История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

 

 

 

 

Бессмертный батальон

 

 

 

 

 

Отец -

Краснофлотец, старшина первой статьи

Мельников Сергей Иванович

 

 

 

Послужной список

 

    Балтийский флот, Кронштадт. 

Учебный отряд КБФ – краснофлотец  – с IX.1939г. по VI.1940 г.

Северный флот, город Полярный 

Эсминец «Куйбышев» - машинист   котельной – с  VI.1940 по X.1942 г.

 

63 Отдельная бр. морской пехоты – пулемётчик – с X.1942  по X.1943 г.

 

Лидер (Э/М) эсминцев «Баку» - машинист котельной с VII.1943 г. по VII.1945 г.

 

Московский флотский экипаж машинист котельной с VII.1945 по I.1946 г.

 

Демобилизован по указу Президиума Верх. Совета СССР от 22/X.1945 г.

 

 

С IX.1939г. по VI.1940 г. - Учебный отряд КБФ – краснофлотец  

 

Машинная Школа Балтийского флота

 

Кронштадт ул., 7 б.

 

Машинная школа Учебного отряда Балтийского флота  (1917-1935)
Машинная школа Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флота (1935-1937)
Электро-механическая школа Учебного отряда Краснознаменного Балтийского флот (1937-1939)

Электро-механическая школа

имени А.Г.Железнякова Учебного отряда Краснознаменного Балтийского

флота   (1939 -...)

http://voynablog.ru/2013/11/21/severnyj-flot-sssr-pered-velikoj-otechestvennoj-vojnoj/

 

http://www.citywalls.ru/house19714.html

                                                             Общий вид - электромеханической школы

                                                            Поржавели старые якоря на воротах

                                                                        Здание в стиле Модерн.

Ажурная чугунная мостовая рядом с мащинной школой.

 

 

 

Северный флот

"Пронзает холод, в сердце лёд. 
На дно уходят парни…
Кому-то в жизни повезёт, 
А кто-то в море – камнем."

И. Мордовина

 

 

 

Северный флот СССР перед Великой Отечественной войной

 

21 июля 1933 г. Сталин И.В. во главе комиссии, в которую входили Ворошилов К.Е., Киров С.М. и др., прибыл в Сорокскую губу Белого моря, куда накануне пришел первый отряд советских военных кораблей из Ленинграда по достраивающемуся Беломорско-Балтийскому каналу. В составе отряда были эскадренные миноносцы «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», а также две подводные лодки: «Д-1» («Декабрист») и «Д-2» («Народоволец»).

 

 

Адмирал А.Г. Головко, командующий северным флотом

 

…5 августа 1933 г. корабли, прибывшие на Север в первом эшелоне, в кильватерной колонне вошли в Кольский залив и стали на якоря на Мурманском рейде. В октябре этого же года в составе Северной флотилии (так стало именоваться еще с 1 июля новое объединение кораблей) был сформирован отдельный дивизион подводных лодок, в состав которого вошли 3 первые подводные лодки: «Д-1» (Секунов Б.А.), «Д-2» (Рейнер Л.М.) и «Д-3» (Грибоедов К.Н.). «Д-3» пришла из Ленинграда во втором эшелоне боевых кораблей.

В ноябре вновь сформированный дивизион передислоцировался в новую, хорошо оборудованнуювоенно-морскую базу - Полярный. 11 мая 1937 г. Северная флотилия была преобразована в Северный флот.

http://voynablog.ru/2013/11/21/severnyj-flot-sssr-pered-velikoj-otechestvennoj-vojnoj/

 

 

С  VI.1940 по X.1942 г. - Эсминец «Куйбышев» - машинист   котельной 

 

 

 

Лидер Эсминцев «Валериан Куйбышев»

 

 

      В труднейший период 1941-1942 гг. воины Карельского фронта совместно с моряками Северного флота сумели сдержать наступление противника на дальних подступах к Мурманску, а вырвав инициативу у врага, сами перешли в наступление и в 1944 году не только освободили Заполярье, но и помогли Норвегии, освободив северные районы страны. Более 48 тыс. североморцев были награждены орденами и медалями, 85 человек стали Героями Советского Союза, а трое из них – А.О. Шабалин, Б.Ф. Сафонов и В.Н. Леонов были удостоены этого звания дважды. Североморский летчик Борис Феоктистович Сафонов первым из участников Великой Отечественной войны был дважды удостоен звания Герой Советского Союза. За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1986 г. Мурманску присвоено почетное звание "Город-герой".

 

 

 1942 год. Лидер эсминцев «Валериан Куйбышев». Трюмная команда.  На фото, машинисты котельной - с верхнего ряда, слева направо краснофлотцы  Голованов, их командир Степан Григорьевич Бабенко (впоследствии капитан первого ранга, человек удивительной судьбы), Птицин, Шабер, Сорокин, Дробышевский, Завалов, Хлопин, мой отец Мельников, Галямов. 

 

 

 

Северные морские конвои

    В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами – союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).

Во время Великой Отечественной войны через моря Северного Ледовитого океана пролегали важнейшие внешние и внутренние коммуникации нашей Родины. Обеспечение охраны конвоев, следующих из Англии и США, было возложено на Северный флот. Первый союзный конвой PQ-0 в составе шести транспортов пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. Всего за 1941 г из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев. В 1941 г союзные суда практически не встречали противодействия немцев.

 

 

Эсминец "Валериан Куйбышев" в камуфляжной окраске.

 

 

    С марта 1942 г. атаки врага на конвои стали систематическими. Конвои союзников, идущие в Советский Союз, были основными объектами нападения гитлеровских надводных кораблей, подводных лодок и военно-воздушных сил. В марте – июне в обоих направлениях прошло по пяти конвоев, и почти все они подвергались атакам немецких подводных лодок и самолетов. В результате имелись потери, которые, однако, не превышали 15-20%. Атаки вражеских эскадренных миноносцев успешно отражали корабли охранения конвоев, а крупные корабли фашистов не выходили из норвежских портов, боясь авианосцев из отряда прикрытия конвоев. Эсминцы являлись самыми крупными надводными кораблями Северного флота, и только они реально могли оказать поддержку конвоям.

    По настоянию Советского правительства 26 апреля из Исландии вышел конвой PQ-15, состоявший из 25 транспортов. Три из них были потоплены авиацией противника. Из встречного конвоя QP-11, состоявшего из 13 транспортов, вражеские надводные корабли потопили один транспорт. Крейсер "Эдинбург", на борту которого находилось значительное количество золота, получил попадание двух торпед. 2 мая английские тральщики экипаж сняли, а крейсер затопили. Командующий Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко считал, что крейсер нужно было буксировать в Кольский залив.

    В конце мая на переходе из Исландии в Советский Союз находился конвой PQ-16. В течение шести дней он подвергался непрерывным атакам самолетов и подводных лодок и потерял семь судов. В зоне действия Северного флота охранение конвоя было усилено нашими эскадренными миноносцами и самолетами. Для встречи и конвоирования судов боевые корабли совершили 67 выходов, а авиация – около 2000 самолёто-вылетов. В воздушных боях наши истребители сбили 10 самолетов. Конвой же в зоне Северного флота потерь не имел. 30 мая 1942 г., прикрывая конвой, в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этот день Сафонов лично сбил три вражеских бомбардировщика. На его боевом счету было 33 сбитых фашистских самолета. Одному из первых Б.Ф. Сафонову посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Полк, которым командовал Б.Ф. Сафонов, был назван его именем.

 

 

Эсминец"Валериан Куйбышев"

 

       Теплоход "Старый большевик", следуя на Родину в составе конвоя PQ-16, 27 мая подвергся атаке бомбардировщиков. Одна бомба попала в носовую часть, где находились зенитные орудия. Начался пожар. Горели снаряды, краска, палуба. Под палубой в трюмах находились взрывчатые вещества. Судно вот-вот могло взорваться. Капитан И.И. Афанасьев распорядился спустить шлюпки, но команда судна под руководством помощника капитана К.М. Петровского с согласия капитана, пренебрегая опасностью, продолжала бороться с огнем. Личный состав теплохода пошел на смертельный риск, спасая свое судно.

      Вскоре пожар был ликвидирован. Приблизившись к союзному конвою, команда теплохода увидела позывные своего судна и сигнал "Сделано хорошо", который был поднят на мачте британского флагманского корабля. Все иностранные и советские суда, следовавшие в конвое, в знак своего преклонения перед мужеством команды, спасшей свой корабль, отрепетовали этот сигнал. По прибытии в порт старший английский офицер, командовавший силами охранения, заявил советскому командованию: "Разрешите передать Вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода "Старый большевик". В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.

      В то время советских моряков удивляло расточительное отношение союзников к поврежденным судам. Если поврежденное судно не могло следовать в составе конвоя, то специально выделенные эскортные корабли снимали экипаж, а судно топили ("добивали"). Инструкция адмиралтейства предписывала английским морякам поступать подобным образом, исходя из того, что для англичан еще в первую мировую войну было труднее сформировать и обучить экипаж, чем заново построить судно.

     К лету 1942 г. морской путь севернее Нордкапа стал очень опасным. Англичане не хотели рисковать своими судами. Чтобы улучшить положение английского флота, США выделили оперативное соединение флота в составе двух линейных кораблей, двух крейсеров и шести эскадренных миноносцев. Оно должно было усилить флот Великобритании, обеспечивавший движение конвоев между Англией и Советским Союзом. В начале июля на переходе в море находились два конвоя. Из Исландии шел конвой PQ-17 (в составе 34 транспортов) в охранении шести эскадренных миноносцев, четырех корветов, трех тральщиков, четырех противолодочных кораблей, двух кораблей ПВО и двух подводных лодок. Кроме того, конвой сопровождали три спасательных судна. Транспорты шли в девяти колоннах с интервалами между колоннами 3 каб. и между судами в колоннах 2 каб.

     Из Архангельска и Мурманска в Исландию шел конвой QР-13, в составе которого было 35 транспортов. В зоне Северного флота конвой охраняли эскадренные миноносцы "Грозный", "Гремящий" и "Куйбышев". На переходе конвой подвергся атакам подводных лодок, но потерь в транспортах не было. Наши эскадренные миноносцы семь раз атаковали подводные лодки противника. Оба конвоя прикрывало соединение английского флота, состоявшее из 2 линейных кораблей, авианосца, 6 крейсеров и 11 эскадренных миноносцев. Несмотря на такое сильное прикрытие, английское адмиралтейство, как только узнало о выходе линейного корабля "Тирпиц", тяжелых крейсеров "Лютцов", "Адмирал Шеер", "Хиппер" и 12 эскадренных миноносцев, 4 июля отдало приказ кораблям ближнего прикрытия (4 крейсера и 3 эскадренных миноносца) и эскадренным миноносцам охранения возвратиться, а транспортам конвоя PQ-17 рассеяться и следовать самостоятельно в советские порты.

     Это одностороннее решение было продиктовано не соображениями безопасности идущего в Советский Союз конвоя, а боязнью прорыва крупных надводных кораблей противника на коммуникации в Атлантический океан. Фашистские корабли очень быстро возвратились в базы. Готовясь к нападению на конвой PQ-17, гитлеровцы сосредоточили большое количество самолетов и подводных лодок, атаки которых в течение первых четырех дней конвой успешно отражал. После того как прикрытие конвоя ушло, транспорты по приказу командира конвоя рассеялись (часть направилась к Горлу Белого моря, а часть – к Новой Земле), для противника создались благоприятные условия уничтожения одиночных транспортов.

     На поиск транспортов PQ-17 и их охранения были посланы эскадренные миноносцы "Гремящий", "Грозный", "Сокрушительный", "Куйбышев" и "Урицкий", а также тральщики и спасательные суда, но все эти меры не могли исправить положение (23 транспорта, входившие в состав конвоя PQ-17, были потоплены). Потопленные суда унесли с собой на дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тыс. тонн других грузов. Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.

     После катастрофы с конвоем PQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Под давлением Советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой PQ-18. В его составе было 40 судов, в том числе 6 советских. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения, в том числе 4 крейсера и 16 эскадренных миноносцев. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов противника. Всего из состава конвоя PQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, 3 из них были потоплены подводными лодками. В зоне Северного флота потоплен лишь один транспорт. Всего за время войны на Север прибыло 738 транспортов в составе 41 конвоя и убыло 726 транспортов в составе 36 союзных конвоев.

     Летом 1943 г. англо-американское морское командование, как и в предыдущем году, прекратило движение своих конвоев в северные порты Советского Союза. Большие силы немецкого флота, сосредоточенные на севере Норвегии для операций на коммуникации Англия – Советский Союз, бездействовали, поэтому часть их была переброшена на наши арктические коммуникации. Самолеты противника действовали до района Белого моря включительно, подводные лодки – до пролива Вилькицкого. Надводные корабли противника лишь эпизодически появлялись в восточной части Баренцева моря для постановки минных заграждений.

    Начиная с сентября 1943 г. вражеские подводные лодки резко повысили свою активность в Карском море и, действуя группами, добились некоторого успеха. Они потопили четыре транспорта, тральщик и гидрографическое судно, обстреляли некоторые зимовки наших полярников, поставили мины у о. Диксон и на других узлах коммуникаций. В целом противнику не удалось добиться удовлетворительных результатов в Арктике. Из многих десятков судов, проведенных по арктической коммуникации в 1944 г., был потоплен только один транспорт. Но после этого случая число кораблей охранения в конвоях еще более возросло. Плотность кругового охранения стала такой, что подводные лодки не рисковали прорываться к транспортам. За время войны по внутренним коммуникациям Заполярья прошел 1471 конвой в составе 2568 транспортов и 3617 военных кораблей, на которых были перевезены более 1172,1 тыс. человек, 3863 орудия, 380 танков, 88 самолетов, 13566 автомобилей и другие воинские грузы общей массой более 1,5 млн. тонн.

     В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, около 1300 самолетов.

http://www.otvoyna.ru/sfsssr.htm

 

      


 

Эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев»

(до 12.02.1937 года «Рыков», до 31.03.1925 года «Капитан Керн»)

Заложен эсминец 4 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 августа 1915 года. После спуска законсервирован, достраивался в период с 10 декабря1924 года по 15 октября 1927 года и вошел в состав Морских сил Балтийского флота.

18 мая 1933 года убыл по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 5 августа вошел в состав Северного флота. Прошел капитальный ремонт с 23 декабря 1935 года по 22 октября 1938 года. Во время советско-финляндской войны нес конвойную и дозорную службы.

В период Великой Отечественной войны участвовал в обороне Заполярья, защите внутренних и внешних коммуникаций. 22 июня 1941 года встретил под командованием старшего лейтенанта С.Н. Максимова в составе бригады подводных лодок в Полярном.

23 июня 1941 года дважды по ошибке был обстрелян советскими самолётами. 30 июня в Мотовском проливе прикрывал отход наших войск. Израсходовал 237 снарядов.

3 июля провёл разведку боем в районе Титовки, израсходовал 86 снарядов. 6 июля в районе губы Кутовой был обстрелян вражеской артиллерией. Задание по поддержке своих войск не выполнил. 14 июля артиллерийским огнём поддержал высадку десанта в районе реки Большая Лица. Израсходовал 47 снарядов. 16 июля в районе Титовки поддержал огнём демонстрационный десант. Израсходовал 87 снарядов.

26 августа 1941 года совместно с эсминцем «Урицкий» конвоировал плавбазу «Мария Ульянова», которая в 27 милях на север от маяка Териберского была атакована вражеской подлодкой. Плавбазе оторвало корму, но она осталась на плаву и была доведена до Архангельска.

15 сентября 1941 года выставил 45 мин типа «КБ» в районе полуострова Рыбачий. 17 сентября в районе губы Западная Лица обстрелял противника, выпустив 194 снаряда.

С ноября 1941 года и до конца войны совместно с другими кораблями Северного флота занимался эскортированием конвоев.

За годы войны эсминец «Валериан Куйбышев» прошел 44 тысячи миль, отконвоировал 240 транспортов, выполнил 87 заданий командования, отразил 76 атак вражеской авиации и сбил 2 самолета противника (один 10 августа 1942 года в районе мыса Канин Нос).

24 августа 1943 года был награжден орденом Красного Знамени.

30 декабря 1955 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в опытовый корабль, а 12 декабря 1956 года исключен из состава ВМФ и в 1957-1958 годах на базе “Главвторчермета” в Архангельске разобран на металл.

Тактико-технические данные

«Валериан Куйбышев»

Водоизмещение нормальное, т

1260

Водоизмещение полное, т

1620

Длина наибольшая, м

98,0

Ширина наибольшая, м

9,34

Осадка максимальная, м

3,9

2 паротурбинные установки общей мощностью, л. с

31500

Винтов, шт

2

Скорость хода максимальная, узлов

24

Скорость хода экономическая, узлов

16

Дальность плавания экономическим ходом, миль

1253

Топливо, т мазута

500

Экипаж в военное время, чел.

168

Экипаж в мирное время, чел.

146

Вооружение: в ходе войны постоянно менялось, наиболее типовой вариант вооружения: 4 – 102/60-мм, 2 – 45-мм 21К, 2 – 37-мм 70К, 2 – 20-мм Эрликон; 3 – 12,7-мм. 3 трехтрубных 45-см ТА (боекомплект: 13 торпед). Мог брать на палубу 60 мин обр. 1912 г. или 15 глубинных бомб М-1.

 

 

 

 

С X.1942  по X.1943 г. - 63 Отдельная бр. морской пехоты – пулемётчик

 

63-я Киркинесская Краснознамённая бригада морской пехоты Северного флота.

     63-я отдельная морская стрелковая бригада была сформирована в составе Уральского военного округа (УрВО) 4 июля 1942 г. С 12 июля 1942 г. бригада находится в составе Северного оборонительного района (Северный флот). 30 марта 1943 г. была переименована в 63-ю бригаду морской пехоты

 

 

 

 

                                                                                                        Морские пехотинцы Северного флота

 

http://ugvim.ru/

 

 Боевое применение морской пехоты в составе Северного оборонительного района.

 

     На основании приказа Наркома обороны и Наркома ВМФ от 12.07.1942 г. к 31.07.1942 г. был создан Северный оборонительный район (СОР) под командованием героя Ханко генерал-лейтенанта Кабанова, который после ряда переформирований включал 12-ю, 63-ю и 254-ю бригады морской пехоты, 104-й пушечно-артиллерийский полк, 113-й и 145-й отдельные артиллерийские дивизионы береговой артиллерии, 347-й, 348-й и 349-й отдельные пулеметные батальоны морской пехоты.[384]

 

 

Чёрная смерть

     Создание Северного оборонительного района значительно укрепило оборону советских войск на мурманском направлении. По перешейку полуострова Среднего проходил передний край обороны шириной 5 км. Перешеек оборонялся силами 12-й бригады морской пехоты. Один ее батальон, имея восемь опорных пунктов, оборонял выдвинутую вперед позицию боевого охранения, проходившую по скатам хребта Муста-Тунтури. Два батальона, оборудовавшие шесть ротных опорных пунктов, оборонялись в первом эшелоне. Во втором эшелоне находились стрелковый и пулеметный батальоны, оборонявшие две господствующие высоты.

    Морские пехотинцы отважно сражались в составе СОР, защищая п-ова Средний и Рыбачий. Постоянно шли ожесточенные, кровопролитные бои, борьба велась за каждый метр советской земли. Бригады морской пехоты не только прочно удерживали свои участки обороны, но и наносили врагу сокрушительные удары. За период с августа по октябрь 1942 г. противник потерял только убитыми 1467 человек. За это же время было разрушено 56 дотов и дзотов противника, 39 землянок, 12 складов с боеприпасами и продовольствием.[385] Боевые действия на этом участке фронта были настолько активными, что немецкое командование так и не смогло осуществить предусмотренную планом переброску 6-й немецкой горно-егерской дивизии с этого участка фронта на Кавказ.

 

Десант.

 

     За проявленную храбрость и мужество все командиры бригад морской пехоты и многие разведчики были награждены орденами и медалями, а 12-я отдельная бригада морской пехоты была удостоена ордена Красного Знамени.

    На полуострове Среднем в 1941 г. служил лейтенант Иван Лоскутов, совершивший подвиг, который лег в основу известной поэмы Константина Симонова «Сын артиллериста». Окруженный врагами, он вызвал огонь на себя и чудом уцелел, продолжал воевать, а после войны много лет служил на Дальнем Востоке.[386]

    Здесь же в морской пехоте начинал свою службу впоследствии ставший полковником Николай Букин, автор слов известной песни «Прощайте, скалистые горы», которую он посвятил морским пехотинцам Северного флота и которая стала их гимном.[387]

    В ночь на 11 сентября в районе мыса Пикшуев был высажен десант для уничтожения опорного пункта противника, артиллерия которого затрудняла морские перевозки в Мотовском заливе. Немцы весной 1942 г. оборудовали на возвышающейся над заливом скале сильный опорный пункт, являвшийся важным звеном в созданной по всему южному побережью Мотовского залива системе укреплений. Оборону на мысе Пикшуев занимала рота егерей с артиллерийской и минометной батареями. Все эти обстоятельства были учтены штабом 12-й ОБРМП при подготовке десанта, в состав которого вошла разведрота старшего лейтенанта А. А. Белозерова и саперный взвод общей численностью 300 человек под командованием майора А. П. Боровикова.

 

 

 Пулемётчик

 

     В каждой из групп отряда находились корректировочные посты во главе с офицерами. Весь личный состав усиленно готовился к предстоящим боевым действиям. На специально подобранном участке местности на полуострове Рыбачий морские пехотинцы учились ориентироваться ночью в горах, штурмовать скалистые высоты, маскироваться в горной местности.

    Согласно плану десант высадился в двух пунктах. Рота автоматчиков старшего лейтенанта Белозерова и два отделения саперов высадились западнее мыса Пикшуев, рота разведчиков Грачева и отделение саперов — за мысом Пикшуев южнее входа в Мотовский залив. В 4 ч 30 мин обе группы соединились и повели наступление на мыс Пикшуев. К 8 ч опорный пункт противника был полностью уничтожен, после чего десант возвратился в губу Эйна. Отряд майора Боровикова уничтожил 180 и захватил 9 человек противника. Было разрушено 6 дотов, 13 дзотов, 8 складов, 10 землянок, уничтожено 2 орудия и 10 минометов. Морские пехотинцы потеряли 24 человека (убиты и умерли от ран) и 37 человек были ранены.[388]

    17–18 сентября была проведена десантная операция в целях уничтожения трех опорных пунктов противника на побережье Мотовского залива. Десант морской пехоты из состава разведывательных подразделений СОР включал сводный отряд 63-й бригады морской пехоты под командованием капитана Буянова и отряд 12-й бригады морской пехоты под командованием майора Боровикова. Одновременно на западный берег губы Большая Западная Лица была высажена усиленная разведрота 82-й отдельной морской стрелковой бригады главной базы флота в количестве 200 человек. Всего было высажено около 890 человек. Удачными были действия только отряда майора Боровикова, который уничтожил более 100 солдат противника, 10 дзотов и склад с боеприпасами.

 

 

Снайпер 63-й бр. морской пехоты Северного флота Радна Аюшев.

 

      В бою за опорный пункт «Обергоф» отличилась штурмовая группа в составе трех разведывательных взводов, взвода автоматчиков и двух отделений саперов под командованием лейтенанта М. М. Зуева. При высадке мотобот со штурмовой группой в двухстах метрах от берега сел на мель. Под огнем противника морские пехотинцы вплавь в ледяной воде поплыли к берегу. Восемь разведчиков первыми достигли берега и с лейтенантом Зуевым по водостоку быстро поднялись на высоту к огневым точкам противника, метнули семь противотанковых гранат и бросились в атаку.

 

 

 Рзведчики морской пехоты под командование мл лейтенанта Петрова 1942 г.

 

     Военный совет Карельского фронта требовал от командиров всех степеней лично заниматься разведкой, комплектовать разведподразделения лучшими бойцами, а командирами назначать смелых и инициативных офицеров.[389] Именно таковыми являлись командиры разведывательных рот А. Я. Юневич, Н. И. Грачев, командиры разведвзводов старшие лейтенанты Г. А. Поярко, М. М. Зуев, И. Д. Федин, лейтенанты А. Т. Рудыкин, А. И. Кравцов и другие. Под руководством опытных командиров, многие из которых были награждены орденами Боевого Знамени, разведчики учились ориентироваться в горной местности днем и ночью, умело маскироваться, изучать повадки врага, засекать время смены постов, период приема пищи солдатами на переднем крае. Их обучали отлично стрелять, владеть ножом в рукопашном бою, переправляться через водные преграды, воспитывали отвагу, самообладание, взаимную выручку и готовность любой ценой выполнить боевое задание.

     После рукопашной схватки немцы оставили высоту. Штурмовая группа уничтожила стрелковый и пулеметный взводы, два пулеметных отделения, взорвала три землянки и два дзота. Получив приказ майора Боровикова прикрыть отход отряда, эта группа огнем своего и двух трофейных пулеметов остановила автомашины с немцами, первая из которых подорвалась на установленной разведчиками противотанковой мине, и под прикрытием огня пулеметов отошла к скалистому берегу, где по отвесным скатам спустилась к ожидавшим ее катерам. Отряд капитана Буянова атаковал опорный пункт «Могильный», но был встречен пулеметным огнем и отошел к месту высадки.

 

 

 Десанты морской пехоты Северного флота 1941-1944 гг.

 

    С VII.1943 по VII. 1945гг. - Лидер (Э/М) эсминцев «Баку» -

машинист котельной. 

     Лидеры - самые быстроходные и технически совершенные корабли советского флота, занимавшие промежуточное положение между эсминцами и легкими крейсерами, удачно сочетавшие высокую скорость хода с достаточно тяжелым вооружением. В предвоенные годы считалось, что эти корабли будут возглавлять стремительные артиллерийско-торпедные атаки на неприятельские эскадры. Неудивительно, что служба на лидерах для моряков была желанной и почетной.

В тяжелые годы Великой Отечественной лидерам пришлось решать совсем не те задачи, для которых они создавались, и корабли этого класса стали самыми активными участниками боевых действий на море. Героические рейсы "Ташкента" в осажденный Севастополь, сложнейшие походы "Баку" в штормовой Арктике, отважные рейды "Ленинграда" и "Минска" по нашпигованному минами Финскому заливу навсегда останутся славными страницами боевой летописи отечественного флота.

История.

«Баку» был заложен по проекту 38 за номером 267 15 января 1935 года на судостроительном заводе №198 в Николаеве. Через год, 10 марта 1936 года (на стапеле в доке № 3 эллинга А)[1] был перезаложен на заводе №199 Комсомольске-на-Амуре, где получил название «Киев».

Для ускорения постройки лидера «Киев» была использована принципиально но­вая технология — сборка на горизонталь­ных стапелях с монтажом механизмов и валопроводов в наливных доках (правда, в результате был увеличен стапельный период)[2].

25 июля 1938 года лидер был спущен на воду (хотя еще не были завершены работы по второму машинному и третьему котельному отделениям) и переименован в «Орджоникидзе». Достройку планировалось осуществить на плаву воВладивостоке (на ССЗ №202, где была подготовлена сдаточная база). 27 сентября лидер «Орджо­никидзе» был отбуксирован в Николаевск-на-Амуре, а затем во Владивосток, куда лидер прибыл только 25 октября. В мае 1939 годалидер приступил к испытаниям[2], и уже 27 декабря был принят в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ СССР как «Серго Орджоникидзе».

6 мая 1940 года «Серго Орджоникидзе» был приписан к составу 1-го дивизиона ТОФ, в составе которого уже в июне лидер принимал участие в постановках минных заграждений и сопровождении тран­спортов[3]25 сентября 1940 года лидер был переименован в «Баку».

Великая Отечественная война[править | править вики-текст]

В мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК) было принято решение перебросить с Тихого океана наСевер­ный флот несколько современных бое­вых кораблей[3], в том числе и лидер «Баку». В период с 15 июля по 14 октябрялидер, в составе Экспедиции особого на­значения (ЭОН-18), совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путем с востока на запад[4]. После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября1942 года в составе Северно­го флота из трёх дивизионов была создана бригада эсмин­цев, и лидер «Баку» возглавил 1-й диви­зион.

Во время Великой Отечественной войны «Баку» сопровож­дал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев[3]6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени.

Послевоенное время[править | править вики-текст]

В период с 29 октября 1948 года по 30 июля 1954 года лидер «Баку» находился на капитальном ремонте на заводе производственного объединения «Север» в Северодвинске[5], во время которого, 12 января 1949 года, был переклассифицирован в эсминец[4].

С 17 февраля 1956 года «Баку» баку был переоборудован в опытовое судно, а затем, 18 апреля 1958 года разоружён и переоборудован в судно-цель (ЦЛ-31). С 31 мая «Баку» становится несамоходной плавбазой (ПБ-32). С 2 июня 1959 года— плавказармой (ПКЗ-171)[6].

30 июля 1963 года «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.

Командиры[править | править вики-текст]

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

 

Лидер эскадренных миноносцев «Баку»

(до 25.07.1938 г. «Киев», до 27.12.1939 г. «Орджоникидзе», до 25.09.1940 г. «Серго Орджоникидзе»)

     Заложен 15 января 1935 года на заводе №198 в Николаеве (заводской номер 267), перезаложен 10 апреля 1936 года на заводе №199 в Комсомольске-на-Амуре, спущен 25 июля 1938 год. 27 декабря 1939 года лидер эскадренных миноносцев «Орджоникидзе» был принят в состав военно-морского флота, при этом его имя изменили на «Серго Орджоникидзе»

 

 

     25 сентября 1940 года лидер переименован в «Баку».

 

     С началом Великой Отечественной войны «Баку» приступил к выполнению этих задач. 2 октября 1941 года лидер был оборудован системой ЛФТИ.

     В мае 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей. В состав этой группы вошли лидер «Баку» и три эскадренных миноносца проекта 7. Для плавания во льдах корабли прошли подготовку: сначала в доке, а затем у стенки завода № 202, на плаву. Все работы проводились в обстановке строгой секретности.

 

 

Лидер эсминцев "Баку" перед уходом на Север, июль 1942 г.

 

     Утром 15 июля 1942 года корабли, составившие Экспедицию особого назначения (ЭОН-18), вышли из Владивостока. Однако эсминец «Ревностный» из-за столкновения с пароходом «Терней» пришлось вернуть в базу. 22 июля «Баку» привел эсминцы в Перопавловск-Камчатский для пополнения запасов топлива, продовольствия и воды, а 30 июля – в бухту Эмма на Чукотке, где состав ЭОН-18 пополнился танкером, пароходом и ледоколом «А.Микоян». С 14 августа, при прохождении Охотского, Восточно-Сибирского и Карского морей, кораблям ЭОН-18 пришлось бороться с 9-10-балльными ледяными полями, со сжатием, ледовым пленом. Случалось обкалывать и взрывать лед или отстаиваться в ожидании хорошей погоды. Когда у эсминца «Разъяренный» оказался погнут один из валов, лидеру пришлось буксировать его до Диксона.

 

 

 

Лидер "Баку" переходит на Север, август-октябрь 1942 г.

 

     10 октября в проливе Югорский Шар ЭОН-18 встретили корабли Северного флота. Без особых происшествий корабли дошли до острова Кильдин, где 14 октября их встретил командующий СФ А.Г.Головко.

    По чистой воде и во льдах «Баку» прошел в течение 91 суток 7327 миль за 923 ходовых часа. В Ваенге в октябре-ноябре «Баку» был поставлен в док, с корпуса сняли ледовую «шубу», проложили по палубе петли размагничивающей обмотки. Одновременно усилили зенитное и противолодочное вооружение. Эти работы заняли две недели.

     После прихода кораблей ЭОН-18 приказом командующего флотом от 20 октября 1942 года в составе Северного флота была создана бригада эсминцев, включавшая теперь три дивизиона эсминцев. Лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион.

 

 

Лидер Баку в г. Полярном.

 

    Уже 20 октября лидер участвовал в ох¬ране транспорта на переходе из Кольского залива в Белое море, а 29 октября «Баку» и «Разумный», приблизившись к берегу, заня-тому противником, открыли беглый огонь по его огневым точкам, мешавшим наступле-нию наших войск. Уничтожив две батареи и несколько дотов, советские корабли благо-получно вернулись в базу.

    17 ноября для усиления эскорта очередного союзного конвоя QP-15 были привлечены лидер «Баку» и эсминец «Сокрушительный». В условиях жесточайшего шторма, достигшего к утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и нулевой видимости суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду, конвой рассеялся.

     От ударов девятибалльной волны на лидере прогнулась палуба, и появились трещины на полубаке, были сорваны крышки люков и кожухи вентиляторов, нарушилась герметизация корпуса, все носовые помещения по 25-й шп. оказались затопленными, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения; в действии остался только котел № 1. Состояние корабля стало критическим: лидер принял 160 тонн воды, дифферент на нос возрастал, крен доходил до 40° на борт. Экипаж вел отчаянную борьбу за непотопляемость. С разрешения командира конвоя «Баку» и «Сокрушительный», не дойдя до назначенной точки сопровождения, повернули в базу.

   В это время от ударов волн у «Сокрушительного» по 173-й шпангоут отломилась корма, которая вскоре затонула. Шедший в базу лидер первым получил приказание оказать помощь терпящему бедствие кораблю. Однако вследствие плохой видимости попытки «Баку» найти эсминец не увенчались успехом. Да и сам лидер находился в трудном положении, топливо было на исходе. Командование флотом разрешило ему возвратиться в базу. Ведя в течение нескольких суток непрерывную борьбу за живучесть, экипаж лидера смог отстоять корабль у стихии. 22 ноября «Баку» самостоятельно прибыл в базу для аварийного ремонта.

    20 января «Баку» и эсминец «Разумный» были направлены для перехвата вражеского конвоя, следовавшего из Тромсё (2 транспорта, эсминец, сторожевик и тральщик). Советские корабли шли строем кильватера на расстоянии 25 миль от берега со средней скоростью 20 узлов. В 22.40 они повернули к берегу и через 35 минут по пеленгу 270° (на траверзе норвежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кбт обнаружили конвой. Увеличив скорость до 28 узлов, «Баку» и «Разумный» начали атаку.

 

 

Лидер "Баку"

 

      Сблизившись с наиболее крупным судном на дистанцию 26 кбт, «Баку» выпустил по нему 4 торпеды и открыл артиллерийский огонь из орудий главного калибра, «Разумный» стрелял по головному транспорту. По советским данным, одна из выпущенных лидером торпед попала в транспорт, и он начал тонуть. Другой, поврежденный артиллерией, выбросился на прибрежные камни. Корабли охранения немецкого конвоя стали обстреливать наши корабли, одновременно по ним открыли огонь и береговые батареи противника. Попаданий снарядов противника в лидер и эсминец не было. «Баку» и эсминец легли на курс отхода. Через несколько минут видимость сильно ухудшилась, и батареи прекратили огонь. Не снижая скорости, оба корабля вышли из района боя и направились в базу.

     После этого похода «Баку» встал на межпоходовый ремонт, затем в 1943 году начались его напряженные боевые будни – участие в конвойных операциях Северного флота.

В феврале-марте «Баку» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника. В летнюю кампанию 1943 года он входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев. 18-20 и 29 июня лидер эскортировал переход ледоколов из Северодвинска в Карское море. Завершая кампанию 1943 года, лидер вместе с эсминцами 14 ноября обеспечивал прикрытие конвоя АБ-55 из Мурманска в Архангельск.

    После этих трудных походов лидер встал на ремонт для подкрепления корпуса. По его завершении в июле-августе 1944 года «Баку» выходил на сопровождение конвоя БД-1 из Белого моря на Диксон и проводку конвоя АБ-15, а также для обеспечения связи при сопровождении конвоя БК-14 из Архангельска в Кольский залив.

    26 октября лидер участвовал в обстреле надводными кораблями СФ порта Вардё. Артиллерийская стрельба велась по данным радиолокации, централизованно. Кораблями было выпущено 597 снарядов. В порту возникли пожары и произошли сильные взрывы. 28 октября лидер сопровождал конвой JW-61, а 8 декабря — очередной конвой JW-62.

    За период участия в боевых действиях «Баку» прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения кораблей и судов, совершил обстрел вражеской военно-морской базы Вардё.

    За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное экипажем мужество и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года лидер «Баку» был награжден орденом Красного Знамени.

 

 

Лидер "Баку"

 

    Переклассифицирован в эсминец 12 января 1949 года. В ремонте с 29 октября 1948 года по 30 июля 1954 года. С 17 февраля 1956 года опытовое судно. Разоружен и переоборудован в судно-цель 18 апреля 1958 года. С 31 мая 1958 года несамоходная плавбаза. С 2 июня 1959 года – плавказарма. 30 июля 1963 исключен из списков флота и затем разобран на металл.

Тактико-технические данные

«Баку»

Водоизмещение стандартное, т

1952

Водоизмещение полное, т

2597

Длина наибольшая, м

127,5

Ширина наибольшая, м

11,7

Осадка максимальная, м

4,14

3 паротурбинные установки общей мощностью, л. с

66900

винтов, шт

3

Скорость хода максимальная, узлов

40

Скорость хода экономическая, узлов

20

Дальность плавания экономическим ходом, миль

2100

Экипаж, чел.

311-343

Топливо, т мазута

620

 

      Артиллерийское вооружение (первоначальное): 5 – 130/50-мм Б-13, 2 – 76/55-мм34К, 2 – 45-мм 21К. В ходе войны 45-мм установки были заменены 37-мм автоматами 70К. Так, к 1.07.1942 г. на «Баку» было установлено 6 – 37-мм 70К, а к маю 1944 г. число автоматов 70К было доведено до 11. На «Тбилиси» к 1943 г. было 4 – 37-мм 70К и 6 – 12,7-мм ДШК.

Минно-торпедное вооружение: 2x4 – 53-см ТА типа «Конь», боекомплект 16 торпед. Мог принять на палубу 50/124 мин обр. 1912 г., или 32/84 мин обр. 1926 г., или 24/76 мин типа КБ

http://ussrfleet.1939-45.ru/

 

 

Моряки Лидера сэскадренных миноносцев "Баку" на встрече 27 июля 1962 г. 

 

С VII.1945 по I. 1946 гг. - Московский флотский экипаж -

машинист котельной.

 

 

1945 г.

 

      

 

 

 

Демобилизован по указу Президиума Верх. Совета СССР от 22.X.1945 г.

 

После войны.

 

   Папа после демобилизации вернулся в родные места и устроился на Горьковский машиностроительный завод, или как ещё, он по-военному назывался  - 92. Трудно и голодно восстанавливалась разрушенная войной страна. Фронтовики, израненные и опалённые войной, по инерции продолжали воевать. Кто с «Ивашкой Хмельницким», который был посильнее многих богатырей и немало свёл их в могилу, а кто и с дезертирами, которые с мнимыми грыжами и плоскостопием всю войну подъедались на продовольственных складах. Кроме того в 1953 году, после смерти Сталина и разоблачения Берии, по амнистии на волю хлынуло множество воров, бандитов и жуликов. Это людское отребье, вооружившись трофейным оружием, делало мирную жизнь совсем не мирной, а тревожной и опасной.  И, конечно же, фронтовики включились в общую борьбу с этой мразью. Народные дружины, группы содействия милиции. Содмильцем был и мой отец.

   Правильно говорят, что у Господа Бога на каждого из нас свой календарь. Батя, отслуживший шесть лет, прошедший огни и ледяные полярные воды во время войны, кроме контузии ни каких ранений, погибает в родном городе Горьком. Его убили бандиты 9 ноября 1954 года, всего лишь через восемь лет после его дембеля. Высокий, широкоплечий, красивый и весёлый человек, прекрасно рисовал, пел и играл в спектаклях народного театра при клубе «Победа». Было ему всего-то 35 лет.  Истерзанное тело его нашли в верхней части города, на Верхневолжской набережной, возле больницы Водников. К сожалению милиция так и не нашла убийц моего отца. Через десять лет пришли отказные документы: «… мол, извиняйте, но найти убийц не представляется возможным…».

 

    Хочется в очередной раз удивиться хитросплетениям жизни. Через двадцать лет и мне довелось побывать в тех местах, где воевал мой отец. Увидеть это суровое море Барэнца, походить по безлюдным скалистым горам, на которых возможно ещё сохранились следы моего родного «Краснофлотца». Побывать в ещё сохранившихся с военных лет пулемётных гнёздах, державших под прицелом Кольский залив. 

  

 

 

1974 год, город Полярный. Кольский залив. Военный строитель  сержант А.С. Петряшин

 

 

     В 1972 году меня призвали в армию. Нас долго везли большим эшелоном. Мурманск, Североморск и наконец, на катере переправили через залив в город Полярный – главная база Северного флота.  Строительный  батальон. И таких батальонов было много. Когда это было такое время, чтобы бы наши заокеанские «друзья» не давали нам расслабиться, не держали нас в тонусе? Мы строили жильё, судоремонтный завод, укрепляли базу моряков подводников. В общем, создавали самый главный и мощный, как нам говорили отцы-командиры, Северный флот.

     Служить пришлось всего-то двое суток.  Правда, эти сутки были полярными. Полярный день - полгода и полярная ночь – полгода. Здесь был всё необычно. Нас привезли днём, и этот день всё не кончался. Солнце кружилось по небосклону и никак не могло упасть за сопки. К этому оказывается сложно привыкнуть.  Свет резал глаза, они устали от света. Здесь надо заметить, что был это 1972 год – год аномальной жары. В средней полосе России горели торфяники и леса. На Севере же гореть было нечему, но камни. Эти огромные каменюки и валуны незаходящее солнце накалило так, что дышать было трудно, а в неразношенных сапогах хлюпали от пота портянки. Зимой за Полярным кругом, правда, не так холодно, но дуют сильные ветра. Всё же сказывается мощное влияние тёплого течения Гольфстрим, которое омывает Кольский полуостров. За два года лишь три или четыре раза удалось почувствовать дыхание «Снежной королевы». 35 градусов с влажным ветром – это я вам скажу непередаваемое ощущение. Передвигаться по открытой местности можно было только перебежками. До костей пробирал мороз. 

 

 

 

    Это я – А. Петряшин.

    Так хохмили, я и сфоткался в морской форме.

    Наши ребята стройбатовцы (кстати 40% судимых) стеснялись, что они в стройбате ну и писали домой, а особенно девчонкам, что служат во флоте. Специально для этого покупали и подгоняли морскую форму. Фотографировались и отсылали фотки домой, а какие истории сочиняли про дальние походы и разнообразные морские приключения - Жюль Верн отдыхает.  И иной раз можно было слышать такой приблатнённый  разговор:  «… Ты как поедешь «По морю» или в «зелёнке»?…». Это значило – «…Ты как поедешь в морской форме или в общевойсковой?...». Наши воинские начальники на это, мне кажется, смотрели сквозь пальцы, так как это сильно путало шпионов.

   Отсутствие больших деревьев в тундре восполняется  миниатюрной растительностью, причём настолько яркой и живописной, что кажется природой, использована вся палитра цветов. Лишайники на скалах, разнообразные ягоды особенно главная из них – морошка.  Ягода вкуса клубники, ананаса и арбуза. Хрустальные глубокие озёра с вечной мерзлотой, в которых водится разнообразная, и даже красная рыбёшка. Но самое главное это высокое ничем не загороженное небо. Нигде я больше не видел таких ярких и сочных красок, как на северном небе. Чистейший воздух позволяет заглянуть глубоко внутрь. Северное сияние, как говорил В.С. Высоцкий здесь в большой цене, и бывает не часто. Нет, мелкие всполохи полярной ночью видны почти каждый день, но вот так, чтобы во всё небо полыхало, мне пришлось за два года видеть всего лишь два раза. Все кто был рядом – моряки-подводники, солдаты, гражданские рабочие, все полегли спиной на снег и смотрели на это светопреставление.  Забыть это трудно – сильное  впечатление.

 

 

Г. Полярный 1973 год. Младший сержант А. Петряшин.

Часть наша стояла на горе, которая круто обрывалась к Северу. И вот на этой скале какой-то Мусалиев М.Ц. 20 лет назад в 1954 году оставил свой автограф. В 1954 году погиб мой отец.

 

 

    Вспоминая сейчас дни своей службы в Полярном, я только теперь остро и с сожалением понимаю, что если бы я знал о том, что вот по этим улицам города Полярного ( тогда он назывался посёлок Полярное), ходил и мой отец, вот с этого причала они уходили в море в «суровый и грозный поход», в этом доме культуры он с товарищами смотрели концерт и т.д. мне было бы гораздо легче служить. Многое бы казалось не таким чужим и далёким. Обжитым до меня моим родным Отцом. И все мои горести и невзгоды армейской жизни, которых тоже было немало, показались бы мне такими мелкими по сравнению с тем, что довелось пережить этим героям. Под бомбёжками воющих немецких самолётов, под торпедами фашистских подлодок. Ко всем опасностям на Севере присоединяется дедушка Мороз. Здесь он не добрый старикан в красной шубе с мешком подарков за плечом. Здесь он белая смерть с косой. Если после кораблекрушения в Чёрном море можно продержаться на воде несколько суток, ожидая, когда тебя спасут, то в полярных водах этот срок борьбы за жизнь сильно сокращён. Зимой достаточно 15-20, летом 40-50 минут и человек тихо засыпает вечным сном и также тихо опускается на дно.

    О моей службе тоже можно многое рассказать, однако, это уже другая история.

    "...Прощайте скалистые горы..."

 

                                                                                                                                                                                                                              А.С. Петряшин

   

  

Назад к содержимому | Назад к главному меню