Учимся дома: социальная сеть домашнего образования. Школьное образование vs обучение дома




18 Фев 2014, Наталия Хоробрых

Эпиграф:

«Если хотите вырастить хороших детей, то тратьте на них вдвое меньше денег и вдвое больше времени.»

Приветствую всех, кто соскучился по Наталии с Тёмкой, а особенно тех, кто интересуется, как проходит наше обучение на дому. А точнее, как движется наша жизнь, в которой есть место и обучению тоже.

Если честно, с каждым днем я все лучше осознаю, что наше решение учиться дома было верным. Эти месяцы, когда мы дома, стали самым замечательным временем нашей жизни.

Осенью нас активно атаковали жуналисты. Вначале я принимала всех, щедро отвечала на вопросы, а потом поняла, что перекручивают информацию так… что лучше молчать, и стала отказываться от бесед, сюжетов и интервью. Но вспомнила о них потому, что как-то зашли к нам журналист и оператор, и оператор посмотрел на Тёмку и сказал: «Сразу видно счастливого ребенка, не изможденного и затравленного школой».

Потому что, если честно, у нас тут такой домашний театр, что скучно не бывает никогда. Тёмины друзья по двору приходят к нам «потусоваться», поиграть в сценках, послушать веселые рассказы по истории и литературе. В общем, порой бывает проходной двор, зато я никогда не слышала столько детского (подросткового!) смеха, как в последние пару месяцев.

Но начну по порядку. Я уже писала, как мы организовали процесс , в таком режиме мы занимались до начала декабря. А затем обнаружилось то, что всю школьную программу за седьмой класс мы прошли.

Немного о том, что значит «прошли программу». Это было не тупое изучение учебника, само собой. Мы двигались по темам, предложенным учебникам, но поднимали чуть больше пластов.

Например: Физика. Раздел «Оптика». Изучили темы учебника, покопались, что у нас есть еще на тему «Оптика» в других книгах (спасибо моему папе за шикарную физико-математическую бибиотеку), изучили, обсудили. Обговорили применение оптики в быту.

* Самое сложное в занятиях для меня — это придумывать находить то, для чего это может пригодиться в практической жизни. Это невероятно сложно! Потому что 70-80% школьной программы ему не пригодится никогда, по себе помню!!!

И вот в таком режиме мы весело прошлись по всем предметам. Хотя, если честно, была часть предметов, к которым я разрешила отнестись формально, то есть на уровне учебника. Потому что главное научить ребенка обучаться, находить информацию . А современные дети даже в интернете искать информацию не умеют. Мой сейчас как справочное бюро: постоянно прибегают к нему «помоги то», «найди это»… Хотя мой тоже еще не всегда может использовать правильный алгоритм поиска того, что нужно.

Ценнее самообразования нет. И если ребенка научить учиться, то он сможет освоить все. Когда это понадобиться, а не чтоб складировать бесполезное в голове. Есть такие теоретические предметы, которые, я уверена, если понадобится, он легко освоит сам.

Хотя даже я не предполагала, насколько отсталые сейчас учебники. В них написано все так, как будто последние 50 лет не развивалась ни биохимия, ни генетика, не было никаких научных и исторических открытий.

История — вообще отдельный пласт. Даже не хочу эту тему поднимать, столько лжи, сколько на нас навешали по истории, вообще сложно вообразить. Безобразнее школьного учебника по этому предмету вообще сложно что-то найти…

В общем, к началу декабря я поняла, что надо что-то делать… яркое, интересное, новое. Тёмка явно понял, что школьная программа во-первых слегка глуповата, а во-вторых — надо же чем-то второй семестр заниматься? И мы стали составлять список навыков, которые необходимы каждому человеку в жизни, и которым не учат в школе. Когда-нибудь я познакомлю вас с этим списочком.

Мы активно по нему работаем, и это ценнее любой школы! Там все, от умения общаться и делопроизводства, до психологии и слепого метода печати.

В начале декабря у нас был очередной этап сдачи тестов. И вот тут наконец-то мы вступили с Тёмой в тихий заговор. Получив на руки очередную «порцию» тестов, ребенок пришел домой в легком шоке… Почему? А я ниже приведу вам некоторые из вопросов, и вы поймете.

Наш заговор состоит в том, что мы разделили процесс получения знаний на «знать» и «сдать». Мы отвечаем на тесты, чтоб сдать. А то, что мы учим помимо этого, служит более высоким задачам.

Осенью я проводила опросы среди учеников 6-7 класса близлежащих школ. Представьте себе, на вопрос: «Зачем вы учите математику?» абсолютно все дети ответили «Чтоб хорошо написать контрольные». Такие же ответы были и по другим предметам. На вопрос «Для чего читать программные произведения по литературе?» ответ был «Чтоб пересказать содержание учительнице и получить нормальную оценку». Тестовое мышление. Всё. Ничего более. Даже на вопрос об изучении украинского (русского) языка, ответ был такой: чтоб писать контрольные и диктанты без ошибок. То есть ответ «писать грамотно» даже не звучит!

Ценности школьного образования нет никакой. Ни в общем, ни конкретно для детей. В школу они ходят исключительно ради общения с одноклассниками и «задрачивания» учителей. Особенно это подкрепляется кучей пабликов в социалках на тему того, что самые богатые люди мира не учились в школе, и что можно «рубить бабло», не обладая никакими знаниями. Это лезет сейчас из всех щелей! Более того, например, политикам это выгодно: безграмотными людьми с примитивными инстинктами управлять всегда проще.

Да, может самые богатые люди мира и не получили самого лучшего образования, но самообразование у них было на высоком уровне. Плюс фантастическая работоспособность. Только вот подростки почему-то об этой стороне не задумываются…

На фоне веселой и счастливой жизни, у нас обострились отношения с одной из соседских семей снизу. Их живет 10 человек в трехкомнатной квартире, один компьютер на всех, чёрная зависть и злость к нам идет постоянная. Ну еще бы, мало того, что я дома сижу, так теперь еще и Тёма, и все всегда счастливые.

И вот теперь у Тёмы серьезное жизненное испытание: стоит ему выйти и начать спускаться вниз, как обязательно кто-то из той квартиры выходит, ругается, говорит ему гадости. А я учу ребенка не реагировать на это все. Тоже своего рода школа жизни: отвечать весело и с улыбкой на оскорбления, а то и вообще проходить и не реагировать. Это же мне без разницы, вот они меня и не трогают, а к малому пристают, видя, что он «заводится». Тёмка ведь «взрывной» парень, легко возбудимый с детства. А сейчас еще и возраст этот переходный, когда все чувства обострены. Но он старается. Чтоб понятен был уровень соседа, вот что он Тёме ВКонтакте пишет:

Я прошу у своих читателей прощения за такое, конечно, но… Обратили внимание на грамотность, на лексику? Парню 19 лет, окончил ПТУ, постоянно хвалится, что он из милицейской семьи, поэтому что бы он ни делал, ему ничего не будет. Что поделаешь, новые законы нашей страны, введенные в январе, позволяют ему говорить и вести себя так. Но об этом ниже.

…А ведь вырастают такие из-за чего? Из-за того, что родители ответственность за детей спихнули на школу, а в школе запрещено даже на второй год оставлять! Все-равно ставят хотя бы «шестерки», чтоб перевести.

Хотите продемонстрирую, что достаточно знать, чтоб получить 6 баллов (это как раньше тройка). Беру из пачки тестов любой, какой попадется — «История средних веков». Переписываю.

Вопросы, уровень на 6 баллов.

Задание 1.

Выбрать один правильный ответ:

1. Великим переселением народов называют:

а. открытие новых земель
б. завоевание германских племен под давлением гуннов
в. вторжение арабов на территорию Европы.

2. Королевство франков возникло на территории:

а. Галлии б. Италии. в. Северной Африки

3. В 486 г в битве возле города Суассон франки разгромили:

а. гуннов б. арабов в. римлян

4. Кто из представителей династии Меровингов имел прозвище «Короткий»:

а. Хильдерик III б. Хлодвиг в. Пипин.

В данном тесте это все. Таких тестов 4 или 5 за год сдаешь и считай на троечку наработал.

Ладно, историей я вас утомила. Приведу пример из теста по физкультуре. Не смейтесь, сейчас и такое сдают. Узнав об этом, моя подруга, педагог театрального института по сценическому движению, сказала: «Теперь я понимаю, почему они спрашивают, можно ли им не ходить на занятия, а просто реферат мне написать». По сценическому движению! Не история чай!

Ладно, пару простеньких вопросов по физкультуре:

Каков размер футбольных ворот?

а. Длина 5 м 22 см, высота 1,5 м 24 см.
б. длина 8 м 36 см, высота 2 м 30 см
в. длина 9 м 41 см, высота 2,20 м 53 см
г. длина 7 м 32 см, высота 2 м 44 см

Прелесть, правда? Особенно мне понравилось как дана высота в вариантах ответа а и в . Я не ошиблась, Там так и написано: 1,5 м 24 см. Написать 1 м 74 см они ну никак не могли.

Второй пример вопроса:

Какой вред приносит курение?

а. никакого
б. губит здоровье
в. немного ослабляет организм
г. негативно влияет на слизистую оболочку рта

Представляете, какое у нас веселье с ответами!

А третий пример приведу — просто чудо! Готовы?

Вопрос: Нужна ли физическая подготовка туристу?

а. Да.
б. Нет.
в. Абсолютно не нужна.
г. Нет ни одного правильного ответа.

Вот читаешь и не знаешь, смеяться или плакать. Или прибить того, кто такие тесты составляет. Тёма в шоке был, когда их получил и просмотрел. О чем еще можно говорить? Открывая секрет, скажу: школа, в которую мы с этого года оформились, оказывается ещё и спортивная, входит в тройку лучших в области! Вот все хочу спросить, по каким критериям это определяют. Неужели по качеству тестов?

Теперь о нашем зимнем эксперименте.

С середины декабря до середины января я начала эксперимент: я разрешила ему делать то, что ему нравится и хочется. Ничем не ограничивая (разумеется, на посещение кружков это не распространялось). И стала просто наблюдать. Время ведь у нас есть, до годовых контрольных далеко.

Ещё хочу добавить, что в середине ноября у нас появился щенок. Девочка, которую мы назвали Поночка. У нас недалеко от дома раздавило собаку машиной, осталось три щеночка. Двоих он пристроил, третьего принес нам.

Я согласилась, при условии, что за щенком будет ухаживать целиком и полностью он. Щеночку тогда было 2 месяца. После прививок и карантина начался этап выгуливания по 4-5 раз в день. Плюс приготовление пищи. И это тоже стало занимать определенную часть времени дня. Зато ребенок стал таким счастливым. Ведь он у меня собаку просил 8 лет! А я не разрешала, потому что только сейчас я вижу, что он дорос до нормального ухода за ней. Даже годом раньше я уверена, что гулять с псинкой по утрам пришлось бы мне…

Вот уже три месяца Тёма с ней как с маленьким ребенком возится, действительно все делает сам, каши варит, убирает, когда она гадит в квартире. И это тоже сделало его более ответственным.

Теперь вернемся к декабрю, когда я решила устроить месячные каникулы, и посмотреть, что будет.

Первые три дня игрался в компьютерные игры до упаду. Хотя до этого не играл в них с лета, да и летом не очень-то активно баловался. Вообще, он перестал играть года два назад. Узнал тогда, что когда он играет, кто-то на этом зарабатывает.

Потом стал играться в игрушки, просил меня играть с ним в настольные игры. Очень много игрался со щенком. Время от времени брал в руки книги. Потом несколько дней читал запоем, перечитывая свои любимые книги, вроде «Острова сокровищ», «Гарри Поттера» и «Гулливера». То есть то, что читалось в 1-2 классах школы.

Интереса к классике не заметила. Пожалуй, чтение программых произведений, особенно украинской литературы, можно назвать у нас самым слабым звеном. Хотя с интересом слушает, когда рассказываю об авторах факты биографии, которые делают его живой личностью (ведь если почитать «отлакированные» биографии в учебниках, так у нас писатели все ангелы небесные, а не живые люди).

Заметила, что прочесть то, что не входит в программу, он соглашается с удовольствием. Очень сильный протест против всего, что навязывается школой… Кстати, фильмы мы смотрим очень часто. Особенно биографические — о великих людях. Или об исторических событиях. Помню, запомнился ему фильм «Демидовы», с блистательным Евстигнеевым, и вообще хорошим актерским ансамблем. Три раза пересматривал, два из них без меня. Современный сериал «Достоевский» смотрели дважды с неослабевающим интересом, после чего Тёма прочел две его повести, не скажу, что увлеченно, но без «заставляния», а также сказал, что «Преступление и наказание» читать не будет, если не заставят. Учитывая, что в 9 классе на Достоевского будет отведен всего 1 урок, думаю, что не заставят.

Затем стал пересматривать советские комедии, к которым я его приучила тоже с малолетства. Желание актерства (в театреЮ кино или ТВ) у него всегда было сильным, сейчас оно укрепляется.

А через несколько дней сказал, что они с детьми решили устроить домашний театр. Потренироваться в сценках, а потом может и сериал снять. И началось… Костяк у них — 4 человека, время от времени число детей в сценке доходит до 8. Приходят и зрители.

Разыгрывают сценки школьной жизни, что происходит на переменках, что после школы. У меня иногда волосы дыбом становятся от того, что я вижу. Но понимаю, что они копируют то, что есть, не выдумывая… Я не буду как ханжа кричать «у нас такого не было», поколение детей сейчас другое.

Они вообще почти разучились разговаривать, все в телефонах или ВКонтакте… Поэтому такие игры очень оживляют их жизнь. На этой фотографии тоже Тёмка. Девочки его переодели и накрасили, это он в образе «плохой училки».

Живем мы в отдаленном районе, чтобы ходить на какие-то кружки, надо на них ездить, рядом ничего нету, кроме банального рисования. Поэтому практически никто никуда не ходит, все тусуются во дворе. И мне искренне жаль этих деток…

Тёмины 6 секций, на которые он ездит абсолютно сам, вызывали удивление всегда. Сейчас, правда, две из них пришлось отменить. Потому что они находятся во Дворце пионеров (пардон, школьников) на площади, которая с января стала «майданом» городского масштаба. И там пройти от маршрутки до Дворца стало сложно и страшно. Даже я боялась туда ездить, поэтому до стабилизации ситуации пока посещения отложили.

А остальное посещает, с интересом, с желанием. Я же не заставляю. Хотя о своем принципе я уже говорила: если ребенку перестает нравится какой-то кружок, мы отменяем, но на его место находим какой-нибудь другой, чтоб график напряженный получался. Уже давно замечено, что, чем динамичнее график, тем больше человек успевает.

Когда прошли все новогодние праздники и все дети пошли в школу, я решила воспользоваться Тёминой идеей со сценками, и предложила ему разыгрывать учебные сценки. Например, говорю: «Тема такая-то. Ты — учитель, я — ученик. Изобрази самую плохую и вредную учительницу, но задача все равно тему ученику объяснить».

Такой метод «от противного» очень понравился Тёмчику, включился мгновенно. Много увидела я пародий на учителей, которые у него были. А потом разбираем: а что именно в этом тебе не нравится? а как бы ты хотел, чтоб было, покажи. Потом показывает «идеальную учительницу» — и все на примере конкретных предметов и тем урока.

В общем. ролевые игры. Море удовольствия, фантазии, выдумки. Море пользы, потому что идет активное действие, а не сидение за партой в неестественной позе…

И, самое главное, если б наша семья сейчас состояла не из нас двоих, а хотя бы из 4-5 человек, то это было бы идеально сближающее общение для всей семьи. Сейчас главная проблема семей — разобщенность. Каждый за своим компьютером, с подростками кроме «а ты уроки сделал?» вообще мало о чем говорят родители. Подростки считают взрослых «отстоем»… Разумеется, есть и исключения, не спорю, я говорю о массовом явлении.

Меня Тёмка тоже раньше считал отсталой. А с прошлой осени он за меня взялся. У меня появились первые джинсы (никогда в жизни их не носила, не нравилось), свитерочки пришли на смену деловому стилю, которого я придерживалась последние 20 лет.

Тема сказал: «Ты одеваешься на 40, поэтому тебе 40 и дают. Ты одевайся на 25, тогда тебе больше 30 лет никто давать не будет». И оказался прав. Сейчас я потихоньку меняю свой строгий имидж на веселый, отпускаю волосы, по-другому крашусь. Даже сама поражаюсь, сколько у моего сына вкуса. Ему нравится подбирать мне сумки, шарфики, вчера даже помаду подобрал. Неожиданный цвет, но мне понравилось. Учит меня играть в настольный теннис. Ходим с ним в клуб по соседству, играю с подростками. Поначалу они чуть стеснялись меня, сейчас уже принимают как свою.

Все его друзья и приятели по двору постоянно говорят Тёмчику, что я у него «продвинутая», и ему это очень приятно. Сказал, что хочет мной гордиться всегда и везде. Не зря ведь говорят, что если хотите гармонии между подрастающими детьми и родителями, то подстраиваться приходится родителям. Я действительно стала себя даже чувствовать моложе, в подростковом возрасте я старалась быть взрослой и солидной, общалась чаще с теми, кто был на 10-15 лет старше, с 15 лет вообще начала работать в серьезном офисе. Сейчас как-то больше в детство вернуться хочется.

Я наконец-то пошла на танцы! Давно мечтала, но не могла раньше выкроить время. В школьные годы хотела заниматься, но меня из-за полноты никуда не брали. Теперь есть возрастные группы «Сеньоры», куда берут всех. Нам, работающим за компьютером, о спине и осанке следует думать и заботиться всегда. Танцы хорошо спинку держат, мне очень нравится.

Недавно прочла такое высказывание: «Детей до 7 лет надо просто любить, с 7 до 14 воспитывать, с 14 до 21 стать ему лучшим другом, а потом отпустить в мир и молиться, чтоб у него всё было хорошо». Вот я прочла и поняла: ДА! Я это так прочувствовала!

Нас учили, что воспитывать детей надо тогда, когда лежат поперек кроватки. И мы воспитываем, воспитываем. На детской площадке, где малыши, порой находиться страшно: никакой свободы мамы не дают, не позволяют самим выстраивать отношения, вмешиваются… Кстати, и тоже маловато дается деткам… Это я по себе знаю, я в первые 7 лет Тёмчику очень много любви недодавала.

Ребенок в первые годы должен напитаться любовью . А образец поведения, нравственные ценности и прочее он так или иначе вберет от своих родителей. Не зря ведь воспитатели в детском саду говорят, что по ребенку видно подноготную всей семьи. И воспитывать надо не ребенка, а СЕБЯ! Ребенка в этом возрасте воспитывать бесполезно. Он все равно будет поступать не так, как его учат, а так, как он видит вокруг. А это далеко не всегда совпадает…

Вот мы сейчас с Тёмкой в таком этапе, с 14 до 21, когда у меня есть возможность стать ему лучшим другом. Он даже признался, что никто из его знакомых не откровенничает с родителями о своей жизни. А он откровенничает. И ему это нравится. Самое интересное, что и мне это нравится. Если были периоды, когда казалось, что он мне мешает, и из-за него я многого не успеваю, то сейчас как-то все выстроилось, есть время и на него, и на себя, и на работу.

…Порой тревожит ситуация в стране. Полная вседозводенность и привилегии силовым структурам годика через 3-4 приведут к еще большему «обыдлению» этих групп. Аппетит приходит во время еды… Неприятно чувствовать себя униженным, человеком, от которого ничего не зависит, которого могут осудить непонятно за что и без его присутствия. Я уже молчу о запрете на свободу слова…

Мое твердое убеждение: человек должен жить там, где ему комфортно. Жить в каком-то городе и ругать его — это ужасно. Надо менять город, выбирать то, что подходит, и ехать жить туда. И это не так уж сложно, как думают многие!!! Надо просто поставить себе такую цель и поочередно выполнять этапы ее достижения.

Если сейчас мне становится некомфортно в этой стране (от которой я ничего не видела кроме 25 долларов пособия одинокой мамы), если мои знания, навыки, таланты здесь не востребованы, если я тревожусь за будущее своего сына, то, значит, пришло время искать то место, где нам понравится жить.

Я стала изучать иностранный язык! И не только для тренировки мозгов. Больше пока ничего не скажу, чтоб не сглазить… Я человек далекий от политики, мой дом — моя крепость. Но бывают ситуации, когда в крепости хорошо, а за ее пределы выходить не очень-то хочется… Вот так и у нас сейчас.

Но какие бы внешние события ни происходили, наш настрой несгибаем, мы счастливы, мы сами формируем стиль жизни для себя, и это большое счастье — найти и делать то, что тебе нравится!!! Это и есть внутренняя свобода.

P.S. Помните, я писала не так давно, что пока не могу определиться, чем же именно мне хочется заниматься. Умею-то я многое, и практически всё, за что берусь, у меня получается. Но определиться с выбором трудно. Так вот, несколько дней назад я почувствовала, что нашла себе занятие по душе… УРА! Думаю, моих читателей это тоже в свое время порадует.

Нажимаем кнопочки социальных сетей - это к деньгам!

Очень часто приходится слышать критику в адрес современной школьной программы, школы, учителей, одноклассников. Родители всё чаще и чаще выражают недовольство системой, в которую попадают их дети. Но предложение перевести ребенка на надомное обучение встречается в штыки. В этой статье мне бы хотелось прояснить некоторые вопросы обучения на дому с точки зрения западных стран.

Речь в статье пойдет об обучении на дому детей, которые переводятся на домашнее обучение не по медицинским показаниям, а по другим причинам.

Вариант первый. Семья живет в очень удаленном месте и ребенок просто физически не может посещать школу, потому что возить ребенка за 100 километров в ближайшую школу и привозить обратно каждый день - это не вариант. В такой ситуации семье выдается пакет учебников и заданий, которые дети выполняют дома под руководством родителей. Кроме того, у них есть возможность посещать уроки удаленно, благо технологии сегодня это позволяют. За детьми закрепляются педагоги-кураторы, которым можно позвонить или написать, если возникают вопросы по новому материалу. Ученики пишут контрольные и проверочные работы, сдают экзамены, получают оценки как и ученики в школах. Но учатся они дома.

Вариант второй. Родители решают перевести ребенка на домашнее обучение несмотря на близость к школам. В данном случае причин может быть бесконечное количество. Ребенок просто может сильно опережать сверстников. Причиной могут быть конфликты с одноклассниками и/или учителями. У ребенка может отсутствовать мотивация к обучению в школе, потому что он чувствует что теряет много времени зря. В более старшем возрасте школа может просто оказаться не в силах предоставить ребенку обучение по предметам в рамках выбранного им профиля. Как результат, родители оказываются перед выбором как поступить - оставить ребенка в системе общего школьного образования или попытаться дать ему более индивидуальное и направленное на него лично обучение.

В зависимости от ребенка и места проживания, родители могут пойти в домашнем обучении по нескольким направлениям.

1. Экстерн. В данном случае ребенок просто учится дома по тем же учебникам, что и одноклассники в школе. Обучение примерно такое же как и при удаленном проживании. Преимущества в данном случае очевидны. Ребенок учится в своем темпе, ему не приходится догонять одноклассников или наоборот ждать когда учитель закончит успокаивать класс и начнет давать материал. По наблюдениям педагогов, обучение экстерном экономит ученику много времени, высвобождая это время для занятий по интересам. Я думаю, здесь многие преподаватели согласятся со мной - при классной системе обучения время используется далеко не всегда эффективно. Очень много времени отнимают нарушители дисциплины, необходимость достучаться до каждого ученика в классе. При обучении экстерном все эти сложности устраняются. Экстерн подразумевает помощь школы и преподавателей, четвертные контрольные и экзамены в каждом классе

2. Обучение в родительской группе. Более спорное для многих обучение, поскольку часто профессиональные педагоги не принимают участия в обучении детей. В данном случае родители или группа родителей сами разрабатывают программу для детей, готовят дидактические материалы, организуют учебный процесс и подачу материала по-своему. Очень часто при подобной системе собираются несколько семей и делят предметы, которые они могли бы охватить между собой. Этот метод часто подразумевает более практический подход к обучению, дети часто учатся по принципу тематических недель, постепенно охватывая все больше и больше материала. Родители часто подходят к образованию творчески. Именно эта неструктурированность подобного способа обучения вызывает много нареканий со стороны критиков домашнего обучения. Они находят такой подход слишком практическим, ограничивающим возможности ребенка.

3. Модульное обучение. При таком подходе обучение нельзя назвать стопроцентно домашним, поскольку только часть обучения происходит дома. Модульное обучение чаще происходит в средней и старшей школе, когда ребенок уже более-менее определился с выбором профессии. Если школа не может предоставить возможность изучать некоторые предметы на базе школы или же материал подается не настолько глубоко как требуется для поступления и дальнейшего обучения. В подобной ситуации родители часто организуют обучение ребенка так, что часть материала он изучает дома, часть - при посещении лекций в колледжах и институтах (можно записать ребенка на один-два предмета по выбору) Более направленное обучение дает ученику дополнительную мотивацию - он знает зачем он изучает тот или иной предмет. Появляется желание разобраться в сложных вопросах, не сдаваться при возникновении трудностей.

Описанные выше варианты - наиболее распространенные на сегодняшний день в западных странах. Но домашнее образование не ограничивается только этими предметами. Не всегда домашнее обучение отдается целиком и полностью на откуп родителей без какого-либо контроля со стороны. В Сингапуре, например, ребенка нельзя перевести на домашнее обучение без предварительно согласованной с Министерством Образования программы. Родители должны разработать и представить программу. Если она одобрена, ребенок может учиться дома и сдавать итоговые экзамены по окончании начальной школы (6 класс) и средней школы.

Критиков у домашнего обучения очень много. Скептики с предубеждением относятся к качеству обучения в таких условиях. Они говорят о том, что у детей нет социализации, нет навыков обучения и работы в группе, что дети вырастают индивидуалистами, неспособными построить отношения с окружающими их людьми.

Однако сторонники домашнего образования не унывают. Многие специалисты отмечают снижение затрат времени на обучение, более высокую мотивацию учеников. В результате более свободного графика, дети общаются больше и общение их более качественное - ведь они сами выбирают круг общения, а не вращаются среди людей, навязанных им системой общего образования. У детей на домашнем обучении более высокая самооценка, они меньше страдают от комплексов, вызванных насмешками сверстников по поводу и без повода.

Данная статья написана не с целью призвать всех перевести своих детей на домашнее обучение. Это сложно и практически невозможно осуществить массово. Одним из необходимых условий подобной формы обучения является неработающий родитель, который может заниматься обучением детей. Кроме того, такой родитель должен понимать что ему и самому придется многому учиться, много осваивать. А это не всегда возможно в условиях современной жизни. Статья создана для того чтобы дать читателям возможность ознакомиться с альтернативными подходами к образованию, показать что образование может осуществляться не только в школе. Я также хотела показать, что домашнее обучение не является способом отсадить детей с проблемами здоровья и развития.

«Мои дети учатся легко и радостно, для них уроки - это любимое развлечение. На каникулах они просят: мама, давай займемся геометрией или сделаем проект! Они любознательны и сосредоточены на занятиях» - мне было удивительно услышать такие слова от мамы двух младших школьниц.

Обычно от мам младшеклассников я слышу совсем другие слова: «Мы вчера до ночи сидели за уроками. Заставляю садиться за домашнюю работу со скандалом. Пришлось отобрать планшет. Пока не сделаешь уроки- никаких игр!»

Какой волшебный секрет знает семья русских ученых, проживающих в Канаде, где дети тянутся к знаниям с трех лет и получают от учебы настоящее удовольствие?

Я поговорила с Анной, мамой Владимира (15 лет), Татьяны (9 лет) и Марии (7 лет), которая обучает своих дочек дома, и узнала много интересного.

- Анна, расскажите, пожалуйста, о вашей семье. Как вы оказались в Канаде?

В Канаде мы живем уже 14 лет. Сюда мы приехали с мужем и полуторогодовалым сыном вскоре после защиты дипломов. В Канаде муж Алексей продолжил учебу в аспирантуре, я защитила на кафедре нейропсихологии уже канадского университета в Кингстоне диплом магистра. А потом у нас родились 2 дочки – Таня и Маша, которых мы решили обучать дома сами.

- Как вообще у вас родилась идея хоумскулинга?

Наш сын ходил в киндергарден (нулевой класс ). И мы были не довольны учебной программой. Володя всегда был развитым ребенком, интересовался наукой. В 6 лет он уже рисовал модели атомов, собирал модели молекул из биохимического набора, строил графики квадратичных функций. Нет, мы вовсе не стремились сделать из него вундеркинда. Просто отвечали на его вопросы и поддерживали интерес к знаниям. В канадской школе ему было просто скучно. В итоге в 6 лет Володя перешел на домашнее обучение. За год наших занятий мы с ним многое изучили – занимались научными и естественными дисциплинами, русской историей, языком, много читали.

Учиться дома ему нравилось, но ему не хватало общения со сверстниками. К тому же в тот период я была беременна младшей дочкой, средняя была совсем малышкой – это было непростое время для нас с мужем. Кроме того, за год домашнего обучения у сына заметно ухудшился английский, потому что дома мы говорим только по-русски. И перед началом 2-го класса мы предложили Володе выбор – идти в школу или продолжать учиться дома. Сын выбрал школу, его взяли в сильный класс, разрешив заниматься математикой по индивидуальной программе – по учебникам 5-го класса. Сейчас сын учится в школе, но дома дополнительно занимается по российским учебникам. Во время учебы в средней школе, Володя под нашим руководством изучал математику и русский язык. Теперь, в старших классах, он самостоятельно совершенствуется в научных дисциплинах. Наблюдая, как его сестры учатся дома, Володя жалеет, что выбрал школу когда-то. Хотя у него всегда была возможность вернуться на семейное обучение, но привычка к школьной жизни оказалась сильнее.

- Расскажите о самом интересном и, наверное, самом сложном – обучении двух дочек на дому.

Обе мои дочки 9 и 7 лет учатся дома по комбинированной канадско-российской программе. Мы с ними проходим приблизительно все, что положено проходить в канадской школе, плюс несколько дополнительных предметов. Мы подстраиваем программу под наши интересы, но при этом следим, чтобы дочки знали все существенное, что требуется канадской программой.

- Как организованы ваши занятия, есть ли некий план, режим?

К занятиям мы приступаем сразу после завтрака. Решаем, с чего начнем, достаем учебники. Стараемся в первую очередь проходить те предметы, для которых нужна наиболее ясная голова. Так как хоумскульных детей у нас двое, то стараемся так распределять последовательность уроков, чтобы в то время, когда один ребенок делает урок, требующий моего пристального внимания и объяснений, второй ребенок выполнял задания, в которых моя помощь не нужна. Часть каждого урока включает в себя самостоятельную работу, которую я тут же проверяю, и дочки сами участвуют в поиске и исправлении ошибок, тем самым приучаясь делать качественную работу.

«Важно заниматься уроками в одно и то же время! Мои дети привыкли, что между завтраком и обедом у нас занятия»

Если во время урока я вижу, что ребенка какая-то тема особенно заинтересовала, то мы ее развиваем, и, соответственно, продолжаем урок немного дольше. Заканчиваем урок тогда, когда намеченная нами тема пройдена, или, что бывает реже, когда я замечаю, что ребенок начинает уставать. Уроки у дочек разной длины, в зависимости от предмета. Обычно они длятся по 20-60 минут, так что их переменки не всегда совпадают. Дети сами чувствуют, насколько они устали, и сколько времени им требуется для отдыха: обычно в утреннее время переменки короткие – по 2-10 минут, а ближе к обеду их длина увеличивается. Таким образом, время используется наиболее эффективно, так как урок заканчивается тогда, когда пройдена тема с конкретным ребенком. Благодаря этому, наш учебный день намного короче и насыщенней, нежели школьный – за утренние часы мы успеваем сделать все основные уроки.

Основную часть уроков мы успеваем сделать до часу дня, и после обеда дочки идут гулять, играют или читают, или мы с ними вместе едем куда-нибудь. После отдыха мы занимаемся еще час-полтора – делаем какой-нибудь научный проект, или читаем, или музицируем.

Во время занятий я стараюсь следовать за ребенком, провоцируя его на творческий поиск. Например, на уроке английского мы проходили названия органов чувств. Ребенок заинтересовался их строением – мы тут же открыли атлас по анатомии и начали изучать. На уроке математики решаем задачу про количество кокосов и бананов. Дочка спрашивает: а где они растут? И мы ищем информацию в Интернете. В этом и есть прелесть домашних занятий – можно сделать обучение интегрированным.

- Почему идет снег? Почему снежинки такой формы? Как выглядит яблоко под микроскопом?

Такие вопросы возникают у наших детей ежедневно. Поиски ответов часто выливаются в широкие исследования, по которым мы пишем проекты. Девочкам это очень нравится. Суть в том, что знания, получаемые на конкретный запрос ребенка – актуальны ему здесь и сейчас. Ребенок заинтересован в ответе учителя, он обдумывает полученную информацию, готов творчески переработать ее, углубиться в ее изучение или построить свои теории. При этом ребенок активно учится, а не пассивно получает знания.

Во время занятий девочки не пытаются покапризничать, поторговаться с вами – начать занятия не сейчас, а попозже?
- Для наших детей учеба это как ежедневная чистка зубов – нечто само собой разумеющееся. Дети привыкли к учебе с раннего детства. С 3 лет это любимое развлечение для них. Чаще всего учиться им легко и радостно. Но иногда, выписывая прописные буквы или разбирая ноты, им приходится работать над собой, принуждая себя двигаться дальше, не бросая начатое. Это задача мамы – научить ребенка ставить перед собой цель и ее добиваться.

«Но главное – наши дети понимают, что учеба нужна им, а не нам, мы лишь помогаем им учиться»

Девочки знают о годовом плане учебы, понимают, что в конце года им нужно сдавать экзамены, поэтому усердно занимаются. Если Тане или Маше захочется в школу – они в любой момент могут отказаться от хоумскульных занятий. Но пока обе выбирают домашнее обучение. Конечно, они хотели бы больше общаться с ровесниками, но не ценой посещения школы. Этой осенью старшая дочка побывала на некоторых уроках 4-классников, она была поражена, как много в школе отвлекающих факторов! Учителю нужно постоянно делать замечания детям, повторять несколько раз одно и то же. Дети сидят на уроках часами, никуда не торопятся и поэтому расслабляются. Наша Таня привыкла работать сосредоточенно, не теряя времени даром. Поэтому эти уроки ее неприятно поразили.

Аня, от многих мам младших школьников я часто слышу жалобы, что дети не хотят учиться, не хотят ходить в школу. Их нужно заставлять делать домашние задания, контролировать, иногда даже шантажировать. Вы пишите, что для ваших детей учеба – это радость и удовольствие. Получается, что хоумскулинг – это некая «волшебная таблетка», которая сможет привить любовь к учебе абсолютно каждому ребенку?

Я занимаюсь не только с дочками, но и с другими детьми. Конечно, с одними детьми занятия проходят легче, с другими – сложнее. Но мне кажется, что отношение детей к учебе зависит, в первую очередь, не от того, в каких стенах проходят занятия, а от того, сколько в детей вложено родителями. Мы с мужем своими детьми занимаемся непрерывно. Если ребенок не привык к систематическим занятиям с детства, не привык делать над собой усилия, конечно, ему будет тяжело учиться и скучно.

Ребенку может быть скучно на занятиях либо потому что он не хочет трудиться (не имеет такого опыта с детства), либо от того, что тема непонятна – это поправимо, тему можно проработать. Либо от того, что тема, наоборот, слишком проста. Мы знаем немало хоумскулеров, которые не напрягают детей учебой. Эти родители считают, что ребенок сам научится тому, что ему нужно и интересно. И задача родителей – только дать ему учебники. На мой взгляд, многие из этих детей несколько расслаблены, не умеют учиться, трудиться, ставить перед собой цели и достигать их. Из-за этого некоторые учебные области у них крайне слабо проработаны, и они в этих областях отстают от школьных детей. Никакой идиллической картины в хоумскулинге нет. Есть труд – ребенка и родителей. Труд, который приносит радость и удовлетворение.

Мне кажется, подготовка и организация занятий – это огромный труд. Вы от этого не устаете? Ведь обычные домашние дела – стирка, готовка, уборка – тоже нужно делать.

Если есть некая система, то все не так страшно. Летом мы продумываем планы на грядущий учебный год, подбираем материалы и пособия. В конце лета расписываем примерный учебный план по всем предметам – это наш ориентир, от чего мы отталкиваемся. Уже имея план в голове и на бумаге, легко разбить его на семестры, месяцы, недели. Учебные программы мы составляем сами или выбираем из хороших учебных курсов.

Продумывание уроков – это как работа, которую за дверью офиса не оставишь, все время крутится в голове. Я сейчас по роду своей деятельности преподаватель – кроме своих детей, у меня еще несколько учеников, и периодически я провожу групповые занятия. Поэтому голова все время занята продумыванием различных проектов. Это мое хобби, и мне это нравится. Когда я только начинала учить детей, это давалось с большим напряжением, а сейчас это удовольствие. Но, конечно, как и от любой работы, от этой тоже накапливается усталость. Например, в каникулы мне сложно заставить себя заниматься с детьми уроками, тогда как во время учебного года я этим живу. Дети любят наши занятия, и даже в короткие недельные каникулы скучают по ним. «Мама, как давно мы не занимались геометрией! Папа, давай делать проект!» - это мы постоянно слышим не только в каникулы, но порой и по субботам, после напряженной учебной недели!

Домашние дела я делаю во время пауз между уроками. Например, могу гладить белье и обсуждать что-то с детьми. Готовлю, когда девочки делают задания самостоятельно. Часто дочки помогают мне по дому. Ведь домашние дела это тоже необходимый урок - научиться ухаживать за собой, своим домом, готовить, заботиться о членах своей семьи. Важно научить ребенка не только все это делать, но еще и получать удовольствие от этой деятельности.

- Какие для вас самые главные плюсы домашнего обучения?

  • У детей складывается прочная дружба со всеми членами своей семьи.

  • Они уверенны в своих силах.

  • На домашних занятиях они не устают так, как в школе. Им не нужно общаться с десятками людей, проводить перемены в шуме и суете.

  • У ребенка остается много времени для развития своих интересов. Они могут заниматься в разных кружках и секциях, играть, читать.

  • Дома ребенок может учиться в своем темпе. При этом годовая программа изучается быстрее и эффективнее.

Фотографии - из личного архива Анны.

Система нашего образования в данный момент является для меня очень актуальной и болезненной темой, так как в следующем году мой ребенок должен идти в школу. Но с проблемами мы начинаем сталкиваться уже сейчас. Я так понимаю, что некоторые преподаватели в детском саду решили основательно подготовить родителей к школе в психологическом плане.

Я просто не понимаю, как эти люди собрались учить моего ребенка и что они могут ему дать?! С воспитательницей нам очень повезло. Но везение состоит в том, что свой выбор дошкольного учреждения мы сделали основываясь на том, какой у ребенка будет воспитатель, а не на красоте помещения и крутости игрушек. К вопросу первого учителя мы подойдем еще более серьезно. Хотя мысли о домашнем образовании стали все чаще посещать мою и так уже замороченную всеми этими «праздниками-фестивалями-надо-чтобы-у-ребенка-была-белая-рубашка-и-черные-штаны-как-у-всех» голову. Я не хочу, чтоб роботы сделали из моего ребенка очередного робота, который в состоянии работать и мыслить исключительно по инструкции. Наша система образования неповоротлива и я не уверена, что то, чему будут учить моего ребенка в школе, будет актуально через 11 лет. Так что если вас интересует все, что касается обучения детей вне школы, вам будет интересно узнать несколько советов от людей, которые уже прошли через этот опыт.

Что такое домашнее обучение?

Он, как и я и многие мои знакомы, считает, что на данный момент система образования не в состоянии дать детям то, что им действительно необходимо. В школе готовят роботов, которые не в состоянии обучаться самостоятельно и для того, чтоб усвоить новый материал, им нужен учитель. Школа — это сплошные правила и запреты. Для детей это скорее каторга и во время уроков и подготовки домашнего задания они, скорее, не живут, а отбывают срок. После чего идут гулять и заниматься другими делами, то есть жить.

Дома же обучение для детей — это веселье. И оно длится не определенный отрезок времени, а происходит постоянно. Каждая новая прочитанная книга, нарисованная картина или беседа с интересным человеком. Дети учатся не по строгим правилам — это ведь не каторга. Для них такое обучение и есть сама жизнь, в процессе которой они постоянно узнают что-то новое и интересное, а жизнь — это самая большая и интересная в мире школа с удивительными преподавателями и мастерскими.

Если в школе занимаются по четким инструкциям и специально подобранным учебникам, то дома вы можете использовать любой источник информации.

В школе ученики учатся четко следовать инструкциям, а дома вы можете научить ребенка думать своей головой.

В школе все учатся в одном темпе и под одной программе. Дома же ребенок учиться в том темпе, который помогает лучше всего усваивать информацию. Все дети разные. Восприятия и запоминание различной информации тоже разное, поэтому нельзя всех уравнять и если ты не успеваешь, значит недостаточно сильно стараешься. Дома нет отстающих и двоечников. В домашнем обучении не существует неудачников.

Положительные стороны домашнего образования

  • Это то, как учатся предприниматели. В школе учат следовать инструкциям и подготавливают хороших наемных работников. Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. Домашнее обучение готовит предпринимателей, а не роботов.
  • Это гораздо естественней. Если взять всю историю человечества, то школьное образование еще очень и очень юно. До этого люди не ходили в школы и при этом все равно появлялись гении, такие как Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенджамин Франклин.
  • Это дает чувство свободы. Школьная структура хороша для тех, кто любит, чтобы решения за них принимал кто-то другой. Но если вы хотите принимать собственные решения и узнавать вещи по мере необходимости, вам нужно будет больше свободы, чем может дать школа.
  • Мы учимся вместе с детьми. Школа делает так, что родители постепенно полностью удаляются из процесса обучения. Во время домашнего обучения родители постоянно рядом, они помогают, подсказывают и направляют. Кроме того, что вы сами узнаете много нового и интересного, ваши дети научаться взаимодействовать с другими людьми для того, чтобы в будущем с их помощью находить ответы на свои вопросы.
  • Это гораздо веселее. Как я уже писала, школа — это обучение в строго ограниченный период времени. Это нужно и очень часто вместо того, чтобы слушать учителя, дети смотрят на часы в ожидании окончания этой каторги. Домашнее обучения не является чем-то принудительным. Оно неотъемлемо от жизни и не ограничено по времени.

Как учиться дома

Так как обучение дома — это занятия без правил, сложно построить единую систему. Поэтому поначалу будет немного страшно. Страшно не из-за то, что ребенку будет сложно, а из-за того, что вы можете не справиться. Поэтому Лео написал несколько общих советов, которые подскажут вам правильный путь.

  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Годам к шести уже понятно, что ему особенно нравится, а что дается с трудом. Старший сын Лео хочет поступать в колледж, поэтому записался на специальные подготовительные курсы в интернете. Он уже определился с тем, что ему нравится, и направил все свои усилия на совершенствование в этих предметах. Все зависит от наклонностей вашего ребенка. Это могут быть точные науки или страсть к литературе или языкам. А может быть у вас растет будущий гениальный скрипач или художник. Направляйте их и поддерживайте, и тогда к моменту поступления в университет он уже четко будет знать, чем хочет заниматься. И вряд ли провалит экзамены.
  • Сила вопросов. Все дети обожают задавать вопросы. И это очень хорошо, потому что вопрос является прекрасной возможностью узнать что-то новое. Ищите ответы вместе с ними в книгах, в сети или спрашивайте у специалистов в этой области, если среди ваших знакомых такие имеются.
  • Ваши знакомые — невероятный источник знаний. Кто лучше всего расскажет о том, как работает двигатель автомобиля — учитель в школе, или автомеханик? То же самое касается и всего остального. Не бойтесь задавать вопросы вместе со своим ребенком. Многим это будет очень приятно и они с удовольствием поделятся знаниями о своем любимом деле.
  • Играйте в игры. Играйте во все виды игр и не сосредотачивайтесь на том, чему именно может научить эта игра. Главное, что детям будет весело и они узнают, что жизнь может быть игрой, и будут учиться в этой игре.
  • Не забывайте о научных проектах. Это может быть сбор макета или опыт с растениями. Это может быть все, что угодно, и все, что касается науки. А еще это может быть очень весело.
  • Потакайте интересам ребенка. Если вы видите, что ваш ребенок очень заинтересовался какой-либо наукой, помогайте ему узнать об этой области как можно больше интересного.
  • Отдых от школьной системы и перенастройка. Если ваш ребенок уже проучился какое-то время в школе, ему нужно будет немного времени для того, чтобы отойти от системы и начать свое обучения без рамок. Это может быть как неделя или две, так и несколько месяцев. Не переживайте, вы сможете быстро наверстать упущенное время.

  • Подсовывайте интересные журналы и книги. Это будет хорошим стимулом для обучения чему-то новому. Откуда у ребенка может появиться интерес, например, к дайвингу, если он никогда не читал о нем или не смотрел завораживающие ролики про подводный мир?
  • Найдите свой путь. Самое главное в домашнем обучение — это выяснить, что подходит именно вашему ребенку. Пробуйте разные вещи. Играйте. Мастерите. Гуляйте и встречайтесь с новыми людьми, которые могут рассказать много интересного. Вам всегда должно быть весело и интересно. Не должно быть никакого принуждения. Как только ребенок почувствует, что его заставляют что-то делать, интерес моментально исчезнет.
  • Будьте терпеливы. Вы не увидите быстрые результаты, но ваше ребенок меняется, пусть и медленно. Вам может показаться, что он ленится и не хочет учиться и тут же появится соблазн заставить ребенка сделать что-то, что касается учебы. Но так вы все испортите. Просто позвольте им играть в то, во что они хотят. Со временем они научаться сами регулировать свои игры и обучение.
  • Доверяйте. Очень важно доверять своим детям и вначале это может быть очень сложно — верить в то, что они вполне в состоянии учиться самостоятельно. Если их что-то заинтересовало, они обязательно это выучат.
  • Если честно, то оглядываясь на свою учебу в школе я не понимаю, зачем было пичкать меня всем этим, если в итоге пригодилось меньше половины? Эрудированность? Мне кажется, что это скорее бесполезная трата времени. Ну вот скажите, зачем мне знать все про отряд членистоногих, если только я не собираюсь стать биологом или зоологом?! Да, нужно знать, откуда появляются яблоки на деревьях, но зачем же так подробно? Сколько времени и сил было потрачено на то, что никогда в жизни не пригодится? Зачем тащить весь этот багаж, который забил довольно ценный ресурс — память — почти доверху? Лучше путешествовать с целью и знаниями, которые помогут ее достичь как можно быстрее. А если мне нужно будет сделать что-то еще и я не буду знать, как, тогда я просто найду необходимую информацию и научусь.

    Это будет очень сложно, но если вы не опустите руки, будете доверять своим детям и сами не будете лениться, у вас обязательно все получится. Это очень спорный и сложный вопрос — нужна ли детям школа. Я думаю, что найдется огромное количество людей, которые встанут на защиту школьной системы. Но мы в состоянии сделать правильный выбор самостоятельно, без оглядки на то, что скажут люди и то, что теперь ребенок не ходит в школу, как все остальные. А кто все эти остальные?

    Что скажете? Вы решились бы отказаться от школы и обучать своего ребенка дома?

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу — и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил — это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки» — мне просто не верят. Думают, что это бравада.Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки») — тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить — может быть, «3» за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5» за запись папиных или маминых?) — тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является «хороший аттестат» (для поступления в «хороший вуз») — это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор — совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто «побочный эффект» . Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели — с «хорошего аттестата». Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок — тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели — например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены «двигать» своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) — тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется «толчок» в виде регулярных «домашних заданий». Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи — а потом, «пройдя» в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы — посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно «проглотить» за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них — довольно тонкие и читаются «на одном дыхании» (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился «лишний» месяц, который можно «отдать» тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка — например, русский язык с его запутанными правилами .) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома «очень трудно». Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя — используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей . И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия… Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать… А если даже что-то не будет получаться — можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем… Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно — тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет «любого» — это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот — успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами — я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: «Тебе хорошо — твои дети такие способные, они хотят учиться… А наших — не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу.» Насчет «способных» детей — спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть «способности», к чему-то — нет. И учатся дома они не потому, что «способные», а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой .