Взращенный под Миезой. После победы над Персией, Македонский перенял традиционный стиль одежды персов




более подробные сведения о биографии Александра Македонского можно получить из статей, указанных ниже - в блоке «Ещё по теме…»

Александр Македонский – величайший завоеватель всех времен, сын царя Филиппа II и Олимпиады, дочери эпирского царя Неоптолема, родился в 356 г. до Р. Х., умер в 323 году. Воспитателем Александра с 13-летнего возраста был Аристотель , который пробудил в своем воспитаннике ту идею о величии, ту силу и строгость мышления, которые облагораживали проявления страстной натуры Александра, и приучал его проявлять силу умеренно и сознательно. Александр относился к своему учителю с величайшим уважением, он часто говорил, что отцу он обязан жизнью, а Аристотелю – тем, что живет достойно. Идеалом Александра Македонского был герой Троянской войны Ахилл. Полный энергии и стремления к действию, Александр часто при победах своего отца, жаловался, что тот не оставит для него никакого дела. В гимнастических и других состязаниях Александр не имел себе равного; ещё будучи мальчиком, он укротил дикого коня Букефала, впоследствии служившего ему боевой лошадью. Сражение при Херонее (338 г.) было выиграно, благодаря личной храбрости Александра.

Филипп II гордился своим сыном и видел в нем исполнителя самых смелых своих предположений и надежд. Впоследствии, однако, удаление Филиппом матери Александра, женитьба на Клеопатре и целый ряд унижений, испытанных самим Александром, нарушили добрые отношения между отцом и сыном; молва приписывала даже Александру участие в убийстве Филиппа. При самом вступлении Александра на престол (осенью 336 г.) ему пришлось выдержать борьбу с заговором Аттала, дяди Клеопатры, желавшего возвести на престол сына последней, и с греками, готовившими восстание против македонской гегемонии. Аттал, Клеопатра и её сын были убиты, а против греков Александр поспешно предпринял поход в Фессалию, прошел Фермопилы и вступил в Фивы. Афиняне просили мира, дарованного им и всем грекам Александром. Посланники греческих городов собрались в Коринфе, где Александр, между прочим, встретился с Диогеном и где была решена общая война против Персии, причем Александр Македонский был признан верховным вождем всех эллинов; отказались пристать к союзу только спартанцы .

После смерти Дария, все народы Персии смотрели на Александра Македонского как на своего законного властителя. Только северо-восточные провинции продолжали сопротивляться, и Александр, заняв Гирканию и пройдя по Каспийскому морю до Задракарты (теперешний Астрабад), направился к Бактрии, где собрал свое войско принявший титул царя Бесс. Восстание в Арии заставило, однако, Александра отклониться к югу. Подавив восстание и основав здесь город, Александр решил, чтобы отрезать Бессу путь к югу, занять Арахозию и Дрангиану, что ему удалось без особых затруднений. Непривычная для старых воинов Александра Македонского роскошь, которою он окружил себя здесь, и отсутствие каких бы то ни было преимуществ для македонян в сравнении с азиатскими подданными, вызвали неудовольствие в войске Александра. Осенью 330 г. был обнаружен заговор , после раскрытия которого Александр приказал убить старого полководца Филиппа – Пармениона, чей сын Филота был заподозрен в участии в заговоре. Несмотря на сильнейшие холода, Александр двинулся из Арахозии, где тоже основал Александрию, в Бактрию, совершив переход через покрытые снегом горные проходы Гиндукуша. Бесс без сопротивления очистил Бактрию . Александр Македонский занял затем Мараканду (Самарканд) и подвигался вперед до Кирополя, причем ему пришлось побороть новое восстание, охватившее много провинций; в это время Александр совершил также свой известный поход в страну скифов. Александр устроил затем свой роскошный двор в Мараканде и с большой пышностью отпраздновал свой брак с Роксаной. В Александре все больше и больше обнаруживались черты восточного деспота . Ранее спасший ему жизнь Клит был убит Александром во время спора, а племянник и ученик Аристотеля Каллисфен и двое знатных юношей были казнены за отказ совершить обряд коленопреклонения перед Александром.

Желание новыми успехами доставить удовлетворение недовольному нововведениями войску заставило Александра Македонского предпринять поход в Индию , начатый им в конце 327 г. с 120-тысячным войском. После ряда кровопролитных сражений и побед Александр весной 326 г. достиг Инда, одержал затем победу и взял в плен царя Пора у реки Гидаспа , на западном берегу которой основал город Букефалу, а на восточном – Никею, но затем истощенные войска отказались идти вперед, к Гангу; к этому присоединились неблагоприятные предсказания жрецов, и Александр осенью 326 г. начал отступление вниз по Гидаспу , причем командование тремя частями флота было поручено Неарху, Кратеру и Гефестиону.

Александр Македонский и царь Пор

Почти все встречавшиеся на пути племена подчинялись без сопротивления; только одно племя маллов оказало сопротивление, и при штурме их укрепленного города Александр был тяжело ранен. Александр спустился до самого Индийского океана, одержал на пути ряд побед, совершил чрезвычайно трудный 60-дневный переход по пустыне к главному городу Гедрозии – Пуре, и затем отправился к Карамании, где к нему присоединились Кратер и Неарх . Неарх продолжал путь по берегу Персидского залива к устьям Тигра и Евфрата, а Гефестион с большей частью войска направился к Персиде (нынешний Фарс). Сам Александр через Пасаргады и Персеполь отправился к Сузам, где злоупотребления его наместников требовали его вмешательства и получили строгое возмездие.

Слияние востока и запада казалось теперь достигнутым, и, чтобы утвердить его еще более прочно, Александр Македонский взял себе в жены Статиру, старшую дочь Дария; до 80 приближенных к нему лиц и до 100 других македонян он тоже женил на персиянках. Одинаковое отношение Александра к варварским и македонским войскам вновь вызвало возмущение, подавленное личным вмешательством Александра. Покорив и почти уничтожив дикое племя коссеев, Александр вернулся в Вавилон, где усердно покровительствовал торговле прокладкой дорог, устройством гаваней и городов. Особенно занимал его проект колонизовать восточное побережье Персидского залива и, обогнув Аравию, завязать непосредственные торговые сношения по морю между Египтом и областью Евфрата. Был уже назначен день для отплытия флота, но Александр, после данного отправлявшимся во главе флота Неархом прощального пира, заболел лихорадкой, постепенно принимавшей все более опасный характер; в июне 323 г. Александр Македонский умер на 32 году жизни. Набальзамированный труп Александра через два года был перевезен Птолемеем в Египет и похоронен в Мемфисе, а затем перенесен в Александрию, в особо для того устроенный храм. Сейчас после смерти Александра, не оставившего преемника, начались раздоры между его полководцами, и империя Александра Великого распалась. Его завоевания имели, однако, то последствие, что отрезанная до того от влияния греческой культуры Передняя Азия слилась с греческим миром, восприняв многие черты эллинской цивилизации. Последующий исторический период назван поэтому эпохой эллинизма .

Государство Александра Македонского

Из чрезвычайно многочисленных художественных изображений Александра до нас дошли очень немногие. Наиболее верно передающим внешний облик Александра считается найденный в 1779 г. близ Тиволи бюст с надписью, находящийся в Лувре. Мраморная статуя Александра в юности хранится в Мюнхенской глиптотеке, и сходная с ней мраморная голова в Британском музее; бронзовая статуя Александра в полном облачении найдена в Геркулануме . С именем Александра связывается знаменитый мраморный бюст во Флоренции, так называемый «Умирающий Александр» (на самом деле изображение гиганта) и самая большая из сохранившихся мозаик древности. Из посвященных Александру художеств, произведений нового времени наиболее знамениты: фрески Содомы в вилле Фарнезине в Риме «Свадьба Александра с Роксаной», рельеф Торвальдсена, изображающий въезд Александра в Вавилон и «Смерть Александра» Пилоти, в берлинской Национальной галерее.

Содома. Свадьба Александра Македонского и Роксаны. Вилла Фарнезина, Рим. Ок. 1517 г.

Жизнеописания Александра Македонского, составленные его сотрудниками Каллисфеном, Анаксименом, Клитархом и др. и основанные на этих не совсем достоверных источниках рассказ Диодора и Трога Помпея, как и биографии Плутарха и Арриана , дают более или менее достоверные сведения о военной деятельности Александра Македонского. Для суждения об его идеях и целях, политических организациях и проектах мы не имеем никаких материалов. Личность Александра уже в древности, но особенно у средневековых поэтов востока и запада сделалась излюбленным сюжетом легендарных сказаний. Литература об Александре Македонском весьма обширна.

Взойдя на трон Македонии в двадцать лет, Александр завоевал Персидскую империю в двадцать пять, часть Индии - в тридцать и умер в Вавилоне три года спустя. Его жизнь оказалась очень короткой: ее хватило на то, чтобы создать державу, величайшую из всех существовавших ранее.


Взращенный под Миезой

Об Александре Македонском известно много и мало. Можно вполне определенно проследить главные эпизоды его царствования и завоевания Востока, начиная с первой победы на реке Граник и оканчивая его смертью в Вавилоне. Но причины, побудившие его броситься в столь неслыханную авантюру, мечты и цели, двигавшие им в продолжение этой военной, политической и религиозной эпопеи, остаются во многом предметом догадок. К тому же информации из первых рук на этот счет не существует, и вся осведомленность, как известно, опирается в основном на греческие и латинские сочинения, составленные много веков спустя. Прежде всего - на исторические и географические труды Арриана, Плутарха, Курция Руфа, Диодора Сицилийского, Помпея Трога, Страбона и некоторых других авторов. Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики.

Александр Македонский родился в июле 356 года до н. э. от брака македонского царя Филиппа и царицы Олимпиады. В Древней Греции все знатные, в особенности царские, роды претендовали на происхождение от богов или героев. Македонские цари вели свою родословную от Геракла - сына греческого бога Зевса от смертной женщины Алкмены. По материнской линии Александр Македонский мог считаться прямым потомком Ахилла, героя легендарной Троянской войны, воспетого Гомером.

Александр Македонский" >

Про мать Александра прежде всего известно то, что она принимала активное участие в существовавших тогда религиозных ритуалах. Плутарх об этом сообщает следующим образом: «Издревле все женщины той страны участвуют в орфических таинствах и оргиях в честь Диониса». В этой религиозной практике не было ничего необыкновенного. Однако Олимпиада, по его словам, «ревностнее других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски; во время торжественных шествий она несла больших ручных змей, которые часто наводили страх на мужчин». Плутарх и другие писатели древности называют это причиной размолвки между Филиппом и Олимпиадой, приведшей к тому, что царь оставил царицу: «Однажды видели змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады. Говорят, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение и любовь Филиппа к жене, и он стал реже проводить с ней ночи, то ли потому, что боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что она связана с высшим существом, и потому избегал близости с ней». В более приземленной формулировке последняя мысль могла прозвучать в виде вопроса о том, кто же является «настоящим» отцом Александра: царь Филипп или же скрывающееся в обличье змеи божество? Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Якобы, провожая Александра в персидский поход, Олимпиада открыла сыну тайну его необычного рождения. Впрочем, есть и совсем другие свидетельства. Согласно им Олимпиада протестовала против утверждения, что родила не от мужа. Как пишет все тот же Плутарх, «Олимпиада опровергала эти толки и восклицала нередко: Когда же Александр перестанет оговаривать меня перед Герой?!» (Греческая богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей брака.) Если же эта легенда и имеет какие-то основания, то, скорее всего, они относятся к другому периоду жизни Олимпиады. Царь Филипп явно считал Александра своим сыном.

Самым необыкновенным фактом юности Александра был его учитель - величайший греческий философ Аристотель, приглашенный царем Филиппом. Как сообщает Плутарх, за обучение сына царь Филипп расплатился с Аристотелем прекрасным и достойным способом: «Филипп восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Александру рощу около Миезы, посвященную нимфам». В этом замечательном факте угадывается не столько связанность Македонии с греческой культурой, сколько… желание такой связи. Страна македонских царей была наполовину варварской окраиной греческого мира - диким местом, пояснял Демосфен, где нельзя купить даже порядочного раба.

Свобода по-эллински

Наличие свободы - вот главное, что разнило греков и варваров. Аристотель и афинский оратор Исократ авторитетно утверждали, что «раб и варвар по своей природе - понятия тождественные», что подданные Персидской империи в отличие от граждан греческих государств «в душе низки и полны раболепного страха». «Стремясь унизить себя любым способом, они преклоняются перед смертным человеком», своим царем, чего заслуживают только боги. Идеал свободы подразумевал желанный для греков тип общественного устройства - коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Греческий мир не был одной страной и не стремился ею быть. Он складывался из множества вполне или относительно самостоятельных, небольших или совсем маленьких государств, которые могли соединиться перед лицом общего врага, например тех же персов. По факту такого объединения неизбежно ставился вопрос о том, кто же будет главным. Афины, Фивы или Спарта соглашались действовать во имя Греции, но не под чужим руководством.

Мотив обличения персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным. Свои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Эллады перед лицом персов, греки вынесли из Греко-персидских войн первой половины V века до н. э. Разрозненные в политическом отношении, непохожие во многом на других, греческие племена связывала память об общем прошлом. Центральная фигура воспоминания - история коалиции, панэллинского сплочения против врага на Востоке. Сама мысль о коалиции Европы против Азии навеяна, конечно же, «Илиадой». Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф или художественный вымысел. На основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себя как один народ, единое целое. Но в еще большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашествия на греческий мир персидского царя Ксеркса в 480 году до н. э., почти за полтораста лет до Александра Македонского. Из патриотического убеждения в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали - едва ли справедливые - соображения о непрочности персидского государства и легкости завоевания Персии. С середины IV века до н. э. идею завоевательного похода на Восток развивали многие греческие писатели. Возможность прибрать к рукам чужое у них соединялась с долгом отмщения историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные святыни Эллады.

Война с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками. «Перенесем богатства Азии в Европу, а бедствия Эллады - в Азию», - обращался оратор Исократ к македонскому царю Филиппу, видя в нем потенциального лидера Греции, способного повести ее на Восток. Зато немало других греков расценивали стремительный рост македонского влияния как угрозу свободе. Демосфен обрушивал на Филиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей. После победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с Афинами, одержанной в 338 году до н. э. при Херонее, собравшийся в Коринфе общегреческий конгресс фактически подтвердил политическое верховенство Македонии в Греции. Конгресс объявил войну персам, назвав царя Филиппа вождем военного похода в Азию. Почти вся Эллада, за исключением Спарты, обещала пойти за ним. Возмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, ее вполне официальной программой. Столь же прямо греки признавались и в собственном экспансионизме. Помимо отмщения за оскверненные и преданные огню греческие святыни общегреческая война против Персидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Эгейского моря.

Не заслоняй мне Солнце

Летом 336 года до н. э. Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию, по сообщению греческого историка Арриана, Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария: «Отец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмах». Этот факт, скорее всего, правдоподобен. Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами. Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. Вся вольнолюбивая Греция, до героя своей «антимакедонской партии» Демосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром.

Историки древности и наших дней одинаково высоко ставят царя Филиппа. Сравнивая отца и сына, римский автор Помпей Трог находит такие слова: «Способы побеждать у того и другого были различны. Александр вел войну открыто. Филипп пользовался военными хитростями. Он радовался, если ему удавалось обмануть врагов. Александр - если удавалось разбить их в открытом бою… Благодаря этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил дело».

Смерть Филиппа, казалось, обнаружила непрочность возведенной им политической конструкции. Но уже в первые месяцы царствования юный македонский царь Александр стремительно и жестоко подавил вспыхнувшее с новой силой сопротивление греков и подвластных Македонии фракийских и иллирийских племен. Потрясением для Греции стало известие о взятии и разрушении могущественных Фив в 335 году до н. э. Население города было продано в рабство. Примечательное исключение Александр сделал для потомков поэта Пиндара. Остальным - нетронутым - урока на время хватило: например, устрашенные судьбой Фив Афины вымолили себе прощение. Такие военные акции Александра были только приготовлением к большому походу, который намечался против Персидского царства.

К этому времени принадлежит и знаменитая сцена с Диогеном, пересказанная бессчетное число раз множеством писателей. После энергичных военных мер македонского царя, вернувших ему влияние в Греции и ожививших планы войны в Азии, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему свое почтение. Будучи недалеко от Коринфа, Александр Македонский предполагал, что так же поступит и философ Диоген. Но, не дождавшись знаков внимания, царь сам отправился к философу. Диоген лежал и грелся на солнце. Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. «Отступи чуть в сторону, - ответил тот, - не заслоняй мне солнце».

Начало триумфального шествия

Говоря о причинах похода Александра против персов, историк Арриан цитирует письмо Александра к персидскому царю Дарию: «Ваши предки вторглись в Македонию и остальную Элладу и наделали нам много зла, хотя и не видели от нас никакой обиды. Я, предводитель эллинов, вступил в Азию, желая наказать персов». Строго говоря, большая часть Греции царя Македонии об этом не просила.

Весной 334 года до н. э. по мосту, наведенному из составленных борт к борту кораблей и плотов, Александр во главе сорокатысячной армии перешел через Геллеспонт (теперь пролив Дарданеллы) в Азию. Первым делом оттуда он поспешил в Трою, с которой для греческого мира было связано так много. Здесь он принес жертву Афине, а также почтил могилу Ахилла. Умастив тело, он состязался с друзьями в беге вокруг памятника. Как пишут Арриан и Плутарх, возлагая венок на могилу Ахилла, Александр провозгласил его счастливым, потому что о его славе возвестил на будущие времена такой поэт, как Гомер. Символизм этого жеста вполне понятен. Александр Македонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который явно был для него еще и образцом для подражания. Но это означало еще и другое. Македонский царь обращался к исторической памяти греков, используя гомеровский эпос о Троянской войне в качестве примера единения сил греческого мира для войны в Азии. Военные силы греческих городов, кажется, не были Александру большим подспорьем. Он ждал от греков, чтобы они хотя бы не выступали на стороне персов.

В мае 334 года до н. э. на реке Граник Александр встретился с персидской армией, пришедшей его остановить. Победа македонцев была полной. После Граника македонский царь отправил в Афины 300 комплектов персидского военного снаряжения и посвятил их Афине Палладе. Надпись повелел он сделать такую: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме спартанцев, взяли от варваров, обитающих в Азии». В действительности при Гранике и в следующих сражениях греческие наемники составляли наилучшую часть персидской пехоты. Афинское посольство напрасно просило царя Александра отпустить афинян, взятых в плен при Гранике. Наемников врага македонский царь предполагал сгноить в рудниках.

В продолжение следующего года военных действий македонская армия овладела западным и южным побережьями Малой Азии (современная территория Турции) и укрепилась в важных стратегических пунктах в глубине полуострова. Следующее большое сражение, на этот раз с главными и наилучшими силами персов во главе с самим персидским царем Дарием, произошло на границе Киликии и Сирии у города Исса в ноябре 333 года до н. э. Сгрудившаяся в тесной долине персидская армия не сумела воспользоваться своим численным превосходством. Вторая битва - вторая победа. Царь Дарий бежал в Месопотамию, бросив войско, сокровища, мать, жену и детей. Это поражение персов имело огромный политический и моральный резонанс. Тем не менее военное положение македонцев не было блестящим ни в Греции, где персидский флот и персидские деньги отвоевывали потерянное, ни в Малой Азии, куда отступила значительная часть персов после Иссы. Не заботясь о персах, успешно действующих у себя в тылу, после битвы при Иссе Александр предпочел повернуть свою армию на юг, желая подчинить богатые торговые города Финикии. Это был ход конем. Финикийский флот являлся сильнейшим во всем Восточном Средиземноморье, и именно финикийские корабли составляли основу неодолимой силы персов на море. Военный успех в Финикии должен был лишить персов флота. Большинство ее городов покорилось македонцам по первому их требованию.

Крупнейший и наилучшим образом укрепленный финикийский город Тир (ныне Сур) оказал царю Александру самое отчаянное и длительное сопротивление. Власти Тира поначалу также соглашались подчиниться. Но их условием было то, что Александр Македонский не войдет в городские стены. На горе жителей города царь принимал за Геракла местное божество Мелькарта, святилище которого помещалось в городском центре. Он не мог отступиться от того, кого считал своим предком, и не взять Тир силой. По словам Арриана и Плутарха, во время осады Александр увидел во сне, как Геракл протягивает ему со стен руку и зовет его к себе. Впрочем, в другой раз сон Александра был, скорее, эротического свойства. Ему приснился сатир, который издали заигрывал с ним, но увертывался и убегал, когда царь пытался его схватить, и дал себя поймать лишь после долгой погони и уговоров. Жители же Тира подозревали в измене не своего Мелькарта-Геракла: «В то же время многим жителям Тира приснилось, - пишет Плутарх дальше, - будто Аполлон сказал, что он перейдет к Александру, так как ему не нравится то, что происходит в городе. Тогда, словно человека, пойманного с поличным при попытке перебежать к врагу, тирийцы опутали огромную статую бога веревками и пригвоздили ее к цоколю, обзывая Аполлона «александристом». Островное положение делало город неуязвимым. Македонскому царю пришлось засыпать море, соединив остров с материком. Жители взятого штурмом Тира, как до того Фив, были проданы в рабство.

Настоящий полубог

Из покорившейся Финикии Александр устремился в Египет, где основал город Александрию. Другим особенным событием его египетского «тура» стало рискованное путешествие через пески ливийской пустыни в оазис Сива к жрецам египетского бога Амона-Ра, которого греки уподобляли своему Зевсу. Арриан представляет дело так: Александра охватило желание отправиться к Амону в Ливию, поскольку говорили, что предсказания Амона сбываются в точности и что именно он давал предсказания Персею и Гераклу. Поскольку Александр стремился подражать этим героям и вдобавок происходил из рода обоих, он возводил свое происхождение к Амону, как возводят мифы происхождения Геракла и Персея к Зевсу. Итак, царь «отправился к Амону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал». Что именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. Якобы оно подтвердило божественное происхождение македонского царя. Плутарх в своем жизнеописании Александра дает курьезную интерпретацию этого эпизода. Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески «пайдион» («дитя»), но по причине дурного произношения вышло «пай Диос» («сын Зевса»). Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки. В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании.

Не принимая мирных предложений, из Египта завоеватель наконец двинулся за Евфрат, желая встретиться со своим врагом в решающей схватке. Чтобы подготовиться к ней самым наилучшим образом, у персидского царя Дария, или, как более точно звучал его титул, «царя царей», было и время, и возможности. Войска, стянутые со всех концов его необъятной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Но среди них были действительно отличные воинские части, в том числе тяжелая бактрийская конница, индийские слоны и… греческие наемники. Спустя несколько веков римский историк, автор «Истории Александра Великого» Курций Руф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: «Копья с железными наконечниками выступали впереди дышла. С обеих сторон хомута было по три меча и еще множество копий. Кроме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречается на пути». Около деревни Гавгамелы, недалеко от города Арбелы в Месопотами, персидские военачальники нашли поле для будущей битвы, не походившее на теснину Иссы, где персы так нелепо передавили сами себя. Для лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. В октябре 331 года до н. э. армия Александра, безусловно, меньшая по численности, расположилась на позиции, приготовленной для нее персами. Все это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. Парменион, военачальник македонского царя, отчаянно советовал ему атаковать персов ночью. Александр Македонский, по преданию, ему ответил, что «не крадет побед». Накануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строиться. Ожидая ночной атаки македонцев, персы простояли в боевом строю всю ночь. Затем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом. Дарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отряды.

Дарий вновь ускользнул. Но поверженная Персидская империя лежала у ног македонца. Он беспрепятственно вошел в пять ее столиц в Месопотамии, Персиде и Мидии - Вавилон, Сузы, Пасаргады, Персеполь и Экбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки. Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым.

В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн. Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. «Какой великой радости, - по преданию, говорил он, заливаясь блаженными слезами, - лишились те из греков, кто умер, так и не узрев такого». Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса - скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства. Пир в Персеполе окончился сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной Греции. Об этом пьяном поджоге древние авторы сообщают по-разному. Впрочем, рассказ Плутарха снова обстоятельнее и интереснее других. Якобы инициатива принадлежала особе вполне легкомысленного поведения, по-гречески - гетере. «В общем веселье, - рассказывает он, - вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитанииях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македонцы, узнавшие о происшедшем».

Впоследствии Александр высказывал сожаления по поводу случившегося. В самом деле, после Гавгамел он обнаруживал все большую склонность щадить завоеванные края, позволял сатрапам персидского царя оставаться на своих местах, демонстрировал уважение к местным богам и даже истории Персидского царства. В Экбатанах, последней из завоеванных персидских столиц, Александр отпустил домой греческих союзников и фессалийскую конницу. Это должно было означать, что общегреческий поход против Персидского царства, провозглашенный в Коринфе, успешно окончен и все дальнейшее остается делом одной Македонии и ее царя. Желающие быть с ним греки теперь сделались его наемниками. Считая себя законным преемником персидских царей, Александр преследовал несчастного Дария. Но когда остававшиеся с Дарием сатрапы расправились с ним, македонский царь взял на себя труд отомстить за его смерть.

Новая и непонятная для многих роль, которую брал на себя завоеватель, требовала от него нахождения общего языка с персидской знатью, сохранения в некотором преображенном виде административного скелета своей новой и неведомой державы, определенного усвоения политической идеологии Персидского царства, находившей, в частности, выражение в дворцовом этикете. К нескрываемому ужасу и нарастающему возмущению греков и македонцев завоеватель попытался распространить на них персидский порядок обращения к царю, который подразумевал буквальное поклонение ему, несовместимое с греческими понятиями о свободе и достоинстве. Больше, чем что бы то ни было, эта болезненная тема вела Александра к столкновению с ревнителями традиций царской власти в среде его непосредственного окружения, составленного из македонской аристократии.

Сцена убийства Клита стала эмоциональной кульминацией конфликта царя со своими ближайшими соратниками. Клит - друг детства Александра, брат его кормилицы, командир царской илы - отборного отряда македонской конницы, приносящей царю его победы. Если следовать Арриану, Клит находит примечательную форму противодействия наступающей «тирании» Александра Македонского. На одном из пиров Клит вступается за древних героев, оспаривая единоличный характер подвигов Александра. Не в силах больше слушать, как придворные льстецы принижают Геракла и Диоскуров, превознося македонского царя как первого среди полубогов, Клит смело и страстно заявляет, что подвиги Александра совершены всеми македонцами. Его пробовали утихомирить, но он не унимался и требовал, чтобы Александр при всех сказал то, что думает. Наконец, его вытолкали из пиршественной залы. Клит вернулся через другие двери. Протягивая руку, Клит кричал Александру: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь» (такое действительно было в сражении при Гранике). Выхватив копье у стражника, Александр Македонский убил его.

Здесь остановился Александр

Неожиданно тяжело давшееся завоевание Бактрии и Согдианы (приблизительно территории теперешнего Афганистана и Средней Азии) сначала было связано с тем, что бактрийский сатрап Бесс попытался провозгласить себя новым персидским «царем царей». Александр не считал это место вакантным. Но устранение Бесса не стало окончанием войны. Уцелевшие сатрапы и местная знать, пользуясь крахом державы персидских царей и рассчитывая на труднодоступность своих областей, думали сохранить независимость. Такая война по мере упорства и взаимного ожесточения сторон уже не походила на прежнюю. Женитьба македонского царя на дочери одного из бактрийских князьков Роксане была способом привязать местную знать к своему царствованию.

Только по прошествии двух лет, добившись определенного успеха в умиротворении Согдианы, Александр смог приступить к исполнению другого амбициозного замысла. Весной 327 года до н. э. армия Александра Македонского, в рядах которой греки и македонцы, впрочем, уже давно составляли лишь малую часть, двинулась в Индию. В этом походе самая значительная победа была одержана летом следующего года над индийским царем Пором, могущественное царство которого располагалось к востоку от среднего течения Инда. Военный успех, доставшийся большой кровью, открывал, казалось, дорогу в долину Ганга. Утомленное битвами, измученное непривычным климатом, неизвестностью о противнике, войско отказалось продолжать поход. Нечто подобное уже случалось прежде, и Александр знал, как поступить. Однако на этот раз силы и терпение его солдат действительно иссякли. Сколько он гневно ни удалялся в свою палатку, никто не являлся его уговаривать. «Не было ни одного солдата, из которого ему бы удалось вытянуть слово». Армия решительно и определенно отказалась видеть смысл в дальнем предприятии, и завоевателю пришлось уступить. Войско ликовало, «многие из воинов плакали, а другие подходили к царской палатке, призывая многочисленные благословения на Александра за то, что он согласился быть побежденным только ими». По преданию, двенадцать алтарей в честь богов Олимпа вокруг бронзовой колонны с надписью «Здесь остановился Александр» были воздвигнуты на месте окончания похода. Впрочем, отступление Александра вниз по течению реки Инд все еще было завоеванием. На обратном пути он погубил половину своей армии в пустыне Гедросии. Александр двинулся этой дорогой только потому, что слышал, что там не смогли пройти с армиями Семирамида и Кир. Возвращение из индийского похода окончилось чем-то вроде карнавального парада в честь бога Диониса. Греческий миф называл бога Диониса первым завоевателем Индии. Плутарх о шествии Александра сообщает так: «Восстановив свои силы, македонцы семь дней веселой процессией шествовали через Карманию. Восьмерка коней медленно везла властелина, который беспрерывно, днем и ночью, пировал с ближайшими друзьями, восседая на своего рода сцене, утвержденной на высоком, отовсюду видном помосте. Затем следовало множество колесниц, защищенных от солнечных лучей пурпурными и пестрыми коврами или же зелеными, постоянно свежими ветвями, на этих колесницах сидели остальные друзья и полководцы, украшенные венками и весело пирующие. Нигде не было видно ни щитов, ни шлемов, ни копий, на всем пути воины чашами, кружками, кубками черпали вино из пифосов и кратеров и пили за здоровье друг друга, одни при этом продолжали идти вперед, другие падали наземь. Повсюду раздавались звуки свирелей и флейт, звенели песни, слышались вакхические восклицания женщин. В течение всего этого беспорядочного перехода царило такое необузданное веселье, будто сам Дионис присутствовал тут же и участвовал в этом радостном шествии».

Александру Македонскому оставалось еще два года жизни. Он вернулся в Вавилон не затем, чтобы сидеть сложа руки. По прошествии нескольких лет, проведенных им в дальних краях, он нашел управление совершенно расстроенным. Фактически первой его задачей было взять под контроль области, попавшие в руки лиц, беспардонно злоупотреблявших властью, и навести там порядок.

Убежденный в своей божественной миссии, за год до смерти Александр потребовал от городов Греции учреждения для себя божественных почестей. В письме царя, отправленном из Суз весной 324 года, содержалась ссылка на пример Геракла, его отдаленного предка и, как упоминалось выше, сводного брата. Как Геракл, Александр победил всех и дошел до края света. Потому царь Александр потребовал себе храмов, статуй и жертвенников, как сыну высшего божества. Публичное почитание Александра города Эллады вводили у себя по принуждению. «Этот юнец жаждет алтарей. Так пусть ему их воздвигнут. Какие пустяки!» - язвил оратор Демосфен.

Александр упрекал греков за то, что они не дали ему завоевать Индию. Чувствуя себя призванным превзойти Геракла и Диониса, он не мог расстаться с мыслью дойти до края земли. Человек - герой - может уподобиться бессмертным богам, когда совершит нечто выходящее за пределы человеческих возможностей. Александр планировал для себя новый подвиг. Его замыслом было покорить Аравию, Африку и, обогнув ее, вплыть в Средиземное море через Геркулесовы столбы. Неожиданная болезнь и смерть македонского царя 10 июня 323 года вызвали кривотолки, однако они, вероятнее всего, не были связаны с отравлением и имели естественные причины.

Посреди своего времени

До конца античности на Александра Македонского смотрели, скорее, не доброжелательно. К примеру, в глазах римских стоиков македонский царь - псих и кровопийца, карикатура на героя, больной и несчастный человек с болезненным воображением, измучивший себя и еще больше окружающих, не умеющий владеть собой и своими желаниями и умерший от невоздержанности, став жертвой собственных крайностей. Римский философ Сенека по этому поводу высказался так: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению. Или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? Кто отнял у каждого города то, что там было лучшего, заставив Спарту рабствовать, Афины - молчать? Кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружие по всему свету? Чья жестокость нигде не остановилась, уставши, - наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод? Уже множество царств он слил в одно; уже греки и персы боятся одного и того же; уже носят ярмо племена, свободные даже от власти Дария, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельзя нести победу по следам Геракла и Диониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. Он не то что хочет идти, но не может стоять, как брошенные в пропасть тяжести, которые не могут остановиться в своем падении, пока не упадут на самое дно».

В определенном смысле психологический портрет Александра Македонского не выглядит большой загадкой. Аристократическое самосознание, построенное на памяти о дальнем родстве с богами и героями, нацеливало личность на стяжение славы. Вдруг оказавшись на троне мировой державы, он так и не сумел расстаться с кругозором и замашками мелкого греческого царька, до смерти измученного чувством собственной малости. Желание встать вровень с богами и героями - как нормальная этическая позиция знатного грека, не равняющего себя ни с кем еще, - было наследием греческой старины и знаком архаического вкуса. Посреди своего времени Александр, должно быть, действительно походил на пришельца из легендарных времен Троянской войны. Между тем греческий мир не мыслил себя в качестве подмостков для славы своих героев. Греки любили предания о Персее и Геракле. Но совсем не желали того, что кто-то перенесет их в такую сказку. Политическая разрозненность понималась многими как нормальное, правильное основание общественной жизни, суть их свободы. Так что в глазах огромной части греков царь Александр оставался самовластным тираном. Его заслуги оспаривали. Его презирали, боялись и не любили.

Греческие археологи неподалеку от современного города Серре (там, где в античные времена находился древнегреческий полис Амфиполь), обнаружили гробницу, в которой, возможно, погребены останки жены и сына македонского царя Александра Великого - Роксаны и Александра IV. Руководители раскопок заявляют, что еще рано говорить о личности похороненных.

Кроме того, для проведения дальнейших работ нет необходимых средств.

Место вокруг гробницы, что находится возле Серре (Σέρρες - Serres) на севере Греции, огорожено трехметровой стеной. Его периметр составляет 500 метров. Гробница расположена в городской черте, недалеко от небольшого городка Амфиполь, сообщает интернет-ресурс G reek R eporter . Этот район известен с 1965 года как Kasta Tom , но это первые археологические раскопки, которые здесь когда-либо проводились.

Руководитель раскопок археолог Катерина Перистери (Katerina Peristeri) утверждает: "Мы не проводим никаких параллелей с конкретными историческими фигурами из-за отсутствия у нас серьезных доказательств и дефицит в настоящий момент финансовых средств для продолжения раскопок". Собственно говоря, греческие археологи не скрывают своих мотивов. Они приступили к раскопкам без должной финансовой поддержки, исключительно с целью привлечь внимание к своей работе.

Город во Фракии Амфиполь (Ἀμφίπολις - Amphipolis) находился на полуострове, образуемом рекой Стримон (современная Струма), по которой проходила восточная граница Македонии с Фракией. Выходцы из Афин под руководством известного афинского полководца Кимона основали здесь колонию в 437 г. до н. э. В 424 г. до н. э. полис осадил спартанский полководец Брасид и, несмотря на упорное сопротивление Фукидида, был покорен. С 358 г. до н. э. Амфиполь принадлежал македонянам, которые превратили его в столицу Восточной Македонии, пока в 168 г. до н. э. он не был захвачен Римом. Город также упоминается в "Деяниях Апостолов" (книге Нового Завета) как промежуточный пункт на пути апостола Павла в Фессалонику. Впоследствии турки называли это ставшее незначительным местечко Джени-кени , или "Новый город".

Зимой 328/327 г. до н. э. войска Александра Македонского вели боевые действия в Бактрии — области, лежащей между реками Хиндукуш и Амударья. Когда он подошел к горной крепости Ариамаз и предложил нескольким тысячам ее защитников сдаться, те подняли его на смех. В крепости были запасы продовольствия на десять лет. Начальник крепости князь Оксиарт (перс. — Вхахшхунваарта) ответил, что македонцам следовало бы захватить с собой воинов с крыльями, поскольку другим способом взять крепость невозможно. Ночью около 300 опытных скалолазов с помощью веревок и топоров поднялись на отвесную скалу, возвышавшуюся над крепостью. При этом примерно 30 "спецназовцев" Александра погибли, сорвавшись в бездну, но гарнизон крепости вынужден был капитулировать.

В крепости Ариамаз македонцы захватили семью влиятельнейшего из местных владык — Оксиарта. Среди членов этой семьи была первая красавица Персии — Роксана (перс. — Рохшанек). Александр, воспылавший к ней страстью, с почестями принял ее отца. Дочь назначенного Александром сатрапа Бактрии и Согдианы Артабаза (перс. — Артхаваршаан), Барсина (перс — Вхаршунек), сопровождавшая Македонского последние годы и незадолго до этого родившая ему сына Геракла, была отпущена. Бактрийская же царевна Роксана стала женой Александра Македонского в 327 г. до н. э. Свадьбу торжественно отпраздновали в крепости другого бактрийского князя Хориена (перс. — Хшарианта) по иранским обычаям. Современные историки отмечают государственное значение этой свадьбы, в которой символически воплощалась идея взаимопонимания народов.

Александр не только возвысил Роксану и принял одного из сыновей Оксиарта в эскадрон гетайров (буквально: "спутники") — аристократической конной гвардии, но и оказал почести и уважение всем согдам и бактрам, признав их лучшими среди иранцев. После женитьбы на красавице Александр начал подготовку похода в Индию.

После смерти Александра в 323 г. до н. э., в живых оставались лишь двое отпрысков мужского пола: незаконнорожденный 5-летний Геракл, живший не по-царски вместе с матерью Барсиной в Пергаме и Арридей, незаконнорожденный сын Филиппа и Филинны, единокровный брат Александра. Сын Роксаны появится на свет спустя четыре месяца. По македонским обычаям, наследника престола утверждало войсковое собрание после предварительного обсуждения на собрании знати.

Воины хотели возвести на престол эпилептика Арридея, несмотря на его слабоволие и некоторое слабоумие. Знать, наоборот, отдавала предпочтение потомку Александра. В результате пришли к компромиссу. Сын Роксаны Александр IV стал соправителем Арридея, правившего под именем Филиппа III. Власть сыну Роксаны собирались передать по достижению им совершеннолетия. Наместником Македонии оставался Антипатр. По приказу Роксаны была убита ее соперница, вторая жена Александра и дочь Дария III, Статира (перс. — Шхутарнек).

Управление империей перешло к престарелому Антипатру в 321 г. до н. э. после убийства военачальниками Пердикки, которому мать Александра Олимпиада предложила руку своей дочери Клеопатры. Через два года Антипатр умер, назначив своим преемником не родного сына Кассандра, а порядочного, но ограниченного военачальника Полиперхона. Когда македоняне отказались ему повиноваться, Полиперхон сделал своей соправительницей Олимпиаду. Мстительная мать Александра возбуждала всеобщую ненависть и Кассандр почти без усилий завоевал Македонию. В 316 г. до н. э. он отдал приказ о казни Олимпиады.

По ее словам, раскопки будут проходить на холме, рядом с которым располагался античный город Амфиполь."В районе Амфиполя находится знаменитый холм Кастас. Это могильный курган, некрополь. Видный ныне покойный археолог Димитрис Лазаридис, который вел раскопки в данном районе, полагал, что в этом кургане похоронены жена Александра Великого Роксана и ее сын Александр", - сказала Перистери.

Ученые хотят сейчас выяснить, как обстоит дело: действительно ли здесь погребены Роксана и сын Александра Великого, или же это могила другой сановной личности. "Но нельзя также исключить, что захоронение было разграблено еще в древности, и мы ничего не найдем", - уточнила археолог.

Роксана после смерти Александра находилась в районе Амфиполя в изгнании, о чем свидетельствуют древние источники.

"Она жила в этом районе. Мы думаем, что и умерла она здесь. Мы точно не знаем, где она была похоронена, но считаем, что на данном холме было похоронено значительное лицо", - пояснила гипотезу археолог. По ее словам, в ближайших планах местной археологической службы также раскопки древнего театра Амфиполя.

Александр Великий (356-323 до нашей эры), царь древней Македонии, завоевал большую часть известного в античности мира. В Бактрии на территории нынешнего Афганистана Александр женился на Роксане, попавшей в плен к македонцам дочери местного вельможи. Когда Александр внезапно умер в 323 году, Роксана была беременна.

Империя Александра Македонского распалась почти сразу после смерти основателя, и начались кровопролитные войны между диадохами - полководцами-преемниками Александра. Роксана первоначально добилась казни своей соперницы Статиры, третьей жены Александра. Сын великого полководца от Роксаны Александр IV был формально провозглашен македонским царем в 316 году. Однако на деле Роксана и ее сын находились в заключении в Амфиполе по приказу полководца Кассандра. В 309 году, опасаясь подрастающего Александра IV, Кассандр велел убить его вместе с матерью. Так прервался род Александра Македонского.

Город Амфиполь, где проводятся раскопки, был основан в середине V века до нашей эры в устье реки Стримон на севере Греции. Сначала город был колонией Афин, затем получил фактическую независимость, а в 357 году был завоеван македонским царем Филиппом, отцом Александра Македонского. В эпоху Македонского царства это была сильная крепость, переживавшая культурный и экономический расцвет.

Раскопки на месте Амфиполя открыли значительную часть городских стен, а также святилища и частные и государственные строения. Самая известная находка, сделанная в этой местности - массивный мраморный лев, который, по предположению ученых, служил посмертным памятником одному из полководцев Александра Македонского.

Александр Македонский: трагедия семьи

Александр – сын македонского царя-завоевателя Филиппа II (382-336 гг. до н.э.; царь с 359 г. до н.э.) и царицы Олимпии, дочери царя Эпира. Филипп был не только воином, но и одаренным дипломатом: его заботами Македония без войны овладела крупными золотоносными рудниками. Это позволило царю плести многочисленные политические интриги в Греции, Персидском царстве и среди варваров. Впрочем, македонский царь не только интриговал и подкупал врагов, но и весьма успешно воевал.

2 августа 338 г. его армия наголову разгромила объединенное воинство греков в битве при Херонее. Вся Греция покорилась Филиппу II, города-государства эллинов склонились перед силой неотесанных мужланов-македонян.

Уже в следующем году царь развелся с матерью Александра и женился на восемнадцатилетней Клеопатре, племяннице македонского полководца Аттала. Во время свадебного пира Аттал призвал гостей молиться богам, чтобы те послали Клеопатре сына – законного наследника македонского престола! Подвыпивший Филипп добродушно соглашался.

– А нас ты считаешь незаконнорожденными?! – возопил возмущенный Александр.

В ответ Филипп бросился на сына с обнаженным мечом, и Александра спасло лишь то, что отец споткнулся и упал.

– Вот этот-то, люди, собирается перейти из Европы в Азию, он, свалившийся, переходя от ложа к ложу, – прокомментировал падение царя внезапно успокоившийся Александр.

Олимпиада с сыном срочно бежали в Эпир, дабы не стать жертвами ярости Филиппа и семейства Аттала. Там брошенная мужем царица начала подбивать эпирского царя – своего брата начать войну против Македонии.

Филипп как раз готовился к большому походу, собираясь напасть на Персию, поэтому приложил максимум усилий для примирения со своей семьей. Оно состоялось, но только внешне. Отныне обе стороны каждый день ожидали внезапного удара.

И тут, как назло, правитель Карии, сильного и богатого государства на берегах Малой Азии, которое было номинально подчинено Персии, предложил свою дочь Аду в жены Арридею – слабоумному сыну Филиппа Македонского от танцовщицы Филинны. Александр увидел в этом опасную интригу, поскольку сводный брат при поддержке карийских родичей мог бы претендовать на македонский престол. Потому царевич сделал попытку тайно посвататься к Аде. Один из приближенных Александра донес о начатых переговорах Филиппу. Царь запретил сыну жениться на карийке и в грубой форме намекнул, что лишит его прав на престол. Заодно Филипп разогнал давно вызывавшее у него опасение ближнее окружение царевича, а самых верных друзей его выслал из Македонии.

Свадьбы в Сузах – Александр и Статира, Гефестион и Дрипетида. Картина начала XIX в.

Чтобы хоть временно укрепить дружеские отношения с Эпиром, Филипп II решил выдать свою дочь от Олимпиады Клеопатру (девушку звали так же, как и молодую жену царя) замуж за ее дядю – эпирского царя Александра. Свадебные торжества растянулись на несколько дней и должны были завершиться грандиозным театральным представлением. Случилось так, что в узких переходах театра охрана Филиппа отстала, с царем оставались только два Александра – сын и шурин Филиппа, и любовник царя, а по совместительству и телохранитель Павсаний. Неожиданно Павсаний выхватил кинжал, пронзил им своего повелителя и бросился бежать. Филипп рухнул бездыханный.

Любовник, бесспорно, имел собственные причины для этого убийства. Вскоре после женитьбы Филиппа на Клеопатре дядя и опекун царственной супруги Аттал «пригласил Павсания отужинать, притворившись, что стремится завоевать его дружбу; тот не замедлил прийти, считая себя уже настолько важным лицом, что соперникам необходимо вести с ним переговоры. Аттал напоил его, и когда тот показался ему достаточно опьяневшим, позвал своих слуг и конюхов, которые бросились на юношу, раздели его, привязали, не обращая внимания на его крики, ничком к ложу и затем, по приказу их господина, обошлись с ним поочередно самым непотребным образом на глазах у прочих гостей. Это был довольно обычный способ обесчестить мужчину. После чего Павсания развязали и выбросили вон, сунув одежду ему в руки.

Истерзанный и весь в слезах, Павсаний кинулся жаловаться царю, прося покарать Аттала, чтобы смыть нанесенное ему гнусное оскорбление. Но Филиппа скорее насмешил рассказ о случившемся, и он посчитал, что достаточно утешил юношу, сделав ему небольшой денежный подарок и пообещав продвижение по службе. Ненависть Павсания с этой минуты перенеслась всецело на Филиппа».

Другие телохранители настигли пытавшегося сбежать Павсания и в пылу погони убили его на месте. Труп распяли, расследовать же дело не стали – не до того было. Это позволило многим современникам, а тем более исследователям последующих времен утверждать, что на самом деле убийство было организовано Олимпиадой с согласия Александра и при поддержке эпирского царя. Позднейшие обвинения, которые великий полководец выдвигал против персидского царя Дария, якобы нанявшего убийцу Филиппа, зачастую рассматриваются как неуклюжая попытка Александра снять с себя обвинения в отцеубийстве. Любопытен и тот факт, что телохранители, прикончившие Павсания, сразу после этого стали ближайшими исполнителями особых заданий молодого царя.

У Филиппа II помимо Александра и его сестры Клеопатры были от других жен еще три дочери и два сына – уже упомянутый здесь слабоумный Арридей и малолетний Каран. Помимо названных, на престол Македонии стали претендовать вдова Клеопатра, которую поддерживал военачальник Аттал, и самый опасный враг Александра – его двоюродный брат Аминта, законный царь государства, в детстве отстраненный от власти узурпировавшим его престол Филиппом II. За каждым претендентом стояла своя военная и политическая группировка. Но и этого оказалось мало. На царское место претендовали еще три брата из династии князей Линкестидии (княжество на севере Македонии) – Аррабай, Геромен и Александр.

Из всех претендентов самые сильные позиции были у Александра Македонского, поскольку в шестнадцать лет он успел проявить себя как выдающийся полководец в битве при Херонее. Его поддерживали ветераны Филиппа.

Первым делом для укрепления своей власти Александр объявил соучастниками Павсания и агентами персидского царя линкестидцев. Аррабая и Геромена быстренько казнили, Александра Линкестидского царь пощадил. Зато признал заговорщиками и казнил малолетнего Карана и Аминту.

Пока Александр занимался соперниками-мужчинами, Олимпиада распорядилась женской половиной. По ее приказу Клеопатра была убита солдатами прямо в покоях своей матери, которую тут же принудили удавиться. Александр при этих событиях не присутствовал, а потому позднее разыграл публичную сцену негодования в связи с трагедией семьи мачехи. На этом тема была закрыта.

Оставался самый грозный противник – полководец Аттал, который срочно выехал к армии в Азии и который находился в подозрительных сношениях с греческими городами, особенно с Афинами. Аттал был убит особым порученцем царя. Позднее, отправляясь в свой великий поход, Александр приказал вырезать всех оставшихся в живых родичей царицы Клеопатры и Аттала.

Весной 334 г. до н.э. во главе небольшой армии в 30-45 тыс. пехотинцев и 4-5 тыс. всадников Александр Великий переправился в Азию и начал завоевание мира. Рассказывать о походе не будем, равно как о политических интригах, преследовавших македонского завоевателя всю его жизнь. Сосредоточим внимание на его семейных делах.

А здесь никак не обойтись без ближайшего друга Александра с его отроческих лет – Гефестиона (356-324 гг. до н.э.). Большинство историков сходятся во мнении, что Александр Великий вообще не любил женщин и единственной любовью его жизни оставался командир личной гвардии царя Гефестион. Женился же царь якобы по-спартански: для продолжения рода или в сугубо политических целях.

Как бы там ни было, в 327 г. до н.э. Александр Македонский вступил в брак с плененной им 14 или 16 летней бактрийской (афганской) княжной Роксаной (ок. 342-309 гг. до н.э.). Вскоре она родила мальчика, который умер во время индийского похода. Смерть младенца вызвала охлаждение в отношениях между царственной четой.

По сей причине, вернувшись из Индии, в 324 г. до н.э. Александр поступил как восточный владыка – не разводясь с Роксаной, взял себе в жены вначале дочь персидского царя Дария – Статиру, а затем дочь персидского царя Артаксеркса III – Парисат. Чтобы породниться с Гефестионом, царь в один день сыграл две свадьбы – свою со Статирой и своего возлюбленного с младшей сестрой Статиры – царевной Дрипетидой.

Осенью того же года во время одного из пиров Гефестион внезапно заболел и через неделю умер. Обезумевший от горя Александр велел казнить врача, лечившего его возлюбленного, впал в запой, возненавидел все свое окружение и через 8 месяцев, 10 июня 323 г. до н.э., умер точно так же, как Гефестион. Симптомы его болезни повторились в точности.

Отсюда и появилась версия, будто любовников отравила возненавидевшая их Роксана, которая через месяц после кончины мужа родила от него сына Александра.

Сподвижники великого полководца в один день поделили его империю между собою и тут же передрались. Родным Александра в этой драке места не нашлось, хотя они и пытались втиснуться в борьбу вояк.

Роксана добилась от соратников мужа лишь одного – немедленной казни персиянки Статиры. Что сталось с Парисат и Дрипетидой, неизвестно.

В 317 г. до н.э. мать Александра царица Олимпиада захватила власть в Македонии и втянула в свои махинации Роксану с маленьким Александром. Царица тут же казнила слабоумного царя Арридея и возвела на престол Александра IV. Но в 316 г. до н.э. их прогнал ветеран азиатских походов полководец Кассандр. Он сам стал царем Македонии. Вскоре Кассандр захватил семью своего умершего властителя. Олимпиаду сразу казнили как врага Македонии. В 309 г. до н.э. по приказу Кассандра тайно отравили Роксану и 14 летнего Александра IV. Тогда же убили единственного внебрачного сына великого завоевателя – Геракла, рожденного Барсиной, знатной женщиной из Пергама. Барсину убили вместе с сыном. Так в борьбе за власть пресекся род Александра Македонского.

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Александр Македонский Александр Македонский имел по праву рождения все, что нужно человеку: пищу, дом, развлечения и даже беседы с Аристотелем. И тем не менее он бросился на Беотию, Иллирию и Фракию только потому, что те не хотели помогать ему в войне с Персией, в то время

Из книги Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей] автора Динин Жаклин

Александр Македонский Великий поход Александра. Наука в эпоху эллинизмаАлександр Македонский родился в Македонии, горной области у северных границ Греции. Его отец Филипп стал царем Македонии в 359 г. до н.э. и объединил всю Грецию. Когда в 336 г. до н.э. он умер, новым царем

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356–323 до н. э.) Сын македонского царя Филиппа II Александр получил прекрасное образование. Его наставником был крупнейший философ того времени Аристотель. Когда Филиппа II убили заговорщики, Александр, став царем, укрепил армию и установил свое

Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ Александр был сыном македонского царя Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. По свидетельству Плутарха, его уже в детстве отличали возвышенный дух и замечательные способности. Филипп дал сыну превосходное образование, пригласив в наставники

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ) (356-323 до н.э.) Царь Македонии с 336 года, известнейший полководец всех времен и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию Древнего мира. Если и есть в мировой истории наипервейший военный вождь, человек, чей короткий

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

2. Александр Македонский Двести лет продолжалось господство Персии в Иудее и во всей Передней Азии. Но наконец могущественное персидское государство, основанное Киром, распалось, и власть в Азии перешла к грекам.Великий греческий завоеватель Александр Македонский

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Александр Македонский Первым могущественным европейцем, побывавшим в Индии, был античный полководец Александр Македонский. Его жизнь окружал ореол тайн и загадок. Род его отца – Филиппа II, как это было принято у знатных людей в те времена, считался восходящим к Гераклу, а

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Александр Македонский и греки Война приносила всем участникам предприятия довольно значительные прибыли. Поэтому вожди греков, македонцев, персов, евреев, египтян и вели бесконечные войны. Двойную функцию войны определил Исократ: «Война эта единственная, она лучше

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Александр Македонский Первым могущественным европейцем, побывавшим в Индии, был античный полководец Александр Македонский. Его жизнь окружал ореол тайн и загадок. Род его отца - Филиппа II, как это было принято у знатных людей в те времена, считался восходящим к Гераклу, а

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

22. Александр Македонский (356 - 323 г. до Р. X.).а) Юность - Разрушение Фив.Не будучи эллином по рождению, Александр всецело принадлежит к эллинам по своему образованию. Он был именно тем человеком, которому суждено было выполнить дело национального призвания эллинов -

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ И ЕГО ЗАВОЕВАНИЯ Македония, населенная фракийцами, иллирийцами и другими родственными грекам племенами, возвысилась при Филиппе II - отце Александра Македонского. После победы при Херонее (338 г. до н. э.) Филиппу удалось добиться гегемонии в Греции,

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Александр Македонский (Род. в 356 г. до н. э. – ум. в 323 г. до н. э.) Выдающийся полководец, царь Македонии. Новатор военного дела, тактик и стратег. Прославился своими походами в Персию и Индию. В середине IV века до н. э. маленькая полуварварская страна, расположенная на

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Александр Македонский (род. в 356 г. до н. э. – ум. в 323 до н. э.) Выдающийся полководец, царь Македонии. Новатор военного дела, тактик и стратег. Прославился своими походами в Персию и Индию. В середине IV века до н. э. маленькая полуварварская страна, расположенная на

автора

Из книги Стратегии гениальных мужчин автора Бадрак Валентин Владимирович

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич