История с XIII по XXI вв. - petrishin

Перейти к контенту

Главное меню:

ИСТРИЯ АРЗАМАСА 

 

АВТОРСКИЙ САЙТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невинно осуждённый? На … 400 лет!

 

   Исторический очерк об основателе города Арзамаса, русском царе Иване IV Грозном.  Критический взгляд на исторические сведения о царе и значение его правления для развития России.  Очерк основан на глубоком исследовании многочисленных литературных источников русским учёным В. Г. Манягиным («Апология Грозного царя» Русский Вестник. М.  2002 г.).

 

 

 

 

   В школьных учебниках истории, в фильмах, в литературных и художественных произведениях нам упорно и методично прививали определённое мнение о русском государе. И даже в последнее время, к примеру, в художественном фильме «Царь» создана мерзейшая личность русского государя. Слепленный из непотребства образ царя с гнилыми зубами имеет сильнейшее эмоциональное влияние на умы, особенно молодых людей ещё и потому, что создан талантливыми и известными людьми. Непонятно только для чего так глумиться над собственной страной. Под этим мощным влиянием сложился образ царя – самодура, полусумасшедшего изверга, человека, упивающегося своей властью и кровавыми оргиями, в которых он участвовал.  О его значении для Росси как правителя говорится очень мало и в основном широко известна только его удивлённая фраза-ответ из фильма: «…Казань брал, Астрахань брал, а Шпака не брал…». В общем, роль царя сводится к жестокому и психически больному, мелкому политическому деятелю, которых было много в русской истории.

Храм Вознесения в Коломенском

построенный Василием III в 1532 году в честь рождения сына Ивана,

впоследствии Ивана Грозного

   А так ли это?

  А судьи кто?

 1. Главным историографом Грозного считают князя Андрея Курбского. Он был прямым потомком Рюрика, причём по старшей, в отличие от Грозного, линии и, потому считал себя вправе претендовать на «шапку Мономаха» и на русский престол, из-за этого его всю жизнь душила «жаба» зависти на Ивана. Изменник и предатель – Курбский, инспирировал вторжение на Русь 70 тыс. поляков и 60 тыс. татар. За предательство Курбский получил город Ковель с замком, Кревскую старостию, 10 сёл, 4  тыс. десятин земли в Литве и 28 сёл на Волыни. Сидя в своём замке под крылом польского короля Сигизмунда, Курбский отрабатывал предательство, сочинял лжеисторию на Ивана Грозного.

2. Протестанский пастор Одерборн и католик Гуаниньо, написавшие свои пасквили далеко от места событий – в Польше и в Германии.

3. Папский нунций А. Поссевиан, организатор польской агрессии против России.

4. Имперский шпион Штаден, советовавший императору Рудольфу, как лучше захватывать русские города и монастыри.

5. Ливонские ренегаты Таубе и Крузе, предавшие всех, кому служили.

6. Английский авантюрист Джон Горсей, которому совесть заменял кошелёк с деньгами. Как же здесь обойтись без руководящей и направляюще роли островного государства,  которое постоянно болеет клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства), которое всё своё благосостояние в основном построила на ограблении колоний. Правительство Англии  болеет, когда Россия ни с кем не воюет и когда у России такие правители как Грозный.

  Все они были современниками царя и имели свои причины ненавидеть Грозного.

  Очень жаль, что на основании сочинений этих шарлатанов об Иване Грозном,  создавались основные труды нашими уважаемыми и авторитетными историками XIX и XX вв.,  начиная с Н.М. Карамзина, И.Н. Костомарова и т. д.

   Общее положение в стране в те времена было крайне тяжёлым. « В 1538 г. была отравлена мать Иоанна, Елена Глинская. Восьмилетний мальчик осиротел. Началось «боярское царство», которое принесло державе и простому народу неисчислимые бедствия. С 1538 по 1543 год Москва  была местом насилий  и кровопролития. Много лет, проработавший в России итальянский архитектор Фрязин, бежав за рубеж, рассказал, что бояре делают жизнь в московской земле совершенно невыносимой. …До 1540 года страной фактически управлял И.В. Шуйский. При нём решения государственной думы стали законодательно равны царским указам… Наместники временщика в городах и весях вели себя «как лютые звери». Посады пустели, кто мог – спасался бегством. Беглый народ сбивался в шайки по всем центральным уездам страны. Южным границам угрожали татары  и турки, северо-западу – Литва и Швеция. Государство стояло на грани гибели».

   В чём же обвиняют Грозного?

   Во многом. К сожалению, сжатые рамки исторического очерка не позволяют провести широкое исследование. Приведу лишь несколько наиболее ярких примеров, и попытаемся их критически проанализировать.

   1. Казнь А. Шуйского… «…Верные государю придворные призывали покончить с беспринципными временщиками, но мальчику было трудно разобраться в политической игре, ведущейся вокруг, и он опасался вступить в неё. Чашу терпения переполнили избиение и арест его друга и наставника  Ф.С. Воронцова только за то, что «великий государь его жалует и бережёт». Лишь слёзы мальчика и заступничество митрополита спасли Воронцова от смерти. После этого Иоанн решился и 29 декабря отдал приказ об аресте «первосоветника» Андрея Шуйского, вождя стоящей у власти партии удельных князей.  Но историки безосновательно обвиняют государя в расправе над Шуйским без суда и следствия. Он не приказывал казнить временщика. Источники свидетельствуют о том, что виноваты «переусердствовавшие» слуги. Желая угодить царю, они задушили ненавистного боярина вместо того, чтобы отправить его в темницу».

2. Избиение новгородских пищальников (воинов, оружием которых было огнестрельное ружьё – пищаль)…

    Историк  Костомаров так описал это событие: «Однажды, когда четырнадцатилетний Иван (в действительности ему было без трёх месяцев 16 лет; дата рождения царя хорошо известна, Костомаров не мог её не знать и, следовательно специально исказил данный факт. – В.М.) выехал на охоту, к нему явились 50 новгородских пищальников жаловаться на наместников. Ивану стало досадно, что они прерывают его забаву; он приказал своим дворянам прогнать их, но когда дворяне принялись их бить, пищальники принялись давать им сдачи и несколько человек легло на месте». После этих строк так и представляешь  себе наглого пацана, развалившегося возле своего шатра, который жестоко приказывает избить бедных и уставших с дороги людей.

    А если посмотреть на эту историю непредвзято:  Государь выехал не на охоту, а на обследование местности в военных оборонительных целях. Дорогу ему внезапно преграждают вооружённые люди, с предложением принять от них жалобу на наместника. Им объясняют, что существует определённый порядок подачи челобитных. Пищальники настаивают, угрожая оружием. Для остроты понимания представим себе в наше время подобную ситуацию. Кортеж   президента любого государства, который внезапно остановят 50 вооружённых людей? Во-первых, нетрудно догадаться о намерениях этих «челобитчиков» и совершенно понятно, что с ними сделают президентские спецслужбы.

3.  О жёнах государя… Не сумев найти подтверждение царскому блудодейству, историки приписывают Иоанну хотя бы многожёнство. «… На сцену выступают пресловутые семь жён Ивана Грозного, созданные больным воображением западных мемуаристов,  начитавшихся сказок о Синей Бороде. Иеремия Горсей, много лет проживший в России, не постеснялся записать в царские жёны «Наталью Булгакову, дочь князя Фёдора Булгакова, главного воеводы, пользовавшегося большим доверием и опытного на войне… вскоре этот вельможа был обезглавлен, а дочь его через год пострижена в монахини», звучит правдоподобно, однако в примечаниях Ю.А. Лимонова к тексту, мы читаем: «Упоминание жены Ивана IV Натальи Булгаковой – ошибка, таковой не существовало. Эту фразу можно повторить и по отношению к большинству «жён» Иоанна. В своём « Путешествии по святым местам русским» А.Н. Муравьёв указывает точное число Иоанновых жён. Описывая Вознесенский монастырь – место  последнего упокоения Великих княгинь и русских цариц, он говорит: «Рядом с матерью Грозного четыре его супруги…»  Конечно, четыре супруги – это, безусловно, нарушение церковного канона. Но, во-первых,  не семеро; а, во-вторых, третья супруга царя, Марфа Собакина, тяжело заболела ещё невестой и умерла через неделю после венца, так и не став царской женой. Для установления этого факта была создана специальная комиссия, и на основании её выводов, царь получил впоследствии разрешение на четвёртый брак. Надо помнить к тому же, что в царской жизни нет  ничего личного, но всё – государственное…»

4.  Князья Воротынские. «…У некоторых авторов желание убить их было так велико, что все трое слились в одну образцово-показательную жертву деспотии», чей ужасный конец как всегда красочно описал Карамзин: «…в 1656 г. … князь Михаил Воротынский …был предан на смертную муку, обвиняемый рабом его в чародействе и в умысле извести царя… Мужа славы и доблести привели к царю окованного… и шестидесятилетнего героя связанного, положили на дерево между двумя огнями; жгли, мучили. Уверяют, что сам Иоанн кровавым жезлом своим пригребал пылающие угли к телу страдальца. Изожжённого, едва дышащего взяли и повезли Воротынского на Белоозеро. Он скончался в пути. Вскоре после этого замученный до смерти князь получает во владение город Стародуб-Ряполовский и одновремённо шлёт царю из монастырского заточения письмо, в котором жалуется на то, что ему, его семье и 12 слугам не присылают полагающихся от казны рейнских и французских вин, свежей рыбы, изюма, чернослива и лимонов. В 1571 г. Михаил неожиданно меняет монастырскую келью на кресло председателя комиссии по реорганизации обороны южных границ, побеждает в июле 1572 г. крымцев при Молодях, а в апреле 1573 г. его вторично и опять же собственноручно поджаривает Иоанн. И, в довершение всех нелепиц, через год после своей второй смерти Михаил подписывает 16 февраля 1574 г. новый устав сторожевой службы».

   Эти события, происходившие в XVI веке, непосредственно касаются нас, арзамасцев, так как оборонительная система – южная граница Московской Руси, укреплением которой и занимался князь Воротынский,  проходила по территории Арзамасского края. Выдающийся политический деятель, доблестный полководец, один из немногих до конца своих дней  верный царю – Михаил  Иванович Воротынский владел землями на юге Нижегородского края, в настоящее время это город Воротынск.

3. О митрополите Филлипе… В 1566 году Иоанн Грозный и митрополит Московский Филипп заключили соглашение о разграничении сфер влияния: один не вмешивался в церковное управление, а другой не касался дел государственных.  «…Когда святого обвинили в политической неблагонадёжности, Иоанн просто не поверил интриганам и потребовал фактических доказательств, которых у них само собой не было.

    Тогда владыки новгородский, рязанский и суздальский заключили с высокопоставленными опричниками-аристократами союз против Филиппа.  К делу подключились бояре Алексей и Фёдор Басмановы… В ноябре 1568 года епископы – заговорщики  созвали собор. Приговор собора, как и многие другие документы того времени, впоследствии был «утерян». Г.П. Федотов, несмотря на всю свою предубеждённость против царя, отметил: «Святому исповеднику выпало испить  всю чашу горечи: быть осуждённом не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми»… Царь пытался защитить святителя, но не мог нарушить соборного постановления. Свергнутый митрополит был арестован лично участником заговора  А. Басмановым и заточён в Тверской Отрочь монастырь под надзор ещё одного заговорщика  «пристава неблагодарна» Стефана Кобылина…» « …в сентябре 1569 года началось следствие о связях московских и новгородских изменников и их участие в устранение Филиппа. Святой стал очень опасным свидетелем, и его решили убрать. Когда Малюта Скуратов, руководивший расследованием, достиг Твери, святитель был уже мёртв…»

4. Об убийстве Грозным сына… Сразу возникает в памяти картина И. Репина, где царь Иоанн с выпученными глазами судорожной рукой зажимает кровоточащую, на виске сына рану.  Версий об этом ужасном событии, как обычно, много.

 

Иван Васильевич Грозный у смертного одра своего сына Ивана.

     Первая: недовольный ходом дипломатических переговоров о западных землях царевич выступил против отца. Царь впал в ярость, обозвал царевича изменником и «… дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову…». Все источники свидетельствуют, что царевич умер 19 ноября 1581 г., а переговоры с Польшей начались 13 декабря 1581 г., то есть почти через месяц после смерти царевича. Как можно быть недовольным ходом переговоров, которые ещё и не начинались, историки об этом умалчивают».

   Вторая: царь-игумен Иван Грозный будто бы увидел свою беременную невестку, которая расхаживала по дворцу из-за жары (это в ноябре то месяце) в неприлично одетом виде. Опять же рассвирепев, он стал бить её палкой. Царевич стал заступаться за жену и получил удар жезлом в висок. Нелепость этих диких фантазий очевидна. Царевна, тем более беременная, в окружении многочисленных мамок и нянек, должна была находиться в своей светёлке, под замком и  никак не могла расхаживать в полуголом виде одна по дворцу.

   «… По «свидетельству» Одерборна отец с сыном менялись любовницами. Они вместе сластолюбствовали и губили людей, - утверждал Карамзин…» «…Все лживые мерзости, которые говорились об отце, повторяются в адрес сына. И вдруг после смерти наследника всё меняется как по мановению волшебной палочки. Карамзин рисует образ нежно любящего сына,  который, умирая, «лобызает руки отца… все оплакивают судьбу державного юноши (27 лет? Трижды, по словам историков, женатого? Для пущего эффекта написали бы уж мальчика. – В.М.), который мог бы жить для счастия и добродетели…». «…У Горсея царевич стал «мудрым и кротким, героем и красавцем, любимым всеми». «…Валишевский пишет, что царевич пользовался большой популярностью и его смерть стала народным бедствием…» Превращение «кровожадного чудовища» в «любимца нации» и «героя духа» говорит о том, что одно из двух – первое или второе – ложь.

   В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Фёдора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании была проверена версия об отравлении Грозного. Учёные обнаружили, что содержание мышьяка, наиболее популярного во все времена яда, примерно одинаково во всех четырёх скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.

   Место смерти наследника, Александровская слобода, расположена  к северу от Москвы. И вряд ли царевич с пробитой головой мог бы ещё и куда-то путешествовать.

    Известно, что он занемог и болел от 4 до 10 дней. Почувствовав себя плохо, царевич выехал в Кирилло-Белозёрский монастырь, чтобы там перед смертью принять монашеский постриг, но по пути к Александровской слободе он скончался.

 

 

Александровская слобода

 

5. Об Опричнине…  Иоанн-IV Грозный управлял государством с 1538 по 1584 гг. почти 46 лет. Все эти годы страну, которой он управлял, окружали многочисленные внешние враги, от которых государь успешно оборонялся.  Однако внутри страны сильнейшие партии удельных князей и боярства постоянно устраивали заговоры и интриги, что было несравненно тяжелее внешних угроз. Если хронологически проследить те беды и невзгоды, которые ему устраивали его вельможи, то становится страшно и удивительно как мог один человек вынести все эти душевные муки.

   В 1538 г. была отравлена мать Иоанна, Елена Глинская. Над сиротой всё его детство издевались и унижали его же придворные, главой которых был Иван Шуйский. Впоследствии Иоанн вспоминал, что в то время он часто не имел самого необходимого: одежды и пищи.

   Весной 1547 года боярский мятеж и обширный пожар, названный впоследствии Великим. За 10 часов выгорело 25 000 дворов, взорвались кремлёвские стены, начинённые порохом. Погибли от 1700 до 3700 человек. Царь, опасаясь за свою жизнь, выехал из Москвы в загородное село Воробьёво. Вооружённые бунтовщики, во главе которых шёл городской палач, окружили загородный дворец и требовали выдачи Глинских. И только благодаря твёрдому решению  государя удалось избежать кровопролития.

   В 1553 г. молодой здоровый человек – царь, которому к тому времени было всего 23 года, вдруг неожиданно заболел, причём настолько серьёзно, что, придя в себя после первого приступа болезни, потребовал принести присягу наследнику. Что это – естественная  болезнь или отравление?

   В 1554 г. при загадочных обстоятельствах погибает его первенец, маленький Дмитрий. Мальчику не было ещё и двух полных лет.

   В 1560 году скончалась любимая всеми, кроме, ненавидевших её, Сильвестра и Адашева, царица Анастасия. Смерть любимой жены  Иван переживал особенно тяжело.

  В 1581 году умирает его старший сын Иван Иванович – надежда государя, продолжатель его дел, будущий царь, которому он составил завещание в своей духовной грамоте.

  Вопрос: как бы поступил любой европейский правитель? Вероятнее всего уничтожил бы всё враждебное окружение престола, утопил в крови, да и  дело с концом. Грозный поступил иначе. Твёрдо веря в свой народ, который любил, уважал и поддерживал своего государя,  он разрывает порочный круг и выходит из этого враждебного боярского и княжеского окружения. Выделяется в «Опричнину». Покидает столицу и, со всем двором и приказными избами – правительством, переезжает в Александровскую слободу. Создаёт для защиты единства государства и чистоты веры военно-монашеский орден. Да, со страшными эмоционально – жёсткими  символами: чёрная одежда, метла и собачья голова. «…Жизнь в этом мирском монастыре регламентировалась уставом, составленным лично Иоанном, и была строже, чем во многих настоящих монастырях…» Кроме огромной работы по управлению государством царь в монастыре сам звонил к богослужению, усердно молился, пел в церковном хоре, сочинял стихи и музыку к церковным песнопениям.

     Выделением в «Опричнину», этим политическим манёвром, Грозный добивается  главного, сохраняет единство государства от разрывающих эту целостность удельных князей. Ещё более укрепляет свой авторитет и власть.  Через некоторое время огромная масса народа, готовая сама смести с лица земли всех врагов царского престола, умоляет государя вернуться в столицу.

    По мнению митрополита Иоанна Ладожского: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования  Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под власть Литвы… Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенной и обновлённой опричниной»

    Кому это выгодно?  «…(Философ) Иван Ильин, долгие годы проживший в Европе, показал сущность отношений европейцев к России: «Западные народы бояться нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашей возрастающей мощи (пока она действительно возрастает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе…, что русский народ есть народ варварский, тупой, циничный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов…

    Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать» её по-своему; угрожающая своими размерами, чтобы её можно было расчленить…»

   « … Такое отношение к нашей стране сформировалось во время правления Иоанна IV. До конца XV века Россия находилась на положении золотоордынского протектората. На Западе с ней могли  не считаться. Но в 1480 г. Русь поднялась с колен, а при Грозном расправила плечи от Балтики до Сибири. При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн.кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое – до 5,4 млн. кв. км – чуть  больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек…»


   Вместе с тем личность великого русского царя Ивана-IV Васильевича Грозного сложна и многообразна и как каждый живой человек он, конечно же, имел и свои отрицательные черты характера. А как сказано в одной известной книге «…Не сотвори себе кумира…», то к изучению этой громадной фигуры необходимо подходить ответственно и взвешено.  И тем более  досадно и непонятно когда читаешь в солидных научных изданиях с золотыми обрезами явную и неприкрытую ложь на великого государя. 

Кадр из фильма об Иване Грозном.

   «…Если очистить царствование Грозного от клеветы и домыслов, то эпоха Иоанна IV предстанет в своём истинном свете. Как время создания могучей Великорусской Православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении четырёхсот лет объединяла и вдохновляла русский народ. Народ это сознавал и не просто «терпел» Иоанна, но восхищался им и любил его. Ни про какого другого царя не сложено народом столько песен и сказок. До 1917 г. на могилу Иоанна в Кремле приходили простые русские люди просить помощи в делах, требующих справедливого суда. Нация видела в царе «выразителя народного единства и символ национальной независимости», что свидетельствует об истинно демократическом характере его власти. В то же время как самодержец Иоанн получил власть от Бога и потому не зависел ни от каких авторитетов и политических сил в стране и действовал в общенациональных интересах, ибо других у самодержавного монарха быть не могло. Россия была его отчим домом, и он был в этом доме хозяин, а не временный гость: слуга Богу, отец народу, милосердный к врагам личным и Грозный к врагам Отечества.

 

 

                                                                                                                                                                                                            кандидат исторических наук,

                                                                                                                                                                                                                 член Союза архитекторов,

                                                                                                                                                                                                                 архитектор – реставратор

                                                                                                                                                                                                                                      А.С. Петряшин

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Назад к содержимому | Назад к главному меню