Обж в детском саду самообразование подготовительная группа. Рабочая программа (старшая группа) на тему: Самообразование на тему «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий




Этапы

Сроки выполнения

Изучение литературы по теме

1. Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту».

2.Шипунова В.А «Беседы с ребёнком» Пожарная безопасность.

3. О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников».

4. Учебно – методическое пособие «Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях».

5. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», «Беседы о правилах пожарной безопасности»

6. Саво И.Л. «Пожарная безопасность в детском саду».

7. « ОБЖ безопасное общение», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дороге»(беседы с ребёнком, издательский дом «Карапуз»)

8. О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения».

9. Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку».

10. Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Этапы

Изучение состояния избранной проблемы в практической работе ДОУ с позиции теории вопроса

Цель: формировать знания детей о безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве.

Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Проблема:

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Сроки выполнения

Проектирование собственной деятельности по самообразова-нию

-«Спички не тронь, в спичках - огонь».

Беседа «Пожарная безопасность». Рассматривание картинок «Пожарный – профессия героическая».

Просмотр презентации «Пожарная безопасность.Служба спасения 01». Познавательное занятие «Большая беда от маленькой спички».

Рисование «От чего бывает пожар».

Игра- драматизация «Кошкин дом».

Сентябрь

Октябрь

-«Зеленый огонек»

Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения. Чтение стихотворений Т.М. Слуцкер «Незнайка и светофор», С.В. Михалков «Моя улица»,В. Семернина

«Разрешается - запрещается». Познавательные занятия: «По сигналу светофора», «Бегут машины в ряд». Рисование «машины идут на помощь». Игра – тренинг «Тормозной путь машины». Разыгрывание ситуаций «Кто пройдет первый». Просмотр презентации «Я примерный пешеход».

- «Зимние каникулы»

Рассматривание картин «Как избежать неприятностей». Беседа «В мире опасных предметов», «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок», «Если дома я один», «опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Если ты потерялся». Д/И «Источники опасности». Чтение стихов. Д/И «Игра – дело серьезное», «Чего не стало». Беседа «Витамины и полезные продукты».

-«Айболит в гостях у детей»

Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр», Беседа «Чистота и здоровье», «О личной гигиене дома и в детском саду», «Полезные продукты».

-«Насекомые вокруг нас»

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: В. Рождественский «подорожник». Беседа «Такие разные букашки». Д/И «Зоологическое лото». Рисование «Какие бывают насекомые».

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Этапы

Сроки выполнения

Опытно – эксперементаль-ный

Апробация собственных проектов самообразова-ния

Развлечение «Осторожно – огонь!»

Литературная викторина «Огонь- враг, огонь- друг»

Спортивный праздник «Юный пожарный»

- Изготовление дорожных знаков.

Пошив одежды для регулировщика.

Викторина «Пешеход на улице».

Совместная работа с родителями «Изготовление макета дороги»

Викторина «Узнай и назови».

Обыгрывание ситуации «Как вести себя если».

Игровое шоу «что, где, когда».

- Кукольный спектакль «Таблетки растут на ветке – таблетки растут на грядке».

Развлечение «Помоги Незнайке сберечь здоровье».

- Выставка поделок.

Создание альбома.

Досуг «Путешествие в мир насекомых».

Презентация «Наши соседи- насекомые».

Написание конспектов;

Оформление выставки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

В течение года

В течение года

Рефлексия

Подведение итогов.

Написание отчёта о проделанной работе.

Май

Отчёт о проделанной работе.

Проведя диагностику по безопасности дошкольника, я поняла, что необходимо провести работу по этой теме. Для работы по данной теме я подобрала методическую литературу, была создана картотека подвижных игр, дидактические игры, наглядные пособия, информация для родителей.

Формы работы различны: рассматривание иллюстраций и плакатов; рисование и моделирование; аппликация и конструирование; чтение художественной литературы и беседы; просмотр мультфильмов; презентаций; игры подвижные, словесные, сюжетно-ролевые и дидактические.

Параллельно работе с детьми проводилась работа с родителями: метод опроса и анкетирования; в виде папок передвижек и стендов, также родительское собрание и консультации. Родители помогают в изготовлении оборудования и материалов для оформления, для игровых зон.

К работе по безопасности привлекаются такие специалисты как, музыкальный и физкультурный работники, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медицинский работник, инспектор ГБДД. На будущие хотим пригласить инспектора по пожарной безопасности.

Старалась обогатить группу оборудованием и материалом, как в готовом виде (плакаты, транспорт, атрибуты для игр), так и созданные руками педагогов и родителей. Оформление и игры меняются в зависимости от темы. Из-за маленького помещения группы, уголок по ОБЖ в группе занимает мало места, но 1-2 раза в неделю выкладывается оборудование, дети совместно с воспитателем моделируют, например, «улицу или больницу», затем дети обыгрывают различные ситуации, также дети в игре используют крупный и мелкий строительный материал (лего, деревянный и пластиковый) ,мелкие игрушки, предметы- заместители.

В конце темы мы проводим заключительную игру- занятие.

Познакомила детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Телефон», «Больница», «Осторожно, дети!», учить понимать значения дорожных знаков.

Продолжать развивать внимание, наблюдательность и умение ориентироваться в пространстве.

Совершенствовать культуру поведения детей на улице.

Дети сами строили (моделировали) улицу, были участниками движения и пешеходами, устанавливали дорожные знаки и т.д.

Считаю, что дети в игровой, более им доступной форме, закрепили знакомые им уже знания и познакомились с новым материалом.


Утверждаю

Заведующий МКДОУ д/с №4

Им. В.П.Чкалова

Е.С.Давыдова

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

По теме: «Формирование основ пожарной безопасности у детей средней группы»

Воспитателя МКДОУ д/с №4 им. В.П.Чкалова

Июдиной Натальи Валерьевны

Пояснительная записка

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегают множество опасностей. Задача взрослых остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятым Государственной думой 18 ноября 1994г. (статья 25, «Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности»), а также на основании ФГОС ДО формирование основ пожарной безопасности является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это объясняется следующим.

Одной из причин возникновения пожара является детская шалость. И, как правило, последствия такой шалости очень трагичны.На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Главное в работе по формированию у детей основ пожарной безопасности – это совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию основ пожарной безопасности является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.

Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста возможно при достижении и решений следующих целей и задач.

Цели:

1.Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ пожарной безопасности.

2.Повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем изучения новых методов в обучении и воспитании детей среднего дошкольного возраста.

3.Повышение уровня знаний об основах пожарной безопасности.

Задачи:

1.Изучение нормативно-правовых документов об образовании.

2.Изучить общепедагогическую и психологическую литературу с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников среднего возраста.

3.Изучить разнообразные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями), обобщить и распространить собственный психолого-педагогический опыт.

Срок реализации: 3 года (2017-2020 гг.)

п/п

Направление и формы работы

Сроки

Время реализации

Теоретический этап

Изучение нормативных документов:

Закона «Об образовании РФ»;

Нового СанПиН;

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Приказы Министерства образования и науки РФ и Нижегородской области;

И другие правовые акты РФ и Нижегородской области.

Практический этап

Изучение опыта педагогов ДОУ по данной теме

Изучение методик о технологиях педагогов в сети Интернет

Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации

Изучение различных методов работы педагогов дошкольного образования

Использование современных педагогических технологий в области формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

Участие в профессиональных конкурсах

Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения

Изучение литературы по теме самообразования

Составление учебно-тематического плана формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

Разработка программы по работе с родителями по приоритетному образованию

Обобщение и распространение собственного опыта по данной теме

Пополнение портфолио на уровне требований современности

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке

п/п

Название

Издательство, год

01.09.2013 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384

Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Журнал «Дошкольное воспитание»

М., №6, 2014

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

http://минобрнауки.рф

Изучение опыта педагогов

Сеть Интернет,периодическая печать

«Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л.

Москва, издательство «Детство – Пресс», 2011 г.

Изучение литературы по психологии

п/п

Название

Издательство, год

Детская психология

Люблинская А.А.

Москва: Просвещение, 1971 г.

Психология детства

Зеньковский В.В.

Москва: «Академия», 1996 г.

Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания.

Барнаул: АГИИК, 1999 г.

Изучение литературы по основам пожарной безопасности

п/п

Название

Издательство, год

Нормативно-правовая база МКДОУ №4 имени В.П.Чкалова

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности

Аралина Н.А.

Москва,Скрипторий 2003, 2007 г.

Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности

Волочкова В. Н., Степанова Н. В.

ТЦ «Учитель», 2004г.

Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС

Каюрова А. Н.

Москва, 2014 г.

Воспитание культуры личной безопасности. Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания.

Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н.

Барнаул: АГИИК, 1999 г.

Изготовление методического материала

п/п

Название

Цель

Оформление в группе уголка по пожарной безопасности

Работа с детьми и их родителями. Создать оптимальные условия для формирования основ пожарной безопасности

Формирование методической базы конспектов занятий по теме самообразования

Создание архива методик, игр, мероприятий по пожарной безопасности

Формирование основ пожарной безопасности

Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ

Для проведения воспитательных мероприятий

Создание макета детского сада

Совместная работа: дети, родители, воспитатели. Организация профилактической работы по правилам поведения во время пожара

Перспективный план формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

п/п

Название блока

Тематика занятий

Цель и задачи

Моя группа, мой детский сад

1.Ознакомление с планом эвакуации ДОУ

2. «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»

3. «Служба спасения – 01»

4. «Почему случился пожар»

5. «Злой и добрый огонь»

1. Знакомство детей с наиболее вероятными причинами возникновения пожаров в помещении.

2. Формирование представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара.

3. Формирование навыков адекватного поведения в пожароопасных ситуациях.

4. Воспитание осознанного и ответственного отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Осень

1.«Осень в лесу и в городе»

2. «Не играй с огнём»

3. «Чудо-дерево»

4. «Спички детям не игрушка»

1. Углублять и систематизировать представление детей о причинах возникновения пожаров в лесу и на улицах города.

2. Формировать правила пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил.

«Огонь в литературе»

Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар».

Литературная викторина.

«Огонь в картинках и загадках»

Формирование у детей основ пожарной безопасности

«Дом, жилище человека»

1.«Моя семья, дом»

2. «Бытовая техника»

1.Сформировать у детей понимания личной безопасности и безопасности окружающих.

2. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в квартире.

3. Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими.

4. Закрепить знания о мерах предосторожности, действиях во время пожара в квартире.

Профессия пожарник

1. Знакомство с пожарной техникой, экипировкой бойцов.

2. «В жизни всегда есть место подвигу»

3. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

1.Раскрыть значимость труда пожарных.

2.Углублять и расширять знания детей о профессиональных действиях пожарных, диспетчерах пожарной части, о технике, помогающей людям тушить пожар.

Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками

1. Формирование правил пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил. Блок «Осень».

1.1.Познавательно - исследовательская деятельность:

Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных;

Беседа «В гостях у доктора Айболита»;

Моделирование правил поведения в природе;

Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»;

Викторина «Защитим лес от пожара»;

Экскурсия в парковую зону.

1.2.Коммуникативная деятельность:

Общение «Спички не тронь, в спичках огонь»;

Составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»;

Дидактические игры: «Огонь и вода», «Разрешается – запрещается».

1.3.Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе»;

Дидактическая игра «Собери картинку»;

Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»

1.4.Продуктивная деятельность

Рисование «Чтобы не было беды»;

Аппликация «Осенний лес»;

Конструирование из конструктора «Пожарная машина».

1.5.Чтение художественной литературы:

- «Как неразлучные друзья в огне не горели» А.Иванова;

-«Малышам об огне»Н.Пороховник;

-«Пожар в лесу»;

- «Пожар в поле»;

-«Щепочка»;

-«Как мы с братом играли».

1.6.Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»;

Спортивные эстафеты «Не затушенный костер»;

- «Мы помощники пожарных».

1.7.Трудовая деятельность

Уборка сухих листьев и травы на участке;

Составление коллажа «Чего нельзя делать в лесу»;

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Семья. Отдых на природе».

2. Воспитание осознанного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Блок «Дом, жилище человека»

2.1.Познавательно - исследовательская деятельность

Беседы: «Электричество в нашем доме и его опасность», «Электроприборы. Правила пользования ими»;

Дидактические игры: «1,2,3, что может быть опасно, найди», «Что можно, что нельзя», «Дорисуй, чего не хватает»;

Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?»;

Работа со схемой «Найди выход из горящего дома»;

Тренинг «Вызови пожарных».

2.2.Коммуникативная деятельность

Общение «Будь самостоятелен, но осторожен и внимателен», загадки о бытовых приборах;

Дидактические игры: «Отгадай слово», «Назови действие»;

Викторина «Береги свой дом от пожара»;

Составление творческого рассказа «Почему это случилось?»;

2.3.Игровая деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Мамины помощники»;

Игровые ситуации «Дым в квартире», «Сестра обожгла палец, что делать?»;

Дидактические игры «Найди лишнее», «Чрезвычайные ситуации»

2.4.Продуктивная деятельность

Рисование отгадок «Электроприборы»;

Выставка рисунков «Береги свой дом от пожара».

2.5.Чтение художественной литературы:

- «Как ловили уголька» Ж. Толмазова;

-«Кошкин дом» С. Маршак;

-«Рассказ о неизвестном герое»;

-«Обыкновенная история» К. Орлова;

-«Загадки об электроприборах» Л. Сумина;

-«О спичках»;

-«Об опасных предметах»;

-«О средствах бытовой химии» А. Шевченко.

2.6.Двигательная деятельность:

Подвижные игры «Убери на место», «Огненный дракон»;

Игры – эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые».

2.7.Трудовая деятельность: изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»

3. Воспитание у детей уважения и интереса к профессии пожарного. Блок «Профессия пожарный».

3.1.Познавательно - исследовательская деятельность:

Беседа «Пожарные – кто они?»(Встреча с работниками ГУ МЧС России по Нижегородской области г.Чкаловска);

Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных;

Дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Собери картинку»;

Викторина «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой»;

Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»;

Экскурсия в ГУ МЧС по Нижегородской области г.Чкаловска.

3.2.Коммуникативная деятельность:

Общение «Одежда пожарных»;

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Бой ведет отряд пожарных»;

Дидактические игры: «Подбери предметы с одним назначением», «Одежда пожарных», «Назови правильно».

3.3.Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть»;

Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части», «Помоги себе сам».

3.4.Продуктивная деятельность:

Рисование «Мчаться красные машины»;

Аппликация «Пожарная машина»;

Конструирование из конструктора «Пожарная часть»;

Выставка рисунков «Осторожно – огонь!».

3.5. Чтение художественной литературы:

- «Кем быть?» Л. Сумина;

- «Красная машина» К. Оленев;

-«Пожарная часть» З. Бурлева;

- «Куда спешат красные машины» Т. Фетисова;

-«Служба 01» З. Бурлева;

- «Экипировка» З. Бурлева;

-«Пожарные рукава» З. Бурлева;

-«Антошка – пожарник» К. Ибрагимова;

-«Как Тимошка царевну спас».

3.6.Продуктивная деятельность:

Подвижные игры «Спички в коробке», «Пожарные на ученьях»;

Спортивное развлечение «Мы - юные пожарные».

3.7.Трудовая деятельность:

Оформление альбома «О труде пожарных»;

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Пожарная часть»

Ожидаемые результаты формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста

У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:

Умение правильно подбирать методику для занятий и анализировать научно-методическую литературу;

Умение применять полученные знания на практике;

Повышение уровня компетентности педагога по данной теме;

Создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.

У детей планируется достижения следующих результатов:

Знать существование явления «пожар», его опасность и последствия;

Знать источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

Уметь видеть наиболее пожароопасные окружающие предметы и знать правила обращения с ними;

Знать элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички, не трогать электрические приборы без разрешения взрослых и т.д.);

Знать правила поведения при пожаре;

Формирование основ безопасного поведения с огнем;

Уметь адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными;

Уметьобращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности;

Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям;

У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

Список литературы

  1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – Москва: Скрипторий 2003, 2007 г.
  2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. – Москва, 2001
  3. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. – Москва, 2014 г.
  4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности//Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва, 2000 г., №8.
  5. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – Москва, Скрипторий 2003, 2009 г.
  6. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – Москва, 1998 г.
  7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: Сфера, 2008 г.
  8. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – Москва: Аванта,2001.

светлана чаманова

«Формирование у старших дошкольников осторожного

и осмотрительного отношения к потенциально опасным

для человека ситуациям »

Цель :

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей социальной среде.

Задачи :

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу формирования у детей основ безопасного поведения

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

Систематизировать опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям в форме методических рекомендаций для педагогов.

Проблема :

Помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в опасной среде .

Актуальность темы обусловлена следующим : в дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту , на природе, транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению , как правильно действовать в определенной ситуации , но ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации , в которые они могут попасть , невозможно.

Поэтому возникла необходимость сформировать у ребенка - дошкольника понятия «опасность – безопасность » , позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность . Значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения .

Основная задача в работе ДОУ – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в быту , социуме, природе – составная часть общей воспитательно – образовательной работы, при этом тесно связывая процесс с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия» .

Дошкольникам необходимо представить следующее :

- Опасность – от чего ждать беды, что грозит самому , окружающим, природе;

Причина – отчего случилась беда , что способствовало реализации опасности ;

Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.

При моделировании работы с детьми внутри каждой темы, я самостоятельно определяю содержание, форму и последовательность изложения материала, место данной работы в образовательном процессе с учетом условий дошкольного учреждения , возрастных особенностей детей, собственных возможностей и способностей. При этом использую следующие формы работы : непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность, экскурсии, беседы, исследовательскую деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, оформление предметно-пространственной среды, информационно компьютерные технологии. Совместно с руководителем физического развития, музыкальным руководителем проводим : физкультурные развлечения, праздники, в ходе которых закрепляются знания детей по основам безопасности детей дошкольного возраста . При раскрытии каждой задачи придерживаюсь следующей последовательности :

Ознакомительная информация в виде бесед , рассматривания иллюстраций, таблиц, чтение познавательной и художественной литературы.

Углубленное изучение материала.

Обобщение знаний, умений, навыков.

Для реализации задач по формированию у старших дошкольников осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям наиболее эффективными являются следующие формы работы с детьми :

Образовательные ситуации ; «Один дома. В дверь стучат» , «Электроприборы и электричество» , «Чтоб не ссориться с огнем» , «Спички детям не игрушка» , «Правила поведения с незнакомыми людьми» , «Правила обращения с животными» , «Внешность может быть обманчива» , «Опасности вокруг нас » , «В гости к светофорику» , «В стране дорожных знаков» , «Землетрясение» , «Осторожно – ядовитые растения » ;

Беседы, основанные на опыте детей : «Злой и добрый огонь» , «Безопасный город » , «Мои помощники на дорогах» , «Моя безопасность в моих руках » , «Работа сотрудника ГИБДД» , «Что будет, если…поджечь траву, развести костер в лесу?» , «Игры во дворе и дома» ;

Беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам из серии «Дорожная безопасность » , «Пожарная безопасность » , «Электроприборы» ;

- развлечения, досуги : «Мы юные пожарные» , «Путешествие в страну дорожных знаков» ;

Игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые) ;

Экскурсии по ДОУ, в пожарную часть, на перекресток, библиотеку;

Наблюдения;

Эксперименты и опыты;

Игровые тренинги; «Дым в группе. Как поступить» , «Вызов службы 01» , «Если в доме что- то загорелось, что делать?» , «Разговор с диспетчером пожарной части» ;

Моделирование заданных ситуаций .

Подобран и изготовлен дидактический материал по ПДД





В группе создан уголок ПДД


В рамках тематической недели «Электроприборы. Пожарная безопасность » был оформлен уголок пожарной безопасности


Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Список художественной литературы :

О правилах дорожного движения :

Н. Носов «Автомобиль» , «Дорожная сказка» , «Подарок от зебры»

О. Камакин «Сказка про убежавшие велосипеды» , «Путешествие друзей» , «Сказка про грузовик» , «Сказка о правилах дорожного движения»

С. Михалков «Дядя Степа – милиционер» , «Скверная история»

А. Северный «Светофор»

О правилах пожарной безопасности :

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Б. Житков «Пожар» , «Дым» , «Пожар в море»

Ю. Яковлев «О чем поет огонь»

Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»

О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра» , «Семь небесных коней»

Б. Ильин «Солнечный факел»

О правилах поведения на природе :

Е. Крутовская «Таежное сердце»

Л. Толстой «Два товарища»

К. Ушинский «Умей обождать»

С. Михалков «Лесной переполох»

В. Благинина «Огонек»

Выделила следующие направления работы по реализации данной задачи : правила поведения в экстремальных ситуациях , типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми, знакомство с правилами дорожного движения. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами.

Работу с детьми я построила по основным направлениям, которые включают следующие разделы :

Ребенок и пожарная безопасность

Ребенок и дорожная безопасность

Ребенок и природа

Изготовлены дидактические игры по пожарной безопасности




С целью изучения образовательных потребностей родителей было проведено анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту , на дороге, и других ситуациях «Ребенок и опасные ситуации » , «Безопасность ребенка глазами родителей» . По результатам анкетирования были предложены консультации.

Оформлены папки передвижки по ПДД и пожарной безопасности .

Совместно с родителями изготовлена книжка – самоделка «Не шути дружок с огнем, чтобы не жалеть потом» .







Актуальность:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Тема : «Правила дорожного движения-основа безопасности дошкольника.»

Цель :

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Работа по данной теме самообразования поможет мне решить следующие

Задачи:

Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации;

Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды;

Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД;

Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков;

Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций;

Совершенствование дошкольниками знаний о правилах безопасного поведения на улице;

Продолжать формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей;

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Сплотить детский коллектив.

Продолжать воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу на данную тему.

1Н. В. Елжова ПДД в д/с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.

2 Т. А. Игорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013

3.Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

4.Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ.

5.О. Ю. Старцева Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения, 2012.

6.Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008.

7. Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 5-6 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012.

8.Н. А. Извекова Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011.

В результате работы предполагается:

что дети продолжают узнавать об основных источниках и видах опасности на улице;

об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;

дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);

будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;

будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;

понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;

использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.

ФОРМЫ РАБОТЫ :

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3 Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

5. Работа с родителями: консультации, беседы.

6. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.

7.Изготовление папок передвижек

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

План работы с детьми на 2016-2017г.г.

Содержание Срок проведения

1.Постройка из конструктора «Наш участок», обыгрывание постройки.

2.Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.

3. Беседа с детьми об истории транспорта, просмотр иллюстраций.

4. Сюжетно-ролевая игра "Автопарк"
5. Дидактические игры "Прочитай схему", "Хорошо – плохо", "Волшебный перекресток", "Невероятное путешествие", "Водители и пешеходы".
6. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику.
7.Целевая прогулка:наблюдение за движением пешеходов.
8. Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал.
9. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы"

  1. 10. Беседа о предупреждающих знаках.
    11. Чтение сказки Н. Извековой "Как веселые человечки учили дорожную азбуку"
    12 Целевая прогулка: дорожные знаки на пути в детский сад.
    13 Рассматривание знаков "Скользкая дорога", Железнодорожный переезд без шлагбаума" , "Выброс гравия", "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"
    14 Подвижная игра "Стоп"
    15. Обыгрывание ситуаций на макете улицы города.
сентябрь

1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

2. Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора.

3.Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это.

4.Беседа с детьми «Перекресток - что это?Что и кто помогает регулировать перекресток?»

  • 5. Целевая прогулка:Перекресток

  • 6. Дидактические игры "Ловкий пешеход", "Слушайся регулировщика".

    7.Конструирование"Мосты"
    8. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
    9. Игры с макетом улицы. "Расставь правильно знаки"

10 Игра-викторина "Кто лучше знает правила дорожного движения.

октябрь

1.Беседа с детьми о запрещающих знаках

  1. 2. Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина

3. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"

  1. 4. Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.
    5. Дидактические игры "Улица города", "Что лишнее"
    6. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах"
    7. Чтение: С. Волков "Про правила движения"
    8. Беседа с детьми о специальных транспортных средствах. Чтение и отгадывание загадок о специальных транспортных средствах.
    9. Сюжетно-ролевые игры "Гараж",
  2. "Разворот запрещен", "Остановка запрещена", "Въезд запрещен"
  3. 10. Дидактические игры "Светофор", "Назови запрещающие знаки", "Собери дорожный знак"(разрезные картинки)
  4. 11. Рисование запрещающих знаков
  5. 12. Чтение рассказа "Улица, где все спешат" И. Серякова

13. Выставка детских рисунков «Мы переходим улицу»

ноябрь
  1. 1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге.

2.Рисование дорожных знаков по желанию.

3.Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

4. Беседа о предписывающих знаках
5. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков
6. Дидактические игры "Найди и расскажи", "Собери знак", "Что означает", "Найди дорожный знак" , «Хорошо и плохо»
7. Беседа "Правила перехода улиц и дорог"
8. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков
9.Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

декабрь

1. Беседа «Работа сотрудника ГИБДД»

2. Беседа «Световые сигналы автомобиля

  1. 3. Беседа « Зачем нужен регулировщик?»

4.Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»

5.Беседа о информационно-указательных знаках
6.. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков
7. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков
8. Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Я иду через дорогу", "Умелый пешеход"
9.. Подвижные игры "Самый быстрый", "Умелый пешеход", "Зимняя дорога"

  1. 10.Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »
  2. 11. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
    12.. Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения
январь

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? » 2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».
4. Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"
8. Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"
9. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

10.Беседа о знаках сервиса, рисование "Знаки сервиса"
11. Конструирование "Улица города"

февраль

1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
2. Рисование специальных видов транспорта
3. Дидактические игры "Поставь правильно дорожные знаки", "Бегущий светофор"
4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

5.Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
6. Рисование различных марок и видов машин
7.Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

март

1.Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

2. Беседа «Я и мой велосипед».

3.Загадывание загадок по правилам дорожного движения.

4.Рисование различных видов пешеходных переходов.

5.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
6. Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"
7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"
8. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

апрель

1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

2.Инсценирование песни «По улице, по улице».

3.Целевая прогулка «Пешеходный переход»

4.Беседа «Виды дорожных знаков»

5.Изготовление указательных знаков для игр с макетом
6. Дидактическая игра "Поставь правильно знак"
7. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
8. Прогулка на перекресток

9.Загадывание загадок о правилах дорожного движения

май

Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения.

Сентябрь:

«Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»

3. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».

Октябрь

1.Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Ноябрь:

1.Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома « Дорожные знаки».

2. Памятка для родителей «Дети и дорога».

Декабрь:

1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

Январь:

1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Февраль:

1.Папка-передвижка «Зимние игры на улице:чем они опасны?»

Март:

1.Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.

Апрель:

1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

3. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.

Формы представления результатов самообразования.

  • Консультации для родителей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
  • Оформление папок-передвижек по ПДД.
  • Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»
  • Проект «Дорожная азбука»

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по правилам безопасного поведения детей