История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

 ИСТОРИЯ АРЗАМАСА

"Арзамасский кремль" - авторский сайт

 

 

ГЕРБ

АРЗАМАСА

           " полный "             

 

 

 Разработал кандидат исторических наук,

член Союза Архитекторов России,

архитектор-реставратор  А.С. Петряшин

                                                                                               Арзамас 18.07.2011г.

 

 

Пояснения и обоснования к его украшениям.

 

 

   В советское время мало внимания уделялось сохранению исторической символике царского правительства. Она была чужда широким трудящимся массам, угнетаемым до революции помещиками и буржуями. В своём начале молодое советское государство меняло старую и создавало новую символику. С башен московского кремля, под радостные крики толпы, были сброшены золочёные орлы. На их месте появились пятиконечные звёзды.  Многовековой символ Великой России, её гордость, её овеянный славой многочисленных побед,  двуглавый орёл,  герб России «лёг» на пыльные полки архивных хранилищ более чем на семьдесят лет.  С 1917 года менялось многое, но не до всего дошли руки реформаторов. Таким образом, сохранились некоторые исторические российские символы, в том числе и гербы городов. Они собраны в отдельные книги называемые «Гербовниками». Здесь следует заметить, что «Геральдика», которая  ведает  сохранением, реставрацией и составлением по строгим канонам новых гербов, довольно консервативная и точная часть исторической науки. В  наши дни существует серьёзная и важная организация, которая и ведает этими делами - Государственная герольдия при Президенте РФ. Во времена доперестроечные, к сожалению, не сохранилось чувство ответственности к графическому изображению облика городских гербов. И многие самодеятельные художники, желая остаться в истории, по своему вольно трактовали формы и цвета гербов.

     В 1978 году шла усиленная подготовка к празднованию  юбилея  города.  Арзамасу исполнялось 400 лет. Круглая дата. Ожидался приезд одного из политических руководителей СССР  М.С.Соломенцева, который должен был награждать Арзамас орденом «Знак почёта». И юбилей, и признание трудовых заслуг арзамасцев событие в новейшей истории значительное. Писались книги, печатались праздничные буклеты, вымпелы и значки, город благоустраивался.

    Вспоминаются жаркие споры тридцатипятилетней давности о том, как выглядел изрядно подзабытый облик герба города Арзамаса. К сожалению, в этом деле не принимали активного участия профессиональные историки и архитекторы. Поэтому на гербе города, сначала появился в верхней части олень, как символ   подчинённости уездного города Арзамаса губернскому Нижнему Новгороду (на гербе Нижнего изображён олень). Хотя, арзамасский герб в отличие от многих других городов Нижегородской губернии, что называется, никогда под оленем не «ходил». Доказательство этого факта хранится в арзамасском историко-художественном музее: это красная сургучная печать с изображением арзамасского герба на обрывке старинного документа, найденного мною под полом второго этажа здания магистрата во время его реставрации в 1984 году. На печати ясно и рельефно видно на щите два стропила, и ни каких оленей.

    Далее фантазия художника, создающего к празднику новый арзамасский герб, не тормозила. Гербы и вовсе стали разными. В одном месте – например, на въездном знаке в Арзамасский район со стороны Нижнего, на щите герба, над верхним, стропилом появился летящий гусь,  в другом месте расположения на том же арзамасском гербе вдруг вместо гуся мы видим луковицу. Такие вольности с точки зрения «Геральдики» совершенно не допустимы. Так же вольно, с фантазией соответственно тому времени, были оформлены в Арзамасе гербы на значках, медалях и вымпелах.

    Много разночтений сохранилось до сих пор по поводу этих загадочных стропил, которые своими остриями направлены друг к другу. Гусь - понятно, луковица тоже понятно - аграрные символы, но вот стропила редко применяемый в гербах элемент. Некоторые интересующиеся историей города исследователи прямолинейно толкуют эти элементы как продукт деятельности плотницкого мастерства. Город когда-то строился, было много плотников, много крыш, много стропил – как конструктивный элемент той же крыши. Однако, как мне кажется, так рассуждать неправильно. Все города когда-то начинали строиться. Во всех было много плотников, крыш, стропил. Однако на их гербах стропила отсутствуют. «Стропило в наших земельных гербах находится лишь в гербе Арзамаса» (П.П. фон-Винклер Гербы городов… М.; «Планета»1991. С-12.)

   Бытует также расхожее мнение, что составитель гербов приморился, надоело ему думать – у него наступил, что называется кризис жанра, иссякла фантазия. Гербов было огромное количество, государыня Екатерина II, которая, якобы,  заказала ему эту работу, торопила с исполнением, вот  и схалтурил граф, нарисовал четыре палки, да и ладно, и так сойдёт. Это рассуждение, на мой взгляд, ещё более нелепее предыдущего.  Такое важное дело абы кому,  поручить не могли.  Всё же граф он, серьёзный учёный, а ни какой-нибудь шабашник. Нет, тут другое...

    Основной принцип работы по сочинению городских гербов состоял в том, что правители городов по приказу царского правительства обязаны были собрать автобиографичные сведения, наиболее точно характеризующие город. А уже в свою очередь составители гербов, руководствуясь канонами геральдики, графически оформляли эти данные, создавая художественный образ. Тем более что царственные особы сами принимали участие в оформлении гербов.

    Вот, например, устное предание как на гербе Нижнего Новгорода появился олень:  «нижегородцы тоже принесли на высочайшее рассмотрение свой эскиз. Императрица Екатерина II, увидев изображение,  присела от упадка сил, лицо её вытянулось, а глаза округлились (…что называется, заплакали дети, собаки завыли...). 

-«Это что же за мурло  с этаким большим рылом».

- « Лось! Матушка! Зверь такой. Их, в наших краях, очень много, ну просто плюнуть негде. Так и ходят косяками все посевы вытоптали». С дрожью в голосе отвечали эскизоносцы". 

-« Нет, мужики, этим зверюгой на гербе только людей пугать. Покрасивее то в  ваших лесах зверя нет, что-ли?»

-«Олень». Робко ответил один".

-«Вот!» Радостно воскликнула Екатерина Алексеевна.  Олень это же другое дело! Животное грациозное!»»  

 Таким образом, с благословения  императрицы это мощное, красивое, изящное, я бы даже  сказал, элегантное и грациозное животное украшает герб Нижнего Новгорода, являясь его символом.

    Небольшие рамки исторического очерка не позволяют полностью раскрыть историю возникновения гербов в России. Коротко можно сказать, что прообразами русских гербов, наряду с европейской геральдикой, отчасти служили печати удельных князей. Затем Великих князей Московской Руси. Яркими образцами таких памятников являются сургучные вислые печати основателя нашего города Ивана IV Васильевича «Грозного».

    Позднее, во времена Петра I в Россию приезжает итальянец граф Франциск Санти. «Ф. Санти стоял у истоков российской геральдики. Прежде всего, он упорядочил государственную символику, описав согласно геральдическим канонам российский государственный герб… Настоящее творчество Санти проявил, составляя гербы российских городов…» (Соболева Н.А. Гербы городов России. Альбом–справочник. Институт российской истории РАН М.; Профиздат – «Отечество», 1998. С-13 и 16).

    Здание магистрата или как правильно его называть - Ратуша  в нашем города Арзамасе было построено по приказу Его Императорского Величества Петра I, уже после его смерти, примерно (точной даты постройки не найдено) в 1745-1750гг. Следовательно, найденная под полом при реставрации сургучная печать на которой изображён наш герб, с большой долей уверенности  позволяет говорить, что автором герба города Арзамаса был Франциск Санти.

     Утверждались ли гербы последующими за Петром Великим государынями и государями не известно, но Екатерина II, когда занималась благоустройством земель российских, это сделала, то есть многие гербы российских городов получили свой законный облик.

   В нашем случае, в отличие от пространных рассуждений, составляя  герб  Арзамаса граф Франциск Санти, я уверен, руководствовался очень важными историческими событиями.

  Первое. Город Арзамас был основан самим великим русским царём Иваном IV «Грозным» во время его похода на Казань в 1552 году. Редко какому городу выпадает такая честь, что в основание его закладывает первый камень рука самого царя.

  Второе. Арзамас изначально был построен как город-крепость, призванный защищать так же как Нижний Новгород, не только самого себя, но и самые тревожные, самые горячие юго-восточные границы всей Московской Руси против кочевников Дикого Поля. Крепость являлась очень важной военной базой в большой пограничной оборонительной системе, которую, кстати, охраняли первые пограничники России - городовые казаки Выездновской  Казачьей слободы. Город был щитом России

   Третье. На этом щите герба два стропила, два динамичных символа направленные остриями друг к другу. Сверху красное, снизу зелёное. Здесь следует пояснить, что издревле ещё с дохристианских времён, красный цвет символ Русичей, символ Славян, а в, последствии, когда они стали одним народом и символ Русских. Красивый, прекрасный, красный русские слова с одним корнем. Зелёный же цвет символ многочисленных степных кочевых племён, которые не занимались земледелием, а жили за счёт грабительских набегов на чужие земли. Таким образом, две жёсткие геометрические фигуры, два угла сошлись в центре щита – щита, которым и являлся город-крепость Арзамас.

     Именно эти три основные составляющие легли в основу создания облика герба.

   Привожу здесь текст из книги – документа «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи внесённые в полное собрание законов с 1649 по 1900 год. (Составил П.П. фон-Винклер. Репринт изд.  М.; «Планета» 1991 С-5»), где собраны и хранятся  образы гербов городов России. 

     «ВЫСОЧАЙШЕ утверждён: 16 августа 1781 года. Нижегородскаго Наместничества. Арзамас. Нижегородской губернии. Уездный. В золотом поле два стропила, одно из которых красное, а другое зелёное. (Старый герб)».

   Это основа, ядро герба, но существуют ещё и дополнения к оформлению герба. Вот здесь и понимаешь, как очень важно после основного текста читать дополнения, которые обычно пишутся мелким шрифтом, но играют не менее важную, а порой и решающую роль.

   После того как были утверждены  в 1781 году основные гербы, в середине XIX века бароном Б.Кёне были сделаны так называемые «усовершенствования». Проще говоря, украшения для всех гербов России. В 1857 году эти «усовершенствования» были утверждены императором Александром - II Николаевичем Романовым и были опубликованы в книге «Описание украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов». То есть, как и основные гербы «усовершенствования» - украшения после утверждения царём вступили в законную силу и полноправно могли бы занять место в облике городских гербов  рядом с основным. Как это и сделали городские власти некоторых городов,  например - Нижнего Новгорода.  Герб Нижнего Новгорода, его щит обрамлён дубовыми листьями перевитыми «лазуревой», голубой Андреевской (орден во имя Св. апостола Андрея Первозванного) лентой и увенчан императорской короной.

  Города разделялись по статусу.

  1. Столичные города – щиты гербов увенчаны императорской короной и скипетром, а также обрамлены дубовыми листьями и перевиты андреевской голубой  лентой.

  2. Губернские города – щиты гербов увенчаны императорской короной, обрамлены дубовыми листьями и перевиты андреевской голубой лентой.

  3. Древние русские города –  щиты гербов венчаются короной «Шапкой Мономаха», а также обрамлены дубовыми листьями и перевиты андреевской голубой  лентой.

  4.  Уездные города, построенные как крепость с развитым земледелием и хлебной торговлей – щиты гербов венчаются серебряной башенной  с тремя зубцами  короной, обрамлены двумя золотыми колосьями, перевитыми Александровской алой лентой.

  5. Щиты  гербов с развитою промышленностью украшались по бокам двумя золотыми молотками, перевитыми Александровской алой лентой.

  6. Гербы приморских городов украшались также Александровской лентой, но с двумя золотыми якорями.

  «Таким образом… Полный герб (уездных А.П.) городов – составит щит, с помещёнными на нём эмблемами, увенчанный (серебряной А.П.) башенной короной. Щит окружён двумя золотыми колосьями … соединённыя александровскою лентою. Гербы крепостей… возникающим государственным орлом на короне.» (П.П. фон-Винклер Гербы городов… М.; «Планета» 1991. С-185.)

  В эту тему, на графических изображениях украшений предложенных бароном Б.Кёне над трёхзубцовой серебряной башенной короной помещался Российский герб (государственный орёл). Полагаю, что в настоящее время в отличие от советского периода нашей истории его изображение не в диковинку. На каждом паспорте гражданина России его образ. Думается, и этот фрагмент герба города Арзамаса – пропорционально маленький герб Росси здесь уместен, да и просто необходим для представления города Арзамаса на международном уровне.

   На основании вышеизложенного и, руководствуясь пунктом 4,   предлагается на рассмотрение и утверждение городской думой эскиз полного - парадного изображения герба города Арзамаса.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   А.С. Петряшин

 

  

  

                                                         

 

 

      

 

 

Яндекс.Метрика

 

Назад к содержимому | Назад к главному меню