Основные зоны рекреации федерального значения. Рекреационные зоны как успешное экономическое предприятие




Во всем мире практикуется создание специальных территорий, где жители того или иного населенного пункта, а также его гости проводят часы досуга. К таким территориям относятся рекреационные зоны. Здесь отдыхают абсолютно все слои населения, начиная от самых маленьких граждан и заканчивая пенсионным возрастом.

Что такое рекреационная зона

Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения.

Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:

  • способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
  • повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
  • развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;
  • повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.

Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт. Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень.

Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях.

Характеристики рекреационных зон

Рассмотрим подробно, чем отличаются рекреационные зоны от других особых зон экономического характера. В первую очередь стоит отметить, что на момент создания описываемых зон на их территории могут располагаться земельные участки жителей либо юридических лиц. Также территория может охватывать сразу несколько участков, относящихся к разным муниципальным образованиям.

Еще одной особенностью данной местности является то, что здесь могут находиться различные объекты, в том числе жилой фонд, инфраструктура, какие-либо частные постройки. Иногда земельные участки, включаемые в зону, относятся к особо охраняемым по закону.

Рекреационные зоны РФ

Согласно постановлениям Правительства России в феврале 2007-го года, на территории страны решили обозначить семь территорий, которым присвоили статус туристско-рекреационных.

Данные рекреационные зоны расположены в таких регионах, как:

  • Ставропольский край.
  • Краснодарский край.
  • Республика Алтай.
  • Республика Бурятия.
  • Алтайский край.
  • Иркутская область.
  • Калининградская область.

Позднее были созданы особые экономические зоны на острове Русский, а также на территории Чеченской республики. Последняя затем вошла в состав туристического кластера, находящего в нескольких округах: Северо-Кавказском, республике Адыгея и Краснодарском крае. Все эти рекреационные зоны России способствуют тому, чтобы развивался в государстве как внутренний туризм, так и приезжали иностранные гости.

Какие ТРЗ наиболее популярны

Одной из самых уникальных рекреационных зон по праву считается национальный парк под названием «Куршская коса». Он располагается в Калининградской области и представляет собой песчаный полуостров. Эта местность по своему ландшафту, красивым пейзажам, животному и растительному многообразию абсолютно не похожа на другие рекреационные зоны. Поэтому сюда едут отдыхать толпы туристов, которые любуются не только красотой местности. Здесь интересно посмотреть и культурно-историческое наследие в виде поселения рыбаков, архитектурных памятников.

Не менее популярной является особая экономическая зона «Кавказские минеральные воды», что в Ставропольском крае. Особый акцент здесь делается на инновационных технологиях бальнеолечения, использовании инноваций в СПА-индустрии. В частности, планируется максимально продуктивно использовать минеральную воду Баталинского источника для лечения и реабилитации. А целебная грязь, которую берут из Тамбуканского хранилища, подойдет для фанготерапии. Еще одной новинкой для профилактических целей выступит фитоаэроионизация.

Привлекает путешественников и зона туристско-рекреационного типа «Горный Алтай» благодаря своей нетронутой природе. Эту территорию рассматривают как многопрофильную зону, где успешно реализуются такие виды деятельности, как познавательная, рекреационная, лечебная, спортивно-оздоровительная.

Интересы бизнеса и государства

Особенно заинтересованы работать в специальных экономических зонах представители малого и среднего бизнеса. Причиной тому является предоставление широкого спектра услуг, включая пункты различного рода развлечений, торговли, общественного питания и пр. При правильном подходе здесь прекрасно развивается туристический бизнес, спортивный, рекреационный и пр.

К тому же, для бизнесменов привлекательны налоговые льготы, которые предоставляются резидентам рекреационных зон. Так, есть возможность платить налоги по сниженной налоговой ставке. Также предоставляется право устанавливать особый коэффициент к основной норме амортизации – это касается лишь собственных средств.

По подсчетам финансистов, каждая туристско–рекреационная зона приносит серьезный доход в государственный бюджет. За счет них возрастает вклад в ВВП со стороны туризма. Если весь механизм будет полностью налажен и отработан, то планируется создать дополнительные рекреационные зоны через некоторое время.

Что запрещено на территории ТРЗ

Несмотря на то, что на территории РФ имеются различные типы рекреационных зон, на любой из них законом не позволяется:

  • Разрабатывать месторождения полезных ископаемых и добывать их. Исключение составляют лишь месторождения минеральных вод и целебных грязей.
  • Перерабатывать полезные ископаемые и лом цветных и черных металлов (разрешен лишь промышленный разлив минводы).
  • Выпускать товары и перерабатывать их, если они относятся к подакцизной продукции.

Согласно российскому законодательству, правительство державы имеет полное право дополнять вышеуказанный список запрещенных действий на территориях особых экономических зон.

Общие требования

2.4.1 Рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, сельских поселений.

В составе рекреационных зон могут быть отдельно выделены зоны садово-дачной застройки, если их использование носит сезонный характер и по степени благоустройства и инженерного оборудования они не могут быть отнесены к жилым зонам.

2.4.2 Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования (парки, городские сады, скверы, бульвары городские леса, лесопарки и другие озелененные территории общего пользования).

На территории рекреационных зон не допускается строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов.

На особо охраняемых природных территориях рекреационных зон (национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лесопарки, водоохранные зоны и др.) любая проектная деятельность осуществляется согласно статусу территории и режимам особой охраны.

2.4.3 Рекреационные зоны необходимо формировать во взаимосвязи с пригородными зелеными зонами, землями сельскохозяйственного назначения, создавая взаимоувязанный природный комплекс городов и их зеленой зоны.

Рекреационные зоны расчленяют территорию крупных, больших и средних городских округов и городских поселений на планировочные части. При этом должна соблюдаться соразмерность застроенных территорий и открытых незастроенных пространств, обеспечиваться удобный доступ к рекреационным зонам.

2.4.4 В городских округах и поселениях необходимо предусматривать непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств.

На озелененных территориях нормируются:

Соотношение территорий, занятых зелеными насаждениями, элементами благоустройства, сооружениями и застройкой;

Габариты допускаемой застройки и ее назначение;

Расстояния от зеленых насаждений до зданий, сооружений, коммуникаций.

Озелененные территории общего пользования

2.4.5 Озелененные территории – объекты градостроительного нормирования – представлены в виде парков, садов, скверов, бульваров, территорий зеленых насаждений в составе участков жилой, общественной, производственной застройки.

Озелененные территории общего пользования, выделяемые в составе рекреационных зон, размещаются во взаимосвязи преимущественно с жилыми и общественно-деловыми зонами.

2.4.6 Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городских округов и поселений (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 %, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала).

Оптимальные параметры общего баланса территории составляют:

Открытые пространства:

Зеленые насаждения – 65-75 %;

Аллеи и дороги – 10-15 %;

Площадки – 8-12 %;

Сооружения – 5-7%;

Зона природных ландшафтов:

Зеленые насаждения – 93-97 %;

Дорожная сеть – 2-5 %;

Обслуживающие сооружения и хозяйственные постройки – 2 %.

2.4.7 Площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, бульваров, скверов, размещаемых на селитебной территории городских округов и поселений, следует принимать по таблице 33.

В крупных и больших городских округах и городских поселениях существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в таблице 33 озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м 2 /чел.

Таблица 33

* В скобках приведены размеры для малых городских поселений с численностью населения до 20 тыс. чел.

2.4.8 В средних, малых городских округах и городских поселениях, а также в сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах рек и водоемов площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20 %.

2.4.9 В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10 %.

При размещении парков и лесопарков следует максимально сохранять природные комплексы ландшафта территорий, существующие зеленые насаждения, естественный рельеф, верховые болота, луга и т. п., имеющие средоохранное и средоформирующее значение.

2.4.10 Минимальные размеры площади принимаются, га:

Городских парков - 15;

Парков планировочных районов - 10;

Садов жилых зон - 3;

Скверов - 0,5.

Для условий реконструкции указанные размеры могут быть уменьшены.

В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий следует принимать не менее 70 %.

2.4.11 Парк – озелененная территория многофункционального или специализированного направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для периодического массового отдыха населения.

На территории парка разрешается строительство зданий для обслуживания посетителей и эксплуатации парка, высота которых не превышает 8 м; высота парковых сооружений – аттракционов – не ограничивается. Площадь застройки не должна превышать 7% территории парка.

2.4.12 Соотношение элементов территории парка следует принимать, % от общей площади парка:

Территории зеленых насаждений и водоемов – не менее 70;

Аллеи, дорожки, площадки – 25-28;

Здания и сооружения – 5-7.

2.4.13 Функциональная организация территории парка включает следующие зоны с преобладающим видом использования, % от общей пощади парка:

Зона культурно-просветительских мероприятий – 3-8;

Зона массовых мероприятий (зрелищ, аттракционов и др.) – 5-17;

Зона физкультурно-оздоровительных мероприятий – 10-20;

Зона отдыха детей – 5-10;

Прогулочная зона – 40-75;

Хозяйственная зона – 2-5.

2.4.14 Радиус доступности должен составлять:

Для городских парков - не более 20 мин;

Для парков планировочных районов - не более 15 мин или 1200 м.

Расстояние между жилой застройкой и ближним краем паркового массива следует принимать не менее 30 м.

2.4.15 Автостоянки для посетителей парков следует размещать за пределами его территории, но не далее 400 м от входа и проектировать из расчета не менее 10 машино-мест на 100 единовременных посетителей. Размеры земельных участков автостоянок на одно место следует принимать:

Для легковых автомобилей – 25 м 2 ;

Автобусов – 40 м 2 ;

Для велосипедов – 0,9 м 2 .

В указанные размеры не входит площадь подъездов и разделительных полос зеленых насаждений.

2.4.16 Расчетное число единовременных посетителей территории парков, лесопарков, лесов, зеленых зон следует принимать, чел/га, не более:

Для городских парков – 100;

Для парков зон отдыха – 70;

Для лесопарков – 10;

Для лесов – 1-3.

Примечание: При числе единовременных посетителей 10 - 50 чел/га необходимо предусматривать дорожно-тропиночную сеть для организации их движения, а на опушках полян – почвозащитные посадки, при числе единовременных посетителей 50 чел/га и более – мероприятия по преобразованию лесного ландшафта в парковый.

2.4.17 В крупных и больших городских округах и городских поселениях кроме парков городского и районного значения могут предусматриваться специализированные (детские, спортивные, выставочные, зоологические и другие парки, ботанические сады), размеры которых следует принимать по заданию на проектирование.

Ориентировочные размеры детских парков допускается принимать из расчета 0,5 м 2 /чел., включая площадки и спортивные сооружения, нормы расчета которых приведены в приложении 11.

2.4.18 На территориях с высокой степенью сохранности естественных ландшафтов, имеющих эстетическую и познавательную ценность, следует формировать национальные и природные парки. Архитектурно-пространственная организация национальных и природных парков должна предусматривать использование их территории в научных, культурно-просветительных и рекреационных целях с выделением заповедной, заповедно-рекреационной, рекреационной и хозяйственной зон в соответствии с требованиями раздела «Зоны особо охраняемых территорий».

2.4.19 При размещении парков на пойменных территориях необходимо соблюдать требования настоящего раздела и СНиП 2.06.15-85.

2.4.20 Городской сад представляет собой озелененную территорию с ограниченным набором видов рекреационной деятельности, предназначенную преимущественно для прогулок и повседневного отдыха населения, площадью, как правило, от 3 до 5 га.

На территории городского сада допускается возведение зданий высотой не более 6-8 м, необходимых для обслуживания посетителей и обеспечения его хозяйственной деятельности. Общая площадь застройки не должна превышать 5 % территории сада.

Функциональную направленность организации территории сада рекомендуется принимать в соответствии с назначением общественных территорий, зданий, комплексов, объектов при которых расположен сад. Во всех случаях на территории сада должна преобладать прогулочная функция.

2.4.21 Соотношение элементов территории городского сада следует принимать, % от общей площади сада:

Территории зеленых насаждений и водоемов – 80-90;

Аллеи, дорожки, площадки – 8-15;

Здания и сооружения – 2-5.

2.4.22 При проектировании микрорайона (квартала) озелененные территории общего пользования рекомендуется формировать в виде сада микрорайона, обеспечивая его доступность для жителей микрорайона на расстоянии не более 400 м.

Для сада микрорайона (квартала) допускается изменение соотношения элементов территории сада, приведенных в п. 2.4.21, в сторону снижения процента озеленения и увеличения площади дорожек, но не более чем на 20%.

2.4.23 Бульвар и пешеходные аллеи представляют собой озелененные территории линейной формы, предназначенные для транзитного пешеходного движения, прогулок, повседневного отдыха.

Бульвары и пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения.

Ширину бульваров с одной продольной пешеходной аллеей следует принимать, м, не менее, размещаемых:

По оси улиц – 18;

С одной стороны улицы между проезжей частью и застройкой – 10.

Минимальное соотношение ширины и длины бульвара следует принимать не менее 1:3.

При ширине бульвара 18-25 м следует предусматривать устройство одной аллеи шириной 3-6 м, на бульварах шириной более 25 м следует устраивать дополнительно к основной аллее дорожки шириной 1,5-3 м, на бульварах шириной более 50 м возможно размещение спортивных площадок, водоемов, объектов рекреационного обслуживания (павильоны, кафе), детских игровых комплексов, велодорожек и лыжных трасс при условии соответствия параметров качества окружающей среды гигиеническим требованиям.

Высота застройки не должна превышать 6 м.

2.4.24 Система входов на бульвар устраивается по длинным его сторонам с шагом не более 250 м, а на улицах с интенсивным движением - в увязке с пешеходными переходами. Вдоль жилых улиц следует проектировать бульварные полосы шириной от 18 до 30 м.

2.4.25 Соотношение элементов территории бульвара следует принимать согласно таблице 34 в зависимости от его ширины.

Таблица 34

2.4.26 Сквер представляет собой компактную озелененную территорию, предназначенную для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения населения, размером, как правило, от 0,5 до 2,0 га.

На территории сквера запрещается размещение застройки.

2.4.27 Соотношение элементов территории сквера следует принимать по таблице 35.

Таблица 35

2.4.28 Озелененные территории на участках жилой, общественной, производственной застройки следует проектировать в соответствии с требованиями настоящих нормативов.

Дорожную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека).

Пешеходные аллеи следует предусматривать в направлении массовых потоков пешеходного движения, предусматривая на них площадки для кратковременного отдыха.

Покрытия площадок, дорожно-тропиночной сети в пределах рекреационных территорий следует применять из плиток, щебня и других прочных минеральных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях.

2.4.29 Озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами: фонтанами и бассейнами, лестницами, беседками, светильниками и др. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий.

2.4.30 Расстояния от зданий и сооружений до зеленых насаждений следует принимать в соответствии с таблицей 36 при условии беспрепятственного подъезда и работы пожарного автотранспорта; от воздушных линий электропередачи – в соответствии с ПУЭ.

Таблица 36

Здание, сооружение

Расстояния, м, от здания, сооружения, объекта до оси

ствола дерева

кустарника

Наружная стена здания и сооружения

Край тротуара и садовой дорожки

Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочины дороги или бровка канавы

Мачта и опора осветительной сети, мостовая опора и эстакада

Подошва откоса, террасы и др.

Подошва или внутренняя грань подпорной стенки

Подземные сети:

газопровод, канализация

Окончание таблицы 36

Примечания:

1 Приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

2 Деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции и освещенности жилых и общественных помещений.

3 При односторонней юго-западной и южной ориентации жилых помещений необходимо предусматривать дополнительное озеленение, препятствующее перегреву помещений.

2.4.31 В зеленых зонах городских округов и поселений следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом нескольких городских округов и поселений. Площадь питомников должна быть не менее 80 га.

Площадь питомников следует принимать из расчета 3-5 м 2 /чел. в зависимости от уровня обеспеченности населения озелененными территориями общего пользований, размеров санитарно-защитных зон, развития садоводческих товариществ и других местных условий.

Общую площадь цветочно-оранжерейных хозяйств следует принимать из расчета 0,4 м 2 /чел.

Зоны отдыха

2.4.32 Зоны отдыха городских округов и городских поселений формируются на базе озелененных территорий общего пользования, природных и искусственных водоемов, рек.

2.4.33 Зоны массового кратковременного отдыха следует располагать в пределах доступности на общественном транспорте не более 1,5 ч.

2.4.34 При выделении территорий для рекреационной деятельности необходимо учитывать допустимые нагрузки на природный комплекс с учетом типа ландшафта, его состояния.

Размеры территории зон отдыха следует принимать из расчета не менее 500-1000 м 2 на 1 посетителя, в том числе интенсивно используемая ее часть для активных видов отдыха должна составлять не менее 100 м 2 на одного посетителя. Площадь отдельных участков зоны массового кратковременного отдыха следует принимать не менее 50 га.

2.4.35 Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха – не менее 300 м.

2.4.36 В числе разрешенных видов строительства допускаются объекты, связанные непосредственно с рекреационной деятельностью (пансионаты, кемпинги, базы отдыха, пляжи, спортивные и игровые площадки и др.), а также с обслуживанием зоны отдыха (загородные рестораны, кафе, центры развлечения, пункты проката и др.).

2.4.37 Проектирование объектов по обслуживанию зон отдыха (нормы обслуживания открытой сети для районов загородного кратковременного отдыха) рекомендуется принимать по таблице 37.

Таблица 37

Учреждения, предприятия, сооружения

Единица измерения

Обеспеченность

на 1000 отдыхающих

Предприятия общественного питания:

Кафе, закусочные

Столовые

Рестораны

посадочное место

Очаги самостоятельного приготовления пищи

Магазины:

Продовольственные

Непродовольственные

рабочее место

Окончание таблицы 37

Пункты проката

рабочее место

Киноплощадки

зрительное место

Танцевальные площадки

Спортгородки

Лодочные станции

лодки, шт.

м 2 водного зеркала

Велолыжные станции

Автостоянки

Пляжи общего пользования:

Акватория

2.4.38 При размещении объектов на берегах рек, водоемов необходимо предусматривать природоохранные меры в соответствии с требованиями раздела «Зоны особо охраняемых территорий» настоящих нормативов.

2.4.39 Размеры территорий пляжей, размещаемых в зонах отдыха, а также минимальную протяженность береговой полосы пляжа следует принимать в соответствии с п. 5.2.81 и таблицей 37 настоящих нормативов.

Число единовременных посетителей на пляжах следует определять в соответствии с п. 5.2.82 настоящих нормативов.

2.4.40 Допускается размещать автостоянки, необходимые инженерные сооружения.

Размеры стоянок автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон, следует определять по заданию на проектирование, а при отсутствии данных – по рекомендуемой таблице 87 настоящих нормативов.

Зона рекреационного назначения представляет собой участки территории в пределах и вне границ населённых пунктов, предназначенные для организации массового отдыха населения, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также для улучшения экологической обстановки и включает парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоёмы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств населенных пунктов.

В зоне рекреационного назначения выделены следующие подзоны:

Зона общественных пространств – занимает свободные от транспорта территории общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, специально предназначенные для использования в целях досуга, проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков на территориях объектов массового посещения общественного, делового назначения.

В зоне общественных пространств запрещено:

— возведение ограждений, препятствующих свободному перемещению населения;

— строительство зданий и сооружений производственного, коммунально-складского и жилого назначения;

— строительство и эксплуатация любых объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды.

В зоне общественных пространств допускается размещение объектов общественного питания и развлечения, функционирование которых направлено на обеспечение комфортного отдыха населения и не оказывает вредного воздействия на экосистему.

Территории зеленых насаждений общего пользования включают озеленение газонов общественно-деловых центров (подцентров) и улиц населенных пунктов, прогулочных рекреационных зон в жилых кварталах, зеленых зон (скверов, бульваров) в селитебной зоне новых жилых кварталов и групп жилых домов на расчетный срок.

Территории зеленых насаждений ограниченного пользования — насаждения при детских садах и школах, больницах, промышленных предприятиях, насаждения при жилых домах усадебной застройки.

Зеленые насаждения специального назначения — озеленение водоохранных зон, насаждения вдоль автомобильных дорог, насаждения на кладбищах.

Функции озеленения разнообразны. Озеленение имеет большое значение в оздоровлении среды населенного пункта, в улучшении его архитектурного облика и в организации культурного обслуживания населения.

Зеленые насаждения снижают силу ветра, регулируют тепловой режим, очищают и увлажняют воздух, являются наилучшей средой для отдыха населения и организации различных массовых мероприятий. При помощи озеленения осуществляются мероприятия по борьбе с оползневыми процессами и деградацией почв.

Основную роль в формировании зоны отдыха для жителей населенных пунктов играет естественный ландшафт, лесные массивы, расположенные рядом с новыми площадками освоения, прибрежные зоны речек и ручьев, протекающих по территории сельского поселения.

Зона размещения спортивных сооружений предполагает размещение существующих, сохраняемых и проектируемых спортивных объектов (в том числе плоскостных).

Основными задачами по данной зоне при принятии проектных решений генерального плана являются:- обеспечение населения доступной возможностью заниматься физической культурой и спортом;- формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни;

— улучшение качества физического воспитания населения.

В д.Новояушево существующая рекреационная зона представлена зелеными насаждениями, расположенными вдоль реки Ай. Проектом предусмотрена организация рекреационной зоны в западной и в северной части проектируемой, и существующей застройки населенного пункта, с размещением спортивных площадок.

В д.Старомещерово существующая рекреационная зона представлена зелеными насаждениями, расположенными вдоль реки Ай. Проектом предусмотрена организация рекреационной зоны в центральной части проектируемой застройки, с размещением спортивных площадок.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Рекреационная зона

Контрольные вопросы : 1. Что такое рекреационная зона? 2. Чем обеспечивается комфорт условий человека в рекреационной зоне? 3.

Какой должен быть размер территорий зон массового кратковременного отдыха? 4. Что собой представляют горнолыжные центры? 5. Какие горнолыжные центры вы знаете? 6. Что такое национальные парки?

Читайте также:

Рекреационная зона – специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха, с целью восстановления сил и здоровья. Городскими рекреационными зонами являются: сады, парки; пригородными: лесопарки, зоны отдыха.

Формируемая рекреационная среда должна обеспечивать физический, биоклиматический, психологический, эстетический комфорт населению во время отдыха.

Комфортные условия для отдыхающих обеспечиваются:

· наличием благоустроенных территорий достаточной площади, оборудованных для разнообразных видов и форм рекреационных занятий;

· наличием и удобным размещением объектов обслуживания в зонах отдыха (пунктов питания, торговли, проката инвентаря, автостоянок и др.) - в пешеходной доступности в пределах 5 минут (250-300 м) от мест концентрации отдыхающих;

· организацией удобных транспортных сообщений между загородными ланд-шафтно-рекреационными территориями и местами постоянного проживания населения.

Размеры территорий зон массового кратковременного отдыха следует принимать из расчета от 500 до 1000 кв. м на одного посетителя.

Одним из показателей, отражающих качественные характеристики рекреационной среды, является психологический комфорт, который зависит от количества шумовых и зрительных контактов между отдыхающими. Психологический комфорт обеспечивается, как свидетельствуют исследования ЦНИИП градостроительства, если количество отдыхающих не превышает 8 чел. в радиусе 25 м - для парков, 60 м - для лесопарков и 100 м - для рекреационных лесов.

Комфортность ландшафта (от англ. comfort – бытовые удобства, благоустроенность) – это совокупность медико-биологических, технических и социально-психологических свойств ПТК, удовлетворяющих определенным требованиям или потребностям жизнедеятельности человека.

Так, курорты морских побережий представляют собой окультуренные территории, на которых создана инженерная инфраструктура, обеспечивающая отдых людей: пляжи, жилые комплексы-гостиницы, пансионаты, дома отдыха, спасательные службы. Побережье оснащено также обслуживающей инфраструктурой: причалы прогулочных катеров, отдельные участки для занятий парусным спортом, виндсерфингом и т.д. Вся эта инфраструктура предназначена для максимального использования целебных свойств климата и морской воды. Обширные рекреационные ландшафты морских побережий разбросаны по всему миру: Австралия, Калифорния, Средиземноморское побережье, Альпы, Кавказ, Индонезия, побережье Бискайского залива, Канарские острова, Гавайские острова и многие другие.

Горнолыжные центры представляют собой сложные сочетания инженерных сооружений и заснеженных горных склонов, пригодных для катания на лыжах.

Горные склоны оборудуются специальными трассами, отмеченными на местности. Кроме того, существует инженерная сеть обслуживания рекреантов: канатно-кресельные дороги, жилые комплексы, складские сооружения, паркинги, пункты связи и бытового обслуживания, подъездные дороги, спасательные службы. Горнолыжные центры функционируют в США (Скалистые горы, Солт-Лейк Сити), Альпах (Европа), Скандинавия, Япония (Саппоро), Кавказ (Россия, Грузия) и ряд других.

Лесопарковые пригородные зоны. Они предназначены для кратковременного отдыха жителей городов. Главное свойство этих лесов – наличие благоприятных лесных массивов различного породного состава: широколиственных, мелколиственных, хвойных и смешанных. Часто большой процент древесных насаждений создан руками человека. Лесопарковые зоны оборудованы пешеходными и велосипедными дорожками, пунктами торговли и обслуживания, детскими игровыми площадками и т.д. Техногенные элементы должны занимать в лесопарковых зонах минимальные площади и быть оптимально расположены.

Национальные парки. Национальные парки – комплексные, природно-хозяйственные полифункциональные территории, предназначенные для охраны ландшафтов и биоразнообразия, а также для целей отдыха и туризма.

Территория национального парка имеет заповедную зону, памятники природы, предназначенные для научных исследований, специальные маршруты для туристского обслуживания и инженерную инфраструктуру: информационные щиты, оборудованные дорожки, смотровые площадки, пункты научных наблюдений, административные здания и т.д.

Национальные парки занимают обширные площади. В отдельных случаях на территории национальных парков разрешаются традиционные виды природопользования в соответствии со структурой землепользования.

Контрольные вопросы

Читайте также:

Рекреационная зона – специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха, с целью восстановления сил и здоровья. Городскими рекреационными зонами являются: сады, парки; пригородными: лесопарки, зоны отдыха.

Формируемая рекреационная среда должна обеспечивать физический, биоклиматический, психологический, эстетический комфорт населению во время отдыха.

Комфортные условия для отдыхающих обеспечиваются:

· наличием благоустроенных территорий достаточной площади, оборудованных для разнообразных видов и форм рекреационных занятий;

· наличием и удобным размещением объектов обслуживания в зонах отдыха (пунктов питания, торговли, проката инвентаря, автостоянок и др.) - в пешеходной доступности в пределах 5 минут (250-300 м) от мест концентрации отдыхающих;

· организацией удобных транспортных сообщений между загородными ланд-шафтно-рекреационными территориями и местами постоянного проживания населения.

Размеры территорий зон массового кратковременного отдыха следует принимать из расчета от 500 до 1000 кв. м на одного посетителя.

Одним из показателей, отражающих качественные характеристики рекреационной среды, является психологический комфорт, который зависит от количества шумовых и зрительных контактов между отдыхающими. Психологический комфорт обеспечивается, как свидетельствуют исследования ЦНИИП градостроительства, если количество отдыхающих не превышает 8 чел. в радиусе 25 м - для парков, 60 м - для лесопарков и 100 м - для рекреационных лесов.

Комфортность ландшафта (от англ. comfort – бытовые удобства, благоустроенность) – это совокупность медико-биологических, технических и социально-психологических свойств ПТК, удовлетворяющих определенным требованиям или потребностям жизнедеятельности человека.

Так, курорты морских побережий представляют собой окультуренные территории, на которых создана инженерная инфраструктура, обеспечивающая отдых людей: пляжи, жилые комплексы-гостиницы, пансионаты, дома отдыха, спасательные службы. Побережье оснащено также обслуживающей инфраструктурой: причалы прогулочных катеров, отдельные участки для занятий парусным спортом, виндсерфингом и т.д. Вся эта инфраструктура предназначена для максимального использования целебных свойств климата и морской воды. Обширные рекреационные ландшафты морских побережий разбросаны по всему миру: Австралия, Калифорния, Средиземноморское побережье, Альпы, Кавказ, Индонезия, побережье Бискайского залива, Канарские острова, Гавайские острова и многие другие.

Горнолыжные центры представляют собой сложные сочетания инженерных сооружений и заснеженных горных склонов, пригодных для катания на лыжах.

Горные склоны оборудуются специальными трассами, отмеченными на местности. Кроме того, существует инженерная сеть обслуживания рекреантов: канатно-кресельные дороги, жилые комплексы, складские сооружения, паркинги, пункты связи и бытового обслуживания, подъездные дороги, спасательные службы. Горнолыжные центры функционируют в США (Скалистые горы, Солт-Лейк Сити), Альпах (Европа), Скандинавия, Япония (Саппоро), Кавказ (Россия, Грузия) и ряд других.

Лесопарковые пригородные зоны. Они предназначены для кратковременного отдыха жителей городов. Главное свойство этих лесов – наличие благоприятных лесных массивов различного породного состава: широколиственных, мелколиственных, хвойных и смешанных. Часто большой процент древесных насаждений создан руками человека. Лесопарковые зоны оборудованы пешеходными и велосипедными дорожками, пунктами торговли и обслуживания, детскими игровыми площадками и т.д. Техногенные элементы должны занимать в лесопарковых зонах минимальные площади и быть оптимально расположены.

Национальные парки. Национальные парки – комплексные, природно-хозяйственные полифункциональные территории, предназначенные для охраны ландшафтов и биоразнообразия, а также для целей отдыха и туризма.

Территория национального парка имеет заповедную зону, памятники природы, предназначенные для научных исследований, специальные маршруты для туристского обслуживания и инженерную инфраструктуру: информационные щиты, оборудованные дорожки, смотровые площадки, пункты научных наблюдений, административные здания и т.д.

Национальные парки занимают обширные площади. В отдельных случаях на территории национальных парков разрешаются традиционные виды природопользования в соответствии со структурой землепользования.

Контрольные вопросы : 1. Что такое рекреационная зона? 2. Чем обеспечивается комфорт условий человека в рекреационной зоне? 3. Какой должен быть размер территорий зон массового кратковременного отдыха? 4. Что собой представляют горнолыжные центры? 5. Какие горнолыжные центры вы знаете? 6. Что такое национальные парки?

Определить географические и исторические особенности (факторы), влияющие на формирование рекреационных зон на территории набережных г.Москвы; оценить состояние Даниловской набережной как рекреационной зоны г.Москвы; выявить перспективные направления, подходы и современные требования к организации рекреационных зон в г.Москве.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3560. Объединение русских земель вокруг Москвы. Причины возвышения Москвы. Политика первых московских князей 23.02 KB
Этот район был окружен лесами и реками меньше всего подвергался набегам монголотатар сюда увеличился приток населения. Москва стала религиозным центром Руси; 5 более быстрое развитие в Московском княжестве прогрессивных для того времени феодальных отношений; 6 политическая слепота монголотатар которые не сумели за феодальными распрями рассмотреть нового лидера. Ему удается одержать важную для русских победу над монголотатарами в Куликовской битве 8 сентября 1380 г. Благодаря Куликовской битве: 1размер дани...
16401. -экономического развития столичного мегаполиса Крупные города Росси с населением выше 1 млн. 13.7 KB
Москва Обоснование и реализация приоритетов социально-экономического развития столичного мегаполиса Крупные города Росси с населением выше 1 млн. В связи с этим будущее страны формируется прежде всего в этих городах что предопределяет необходимость обоснованного выбора приоритетных направлений их перспективного развития. Известно что повышение уровня экономического и социального развития непосредственно связано с использованием прорывных достижений научно-технического прогресса коренным образом изменяющих как количественные так и...
12511. Особенности территориальной дифференциации Рекреационных ресурсов 8.38 MB
Будущие аспекты рекреационного использования изучаемой территории Заключение Список литературы Введение Сочи – один из городов Краснодарского края являющегося субъектом Российской Федерации расположен в южной части края между предгорьями Большого Кавказа и берегом Черного моря от реки Шепси на северозападе до реки Псоу на юговостоке.
20437. Изучение культурно–исторических рекреационных ресурсов 23.57 KB
Памятники истории и культуры и их разновидности. В группу историко-культурные рекреационные их ресурсов относятся памятники истории исторические архитектурные памятники памятники современной архитектуры уникальные сооружения культуры спорта. Историко-культурный потенциал материальные и духовные памятники народа очень важны для формирования мировоззрения народа для удовлетворения материальных в том числе туристических потребностей. Некоторые страны например Италия Франция значительную часть доходов которые дает рекреационное...
17255. Храмовая архитектура Москвы 595.99 KB
Яркая окраска кирпичных стен церкви Троицы расчлененных нарядной декоративной отделкой из белого резного камня и цветных поливных изразцов покрытие из белого немецкого железа золотые кресты на зеленых черепичных главках все вместе взятое создавало неотразимое впечатление...
21032. УСИЛЕНИЕ МОСКВЫ. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ 18.46 KB
Они исковеркали судьбу нашей Родины превратив передовую европейскую Гардарику в исторического неудачника позиционировав русских как отрицательный стереотип для всех уважающих себя народов. Впоследствии стали появляться и зеркальные версии но как бы то ни было взаимодействие Руси и Орды определило симбиоз арийских и тюркских народностей. Разные этнические группы породнились между собой как следствие стало невозможно отличить детей одной народности от детей другой. Как и в наше время консолидация славян помимо политической экономической...
21808. Роль Москвы в формировании государства 26.86 KB
Географический и торгово-экономический фактор Москвы в развитии государства. Москва - духовный центр нового государства. Москва как собиратель русского государства сыграла в истории России исключительную роль из крошечного княжества превратившись к концу XV века в великую евроазиатскую державу площадью в несколько миллионов квадратных километров.
1285. Система управления комплексом городского хозяйства г. Москвы 58.26 KB
Понятие и особенности города и городского хозяйства. Крупнейшие города России являются как правило индустриальными центрами имеют высокоразвитый научный потенциал сильную систему образования высокий уровень культуры. В то же время крупнейшие города представляют собой мощную техническую систему со всеми ее технологическими и материально-техническими проблемами.
17270. Организация проведения аттестаций персонала на примере ООО «Хохлома» 2.32 MB
Принятые более двадцати пяти лет назад основные правовые нормы об аттестации руководящих работников и специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей экономики в большей части не соответствуют требованиям современного состояния экономики.
17577. Организация учета и аудит основных средств на примере МУП «Автовокзал» 127.89 KB
Изучить теоретические основы учета движения основных средств; рассмотреть организацию бухгалтерского учета операций наличия и движения основных средств на МУП «Автовокзал»; исследовать процедуру аудита наличия и движения основных средств на предприятии.

Рекреационные зоны прежде всего предназначены для отдыха. Это - уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные.

Зачем нужны зоны отдыха?

Рекреационные территории естественного происхождения - озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны - это все знакомые парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Места, в которых можно отдохнуть, послушать шелест листвы и плеск волн, полюбоваться на птиц, подышать свежим воздухом. Словом, прикоснуться к живой природе, которой так мало в современном городе.

Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи - основа безопасного отдыха на воде.

Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных.

На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Словом, эти места похожи на уголки дикой природы, оборудованные всеми возможными благами цивилизации.

Природоохранные функции рекреационных зон

Впрочем, это не единственные аргументы в пользу создания подобных территорий. Строительство рекреационной зоны необходимо не только потому, что людям нужно удобное и безопасное место отдыха. Природе тоже надо отдохнуть от людей. Дело в том, что горожане так или иначе найдут место для отдыха, они поедут в лес или на необустроенный берег реки. И беда не в том, что это может быть опасно. Взрослые люди сами в состоянии определить приемлемую степень риска. Но почти всегда после таких отдыхающих на траве остаются груды мусора и бутылки, которые в лесу некому убирать, ведь там нет дворников. А в худшем случае все закончится пожаром, вспыхнувшим от непотушенного костра или брошенной в сухую траву сигареты.

Можно сказать, что рекреационные зоны города защищают дикую природу от грубого человеческого вмешательства. Желающие посидеть на травке и поджарить шашлык просто поедут в парк. Да, они там намусорят и, возможно, не уследят за огнем. Но рекреационные зоны оборудованы средствами безопасности, да и пожарные рядом, приедут по первому звонку. А брошенные бутылки и пластиковые коробки из-под еды уберут работники пляжа или парка.

Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема - единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе - задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм.

Зоны отдыха и туризма - что это?

Те, у кого не вызывают интереса парки и аллеи, могут отправиться в туристско-рекреационные экономические зоны. Это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него.

Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса. Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов.

Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны.

Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

Проблема защиты дикой природы при создании туристско-рекреационных зон

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей.

Одна из причин, по которым защитники природы с сомнением относятся к проекту, заключается в том, что предприниматели получают право возведения туристических объектов в природоохранных зонах. Весьма вероятно, считают экологи, что эти работы будут вестись с нарушением существующих норм и правил.

Подобные эксперименты имели место в Крыму и закончились печально. Постройка объектов, запланированных как экологически безопасные, привела к вырубке уникальных реликтовых лесов и разрушению природных береговых формаций. При таком развитии событий уже будет неважно, продолжит ли туристический комплекс функционировать или нет, понесет ли наказан застройщик. Ведь ущерб уже будет нанесен, прием ущерб невосполнимый. С подобными рисками тоже нужно считаться.

Именно поэтому природоохранные организации требуют запретить возведение туристических комплексов в уникальных заповедных зонах. Проще предотвратить подобного рода несчастья, чем искать способы ликвидации последствий. Тем более что их не существует.

Предполагаемая экономическая выгода от реализации проекта

Создатели этого закона считают, что развитие туризма в России невозможно без экономической поддержки предпринимателей, работающих в это области. По предварительным расчетам до 2026 г. на финансирование подобных зон будет потрачено 44,5 млрд руб. Представители туристического бизнеса, по прогнозам, вложат в создание и развитие туристско-рекреационных зон более 270 млрд руб. Налоговые поступления от реализации проекта должны составить 260 млрд руб. Поток туристов увеличится более чем в три раза, а вклад туристического бизнеса в формирование ВВП страны достигнет 2 %. Это не так мало, как кажется - ведь сейчас доходы государства от этой сферы деятельности стремятся к нулю. Именно это делает развитие туризма в России одним из приоритетных направлений бизнеса, требующим государственной поддержки.

Создание подобных зон преследует не только экономические цели. Результатом подобной программы должно стать улучшение качества обслуживания на курортах России, их благоустройство. Сейчас многие отмечают, что на берегах Турции и Египта отдыхать приятнее и выгодней, чем на родине. Поскольку туристический бизнес приносит странам, обладающим привлекательными в этом плане территориями, немалый доход, очевидно, что ситуацию нужно менять. Надо приложить все условия, чтобы отдыхающие захотели тратить свои деньги на территории России, а не за ее пределами.

Какие зоны для отдыха и туризма сейчас создаются?

В настоящий момент рекреационные зоны России представлены следующим списком:

  • рекреационная зона в Ставропольском крае;
  • в Иркутской области - «Ворота Байкала»;
  • на Алтае - «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь»;
  • зона в Итум-Калинском районе Чеченской республики.

Раньше этот список был на два пункта длиннее, но рекреационные зоны в Краснодарском крае и Калининградской области решением правительства были ликвидированы. Зона на Куршской косе в Калининградской области прекратила свое существование, поскольку ни одного договора с резидентами заключено не было и бизнесменов, желающих вложить средства в развитие туристической инфраструктуры, не нашлось.

Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае прекратила существование по той же причине. А ведь она должна была располагаться на территории всем известных и любимых курортов: Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе. Городов, которые всегда были исключительно туристскими.

Как могло получиться, что на традиционно живущих за счет туризма территориях не нашлось бизнесменов, желающих заняться созданием объектов туризма на льготной основе и под эгидой государства? Изо всего списка рекреационных зон этот пункт казался самым перспективным.

Очевидно, что практическая реализация проекта по созданию туристско-рекреационных зон окажется намного более проблематичной, чем казалось вначале. И приведенные выше расчеты, скорее всего, излишне оптимистичны. Раз уж в Сочи и Туапсе не нашлось желающих заняться туристическим бизнесом, значит, прогнозные доходы от проекта нужно серьезно корректировать. И устранять факторы, приводящие к такой ситуации.

Насколько состоятельными в экономическом плане окажутся другие объекты, покажет время.

Туристический комплекс в Ставропольском крае

Природно-рекреационная зона, расположенная в Ставропольском крае, называется «Кавказские минеральные воды». Она расположена на территории Кисловодска, Железноводска, Ессентуки, Пятигорска, городов Минеральные воды и Лермонтов, Предгорного и Минераловодского района. Потенциальные возможности зоны обширны. Прекрасные пейзажи, горный воздух, неповторимый колорит Кавказа. Уникальные здравницы Ставропольского края славились еще во времена царской России, а минеральная вода Ессентуки - одна из лучших минеральных вод мира.

Рядом с рекреационной зоной расположены базовые элементы инфраструктуры, доступ к ним не составит труда. В этой предполагается развивать прежде всего оздоровительный и бальнеологический туризм, перспективными кажутся спортивный, познавательный и экологический.

Туристические комплексы «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина»

Туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» расположена на берегах реки Катуни. Эта территория напоминает классические пейзажи северной Европы: горы, альпийские луга и смешанные леса. Здесь солнечно и относительно тепло, среднегодовая температура составляет +5 о. В этих местах выпадает много снега, высота покрова достигает 600 мм. Предполагается создать маршруты для пешего, водного, горнолыжного, конного туризма. Здесь будет интересно рыбакам и грибникам, альпинистам и поклонникам спелеотуризма, охотникам и любителям сплавов по горным рекам.

Традиционные промыслы и ремесла жителей Алтая, большое количество памятников археологии и культуры, музеи Алтайского края тоже могут привлечь туристов в этот район.

Проект рекреационной зоны «Алтайская долина» должен охватить территории двух государственных заповедников и четырех заказников, сюда же войдут 5 объектов из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наиболее привлекательными для туризма видятся Нижнее-Уймонский, Нижнекатунский, Урсульский, Бие-Телицкий районы. На территории туристической зоны расположен такой уникальный природный объект, как Манжерокское озеро. Рядом расположена гора Синюха. Это идеальное место для создания горного курорта, соответствующего мировым стандартам. В данный момент в стране таких нет. Правительство Республики Алтай уже не раз пыталось начать возведение туристического комплекса, но на это постоянно не хватало денег. Возможно, в рамах этого проекта средства найдутся.

Один из существенных недостатков это территории - отсутствие аэропорта. Добираться до зоны отдыха очень неудобно. Пункт «возведение аэропорта» включен в проект, но вряд ли будет профинансирован, во всяком случае до тех пор, пока выгода от этого не станет очевидной. Пока что положительный баланс проекта под вопросом.

Туристический комплекс «Ворота Байкала»

Рекреационная зона «Ворота Байкала» в Бурятии предполагается создавать рядом с самим озером, ведь именно оно является целью приезжающих в регион туристов. В этом районе есть все для создания горного спортивно-оздоровительного курорта бальнеологического направления: горы, горные реки, теплое озеро, минеральные источники и целебные грязи.

В состав крупного курортного объекта должны входить горнолыжные курорты, водные и грязевые лечебницы, тропы для экологического и спортивного туризма. На берегу озера Котокельское предполагается создать центр водного туризма с яхт-клубом и крытым аквапарком.

Горнолыжный курорт в Чеченской республике

Рекреационная зона в Чеченской республике будет располагаться в горах, недалеко от г. Грозного. Она будет организована как горнолыжный курорт высокого класса. Предполагается возведение огромного туристического комплекса. Кроме того, будут построены канатные подвесные дорог, трассы для беговых лыж, 19 горнолыжных трасс разной сложности, конный манеж и конюшня. Рядом планируют создать систему искусственного снегообразования и водохранилище для ее запитки.