Задания по пунктуации егэ русский язык. Знаки препинания в сложном предложении




Правописание суффиксов - это не столько сложная тема, сколько очень объёмная. Суффиксы есть у всех самостоятельных частей речи. Каждая из них имеет свои правила их написания.

В задании 10 проверяются знания правописания всех суффиксов, кроме Н-НН и суффиксов причастий. По данным темам есть отдельные задания.

Задание 10 звучит следующим образом: выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква (далее даётся какая-то буква: Е, И, О и другие). Предложены пять слов. Ответ нужно записывать словом, верно вставив в него пропущенную орфограмму.

Внимательно вдумайтесь в каждое слово, определите, какой частью речи оно является, и вставьте орфограмму.

В данной теме есть несколько трудных случаев правильного определения правописания суффиксов. На нашем сайте вы можете прочитать о них в разделе ТЕОРИЯ. Трудные случаи правописания суффиксов.

Выполнение любого вида задания начинается со знания теории. Предлагаю вам таблицу по данной теме.

Задание 11. Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов

Правописание суффиксов причастий и личных окончаний глаголов - одна из трудных для учащихся тем. Думаю, это связано с незнанием правил. Если хорошо выучить правила, запомнить все исключения, то особых сложностей с написанием не будет.

Задание 1 на ЕГЭ по русскому языку звучит так: выпишите слово, на месте пропуска в котором пишется та или иная буква, например, Е.

В данном задании необходимо знать два правила.

Первое правило: правописание личных окончаний глаголов.

Задание №12. Слитное и раздельное написание НЕ, разграничение на письме НЕ и НИ


Задание 12 формулируется следующим образом: определите предложение, в котором НЕ со словами пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Алгоритм выполнения задания:

    Внимательно прочитайте все предложения, возможно, по мере прочтения вы уже поймёте, какой ответ будет верным.

    Определите, какой частью речи являются слова с НЕ.

Задание 13 Слитное, раздельное, дефисное написание слов


Задание 13 –одно из трудных, потому что оно предполагает знание большого количества теоретического материала.

Звучит задание 13 так: определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Будет дано 5 предложений. И только в одном из них оба слова пишутся слитно. Значит, что в других предложениях они могут писаться либо слитно, либо через дефис. Поэтому необходимо знать все случаи слитного, раздельного и дефисного написания слов.

Алгоритм ответа:

Задание №14. -Н- и –НН- в частях речи

Задание 14 на ЕГЭ по русскому языку предполагает знание правил написания –Н- и –НН – в частях речи. Будет дано предложение, в котором на месте пропусков нужно вставить одну или две Н, в ответе необходимо записать цифры, на месте которых пишется – Н- или –НН-.

Может быть предложен и другой тип задания: даны слова, необходимо определить ряд, в котором все слова пишутся с Н одинаково, записать эти слова в ответе.

Таким образом, чтобы правильно ответить на вопрос задания 14, необходимо хорошо знать правила по данной теме и исключения, которых в данном правиле очень много.

Русский язык Задание №15

Алгоритм выполнения задания № 15

Алгоритм выполнения задания № 15.

    Прочитайте предложение, найдите в нём грамматические основы.

    Если основа одна, то это простое предложение. Посмотрите, сколько союзов И в данном предложении. Если всего один, то нет запятой.

    Если в предложении несколько союзов И, тогда посмотрите, ЧТО именно они соединяют: одинаковые члены предложения или разные. Если одинаковые(например, определения),то перед союзом ставите запятую, если разные(например, один союз соединяет два определения, а другой- два дополнения), то это разные ряды однородных членов, запятая не ставится.

    Помните, что однородные члены могут соединяться двойными союзами, то есть такими, первая часть которых находится перед первым однородным членом, а вторая - перед вторым). В таких предложениях всегда есть запятая.

    Двойные союзы: как, так и; не только, но и; не столько, сколько.

    Если в предложении две основы, то оно сложное. Запятая перед союзом И в основном ставится.

    Исключением, при котором даже в сложном предложении перед союзом И нет запятой, является наличие общего второстепенного члена ПЕРЕД началом предложения.

Таков алгоритм ответа. Помните, что в ответе должно быть два номера предложений, за каждый вы получаете балл. Таким образом, за данное задание можно получить два балла.

Цели урока:

  • Образовательные :
    • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
    • отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи;
    • Н-НН в полных прилагательных и причастиях;
    • навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
  • Развивающие :
  • Воспитательные :
    • создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Оборудование:

  • компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
  • рабочие папки с заданиями
  • тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку)
  • ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Целеполагание

Учитель зачитывает цели урока и предлагает учащимся определить целеполагание, используя следующий текст:

Учащиеся делают вывод: цели урока:
– повторить орфограммы – НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; пунктограммы – деепричастные и причастные обороты;
– закрепить навыки правописания НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; постановки знаков препинания при обособленных членах предложения;
– обобщить знания по орфографии и пунктуации;
– подготовиться к ЕГЭ (части А)

3. Определение этапов урока

Урок состоит из нескольких этапов:

1. Повторение орфограммы « НЕ с разными частями речи».
2. Повторение орфограммы «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
3. Повторение пунктограммы « Обособленные члены предложения».

На каждом этапе урока учащиеся выполняют определенные задачи:

1. Работа с опорным конспектом (повторение)
2. Тренировочное задание (закрепление)
3. Тест по теме (по части А) (контроль)
4. Повторение и закрепление знаний по блоку «НЕ с разными частями речи».

А) Работа по опорному конспекту «НЕ с разными частями речи».

Учитель совместно с учащимися анализирует конспект, определяет роль сигналов.
Учащиеся проговаривают правила (8 орфограмм).

Слайды 4-5

Б) Тренировочное задание

Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными частями речи, но и расставить ударения в данных словах.

Не с разными частями речи

  • Афера (не)удалась
  • (Не)подписанный договор
  • (Не)обычный случай
  • Вовсе (не)большой ломоть
  • (Не)громко кашлянуть
  • (Не)подумав о намерении
  • Водопровод, (не)проведённый рабочими
  • Позвонишь (не)знакомцу

В) Работа с тестом

НЕ с разными частями речи

Тестирование(А18)

1 вариант

а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
б) (не)думающий человек; (не)думая
в) не)знал; (не)читая;
г) (не)отъемлемый; (не)редко.

2.В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Книгу читали далеко(не)многие.
б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
в) (Не)ответив, она ушла
г) Озеро оказалось (не)глубокое.

а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
в) (не)званный гость; (не)правда
г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя

а) Ничуть (не) интересно.
б) Он пел песню,(не)смущаясь.
в) На экзамене он (не)набрал баллы.
г) Слышны(не)умолкающие звуки.

а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
в) (не)мелко; (не)лепо.
г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.

2 вариант

1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
в) (не)сладкий; (не)годовать;
г) (не)заметив; (не)далеко.

2. В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
б) Это было вовсе (не)известно.
в) (Не)размышляя, она уехала.
г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.

3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)маленькая; (не)верно
б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
г) (не)видя; (не)добрый взгляд.

4. В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Это были (не)привычные звуки.
б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
в) Я никогда (не)играл в шахматы.
г) Она прошла, (не)поднимая глаз.

5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)думать; далеко (не)интересно.
б) (не)легко; (не)брежный.
в) (не)возлюбить; (не)читая
г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.

1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».

5. Повторение и закрепление знаний по блоку «Н и НН в полных прилагательных и причастиях»

А) Работа по опорному конспекту «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».

Слайды 7-8

Б) Тренировочное задание

Учащиеся проговаривают орфограммы в предложенных словосочетаниях и поясняют их.

Н и НН

Квалифицирова..ый специалист
Вяза..ая кофта
Вяза..ая спицами кофта
Свяще..ый союз
Выглаже..ое мной платье
Высуше..ые грибы
Пече..ый в золе картофель
Потеря..ая книга
Операцио..ый стол
Разброса..ые вещи
Краше..ый пол
Исклева..ые ягоды
Песча. ый берег
Клюкве..ый кисель
Тополи..ый пух
Выигра.ый матч
Фасова..ые продукты

В) Работа с тестом

Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)

Правописание Н и НН

Тестирование (А17)

1 вариант

1. В каком ряду пропущено НН:




2. В каком ряду пропущено Н:




б) пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий

а) В, Г б) А, В в) А, Б г) Б, Г

4. В каком ряду пропущено Н:



5. В каком ряду пишется НН:

а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ые дома; змеи..ый

2 вариант

1. В каком ряду пропущено НН:

а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо

2. В каком ряду пропущено Н:

а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо

3. В каком ряду указаны слова с НН:

а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель; пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод

а) В, Г б) А, В в)А, Б г) Б, Г

4. В каком ряду пропущено Н:

а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.

5. В каком ряду пишется НН:

а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ыедома; змеи..ый

1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.

6. Лингвистическая задача

Учитель предлагает учащимся поразмышлять:

– Как связаны между собой фрагменты опорных конспектов?
(Тесная связь между орфографией и пунктуацией)

7. Повторение и закрепление знаний по блоку «Обособленные члены предложения»

А) Работа по опорному конспекту «Обособленные члены предложения».

Слайды 11-12

Б) Тренировочное задание

Учащимся в качестве тренинга предлагаются задания из вариантов ЕГЭ разных лет. (Класс работает совместно)

Слайды 13-15

8. Комплесное закрепление знаний по орфографии и пунктуации

Частичный анализ текста.

1) Учащиеся поясняют орфограммы и пунктограммы в предложенном тесте. Делают вывод о связи пунктуации и орфографии.
2) Определяют стиль и тип речи.
3) Находят ключевые слова, подсказывающие тему текста.
4) Анализируют проблематику.

9. Пояснение домашнего задания. Итоги урока

Учащиеся дома должны продолжить работу с текстом и написать сочинение-рассуждение.

10. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает состояние учащегося в конце урока.

ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.

М.: 2017. - 128 с.

Издание содержит большое количество типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает: диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма, зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы.

Формат: pdf

Размер: 1,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Диагностический тест 5
Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
Вспомним теорию 11
Разберём примеры 11
Потренируемся 13
Тестовые задания... 14
Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и неоднородные определения 19
Вспомним теорию 19
Разберём примеры 20
Потренируемся 24
Тестовые задания 25
Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
Вспомним теорию 32
Разберём примеры; 33
Потренируемся 36
Тестовые задания 37
Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
Вспомним теорию 43
Разберём примеры 43
Потренируемся 44
Тестовые задания 45
Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных конструкций 51
Вспомним теорию 51
Разберём примеры 51
Потренируемся 52
Тестовые задания 53
Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и предложениях 59
Вспомним теорию 59
Разберём примеры 60
Потренируемся 63
Тестовые задания 63
Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
Вспомним теорию 69
Разберём примеры 69
Потренируемся 70
Тестовые задания 70
Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
Вспомним теорию 77
Разберём примеры 78
Потренируемся 81
Тестовые задания 82
Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
Вспомним теорию 87
Разберём примеры 88
Потренируемся 89
Тестовые задания 90
Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
Разберём примеры 97
Потренируемся 98
Тестовые задания 98
Занятие 11. Зачёт 104
Тестовые задания 104
Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
Ключи 115

Вспомним теорию
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
если оба главных члена предложения выражены именами существительными или числительными в именительном падеже;
глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
перед словами вот, это, значит.
Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, что;
если при сказуемом есть частица не;
если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
если подлежащее выражено личным местоимением.
Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое (иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
Разберём примеры
1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными : Книга – источник знаний
  • двумя числительными : Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами : Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом : Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то : И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но): Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и) : Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как» , перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится :

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и… : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

Одна запятая необходима:

в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

Цель

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

Например:

рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание :

Общая схема : О , О , О .

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : .

Пример 3

Пример 4

Общая схема : О , О и О .

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

И

И

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 :

Пример 4 :

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

Обратите внимание :

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

Схема: О , а/но/да О

Пример 1:

Пример 2:

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

Схема: О , илиО , или О

Пример 1:

Чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько

Пример1: .

Пример 2:

Пример 3:

А снег шёл и шёл.

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

Пример:

без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

[О Сказ и О Сказ].

Листья багряные, золотые

общего второстепенного члена .

Пример 1 : .

через год

только на­ча­ло предложения

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

Пример 2 запятая ставится .


ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.