Урок своеобразие пушкинской эпохи этапы творчества. "Своеобразие пушкинской эпохи




«Пушкинская эпоха»

Центральное положение, которое занял Пушкин в русской литературе XIX в., определялось не только уникальностью его индивидуального дарования. Здесь действовали и общие закономерности историко-литературного процесса -- силы, которые соединились как в едином фокусе в феномене Пушкина и выдвинули его на это место. Первая треть XIX в. в России не случайно определяется как «пушкинская эпоха» -- и этот термин означает не только эпоху, проходившую под знаком Пушкина, но и эпоху, его сформировавшую.

Первоначальное литературное воспитание Пушкина питалось истоками Просвещения XVIII в. в его французском и русском вариантах. Принято считать, что доминантой его было именно французское Просвещение, -- и в целом это верно, однако роль национальных начал в нем не следует недооценивать. Московская литературная среда, с которой тесно соприкасалась семья будущего поэта, была в это время в авангарде русского литературного движения: в Москве жили Карамзин и И.И. Дмитриев, и к их ближайшему окружению принадлежал, в частности, дядюшка Пушкина Василий Львович, бывший первым его литературным наставником. В Москве издавались лучшие русские литературные журналы карамзинской ориентации; в «Вестнике Европы», основанном Карамзиным, в первое десятилетие XIX в. сотрудничают В.А. Жуковский, братья Андрей и Александр Тургеневы, молодой П.А. Вяземский, несколько позднее К.Н. Батюшков и сам Пушкин.

К моменту переезда в Петербург и поступления в Лицей (1811) у Пушкина был уже достаточно широкий запас литературных впечатлений и ориентаций. Конечно, сочувствие его полностью принадлежит будущим «арзамасцам» и затем организационно оформленному кружку; его литературное творчество лицейского времени буквально пронизано идеями и речениями из арсенала «арзамасцев»; он внимательно следит и за литературной продукцией «Беседы», откликаясь на нее сатирами, посланиями и эпиграммами в «арзамасском» духе. Он прямо причисляет себя к «арзамасскому братству», и эта группа -- Жуковский, Вяземский, Ал. Тургенев, Д.В. Давыдов -- составит впоследствии его литературный круг.

Два литературных деятеля из этой среды выдвигаются как непосредственные литературные учителя Пушкина. Это Батюшков и Жуковский. Традиционно на первое место ставится Батюшков.

В первые послелицейские годы обозначаются и новые тенденции в литературных взаимоотношениях Пушкина. Более всего он захвачен театральными впечатлениями. Театр сближает его с прежними противниками «Арзамаса» -- А.А. Шаховским, П.А. Катениным, А.С. Грибоедовым. Это были не просто личные контакты, но и расширение эстетического диапазона.

Совершенно особой сферой, с которой оказалось соотнесенным творчество молодого Пушкина, была сфера гражданской поэзии. В широком и многообразном социально-литературном движении 1810--1820-х гг. литературе принадлежала роль не только провозвестника и пропагандиста свободолюбивых настроений, но и проводника конкретных социально-политических программ. Эта роль была закреплена уставом «Союза благоденствия» -- тайного общества, из которого непосредственно выросла революционная организация декабристов -- Северное общество. К.Ф. Рылеев, руководитель последнего, сам был одним из наиболее значительных русских поэтов 1820-х гг. Прямо или косвенно с «Союзом благоденствия» были связаны и петербургские литературные, театральные и общественные объединения, с которыми близко соприкасался молодой Пушкин. Наиболее значительным из них было Вольное общество любителей российской словесности, издававшее журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

В мае 1820 г. Пушкин, чьи политические стихи обратили на себя внимание правительства, был выслан из столицы -- в фактическую ссылку, оформленную как перевод на новое место службы. Он живет в Кишиневе, в Одессе, -- откуда его отправляют уже официально в ссылку, под полицейский надзор, в имение отца Михайловское. На шесть с половиной лет он оказывается удаленным от активной литературной жизни обеих столиц. За это время выходят в свет «Руслан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1824), первая глава «Евгения Онегина» (1825), наконец, «Стихотворения Александра Пушкина», сосредоточившее лучшую часть его раннего лирического творчества. В это время заканчивается творческое созревание Пушкина. Европейская и русская политическая жизнь вносит коррективы в его представления о движущих ею социальных механизмах; радикализм его общественной позиции, достигающий апогея в начале 1820-х гг., сменяется «кризисом 1823 года», результатом которого был рост исторического сознания. Это заставляет его переоценивать проблемы личности и среды, деятеля и народной массы -- т.е., по существу, самые основы просветительского миросозерцания -- и соответственно менять сложившуюся аксиологическую шкалу.

Южный период творчества Пушкина начинается под знаком Байрона. Тип «современного человека», представленный байроновским Чайльд Гарольдом, отразился в «Кавказском пленнике» -- поэме, снискавшей особую популярность у либеральной молодежи, чьи умонастроения попадали в резонанс духовному облику разочарованного героя, добровольного изгнанника, одушевленного «веселым призраком свободы». «Кавказский пленник» открывал серию пушкинских поэм, типологически близких восточным поэмам Байрона. Проблематика и поэтика их были исследованы В.М. Жирмунским (Байрон и Пушкин, 1924, переизд. 1978), определившим и роль Пушкина в становлении и развитии русской байронической поэмы; это воздействие ощущается как в ранних классических образцах типа «Чернеца» И.И. Козлова и «Войнаровского» Рылеева, так и в поздних поэмах Лермонтова, где русский байронизм достигает своей вершины.

Поэмы Пушкина окончательно закрепили победу романтического движения и дали мощный толчок теоретической мысли. Уже в 1822 г. П.А. Вяземский выступает с подробным разбором «Кавказского пленника»; близкий в это время к критикам декабристского крыла литературы, Вяземский подчеркивает общественное значение «повести» и самого характера Пленника; тесная связь с духовной жизнью русского общества, по мысли Вяземского, делает произведение Пушкина сугубо национальным явлением. Издание «Бахчисарайского фонтана» было предварено обширным предисловием Вяземского «Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова», написанным по прямой просьбе Пушкина. Здесь Вяземский поднимал проблему народности литературы и с полемической резкостью выступал против эстетического нормативизма «классиков», оплотом которых был не называемый им прямо журнал «Вестник Европы», редактировавшийся М.Т. Каченовским.

«Эпоха 1830-х гг.» вызревала в недрах предшествующей, и симптомы надвигающегося перелома сказывались иной раз в частных эпизодах истории пушкинского круга. Одним из них был конфликт между «старшим» и «младшим» поколениями дельвиговского кружка: Дельвигом (отчасти с поддерживавшим его Пушкиным), с одной стороны, и Подолинским и Розеном -- с другой; последние, обиженные строгими разборами своих сочинений (принадлежащими Дельвигу), оба покидают «Литературную газету». Принципиальный смысл выступлений Дельвига заключался в борьбе против эпигонства, появление которого -- симптом умирания литературных школ и направлений. В письме Плетневу около 14 апреля 1831 г. Пушкин определял поэзию Деларю и Подолинского как «искусство» при отсутствии «творчества»; почти в то же время Дельвиг иронически писал о «гладких» стихах Подолинского, сочиняемых с большой «легкостью». Как Пушкин, так и Дельвиг сознавали опасность воспроизведения готовых поэтических моделей, созданных Пушкиным; сам Пушкин явно тяготел к поэтам, «непохожим» на него самого.

Все эти тенденции проявились в полной мере в журнале «Современник» (1836), в котором Пушкин сделал последнюю попытку объединить свой круг писателей и утвердить свою программу в сложной литературно-общественной ситуации 1830-х гг.

Став издателем «Современника», Пушкин сделал последнюю попытку объединить свой круг писателей и утвердить свою эстетическую программу. В 1836 г. его возможности в этом отношении были ограничены существовавшим запретом на новые периодические издания. «Современник» был разрешен как литературный сборник в четырех томах, т.е. издание альманашного типа, и с самого начала испытал давление все более ужесточавшегося на протяжении 1830-х гг. цензурного режима. В известном смысле он следовал программе, намечавшейся Пушкиным еще для «Литературной газеты»: дать возможность публиковаться тем писателям, которые по тем или иным причинам не хотели сотрудничать в других печатных органах. К такому обособлению тяготела почти вся пушкинская литературная среда; в «Современнике» участвовали Жуковский, Вяземский, опубликовавший здесь, помимо стихов, наиболее значительные свои критические статьи второй половины 1830-х гг.: «Наполеон и Юлий Цезарь», «Новая поэма Э. Кине», «Ревизор, комедия, соч. Н. Гоголя»; Баратынский (стихотворение «Князю П.А. Вяземскому»), Д. Давыдов (стихи, статьи «О партизанской войне» и «Занятие Дрездена. 1813 года 10 марта»), Плетнев, В.Ф. Одоевский (статьи «О вражде к просвещению, замечаемой в новейшей литературе», «Как пишутся у нас романы»), Н.М. Языков. Пушкин привлекает к участию и новые литературные силы: А.В. Кольцова, Н.А. Дурову, Султана Казы Гирея и др. Сам Пушкин напечатал в «Современнике» «Скупого рыцаря», «Капитанскую дочку» и ряд важных критических статей.

Смерть Пушкина оборвала эти связи. Она совпала по времени со сменой литературных эпох и во многом ускорила эту смену. «Пушкинская эпоха» постепенно уходила в прошлое. Уже 1840-е гг. выдвигают новые имена и новые приоритеты, -- но вся дальнейшая русская литературная жизнь, то более, то менее, отныне соотносит себя с этой исторической эпохой, определяемой ею как «золотой век» русской литературы.

Начало 19 века принесло с собою поистине революционную ломку всех прежних представлений о ходе развития человеческого общества. Именно тогда и стал складываться взгляд на общество как на организм непрерывно изменяющийся, развивающийся, прогрессирующий по определенным общим законам, то есть взгляд исторический. Сам 19 век получает общественное название «исторического» в отличие от «просветительского» 18 века.

Иван Киреевский, близкий знакомый Пушкина, призывал в 1830 году к уважению действительности, которое составляет «средоточие той степени умственного развития, на которой теперь остановилось просвещение Европы и которая обнаруживается историческим направлением всех отраслей человеческого бытия и духа».

Ту же мысль еще более определенно высказал Белинский: «Век наш - по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собой все формы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания; без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии». Белинский В. Статьи о классиках. М.,1973. . - 213 с

События, происходящие в настоящем, обусловлены прошлым течением исторических процессов, и поэтому в истории народа кроется объяснение настоящего и указание на направление движения в будущем. Вместе с тем каждый наступающий период представляет собой нечто новое, по сравнению с предшествующим, новую и, как правило, более высокую ступень общественного прогресса. Такой взгляд, теперь для нас само собой разумеющийся, был тогда откровением. Он резко отличался от просветительного мировоззрения 18 века, которому ход развития общества не представлялся еще единой цепью социального прогресса, где исторические события вытекают одно из другого - просто друг с другом соседствуют, а то и возвращаются «на круги своя». Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 117 с

Исторический взгляд на вещи был естественным следствием целой эпохи социальных потрясений, которую переживала Франция, а с нею и вся Европа, начиная с 1789 года. Эти потрясения со всей очевидностью показали, что история - это не пестрая чехарда событий, в которую играют полководцы и императоры, что она определяется не их капризами, не их счастливой или несчастливой «звездой», не личными свойствами ума и характера, как казалось ранее. Становилось все яснее, что не они творят историю, не они, в конце концов, направляют судьбы народов, государств, течение воин, а скорее напротив - ход исторического развития распоряжается судьбами великих личностей, избирает их своим орудием, возносит на вершины славы и величия, когда их деятельность и личные качества соответствуют потребностям исторического момента, и низвергает в бездны забвения тогда, когда они пытаются идти против веления времени.

Временной отрезок с 1811 по 1817 год -- период пребывания Пушкина в Лицее -- совершенно исключительный для России по событиям и сотрясениям, по резким и неожиданным шпиц (нем.) -- здесь: острота, колкость.-- Г. В. поворотам и переменам в судьбах страны и в общественном сознании.

Точные и емкие слова находит для характеристики первых месяцев лицейской жизни Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

К 1811 году почти вся Европа лежала у ног Наполеона. За два с небольшим десятилетия старушка Европа пережила перемен и событий больше, чем за два столетия до этого. Россия пережила нашествие наполеона. 34

Пушкин (если судить по десятой, дошедшей до нас в отрывках главе «Онегина») был осведомлен о ходе развития декабристского движения, о помыслах и речах чуть ли не каждого из главных заговорщиков.

Как уже говорилось, Пушкин не был членом декабристских кружков, но он знал лично чуть ли не всех: Рылеева, Пестеля, Михаила Орлова, Лунина, Николая Тургенева, Сергея Трубецкого.

В политических беседах с ними созревали его собственные взгляды на прошлое, настоящее и будущее России. Пути политического переустройства России Пушкин пытался найти в истории страны.

Именно насущный политический интерес, больные проблемы России «теперешней» побудили Пушкина глубоко заняться историей своей страны. Происходящие на глазах поэта события осмысливались им как нечто, придающее новый смысл цепи событий уже прошедших, а само строение этой цепи позволяло угадывать их дальнейший ход.

Современность с ошеломляющей быстротой становилась историей. Такие грандиозные потрясения, как война 1812 года, как восстание декабристов в 1825 году, по масштабам своим, по значению для судеб народа были событиями эпохальными. Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 119 с

Знаменательно, что резкое обострение интереса Пушкина к трагедийным событиям истории страны происходит в самый канун декабрьского восстания: «Бориса Годунова» он заканчивает 7 ноября 1825 года. Поэт словно провидит, предчувствует и предрекает конец Александрова царствования, описывая конец царствования Бориса Годунова. Он настолько уверен в этом, что решается на прямое пророчество, определяя срок своего возвращения из ссылки при новом правлении. 19 октября 1825 года, когда рукопись «Бориса Годунова» лежала перед ним почти в готовом виде, он пишет лицейским друзьям:

Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюсь к вам!

Предсказание исполнилось поразительно точно: осенью 1826 года Пушкин вернулся из ссылки. Волков Г.Н. Мир Пушкина. - М., 1989 . - 120 с

Из этих утверждений можно считать, что в отличие от 18 века - века просвещения, 19 век - век исторический, а так как Пушкин жил в исторический век, то он не мог уйти от повседневной жизни, а, следовательно, в своих произведениях он делал исторические вставки, а иногда и все произведение посвящались какому-либо историческому лицу или событию, например Пугачеву, Петру 1 и другим лицам посвятил великий поэт-историк свои литературно-исторические произведения.

Для европейского «молодого человека», родившегося на грани 18-19 вв. «если он по социальным и культурным условиям своей молодости был связан с теми общественными группами, которые в или иной мере «делали историю», решающим мировоззрение определяющим моментом, было отношение к кругу идей и фактов, подготовивших Великую французскую революцию и ею порожденных. Отдельные европейские страны были вовлечены в революцию в большей или меньшей мере, «молодые люди» одной страны и, прежде всего, самой Франции пережили на собственном опыте постепенный спад революции. Молодое поколение других стран переживало только «отражения», прямые или косвенные, великого социального сдвига, эпицентром которого была Франция. Даже Россия, лежащая на дальнем востоке Европы, была вовлечена в борьбу народов Европы. До России, с легионами Наполеона, докатилась только слабая последняя волна революционного моря, и Александру 1 суждено было историей, сделаться восстановителем «закона» и «порядка» в Европе.

Русская культурная молодежь первых десятилетий 19 века, главным образом дворянская, воспитанная на идеях и искусства «века просвещения», всем ходом истории и русская действительность должна была рассматривать под знаком событий, происходивших на Западе, и при свете идей, там получивших свое первоначальное оформление.


В каждой развитой национальной литературе есть имена, которые являются свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии – это Петрарка, в Англии – Шекспир, в Германии – Гете, а в России – Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность», они воспринимаются как «начало всех начал».


Давайте вспомним об эпохе, в которой творил поэт… «Люди, родившиеся в России между 1785 и 1815 годами, развивались необычайно рано и проходили свой жизненный путь с быстротой, которую объяснить отчасти затруднительно» В.Ходасевич М.Муравьев-Апостолов П.Пестель К.Рылеев А.Грибоедов С.Муравьев В.Кюхельбекер А.Одоевский А.Пушкин


14 декабря 1825 года Горячие патриоты Родины, декабристы раньше других поняли, что крепостничество и самодержавный произвол – главные причины бед и отсталости России. В стране, лишенной вольного слова, художественная литература становится невольным отголоском общественного мнения. «И неподкупный голос мой был эхом русского народа» - под этими словами А.С.Пушкина могли подписаться все поэты-декабристы.


Периодизация жизни и творчества А.С.Пушкина Детство г.г. Лицей 1811 – 1817 г.г. Петербург г.г. Южная ссылка г.г. Михайловская ссылка г.г. После ссылки г.г е годы










3. Сгруппируйте стихотворения по тематическому принципу: «Я вас любил», «Мой первый друг», «К Чаадаеву», «Арион», «19 октября», «Осень», «Вновь я посетил», «Вольность», «Я помню чудное мгновенье», «Пророк», «Зимнее утро», «На холмах Грузии…», «Я памятник себе воздвиг», «Поэту», «Зимний вечер», «Во глубине сибирских руд», «Эхо».




5. Дайте исторический комментарий следующих строчек: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился» «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты» «…И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный…твой колокольчик огласил» «Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года»



Шиндиной А.Н.

Конспект урока литературы 10 класс

Тема. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

Но жив талант, бессмертен гений!

Ф.Н.Глинка

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; раскрыть своеобразие пушкинской эпохи.

Задачи:

образовательная: работать над выразительным чтением стихотворений; отра ботать умения и навыки работы над анализом лирического текста.

развивающая: способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему); способствовать развитию выразительного чтения лирических и художественных произведений А.С.Пушкина; способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения.

воспитывающая : воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность; воспитывать и развивать коммуникативную культуру; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

- портрет А.С. Пушкина; книги о его жизни; высказывания его современников о нем; презентация .

План:

    Вступительное слово (0,5 мин.)

    Проверка домашнего задания (8 мин.)

    Повторение изученного (5 мин.)

    Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

    Итог урока (3мин.)

    Домашнее задание (1мин.)

Литература: Учебник по литературе 10 класс в 2-х ч. Ч. 1 под ред. В.Я. Коровиной М 2011 г.

Г.А. Гуковский «Пушкин и русские романтики» М., 1965

Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Исследования и статьи. – М., 1996

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976

Ход урока

    Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Записать число, тему урока и эпиграф.

    Вступительное слово (2 мин.)

Ребята, сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте.

    Проверка домашнего задания (7 мин.)

Рассказать о периодах русской литературы 19 века

I период (1801-1825)

II период (1826-1842) литература 30-х годов

III период (1842-1855)

IV период (1855-1868)

V период (1869-1881)

VI период (1882-1895)

VII период (1895-1904)

Рассказать о основных темах и проблемах литературы 19 века.

    Повторение изученного (7 мин.)

Обсуждение вопросов

Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин?

Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

Каковы главные темы пушкинской лирики?

Какие основные мотивы пронизывают творчество А.С. Пушкина?

    Работа над литературными понятиями (8 мин.)

    Лирика - это род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».

Термин Лирический герой ввел Тынянов применительно к лирике Блока.

    Элегия - (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, , , Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

    Фабула - те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

VI . Слово учителя о писателе (8 мин.)

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Великий русский национальный поэт, прозаик, . Его творчество стало воплощением свободолюбия, патриотизма и мощных творческих сил русского народа.

А.С. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. Сергей Львович слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, Расина и других французских драматургов.

Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали по-французски. Его первыми учителями русского языка была бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.

Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. Для России это было время патриотического подъема после победы в Отече­ственной войне 1812 г., время свободолюбивых настроений и уст­ремлений.

В лицее Пушкиным написано более 130 произведений. Пер­вое опубликованное стихотворение Пушкина - «К другу-стихотворцу» - было помещено в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями! русских и французских писателей. Он заимствовал темы, жанры, мотивы, образы, характерные для современной ему литературы. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах Пушкина.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу - в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: светские развлечения и интриги, дружеское общение и любовь, занятия поэзией и споры о политике. Мировоззрение Пушкина формируется в атмо­сфере петербургского вольномыслия: знакомство с П.Я. Чаадаевым, с членами тайного общества «Союз благоденствия» Н.И. Тургеневым и Ф.Н. Глинкой, участие в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и Вольного общества любителей рос­сийской словесности.

Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаа­даеву» (1818), «Ура! В Россию скачет...» (сатира на Александра I), В этот же период была завершена поэма «Руслан и Людмила», задуманная еще в лицее. Поэма была восторженно принята читателями и критиками. Отдельным изданием поэма вышла осенью 1820 г., когда поэт уже был сослан на юг за свои вольнолюбивые стихотворения.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегии («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...»), дружескому посланию, балладе («Песнь о вещем Олеге»).

Главное достижение Пушкина в период южной ссылки - романтические поэмы: «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (закончены уже в Михайловском в 1824 г.).

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. В отличие от элегического романтизма 10-х годов XIX в., пушкинская поэзия была проникнута духом бунтарства. В романтических поэмах Пуш­кина очевидно влияние творчества Байрона. Герой пушкинских поэм - гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Замысел романа в стихах «Евгений Онегин», работа над которым началась в мае 1823 г., был новаторским. Пушкин старался преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, искал нового героя-современника, новый стиль.

Пушкиным созданы великолепные образцы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к А. Ризнич, К. Собаньской, Е. Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскры­то из писем Пушкина, содержавших неосторожные выраже­нии. Пушкин был арестован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковско губернии.

В Михайловском поэта ждала настоящая ссылка. От имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Сроки ссылки не были определены. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миро Пушкина связывала интенсивная переписка и дружба с соседями помещицей села Тригорское П.А. Осиповой и ее дочерьми.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм («Я помню чудное мгновенье...», «Сожженное письмо», «Признание»). Поэт создает в Михайловском реалистически произведения: центральные главы «Евгения Онегина» (III -VI), историческую трагедию «Борис Годунов», в которой отражены раз мышления о соотношении истории и личности, народа и власть. Философская глубина трагедии не была оценена современникам Пушкин обогнал свое время.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристам проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языку и темам из родно истории, но и как изучение народной психологии, национально склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственней всего выражаются в фольклоре. Пушки записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. о следствии над участниками восстания, проводившемся новы царем - Николаем I. Эти события не могли не повлиять на судьбе опального поэта. В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву дл разговора с царем.

Состоявшийся разговор переменил судьбу Пушкина: он бы возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенность Пушкина, заявившего, что если бы 14 декабря 1825 г. он был в Петербурге, то вышел бы на Сенатскую площадь. Новый царь даже пообещал самолично быть цензором пушкинских произведений. Николай I поразил Пушкина прямотой и готовностью к реформам.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», в которых Пушки призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен»; неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого»; поэма «Полтава изображающая триумф «России молодой»).

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться о своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А.И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года». - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам, и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и ук­репления центральной власти были необходимы жесткие меры, за­частую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободо­мыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии Его Императорского Величества под управлением шефа жандар­мов А.Х. Бенкендорфа. Распространились и узаконились слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников попа, наполнилась шпионами. В число агентов иногда попадали И люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и до­брых его приятелей томились в каторжных норах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух.

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным Своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журна­лом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но искоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал за­метен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудито­рией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, истинно новаторские произведе­ния, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал сво­им взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, правы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей мал миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Во второй половине 20-х годов XIX в. усиливается интерес Пушкина к философской проблематике. Лирические произведения многообразны в жанровом и стилевом отношении. Это программные стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828 в которых Пушкин размышляет о предназначении поэта и поэзии об отношении поэта и власти, поэта и народа; «Воспоминание, «Да напрасный, дар случайный...», «Анчар» (все - 1828); «Дорожньк жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Жил на свете рыцарь бедный...» (все - 1829).

Болдинская осень 1830 г. - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) Пушкин написал столько сколько создал за предшествующее десятилетие. В сентябре-октябре написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина» В конце октября - начале ноября - цикл философско-психологи ческих «маленьких трагедий». В Болдинскую осень были созданы «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхина» около 30 стихотворений («Элегия», «Бесы», «Заклинание», «Стихи сочиненные ночью во время бессонницы», «Для берегов отчизны дальней...»).

В работе над «Евгением Онегиным» раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». «Повести Белкина» стало началом нового, «прозаического» периода творчества. Философская линия продолжилась в творчестве 30-х годов XIX в.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискомфорт Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие произведения Пушкина не имели успеха («Борис Годунов» «Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась травля Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф.В. Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Вопреки трудным житейским и литературным обстоятельствам, Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. Размышления о связи трех сил: самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции. Работа над к»Историей Петра» привела Пушкина к времени царствования Екате­рины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. В то же время он работал над оставшимся незавершенным романом «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре 1833 г. Пушкин добился разрешения на по­рядку в Поволжье и на Урал, в которой он собрал богатый материал о Пугачеве, встречался с очевидцами восстания.

Вторая Болдинская осень - 1833 г. - ознаменована созданием философских произведений: повести «Пиковая дама», сказок «О ры­баке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», лирического шедевра «Осень».

Две важнейшие грани творчества в последние годы жизни Пуш­кина (1834-1836) - философская лирика («Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...») и ро­ман «Капитанская дочка» (1836).

Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий иск» стало бессмертие поэта. С особой гордостью Пушкин выразил чти мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я па­мятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Обстановка вокруг Пушкина и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) 1837 г. Пушкин скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. 11очью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Пе­тербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похо­ронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

VII . Выразительное чтение стихотворений (12 мин.)

Ребята, обратимся к стихотворениям: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»

Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Проанализируйте послание «К Чаадаеву» с точки зрения стиля и проследите, как личная тема совмещается с гражданской.

VIII . Итог урока (3 мин.)

Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим разговор о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

В чем же заслуги Пушкина? Заслуги Пушкина грандиозны:

Реформатор всех жанров отечественной литературы

Стоит у истоков поэзии золотого века

Оказал колоссальное влияние на все сферы русского искусства

Центральная фигура русской культуры

Какие жанры господствовали в лирике Пушкина в разные годы лицейского творчества? Чем они характеризуются?

IX . Домашнее задание (1мин.)

Выучить наизусть одно из стихотворений, написанное в период южной ссылки.


Тема урока:
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А. С. Пушкина.
Цели урока: образовательная:
раскрытие своеобразия пушкинской эпохи, в которой происходило становление поэта; знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэта;
развивающая:
развитие учебно-познавательной, общекультурной, ценностно-смысловой, личностной и коммуникативной компетенции;
воспитательная:
воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения.
Тип урока:
изучение нового учебного материала.
Вид урока:
урок-лекция с элементами беседы.
Методы и приемы:
лекционный, репродуктивно-творческий, эвристический.
Межпредметные связи:
история, русский язык.
Внутрипредметные связи:
«Россия в первой и второй половине 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы», «Гаврила Романович Державин. Обзор творчества».
Учебно-методическое

оснащение урока:
учебники, презентация.
Литература:
1. Аленькина С.Н. Русская литература первой половины 19 века. 10 класс: метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2014 2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2014 3. Литература. 10 класс. Поурочные планы (по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. XIX век. 10 класс»). – Ч. 1 / Авт.-сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2014 4. Цявловский М. А. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. – М., 2009
Ход урока:

Организационный момент.
1

II. Изучение нового учебного материала.

1. Сообщение темы урока. (Слайд 1)

2. Запись эпиграфа к уроку. (Слайд 2)
Следы исчезнут поколений, Но жив поэт, бессмертен гений. Ф. Глинка
3. Сообщение цели урока.
Сегодня мы будем говорить об основных этапах жизненного и творческого пути величайшего русского поэта XIX века А.С.Пушкина, об эпохе, в которой жил и творил поэт, и о его поэтической гениальности.
4. Вступительное слово преподавателя о Пушкине. (Слайд 3)
«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г. Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа». Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»
5. Актуализация знаний обучающихся (эвристическая беседа). (Слайд 4)
С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте. - Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А.С. Пушкин? - Какие произведения поэта вы знаете? - Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему? - В чем секрет очарованности Пушкиным? - Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина? (любовь и дружба, биографические факты…). - Какие главные темы пушкинской лирики? (Творчество, тема поэта и поэзии, природы, историческая тема, философская лирика).
6.

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина (обучающиеся

записывают основные положения лекции преподавателя). Слайд 5
Родословная поэта. В ней несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.
Слайд 6
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Кроме него, в семье были старшая сестра Ольга и два брата.
Слайд 7
Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры. Вот таким нарисовал детство Пушкина писатель Юрий Тынянов в романе «Пушкин».
А) Детство Пушкина (1799-1811гг.) Слайд 8
2
Сообщение подготовленного обучающегося. Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. У него было два брата и сестра. Братец Лёвушка, малолетка, был любимец. Сестрица Олинька, остроносенькая миловидная и сварливая, жаловалась на братика Сашку тонким голоском. Братец Николинька был болезненный и белесый. Он относился к ним как к стаканам, которые не должно было ронять и за которые ему доставалось. У дома и родителей были разные лица: одно – на людях, при гостях, другое – когда никого не было. И речи были разные: французская и русская. Французская придавала всему цену и достоинство, как будто в доме были в это время гости. Это был тот свет, о котором иногда говорили за столом родители и откуда мать с отцом возвращались иногда по ночам. Когда родители были нежны друг к другу, они говорили между собой по-французски, и только когда ссорились, кричали по-русски. Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот дом, в котором он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт связывал свои юношеские воспоминания и годы ссылки. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Слайд 9
Арина входила в комнату и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покряхтывая, позёвывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича, у мельницы, внизу – водяной, девки его видели. Он мастер был аукаться. Была одна девушка, рябая, у Осипа Абрамовича, ходила в лес по бруснику, он с ней аукался и защекотал. Вся душа смехом изошла. Вот вы, батюшка, Александр Сергеевич, не заснёте, и вас защекочет. Ну не леший, так домовой. Он оттуда и прилетел. Вот в трубе тоненько поёт. Спите, мол, Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели – и бабушку, и няньку, и меня, домового вашего Михайловской округи. (Ю. Тынянов «Пушкин») Как знать, может быть именно на основе нянюшкиных сказок и родилось впоследствии стихотворение «Бесы». Нежную любовь к няне Арине Родионовне Пушкин пронёс через всю жизнь.
Б) Учеба Пушкина в привилегированном учебном заведении – Царскосельском

лицее (1811-1817 гг.). Слайд 10
Лекция преподавателя. Детство, однако, слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал лицей. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители отдали его учиться в очень престижное учебное заведение – Лицей, который находился в Царском селе. Далеко не богатым и не знатным Пушкиным пришлось прибегнуть к протекции влиятельного петербургского знакомого Ал-дра Ивановича Тургенева, чтобы устроить Пушкина в это учебное заведение, в котором учились дети самых богатых и знатных дворян. В июне 1811 года дядя А.С. Пушкина, поэт Василий Львович привёз своего племянника В Петербург на приёмные экзамены. Выдержав испытания, Пушкин в числе 30 воспитанников был принят в лицей. 3
19 октября 1811 г. в торжественной обстановке состоялось открытие лицея. Присутствовал сам Александр 1, его семья, министры и высшее духовенство.
Слайд 11
Лицей был задуман как образцовое учебное заведение закрытого типа. Воспитанники проводили в нем безвыходно 6 лет. Образование приравнивалось к университетскому. Что не было характерно для учебных заведений России 18- начала 19 века, так это запрет в Лицее телесных наказаний, а также проживание не в общей казарме, а в отдельной комнатке, которую лицеисты прозвали кельей. Александра Пушкина поселили в комнату № 14 на 4 этаже. Посмотрите, какова обстановка в комнате
. (Слайд

12)
И такими были все комнаты лицеистов. В Лицее было строгое расписание дня. На учение в день отводилось 7 часов. Остальное время посвящалось прогулкам, играм, гимнастике. Лицейская библиотека выписывала всю периодическую печать (это что?). Лицеисты были в курсе общественных и литературных событий. Посмотрите, как много шкафов с книгами и журналами
(Слайд 13).
Оценки лицеистам ставили не в баллах. Профессора давали подробные письменные отзывы. Отдыхали лицеисты в зале, где можно было музицировать, рисовать, читать
(Слайд 14).
А вот некоторые сохранившиеся рисунки
(Слайд 15).
В ухоженных Царскосельских садах было не только красиво. В них было много исторических памятников. На одной из колонн юный Пушкин прочитал высеченное имя своего предка - Ивана Абрамовича Ганнибала. Каждый из лицеистов чувствовал себя сыном своей Родины.
Слайд 16
В 1812 году (что это за событие?) гвардейцы уходили на защиту государя и Отечества мимо Лицея, и лицеисты выбегали из классов, провожали воинов молитвой, обнимали знакомых, плакали. Позднее Пушкин напишет: Вы помните: текла за ратью рать. Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... (“19 октября 1836 года”) Мальчики, жившие много лет уединенно, сдружились меж собой. Особый лицейский дух витал вокруг, лицейская дружба тоже стала особенной. Все годы Пушкин прожил рядом с Иваном Пущиным, Жанно, которому посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный...”. Пройдет много лет, и именно Пущин не побоится навестить в ссылке своего друга. Вот они, закадычные друзья Пушкина: Антон Дельвиг (Тося), Вильгельм Кюхельбекер (Кюхля), Иван Пущин (Жанно)
(Слайд 17).
В свободное от учебы время лицеисты занимались литературными играми, например, коллективным сочинением сказок: один начинал, второй подхватывал, третий придумывал финал. Каждый учебный год заканчивался экзаменами. Они проходили вот в этом зале
(Слайд

18).
В конце третьего года обучения Пушкин получил задание к экзамену по словесности сочинить и прочитать оду. На экзамене присутствовал метр русской литературы, непревзойденный мастер одического жанра Гавриил Романович Державин. Пушкин очень волновался в присутствии знаменитого поэта, не помня себя, он дочитал стихотворение и убежал. “Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли”,- вспоминал Пушкин
(Слайд 19).
Лицеисты, как и обычные мальчики, любили шумные игры, шутки над товарищами и учителями. Посмотрите карикатуру одного из лицеистов
(Слайд 20).
4
Именно в лицейское время в стихотворениях Пушкина появляются первые женские образы, светлый образ любви. В 1815 году юный поэт влюбился в сестру одного лицеиста - Екатерину Бакунину. В своем дневнике он пишет: “Я счастлив был! ...я был счастлив 5 минут”. Вот ее карандашный портрет
(Слайд 21).
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Лицея. Вот выписки из свидетельства об окончании Лицея Пушкиным
(Слайд 22).

В) Пушкин в Петербурге (1817-1820 гг.). Слайд 23
Лекция преподавателя. После выпуска из Лицея поэт определился на службу в Коллегию иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольнолюбивой молодёжи, читал свои политические стихи. В 1820 году Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму “Руслан и Людмила”. В эти годы поэтом созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др. Молодой поэт, не зная осторожности и страха, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным.
Александр I:
«Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь». Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. 6 мая 1820 г. Пушкин выехал из Петербурга на юг с назначением на службу в канцелярию генерал-лейтенанта И.Н. Инзова. Это фактически была ссылка.
Г) Южная ссылка (1820-1824 гг.). Слайд 24
Лекция преподавателя. Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа.
Д) В селе Михайловском (1824-1826 гг.) Слайд 25
Сообщение подготовленного обучающегося. Горестная жизнь поэта под надзором отца.
Пушкин

Жуковскому
: «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».
Пушкин – брату
: «Книг, ради бога, книг».
Пушкин – своим друзьям
: «Чувствую, что… могу творить». В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер». Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин».
Е) Пушкин в Москве (1826-1827 гг.). Слайд 26
Лекция преподавателя. Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным. Во время беседы Николай I задал Пушкину вопрос, где бы он был, окажись в тот момент в Петербурге? Пушкин ответил: «Я был бы с моими друзьями, государь, но Господь меня спас». - Как вы думаете, почему он так сказал? Разве Пушкин был трусом? (Он был верен друзьям, но давно разочаровался в идеях декабристов).
Ж) Годы скитаний (1827-1830 гг.). Слайд 27
5
Лекция преподавателя. Пушкин живёт попеременно то в Москве, то в Петербурге. Доносы на Пушкина и его ближайших друзей продолжаются. Тревожное состояние поэта…
Пушкин в письме А. Х.

Бенкендорфу
: «Ни один из русских писателей не притеснен более моего». В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.
Слайд 28
Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении "Путешествие в Арзрум" (1829). Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин».
З) Болдинская осень (1830 г.). Слайды 29 -30
Сообщение подготовленного обучающегося. Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…» Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
И) В Петербурге (1830-1837 гг.). Слайд 31
Лекция преподавателя. 18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург. У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей
. Слайд 32

Пушкин:
«Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться». Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой. Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.).
К) Дуэль и смерть Пушкина Слайд 33
В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. Недоброжелатели обвиняли Н. Гончарову в неверности. Чтобы отстоять свою честь и честь жены Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. 27 января 1837 г. на берегу Черной речки (вблизи от Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
(просмотр видеоролика).

Слайд 34
29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало
.

Солнце русской поэзии закатилось", - написал В. Жуковский.

Слайд 35
Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.
III. Заключительный этап.

1. Подведение итогов урока.

Слайд 36
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. 6
В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода. Алифиренко
2. Выставление оценок за урок (с комментариями преподавателя).

3. Сообщение домашнего задания. Слайд 37
 Стр. 115-125; составить хронологическую таблицу по биографии поэта;  подготовить выразительное прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». 7