил Танич и группа "Лесоповал"

В 2000 году Михаил Исаевич снялся в клипе на свою песню «Теплоход прогулочный» (муз. Рустама Неврединова) в исполнении Валерия Сюткина. В 2005 году Танич появился в клипе своего детища «Лесоповал» на песню «Было трое нас дружков».

В 2005 году записана совместная дуэтная песня Александра Добронравова с Михаилом Таничем «Мужики как мужики» (муз. А.Добронравов - ст. М.Танич). А в 2013 году Александр Добронравов выпустил альбом «Территория любви» на стихи Михаила Танича.

Танич был членом Союза писателей СССР с 1968 года, автором почти двадцати сборников. Итоговый сборник стихотворений «Жизнь» издал в 1998 году, тогда же выпустил первый песенный сборник «Погода в доме». В 2000 году выпустил книгу мемуаров «Играла музыка в саду». Эту книгу Танич писал (или, скорее, диктовал) в больнице, будучи уже тяжело болен.

Последнее публичное мероприятие, в котором принял участие Михаил Исаевич, состоялось 29 марта 2008 года в Государственном Кремлёвском Дворце на церемонии вручении премии «Шансон года». Уже тогда поэт был тяжело болен, однако нашёл в себе силы выйти на сцену.

Смерть Михаила Танича

В начале 2000-х Танич один за другим перенес два инфаркта. Он прошел через операцию на сердце, когда ему уже было за 70. Но самое страшное произошло, когда писателю поставили диагноз рак в последней стадии. Он страдал от невыносимых болей, но жену щадил, не признавался, как ему было больно.

Михаил Танич умер 17 апреля 2008 года в Москве, причиной смерти стали хроническая почечная недостаточность и длительная онкология.

Его вдова рассказывала: «В 3.10 ночи он умер. А мне никто не сказал. Я поехала к нему в десять утра в полной уверенности, что он еще живой. Когда я узнала, что он умер, то попросила увидеть его. Врач говорит, что когда к только что умершему приходит любимый человек, он может отреагировать на это. Я вхожу, Танич абсолютный труп. Я понимаю, что вернуть его не возможно. Но начинаю говорить слова, которые я не договорила. И когда я сказала «Мишенька, я здесь, я с тобой», у него выступила слеза, он приоткрыл губы и почти беззвучно сказал «Мы с тобой не налюбились». Это было наше с ним прощание».

Похоронен 19 апреля 2008 года на 25 участке (за зданием колумбария) Ваганьковского кладбища в Москве.

Личная жизнь Михаила Танича:

Во время войны у Танича были отношения с немкой Эльфридой Лане. Они познакомились в немецком городе Бернбурге. Однако после окончания Великой Отечественной войны паре пришлось расстаться. Позже Михаил Танич посетил Германию, искал свою первую любовь, но смог встретиться только с ее тётей, которой подарил диск с песнями на свои стихи.

Первая жена - Ирина. Познакомились в Ростове-на-Дону. Однако когда Танича арестовали, жена разорвала с ним отношения.

В первом браке родился сын Юрий. Ирина заставила сына написать письмо, в котором он отказался от отца. Со своим сыном Танич встречался позже, когда тот уже поступил в МГУ, но теплых отношений между ними так и не возникло. Юрий умер очень рано от болезни сердца.

Вторая жена - (родилась 19.11.1937), советская и российская поэтесса, автор слов к песне Аллы Пугачёвой «Айсберг». После смерти Танича - художественный руководитель группы «Лесоповал». Они познакомились в Саратове на дружеской вечеринке. На тот момент Лидия уже знала и даже пела его песни - в 1953 году восемнадцатилетней студентке так понравились стихи Михаила Танича, опубликованные в одной из газет Сталинграда, что она переложила их на музыку и сама исполнила на одной студенческой вечеринке: «Ты не жди от меня совета и не жди от меня подсказки, я и сам заблудился где-то, как Иван-дурачок из сказки...».

Как вспоминала Лидия, о его тюремном сроке она узнала после бракосочетания: «Я узнала о том, что он сидел только после свадьбы. Если бы узнала раньше, то изменила бы я свое решение? Нет, абсолютно! Я все детство общалась с «преступниками» и поняла, что все зависит от души человека. Поэтому, когда Танич мне рассказал о тюрьме, меня это не испугало. Я поняла, насколько он чист по отношению к людям».

Она вспоминаа, что на момент свадьбы супруг был нищий, имел лишь маленькую чайную ложечку и небольшую подушку. Сама Лидия Николаевна к тому времени жила в общежитии и уже успела скопить какие-то вещи и предметы быта, но перед переездом кто-то сказал ей, чтобы брак будет счастливым, если раздать все вещи. «И я приехала абсолютно пустая, у нас ничего не было, но мы все постепенно нажили, любовь помогла это сотворить», - говорила Козлова.

По ее словам, Танич всегда пользовался популярностью у женщин. Однажды она встала утром, где увидела за столом Алену Апину, Ларису Долину и несколько молодых певиц, которые буквально висели на шее у него, обнимали и целовали в щечку. Но она не стала ревновать мужа, ведь он никогда не давал повода, а сам всегда утверждал: «Моя лучше всех!».

В браке родились две дочери - Светлана Михайловна Козлова и Инга Михайловна Козлова (обе дочери взяли фамилию матери чтобы не быть в тени своего знаменитого отца). Инга подарила родителям внуков Льва и Вениамина. Светлана так и не побывала замужем, живет в родительской квартире и занимается архивом отца.

Светлана - дочь Михаила Танича

Фильмография Михаила Танича:

2010 - Спето в СССР. Чёрный кот (документальный)

Фильмография Михаила Танича (песни для фильмов):

1967 - Таинственный монах
1972 - Большая перемена
1973 - Жили три холостяка
1973 - Неисправимый лгун
1976 - По секрету всему свету
1977 - Волшебный голос Джельсомино
1977 - По семейным обстоятельствам
1977 - Три весёлые смены
1979 - Кто получит приз
1979 - Удивительные приключения Дениса Кораблёва
1981 - Ожидание
1981 - Берегите женщин
1982 - 4:0 в пользу Танечки
1983 - Белые росы
1984 - Свадьба соек
1985 - Танцплощадка
1996 - Старые песни о главном-2

Песни Михаила Танича:

«А ду ю спик» (муз. А. Добронравова) - группа «Лесоповал»;
«А любовь права» (муз. Евгения Мартынова) - Евгений Мартынов, Галина Невара;
«А ты не лётчик» (муз. Натальи Ступишиной) - Наталья Ступишина (Анка);
«Айседора» (муз. Е. Ваниной) - исп. Александр Малинин;
«Ангел» (муз. И. Николаева) - исп. Александр Кальянов;
«Анка» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина;
«Анка в Америке» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина;
«Анка в Думе» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина;
«Анка-нэп» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина;
«Анютины глазки» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина;
«Арбузы-гарбузы» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Аты-баты» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя» (солист - Вячеслав Малежик), Эдуард Хиль;
«Аэлита» (муз. Романа Майорова Слова Михаила Танича) - исп. Олег Анофриев (инстр.ансамбль О.Анофриева);
«Аэропорт» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин), Алексей Глызин;
«Ау» (муз. Никита Богословский Слова Михаил Танич) - исп. Валерий Золотухин (к/ф «Берега»);
«Базара нет» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Балалайка» (муз. И. Николаева) - исп. Алла Пугачёва;
«Баня» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Веселые ребята» (солисты - Валерий Дурандин и Алексей Глызин);
«Бархатный сезон» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев;
«Белая черёмуха» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина;
«Белый лист» (муз. Микк Тарго) - исп. Марью Ляник;
«Белый свет» ("На тебе сошёлся клином белый свет...") (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Иосиф Кобзон, Фрида Боккара, Капитолина Лазаренко, Ольга Воронец, Ирина Аллегрова;
«Берега» (муз. Никита Богословский Слова Михаил Танич) - исп. Вокальный квартет «Улыбка»;
«Билет на самолет» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина;
«Бля» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Брачная газета» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Буду» («Маленький кораблик») (муз. С. Алиевой) - исп. Радмила Караклаич;
«Будь первым» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина;
«Будь, что будет» (муз. Я. Френкеля) - исп. Аида Ведищева;
«Бывают жизни дни» (муз. Никита Богословский) - исп. Лев Лещенко (к/ф «День да ночь»);
«Был пацан...» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал», Иосиф Кобзон, Любэ (в исполнении последних песня называется «Мент»);
«В заброшенной таверне» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле;
«В саду играет музыка» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля;
«Вечеринка» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина;
«Винторез» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»;
«Витёк» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, Любовь Успенская;
«Вишня» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина;
«Влюблённый гарнизон» (муз. Я. Френкеля) - исп. Валентин Будилин;
«Возьми меня с собой» (муз. А. Мажукова) - исп. Анне Вески, Любовь Успенская;
«Воробьи» (муз. Н. Ступишиной) - исп. Наталья Ступишина;
«Воровской закон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Воруй, Россия!» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Вредная привычка» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Входи» (муз. А. Журбина) - исп. Павел Смеян;
«Выдумал тебя» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов;
«Год за два» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Годы не стареют» (муз. А. Мажукова) - исп. Лев Лещенко;
«Голубика» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»;
«Гости» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Группа крови» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Гуси-лебеди» (муз. Я. Френкеля) - исп. вокальный квартет «Советская песня», Тульский государственный хор;
«Да-да-да-да» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Буйнов);
«Дарю тебе Москву» (муз. Д. Тухманова) - исп. ВИА «Пламя», ВИА «Надежда», Лариса Долина;
«Дачный роман» (муз. В. Быстрякова) - исп. Валерий Леонтьев;
«Двое» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»;
«Девочка секонд-хэнд» (муз. А. Пугачёвой) - исп. Алла Пугачёва;
«Девятиметровушка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина;
«Девятое мая» (муз. С. Павлиашвили) - исп. Сосо Павлиашвили;
«Дельфины» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник;
«Держи удар» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«День любви» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Детектив» («Спасите, спасите, спасите...») (муз. В. Шаинского) - исп. Тынис Мяги и группа «Мьюзик сейф»;
«Диета» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Днём и ночью» (муз. Ю. Саульского) - исп. ВИА «Добры молодцы»;
«Дождь» (муз. К. Брейтбурга) - исп. Алёна Апина;
«Дом у дороги» (муз. Р. Горобца) - исп. Семён Канада;
«Домовой» (муз. Л. Мерабова) - исп. Клавдия Шульженко;
«До свидания» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Доска Почёта» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«ДПС» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Друг погиб» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Если бы...» (муз. В. Мигули) - исп. Владимир Мигуля;
«Есть закон у тайги» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Красные маки»;
«Жены рыцарей» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик;
«Женька-спонсор» (муз. Е. Кобылянского) - исп. Алёна Апина;
«Жду приказа» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик;
«Живут Магелланы в России» (муз. Я. Френкеля) - исп. Юрий Гуляев;
«Заповедь» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Загляните на Гаити (Порт-о-Пренс)» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик, Валерий Леонтьев;
«Занавес» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев;
«Здравствуй и прощай» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»;
«Зеркало» (муз. Ю. Антонова) - исп. ВИА «Красные маки» (солист - Александр Лосев), Юрий Антонов и группа «Аракс»;
«Зима» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал», Григорий Лепс;
«Золотое сердце» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин;
«Зона оцепления» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин;
«Играю черными» (муз. С. Сархана) - исп. Сархан Сархан;
«Идёт солдат по городу» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко;
«Кажется» (муз. П. Бюль-Бюль оглы) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Как тебе служится?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Майя Кристалинская, Ирина Бржевская, Валентина Дворянинова, Валентина Толкунова;
«Как хорошо быть генералом» (муз. В. Гамалия) - исп. Эдуард Хиль, Вадим Мулерман;
«Калахари» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Картина любви» (муз. В. Малежика) - исп. Павел Смеян и Наталья Ветлицкая;
«Картишки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Карусель» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев;
«Кликуха» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Когда мы любим» (муз. В. Мигули) - исп. ВИА «Пламя»;
«Когда я приду…» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Комарово» (муз. И. Николаева) - исп. Игорь Скляр;
«Кони в яблоках» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Электроклуб» (солист - Виктор Салтыков), группа «Непоседы»;
«Конкурс красоты» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина;
«Королева Марго» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Король сочиняет танго» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле;
«Кормилец» (муз. Р. Горобца) - исп. группа «Лесоповал»;
«Красавчик» (муз. В. Сюткина) - исп. Валерий Сюткин;
«Красивые женщины» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Кума» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Лесом, полем» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик;
«Лесоповал» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Лесорубы» (муз. А. Островского) - исп. Эдуард Хиль;
«Листопад» (муз. Р. Неврединова) - исп. Журга (Галина Журавлёва);
«Личное свидание» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Любить обещаю» (муз. Р. Горобца) - исп. Филипп Киркоров;
«Любо-дорого» (муз. А. Мажукова) - исп. ВИА «Пламя»;
«Любовь - кольцо» (муз. Я. Френкеля) - исп. Нина Бродская;
«Любовь начинается просто» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина;
«Мама» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов с сыновьями Даниилом, Андреем и Дмитрием;
«Мама-улица» (муз. И. Слуцкого) - исп. группа «Лесоповал»;
«Марадона» (муз. Р. Горобца) - исп. * «Тоннель под Ла-Маншем» (муз. В. Севастьянова) - исп. Анне Вески;
«Мармеладная сказка» (муз. В. Малежика) - исп. ВИА «Пламя»;
«Массовка» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина;
«Маяк» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев;
«Мир» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Мне красивого не надо» (муз. Э. Ханка) - исп. Александра Стрельченко, вокальный квартет «Улыбка»;
«Мои проблемы» (муз. А. Укупника) - исп. Лариса Долина;
«Молитва» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Морская песенка» (муз. Ю. Саульского) - исп. Лев Лещенко;
«Моряк сошёл на берег» (муз. А. Островского - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль;
«Москвичка» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Московский самолёт» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Мост качается» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров, Ольга Зарубина;
«Мужики как мужики» (муз. А. Добронравова) - исп. Михаил Танич и Александр Добронравов;
«На последнем сеансе кино» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик;
«На дальней станции сойду» (муз. В. Шаинского) из к/ф «По секрету всему свету» - исп. ВИА «Пламя», Геннадий Белов;
«Надёжный человек» (муз. А. Добронравова) - исп. Иосиф Кобзон, Александр Добронравов;
«Назови меня красавицей» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Анциферова;
«Накрой мне плечи» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле;
«Налог» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«На последнем сеансе кино» (муз. Е. Доги) - исп. Лариса Долина;
«Наша дискотека» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»;
«Наша жизнь» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал», Александр Добронравов;
«Наша песня» (муз. В. Гамалия) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Лерман);
«Наши девчонки» (муз. Я. Френкеля) - исп. Виктор Вуячич;
«Не жалей» (муз. С. Намина) - исп. группа Стаса Намина (солист - Александр Лосев);
«Не забывай» (муз. Ю. Антонова) - исп. Юрий Антонов и группа «Аракс»;
«Нелюдимая» (муз. А. Басилая) - исп. Николай Караченцов;
«Не обижайся на меня» (муз. В. Добрынина) - исп. ВИА «Синяя птица» (солист - Юрий Метёлкин);
«Не привыкай» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина;
«Не раскачивай лодку» (муз. В. Преснякова-старшего) - исп. Александр Кальянов;
«Не сказать, что люблю…» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Не теряйте любимых» (муз. И. Словесника) - исп. Илья Словесник;
«Неточка Незванова» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Не хлопай дверью» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле;
«Новоселье» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Ноль градусов» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Норильск» (муз. Д. Тухманова) - исп. Феликс Царикати;
«Ну что тебе сказать про Сахалин?» (муз. Я. Френкеля) - исп. Ян Френкель, Юрий Визбор;
«Обижаюсь» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Объяснение в любви» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина;
«Одесса» (муз. В. Матецкого) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко);
«Одесса» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник;
«Ожидание любви» (муз. В. Матецкого) - исп. Екатерина Семёнова и ВИА «Весёлые ребята» (солист - Алексей Глызин);
«Осенние цветы» (муз. Б. Тимура) - исп. Наталья Ступишина;
«Палаточный город» (муз. О. Фельцмана) - исп. Иосиф Кобзон;
«Парень из нашего города» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина;
«Парень с гитарой» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов;
«Пароходы» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев, Игорь Николаев;
«Паутиночка» (муз. Л. Лядовой) - исп. Людмила Зыкина, Нина Пантелеева, Валентина Толкунова;
«Папарацци» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Пельменная на Пятницкой» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Первая любовь» (муз. С. Алиевой) - исп. Любовь Привина;
«Первая обида» (муз. А. Укупника) - исп. Анжелика Варум;
«Первый срок» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Переменные дожди» (муз. Р. Горобца) - исп. Алексей Глызин;
«Песенка друзей» (муз. А. Бабаджаняна) - исп. Анатолий Королёв;
«Песня нашего лета» (муз. В. Матецкого) - исп. София Ротару и ВИА «Веселые ребята»;
«Песня Нептуна» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина;
«Песня о дружбе» (муз. Н. Богословского) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Песня о кино» (муз. Я. Френкеля) - исп. Марк Бернес;
«Петька» (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина;
«Письмо учительнице» (муз. Я. Френкеля) - исп. Владимир Макаров, Геннадий Каменный;
«Платок» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»;
«Повезло!» (муз. Е. Мартынова) - исп. Евгений Мартынов;
«Побег» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«По грибы» (муз. В. Гамалия) - исп. Алла Пугачёва, Анна Герман, Гелена Великанова;
«Погляди мне в глаза» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»;
«Погода в доме» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Подорожник» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»;
«Подружка» (муз. И. Демарина) - исп. Ирина Аллегрова;
«Позволяю» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Пол-коечки» («Рябиновая настойка»)(муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина, Любовь Успенская;
«Политпросвет» («Товарищ Фурманов») (муз. И. Азарова) - исп. Наталья Ступишина;
«Помни обо мне» (муз. С. Муравьёва) - исп. Алиса Мон и группа «Лабиринт»;
«По морозу, по зиме» (муз. З. Бинкина) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Попевочки» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Попутка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина;
«Посылочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Посторонние» (муз. Микк Тарго) - исп. Марью Ляник;
«Потерянный рай» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин);
«Похожа на мечту» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин;
«Почему я сказала вам нет?» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха;
«Прекрасна Родина зимой» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал», Александр Добронравов;
«Признание в любви» (муз. С. Туликова) - исп. Виктор Вуячич, Людмила Зыкина, Майя Кристалинская;
«Притяжение любви» (муз. Р. Паулса) - исп. Валерий Леонтьев;
«Причесочки» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Провинциалка» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик;
«Проводы любви» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Проехали» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Пропиши меня, Москва!» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина;
«Прости меня» (муз. А. Укупника) - исп. Ирина Понаровская, Лариса Долина, Ирина Круг;
«Простой сюжет» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин;
«Просто танго» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Прощай, местечко Кишинев» (муз. М. Мармара) - исп. Миша Мармар;
«Птичий рынок» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Раба любви» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага;
«Радовать» (муз. А. Днепрова) - исп. Анатолий Королёв, Анатолий Днепров;
«Радуга» (муз. А. Флярковского) - исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Валентина Толкунова;
«Разберёмся» (муз. Р. Горобца) - исп. Яак Йоала;
«Развод» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Разгуляй» (муз. Р. Горобца) - исп. Ольга Зарубина;
«Ревнуй меня» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Ресторан» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Ринг» (муз. А. Барыкина) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин);
«Рита-Рита-Маргарита-Маргаритка» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник;
«Робот» (муз. Л. Мерабова) - исп. Алла Пугачёва;
«Росинка» (муз. О. Молчанова) - исп. Алёна Апина;
«Россиюшка» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Рыцарская песня» (муз. В. Шаинского) - исп. Татьяна Кочергина;
«Рябиновая настоечка» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина, Любовь Успенская;
«С тобой» (муз. В. Шаинского) - исп. ВИА «Поют гитары»;
«Самолёт-самолёт» (муз. О. Иванова) - исп. Лев Лещенко;
«Секундомер» (муз. И. Николаева) - исп. Тынис Мяги и группа «Мьюзик сейф»;
«Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова) - исп. Эдита Пьеха, ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Добрынин);
«Сентиментальный вальс» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Симфонический оркестр» (муз. А. Укупника) - исп. Аркадий Укупник;
«Синие дожди» (муз. Г. Мовсесяна) - исп. ВИА «Пламя»;
«Скажи мне всё» (муз. А. Басилая) - исп. ВИА «Иверия» (солист - Манана Тотадзе);
«Скоро мне выходить» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
СМС (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин;
«Снежный человек» (муз. В. Раинчика) - исп. ВИА «Верасы»;
«Соловьи» (муз. И. Духовного) - исп. группа «Лесоповал»;
«Спасибо вам, люди» (муз. Э. Колмановского) - исп. Людмила Сенчина;
«Спецмолоко» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Стамбул» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Старый боцман» (муз. И. Николаева) - исп. Валерий Леонтьев;
«Стена» (муз. А. Укупника) - исп. Лариса Долина;
«Столовка» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Столыпинский вагон» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Сто первый километр» (муз. А. Федоркова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Страдания» (муз. Я. Френкеля) из к/ф «Белые росы» - исп. Николай Караченцов;
«Строгий капрал» (муз. В. Гамалия) - исп. Вадим Мулерман;
«Сургут» (муз. А. Добронравова) - исп. Тамара Гвердцители и Александр Добронравов;
«Сухарики» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Так недавно и давно» (муз. В. Малежика) - исп. Вячеслав Малежик, Альберт Асадуллин;
«Так уж бывает» (муз. О. Фельцмана, сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Майя Кристалинская, Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Эдуард Хиль, ВИА «Здравствуй, песня»;
«Талисман» (муз. Евгения Жаровского Слова Михаила Танича) - исп. Владимир Трошин;
«Тамада» (муз. А. Экимяна) - исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Танцплощадка» (Е. Дога) - исп. Лариса Долина;
«Текстильный городок» (муз. Я. Френкеля) - исп. Раиса Неменова, Майя Кристалинская, Ян Френкель, Валентина Толкунова и ансамбль «Ткачихи»;
«Телеграмма» (муз. Р. Паулса) - исп. Лайма Вайкуле;
«Теплоход прогулочный» (муз. Р. Неврединова) - исп. Валерий Сюткин;
«Терема» (муз. Ю. Логинова) - исп. Александр Кальянов;
«Территория любви» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов, Александр Малинин;
«Тоннель под Ла-Маншем» (муз. В. Севастьянова) - исп. Анне Вески;
«Тося» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Три линии» (муз. Р. Горобца) - исп. Надежда Чепрага, Светлана Янковская;
«Три минуты» (муз. Р. Паулса) - исп. группа «Карнавал» (солист - Александр Барыкин), Валерий Леонтьев;
«Три татуировочки» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Третий звонок» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Трое» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Ты встречай» (муз. Я. Френкеля) - исп. ВИА «Самоцветы»;
«Ты - есть!» (муз. Б. Журавлёва) - исп. Игорь Тальков;
«Ты снишься мне» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Узелки» (муз. С. Коржукова) - исп. Алёна Апина;
«Улыбнись, Россия!» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин, группа «Лесоповал»;
«Фантомас» (муз. К. Семченко) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко);
«Форточки-лопатники» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Футбол» (Женихи) (муз. А. Добронравова) - исп. Юлия Началова и Александр Добронравов;
«Хит-парад» (муз. А. Укупника) - исп. Алёна Апина;
«Ходит песенка по кругу» (муз. О. Фельцмана - сл. М. Танича и И. Шаферана) - исп. Эдуард Хиль, Нина Дорда;
«Хороший парень» (муз. И. Азарова) - исп. Игорь Азаров;
«Хочу быть любимой» (муз. Р. Горобца) - исп. Лариса Долина;
«Хочу в круиз» (муз. И. Демарина) - исп. Игорь Демарин;
«Цветные сны» (муз. В. Шаинского) - исп. Муслим Магомаев, ВИА «Верасы»;
«Цимес» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Чечёточка» (муз. А. Добронравова) - исп. Александр Добронравов;
«Чёрное и белое» из т/ф «Большая перемена» (муз. Э. Колмановского) - исп. Светлана Крючкова;
«Чёрные пальчики» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Чёрный кот» (муз. Ю. Саульского) - исп. Тамара Миансарова, группа «Браво»;
«Чертаново» (муз. В. Матецкого) - исп. ВИА «Весёлые ребята» (солист - Александр Буйнов);
«Чудо-земля» (муз. Д. Тухманова) - исп. группа «Маки» (солист - Константин Семченко), Валерий Леонтьев;
«Шалава» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Щипачи» (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Я Вас люблю» (муз. И. Азарова) - исп. Эдита Пьеха;
«Я верю!» (муз. В. Малежика) из к/ф «Один за всех» - исп. Николай Караченцов;
«Я куплю тебе дом» («А белый лебедь на пруду качает павшую звезду...») (муз. С. Коржукова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Я люблю мою Москву» (муз. Н. Пескова) - исп. Олег Анофриев;
«Я не звоню» (муз. В. Кузьмина) - исп. Владимир Кузьмин;
«Я оттуда…» (муз. А. Добронравова) - исп. группа «Лесоповал»;
«Ящики почтовые» (муз. И. Саруханова) - исп. Игорь Саруханов;
«Новая звезда» (муз. А. Малинина) - исп. Ваня Попов, Александр Малинин, Лайма Вайкуле, Александр Серов, Лариса Долина, Валерий Леонтьев, Алла Пугачева и Сергей Челобанов

Михаил Исаевич Танич – советский и российский поэт-песенник, художественный руководитель музыкальной группы . Песни, написанные на стихи Танича, попадали в репертуар эстрадных исполнителей, звучали в кинофильмах.

Михаил родился в сентябре 1923 года в Таганроге. Танич – это творческий псевдоним поэта, а настоящая фамилия Танхилевич. Евреями были отец и предки по этой линии.

В 4 года Михаил Танич научился читать. Рифмовать начал несколько позже. Как и у многих ребят, для Михаила самым большим увлечением был футбол. Первый мяч мальчику папа подарил в 5 лет. Родители радовались одаренности сына, который писал стихи и увлекался рисованием.

Счастливое детство окончилось для Михаила Танича в один миг. Когда юноше исполнилось 14, отца – начальника управления коммунальным хозяйством Таганрога – арестовали по обвинению в расхищении социалистической собственности. Вскоре Исаак Танхилевич был расстрелян. Забрали и мать Михаила. Юноше пришлось перебраться к деду, маминому отцу в Ростов-на-Дону. Здесь в 1941 году Миша получил школьный аттестат.


Спустя год отправился воевать. Освобождать родину от фашистов пришлось на Белорусском и Прибалтийском фронтах. Михаила определили в войска противотанковой артиллерии. За время воинской службы Танич получил тяжелое ранение и контузию и чуть не попал в общую могилу. После госпиталя вновь ушел на фронт, где опять чуть не погиб, провалившись под зимний лед латышского озера. Победу Таничу удалось встретить в Германии. Фото Михаила военного периода по-прежнему занимаю почетное место в семейном архиве. Позднее его коллега – использовал воспоминания поэта-песенника при создании сценария военной комедии «Женя, Женечка и «Катюша».

После войны Танич приехал в Ростов-на-Дону, где поступил в инженерно-строительный вуз. Но доучиться не успел. По доносу одного из студентов Михаила арестовали, обвинив в антисоветской агитации: в студенческой компании молодой человек упомянул о том, что немецкая радиотехника лучше, чем советская. Этого оказалось достаточно, чтобы получить 6 лет строгого режима.


Отбывать срок наказания Михаила Танича отправили на лесоповал возле Соликамска. И здесь молодой человек, едва выживший на войне, опять чуть не погиб. Спасло его только то, что талантливого паренька взяли в бригаду, где Михаил отвечал за наглядную агитацию. Все, кто прибыл в одной партии с Таничем, за 6 лет погибли.

На волю Михаил Исаевич смог вернуться только после смерти . Но на три года бывший заключенный получил ограничение в правах. Его творческая карьера начиналась в провинции. Поначалу Михаил жил на Сахалине. Подрабатывал в местной газете, где печатали его стихи. Здесь впервые поэт подписался придуманной фамилией Танич.


В 1956 году будущий поэт-песенник был реабилитирован, но в Москву отправился не сразу. Первым делом Михаил решился отправить несколько поэтических произведений в редакцию «Литературной газеты» и сразу же получил одобрительный ответ от Булата Окуджавы. Бард посоветовал молодому человеку перебираться поближе к столице, что Михаил Танич и сделал, надолго поселившись в городе Орехово-Зуево.

Поэзия

Творческая биография Михаила Танича развивалась успешно. Вскоре после знакомства с редакцией «Литературной газеты» молодой человек уже вовсю сотрудничал с разными изданиями. Спустя год после переезда в Подмосковье вышел дебютный сборник стихов.

Однажды в издательстве «Московский комсомолец» Танич встретился с . Это знакомство оказалось судьбоносным. Первым плодом совместного творчества оказалась песня «Текстильный городок». После выхода в эфир шлягер одобрили слушатели. А первой исполнительницей стала сама .

Михаил Танич продолжил плодотворное сотрудничество с Френкелем, а затем нашел других поэтов и композиторов, близких по духу. Никита Богословский, Эдуард Колмановский и – это самые знаменитые из тех, с кем работал в тандеме Танич.

Первым всенародно любимым хитом Танича, написанным вместе с Шаинским, стала песня «Черный кот». Потом последовала другая, под названием «Робот», которую спела . Начинающей певице на тот момент исполнилось всего 15 лет. Ранние хиты и тоже написаны Михаилом Исаевичем.

Многие звезды эстрады гордились сотрудничеством с известным поэтом-песенником. Песни на стихи Танича пели , и , которую поэт называл «своей». Но «любимым ребенком» оказалась группа «Лесоповал». Михаил Танич организовал музыкальный коллектив и впоследствии написал для него больше 300 песен, в число которых вошли «Я куплю тебе дом» («А белый лебедь на пруду»), «Неточка Незванова», «Не убивай - не убивал», «Три татуировочки», «Вагон столыпинский». С этим коллективом поэт-песенник работал до самой кончины. «Лесоповал» выпустил 16 своих альбомов, последний из которых вышел уже после смерти руководителя.

Но бывало, что исполнители с сомнением относились к видимой простоте текстов Танича. Так было с песней «Мы выбираем, нас выбирают», которая стала визитной карточкой фильма «Большая перемена», но первоначально вызывала сомнение у режиссера картины Алексея Коренева. То же самое произошло с хитом «Спасите разбитое сердце мое», к которому певец отнесся с недоверием, а также со шлягером «Комарово», сделавшим за один вечер звездой.

Неприятной для Михаила Танича стала критика хита «Белый свет». В интервью знаменитый бард раскритиковал строчки припева, в написании которого участвовали два поэта-песенника – Игорь Шаферан и Танич. Позднее Высоцкий раскаивался в горячности собственных слов.

Личная жизнь

Первой любовью Танича была немка Эльфрида Лане. Пара познакомилась в военные годы. Но после окончания Великой Отечественной Лане осталась жить в Германии. Уже будучи знаменитым поэтом-песенником, Михаил Танич посетил Германию, но сумел встретиться только с родственницей первой возлюбленной, которой подарил диск с песнями на свои стихи.


В Ростове-на-Дону личная жизнь Михаила Танича пошла на новый виток. Молодой человек познакомился с девушкой по имени Ирина. Но когда студента арестовали и Михаил отбыл на лесоповал, молодая жена разорвала с супругом отношения.

Мечты о счастливой семейной жизни осуществились в Саратове. Однажды на вечеринке Михаил познакомился с красивой девушкой, которая проникновенно пела. Как оказалось, пела его песни. Это было прекрасным поводом сначала для знакомства, а потом и для супружеской жизни, долгой и счастливой. В этом браке появились дети – дочери Светлана и Инга. Они подарили отцу замечательных внуков Льва и Вениамина.

Смерть

17 апреля 2008 года Михаил Танич почувствовал себя плохо. Он давно страдал от букета хронических болезней: четыре операции на сердце, почечная недостаточность и онкология в последней стадии. Поэта госпитализировали 10-го апреля. Родные надеялись на выздоровление. Танич мечтал успеть дописать последнюю книгу мемуаров «Играла музыка в саду». В больнице Михаил Исаевич, уже не в силах писать, еще несколько дней диктовал текст.

17 апреля сердце Михаила Исаевича остановилось из-за полученных осложнений. Поэта похоронили на Ваганьковском кладбище. Сейчас на могиле установлена памятная бронзовая скульптура работы Эрнста Неизвестного.

После смерти поэта на "Первом канале" вышел памятный концерт «Не забывай», где выступили музыканты, с которыми поэт плотно сотрудничал долгие годы. Команда ЦСКА, преданным болельщиком которой был Михаил Танич, почтила поэта-песенника минутой молчания на очередном матче чемпионата России. новую песню из своего репертуара «Заколбасило» посвятил поэту.

Спустя 10 лет артисты эстрады вновь почтили память Михаила Танича – 8 января 2018 года в эфире канала «ТВ Центр» состоялся показ концерта «Все хорошее не забывается», в котором участвовали Игорь Николаев, группа «Лесоповал», и другие.

Дискография

  • «Балалайка»
  • «Белый свет»
  • «В заброшенной таверне»
  • «Выдумал тебя»
  • «Идет солдат по городу»
  • «Карусель»
  • «Комарово»
  • «Кони в яблоках»
  • «На дальней станции сойду»
  • «Не забывай»
  • «Погода в доме»
  • «Провинциалка»
  • «Проводы любви»
  • «Так уж бывает»
  • «Узелки»

Когда началась война, Михаилу Таничу еще не исполнилось 18-ти. Но, закончив артиллерийское училище, он тут же отправился на фронт. За проявленную в боях отвагу Михаила представили к званию героя Советского Союза, но заявка была отклонена: Танич оказался сыном врага народа. После победы поэт сам очутился в застенках НКВД за то, что невзначай похвалил немецкий радиоприемник.

Сын «врага народа»

На самом деле фамилия поэта вовсе не Танич, а Танхилевич. Впоследствии ставшим известным на всю страну псевдонимом поэт стал пользоваться именно после отбытия 6-летнего срока заключения. Но сначала об отце. Исаак Самойлович служил руководителем коммунального хозяйства города Таганрога. В 1937 году его арестовали, обвинив в хищении социалистической собственности. Через несколько месяцев Танхилевича расстреляли.
Так как заодно с отцом НКВД забрал и мать Миши, 14-летний подросток отправился к своему дедушке в Мариуполь. В начале войны семье снова пришлось переехать: на этот раз в Тбилиси. Именно там Михаил и закончил артиллерийское училище. Он должен был стать лейтенантом, а получил лишь звание старшего сержанта. Ничего не попишешь: «враг народа».

Хороший радиоприемник!

В военных действиях Танич проявлял отвагу, за что был награжден Орденом Славы III степени и Красной Звездой. Командование ходатайствовало о присвоении Михаилу Исаевичу звания героя Советского Союза, но получило отказ. В составе Красной Армии поэт прошагал от Белоруссии до самой Германии, где он и услышал радостную новость о победе. Будучи в немецком городе Бернбурге, Танич случайно познакомился с некой Эльфридой Лане. Между молодыми людьми завязались теплые отношения. Но до брака дело не дошло.
Михаил вернулся на родину и подал документы в инженерно-строительный институт в Ростове. Однако доучиться он не успел. В 1947 году Танича увез прочь черный воронок. Кто-то из студенческой братии донес на него. Мол, Танхилевич хвалил заграницу и говорил, что там лучше, чем в Союзе. Но на самом деле в беседе с однокурсниками Михаил восхитился всего лишь германским радиоприемником «Телефункен». Следователя такие детали не интересовали, и молодой человек был обвинен в антисоветской агитации и осужден на 6 лет.

Лагерь

Танича отправили на лесоповал неподалеку от Соликамска. В суровых лагерных условиях осужденные умирали один за другим, так и не дождавшись освобождения. Михаил Исаевич наверняка разделил бы их участь. У него уже опухали ноги, и все тело покрылось фурункулами. Но поэту повезло: его перевели с лесоповала в контору.
Танхилевич вышел на свободу в 1953 году, тогда, когда скончался Сталин. Но свобода эта была относительной, так как ограничивалась отметкой «поражение в правах». Поэтому некоторое время Михаил жил на Сахалине. Он писал стихи, которые печатались в одной из местных газет. Именно тогда поэт и взял себе псевдоним Танич.
В 1956 году Танича реабилитировали, в связи с чем он наконец получил право поселиться в столице. Танхилевич окончательно сменил свою настоящую фамилию на ту, которой подписывал свои стихи, и отправился в Москву. Там он вскоре подружился с композитором Яном Френкелем и стал знаменит на всю страну.

Лидия Козлова-Танич.

Лилия Шарловская

Лидия Козлова-Танич: «Миша любил принимать большие компании»

«После смерти Танича Игорь Николаев оформил на меня апартаменты в Майами» - вдова поэта делится воспоминаниями.

«После смерти Танича Игорь Николаев оформил на меня апартаменты в Майами» — вдова поэта делится воспоминаниями о муже.

Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу, стих…" Наверное, Танич никогда не стал бы Таничем, если бы в страшные послевоенные годы на строительстве Сталинградской ГРЭС не встретил юную студентку техникума Лиду Козлову. Она — сама талантливый поэт, автор одного из самых известных хитов «Айсберг», посвятила жизнь мужу. Была его музой и вдохновительницей, верной подругой и соратницей. С первого дня знакомства Лида поняла, что судьба свела ее с гением.

Лидия Козлова-Танич: «А вы знаете, что Танича первый раз я увидела во сне? Когда поступила в строительный техникум в Сталинграде, жить мне было решительно негде. Некоторое время я ночевала в общежитии на одной кровати с другой девочкой, а потом решила снять койку в городе. Нашла бабку, страшную, как баба-яга, лицо у нее было сморщенное и всегда злое. За десять рублей она пустила меня пожить на старом диване в подвале. Стипендия у меня была восемнадцать рублей. А потом оказалось, что у бабки доброе сердце, и меня она по-своему любила. Спросила однажды: «Хочешь суженого увидеть?» А я тогда не целовалась даже, дикая была до ужаса. Но кто ж не хочет увидеть суженого? Бабка говорит: сложи из спичек колодец и ложись спать. И вот ночью мне приснилась вся моя жизнь, которая, надеюсь, еще не кончилась, и человек с лицом Танича, про которого только и подумала тогда: «А ничего, красивый!»

Как же произошла историческая встреча?
Лидия:
«Я заканчивала техникум, и меня по распределению направили в Москву. Я очень хорошо училась. И я — вот что в башке моей было легкомысленной — заявила, что хочу остаться и работать на Сталинградской ГРЭС. Приехала на стройку, поселили меня в общежитии. Наступило седьмое ноября, в нашей комнате решили собраться молодежной компанией. В складчину, как тогда говорили. И вот я мою полы, дверь открывается, и входят два парня и две девушки красоты необыкновенной. Я даже актрис таких никогда не видела! А один из мужчин — с лицом того самого моего суженого из сна. Я возьми и ляпни: «Ой, я вас знаю!» Он удивился, а я забилась в дальний угол во время вечеринки, переживала: как бы не подумал, что я к нему пристаю… В разгар вечера ребята попросили: «Лида, спой!» Иногда я пела, подыгрывая себе на гитаре, сочиняла музыку, стихи. Взяла гитару, объявляю: «Я вот недавно песенку написала, а стихи в газете прочитала, их написал какой-то Танич». И тогда этот, суженый, который весь вечер глаз с меня не сводил, наклонился и шепнул мне на ухо: «А Танич-то — это я!»

Просто невероятная, мистическая история! Вы, наверное, верите в чудеса, Лидия Николаевна?
Лидия:
«Верю. Потому что в моей жизни чудес было много. Да и сама жизнь не чудо разве? Мы выжили в той страшной войне… Когда началось наступление, мы с родителями отправились из Саратова в эвакуацию, но немец шел быстрее, чем мы ехали. Застряли в глухой деревне на Волге. Голод был страшный. Мне было десять лет, я слышала слово „конфета“ и не представляла даже, что это такое… Однажды родители отправили меня за хлебом, его раздавали в деревенской чайной. Я зажала карточку в руке и шла по снегу по темной деревне. Захожу — там дым коромыслом, народу много, а на стене висит картина — огромная, во всю стену. На ней изображен эпизод из лермонтовского Печорина: герой скачет на коне, через седло у него переброшена Бэла, а за ними гонятся чеченцы. Я просто обмерла возле такой красоты. Смотрю и от волнения тру в руке карточки, тру… Когда опомнилась, от карточек ничего не осталось — труха одна. Как идти домой после этого? Там семья голодная сидит и ждет меня с хлебом… Весь день бродила по поселку, даже в колодец заглядывала, броситься хотела. Пришла домой все-таки, призналась. Родители даже слова не сказали. А утром объявление по радио: карточки отменены. Разве это не чудо?»

Михаил Исаевич в интервью рассказывал, что вас ему тоже нагадала цыганка. Это правда?
Лидия:
«Он мне так говорил. Шел как-то по базару, навстречу цыганка: „Дай погадаю!“ Он шутки ради протянул ладонь. А она ему и говорит: „Жену твою будут звать Лидой!“ На тот момент, как рассказывал Танич, у него даже знакомой с таким именем не было. Отца Танича расстреляли в 1938 году, он занимал важный пост в руководстве города Таганрога. Мать тоже посадили. Мишу забрал дед. Устроил его в железнодорожный техникум. Там, кстати, Танич женился первый раз. Девушка по имени Ирина его пирожками угощала, а он вечно голодный был… Так и стали жить вместе. Сын у них родился. Ребенок военного времени, слабого здоровья всегда был. Он и ушел из жизни раньше Танича. Часто у нас бывал, Михаил Исаевич общался с ним всегда… Железнодорожникам давали бронь, но Танич сам попросился в армию. И служил всю войну. И дошел до Германии. Потом уж в институте в Ростове его спросили однокурсники: „Миш, а как там живут немцы в Германии?“ Он простодушно так сказал: „Дороги там хорошие, автобаны. Мы по ним летели на „Студебеккерах“, как на самолетах“. И этого было достаточно, чтобы по доносу его арестовали и дали шесть лет лагерей».

Вам не страшно было выходить замуж за человека с такой биографией?
Лидия:
«Я была влюблена и об этом не думала даже! С Ирой он уже к этому моменту развелся. Когда Миша был в лагерях, она прислала ему письмо с просьбой о разводе. Он, конечно, не возражал… Да и после первой нашей встречи он надолго пропал: не хотел портить мне судьбу. Уволился со стройки и попросился работать в районную газету — это через Волгу в другой город. Но долго не выдержал, стал мне писать. Каждый день. И однажды написал: приезжай. Я тут же уволилась, все бросила и поехала. Вернее, пошла: через Волгу был пешеходный мост длиной два километра, у которого вместо поручней — канаты. Как я шла под дождем и ветром по нему? Вот ведь любовь вела!»

И как началась ваша семейная жизнь?
Лидия:
«Весело! И очень голодно. Нас пустила пожить семья рыбака. Отвели нам летнюю кухню. Там и стали жить, дочка наша старшая там родилась — Инга. Смешно — после первой нашей брачной ночи Танич говорит: „Если ты прямо сейчас не забеременела, значит, ты меня не любишь!“ У меня сердце в пятки ушло — откуда я знаю, забеременела я или нет? Слава богу, все сложилось хорошо. Так он снова условие ставит: „Если родится парень, уйду из дома!“ И когда Инга родилась, я лежу в роддоме, плачу. Сестры хлопочут, думают, горе у меня какое. А я от счастья плачу!»

Кто выбрал дочери редкое имя?
Лидия:
«Танич, конечно. Он же всю жизнь был спортсменом, любил физкультуру и всегда ценил спорт. Тогда имя конькобежки Инги Артамоновой гремело на всю страну».

Он продолжал писать стихи?
Лидия:
«Конечно. Я, когда беременная ходила, каждый день доставала его листочки и читала новые стихи. Я сразу поняла, какого уровня это талант. И начала его потихонечку пилить: Миша, отправь стихи в Москву, отправь! Он поначалу отмахивался от меня, как от назойливой мухи. Но, знаете, капля камень точит. Он отправил стихи в «Литературную газету» и получил ответ за подписью Булата Окуджавы: «Михаил, вы очень талантливы, вам надо переезжать в Москву». Но Булат не знал, что Мише после лагерей нельзя было приближаться к столице ближе чем на сто километров. Но и тут я начала давить на него: давай хотя бы поближе переберемся, куда-нибудь в Московскую область. В результате разных обменов мы оказались в Орехове-Зуеве в подвальной типа казармы квартирке. Там было так сыро и бегало так много крыс, что мы в туалет ходили с метлой — их отгонять. У Танича открылся лагерный еще туберкулез, у него ноги гноились так, что я повязки меняла каждый час, а на ночь под простынь подкладывала резиновые пеленки…

У Инги тоже начался туберкулез. Тут еще одна дочка родилась… Денег было мало. Танич писал стихи, их печатали, но получал он за это копейки. Платили за стих тридцать рублей. Больше одного в газету не ставили. Ну как могла семья прожить на эти деньги? Но к нему уже стали приезжать другие писатели, поэты из Москвы. Талант Танича заметили. И однажды Володя Войнович, он тогда на радио работал, видя, как мы бедствуем, сказал: напиши песню — за нее больше платят. Шестьдесят рублей или даже девяносто, если песня хорошая.

Танич написал стихи, пошел в редакцию молодежной газеты. Ему отказали. Ну, как можно написать про тогдашнего министра обороны «водят девки хоровод, речка лунная течет. Вы, товарищ Малиновский, их возьмите на учет»? Он, расстроенный, идет по коридору и встречает человека огромного роста. Тоже грустного. То да се, разговорились. Танич признался, что ему зарубили стихи. Собеседник попросил их почитать. Спросил: а можно я попробую к ним музыку подобрать. Так появилась песня «Текстильный городок», музыку написал Ян Френкель, тот самый высокий человек. Эта песня потом прозвучала в программе «Доброе утро».

И Танич проснулся знаменитым?
Лидия:
«Да кто же знает авторов слов песен, да еще в лицо? Он рассказывал, как однажды пошел на Курском вокзале деньги поменять в ларьке, а оттуда „Городок“ на полной мощности звучит. Танич обалдел — только два дня назад песня впервые прозвучала по радио! Его гордость распирает, он продавщице и говорит: „Эту песню я написал“. Та посмотрела на него презрительно: „Да брось ты! Мордой не вышел, чтобы такие песни писать!“ Вот так, смеялся потом муж, меня впервые ударила слава».

И вы стали богатыми людьми?
Лидия:
«Вы не знали Михаила Исаевича! Знаете, что он купил на свой первый приличный гонорар? Через два года после успеха «Текстильного городка» муж получил авторские деньги — двести рублей. Радостный ехал домой, но по дороге в комиссионном встретил приемник деревянный такой, огромный. Телефункен. Он его купил и приволок домой. Мы его поставили на единственную тумбочку и слушали до утра.

Даже когда Танич стал известным поэтом, и композиторы выстраивались в очереди за его стихами, он не стал богачом: Миша любил принимать большие компании, был хлебосолен. Наголодавшись и настрадавшись в детстве, этот человек готов каждому помогать и в первую очередь, конечно, накормить и напоить".

Как вы думаете, почему его песни так принимали люди?
Лидия:
«Это особый дар поэта — писать так, чтобы к каждой душе протоптать дорожку. После успеха „Текстильного городка“ Танича и Френкеля отправили на Сахалин по линии ЦК комсомола — писать гимн про остров. И Танич все равно написал простую душевную песню „Ну что тебе сказать про Сахалин?“. Начальство было недовольно, а вот народ принял, и до сих пор на Сахалине считают ее гимном».

А «Айсберг», знаменитый хит Аллы Пугачевой?
Лидия:
«С ним было еще проще. У нас дома часто бывал молодой и никому еще не известный композитор Игорь Николаев. Танич не особо любил работать со знаменитостями. Считал, что они уже всего достигли, у них все есть. А вот молодежь принимал, помогал и писал для них с удовольствием. Так однажды в нашем доме появились Игорь Николаев и Саша Малинин. Малинину Танич сразу сказал: „Тебе не попсу, а романсы петь надо“. Малинин прислушался — и поет романсы до сих пор. Игоря Николаева Танич ценил особенно, сразу увидел в нем большой талант. Посоветовал: у тебя нет ни одной песни, попробуй сначала с Лидой написать что-нибудь. И мы сделали с Игорем песню для Людмилы Гурченко, потом еще одну — для Эдиты Пьехи. Однажды Игорь пришел к нам, голодный, как всегда. Я налила ему борща и села рядом. Во время обеда Игорь попросил у меня что-нибудь из новенького. Я показала ему „Айсберг“. Он почитал, выпил рюмку коньяка и сел к роялю. Через двадцать минут была готова песня».

Лилия Шарловская

Исполнители платят вам за песни?
Лидия:
«Никогда не платили. Мы с Мишей всю жизнь прожили на отчисления с авторских гонораров. Танич уже болен был, когда у него купили первые стихи. Александр Иратов для нового альбома Алены Апиной выкупил целый цикл, начиная с песни «Узелки», кажется, по двести долларов за песню. Потом еще покупали, но это продолжалось недолго — Танич умер.

Игорь Николаев, к тому времени очень известный композитор и исполнитель, решил сделать мне подарок — оформил на мое имя апартаменты в Майами. Но я отказалась: зачем мне это одной? Игорь вообще очень мне помог: когда не стало Танича, он просто был рядом и этим буквально спасал меня. И Иосиф Кобзон звонил утром и вечером, добился места на Ваганьковском кладбище для Миши…"

После ухода Михаила Исаевича вы заменили его на месте художественного руководителя группы «Лесоповал». Это было новое для вас дело?
Лидия:
«Помилуйте, какое новое! С того дня, когда Танич написал свое первое стихотворение для „Лесоповала“, и до сегодняшнего дня я постоянно нахожусь в орбите всех проблем группы. Миша вовсе не собирался создавать группу. Более того, он не хотел в своих стихах касаться лагерной темы. Но есть такое слово в древнерусском языке „донжить“. Смысл его передает современное слово „приставать“, так я вот его донжила: кто, как не ты, прошедший лагеря, должен написать об этом? Я привела к нему Сережу Коржукова. Они попробовали написать одну песню, другую — и дело пошло. Однажды Танича пригласили на телевидение. Он тогда уже был очень популярен. Согласился выступить, но с условием: он покажет новую программу и нового исполнителя. Они с Сережей спели семь песен. И взорвали эфир! У меня дома оборвали телефон, звонили со всего Союза: кто этот парень? Потом родилась песня „А белый лебедь на пруду“ — практически гимн „Лесоповала“… Когда Танича не стало, ребята пришли на похороны. И на поминках при всех попросили меня возглавить группу. Так мы уже шесть лет и работаем без Миши».

Лидия Николаевна, а ваши дочери не пошли по стопам отца?
Лидия:
«Инга, старшая, стала художником. Вместе с мужем, тоже художником, они уехали учиться в Голландию и там остались. Двое их сыновей тоже окончили академию живописи, активно выставляются и имеют успех в Европе. У меня уже и правнук есть — шестилетний Миша. Младшая дочь Светлана посвятила свою жизнь сохранению наследия отца. Она работает с архивами, готовит к печати его стихи. И сама пишет — и прозу, и поэзию».

«Лесоповал», песни, дети, что еще оставил вам муж?
Лидия:
«Я никогда в жизни не притрагивалась к его бумагам. У нас был ритуал: он просыпался рано, часов в семь и писал. Я вставала позже, и он нес мне новое стихотворение. И так каждый день! И вот его не стало, я зашла в его кабинет. Все бумаги разложены по папочкам: стихи для «Лесоповала», для издательства. все четко — все указания, куда кому и что. Там были стихи и про меня… «Кто бы знал, как ты прекрасна поутру. Как тебе твой макияж не ко двору. Как восходят надо мною всякий раз оба солнышка твоих зеленых глаз. Кто бы знал, да кто бы видел, да любой. Он бы должен просыпаться бы с тобой. Кто бы знал, как ты прекрасна. Ты сама. Но, а я сошел от ревности с ума…»