Взаимосвязь языка и речи. Общая характеристика речи




Инновационная активность предприятий. Понятие, подходы к ее определению.

Инновационная активность - самостоятельная категория системы инноватики. С ее помощью оценивается характер инновационной деят-ти. Инновационнаядеят-стьхаракт-тсясодерж-ем и составом конкретных действий, совершаемых по опр-ной технологии. Этим признаком один вид деят-сти отличается от другого. Активность деят-сти коммерческой орг-ции - это такая ее характеристика, кот. должна показать связь между намеченным содерж-м деят-сти и ее результатами, так как инновационная деят-сть может дать либо положит., либо отрицат.результат.

Инновационная акт-сть отражает 2 составляющие: 1. инн.деят-ть должна носить стратегический характер. 2.инн.деят. должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна. В стратегическом плане инн.активностьопр-тсяпоказателями: кач-воминн. стратегии конкуренции; ур-ем мобилизации инн. потенциала; ур-ем привлеченных капиталовложений - инвестиций; ур-м методов и культуры, используемых при проведении инн.измен-й; обоснованностью ур-няинн. активности. В тактич. плане: соотв-м реакции фирмы хар-ру конкурентной стратегической ситуации; скоростью действий и проведения стратегич. инн. измен-й.

Есть вечные вопросы языкознания, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней, и, несмотря на многовековой опыт, их нельзя считать решёнными. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы "Что такое язык?" и "Что такое речь?", и лингвистика исследует их на новом уровне своего развития.

На рубеже XIX-XX веков приходит осознание того, что историко-генетическое языкознание уже исчерпало свой потенциал и что необходим очередной принципиальный поворот во взглядах на язык, его природу и сущность, которые адекватно отвечали бы новейшим достижениям физики, социологии, психологии и других наук.

Реакцией на кризис в лингвистике конца XIX века стало появление исследований русского лингвиста Бодуэна де Куртенэ, известного также в странах Восточной Европы. Он предложил в общей сфере "языковая деятельность" выделять язык (как психическую потенцию) и речь (как психофизиологическую реализацию языковой системы). Этот исследователь впервые установил соотношение между единицами языка (как абстрактными сущностями; например, фонема, морфема) и единицами речи - конкретными реализациями языковых единиц; так, корень ход- в речи может выглядеть по-разному: хож-у, ше-л, шед-ший .

Теоретическое обоснование различий между языком и речью принадлежит выдающемуся языковеду из Женевы Фердинанду де Соссюру. В его исследованиях, объединенных в “Курс общей лингвистики”, даны три основополагающие идеи, определившие развитие лингвистики XX века: о разграничении языка и речи, о языке как системе знаков и о различии синхронии и диахронии. Соссюр был одним из первых, кто задался целью создать общую теорию языка. Естественно, что прежде всего он искал ответ на вопрос: что такое язык?



Человеческий язык существует в виде конкретных языков: русского, английского, греческого и др. А в каком виде существует конкретный язык? Конечно, не в виде составленных учеными словарей и учебников. Язык живет, если он используется, функционирует в речи. Неслучайно во многих языках для обозначения этих явлений используются разные слова: в английском language / speech, в немецком Sprache / Rede, во французском языке langage / parole .

Все явления, связанные с процессами использования языка, Соссюр обозначил общим термином речевая деятельность (langage ) и выделил в ней в качестве объектов исследования два самостоятельных понятия: языковая система (langue ) и речь (parole ). Основные положения Соссюра сводятся к следующему: “Изучение языковой действительности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида… другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение… Без сомнения, оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила всё свое действие; речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку” .

Вслед за Фердинандом де Соссюром многие исследователи рассматривали проблему соотношения языка и речи. Большинство ученых (В. Д. Аракин, В. А. Артемов, О. С. Ахманова, Л. Р. Зиндер, Т. П. Ломтев, А. И. Смирницкий) разграничивают данные понятия, находя для этого достаточные общеметодологические и лингвистические основания. Другие ученые (В. М. Жирмунский, Г. В. Колшанский, А. Г. Спиркин, А. С. Чикобава) отрицают различие между языком и речью, отождествляя эти понятия. Третьи исследователи (Е. М. Галкина-Федорук, В. Н. Ярцева), не противопоставляя и не отождествляя язык и речь, определяют их как две стороны одного явления, характеризующиеся свойствами, по своей природе взаимодополняющими и взаимосвязанными.

Итак, что такое "язык" и "речь" и как они соотносятся?

Сущность языка невозможно охватить каким-то простым и единым определением, так как его исследование ведется с разных точек зрения. По своей роли в жизни людей, по той функции, которую язык выполняет в человеческом коллективе, он является важнейшим средством общения, средством обмена информацией, обмена чувствами и мыслями и средством формирования самой мысли. По своей внутренней организации, по своей структуре, язык оказывается своеобразной, очень сложной системой знаков, системой многоярусной, все элементы которой, взаимодействуя, обеспечивают выполнение языком его общественной функции.

Современная лингвистика, исследуя рассматриваемые понятия, пришла к следующему их пониманию.

Язык – система объективно существующих социально закрепленных знаков (соотносящих понятийное содержание и звучание), а также система правил их сочетаемости и употребления.

Что значит: язык существует объективно? Социально закреплен? Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени всё разнообразие диалектов, разнообразие классовой, сословной и профессиональной речи, устную и письменную формы речи. Нет языка индивида, потому что он объединяет индивидов.

Речь – это последовательность знаков языка, построенная по его законам из его “материала” и в соответствии с требованиями выражаемого конкретного содержания (мыслей, чувств, воли). Речь можно рассматривать с разных точек зрения: она бывает устной и письменной, внешней и внутренней и т.д.

Язык и речь едины. Средства общения, взятые в отвлечении от их применения, мы называем языком. А те же самые средства общения, конкретно примененные, мы называем речью. Язык реализует свои возможности в речи. Средства общения в возможности (потенции) – язык. Они же в использовании, в реализации – речь. “Речь – это язык в действии”, - писал С. Л. Рубинштейн.

Языкознание ХХ века, признавая единство языка и речи, убедилось в коренном различии между двумя явлениями. Язык и речь противопоставляются в современной лингвистике по разным основаниям.

1. Язык идеален, абстрактен , а речь материальна, конкретна. Язык, как любое идеальное явление, хранится в нашем сознании, памяти. Это система знаков, а всякий знак – это абстракция. Абстракция в языке присутствует в любом языковом факте, но ее характер может быть различным:

а) лексическая абстракция состоит в том, что слово не прямо соотнесено с вещью, но с целым классом вещей - с понятием (книга, дом );

б) грамматическая абстракция, например: значение предметности у имен существительных (столик, красота, бег );

в) фонетическая абстракция: одна фонема как единица языка может быть реализована в разных звуках речи.

Речь есть материальная форма существования языка, мы видим (и пишем) буквы в письменной речи, произносим и слышим звуки устной речи.

2. Речь первична , язык вторичен . Речь существовала и существует в действительности. Ею пользовались в первобытном обществе, когда еще не сложился язык. Язык как система знаков усилиями исследователей был извлечен из речи.

3. Язык воспроизводим . Мы можем знания о нем передавать из поколения в поколение, от учителя к ученику. Речь неповторима , она каждый раз по-новому создается, развертывается во времени и пространстве. Каждый акт речевой деятельности есть всегда творческий акт.

4. Язык - некая совокупность единиц и правил обращения с ними, которая хранится в нашем сознании и может быть использована. Язык потенциален , он весь - возможность. А речь - деятельность, в которой мы используем единицы и правила. Возможности языка реализуются в речи. Речь актуальна как реализация языковой системы, языковой потенции, в речи мы делаем выбор в зависимости от ситуации общения и употребляем именно эту, нужную здесь и сейчас единицу языка.

5. Система языка конечна , поэтому она поддается описанию, изучению, например, мы точно знаем, сколько гласных звуков в том или ином языке. Речь бесконечна . Одна информация может быть передана разными языковыми средствами в зависимости от речевой ситуации. Одна единица языка, повторенная каждым из нас много раз, с точки зрения речи не будет повторяться: у нас разные речевые аппараты, и даже один человек не может повторить сказанное, потому что время изменилось.

6. Язык развивается эволюционным путем. Он относительно статичен и пассивен . Благодаря этому мы можем понять древнерусские летописи, написанные много веков назад. Речь динамична и активна . Развитие языка обнаруживается в речи. Живая речь - это форма развития языка, она отражает меняющуюся действительность, поэтому сама всегда в движении. Если факт речи приобретает некое постоянство, он постепенно становится фактом языка. Например, новое слово, созданное кем-либо, может войти в общее употребление и стать неологизмом языка.

7. Язык и речь не существуют вне человека. Но язык - это явление социальное и объективное . Как общественный продукт и средство взаимопонимания людей, язык усваивается каждым индивидом в готовом виде и не зависит от человека, который на нем говорит. Он находится “вне воли тех, кто им обладает” (Ф. де Соссюр). Природа речи сложнее: она социальна ииндивидуальна одновременно.

Речь противопоставлена языку как явление субъективное, индивидуальное . Каждый акт речи имеет своего автора - говорящего или пишущего, создающего речь по своему усмотрению. В речи человек сам выбирает один из всех возможных языковых вариантов или даже создает свой по языковой модели (пушкинское "огончарован "). Единицы языка по воле автора могут приобретать такие значения, которых они не имеют в языке ("Отговорила роща золотая…" ).

Социальная природа речи состоит:

1) во-первых, в том, что она является частью общественной деятельности человека, значит, определяется некими объективными, не зависящими от человека условиями;

2) во-вторых, личность вступает в общение как представитель социума, который использует единый язык общения, имеет определенный социальный статус и играет конкретную социальная роль.

8. Язык имеет уровневую организацию , иерархию, включающую ярусы фонетический, лексический и др. Речь линейна , это последовательность лингвистических единиц в акте общения, в пространстве и во времени: звук следует за звуком - и рождается слово, слово за словом - словосочетание или предложение. В речи нельзя одновременно произнести два слова.

9. Язык нормативен , в нем не может быть ошибок. Язык - это своего рода кодекс, "навязываемый" обществом всем его членам в качестве обязательной нормы. В речи же, в процессе употребления единиц языка, могут возникать ошибки и неточности, связанные с незнанием правил, следовательно, речь может быть ненормативна .

10. Единицы языка соотносятся с единицами речи :

Современная наука, различая язык и речь, исследует их в двух разных отраслях: лингвистике языка илингвистике речи. Традиционная лингвистика языка (ее называют формальной, структурной) изучает язык как средство общения (с логическим ударением на первом слове). По образному определению Дж. Лакоффа, это “лингвистика болтов и гаек”.

В последние десятилетия сложилась лингвистка речи, которая рассматривает язык как средство общения, как речевую деятельность личности. Это, по определению Дж. Лакоффа, “гуманистическая лингвистика”, которая “задается совершенно иным вопросом, а именно: Что может изучение языка рассказать нам о человеческом существе?” Об этой лингвистике Л. Блумфилд писал: "Лингвистическая наука – это шаг по направлению к самопознанию человека".

Сегодня в фокусе внимания лингвистов оказались проблемы речи, использования языка в различных условиях общения, в разных социальных группах, в разных культурах и т.п. Возрос интерес исследователей к роли языка в жизнедеятельности индивида, в процессах социального взаимодействия людей, в познании мира человеком, в передаче сообщений с помощью средств электронной коммуникации и компьютерных технологий. На первый план выдвинулись такие недавно появившиеся отрасли языкознания, как лингвопрагматика, лингвистика текста, теория речевой коммуникации, теория речевых актов, теория дискурса, социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, компьютерная лингвистика и т.д.

К сожалению, учебные пособия по "Введению в языкознание", даже изданные в последние годы, не отражают достижений лингвистики речи и не знакомят будущего филолога с ее важнейшими понятиями, без которых невозможно представить современную науку о языке.

Постараемся восполнить этот недочет и обратимся к рассмотрению речи как объекта лингвистики.

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык находит свое проявление в речи. Речь – использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей; функционирование языка.

Соотношение языка и речи, особенности:

1) язык – это средство общения; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархичекие отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения – речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» (С. Есенин).

Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.

Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие функции:

Коммуникативная: язык – важнейшее средство человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга;

Когнитивная: язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

Иные функции:

Фатическая (контактоустанавли-вающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками;

Эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию (интонация, восклицание, междометия);

Апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

Аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, культуре, истории народа;

Эстетическая и др.

Сложность определения понятий язык и речь заключается в том, что язык относят к философской категории, а речь – к лингвистической. Такой подход отражает только векторное направление научных дискуссий, цель которых – найти общетеоретический принцип исследования языковых процессов и их реализации в речевой деятельности человека.

Исходя из обоснованных выдающимися исследователями языка Ф. де Соссюром, А. Потебней, Н. Арутюновым, В. Звегинцевым характеристик языка и речи можно выделить несколько важных аспектов, позволяющих приблизиться к ответу на вопрос об их отличиях.

Язык является универсальной знаковой системой, сочетающей лексическую и грамматическую составляющие с динамичной структурой. Это общее лингвокультурное явление, которое проявляется в индивидуальной речевой деятельности каждого человека.

Приобретая навыки речи , мы подсознательно используем уже существующую, готовую матрицу построения фраз, образования словоформ, их сочетаемости, усваиваем лексическое значение слов, их образное содержание и изменчивость. Речь позволяет конкретизировать обобщенный опыт выражения мысли, заключающийся в национальном языке.

Язык возникает и развивается в социальной среде, он неотделим от таких понятий, как народ и нация. Но социальная природа языка приобретает форму речи только при условии общения отдельных людей. Индивидуальное начало всегда отражает определенный уровень коллективного сознания, которое воспринимает язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций и состояний.

Язык подчинен строгим лингвистическим закономерностям, устойчив и существует как сложное ненарушаемое конструктивное единство. Речь изменчива и подвижна; эти свойства проявляются в диалектах, говорах, наречиях, в особенностях речевой деятельности каждого отдельно взятого носителя языка. Живые процессы речи дополняют язык усовершенствованными формами отражения действительности. Они становятся языковыми только в том случае, если оправданы коллективным опытом и подтверждены временем.

Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации. Речь экспрессивна и эмоционально окрашена. Язык – своего рода формула, применимая в любом речевом акте. Но живая речь постоянно нарушает ее строгость и статичность, хотя в целом сохраняет содержание.

Язык – это норма, которая не зависит от того, как ее усваивает отдельно говорящий человек. Речь – своеобразная интерпретация этой нормы, тесно связанная с социокультурными факторами и личностными особенностями участников словесного общения.

Язык существует как специфическая система накопления и передачи информации, а речь позволяет ее использовать. Основные функции речи – коммуникативная и познавательная. Но информация, которую мы получаем в виде текстов или речевого потока, конкретизируется в нашем сознании благодаря языку как дифференцирующему и систематизирующему механизму.

Речь индивидуальна, конкретна, ограничена временными рамками. Язык характеризуется обобщенностью и не имеет хронологии. Речь может звучать и существует в письменной форме. Язык невозможно зафиксировать в звуке или на письме.

Выводы сайт

  1. Язык, в отличие от индивидуальной речи, универсален.
  2. В речи выражается личностное начало, а язык социален по сути.
  3. Речь отличается подвижностью и вариативностью. Языку присущи консервативность и статичность.
  4. Речь выполняет коммуникативные и когнитивные функции. Язык выступает в роли систематизирующего и регулирующего речевую деятельность механизма.

Рецензент:

доктор филологических наук, профессор

В.А. Гречко

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Муромского института (филиала)

Владимирского государственного университета

Рымарь, С.В.

Р 95 Русский язык и культура речи : конспект лекций для студентов для всех направлений подготовки / С.В. Рымарь. – Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2011. – 98 с.

ISBN 978-5-8439-0304-6

Методическое пособие включает в себя конспекты лекций по основным темам учебного курса «Русский язык и культура речи». Конспекты лекций составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по изучению русского языка и культуры речи для всех специальностей. Цель учебного пособия – ознакомить студентов с основами культуры речи.

УДК 811.135.1 (075.8)

ББК 81.2 Рус-5

ISBN 978-5-8439-0304-6 © Рымарь С.В., 2011

© Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Николая Григорьевича и Александра

Григорьевича Столетовых», 2011

Лекция 1.
Общая характеристика языка и речи 4

Лекция 2.
КульТура общения 10

Лекция 3.
Речевая деятельность 19

Лекция 4.
культура речи 31

Лекция 5.
характеристика основных качеств речи 49

Лекция 6.
нормативный аспект культуры речи 69

Лекция 7.
культура невербального общения 75

Лекция 8.
ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 82

Лекция 9.
КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 92


Лекция 1.

Общая характеристика языка и речи

1. Взаимосвязь языка и речи

2. Язык как система знаков

3. Основные функции естественного национального языка

4. Речь как деятельность

5. Основные аспекты описания и анализа речи

Взаимосвязь языка и речи

Язык и речь – разные понятия, но они не столько противопоставлены, сколько теснейшим образом связаны как две стороны одной медали, поскольку речь – это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи.

Следовательно, речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны. Например, такие понятия, как «языковая компетенция», «языковая личность» подразумевают, что человек осмысленно использует тот или иной язык. В связи с этим названные понятия являются прежде всего языковыми, поскольку в основе этих знаний и умений человека лежит язык. Но если мы имеем дело с реализацией языковых знаний, да еще и конкретной личностью, то уже говорим о «языковой компетенции», «языковой личности» как о речевых понятиях. Это еще одно подтверждение тому, что язык и речь не существуют (за редким исключением) друг без друга.


Тем, кто стремится достичь высокого уровня культуры речи, которая невозможна без осознанного и целенаправленного владения всеми слагаемыми речи, в том числе и языком, в связи с этим необходимо знать, что связывает и что различает язык и речь. Культура всегда предполагает осмысленное отношение к тому, что нужно культивировать, а от чего избавляться. При этом «человек и культура неразделимы. Каждый человек принадлежит определенной культуре, исторически сложившейся культуре, и одновременно он ощущает, что культура эта принадлежит ему. Возникает это чувство потому, что фундаментальный уровень культуры образован языком. Носителем языка является человек, который не в состоянии произвольно изменять его. И в то же время язык принадлежит человеку, который свободно им владеет, и начала духовного творчества коренятся в свободном построении Текстов. Текст – это воспроизводимая последовательность знаков или образов, обладающая смыслом, в принципе доступным пониманию» (А.А. Брудный).

Знания о языке и речи помогают сначала понять, что подразумевается под культурой речи, а на основании этого понимания – узнать и освоить пути достижения в ней высокого уровня.

Соотношение "языка" и "речи"

В какой зависимости находятся "язык" и "речь"? "Язык" и "речь" - это одно и тоже? Чтобы ответить на этот вопросы, сравним две точки зрения на данные категории: лингвистической и философской.

Лингвистика всегда пользовалась термином "язык", и лишь с начала XX в. появляется понятие "речь". Язык и речь образуют в совокупности единое явление, и в то же время между ними есть принципиальные различия.

Поставим перед собой вопрос: что такое "речь"?

"Речь" - это конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме, это все, что говорится и пишется: разговор между знакомыми, выступление на митинге, речь адвоката, научное сочинение, стихотворение, повесть, доклад и т.д.

Но речь невозможна без языка. Например, иностранная речь будет восприниматься как непонятный сплошной гул, в котором трудно различить слова, предложения, если мы не знаем языка. Речь строится по законам языка, производится языком, представляет собой его воплощение, реализацию. Как писал Л. Л. Вержбовский.

"Язык одновременно и орудие и продукт речи". Иначе говоря, язык творит речь и в то же время сам творится в речи.

Мы читаем текст, слышим речь. Наблюдая, анализируя звучащую и письменную речь, мы постигаем структуру языка как "механизма", порождающего речь. Например, чтобы "открыть" такую часть речи, как существительное, лингвистам надо было проанализировать громадный речевой материал. И тогда обнаружилось, что есть слова, имеющие значение предметности и обладающие определенными грамматическими признаками, то есть ведущие себя в речи одинаково.

Но язык, в отличие от речи, не дан нам в непосредственном восприятии. "Языком можно владеть и о языке можно думать", -- писал известный лингвист А.А.Реформатский, - "но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова"(4, с. 65).

В самом деле, можно услышать или произнести слово, предложение, целый текст, но "потрогать" существительное или глагол невозможно. Это абстрактные понятия, которые извлекаются из речи, примерно как железо из руды.

Итак, речь материальна, она воспринимается чувствами А как считают мыслители о соотношение "языка" и "речи"?

С точки зрения философиии, опираясь на материал Козловой М.С., "язык" - это не до конца понятый видовой признак человека, который с одной стороны, отражает, с другой - фиксирует определенный взгляд на мир. Речь - это реализация языка, процесс говорения и результат этого процесса.

Речь материальна, она воспринимается чувствами -- слухом, зрением и даже осязанием, например тексты для слепых. Язык - это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык постигается разумом, научным анализом речи.

Есть и другие различительные признаки языка и речи. В отличие от языка речь индивидуальна и конкретна.

Например, строки: "Мой дядя - самых честных правил…", - принадлежат А.С. Пушкину.

Язык же, в отличие от речи, коллективен, принципиально безличностен, он принадлежит всем (если перефразировать А.Пушкина): и академику, и герою, и мореплавателю, и плотнику.

Один и тот же русский язык рождает литературные шедевры и канцелярскую речь, стихи и прозу, путевые записки и доклады, судебную речь и научную.

Речь не только конкретна и индивидуальна, но и бесконечна.

Например: даже крупнейшие библиотеки не могут вместить в себя все написанное -- книги, журналы, газеты, архивы, рукописи, дневники. А если включить сюда и звучащую речь, то поистине необозримым, неисчерпаемым окажется океан, вселенная речи.

Речь подвижна, динамична, язык стабилен. Именно стабильность языка обеспечивает его преемственность от поколения к

поколению. Язык меняется, развивается, но гораздо медленнее, чем речь. И в этом залог его устойчивости, сохранности в веках.

Изменения же языка заложены и начинаются в речи. Имея индивидуальный характер, речь допускает импровизацию, отклонения от языковых норм. Сначала речевые новшества вызывают удивление, даже протесты, но затем некоторые из них, все шире распространяясь, становятся достоянием всего языкового коллектива, переходят в язык.

Сравнивая две точки зрения, мы делаем вывод, что язык -- это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления людей и является важнейшим средством человеческого общения. Кроме того, язык является и средством познания, позволяя людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям.