Тесты на определение внутриличностных конфликтов. Диагностика конфликтной ситуации




Большинство этих методик построено в рамках предметной позитивистской методологии, общие положения которой применительно к социальной диагностике были рассмотрены выше. Господство этого подхода в данном типе методик связано, на наш взгляд, с тем, что базовыми методами для них послужили методы социальной психологии, в первую очередь - метод тестирования.

Примером такого рода методики является шкала диагностики ролевого конфликта у руководителей первичного производственного коллектива, разработанная С.И. Ериной [Ерина, Кузьмин, 1983]. С помощью опросника, состоящего из набора суждений, с которыми руководитель должен согласиться или не согласиться, выявляется наличие психологического конфликта и степень его выраженности у руководителя, а также зоны деятельности руководителя, вызывающие конфликтные переживания. Предполагается, что руководитель при выполнении им социальной роли находится в условиях перекрестных ожиданий по отношению к нему со стороны вышестоящих руководителей, его коллег и контрагентов из других подразделений организации, с которыми он взаимодействует, а также его подчиненных. Эти ожидания могут противоречить друг другу, и сам руководитель в условиях этих перекрестных давлений может воспринимать свою позицию как конфликтную или неконфликтную.

Как уже говорилось чуть выше, первый блок данной методики - блок описания реального состояния объекта - построен на предметной методологии. По способу задания должного эта методика относится к использующим ценностно-нормативный подход. В методике выделяются три зоны ролевого конфликта по степени выраженности: высокая (более 133 баллов, набранных опрашиваемым), средняя (от 85 до 133) и низкая (менее 85 баллов). Кроме того, в методике выделены четыре группы возможных противоречий, которые позволяют определить, какой именно тип ролевого конфликта вызывает у руководителя наибольшую напряженность. По мнению С. И. Ериной, возможны следующие зоны противоречий [Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002, с. 207]:

А - различные ожидания от групп «сверху» и «снизу»;

В - сложившиеся условия и ролевые требования;

С - разные ролевые требования;

Д - внутренние устремления, ценности личности и ролевые требования.

Следует отметить, что в данной методике предполагается, что оптимальна та ситуация, когда уровень ролевого конфликта по разным группам противоречий низкий. Такая установка вполне логично вытекает из того факта, что методика создавалась в предметном поле психологии. Отсюда и видение конечной цели как достижение определенного комфорта (прежде всего психологического) для руководителя. Если же обратиться к организационной теории, то этот тип конфликта (ролевой внутриличностный конфликт) рассматривается как неустранимый позиционный конфликт.

В рамках теории организаций эта проблематика рассматривалась представителями школы социальных систем, в частности Ч. Барнардом, который выявил феномен так называемого «паралича воли». По мнению Барнарда, неудачи многих администраторов зачастую вызваны не их технической некомпетентностью, а своего рода «параличом действия» - в стрессовой ситуации руководитель утрачивает способность принимать решения, совершать активные действия. Все это является результатом конфликтов, вытекающих из сложности и взаимной противоречивости различных кодексов (под «кодексами» Ч. Барнард понимает комплекс моральных, юридических, технических, профессиональных и организационных норм, регламентирующих деятельность организации), а также реакций на противоположные кодексы. Руководитель является носителем целого ряда противоположных требований (моральных кодексов), обусловленных его включением одновременно в несколько социальных групп и принадлежностью к нескольким социальным ролям, что и вызывает у менеджера ролевой внутриличностный конфликт.

Таким образом, наличие определяемых методикой противоречий - вполне закономерное и неустранимое явление в организациях. Сама же методика не позволяет отделить определение наличия этих противоречий от негативных переживаний руководителей, с одной стороны, а с другой - оценить, насколько этот внутренний конфликт влияет на эффективность работы руководителя. То есть осознание руководителем наличия этих противоречий не есть еще основание думать, что он менее эффективен.

Целая группа методик нацелена на диагностику стратегий и тактик поведения человека в конфликте. Наиболее известная - тест К. Томаса, направленный на выявление репертуара поведенческих тенденций в противоречивых ситуациях. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор методики считает применимой двумерную модель регулирования конфликтов, основополагающими факторами в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет пять возможных тактик поведения в конфликтной ситуации. 1.

Тактика «Избегание» имеет место при низкой напористости и низком значении кооперации. Для нее характерно нежелание брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Человек, придерживающийся такой тактики, старается выйти из ситуации, не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. 2.

Тактика «Уступка» или «Приспособление» - при низкой напористости и высоком стремлении к кооперации. Эта тактика характеризуется стрем лением сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Человек в этой ситуации проявляет готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями, но при условии сохранения хороших отношений. 3.

Тактика «Противоборство» или «Соперничество» - при высоком уровне напористости и низком значении кооперации. Прежде всего, это стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. При такой тактике характерно применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнера.

Исход конфликта воспринимается только в терминах победы или поражения. 4.

Тактика «Компромисс» - при средних значениях напористости и кооперации. Человек, придерживающийся этой тактики, стремится урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Это поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не удовлетворяются. 5.

Тактика «Сотрудничество» - при высоких значениях напористости и кооперации. Это поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Стороны совместно анализируют разногласия и вырабатывают решения. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. По мнению К.Томаса, только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Испытуемому предлагается 30 пар суждений, каждое из которых отражает одну из возможных стратегий поведения. Испытуемый выбирает из каждой пары то, которое он считает более соответствующим его типичному поведению. В результате можно определить, в какой степени в репертуаре человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса. Формулировки суждений «очищены» от ситуативного контекста и потому дают возможность диагностировать именно личностные тенденции к преимущественному использованию тех или иных стратегий.

Представленная методика, к сожалению, не позволяет связать выбор той или иной стратегии с эффективностью деятельности сотрудников или руководителей в организации. Кроме того, задание должного в данной методике также ориентировано на ценностно-нормативный подход: как следует из описания стратегий поведения, наиболее эффективной представляется стратегия сотрудничества, при использовании которой возможно завершение конфликта по принципу «выигрыш - выигрыш».

Подобный опросник, нацеленный на изучение стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, разработан А.А. Ершовым. Он выделяет у руководителей первичных организаций четыре основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализируются в конфликтных ситуациях: -

ориентация на труд и его эффективность; -

ориентация на себя, свои взгляды и опыт; -

ориентация на официальную субординацию, права и обязанности.

Методика состоит из 12 конфликтных ситуаций, для каждой из которых

предлагаются четыре варианта решений, соответствующих четырем возможным ориентациям.

Для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях специалистами используются и проективные тесты, одним из которых является тест Ф. Розенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентифицировать себя с одним из них. Слова партнера на рисунке содержат некое обвинение (явное или скрытое) в адрес респондента или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой, и это позволяет определить, как человек обычно реагирует на фрустрирующую ситуацию: поиском виноватого вовне, самообвинением или как-то иначе.

На базе этого теста был разработан тест «Деловые ситуации», состоящий из двадцати рисунков, изображающих конфликтные ситуации в организации.

Как и в случае с методикой К. Томаса, блок задания должного в этих тестах представлен ценностно-нормативным критерием: предполагается, что есть некая оптимальная стратегия поведения в любой конфликтной ситуации, следование которой способно привести к минимизации деструктивных последствий данного конфликта.

Психологические тесты используются для определения уровня конфликтности личности. Например, опросник А. Басса и А. Дарки (1957 г.) предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности. Авторы разделили понятия агрессии и враждебности и дифференцировали их проявления, выделив следующие виды реакций: 1)

физическая агрессия, предполагающая использование физической силы; 2)

косвенная агрессия, не направленная на другое лицо или вообще ни на кого не направленная; 3)

раздражение - готовность человека к проявлению негативных чувств; 4)

негативизм - оппозиционная манера в поведении, проявляющаяся в активном или пассивном сопротивлении существующим нормам; 5)

обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия; 6)

подозрительность - недоверие по отношению к окружающим вплоть

до убежденности в их злых намерениях и действиях; 7)

вербальная агрессия - вербальное выражение негативных чувств через форму и содержание высказываний; 8)

чувство вины - угрызения совести, ощущаемые субъектом и возможное его убеждение в том, что он совершает нечто плохое.

Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности (шкалы 1, 2 и 7) и враждебности (шкалы 5 и 6). Остальные шкалы отнесены авторами к так называемым особым реакциям, дополняющим анализ враждебных и агрессивных реакций.

Понятие нормы в этой методике, созданной психологами, имеет отношение к психологической норме - границам проявления признаков в генеральной совокупности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + 4, а враждебности - 6,5 - 7 + 3. Кроме того, для каждой шкалы оценивается «номинальная сумма баллов по видам реакций».

Проблема использования этой и ряда подобных методик, направленных на оценку агрессивности субъекта, состоит в том, что это есть диагностика не собственно самих конфликтов, а лишь склонности человека к тому или иному типу поведения в конфликтных или близких к ним, фрустрирующих ситуациях. Поэтому возможно их использование лишь как дополнительных инструментов, позволяющих прояснить или спрогнозировать действия участников конфликта. Причем степень достоверности этого прогноза может оказаться весьма незначительной, поскольку организационные переменные никоим образом не участвуют в задании нормы: непонятно, насколько необходима и обоснованна та или иная реакция участников организационного конфликта в каждом конкретном случае.

Внутриличностный конфликт

контрольная работа

Диагностика конфликтной ситуации

В ходе диагностики конфликтной ситуации нами были рассмотрены три группы методов:

1). Психологические:

Самооценка комплекса неполноценности.

Тест на склонность к внутриличностному конфликту (Кноблох - Фальконетт)

Самооценка характера по методике Р. Кэттела

2). Методы социальной работы

Карта социального развития ребенка

Паспорт семьи

3) Социологические методы

Опросник на самодиагностику типового семейного состояния.

Тест на самооценку комплекса неполноценности показал, что подросток закомплексован, себя оценивает негативно, «зациклин» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно борется с собой, и это только усугубляет и комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет отношения с людьми.

Тест на склонность к внутриличностному конфликту показал, что подростку присуща внутренняя конфликтность личности. Склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе.

Самооценка характера по методике Р. Кэттела дала следующие результаты. Подросток, скорее всего, не очень нуждаетесь в обществе других и по натуре, как говорят, не контактен. Вполне возможно, что он скептически относитесь к знакомым и довольно строго судит других. А это, как известно, ограничивает круг близких друзей, с которыми легко быть откровенным. У него богатое воображение и, как следствие, высокий творческий потенциал. Данный тест так же показал, что подростку присуща внутренняя конфликтность.

Благодаря карте социального развития ребенка мы узнали, что школьные занятия он не пропускает, к учебе относится позитивно, поведение в школе и в не школы отличное, в классе достаточно общительный, у него нет правонарушений, он не стоит на учете в ИДИ.

Опросник на самодиагностику типового семейного состояния показал следующие результаты: подросток считает, что именно он оказывается виноват во всем, что случается в его семье; подросток часто чувствует на себе критические взгляды матери; ему кажется, что если бы вдруг он исчез, то никто бы этого не заметил; когда он дома, он все время из-за чего-нибудь переживает.

Внутриличностный конфликт

Семья Р. состояла из трех человек: гражданки М., гражданина П, и их несовершеннолетнего сына. Гражданка М. и гражданин П. развелись, мальчик остался жить с гражданкой М.. Гражданин П. переехал в другой город и не желает общаться со своим сыном...

Внутриличностный конфликт

Может проводиться: - индивидуальная работа с подростком (консультация с психологом, тренинг на повышение самооценки; телефон доверия, по которому подросток сможет всегда позвонить; трудотерапия, для того...

Гендерные особенности стратегий поведения в конфликтах

Понятие конфликт существует как в науке, так и в обыденной жизни, наделяя понятие конфликт своим специфическим смыслом. Каждый из нас понимает, что такое конфликт, и даже более каждый уже сталкивался с конфликтными ситуациями...

Конфликтные ситуации и способы их преодоления

Жизненные ситуации, в которых оказываются люди, чрезвычайно разнообразны. Обстоятельства жизни отдельного человека или целой социальной группы могут быть скоротечными, преходящими или, напротив, длительными застойными...

Конфликты в общении

В реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения. Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях...

Конфликты в организации: факторы, связанные с социально-психологическим климатом

Существуют пять основных стратегий разрешения конфликта. В основу их положена система, называемая методом Томаса - Килменна. Метод был разработан К.У. Томасом и Р.Х. Килменном в 1972 году...

Личность в конфликтной ситуации

Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Так, Конфуций - знаменитый мудрец Древнего Китая - утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты порождают, в первую очередь...

Понятие и виды внутриличностных конфликтов

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890--1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины...

Пути разрешения социальных конфликтов

Психологически конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины...

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Ставя перед собой задачу разрешения конфликтов...

Разрешение конфликтной ситуации и конфликта

Что могут сделать в этом направлении руководитель коллектива, его ближайшие помощники? Прежде всего они могут и должны реалистически, не тенденциозно оценить суть конфликтной ситуации...

Разрешение конфликтной ситуации и конфликта

Катализатор любой конфликтной ситуации - это стремление противостоящих сторон к достижению определенных общественно или лично значимых целей. Цели сторон - движущая сила конфликтной ситуации...

Способы разрешения конфликта

Итак, если разбираться в подлинных причинах конфликта, приходится тщательно анализировать всю цепочку взаимосвязей между событиями и людьми. Анализируя причины поведения сторон в различных конфликтах, нетрудно заметить...

Стратегия поведения в конфликтной ситуации

формы и способы разрешения конфликтной ситуаци

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными...

Внутриличностные конфликты

Краткий общий опросник оценки статуса здоровья

Методика SF‑36 направлена на определение степени удовлетворенности больного своим физическим, психическим и социальным функционированием в условиях болезни.

Опросник включает 36 вопросов и 9 категорий для оценки качества жизни.

· «Физическая активность» (ФА) - субъективная оценка респондентом своей повседневной физической нагрузки, не ограни­ченной состоянием здоровья в настоящее время.

· «Роль физических проблем в ограничении жизнедеятель­ности» (РФ) - субъективная оценка степени ограничения своей повседневной деятельности, обусловленной проблемами со здоровьем.

· «Боль» (Б) - роль субъективных болевых ощущений в ограничении повседневной деятельности.

· «Общее здоровье» (ОЗ) - субъективная оценка общего состояния своего здоровья в настоящее время.

· «Жизнеспособность» (ЖС) - субъективная оценка респонден­том своего жизненного тонуса.

· «Социальная активность» (СА) - субъективная оценка уровня взаимоотношений с друзьями, родственниками, кол­легами и др. лицами из ближайшего социального окружения.

· «Роль эмоциональных проблем» (РЭ) - субъективная оценка степени ограничения повседневной деятельности, обусловленной эмоциональными проблемами.

· «Психическое здоровье» (ПЗ) - субъективная оценка своего настроения.

· «Сравнение самочувствия» (СС) - дополнительная категория, характеризующая динамику изменения общего самочувствия респон­дента за прошедший год.

Внутриличностные конфликты представляют собой различные противоречия как между динамическими силами внутри личности, так и личностными тенденциями и требованиями окружающей среды. Каждый индивид испытывает влияние трех основных конфликтов :

· Я - Другие,

· Я - Окружающий мир.

Указанные конфликты являются источником личностного развития. При наличии различных психологических проблем, невротических или психосоматических расстройств количество внутриличностных конфликтов увеличивается и их интенсивность возрастает. Идентификация этих конфликтов позволяет определить цели психотерапевтического вмешательства и выбрать метод психотерапии.

Тест интраиндивидуальных конфликтов был предложен немецким психотерапевтом В. Лаутербахом и затем апробирован в Психоневрологическом НИИ им. В.М. Бехтерева. Данная методика позволяет выявить противоречия между элементами системы отношений испытуемого.

В рамках концепции методики конф­ликт понимается как относительная противоречивость мыслей, мнений, установок, отношений в пределах ограниченного когни­тивного поля.

Когнитивное поле включает 2 компонента:



· набор понятий – понятия выбираются исследователем совмест­-

но с испытуемым после тщательного сбора анамнеза,

· взаимоот­ношения между выбранными понятиями – данные взаимоотношения представляют собой возможные зоны конфликтов.

Каждое из понятий связано с другими посредством двух направленных отношений, оцениваемых при помощи ведущего понятия «Я».

Единицей анализа конфликтного влияния служит набор из трех понятий. При ответе на вопросы пациент оценивает влияние каждого понятия либо как отрицательное, либо как положительное.

Оценка конфликта проводится следующим образом.

· Если в триаде число отрицательных отношений составляет нечетное число, то определяется психологическое противоречие.

· Если же число отрицательных отношений составляет четное число, то триада не содержит психологических противоречий.

В ходе обработки результатов вычисляется показатель конфликтности, который может принимать значения от 0 (отсутствие конфликта) до 100 (максимально выраженный конфликт).

Каждый человек хотя бы однажды оказывался в конфликтной ситуации, и не только с внешним миром – окружающими, но и прежде всего с самим собой. А внутренние конфликты могут запросто перерасти во внешние. Для психически здоровой личности не выходящий за рамки нормы внутренний конфликт вполне естественен. Причем ситуация внутриличностной противоречивости и напряжения в определенных рамках не только естественна, но и необходима для совершенствования и развития самой личности. Любое развитие не может происходить без внутренних противоречий (кризисов), а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках разумного, он действительно необходим, ибо умеренное критическое отношение к собственному “Я”, недовольство собой, как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самоактуализации и самосовершенствования, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), раскрывшего биосоциальный и биопсихолог ический характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между социально-культурными нормами и биологическими влечениями и желаниями человека, между сознанием и бессознательным. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), который определил его как ситуацию, в которой на человека одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три вида конфликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. “Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода”.

2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания. Пример: с одной стороны, ребенок должен выполнять школьное задание, которое он не хочет делать, а с другой - его могут наказать, если он его не сделает.

3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Пример: ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.

Последующее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления - американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является “Я-концепция” - представление личности о самой себе, образ собственного “Я”, формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе “Я-концепции” происходит саморегуляция поведения человека.

Но “Я-концепция” часто не совпадает с представлением об идеальном “Я”. Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс (несовпадение) между “Я-концепцией”, с одной стороны, и идеальным “Я” - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, последствием которого может стать тяжелое психическое заболевание.

Широкую популярность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей (см. здесь).

Самая высшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (1905-1997), создавшим новое направление в психотерапии - логотерапию (от гр. logos - мысль, разум и гр. therapeia - лечение). По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла”.


Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и становится причиной внутриличностного конфликта, который в последствии приводит к “ноогенным неврозам” (от гр. noos - смысл).

По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и вызван расстройством “духовного ядра личности”, в котором собраны смыслы и ценности человеческого существования, составляющие основу поведения личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.

Именно экзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пустоты существования порождает на каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся в скуке и апатии. Скука - свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потому что смысл жизни обрести гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того, нужда, например, толкает человека к действию и способствует избавлению от неврозов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А. Н. Леонтьева (1903-1979), который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.

Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь вызвана противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не обязательно живет только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А. Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной.

Противоречивое взаимодействие этих “вершин” мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.

Следовательно, внутриличностный конфликт, естественно присущий внутренней структуре личности,- нормальное явление. Любой личности присущи внутренние противоречия и борьба между различными стремлениями. Обычно эта борьба проходит в пределах нормы и не нарушает гармоничности личности. “Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы”. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь образ жизни. Именно тогда последствиями становятся несчастная личность и несложившаяся судьба.

Таковы причины внутриличностного конфликта. Определение внутриличностного конфликта: внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Таким образом, можно выделить следующие свойства внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равноценными. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ - большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается отрицательными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:

4.5 Rating 4.50 (1 Vote)

Методика, в основу которой положен этот принцип, получила рабочее название «Ценностно-потребностная сфера личности и внутриличностный конфликт».

Процедура тестирования заключается в попарном сопоставлении ценностей друг с другом: каждую из 15 ценностей, входящих в структуру ценностно-потребностной сферы личности, нужно сравнить с остальными 14-ю, выбирая каждый раз ту из них, которая лично обследуемому кажется более жизненно важной. На втором этапе эксперимента тестируемый точно так же попарно сравнивает те же самые ценности, но каждый раз выбирает более легко достижимую.

Ценности, используемые в тесте, сформулированы так, что испытуемый может вкладывать в них свое субъективное содержание. Если в процессе обследования тестируемый пытается уточнить, как нужно понимать предлагаемую формулировку, экспериментатор ни в коем случае не должен навязывать ему какую бы то ни было трактовку ценности, и давать каких-либо разъяснений по поводу ее содержания. Обследуемому предлагается сравнивать ценности так, как он сам их понимает. В этой ситуации тестируемый вынужден спроецировать свои бессознательные потребности и ценности на экспериментальную ситуацию. Таким способом в методике реализуется проективный принцип.

Угроза возникновения внутриличностного конфликта оценивается с помощью специально вычисляемого индекса, представляющего собой разность числа предпочтений каждой ценности остальным 14-ти по критериям их жизненной важности и субъективной доступности.

Положительное значение этого индекса является индикатором внутреннего конфликта в соответствующей зоне ценностно-потребностной сферы личности. Высокое его значение указывает на наличие глубокого внутриличностного конфликта.

Обратное соотношение оценок по критерию жизненной важности и легкости достижения сравниваемых ценностей (отрицательное значение индекса), напротив, свидетельствует о состоянии «внутреннего вакуума», духовной пустоты, отсутствия побуждений в исследуемой зоне ценностно-потребностной сферы личности. В. Франкл называл такие состояния «экзистенциальным вакуумом» или «фрустрацией жизненного смысла» и считал их главной причиной «ноогенных» неврозов.



Эмпирические исследования, проведенные на различных экспериментальных выборках, позволили определить список из 15 наиболее диагностически значимых ценностей, которые составляют структуру ценностно-потребностной сферы личности. Это следующие ценности:

Эта методика интегрирована в автоматизированную «Систему Психологического Исследования Ценностно-Потребностной Сферы Личности», которая представляет собой комплекс программных модулей для IBM-совместимых машин, снабженных необходимыми средствами для создания и ведения баз данных. «Система …» написана на языках программирования Clipper и C. Экспериментальные данные сохранятся в формате dBase (.dbf) и могут впоследствии использоваться практически в любой прикладной программе (статистика, графика, моделирование), способной распознать этот формат.

В исследовании использовалась еще одна компьютерная версия методики диагностики ценностно-потребностной сферы личности. Если в первом, описанном выше варианте методики, попарно сопоставлялись конкретные фиксированные ценности, то вторая ее версия основывалась на сопоставлении субъективно предпочитаемых каждым испытуемым и им самим отобранных слов-ценностей, наполняющих основные зоны ценностно-потребностной сферы его личности.

Исходным материалом для выделения основных ценностных зон стали формулировки ценностей из «Толкового словаря» . Отбирались слова, состоящие из трех, четырех, пяти, шести и т.д. букв, обозначающие различные потребности, а затем с помощью экспертных оценок определялась их жизненная значимость. Затем наиболее значимые потребности группировались экспертами по их предполагаемому содержанию. Результатом такой группировки стало выделение ценностных зон, которые оформились после обобщения слов-ценностей различной длины. Таких зон оказалось 8:

1. Гедонистическая – потребности, реализующие принцип удовольствия.

2. Безопасности – потребности, отражающие необходимость защиты личности.

3. Эго – доминирование личных, эгоистических интересов.

4. Экзистенциальная – потребности, связанные с действием социальных и политических факторов.

5. Аффилиативная – потребности, отражающие межличностные взаимодействия.

6. Когнитивная – интеллектуальные и познавательные потребности.

7. Ритуальная – потребности, связанные с соблюдением социальных традиций, обрядов, установлений.

8. Трансцендентальная – духовные потребности человека и потребности роста, самосовершенствования и самоактуализации.

Ценностно-потребностная сфера личности, таким образом, представляет собой структуру, представленную перечисленными ценностными зонами, каждая их которых отражает определенную направленность личности и указывает на возможную траекторию ее самореализации .

Все зоны ценностно-потребностной структуры были представлены восемью ценностями. Таким образом, полный список содержал 8*8=64 слов-ценностей. В эксперименте использовался набор из следующих 64 шестибуквенных слов:

Гед Без Эго Экз Афф Ког Рит Тра
Одежда Помощь Власть Родина Любовь Знание Амулет Миссия
Экстаз Забота Борьба Правда Дружба Истина Иерарх Мораль
Жилище Оружие Победа Подвиг Улыбка Талант Обычай Творец
Отпуск Доспех Добыча Выборы Беседа Теория Ритуал Поэзия
Гурман Отвага Хватка Партия Диалог Мудрец Жертва Музыка
Эмоция Рыцарь Выгода Диктат Собрат Ученый Клятва Богема
Допинг Деньги Золото Бюджет Община Ирония Память Сказка
Натура Защита Бизнес Пресса Работа Мнение Символ Библия

Эксперимент проводится в 2 этапа:

1. Из исходного списка слов-ценностей обследуемый выбирает 32, по 4 из каждой группы, которые, по его мнению, являются наиболее важными в жизни каждого человека, оказывают самое сильное влияние на его поведение. Затем из этих 32 выбирается 16, по 2 из 4 уже выбранных, и, наконец, 8, по одной из каждой пары. Таким образом, из 8 ценностей, входящих в каждую ценностную зону, выбирается самая, с точки зрения обследуемого, значимая.

2. Восемь тестовых слов-ценностей попарно сравниваются друг с другом. При этом каждая из них обязательно должна быть сопоставлена со всеми остальными, поэтому общее число предъявлений – 56 пар (потребности не сравниваются сами с собой). Такое сравнение производится в 2 этапа: сначала из каждой пары выбирается та, которая более личностно значима для обследуемого, а потом та, которая субъективно воспринимается как более легко достижимая. Число предпочтений каждой потребности на первом этапе субтеста служит показателем жизненной важности этой ценности, а количество выборов на втором этапе – субъективной доступности. Разность между показателем жизненной важности и субъективной доступности – индекс внутриличностного конфликта .

Спланированный таким образом эксперимент позволяет сделать вывод о структуре ценностно-потребностной сферы личности и возможности возникновения внутриличностного конфликта в любой из ее зон.